Реформы Александра 1
учебно-методический материал по истории (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УРОК « ПРОБУЖДЕНИЕ СЕРДЦА, НО НЕ ПРОБУЖДЕНИЕ МЫСЛИ».
(Реформы Александра Первого). Урок в 10 классе.
Учителя истории и обществознания МОУ «СОШ№59 с углубленным изучением предметов» г. Саратова. Автор Лобачев Михаил Петрович, соавтор Лобачёва Нина Николаевна.
УРОК « ПРОБУЖДЕНИЕ СЕРДЦА, НО НЕ ПРОБУЖДЕНИЕ МЫСЛИ».
(Реформы Александра Первого). Урок в 10 классе.
Учителя истории и обществознания МОУ «СОШ№59 с углубленным изучением предметов» Г.Саратова Лобачёва Нина Николаевна, Лобачев Михаил Петрович.
Цели урока:
- «Вызов»: Активизировать у учащихся имевшиеся ранее знания. Пробудить интерес к теме. Помочь учащимся определить цели изучения предстоящего учебного материала.
- «Осмысление»: Работа учащихся с текстом для осмысления и понимания событий.
- «Рефлексия»: Формирование личностного отношения к событиям и своей позиции в предложенной учителем дискуссии.
Основные понятия: реформы, Негласный комитет, министерства, конституция, военные поселения, указ « о вольных хлебопашцах», Государственный Совет.
Важные даты: 1801г., 1801-1825гг., 1803г., 1810г., 1818г.
Выдающиеся личности: Александр Первый, М. Сперанский, А. Аракчеев,
Ф. Лагарп, В. Кочубей, П. Строганов, Н. Новосильцев, А. Чарторыйский.
Оборудование урока: Карта « Россия в Х1Х в.». Презентация урока-
иллюстрации картин, портреты исторических деятелей, схемы, тесты.
ТИП УРОКА: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Готовясь к этому уроку, учащиеся получили опережающее задание по ряду вопросов этой темы. В 8 классе они изучали реформы Александра Первого, поэтому знания полученные раннее, могут быть использованы на этом уроке.
Задача урока выяснить:
1. Почему Александр Первый начал с проведения преобразований, но затем отказался от них?
2. Что это были за реформы?
3. Чьё недовольство они вызвали и почему?
ПЛАН УРОКА.
1. Россия на рубеже 18-19вв. Территория, экономика, сословия.
2. Реформы Александра Первого:
а) в сфере хозяйственных отношений.
б) в сфере государственного управления.
3. Итоги преобразований.
Вопросы к классу:
1. Что представляла Россия на рубеже 18-19вв.?
а) территория.
б) экономика: промышленность, вольнонаёмный труд, торговля.
в) назовите сословия.
2. Какой властью обладал император? (политический строй).
Императором в 1801г. стал Александр Первый.
ВОПРОС: Какое воспитание получил будущий император?
ОТВЕТ: «Лагарп - «ходячая либеральная книжка». (В.О. Ключевский).
Современник писал о Александре Первом:
«Тонок, как бритва; (работа с учебником с.243. 245)
Остёр, как кончик иглы;
Фальшив, как пена морская.»
ВОПРОС: Почему?
(Учащиеся делают вывод о взаимоотношениях в семье между Екатериной Второй, Павлом Первым и Александром Первым).
ВОПРОС: При каких обстоятельствах Александр вступил на престол?
ОТВЕТ:( работа с документом)- « Павел сперва враг французской революции… вдруг совершенно изменяется и угрожает Англии войной…Разрыв с нею наносил неизъяснимый вред нашей заграничной торговле. Ненависть к Павлу его жестоким деспотизмом… Мысль извести Павла, каким бы то ни было способом сделалась почти общею.»
(М. Фонвизин).
ВЫВОД: В результате дворцового переворота, при котором Павел был убит:
ущемлял интересы дворянства, недовольство русских дворян политикой по отношению с Англией.
УЧИТЕЛЬ: Жизнь в начале 19 в. не располагала к консерватизму. Почти все
мыслящие люди чувствовали, что необходимы перемены. Многие пытались
представить их как преображение мира. Замечательный русский историк протоирей Георгий Флоровский охарактеризовал эпоху как «пробуждение сердца, но не пробуждение мысли».
И Александр, воспитанный в соответствии с передовыми идеями эпохи Просвещения, вступил на престол с твердым намерением преобразовать Россию, выдвинув на первые места в государстве людей, разделявших его намерения. «Дней Александровых прекрасное начало…»,- сказал позднее об этом времени А.С. Пушкин.
ВОПРОС: Какую задачу ставили перед собой близкие друзья Александра Первого и он сам?
ОТВЕТ: ( работа с учебником: с.248-249). Негласный комитет. Кто входил:
В. Кочубей - изучавший в Англии конституционный строй.
П. Строганов – живший в Париже и посещавший якобинский клуб.
Н. Новосильцев - англоман и знаток права.
А. Чарторыйский – участник Польского восстания п/пред. Т. Костюшко.
Отмена крепостного права, ограничение самодержавия – Конституцию.
Идеалом Негласного комитета был конституционный строй Англии.
ВОПРОС: Какие преобразования начинает Александр Первый? Кто ему в этом помогает?
ОТВЕТ:( работа с учебником: с.247-248).
Восстановлены Жалованные грамоты городам и дворянам.
Из заключения вернулись тысячи человек.
12 тыс. восстановлены на службе.
12 декабря 1801г. – указ о праве приобретения земель купцами, мещанами, гос. крестьянами и отпущенными на волю креп. крестьянами. Монополия
дворян на землю - нарушена.
20 февраля 1803г. – указ о « вольных хлебопашцах». При желании помещик мог освободить своих крестьян, наделив их землей и получив с них выкуп.
Много это или мало? Всего выкупилось 0,5% - 47 тыс. чел. из 9,4млн. чел.
В области центрального управления было восстановлено значение Сената –
как высшего административного и судебного органа.
Взамен устаревших коллегий, были образованны министерства -(называются). (Учащиеся объясняют принцип работы министерств и их отличие от коллегий.)
РАБОТА СО СХЕМОЙ: Государственное устройство России в нач.19в.
Император – глава государства.
(высшая законодательная и распорядительная власть).
Комитет министров Сенат – высший судебный и
министерства – высший административный орган.
исполнительный орган.
ВОПРОС: Был ли в России выборный, представительный орган власти?
(как парламент в Англии или конгресс - в США).
ОТВЕТ: Нет.
УЧИТЕЛЬ: К 1809 г. ключевым лицом во внутренней политике России становится М.М. Сперанский. Именно ему поручил Александр разработать новые принципы управления страной. Сперанский подготовил проект
«Введение к уложению государственных законов».
( Далее предлагается работа с учебником с. 250-251). Учащиеся находят намечаемые преобразования и выясняют какое преобразование царь одобрил и почему.)
ОТВЕТ: В1810 г. вышел указ о создании нового высшего государственного органа – Государственного Совета. (Можно дополнить в схему.) Это способствовало укреплению государственного аппарата, усилило бюрократический аппарат, централизовало гоударственную власть.
ВОПРОС: А что произошло дальше?
ОТВЕТ: Дальше дело не пошло. Колебания императора, давление дворянства, складывается мощная аристократическая оппозиция,
надвигается война с Францией, Сперанский – французский шпион.
«Не нужно нам конституции, дайте 50 умных и добродетельных губернаторов, всё пойдёт хорошо». ( Н.М. Карамзин).
УЧИТЕЛЬ: Триумф России в войне с Наполеоном открывал Александру возможности для продолжения в стране тех реформ о которых он мечтал.
Однако твердой и ясной линии во внутренней политике у Александра так и не выработалось.
ВОПРОС: Почему?
ОТВЕТ: С одной стороны: консервативные круги, которые не допускали мысли о конституционных нововведениях и освобождении крестьян;
С другой стороны сам царь, также близкие к нему круги размышляли над новыми для России путями.
ВОПРОС: Что предпринимает император?
ОТВЕТ: В 1818 г. Александр Первый поручил разработать проект общероссийской крестьянской реформы Аракчееву А.А., т.е. отмену крепостного права.
ВОПРОС: Что можно сказать о личности А.А. Аракчеева?
(предлагается эпиграмма современника на А.А. Аракчеева).
«Всей России притеснитель, (учащиеся высказывают своё
губернаторов мучитель, мнение об А.А. Аракчееве).
и Совета он учитель,
а царю он друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
без ума, без чувств, без чести-
Кто же он? Преданный без лести,
Аракчеев - грошевый солдат.
ВОПРОС: В чем суть проекта? И каков итог? (работа с учебником с.289).
ОТВЕТ: Предлагалось: 5 млрд. руб. на выкуп имений с согласия владельца.
по 2 десятины на душу крестьян. Среди помещиков этот проект вызвал ярость и панику. В итоге: денег нет, желания тоже, при таких темпах крепостное право отменилось бы лишь через 200 лет. Дело вновь кончилось ничем.
УЧИТЕЛЬ: Зато А.А. Аракчеев стал инициатором и организатором претворения в жизнь другого проекта.
ВОПРОС: Что это был за проект? И каков итог? (работа с учебником с.287).
ОТВЕТ: Введение военных поселений. Александр держался идеи поселений с необычным упорством. В 1819 г. он даже заявил, что «военные поселения» будут, хотя бы даже пришлось уложить трупами всю дорогу от Чугуева до Петербурга. Говорили, что Аракчеев хочет построить из России казарму, да ещё поставить фельдфебеля к дверям. Было сэкономлено – 45,5млн. руб.
ВЫВОД: Создание военных поселений стало элементом той реформационной политики, которая всегда была свойственна Александру:
искреннее желание облагодетельствовать подданных, не спрашивая их совета.
УЧИТЕЛЬ: На исходе второго десятилетия 19 в. Александр поручил группе своих советников во главе с князем Н.Н. Новосильцевым разработать проект конституции для России. В 1820 г. «Уставная грамота Российской империи» была готова (предлагается поработать с учебником и выяснить суть проекта и его судьбу).
ВЫВОД: Александр одобрил документ… Адъютант Александра, генерал Данилевский, записал в своём дневнике: « Царь хотел нам дать права, но никто его не понял. Более того, число недовольных росло с каждым днём».
И проект был похоронен.
«Властитель слабый и лукавый, И это снова А.С Пушкин.
Но образ
Плешивый щеголь, враг труда, царя уже другой. Почему?
Нечаянно, пригретый славой, ВЫВОД: Да практически все
Над нами царствовал тогда». важные реформы не выполнены.
А.Чарторыйский: «…он желал только формы и внешнего вида, а не действительного его осуществления; одним словом, он охотно согласился бы на то, чтобы весь мир был свободен, при условии, чтобы все добровольно подчинялись исключительно его воле».
ВОПРОС: Почему Александру так и не удалось осуществить реформы?
ОТВЕТ: Реформаторские проекты царя вызывали активное противодействие со стороны большинства дворян. Он понимал, чем может это грозить.
С тревогой наблюдал за нарастанием революционных событий в Европе.
Таким образом Александр сворачивает свои реформаторские планы.
Личные переживания царя: потеря детей и любимой сестры. В этом увидел
Божью кару за смерть отца – усиление религиозности, а затем мистицизма.
ВОПРОС: А что в итоге получила Россия?
ОТВЕТ: Россия продолжала безнадёжно топтаться на месте, всё более отставая от цивилизованного мира. Это привело к мощному взрыву, в центре которого оказались не стихийная ярость казаков и крестьян, а организованное сопротивление просвещенной, молодой и решительной части дворянского сословия, прежде всего офицерства.
ВОПРОС: А если бы проекты М.М. Сперанского или Н.Н. Новосильцева были приняты, что могло бы измениться?
ОТВЕТ: Россия уже в начале 19 в. – конституционная монархия со строгим разделением властей и далее ликвидация сословий и отмена крепостного права.( отмену крепостного права пришлось ждать ещё 40 лет).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ: можно предложить тесты для повторения изученного материала.
САМОАНАЛИЗ УРОКА: Размышление ( рефлексия). Предлагается учащимся
как бы отследить то новое, что получено ими на уроке, соотнести те знания, которые у них были, с теми, которые они приобрели.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( можно предложить учащимся творческую работу): Представьте, что Вы являетесь близким другом Александра Первого. Какие преобразования в России могли бы ему предложить? И, зная его характер, как бы реализовали эти преобразования?
Методическая литература:
1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России 17-19 века. Ч.2: Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений.-6-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2008.-480 с.: ил.
2. Кеворкова Н. Россия в царствование Александра Первого.//Преподавание истории в школе.-1998.-№2.
3. Кеворкова Н. Россия в царствование Александра Первого.//Преподавание истории в школе.-1999.-№2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реформы Александра 2
Данный рабочий урок - форма повторения пройденного материала и изучения нового. Реформы Александра 2 серьезно изменили облик России в 19 веке....
Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права.
Тема занятия занимает одно из ключевых мест в изучении истории России XIX века. Материалы данного урока помогут педагогу познакомить учащихся с личностью Александра II, сформировать представление о пр...
Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права.
Тема занятия занимает одно из ключевых мест в изучении истории России XIX века. Материалы данного урока помогут педагогу познакомить учащихся с личностью Александра II, сформировать представление о пр...
Крестьянская реформа Александра II
Презентация к уроку истории в 8 классе...
"История с образования государства Киевская Русь до Великих реформ Александра II" ( в двух частях)
Презентация разрабатывалась для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по истории. В ней содержится материал с заданиями из ЕГЭ (части А, Б и С). Старалась включать также материал по культуре, на которую...
Реформы Александра 1
Урок предназначен для учащихся 10 класса ...
Конспект урока истории в 8 классе "Либеральные реформы Александра II"
конспект открытого урока истории на методической площадке на тему "Либеральные реформы Александра II"...