Методические рекомендации по преподаванию Философии в средней школе (систематический курс)
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Горошенкина Наталья Геннадьевна

Методические рекомендации по преподаванию

Философии в средней школе

(систематический курс)

Горошенкиной  Натальи Геннадьевны учителя истории и                                              обществознания высшей категории, почетного работника образования, победителя ПНПО-2008                                                                    МБОУ «СОШ № 27, города Перми»                               

(Рецензент Ильин М.С. научный сотрудник Центра устной истории и визуальной антропологии г.Перми)

Апробирован в 2011-2013 г.г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27» г.Перми

Методические рекомендации по преподаванию

Философии в средней школе

(систематический курс)

Горошенкиной  Натальи Геннадьевны учителя истории и                                              обществознания высшей категории, почетного работника образования, победителя ПНПО-2008                                                                    МБОУ «СОШ № 27, города Перми»                                

89129845641

(Рецензент Ильин М.С. научный сотрудник Центра устной истории и визуальной антропологии г.Перми)

г. Пермь, 2013 г.


Систематический курс.

Тема урока 1: Основание философствования.

Интерпретация философских проблем

Тип философствования                                                рассмотрение вопросов

берущий за основу для                                                в комплексе со всех сторон,

рассмотрения различных проблем:                                через различные точки

1) феноменология через познание;                                        зрения: феноменологию,

2) герменевтика как понимание;                                        аналитику, марксизм и т.д.

3) аналитика через язык;

4) постмодернизм на основе разборки текстов

анализ определенной последовательности проблем

в «Систематическом курсе философии»

Мир философии – это мир человека (личности и общества) и мир природы.

Между ними мир символов (т.е. продуктов жизнедеятельности человека).

Мир философии

Три сферы бытия

Мир человеческого                мир символичного                мир природы

Многообразие чувств,             труд, язык, культура                физические, химические,

эмоций, мыслей,                                                          биологические явления

общественных отношений

Философия выполняет главную роль при решении коренных,

фундаментальных проблем человека и человечества через символы.

! Пример: идея              богатство (множество)               практик (всех)

                                наук (всех)                искусств (всех)

Современные философы считают:

1) Философии не все под силу;

2) Философия не претендует на представление исчерпывающей картины мира;

3) Философия дает методы, инструменты исследования;

4) С категориями надо обращаться осторожно (пример на 115 странице).

В философии главное человек

человек                 его творение                природа  

1                                2                                3 - антропоцентристы        

2                                3                                1 – натурфилософы

Философия человека.

Антропология – учение о человеке.

Философия антропологии – исследование общественной природы человека.

Антропоцентризм – рассмотрение в философии отдельного человека.

Философская природа человека:

1) античные философы – человек это микрокосмос, то есть часть космоса.

2) высокие интеллектуалы – двойственность, дуализм человека

                                Сократ        душа                        тело

                                Платон        идея                        форма        Аристотель

3) средневековые философы:

человек плотский и духовный;

природа человека: тело, душа, дух;

духовность – это совесть – со-весть с Богом осуществляется через Веру, Надежду, Любовь в рамках христианства.

Течения христианства опираются

Православие                        католицизм                                протестантизм

Платон и Плотин        Аристотель, Августин                философы нового

                                        Аквинский                                времени

Интуитивно-чувственное                рационализм,                                Бог существует, т.к.

единство истины, красоты                человек субъект воли                без него человеку плохо

и добра

Далее смотри стр.120 характеристика философии Нового времени и XX века.

?? Бессознательность человека стр.121.

Д/З: Выводы стр.122-123 , вопросы 1-6, стр. 132.

Тема урока 2. Философия общества.

Наука об обществе – социология.

Философские основания социологии начинаются с взаимоотношений

человека и общества:

1) Новое время

общество

индивид;

2) Новейшее время

общество

индивид;

3) Современность

общество                        общество

индивид                индивид                индивид

Социальные действия и их смысл:

1) Общество

Идеи, представления, ценности…

Действия человека определяются их ценностью.

2) Природа

существует независимо от человека и его идей

взаимодействия природы не нуждаются в определении приоритетов.


Взгляды на общество:

1) Античность

общество – это воплощение идеи справедливости (Платон, Аристотель);

2) Средние века:

Град небесный (духовный, божественный),

Град земной (греховный, общество)

Отношения общества с богом строятся :

В православии                соборность, единство народа со Всевышним;

В католицизме                мы и он;

В протестантизме                я и ты.

3) Новое время:

Общественный договор  (Гоббс, Руссо, Локк);

Люди  «склеены» трудом (Маркс);

4) Новейшее время:

Интерпретация социального действия (М.Вебер).

Вывод: 

Общество – это совокупность людей в рамках ими же

производимой системы социальных действий и их смыслов.

Д/З: Выводы стр.131; вопросы 7-10, стр.132; составить схему «Взаимоотношения в современном обществе»


Философия истории.

Философия истории – интерпретируется направленностью

исторического процесса.

1) Античная философия (Др. греки)

 

Миф                        космос  

                Гармония                цикличность

                                        круговорот

                                        геометрический образ вечности

2) Христианская философия

есть начало истории, значит, есть ее конец (апокалипсис)

творение                грехопадение                очищение                        вечность

                                                                                                                                                                                        человечество

                                                                станет богочеловечеством


3) Новое время

 разум источник прогресса (поступательного)   -  от менее совершенного к более совершенному (линейный процесс).

К.Маркс (первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм …)

4) Новейшее время

Нелинейная эволюция

Современная история, равно как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс и регресс, и рассветы и закаты, многочисленные единства и многообразия.

Идет процесс всепланетной цивилизации.

Россия – основа диалога Востока и Запада.

Д/З: стр.131 вывода; стр.132 вопросы 11-14.


Тема урока: Философия как аксиология.

Учение о ценности.

Аксиология (греч.axia  – ценность;  logos –учение, слово)

  - философское исследование природы ценностей.

Аксиология возникает, как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей  «проблеме ценностей», в конце XIX начале XX века.

1) Сократ задается вопросом: «Что есть благо?»  Ответ на этот вопрос ищут люди всегда.

2) Определение значения любого объекта для человека и его потребностей (т.е. личный и общественный интересы).

3) Оценка фактов жизни может быть диаметрально противоположной.

Учение о ценности (история вопроса):

1) В античности – идея как идеал  (Платон).

2) Средние века – Ценность Бога, а не человека на 1 месте.

3) Новое время – главная ценность – разум (как истина).

Истина – рассудок.

Ценность – разумная воля.

Кант – истина, красота, благо.

4) Философия XX века – о ценности спорят феноменология, герменевтика, аналитика, постмодернизм

– ЦЕННОСТЬ –

это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения

Различия между истиной и заблуждением,

прекрасным и безобразным, добрым и злым

Шкала ценностей стр.135 – проанализировать.

Интерпретация (посредничество) ценностей – это изменение от времени, от личности, от разума этой личности.

Чувства, эмоции, воля, вера, сомнение, идеал, цель – это компоненты духовного мира человека, они являются знаками ценностей человека и общества.

Далее следует поговорить о всех составляющих:

Например: эмоции бывают положительные и отрицательные;

Вера- сопровождается сомнением;

Цель – предвосхищение результата социального действия  (реформы);

Идеал –высшая цель стремлений.

Вопросы для дискуссии :

-Что такое идеал?

- Что такое цель?

- Можно ли согласовать ценности разных людей?

- Как строить жизнь в мире разнообразных ценностей.

Д/З: основные выводы  и термины стр.156, вопросы 1-6 стр.157.


Тема урока: Философия искусства.

Предмет исследования – цивилизация и культура.

Цивилизация

человечество во всем его богатстве

культура

достижения цивилизации

материальные                духовные

чем выше уровень культуры,

 тем меньше удельный вес членов общества, понимающих ее.

Культура

Творчество                деятельность                ценностное отношение к себе

                                                        и к другим

по законам

красоты, истины, добра

Красота

В самих предметах                                        в чувствах

Она реальна                                                в сравнении с идеалом

Эстетическое чувство ценности

 определяется необходимой степенью совершенства.

Искусство – умение выразить себя в каком-либо материале по признакам эстетических ценностей.

Философия открывает доступ к пониманию эстетических достоинств мира, в т.ч. технических.

Меняется философия, меняются и представления о красоте (женская красота в разные периоды времени).

Красота – эстетическая интерпретация.

 

?Вспомните, что такое интерпретация?

Как искали красоту:

1)Античность–красота – космос, красиво все, что приближается к гармонии космоса.

Платон – красивы идеи, философия занимающаяся идеями, красивее искусства.

Аристотель – душа, тоже форма искусства, театр очищает душу.

2)Средневековье– эстетика абсолютной духовной личности, как отблеск красоты Бога.

Красота зримая – проявление незримой.

Цель искусства  - приблизить человека к Богу.

? (вспомните искусство средневековья, на чем оно основано?)

3) Новое время– в эпоху Возрождения – образец красоты человек и его тело (вспомните искусство эпохи Возрождения).

Красота через рассудок и чувства.

4) XX век

 а) В герменевтику – искусство выступает символом таинственной сущности, которую вскрывает герменевтическая интерпретация.

б) В феноменологии искусство наделяется субъектом смыслом, выработанным им самим.

в) аналитики видят сущность искусства в анализе языка.

г) В постмодернизме – деконструкция  (рассеивание) текста.

Д/З: выводы и термины стр.156, вопросы 7-10 стр. 157, стр.139-144.


Тема урока: Философия практики.

Практика – деятельность человека по достижению цели.

Структура практики:

1) субъект практики – это один человек или группа людей цель которых, определить смысл совершенного;

2) сама цель  - как субъективный образ желаемого будущего;

3) целенаправленная деятельность;

4) средства практики;

5) объект практического действия;

6) результат практики.

Примеры: стр.145.

Смысл практики:

1) Античность – физический труд – это удел рабов.

Высшая форма деятельности – созерцание мудрецом смысла космоса.

Этика добродетелей объединяет человека с космосом.

2) Средние века –

труд

проклятие, наложенное Богом                        позднее

на человека за первородный                                 богоугодное дело

грех

счастье человека – его близость к Богу.

3) Новое время – смысл практики, деятельность человека состоит в ее разумности. Рождается этика долга – смысл практики в экономической деятельности.

Стр. 148  таблица (анализ).

4) XX век:

а) феноменологии  не практичны, они видят смысл действий в феноменологических смыслах;

б) герменевты – практика соединяет человека с миром, в этом ее смысл;

в) аналитики – смысл практики выясняется при анализе высказываний о практике (интерпретация высказываний);

г) постмодернисты – интерпретация текстов;

д) коммуникативная этика- практика их главный интерес.

Т.о. смысл практики – в этических ценностях, как интерпретация, выработанная посредством определенного философского метода.

Стр.150 шкала добра (анализ).

Д/З: выводы стр.156, вопросы 11-16 стр.157.


Тема урока: Философия познания.

Урок 1.

Философская теория познания

Эпистемология                                гносеология

(греч.episteme – знание                        раздел философии изучающий

logos – учение, слово                        взаимоотношения субъекта и объекта

теория познания                                в процессе познавательной

гносеология                                деятельности

научное знание                                Отношения знания и

                                                действительности

        

                                                gnosis – познавание, узнавание

                                                исследование природы

знание о знании!

Познание начинается с опыта (чувства).

Чувственное познание

Ощущения                                восприятие                        представления

элементарная                        целостное                        чувство, которое

форма чувств                        чувство,                        вспоминается или

осязания                                содержащее                        воображается

обоняние                                в себе несколько

зрение                                ощущений

слух

вкус (стр.158 примеры)

Познание – это поход за знанием!


Чувства  «на входе» психики

внешний мир                        отражение предметов                чувства

впечатывается                                                                 знаки

в психику                                                                         предметов

впечатление                        копии                                шифр

след предмета                        сладкое –глюкоза                        его нужно

                                                                                расшифровать

                                                                                т.к. чувства

                                                                                обманывают

                                                                                (мираж)

Чувства «внутри» психики

Локк                                        Кант                                        Гуссерль

Чувства                                        чувства                                чувства

Попадают во власть                  попадают во власть                встречаются со

Способности                          внечувственных                        способностью

Человека их комбинировать,          априорных                        человека

Соединять, сравнивать                  принципов                        строить                                                                                                        цепи                                                                                                                феноменов        

Феномен - греч. Phainomenon  - являющийся

(явление данное нам в чувственном опыте).                                                


Чувства «в середине» познания

Локк                                                Кант                                Гуссерль

Комбинация чувств                упорядочиваются                поток воображения

                                        на основе принципов

сравнение                                                                эйдос

выделение общего                                                идея с богатым

внутренним содержанием

Чувства «на выходе» познания

Локк                                        Кант                                Гуссерль

идеи                                априорные принципы                эйдос

чувства дают                знание можно получить        соотнесение

исчерпывающие                благодаря                                чувства с предметом

знания о предметах        принципам психики                («яблоко» пример)

Герменевты

Аналитики

 Постмодернисты

считают

гораздо важнее рациональное познание.


Рациональное познание

понятие                        суждение                                умозаключение

мысль обобщение        утверждение                        вывод нового

                                либо отрицание                        знания

                                чего-либо

Пример стр. 162

Имя собственное                                        общее имя

студент Копейкин                                студенты группы «А-2»

                        один, но часть общего

далее пример на стр.163.

Понятие -  это мысль,

 мысль обобщение,

мысль-гипотеза,

мысль интерпретация –

которая обозначается терминами.

Познание имеет чувственно рациональный характер.

Яблоко

Цвет                                        форма                                        вкус

Желтое                                круглое                                        сладкое

Обобщение понятий и их чувственных показателей

(психологический опыт с монетой)


В познании важны

Память                воображение                интуиция                творчество

способность        способность                непосредственное        каждый

человека                психики                        неосознанное                человек

сохранять                вызывать                        знание                        существо

и воспро-                к жизни                                                        творческое

изводить                мысли и чувства

                        известные ранее

кратковременная

                                        знание – рационально,                        рядовые

                                        чувства – нет                                граждане,

                                                                                        таланты,

                                                                                        гении

долговременная        

Д/з: вопросы 1-7 стр.185, термины и выводы стр.184.


Урок 2.

Тема урока: Строение психики.

Строение психики

бессознательное                сознательное                надсознательное

человек не дает                стадия развития                сверхсознание –

отчет в своих                психики – человек        высший этап творческого

действиях                        дает отчет в                процесса -

(маленький                        происходящих                вдохновение

ребенок, подсознание)

                                                        (примеры)

Истина – ценность познания и науки.

Способы проверки истины:

1. Концепция соответствия – высказывание соответствует действительности

(главная для физиков);

2. Когерентность – сцепление и непротиворечивость высказываний

(главная для математиков);

3.  Прагматичность – проверять на деле истинность и ложность теоретических суждений  (главная для техники).

 Далее шкала истинности стр.171 – анализ.

Что есть истина?

Соответствие наших слов, чувств, мыслей тому, знаками чего они являются

Истина – это ценность познания и науки

Три концепции истины

Соответствие                        когерентность                        прагматичность

истинными являются                        сцепление и                теоретические

высказывания (мысли, чувства и т.д.)     непротиворечивость        рассуждения

соответствующие                                        высказываний                нужно проверять

действительности                                                               на практике

физика                                математика                                механика

дополняют друг друга

(действие, дело -греч. pragma, определяет содержание знания его практическими последствиями)

Шкала истины

абсолютное                 относительная истина                абсолютная

заблуждение                или заблуждение                        истина

Как искали истину:

1. Античность  -    Платон –идеи,

                        Аристотель – формы;

2. Средние века – истина в Боге и его откровениях;

3. Новое время – Бекон, Локк – чувства,

                        Декарт, Лейбниц – ясные идеи;

4. XX век – аналитики – концепция соответствия, когерентность, прагматичность;

                феноменологии – эйдосы, понятия;

                герменевты – контакт вещи и человека;

                постмодернисты – истину не ищут!

Человек познает мир

вчувствование                        объяснение                        практика

информация от                        размышление                реализация

слуха, зрения,                        о чем-то, зная                теорий

осязания и т. д.                        законы теории                (пример с монеткой)

поставить себя

на место другого

Истина – это разнообразная интерпретация, которая поставляет нам сведения (знания) о мире.

Понятие «истина» относится к мыслям, а не вещам.

Д/з. Вопросы 8-14 стр.185-186, термины и выводи стр.184.

Эссе:  «Для меня истинно то…».


Урок 3.

Тема урока: Философия науки.

Наука

Деятельность человека

по выработке                систематизации                проверке

знаний

знание

научное                                                обыденное

эмпирическое                теоретическое                        повседневное

наблюдение                законы

эксперимент                гипотезы

стр.173-175                        стр.176-177

Ход научного исследования:

1.Фиксация фактов;

2. Интерпретация фактов;

3. Выработка понятий, законов, идеализаций;

4. Гипотеза;

5. Вывод следствий;

6. Следствия сопоставляются с фактами;

7. Теория подтверждается или отвергается.

Методы научного познания:

1. Наблюдение, сравнение, эксперимент, классификация, измерение, моделирование, анализ.

2. Индукция (метод  от общего к частному);

    Дедукция (метод от общего к частному).

3.

а) аксиоматический метод – теория строится в виде аксиомы и правил вывода, и с помощью дедукции получают теоремы данной теории.

Аксиомы не должны противоречить друг другу.

б) гипотетико-дедуктивный метод – гипотеза-предположение, проверяемое практикой, экспериментом.

Физика, электротехника, радиотехника, экономика.

в) описательный метод – словесный, графический, схематический.

Биология, медицина, психология, социология.

Идеалы науки.

1. Истина – главная ценность ученого,

                знак добра.

2. Теоретическое и экспериментальное обоснование достоверности знания.

3. Критическое отношение к догмам и авторитетам.

4. Честность и порядочность.

5. Мужество в отстаивании своих воззрений.

Этика ученого.

1. Недопустимо присваивать чужие результаты себе (плагиат);

плагиат – лат. plagio – похищаю

умышленное присвоение авторства на чужое произведение искусства, литературы, науки, изобретения, рационализаторского предложения  (полностью или частично)

2.Недопустимо оправдывать свои действия только своей научной специализацией, если это угрожает обществу, людям, т.е ответственность ученого за свои действия и изобретения.


Философия и наука.

1. Античность и средние века:

философия         наука.

2.Новое время:

Философия основная наука, остальные науки ее части.

3. XX век:

философия не наука, т.к. не имеет экспериментальной базы.

4. В наши дни:

философия имеет научное содержание, поэтому она является наукой.

Философия обладает эстетическим и этическим содержанием.

Аналитики изучают философию науки более продуктивно, чем все остальные современные течения.

Религия и наука тесно взаимосвязаны, но приоритет отдается на современном этапе науке.

Д/з: вопросы 15-26 стр.185, термины, выводы, стр.184-185.


Урок 1.

Тема урока: Философия языка.

ЯЗЫК

символ нашей жизни                        языковая система

                                

                        для коммуникации                для познания

философия

имени                                предложения                                языка

обозначает                                должно иметь                        как ценностных

отдельный                                смысл                                установок

предмет                                                                        личности

символ                обладает                        ценностной

мира                        значением                        установкой                                

Прагматика-это такая философия языка, которая изучает содержание в высказываниях ценностные установки личности.


Современные философы о языке:

1.Феноменологи

 язык знаковое выражение работы сознания через образы, эйдосы;

2. аналитики

все богатство жизни в языке                ясность идеал анализа языка

                        язык – анализ - мир фактов

3.герменевты

язык это универсальная среда, в которой осуществляется само понимание

сущность мира – язык – переживание

4. постмодернисты

текст - главное в анализе

язык – это универсальная среда чувственности человека

язык освобождает чувственность и ее возвышает

ВЫВОД: Язык есть символ нашей жизни и сама наша жизнь!

ЯЗЫК

Метаязык                        формализованный                        машинный

на его основе                логические и                                язык записи

исследуется                математические                                программ,

другой язык                исчисления                                        алгоритмов

                                                                                и содержание

                                                                                информации,                                                                                        хранящейся в

                                                                                запоминающихся

                                                                                устройствах

                                                                                вычислительных

                                                                                машин.

Язык

вся наша жизнь                практическое                коммуникативное

носит языковой                значение                        значение

характер

                                обеспечение                связь и взаимопонимание

                                успеха                        между людьми        

                                практики

современная философия насквозь пропитана вниманием и любовью к языку.

Д/з: вопросы стр.196-197, выводы и термины, стр.196,

Эссе: «Мое понимание языка» (для работы можно использовать точку зрения любого из течений современной философии).


Урок 1.

Тема урока: Философия техники.

Этот раздел философии занимается осмыслением технической деятельности человека, её значения и перспективы.

Техника – это:

1) инструмент для удовлетворения потребностей;

2) использование природы в интересах человека;

3) практическое воплощение естественных наук;

4) двигатель прогресса.

Отрицательные последствия развития техники

Разрушение природы

                        Смена ценностей человека

                                                Общество – мегамашина

Техника диктует жизнь человеку

Техника

Освоение

вещества                        энергии                        информации

сырье        ,                        получение        и                хранение,         

материалы                        использование                обработка, передача        

Информационная техника есть символ деятельности человека.


Интерпретация природы техники:

1. античность – технэ (умение, искусство)

                        ниже мудрости общего знания идей

                        физический труд ниже умственного

2. средние века – техника – отблеск божественного творчества

3. новое время – техника это сила человеческого разума, продолжение науки

человек стремится к господству над природой с помощью техники, но техника начинает контролировать человека.

4.XX век – техника нейтральна и выполняет установки, заложенные человеком.

??? Человек готовит себе катастрофу?

На стр. 201-202 прочитайте и дайте оценку точкам зрения современных философских течений.

Вывод:

 Техника есть знак самого человека, но не всегда удачный!!!

Нужно быть человеком, техника должна служить человеку, но не должна его поработить!

Техника и этика:

1. Быть моральным – значит быть ответственным;

2. Нужно стремиться к моральной ответственности за достижения техники       (Сахаров);

3. Техника – символ этики человека;

4. Человек существо моральное – этим следует гордиться.

Д/З. стр. 205-206 выводы, термины, вопросы 1-5.

Эссе: «Что такое техногенная катастрофа?» или

сочинение «Сахаров и этика ученого».

Урок 1.

Тема урока: Философия природы.

ПРИРОДА

это то, что находиться при роде человеческом,

из чего рождается сам человек.

это совокупность естественных

условий существования

человека и общества.        

Отношение человека к природе:

1. Античность – космос- это единство человека и природы, гармония;

2. Средние века -

                                        Бог

                     человек

природа

3. Новое время – природа – это объект приложения сил.

4. XX век – человек не только созидает, но и разрушает природу;

 «интерпретация» природы;

Получает развитие «синергетика» - наука о сложном.

В хаосе устанавливается порядок, который рано или поздно превращается в хаос.

Этому способствуют флуктуации – маленькие воздействия (импульсы) способствующие либо устойчивости, либо разрушению системы.

Синергетика

Рассматривает хаос и порядок

 в единстве

                                                выявляет пути зарождения в хаосе порядка

                                                его поддержание и распад

(примеры: кипящая вода, рыночные отношения, язык …)

Вывод: Синергетика считает, что все возникает из хаоса.

(греч. языческая религия)

Природа

 обладала и обладает возможностью порождать живые организмы и человека.

Уровни организации природы:

1. Неживая природа

вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, метагалактики

2. Живая природа

нуклеиновые кислоты, белки, клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы.

В обоих случаях более простой уровень является фундаментом для более сложного

                                                                                и так далее

                                Закон более сложного уровня

Закон простого уровня

Пространство и время

              Раньше, одновременно, позднее

              Сменяемость

В           Одномерно, необратимо

р

е

м

я

               длина, объем, выше, ниже, справа, слева, вниз, вверх, под углам, - это

               существование явлений

               Трехмерно

                                        П р о с т р а н с т в о

Для человека время и

пространство очень важны для

продления жизни.

Природа и ответственность человека рождает

ЭКОГУМАНИЗМ.

Д/з: стр. 215 выводы, термины, вопросы 1-11.

Эссе: «Экогуманизм, как я его понимаю».


Урок 1.  

Тема урока: Философия и второй пол.

Философия

мужская                женская

различия и единство

мужественность                        женственность

условное деление

Стр.217таблица качеств.

Философия любви:

1. занимает важнейшее место в жизни человека;

2. критерий духовной красоты;

3. историческая эпоха влияет на понимание любви;

4. хочешь быть любимым (любимой) работай над собой;

5. существует женская и мужская философия любви;

6. подлинная любовь – это философия.

Вывод: Любовь – это взаимное влечение мужчины и женщины, это биологические инстинкты, одухотворенные и нравственно, и эстетически.  

Стр.218 размышления о любви.

Существует точка зрения, что любовь – это прерогатива молодых.

? Оцените высказывание: Любви все возрасты покорны.

Легко ли быть молодым?

1. Молодежь самостоятельный субъект социального творчества;

2. Жизненный опыт еще не велик;

3. Нигилизм.

? охарактеризуйте термин «нигилизм».

Ценности молодых. Стр.221 прочитайте и дайте свою оценку, с чем согласны, а с чем нет. Дополните перечень.

Вывод: молодые – хорошие философы, но любящие только свою философию.

Д/З: стр. 223 выводы, термины, вопросы 1-8.

Урок 1.

Тема урока: Философия образования.

Когда мы говорим о правах человека, в числе прочих мы упоминаем и о праве на образование.

Образование делает человека соучастником знания целого.

Один человек все знать не может!

(Вспомним Сократа …)

Образование – это творчество!

???Каждый ли способен на творчество?

Как часто мы только копируем чужие знания, перегружая память?

Что нужно для успешного освоения знаний?

Век живи – век учись!

Непрерывность образования                        самообразование

Философия скрепляет знания

Что значит взаимная ответственность учителя и ученика?

Вспомните Со-весть!!!

Нет, учитель не претендует на роль Бога, но знает и умеет он больше, у учителя больше жизненного опыта, а значит и выше ответственность.

Но если ученик всю ответственность за образование переложит на плечи учителя,

то останется необразованным человеком!

Д/З: стр. 227 выводы, термины, вопросы 1-7,

Эссе «Я и образование».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция преподавания технологии на предметной основе в 9-11 классах средней школы. Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК. (Опыт педагогического исследования.)

В данном проекте представлена система работы на уроках технологии и обосновывается продуктивность интегрированного изучения информационно-коммуникационных технологий и предмета из любой образовательно...

Концепция преподавания технологии на предметной основе в 9-11 классах средней школы. Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК.

Данная концепция – это новый подход к преподаванию технологии в 9 – 11 классах. Курс интегрированный. Учащиеся осваивают -    компьютерные технологии, -    технологию ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую...

Методические рекомендации по преподаванию Истории философии в средней школе 10 класс

Методические рекомендации по преподаваниюИстории философии в средней школеГорошенкиной  Натальи Геннадьевны учителя истории и          ...

Методические рекомендации по УД "Философия"

Примерная программа, семинары, особенности ведения дисциплины, литература...

Методические рекомендации по Основам философии

Презентация – это ультрасовременная форма обучения, которая имеет ряд преимуществ перед традиционными формами самостоятельной работы студентов (рефераты, доклады, сочинения и пр.). Она  совмещает...

Сертификат участника авторского семинара «Концепция курса химии О.С. Габриеляна в издательстве «Просвещение». Методические рекомендации у преподаванию»

Сертификат участника авторского семинара «Концепция курса химии О.С. Габриеляна в издательстве «Просвещение». Методические рекомендации у преподаванию»...