Исторический марафон по теме "Великая Отечественная война" (игра по станциям)
материал по истории по теме

В игре принимают участие несколько команд, маршрутный лист ведет их по следующим станциям: "Стратегия и тактика", "Документальная", "Героическая", "Хронологическая", "Война в искусстве", "Блокадная"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное  учреждение

«Лицей сервиса и индустриальных технологий»

«Исторический марафон»

Тема: Великая Отечественная война

                                                         Подготовила преподаватель истории  

                                                         Тихонова И.Г.

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Несмотря на то, что после окончания Великой Отечественной войны прошло более шестидесяти лет, это не умаляет трагизма и величия Победы советских солдат. Актуальность данной темы становится все острее. Очень многие сейчас хотят переоценить, переделать события той поры на свой лад, умалить роль Советского Союза во Второй мировой войне, составной частью которой была Великая Отечественная война.

Участие в «Историческом марафоне» даст ребятам возможность духовно прикоснуться к событиям давноI минувших, но славных дел, почувствовать через творческие и практические задания, как жили и боролись наши солдаты на фронте и обычные люди в тылу.

Участники «Исторического марафона» - учащиеся I и II курсов.

Цели:

          - Формирование у учащихся вдумчивого личностного отношения к

              прошлому.

           -   Содействие Развитию интереса учащихся к изучению истории    

               Отечества

           -  Развитие творческих способностей учащихся.

           -  Воспитание патриотизма, гражданственности, качеств личности

               учащихся.

Порядок и условия проведения:

  1. В шести кабинетах училища организуются станции.
  2. На каждой станции участники команд должны выполнить определенные задания.
  3. Для каждой команды создаются маршрутные листы, где указывается порядок прохождения станций.
  4. Члены жюри на станциях отмечают количество правильных ответов в протоколах.
  5. По окончании прохождения марафона всеми командами осуществляется подсчет голосов.
  6. Победители выявляются по количеству баллов, набранных в процессе игры.
  7. Команды, занявшие I, II, III места, награждаются грамотами.

Этапы исторического марафона:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Представление членов жюри.
  3. Объяснение правил проведения марафона (прохождение командами станций по маршрутным листам) и порядка начисления баллов.
  4. Выбор капитанами команд маршрутных листов.
  5. Прохождение команд по станциям.
  6. Подведение итогов, награждение.

Вступление (на экране  кадры военных будней)

I ведущий:

           У всех святое право – Отчизну защищать.

           А если и придется, то жизнь свою отдать.

           Во времена любые достоин славы тот,

           Кто, как зеницу ока, Отчизну сбережет.

           Сегодня вспомним с вами защитников Руси,

           Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови.

II ведущий:

           Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей

           жизни, который кажется ему вторым рождением,

           переломным во всей его дальнейшей судьбе.

           Великая Отечественная война – особая дата в судьбе

           целого народа.

I ведущий:

             Я не напрасно беспокоюсь,

             Чтоб не забылась та война,

              Ведь эта память – наша совесть!

              Она, как сила, нам нужна!

Музыка (звучит песня «Священная война»)

II ведущий:

               22 июня 1941 года, в 4 часа утра, без объявления войны

               Гитлеровская Германия вероломно нарушила границы

               Союза Советских Социалистических республик.

               Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье-

               все это опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.

               Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями.

               4 года войны. 1418 дней беспримерного подвига.

               1418 дней крови и смерти, боли и горечи утраты, гибели

               лучших сыновей и дочерей России.

I ведущий:

                   Весь под ногами шар земной.

                   Живу. Дышу. Пою.

                   Но в памяти всегда со мной

                    Погибшие в бою.

                    Пусть всех имен не назову,

                    Нет кровнее родни.

                    Не потому ли я живу,

                    Что умерли они?

                                                        (С.Щипачев «Павшим»)

Станция №1 «Стратегия и тактика»

1 задание.  Работа с контурной картой.

                    Необходимо показать крупнейшие военные операции, указать

                    их хронологические рамки.

Обозначить на карте:

                    1.Направления немецкого вторжения в СССР  армий

                     «Север», «Центр», «Юг».

                    2. Сталинградская битва

                    3. Курская Дуга

                    4. Место открытия II фронта союзниками.

2 задание. Привести в соответствие: Военные планы – Характеристики.

А). «Барбаросса»           а). План советского контрнаступления под

                                             Сталинградом;

Б). «Багратион»             б). Гитлеровский план молниеносной войны против

                                              СССР;

В). «Тайфун»                  в). Советский план по освобождению Белоруссии;

Г). «Цитадель»               г). Гитлеровский план захвата Москвы;

Д). «Уран»                      д).Гитлеровский план окружения советских войск

                                             под Курском;

Станция №2  «Документальная»

О каком событии идет речь в следующих документах:

  1. Из дневника убитого немецкого офицера:

« 1 сентября. Неужели русские действительно собираются сражаться на

 самом берегу Волги? Это же безумие…..

  11 сентября. Безрассудное упрямство…..

  13 сентября. Дикие звери….

  16 сентября. Это не люди, а черти….

  27 октября. Русские – это не люди, а какие-то железные существа.

  Они никогда не устают и не боятся огня….

  28 октября. Каждый немецкий солдат считает себя обреченным

  человеком.

  1. Из воспоминаний члена Военного совета Донского фронта А.С.Чуянова:

«Кольцо окружения с каждым днем сжимается. Фашистское командование посылает в «котел» продовольствие и боеприпасы. Летчики сбрасывают  «подарки» в контейнерах на парашютах… Я был свидетелем того, как к городу, к «котлу», под прикрытием мессершмиттов приближалась большая группа транспортных самолетов противника. Навстречу поднимались наши истребители. В коротком воздушном бою они сбили все транспортные самолеты. Тридцать четыре немецких летчика спаслись на парашютах и были взяты в плен…. Теперь господство в воздухе принадлежало нам….

….На высоте Садовой взят в плен генерал. Он заявил: «Паулюс надломлен. Он бы сдался в плен немедленно, но получил от Гитлера радиограмму – любой ценой выстоять и не омрачать десятилетие фашистского строя в Германии, которое исполняется 30 января. Паулюс ждет с нетерпением этой даты…..»

  1. Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 года:

Сначала мы блокируем город (геометрически) и разрушим его, если возможно, артиллерией и авиацией….

Когда террор и голод в городе сделают свое дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей….

…весной мы проникнем в город, вывезем все, что осталось живое вглубь России или возьмем в плен, сравняем город с жителями с землей и передадим район севернее Невы Финляндии.

  1. Из воспоминаний командующего 5-й гвардейской танковой армии П.А.Ротмистрова.

Немцы и мы одновременно перешли в наступление. Навстречу двигались две громадные танковые лавины.

Через несколько минут танки первого эшелона наших 29-го и 18-го корпусов врезались в боевые порядки немецко-фашистских войск, стремительной сквозной атакой, буквально пронзив боевой порядок противника. Гитлеровцы, очевидно, не ожидали встретить такую большую массу наших боевых машин и такую решительную их атаку. Управление в передовых частях и подразделениях врага было явно нарушено. Его «тигры» и «пантеры», лишенные в ближнем бою своего огневого преимущества, теперь успешно поражались советскими танками Т-34 и даже Т-70 с коротких дистанций. Поле сражения клубилось дымом и пылью, земля содрогалась от мощных взрывов. Танки наскакивали друг на друга и, сцепившись, уже не могли разойтись, бились на смерть, Пока один из них не вспыхивал или не останавливался с перебитыми гусеницами. Но и подбитые танки, Если у них не выходило из строя вооружение, продолжали вести огонь.

В середине дня четко обозначился успех на главном направлении. Мы сделала главное во встречном сражении – остановили и смяли ударную группировку врага…Острие танкового клина противника было сломлено…

 

 

  1. Из воспоминаний командующего 1-й гвардейской танковой армии М.И.Катукова.

16 апреля в пять утра оглушительный грохот тысяч орудий возвестил о начале последнего, решающего наступления советских войск на столицу рейха. В небе не смолкал гул наших бомбардировщиков. После артиллерийской подготовки вспыхнуло 140 прожекторов…

Бои на Зееловских высотах достигли наивысшего накала. Противник бросал в бой все новые и новые дивизии, батальоны фольксштурма, команды истребителей танков…

Станция №3  

«Героическая»

  1. Назвать советских полководцев, изображенных на портретах:

 

        1.Василевский А.М.        2.РокоссовскийК.К

        3.Жуков Г.К.                      4.Конев И.С.              

       

  1. Определить названия советских наград. За какие подвиги ими

награждались?

  1. Орден Красной Звезды  
  2. Орден Красного Знамени
  3. Орден Ленина                    
  4. Медаль «Золотая Звезда»
  5.  Героя Советского Союза  
  6. Орден Славы                    

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

«Станция №4

Военный арсенал»

Задания на знание терминологии и хронологии

  1. Объясните следующие термины:

А). Блицкриг

Б).  Рельсовая война

В). Ленд-лиз

Г). Антигитлеровская коалиция

Д). Блокада

Е). Экспансия

  1. Расставьте события в хронологической последовательности:
  1. Сталинградская битва
  2. Парад Победы
  3. Начало Великой отечественной войны
  4. Пакт «Молотов – Риббентроп»
  5. Курская битва
  6. Начало II мировой войны
  7. Полное снятие блокады Ленинграда
  8. Тегеранская конференция

Станция №5

«Война в искусстве»

Литература

  1. Приведите в соответствие:

Автор                                                Произведение

А). Бондарев Ю.                               «Живые и мертвые»

Б).  Твардовский А.                          «До свидания, мальчики»

В). Симонов К.                                  « Горячий снег»

Г). Окуджава Б.                                 «Молодая гвардия»

Д). Фадеев А.                                     «Василий Теркин»

Музыка

  1. Прослушать предложенные фрагменты из военных песен

(указать название, прочитать или пропеть несколько строчек из песни).

  1. «Синий платочек»
  2. «В землянке»
  3. «Темная ночь»
  4. «Катюша»             5. «Три танкиста»

  1. Из предложенных изображений выбрать:

  1. Картины художника А.Дейнека
  2. Картины художников Кукрыниксов
  3. Скульптурный памятник героизма Сталинграда
  4. Картины, отображающие реальный исторический факт

3.

4.

9.


8.

 


Станция №6

«Блокадная»

Викторина

1. Назовите дату начала Ленинградской блокады, прорыва и окончательного снятия блокады.

2. Что такое «Бадаевские склады»?

3. Что такое «Дорога жизни». Какую роль она сыграла в период 1941 – 1943 гг.

4. Во время Ленинградской блокады для жителей города, детей, рабочих и служащих были определены нормы продовольствия. Как выглядел продовольственный паек для разных категорий ленинградцев зимой 1941 – 1942 годов?

5. Жертвы Ленинградской блокады – мирные жители, дети, старики, воины-ополченцы, солдаты и моряки – защитники города. Сколько их было, погибших от бомбардировок, обстрелов, голода и холода? Назовите места массовых захоронений.


6. Когда была введена награда защитникам Ленинграда и как она называется? Сколько человек имеют эту награду?



7. Кто автор 7-й симфонии (Ленинградской). Когда и где она была исполнена впервые? Когда она впервые была исполнена в Ленинграде?

8. Вместе с голодом ленинградцы в годы блокады испытывали недостаток воды и большие трудности с ее доставкой. Воду приходилось добывать из льда, снега, рек Невы, Фонтанки, Мойки, ленинградских каналов. На окраинах города имелись колодцы. Одному из таких колодцев в Ленинграде установлен памятник. На каком проспекте установлен «Памятник колодцу»?

9. Что такое «Зеленый пояс Славы»? Какова его протяженность? Кто инициатор его создания?

10. На Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников фигурировал дневник ленинградской школьницы. Сам дневник выставлен в Музее истории Ленинграда. В память об этой девочке назван астероид.  Назовите имя этой девочки. О чем она писала в своем дневнике?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторический марафон

Повторение и закрепление знаний учащихся   по теме "Древняя Греция". Форма проведения урока -  игры...

Исторический марафон

Исторический марафон, посвящённый Великой Отечественной войне ....

Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"

Развитие чуства патриотизма,развитие интереса учащихся к истории, формировать умение систематизировать и анализироваь знания по Великой Отечественной войне....

Презентация к Историческому марафону по теме "Великая Отечественная война"

Презентация к Историческому марафону по теме "Великая Отечественная война". Станция "Война в искусстве"...

Станция "Героическая" презентация к историческому марафону

Станция "Героическая" презентация к историческому марафону...

Внеклассное мероприятие для 9 классов «Исторический марафон», на тему: «Великая Отечественная война»

Цели и задачи: Формирование у учащихся вдумчивого, личностного отношения к прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Содействие развитию интереса учащихся к изучению истории.Развит...

Великая Отечественная война (игра)

Интеллектуальная игра. Материал для игры по тстанциям...