Восстание Спартака
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Цель урока: - создать общие представления о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака;
- формировать умения анализировать, самостоятельно работать с учебным текстом, картой;
- выявить оценочные суждения о борьбе рабов за свободу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_dlya_5_klasse_vosstanie_spartaka.zip | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока для 5 класса
Тема «Восстание Спартака»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: - создать общие представления о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака;
- формировать умения анализировать, самостоятельно работать с учебным текстом, картой;
- выявить оценочные суждения о борьбе рабов за свободу.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, электронное учебное пособие «История древнего мира», опорные схемы.
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию нового материала. слайд 2
Цирк вокруг бойца плывет, он умирает –
А в честь убийцы вопль звериный не смолкает.
Он слышит, но не внемлет. Взор его
С душою вместе далеко витает.
Что жизнь ему, и приз, и торжество?
Пред ним – шалаш на берегу Дуная:
И детворы его играет стая. И там их мать…
И вот отец зарезан, римлян забавляя!
(Байрон)
- Ребята, вы прослушали отрывок из стихотворения английского поэта Байрона. Догадываетесь ли вы, какое зрелище так выразительно описывает поэт?
(Ответы уч-ся)
- Давайте вспомним, в каком положении находились рабы в древнем Риме.
(слайды 3-6) ПРОВЕРКА СЛАЙД 7
2. Изучение нового материала
- Ни в одном государстве древнего мира не было такого количества рабов, нигде они не находились в таком униженном положении. Поэтому и неудивительно, что именно в Древнем Риме произошло в 74-71 гг. до н.э. самое крупное восстание рабов. (Слайд 8)Тема нашего урока «Восстание Спартака». В ходе ее изучения мы узнаем о причинах восстания, составе восставших и их целях, рассмотрим ход восстания, причины поражения и значение восстания. (Слайд 9)
- Итак, давайте вспомним, что представляла собой Италия накануне восстания?
(Ответы уч-ся) Теперь определим причины восстания ( слайд 10)
Итак, с одной стороны, продолжалось разорение крестьян. С другой стороны, огромное скопление рабов, тяжелые условия их жизни и труда - все это грозило восстаниями, что и произошло в 74 г. до н. э
Восстания рабов поднимались и прежде. Но восстание под руководством Спартака достигло размаха прежде небывалого.
- Человеком, сумевшим поднять людей на борьбу, стал Спартак. Он навеки остался в памяти народа, как предводитель восстания.
Мы не знаем, как он выглядел, т.к. отсутствуют документы, но многие художники, скульпторы, писатели и другие пытались воссоздать образ героя в своих произведениях искусства. Перед вами памятник Спартаку в Болгарии. (Слайд 11)
(Слайд 12) Спартак родился около 120 г. до н.э. во Фракии. Он служил в качестве наемника в римской армии, проявил такую храбрость, что его сделали начальником отряда в 10 человек. Постепенно он мог бы добиться высокого положения, но римляне снова начали войну с фракийцами. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и стал на защиту Родины. В одном из сражений его раненого, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе. В гладиаторской школе Лентула Батиата Спартака обучили искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. В 76 г. до н.э. Спартак получил свободу и отставку. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Он развернул в школе агитацию, в результате которой ему удалось создать группу из 200 человек. Это были в основном германцы, фракийцы и галлы, считавшие,
что лучше пойти на риск ради свободы, чем рисковать своей жизнью на арене для потехи зрителей. (слайд 13)
-Каковы же цели восстания? Это один из спорных вопросов, т.к. отсутствуют документы. Обратимся за помощью к книге итальянского писателя Джованьоли «Спартак». Перед вами лежат листы с фрагментами произведения. Прочитайте текст, обсудите в парах, каковы были цели восставших.
-Итак, ребята, вы прочитали фрагменты, которые помогли вам узнать цели восстания. Каковы же они? Давайте вместе ответим на вопрос и наши рассуждения запишем. (Ответы уч-ся) (Слайд 14)
- Как же происходило само восстание? 200 гладиаторов устроили заговор, но он был раскрыт и удалось бежать лишь 78 рабам. Они укрылись на Везувий (см. карту на с. 235 в учебнике). Предводителем своим они избрали Спартака, а также Крикса к Эномая. (Слайд15)
К рабам присоединились рабы-пастухи, беднота - около 10 тысяч человек. Они нападали на имения, добычу делили поровну. Из металлов изготовляли оружие.
Причину своих несчастий восставшие видели в деньгах и крупной собственности. Они нападали на богатые владения и не трогали земли кре¬стьян, не брали золото и серебро.
73 г. до н. э. войска Рима окружили лагерь восставших. С горы можно было спуститься только одним путем, римляне перегородили его, считая, что рано или поздно рабам придется покинуть свое убежище.
Тогда Спартак решился на рискованный шаг. Ночью рабы спустились с крутого склона по сплетенным из виноградной лозы веревкам, зашли римлянам в тыл и обратили врагов в бегство.
После победы над римлянами, в Спартака и успех его армии поверили многие, к нему присоединялись все новые и новые рабы и крестьяне. Сенат отправил против мятежников 2 легиона. Спартак понимал, что ему не одолеть римлян. Он решил прорваться к Альпам, рассчитывая перейти через горы и дать возможность каждому вернуться домой. Но 30тысяч рабов не захотели уходить из Италии и отделились от Спартака. Они решили, что могущество Рима можно сокрушить. Воспользовавшись разногласиями между восставшими, римляне напали на отделившийся от Спартака лагерь и уничтожили его. Вы видите на экране путь движения армии Спартака, найдите в учебниках карту на стр. и на ней проследите этот путь. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар. Римляне не ожидали нападения и были разгромлены. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско. Вскоре путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Зачем? Мы этого не знаем. Возможно, рабы, опьяненные победами, надумали окончательно уничтожить власть римлян. Спартак вновь прошел через всю Италию и подошел к проливу, отделяющему ее от Сицилии. Туда намеревался попасть Спартак, чтобы поднять восстание сицилийских рабов и вместе с ними сокрушить могущество Рима. Тем временем с севера подошел с большим войском полководец Красс. Он запер рабов на южной оконечности полуострова. В самой узкой его части он приказал вырыть ров от моря и до моря. За рвом возвели стену из бревен и земли. Спартак не обращал внимания на эту стройку, он ждал пиратские корабли, которые перевезли бы их на Сицилию, но пираты обманули его: получив плату, они уплыли прочь. Восставшие попали в западню, они попытались пробраться сквозь укрепления Красса, только трети удалось вырваться из ловушки. В помощь Крассу Сенат послал 2 полководцев: Помпея и Лукулла. Боясь объединения римских армий Спартак напал на Красса.
- О последнем бое Спартака, который произошел в Апулии в 71 г. до н.э. писал Плутарх. Давайте прочитаем в учебнике, что же он рассказывает.
- Чем же закончился последний бой?
-Восстание было подавлено. 6 тысяч участников были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги, ведущей из Капуи в Рим.
- Желание свободы и мужество восставших было велико, но все же восстание потерпело поражение. Каковы же, по вашему мнению, причины поражения восстания рабов?
- В завершение изучения темы, нужно сказать, что борьба за свободу никогда не бывает бесполезной. А люди, которые проливают кровь за благое дело, остаются бессмертны. Они вечно живут в памяти народа.
Выводы: Рабские восстания обычно кончались поражениями и отличались одной, особенностью: мятежные рабы жестоко мстили свободным людям за свои былые унижения, но даже и не думали отменять рабовладельческие порядки. В захваченных ими областях возникали временные рабские государства, в которых бывшие невольники делались господами, а бывшие свободные - рабами. Вожди повстанцев, как правило, возглашали себя царями.
В противоположность им Спартак по-настоящему сражался за свободу, пытаясь увести своих товарищей из страны рабства. старался отучить от рабских пороков, чтобы из них получилась не разбойничья шайка, а дисциплинированное войско, достойное свободных людей. Поэтому даже враги-римляне вспоминали о нем с уважением. А во всемирной истории, т.е. в памяти человечества благородный предводитель рабов занял почетное место рядом со знаменитыми полководцами древнего мира
3. Закрепление.
- Итак, ребята, наш урок подходит к завершению. Я предлагаю вам небольшой тест, который поможет, как вы усвоили материал. Перед вами вопросы и варианты ответов. Правильный ответ подчеркните.
- А теперь давайте проверим. Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы, вы отлично усвоили материал. Кто не ответил на 1 вопрос? Будьте повнимательнее.
4.Домашнее задание
- Прочитайте §51
По выбору:
1)Составьте план событий восстания Спартака.
2)Подготовьте рассказ о восстании Спартака от имени рабовладельца или гладиатора.
5. Рефлексия.
- Я бы хотела услышать ваше мнение об уроке, продолжите предложение:
Мне понравилось на уроке …………
Мне было интересно узнать о…………
На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока для 5 класса на тему "Восстание Спартака"
Разработка содержит конспект урока с электронной презентацией....
Восстание Спартака
Данная работа - презентация станет помощником на уроке истории в 5 классе по теме "Восстание Спартака"...
Конспект и презентация к уроку по теме: " Восстание Спартака"
Данная работа познакомит учащихся с причинами начала восстания. Учащиеся узнают, где началось это восстание, кто его возглавил, кто в него входил, а также каковы его результаты....
План-конспект на тему "Восстание Спартака"
Комбинированный урок истории в 5-ом классе с использованием электронных образовательных ресурсов, на котором дано представление о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под ...
Методическая разработка урока по истории в 5 классе на тему "Восстание Спартака"
Данная разработка содержит в себе конспект урока и презентацию...
Урок истрии Древнего мира "Восстание Спартака"
конспект урока и презентация...
Восстание Спартака
Презентация "Восстания Спартака" для 5 класс...