Презентация по истории "Александр II - великий реформатор".
презентация к уроку по истории (8 класс) по теме
Презентация к уроку для 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liberalnye_reformy_60-70gg._xix_veka._prezentatsiya.ppt | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр II (1855-1881гг.)
Торжества в Москве по случаю коронации Александра II
Я. И. Ростовцев Великий князь Д.А. Милютин Н. А. Милютин П. А. Валуев А.В. Головнин
Эпоха Великих реформ Александра II . Реформа (с лат. - преобразование, изменение, переустройство какой – либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры). Причины проведения реформ: Отмена крепостного права. Необходимость серьезной реорганизации системы управления на местах. Необходимость пересмотра российской судебной системы. Необходимость реорганизации военного дела в России. В связи с началом капиталистического развития страны и претворением в жизнь либеральных реформ возникла потребность в специалистах.
«Царь – Освободитель» (А.И. Герцен) Почему император Российской империи получил такую оценку своей деятельности? Александр II (1855 - 1881)
«Мы не желали, давая личную свободу крестьянам, сделать из крестьян людей бездомных… Мы хотели избегнуть того, что происходило за границей, где преобразование совершилось почти везде насильственным образом…» Александр II
Манифест 19 февраля 1861 г. - Крестьяне становились лично свободны , их нельзя было продавать и покупать, они могли покинуть своё место жительства. - Помещик уже не мог заставлять крестьян работать на себя, а вынужден был договариваться с ними и использовать наёмный труд, выплачивая заработную плату. - Наделение крестьян землей за выкуп, который наделялся «Уставной грамотой».
В результате крестьянской реформы Введено крестьянское самоуправление, т.е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Община распределяла землю, раскладывала повинности, определяла очередность отбывания рекрутской повинности. Вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.
Значение крестьянской реформы Крестьяне получили свободу и гражданские права. Она предоставляла возможность развития крестьянского предпринимательства. Способствовала росту отхода крестьян на заработки. Давала сильный толчок развитию капитализма в России.
Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом по барину, Другим по мужику. А.Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Основные либеральные реформы Земская реформа Городская реформа Военная реформа Судебная реформа Реформа образования
Разработчики проекта реформы – комиссия во главе с Н.А. Милютиным Суть: создание в уездах и губерниях выборных органов местного самоуправления (земств) Принципы: Отделение от административной власти Выборность, всесословность Хозяйственно- финансовая самостоятельность 1 января 1864 г. – «Положение о земских учреждениях»
Губернские и уездные Земские собрания Губернская и уездная Земская Управа избиратели Уездный съезд выборщиков Сельские сходы Волостные сходы Курия городских избирателей избиратели Курия землевладельцев Курия выборных от крестьянских обществ депутаты гласные гласные Депутаты гласные Земское самоуправление
Заседание в земстве
Последствия земской реформы - Создание широкой сети земских больниц и школ. - Улучшилась дорожная сеть. - Земства оказывали агрономическую и ветеринарную помощь крестьянам. В земской школе
Земские врачи, учителя, статисты
- У земств отсутствовали какие бы то ни было политические функции. - Преобладающее положение в земствах занимало дворянство. - Земства зависели от органов центральной власти. - Финансовые возможности земств были ограничены. - Медленно решались хозяйственные и социальные вопросы. Но
Суть реформы Распорядительный орган – Городская дума. Исполнительный орган – Городская управа. Выборы по имущественному цензу, вследствие чего выборщики разбивались на 3 курии. 1870 г.- «Городское положение».
Городская дума
Вопросы, которые решала городская власть Благоустройство городов. Устройство рынков и базаров. Попечение о местной торговле и промышленности. Здравоохранение и народное образование. Принятие санитарных и противопожарных мер. Установление местных сборов.
Последствия реформы Значительное улучшение благоустройства городов. Улучшение системы здравоохранения и народного образования. Создание сети попечительских заведений.
Но Органы городского самоуправления были лишены значительной доли самостоятельности. В них преобладала торгово-промышленная буржуазия. Рабочие, служащие, интеллигенция были отстранены от участия в городском самоуправлении.
Цель реформы Создание законодательства и судебно-исполнительной системы, отвечающей требованиям общества и ни в чем не уступающей подобным европейским институтам. 20 ноября 1864 г. - судебная реформ а.
Принципы нового суда Бессословность Гласность Состязательность Независимость от администрации Несменяемость судей - представители всех сословий судятся одним судом. - судебные заседания открыты для всех. - на процессе две стороны: обвиняющая прокурор и защищающая - адвокат «состязаются». - т.е. судью нельзя уволить за вынесение неугодного властям приговора.
Судебная система России по реформе 1864г. Император Сенат Надзорные и контролирующие функции Съезд мировых судей Мировой суд Особые суды: Волостной для крестьян Для духовенства Для высших сановников Судебная палата Окружной суд Назначается императором
Заседание нового суда с присяжными заседателями
Знак судьи Мировой судья
1861 - 1874 г.г. - военные реформы . 1 января 1874 г. -указ о введении всеобщей воинской повинности. 1)Вспомните, какая система комплектования армии существовала в России? Рекрутская повинность - способ комплектования вооружённых сил Российской империи (Русской императорской армии и флота) до 1874 года. Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1699 году. 2)Какие недостатки со временем обнаружились в этой системе набора в армии?
Необходимость коренной реорганизации военного дела в России Образование милитаристской Германской империи Рост революционного движения Усиление экспансии европейских держав Поражение России в Крымской войне Военное развитие Западной Европы
Руководитель военной реформы Милютин Дмитрий Алексеевич – российский государственный и военный деятель, генерал фельдмаршал, член-корреспондент, почетный член Петербургской АН. Военный министр с 1861 года.
Содержание реформы 1864 г. Образование 15 военных округов со своим управлением, подчинением военному министру. Реорганизация системы комплектования армии: введена всеобщая воинская повинность ( установленная обязанность для всех граждан нести военную службу в вооруженных силах своей страны). Реформирование военно-учебных заведений. Сокращение срока службы (6 и 7 лет действительной службы, 3 и 9 в запасе). Отмена телесных наказаний. Техническое перевооружение армии и флота.
Призыв в армию
Меры по техническому перевооружению армии и флота Коренная техническая реконструкция военных заводов Использование достижений ученых и конструкторов Замена гладкост- вольного оружия нарезным и скорострельным Строительство парового флота
В манифесте о всеобщей воинской повинности говорилось: «Дело защиты Отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного».
Реформы в области народного образования 1863-1864 гг. Начальное образование Среднее образование Высшее образование «Положение о начальных народных училищах» 1864 г. Учебные заведения могли открывать земства, общественные орга- низации, частные лица «Положение гимназий и прогимназий» 1864 г. Прогимназии (4 года обучения) Гимназии Реальные Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения Классические Готовили к поступлению в университет «Университетский устав» 1863 г. Автономия (выборность ректоров, проректоров, деканов, профессоров; создание советов университетов) + женские гимназии
Последствия реформы Увеличилось число учебных заведений – гражданских, военных и духовных. Созданы начальные школы различных типов – государственные, земские, церковно-приходские, воскресные. В Сибири открыто первое высшее учебное заведение (университет в Томске). Увеличилось количество начальных сельских школ. Положено начало женскому образованию: открылись гимназии для женщин и высшие женские курсы. В гимназии могли учиться дети любого сословия. Восстановлена автономия университетов.
Недостатки реформы - Был закрыт доступ в университеты для выпускников реальных гимназий. - Выпускницы гимназий не могли поступить в университеты. - В гимназиях устанавливалась высокая плата за обучение, так что не все могли себе это позволить.
Значение и последствия реформ. - Либеральные реформы изменили весь уклад жизни государства. - Созданы органы самоуправления и суда. - Реформы способствовали росту производительных сил страны её обороноспособности. - Выросло гражданское самосознание населения. - Быстрыми темпами стали распространяться просвещение, улучшилось качество жизни. - Россия сделала шаги в создании цивилизованных форм государства.
Вывод: Реформы 60-70 годов – крупное явление в истории России. Россия подключилась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Основным итогом развития России в 60-70-е годы XIX в. явилось коренное обновление общественно-политической и культурной жизни на либеральных началах. Но это были только первые шаги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Великий реформатор или злой гений России"
Презентация к уроку истории...
Столыпин - великий реформатор
Урок посвящен 150 - летию со дня рождения П.А. Столыпина. Материал поможет узнать этого государственного деятеля как хорошего семьянина, раскрыть суть его реформ, дать возможность проанализировать его...
Великий реформатор
Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов к 150-летию П.А.Столыпина...
Урок истории в 11 классе "П. А. Столыпин - палач или великий реформатор?"
Урок с использованием ЭОРЦели урока: образовательная: обобщение и углубление полученных знаний по теме, раскрытие ключевых вопросов истории России ХХ века на основе жизни и деятельност...
Приложения к уроку "П. А. Столыпин - палач или великий реформатор?"
Качества исторической личности....
Презентация к уроку "П. А. Столыпин - палач или великий реформатор?"
Личность Петра Аркадьевича Столыпина, появившегося на свет 150 лет назад, 14 апреля 1862 года, никогда не была однозначной. В период жестоких социальных потрясений начала ХХ века он то и дело шел по л...
Презентация к уроку "П. А. Столыпин - палач или великий реформатор?"
Личность Петра Аркадьевича Столыпина, появившегося на свет 150 лет назад, 14 апреля 1862 года, никогда не была однозначной. В период жестоких социальных потрясений начала ХХ века он то и дело шел по л...