обобщающий урок по истории России 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Обобщающий урок по истории России 6 класс на тему: "Нашествие иноземных захватчиков на Русь XIII веке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_uroknashestvie_inozemnykh_zakhvatchikov_na_rus_v_xiii_vv.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
в 6 классе по истории России на тему:"Нашествие иноземных захватчиков на Русь в XIII веке"
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о борьбе Киевской Руси с иноземными врагами.
- Активизация познавательного интереса учащихся к изучению истории России.
- Продолжить развитие умения учащихся сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, сравнивать и делать выводы.
Оборудование: тестовые задания, иллюстративный материал, листочки, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карточки с заданиями.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, здоровьесберегающие технологии.
Тип урока: : повторительно-обобщающий урок
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать важнейшие даты в завоевании Руси монголами, шведами,
- учащиеся должны понимать причины поражения русского войска на реке Калке против монголо-татар,
- получить целостное представление об этапах завоевания Руси монголами,
- учащиеся должны понимать причины победы в битве на реке Неве, на Чудском озере против шведов, немецких и датских
рыцарей,
- учащиеся должны уметь использовать услышанный материал на уроках гуманитарного цикла.
Время проведения: 1 академический час (45 минут).
На доске записи: "Нашествие иноземных захватчиков на Русь в XIII в."
Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе её.
Ход урока
- Организационный момент
Вступительное слово учителя:
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок-игра по теме "Нашествие иноземных захватчиков на Русь в XIII веке". Законы говорят: "Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе её." Любить Россию – это значит знать и уважать историю своей Родины.
И сегодня наша цель: обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, и выяснить, знаете ли вы историю нашего государства.
История X-XIII веков на Руси была связана со славными страницами военных подвигов.
(звучит музыка "Богатырская наша сила")
-Посмотрите на карту, с кем пришлось воевать Руси в то время?
-А каким образом жители Древней Руси узнавали о наиболее важных событиях?
(Звучит колокол.)
-На этот раз колокол созывает на состязание знатоков истории.
Разделимся на 2 команды и придумаем себе название, выберем капитана.
II. Актуализация знаний учащихся:
1) - Прежде чем начать игру,
Проведем разминку.
Взяли в руки ручки,
А затем листочки.
1, 2, 3, 4, 5 – эстафету начать.
На старт – марш – листочки взять,
Немедленно их подписать,
И исторические тесты начать.
Тестовые вопросы (получает каждый учащийся для выполнения):
1. В каком веке на Руси началась феодальная раздробленность:
а) в конце XI века;
б) в начале XII века;
в) в середине XIII века;
г) в конце XII века.
2. Где была произнесена фраза "каждый да держит вотчину свою":
а) в Киеве в 989 году;
б) во Владимире в 1132 году;
в) в Любече в 1097 году;
г) в Новгороде в 1095 году.
3. Образование самостоятельных княжеств на территории Киевской Руси:
а)ослабило её обороноспособность;
б) положило конец борьбе за власть между князьми;
в) повлекло за собой упадок ремесла, торговли и культуры;
г) усилило конфликты между князьми и местными боярами.
4. В начале XII века боярская феодальная республика утвердилась в городе:
а) Смоленске;
б) Киеве;
в) Ростове;
г) Новгороде.
5. В его обязанности (в Новгороде) входило хранение казны, руководство внешней политикой:
а) посадник;
б) владыка;
в) тысяцкий;
г) князь.
6. Столицей Владимиро-Суздальского княжества был город:
а)Суздаль;
б)Новгород;
в)Владимир;
г)Москва.
7. В каком году была основана Москва:
а) в 1147 году;
б) в 1213 году;
в) в 1037 году;
г) в 1188 году.
8. Основные занятия новгородцев:
а) земледелие;
б) торговля;
в) ремесло;
г) верно и б), и в).
9. В каком русском княжестве власть поровну принадлежала поровну и боярам и князьям:
а) Владимиро-Суздальское княжество;
б) Галицко-Волынское княжество;
в) Новгородская земля;
г) Киевское княжество.
10. В XI-XII вв. главную опасность для Руси представляли:
а) половцы;
б)печенеги;
в) хазары;
г) авары.
III.Обобщение и закрепление знаний учащихся по изученным темам.
Игра
1-й этап: "Кто быстрее?"
Задание: продолжить ряды словами, данными в скобках.
Зависимые люди – монголо-татары – кочевники –
(барщина, оброк, десятина, закуп, смерд, холоп, боярин, князь, хан, баскак, половцы, печенеги, ярлык, дань, хазары.)
(Оценивается быстрота и правильность, результаты фиксируются на листочке.)
2-й этап.
Задание: объяснить значение исторических терминов.
(Играет вся команда, отвечает тот, кто первым поднимает руку.)
Баскак – представитель монголо-татар на Руси, сборщик дани,
ярлык – ханская грамота на княжение,
иго – господство одного народа над другим,
дань– подарки ханам от русских князей,
натуральное хозяйство – хозяйство, в котором продукты и вещи изготовляли не для продажи, а для собственного
потребления,
вече – народное собрание,
полюдье – сбор дани
3-й этап. "Поймай дату"
Задание: читается отрывок из стихотворения, узнать событие, о котором здесь идёт речь, определить, когда оно произошло.
Москва-река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном тын, за домом дом
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы.
(основание Москвы, 1147 г.)
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя-внука Чингисхана,
Своё соседство с ним кляня...
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком:
Сжигать и грабить города.
(1237 г., монголо-татарское иго)
Шла в поход большая рать...
Позади остался дом
И тепло людское.
Впереди сверкало льдом
Озеро Чудское.
(1242 г., Ледовое побоище)
Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Читатель, я не обману,
Сказав о битве той,
Что не было ещё такой.
И хоть кого спроси, –
"Мамаево побоище" –
Все знают на Руси.
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живёт.
(1380 г., Куликовская битва)
4-й этап.
Задание: описать вооружение воина. Доспехи и оружие
1 команда: русский ( шлем, латы, кольчуга, меч, лук, стрелы, колчан, боевые топоры.)
2 команда: рыцарь (меч, копьё, топор, палица, щит, кольчуга-латы, шлем-забрало.)
(Команда советуется, отвечает один. Подведение итогов.)
5-й этап: «Вопрос-ответ»
Задание: быстро ответить на поставленный вопрос.
- О ком говорится в стихотворении? (Нестор )
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле, о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом...
Он писал из года в год
Про великий наш народ. - О каком древнерусском городе идёт речь в стихотворении? (Новгород)
Старовечный и вечно новый
над рекой поднимался город...
А по стенам ходит дозором
Больше сотни сильных и рослых.
Иноземец пытливым взором
Не сочтёт их кафтанов пёстрых...
Горд он колоколом недрёмным
Медь гремит его гулко и веще,
Часто скопищем светлым и тёмным
Вкруг него собирается вече. - О каком периоде русской истории идет речь? (Феодальная раздробленность, 1237 г., 1240 г.)
"...Два всадника – с востока и запада – устремились на неё: один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и калёной стрелой, другой – с тяжёлым копьём, одетый в доспехи." - Когда "свинья" представляла военную угрозу для Руси? (1242 г., Ледовое побоище)
- В годину лихих испытаний новгородцы на своём вече принимают решение: "Настал час послать к Ярославичу. Бить челом, звать в Великий Новгород." Что такое чело? (Лоб)
- Это нужно грибнику и ягоднику, это используют турист и охотник, сельские домохозяйки, и это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода? (Береста)
(Подводятся итоги всех этапов конкурса.)
6-й этап
– Конкурс для капитанов и называется он «Самый внимательный».
- Капитаны, возьмите ручку и листочки. Подпишите их. Послушайте задание, я называю Вам события, а Вы записываете его дату:
1) Битва на Чудском озере;
2) Битва на реке Сити;
3)Поход Батыя на г.Киев;
4) Битва на реке Неве;
5) Походы Батыя на Запад;
6) Захват Волжской Булгарии войсками монголо- татар.
7-й этап – Следующий конкурс называется «Шерлок Холмс»
Вы должны будете угадать, что находиться в этом ящике, а я Вам немного подскажу.
1. ЭТОТ напиток пили в древности, ведь чая тогда они не знали. Происходит от слова кысати, что означает «киснуть». Первоначально считался «кислым напитком». Напиток похожий на него, впервые был приготовлен 8 тыс. лет назад в Древнем Египте. Впервые этот напиток упоминается в русских летописях, а с XIV в. он становится распространенным напитком. Этот напиток приготавливается на воде из хлеба с солодом, а также из ягод, фруктов. (квас)
2.ЭТО может быть в рыболовной сети, ЭТО нужно грибнику, ЭТО использует турист т охотник, сельские домохозяйки и ЭТО немало рассказало нам о жизни древнего Новгорода. Что скрывается в этом ящике? (береста, из неё делают поплавки, используют для разжигания костра, берестяные грамоты рассказали о Новгороде)
8-й этап.
А теперь конкурс "Своя игра". Перед Вами текст, в котором пропущены слова. Вставьте слова на место и скажите, о чем идёт речь:
"В результате битв на реке _________ и ____________ озере
было отбито нападение на _____ её северных соседей_________________
и _______________ феодалов и рыцарей.
III. Подведение итогов урока.
Мы сегодня посмотрели ещё раз, что было с нашей страной в древности. В годы феодальной раздробленности ослабела Русь, и на неё напали враги. Не раз пришлось русскому народу отстаивать свою независимость в кровавых битвах. Поэтому мы должны помнить уроки прошлого и не допускать повторения ошибок.
IV. Домашнее задание.
Конкурс наш ещё продолжается. Заключительный этап-это домашнее задание.
Вам необходимо самостоятельно разгадать кроссворд "Русь в X-XIII вв."
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок по истории России 20века
Урок проводится после завершения курса "История России " в 9классе с целью обобщения и систематизации знаний учащихся....
Повторительно-обобщающий урок по истории России 20века
Урок проводится после завершения курса "История России " в 9классе с целью обобщения и систематизации знаний учащихся....
Повторительно-обобщающий урок по истории России в 9 классе "Россия в конце 20- начале 21вв"
Подробная разработка урока, проводимого в форме групповой работы на основе учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной.Содержит подробные задания для работы в группах, вопросы для рефлексии учащихся....
Нетрадиционный повторительно-обобщающий урок по истории России в форме интеллектуально-познавательной игры с опережающим творческим заданием «Живые страницы истории».
Необычная игровая форма преподнесения сложного и неоднозначного учебного материала по истории России начала ХХ века способствует приобретению учащимися 9 – 11 классов опыта ведения диалога и дискуссии...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по истории России 6 класс
Предлагаю вариант повторительно-обобщающего урока по главе "Древняя Русь" в 6 классе в форме конкурса-игры. Эта форма использована неоднократно, с большим интересом дети готовятся и участвуют в игре. ...
Повторительно-обобщающий урок по истории России для учащихся 6 класса «Первые русские князья»
laquo;Первые русские князья»Повторительно-обобщающий урок по истории России для учащихся 6 класса Цели:1) образовательные:- обобщить и упорядочить знания по истории Древней Рус...
Урок «Путешествие в прошлое» повторно- обобщающий урок по истории России в 6 классе по теме "Русь в IX- первой половине XII века"
Цели: Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XII вв. (домонгольский период); дать оценку деятельности исторических личност...