УРОК в 9 кл «Коллективизация крестьянских хозяйств»
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Курс «История России» для специальных
коррекционных образовательных учреждений VIII вида.Тема : «Коллективизация крестьянских хозяйств»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 39.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «История России» для специальных
коррекционных образовательных учреждений VIII вида.
Тема урока: Коллективизация крестьянских хозяйств»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Для учителя: Создание условий для усвоения обучающимися основного фактического и понятийного материала о коллективизации сельского хозяйства ;
Для ученика:
- Получить представление о положительных и отрицательных сторонах коллективизации.
- Воспринимать произошедшее как трагические страницы народа.
- Знать значение понятий колхоз, кулак.
Задачи урока
- изучить события, которые привели к коллективизации сельского хозяйства, ход проведения коллективизации, значение и последствия;
- продолжить обучение работе с информационными источниками разного характера;
- научить аргументировать, делать выводы используя текст учебника, документы, воспоминания; статистические данные, видео-материал)
- активизировать познавательную деятельность, через использование интерактивных методов обучения, заинтересовать историей своей Родины.
- создать условия для формирования метапредметной компетентности
Оборудование и ресурсы: Проектор, компьютер, учебник для 9 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида «История России» Пузанов Б.П. и др.; ЭОР состоящий из презентации, нарезок из фильмов: «СССР. Индустриализация», «Хлеб для Сталина», агитационных плакатов 20-30х годов, таблиц со статистическими данными, пакетов с заданиями для групп.
Педагогические технологии:
проблемное обучение, педагогическое проектирование, интерактивное обучение, личностно-ориентированное обучение.
Методы работы на уроке:
- фронтальная работа с классом, объяснительно – иллюстративный метод.
- Проблемный
- Частично – поисковый
Формы работы на уроке:
- беседа - дискуссия;
- работа в группах;
- самостоятельная работа с разными источниками информации.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Этап проверки усвоения предыдущего материала.
- Этап изучения нового материала.
- Этап закрепления материала.
- Рефлексия урока.
Определения:
- коллективизация, колхоз, кулак, трудодни
1. Организационный момент.
(Взаимное приветствие учителя и обучающихся. Проверка готовности к уроку.)
2. Проверка усвоения предыдущей темы «Индустриализация».
Учащимся предлагается просмотреть отрывок из документального фильма «СССР. Индустриализация» без звукового сопровождения и прокомментировать происходящее на экране.
Ответить на вопросы:
- Для чего правительству СССР и Сталину в частности, необходимо было развитие промышленности ускоренными темпами?
- Где брались ресурсы (то есть деньги и люди) для того чтобы осуществить запланированное?
- Изучение нового материала.
- Подготовка обучающихся к восприятию нового материала. Постановка проблемы
Учитель : Но люди и деньги это далеко не все. Надо было кормить многомиллионную армию рабочих, совершавших свои трудовые подвиги. Вопрос к ребятам: где взять хлеб, продукты, чтобы решить проблему. Ответ - деревня. Те события, которые произошли в деревне в 1929 – 30 гг. являются темой нашего сегодняшнего урока.
ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДИ. «Коллективизация крестьянских хозяйств» (слайд) Проблемы развития нашей страны в 20-30-е г.г. ХХ века вызывают интерес не только у специалистов – историков, но и у людей самых разных возрастов и профессий. Сегодня на уроке мы постараемся обсудить проблему коллективизации и раскулачивания крестьянства и определим свое отношение к ней, попытаемся установить, соответствовали ли средства проведения коллективизации ее целям.
Проблемное задание:
– Коллективизация – от слова коллективное, общее предполагало из мелких крестьянских хозяйств сделать крупные. Казалось бы идея хорошая, однако, что из этого получиться на практике? О коллективизации и её целях в 30-е годы говорили, что она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми. Определите, насколько соответствовало действительности и что на практике означали эти слова. В конце урока мы должны будем опровергнуть или подтвердить так ли произошло в действительности.
Для начала вспомним, что в России ок. 80% населения жило в деревне. И по благосостоянию крестьяне делились на зажиточных крестьян, середняков и бедняков. (слайд) и дублирование информации на доске.
Вопрос: Кто из них имел свое хозяйство и поставлял государству хлеб? Государству хлеб поставляли зажиточные крестьяне, у которых было больше земли, скота, рабочей силы, и середняки, работающие с раннего утра до ночи, чтобы укрепить свое хозяйство, получить с земли прибыль. Для того чтобы больше средств можно было пустить на индустриализацию, государство «заморозило» цены на зерно и увеличило налоги для мелких предпринимателей. В результате получалось, что из деревни «большой лопатой» выгребали зерно, покупая его за бесценок и разоряя хозяев.
Видео отрывок «Ликвидация кулачества»
Вопрос после просмотра: Что предприняло правительство в ответ на отказ крестьян сдавать хлеб по низким ценам? (силой отнять хлеб, и как и везде, выявить «врагов народа»). Это словосочетание в фильме вам не встретилось, но прозвучало другое – кулак. Как выдумаете к какой категории крестьян оно относилось?
Запись в тетради: Кулак – зажиточный крестьянин, крепкий хозяин.
Действительно, против зажиточного слоя начались жесткие меры. Их вместе с семьями либо высылали на север, либо расстреливали на месте, а имущество было конфисковано.
Кулаком моли объявить любого, у кого был хороший дом, инструмент, одна – две коровы. Общая цифра жертв такой политики составляла около 10 млн. человек. Эту цифру озвучил сам Сталин в беседе с Черчиллем.
В итоге в течении нескольких лет из деревни были высланы самые работящие крестьяне, их хозяйства разорены. Предлагаю познакомиться с воспоминаниями свидетелей этого. (Приложение)
Что же происходило с теми, кто остался в деревне?
Начинают создавать колхозы (запись в тетради) – коллективное хозяйство. Напоминаю что в начале урока прозвучало обещание Сталина сделать всех крестьян в деревне зажиточными, объединив в большие хозяйства. Все крестьяне обязаны были вступать в колхозы. Они должны были весь свой домашний скот, сельскохозяйственные орудия сдать в колхоз. Земли тоже объединялись в единые колхозные поля. Крестьянин ничем не мог владеть. Все стало общим. Шла мощная агитация за вступление в колхоз. (плакат)
Предположите, кто из крестьян сразу запишется в колхоз, а кому такие порядки придутся не по душе? Почему? Что стали предпринимать те, кто не хотел вступать в колхоз (прочесть самостоятельно стр.130 третий сверху абзац) Многие крестьяне уходили из деревни в город, устраивались работать на стройки, где всегда нужны были рабочие.
А оставшиеся крестьяне по разным причинам вступили в колхоз. Они вместе ухаживали за скотом и обрабатывали колхозную землю. Но денег им за это не платили. Насчитывали трудодни. (записать в тетрадь, определение взять в словарике стр. 132) По количеству трудодней выдавали после сдачи урожая зерно, мясо овощи. Зачем стараться если получишь как все, причем мало.
У крестьян падает интерес к сельскохозяйственному производству, они бегут в город. Поэтому власть вводит «прописку», отбирает паспорта. Появились «женщины-парикмахеры» – матери голодающих детей по ночам выходили с ножницами в поле и стригли колоски, чтобы их дети не умерли от голода.
Появились «несуны» – когда началась уборка урожая колхозники, боясь остаться после сдачи государству сельхозпродукции без хлеба, несли зерно домой в карманах, за пазухой. В ответ – закон о «5 колосках». 7 августа 1932г. вышел « Закон об охране социалистической собственности».
За сбор колосков применялся расстрел или лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. За 5 месяцев 1932г. было осуждено 55 тысяч человек, в том числе приговорено к расстрелу – 2110 человек. Среди осуждённых было много женщин
Промежуточный вывод: В результате коллективизации наиболее работоспособная масса здоровых и молодых крестьян бежала в города. Кроме того, около 10 млн.крестьян, попавших под раскулачивание, были выселены в отдаленные районы страны или расстреляны. Поэтому к началу весенней посевной 1932 года деревня подошла с серьезным недостатком тягловой силы и резко ухудшившимся качеством трудовых ресурсов. В итоге поля, засеянные хлебами в 1932 году на Украине, на Северном Кавказе и в других районах, зарастали сорняками. Урожай был, но убрать его не смогли.
Это привело к массовому голоду (Отрывок из док .фильма)
В ходе массового голода и болезней, связанных с недоеданием ,погибло около 7 млн. человек. Руководство страны пыталось скрыть масштабы трагедии. Упоминание слова «голод» расценивалось как уголовное преступление, которое каралось 3-5 годами тюрьмы. Газета « Правда» летом 1933г. писала: «Заявление о голодной смерти миллионов советских граждан на Волге, Украине и Северном Кавказе является клеветой».
После таких страшных цифр и картин говорить о плюсах коллективизации трудно, но, если быть справедливыми, то стоит отметить, что в короткие сроки в деревне была в основном ликвидирована неграмотность, проведена работа по подготовке сельскохозяйственных кадров (агрономов, зоотехников, трактористов, шофёров и других специалистов). Для крупного сельскохозяйственного производства была подготовлена новая техническая база;
Проверяем проблемное задание:
Несмотря на эти плюсы – результат был следующий: ( Информационный лист со статистическими данными) (Приложение)
Учащимся предлагается в проанализировать цифры и сделать выводы стоил ли этот результат такой цены и таких жертв. (Ответы ребят) Но возможно государство терпело убытки, а сами колхозники стали все-таки жить лучше? (читать стр.133)
4.Закрепеление материала.
Задания в группах:
- На понимание исторической ситуации: Определить кому принадлежат высказывания кулаку, середняку или бедняку.
- На владение терминологией. Кроссворд.
См. приложение.
Рефлексия:
- Как легче было бы выполнять задания в группе или индивидуально. Есть ли преимущества в коллективной работе. Что при этом должно соблюдаться.
- Что в материале оказалось сложным, непонятным.
Задание на дом: выяснить коснулись ли, каким либо образом, их семьи события связанные с коллективизацией и индустриализацией.
Приложение
Старый вологжанин В.В. Сизов вспоминает:
«В нашей деревне в 1932 г. раскулачивали двух зажиточных крестьян (кулаков тогда уже не было).
Сказать, что зажиточные, по сегодняшним временам даже смешно. Лишние две пары овец, десяток кур, два плуга, 3-4 старых венских стула. И всё это «лишнее» у некоторых крестьян было потому, что они не пили, не курили, всей семьёй трудились. По указанию сельского Совета, у этих « зажиточных» конфисковали всё «лишнее» и продали с молотка на торгах. Выгребли из амбаров зерно, не оставив крестьянам на посевную и на пропитание. Тяжело было смотреть, как работяга Калистрат Маслов плакал, когда у него выгребли добытое трудом и потом зерно. Оба крестьянина были участниками гражданской войны».
Вологжанка М.В.Базова вспоминает:
«Я живая свидетельница сталинских репрессий и жестокостей периода сплошной коллективизации. В 1929 году мы жили у родственников на нынешней улице Маяковского, напротив церкви. В эту церковь, как и в другие, привозили раскулаченных украинцев. Среди них было много женщин, подростков и детей. Их никуда не отпускали, кроме как на луг около церкви. Сырое, холодное помещение было не приспособлено для жизни большого числа людей. Они сидели на полу, нар не хватало, освещение скудное. К нам приходила старушка(такой казалась мне эта женщина) за милостыней и какой либо одеждой. У неё было трое детей: дочь 16лет, два сына по 11-12 лет. Мать потому и отпускали, что она никуда не уйдёт от детей. Спросили мы у неё, а за что выслали, а она сказала, что муж никакого преступления не совершал, в хозяйстве были лишь корова, поросёнок и другая живность, был и хороший сад, вот за это и выслали.»
Вот воспоминание известного вологодского медика, почётного гражданина г. Вологды, профессора В.В.Лебедева (ныне покойного) –
«Когда началась компания по раскулачиванию, Вологда оказалась пересылочным пунктом для раскулаченных. Их скопилось в Вологде множество. Вероятно, речь шла о тысячах и тысячах. Особенно много было
украинцев. Их высылали далее, на север, в самые глухие необжитые и гиблые места, а временно их расселяли в вологодских церквях, большинство которых уже было закрыто для богослужения. Там были построены нары и людей битком набивали в церковные помещения.
И вспыхнул тиф. Началось страшное...
Стоит у церкви охрана. А за дверьми сто и крик. Открыли двери. А там ад. Больные, здоровые, мёртвые – мужчины, женщины старики, дети.
И живые кричат и тянут к нам руки: « Воды! Воды!» Много видел страшного в жизни, а такого не видел. И облик тифозного храма стал для меня страшным символом.»
Память о голоде и сталинском законе о колосках отозвалась в военном романе М. Шолохова «Они сражались за Родину».
Старик-овчар говорит: «Мою сноху в тридцать третьем присудили на 10 лет. Отсидела семь, остальное скостили. Только в прошлом году вернулась.
Украла в этот голодный год на току четыре кило пшеницы.
Не с голоду же ей с детьми подыхать?
Вот за эти десять фунтов пшеницы и пригрохали ей за каждый фунт по годику отсидки».
За каждый стог, что в поле лежал,
За каждый рог, что в хлеву держал,
За каждый воз, что с поля привёз,
За собачий хвост, за кошачий хвост,
За тень от избы, за дым от трубы,
За свет и за мрак, и за просто, так...
А.Твардовский. Страна Муравия.
«Последствия политики сплошной коллективизации»
Положительные | Отрицательные |
Уничтожено частнособственническое хозяйство, последний островок рыночной экономики. | Коллективизация обеспечила промышленность необходимым сырьём. |
Город получил огромное количество рабочих рук. | к 1934г. производство зерна сократилось на 10%, поголовье свиней в 2 раза, овец – в 2,5 раза. |
Для крупного сельскохозяйственного производства была подготовлена новая техническая база | Несмотря на сокращение |
Разорение деревни непрекращающимся раскулачиванием. Массовые репрессии. | Голод в стране. |
Деревня – источник дешёвой рабочей силы и дешёвого зерна. |
Приложение 1.Социальный состав крестьянства Урала в 1927-1929гг.
Год | Число хозяйств, вошедших в разработку | Батраки | Бедняки | Середняки | Кулаки |
1927 | 34252 | 12,9 | 25,7 | 57,0 | 4,4 |
1929 | 30667 | 10,1 | 22,5 | 65,8 | 1,6 |
Приложение 2.Число сельскохозяйственных предприятий и хозяйств до начала массовой коллективизации и по ее завершении.
Показатели | 1927г. | 1940г. |
Колхозы,( тыс). | 14,8 | 236,9 |
В них колхозных дворов,( млн). | 0,2 | 18,7 |
Совхозы, (тыс.) | 1,4 | 4,2 |
Единоличных крестьянских хозяйств, (тыс.) | 23,7 | 3,6 |
Кулацкие хозяйства, (млн.) | 1,1 | - |
Приложение 3
Из высказываний
Крестьян-бедняков:
1. «Чего тут разговаривать. Сейчас же надо гнать в три шеи кулаков.»
2. «Мы не грабим, а изымаем у змеи жало, обезвреживаем ее».
Крестьян-середняков:
1. «Если пришло время раскулачивать, так раскулачивайте, а мы-то тут причем?»
2. «Как бы после ликвидации кулака не стали выселять и середняков».
3. « Все деревни хотят очистить, всех выселяют, видимо, и нам этого не миновать. Придется ждать голодной смерти».
Кулаков:
1. «Будут выселять в Нарым, на север, а бывших участников бандитского движения будут расстреливать».
2. «Пусть расстреливают на месте, а мы с детьми никуда не поедем».
3. «Я ли не помогал Советской власти – всем, чем мог?
А за все это оставляют нищим и ссылают. Жизнь становится недорога, решишься на все, что придет в голову».
Приложение 4.Крестьянские выступления в 1930г. и их причины.
В связи с выселением кулаков | В связи со сбором семфонда и обобществлением | В связи с гонениями на церковь | Прочие | ||||
Кол-во выс туплений | Число участников | Кол-во выступ лений | Число участни ков | Кол-во выступ лений | Число участников | Кол-во выступле ний | Число участ ников |
15 | 2360 | 74 | 4232 | 27 | 4310 | 2 | 65 |
Приложение 5.
1.Из сводки НКВД:
«Саратовская область, Макаровский район. В колхозе «12 лет РККА» трупы павших животных вырывались колхозниками из земли на скотомогильниках и употреблялись в пищу. В колхозе «Ленинский путь» колхозница Морозова ходила по селу и собирала падаль. Ее дети от недоедания опухли. Полученный ею хлеб 99кг на 99 трудодней был израсходован раньше. Колхозница Жижина беременная, больная, ее двое детей находились в опухшем состоянии. Старшая дочь ходила по селу, собирала падаль. Завхоз Юдин отпустил для питания Морозовой и Жижиной голову павшей лошади…
Балтайский район. В колхозе им. Кагановича колхозница Графина А.Я.,60лет, имеющая 2 детей, за неимением хлеба убивала кошек, мясо которых употребляла в пищу. Клинаев Г.Г.также за отсутствием продуктов питания с семьей в 4 человека употреблял в пищу павших кур, которых собирал по селу. Семья сильно истощена, один ребенок болен».
2. Из дневника учителя Покровского, Курская область (он описывает свое участие в выселении кулаков): «Посмотрел я на них: обыкновенные русские крестьяне и крестьянки в зипунах, полушубках, поддевках. Многие в лаптях…
Рассказывали, что забрали их врасплох, ночью. Некоторые даже не захватили необходимых пожитков. Кругом стон и плач. Кричат навзрыд, как по покойнику. Из арестантского помещения всех повели на станцию. Здесь кулаков посадили в товарные вагоны- теплушки ,человек по сорок. В вагонах – теснота, духота, вонь. Мы стояли в карауле. Было нелепое распоряжение коменданта – людей из вагона не выпускать. Я лично этому делу не сочувствовал. Кулаки – кулаками, а люди все-таки – людьми…Первые приведенные на станцию просидели в закрытых вагонах двое суток. Наконец сформировали состав – 12 вагонов, человек, вероятно, пятьсот. Ночью
их куда-то отправили».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 9 классе "Коллективизация сельского хозяйства".
Презентация к уроку истории в 9 классе пожет учителям разнообразить урок,сделать его более занимательным....
Урок Коллективизация Сельского хозяйства.
Урок объяснения нового материала.На уроке дается краткая характеристика состояния сельского хозяйства и положения крестьян накануне коллективизации.Выясняются причины,этапы и тоги коллективизации.Чере...
План-конспект урока истории "Коллективизация сельского хозяйства" в 9 классе
Разработка урока составлена по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной "История России, ХХ – начало XXI века"...
Коллективизация сельского хозяйства - методическая разработка урока на основе ИКТ-презентации
Презентация к уроку истории в 9 классе по теме "Коллективизация сельского хозяйства"...
Коллективизация крестьянских хозяйств.
Коллективизация крестьянских хозяйств....
Урок истории по теме "Коллективизация сельского хозяйства в СССР"
Данный урок позволяет обобщить и закрепить знания обучающихся по проблеме коллективизации;развивать умения формировать и отстаивать свою точку зрения на основе изучения и анализа различных источников....
Урок по теме "Коллективизация сельского хозяйства"
Урок построен на основе проблемного изложения материала. Возможна работа в группах с документами из приложения...