Реформы Александра 2
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Данный рабочий урок - форма повторения пройденного материала и изучения нового. Реформы Александра 2 серьезно изменили облик России в 19 веке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reformy_aleksandra_2.docx33.83 КБ
Файл aleksandr_2.pptx453.17 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории

и обществознания

 высшей категории

Сутулова И.В.

Тема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России.

(продолжение)

Цели урока:

– актуализация знаний о предпосылках и причинах реформ 60–70-х годов XIX века в России; продолжить формирование представление учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах реформ Александра II.
– способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников, делать анализ, сравнивать и обобщать, составлять таблицы;.
– организовать активную познавательную деятельность учащихся через разные формы деятельности
– учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.

Тип урока: комбинированный урок, применения и совершенствования знаний.

Форма урока: проблемный урок с использованием групповой работы, технологии поискового метода

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация ранее полученных знаний
  3. Изучение нового материала
  1. Судебная реформа
  2. Военная реформа
  3. Реформа образования
  1. Закрепление
  2. Проверка изученного материала (тест)
  3. Объяснение домашнего задания

Основные даты:

Июнь 1864 г. – «Положение о начальных народных училищах», введение нового устава для университетов
Ноябрь 1864 г. – судебная реформа.
1863–1864 г. – реформа военно-учебных заведений.
1 января 1874 г. – введение всесословной воинской повинности.

Учебно-методический комплект и оборудование:

  1. Листы с таблицей «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России», схема «Итоги реформ 60–70-х годов XIX века»; инструкции по организации работы в группах;
  2. Рабочие тетради учащихся.
  3. Оформленная классная доска с планом урока, основными понятиями, основными датами и домашним заданием.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся и гостей урока

Вступительное слово учителя: Время правления Александра II является переломной эпохой в истории России. В это время в стране происходили преобразования, которые охватили все сферы жизни российского общества. Реформы должны были решить задачу создания в России необходимых условий для развития модернизации и перехода к капитализму.

Далее учитель объявляет тему, её актуальность, цели урока и методы её достижения, систему оценивания результатов деятельности учащихся и указывает на основные качественные характеристики изучаемой темы (запись на доске)

  1. Актуализация ранее полученных знаний

Трём учащимся дается задание: провести актуализацию знаний, полученных на предшествующих занятиях:

  1. Крестьянская реформа и ее значение
  2. Земская реформа
  3. Городская реформа

Учитель формулирует проблемный вопрос: Ребята, вы прослушали повествование своих одноклассников о реформах, проведенных Александром 2. Можем ли мы говорить о том, что реформы 60–70-х годов XIX века стали закономерным этапом в развитии России?

Давайте продолжим изучение реформ, проведенных императором Александром 2. Сегодня мы с вами изучим:

  1. Судебную реформу
  2. Военную  реформу
  3. Реформу образования

Далее учитель объявляет тему, её актуальность, цели урока и методы её достижения, систему оценивания результатов деятельности учащихся и указывает на основные качественные характеристики изучаемой темы (запись на доске)

Учитель: Ребята, сейчас вам предстоит работа в группах. Для этого мы с вами разделились на 3 группы. Каждая группа должна была подготовить информацию про одну из реформ Александра II (судебная реформа, военная реформа, реформа в области просвещения). Сейчас на уроке вам необходимо подобранную вами информацию структурировать, т.е. рассмотреть реформы по тем пунктам, которые записаны в таблице.

Учитель: Результатом вашей работы станет сообщение. Сообщение  будет состоять из выступлений представителей от каждой группы строго по пунктам таблицы.

3. Изучение нового материала

А) Участники групп заполняют таблицы по той реформе, которую они рассматривают.

Б) Учитель обходит класс, следит за работой в группах, помогает учащимся при затруднениях, напоминает о регламенте. На заключительном этапе работы проводится презентация в виде выступлений представителей от каждой группы строго по пунктам таблицы.

В) Учитель на этом этапе слушает, корректирует ответы, оценивает работу групп учащихся. Предлагает заполнять по ходу прослушивания таблицу.

Г) Учащиеся класса заполняют в своих тетрадях таблицу «Реформы Александра II».

Инструкция по организации работы в группе:

1. Состав группы:

2. Руководитель:

Основные требования к работе на уроке:

1. Ознакомьтесь с заданием

2. Подберите информацию по реформе, проанализируйте её по пунктам таблицы, запишите в таблицу

3. Представьте  результаты работы группы классу и учителю

Название реформы

Даты проведения

Цель

Мероприятия

Итоги

Судебная

Ноябрь 1864


.

Введение всесословного судопроизводства

Введение независимости суда перед администрацией (несменяемость судей);

введение гласности судопроизводства;

введение состязательности в суде (обвинение-защита);

введение суда присяжных; создание системы мировых судов

Воплотила все прогрессивные тенденции в мировой практике судопроизводства (гласность, состязательно сть, независимость)

Военная

1 января 1874

Преодоление технико-военной отсталости; создание обученных военных резервов

Реформа военно-учебных заведений;

Введение всесословной воинской повинности;

Техническое перевооружение армии;

Строительство парового флота

Создание крепкой боеспособной армии современного типа

Образования

Июнь 1864 г

Совершенствование народного образования

Введение равенства в среднем образовании для всех сословий;

Введение классических и реальных гимназий;

Введение автономии универститетов;

Положено начало женскому высшему образованию

Демократизация образования

4. Закрепление

Период 60–70-х годов XIX века либеральные деятели назвали эпохой «великих реформ». Выскажите свою точку зрения по этому утверждению.

Учащиеся отвечают на вопрос

5.  Проверка изученного материала (тест)

1. Чем вызвана необходимость либеральных реформ в 60-70е годы 19 века:

А. укреплением монархии.

Б. снятием с крестьян помещичьей опеки.

В. террористической деятельностью народников.

Г. давлением иностранных государств.

  1. Реформа образования предусматривала:

А. запрет женского образования

Б. введение автономии университетов

В. введение ограничений в приеме в гимназии детей крестьян

Г. открытие научно-исследовательских институтов

3. Военная реформа 1874 г. организованная  Д.А .Милютиным предполагала:

А. переход от всеобщей воинской повинности к профессиональной армии.

Б. переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности.

В. увеличение численности вооруженных сил.

Г. ужесточение дисциплины.

4. Судебная реформа НЕ предусматривала:

А. создание мирового суда.  

Б. суд присяжных.      

В. сохранение волостного суда.    

Г.  применение телесных наказаний.

  1. Распределите в 2 столбика термины, относящиеся к истории России

 до 1861 г.( I ) и после 1861 г.( II ):

     А). оброк
Б). выкуп
В). рекрутские наборы
Г). отрезки
Д). сословный суд
Е). временнообязанные
Ж). суд присяжных
З). всеобщая воинская повинность
И). барщина
К). чересполосица
Л). земства

  1. Информация о домашнем задании

Учитель информирует о домашнем задании, предлагает выбрать один из вариантов:

1. Составить тестовые вопросы или кроссворд по теме «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России».
2. Сделать компьютерную презентацию про одну из реформ Александра II.

Рефлексия

1. Чем вызвана необходимость либеральных реформ в 60-70е годы 19 века:

А. укреплением монархии.

Б. снятием с крестьян помещичьей опеки.

В. террористической деятельностью народников.

Г. давлением иностранных государств.

2.Реформа образования предусматривала:

А. запрет женского образования

Б. введение автономии университетов

В. введение ограничений в приеме в гимназии детей крестьян

Г. открытие научно-исследовательских институтов

3. Военная реформа 1874 г. организованная  Д.А .Милютиным предполагала:

А. переход от всеобщей воинской повинности к профессиональной армии.

Б. переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности.

В. увеличение численности вооруженных сил.

Г. ужесточение дисциплины.

4. Судебная реформа НЕ предусматривала:

А. создание мирового суда.  

Б. суд присяжных.      

В. сохранение волостного суда.    

Г.  применение телесных наказаний.

  1. Распределите в 2 столбика термины, относящиеся к истории России

 до 1861 г.( I ) и после 1861 г.( II ):

     А). оброк
Б). выкуп
В). рекрутские наборы
Г). отрезки
Д). сословный суд
Е). временнообязанные
Ж). суд присяжных
З). всеобщая воинская повинность
И). барщина
К). чересполосица
Л). земства

1. Чем вызвана необходимость либеральных реформ в 60-70е годы 19 века:

А. укреплением монархии.

Б. снятием с крестьян помещичьей опеки.

В. террористической деятельностью народников.

Г. давлением иностранных государств.

  1. Реформа образования предусматривала:

А. запрет женского образования

Б. введение автономии университетов

В. введение ограничений в приеме в гимназии детей крестьян

Г. открытие научно-исследовательских институтов

3. Военная реформа 1874 г. организованная  Д.А .Милютиным предполагала:

А. переход от всеобщей воинской повинности к профессиональной армии.

Б. переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности.

В. увеличение численности вооруженных сил.

Г. ужесточение дисциплины.

4. Судебная реформа НЕ предусматривала:

А. создание мирового суда.  

Б. суд присяжных.      

В. сохранение волостного суда.    

Г.  применение телесных наказаний.

  1. Распределите в 2 столбика термины, относящиеся к истории России

 до 1861 г.( I ) и после 1861 г.( II ):

     А). оброк
Б). выкуп
В). рекрутские наборы
Г). отрезки
Д). сословный суд
Е). временнообязанные
Ж). суд присяжных
З). всеобщая воинская повинность
И). барщина
К). чересполосица
Л). земства

1. Чем вызвана необходимость либеральных реформ в 60-70е годы 19 века:

А. укреплением монархии.

Б. снятием с крестьян помещичьей опеки.

В. террористической деятельностью народников.

Г. давлением иностранных государств.

2.Реформа образования предусматривала:

А. запрет женского образования

Б. введение автономии университетов

В. введение ограничений в приеме в гимназии детей крестьян

Г. открытие научно-исследовательских институтов

3. Военная реформа 1874 г. организованная  Д.А .Милютиным предполагала:

А. переход от всеобщей воинской повинности к профессиональной армии.

Б. переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности.

В. увеличение численности вооруженных сил.

Г. ужесточение дисциплины.

4. Судебная реформа НЕ предусматривала:

А. создание мирового суда.  

Б. суд присяжных.      

В. сохранение волостного суда.    

Г.  применение телесных наказаний.

5.Распределите в 2 столбика термины, относящиеся к истории России

 до 1861 г.( I ) и после 1861 г.( II ):

     А). оброк
Б). выкуп
В). рекрутские наборы
Г). отрезки
Д). сословный суд
Е). временнообязанные
Ж). суд присяжных
З). всеобщая воинская повинность
И). барщина
К). чересполосица
Л). земства

1. Чем вызвана необходимость либеральных реформ в 60-70е годы 19 века:

А. укреплением монархии.

Б. снятием с крестьян помещичьей опеки.

В. террористической деятельностью народников.

Г. давлением иностранных государств.

2.Реформа образования предусматривала:

А. запрет женского образования

Б. введение автономии университетов

В. введение ограничений в приеме в гимназии детей крестьян

Г. открытие научно-исследовательских институтов

3. Военная реформа 1874 г. организованная  Д.А .Милютиным предполагала:

А. переход от всеобщей воинской повинности к профессиональной армии.

Б. переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности.

В. увеличение численности вооруженных сил.

Г. ужесточение дисциплины.

4. Судебная реформа НЕ предусматривала:

А. создание мирового суда.  

Б. суд присяжных.      

В. сохранение волостного суда.    

Г.  применение телесных наказаний.

5.Распределите в 2 столбика термины, относящиеся к истории России

 до 1861 г.( I ) и после 1861 г.( II ):

     А). оброк
Б). выкуп
В). рекрутские наборы
Г). отрезки
Д). сословный суд
Е). временнообязанные
Ж). суд присяжных
З). всеобщая воинская повинность
И). барщина
К). чересполосица
Л). земства


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великие реформы Александра II

Слайд 2

Александр II император с 1855 года С.Платонов: «…За императором Александром II навсегда останется имя великого преобразователя, принесшего русскому народу неведомые ему доселе блага гражданственности»

Слайд 3

«Суд скорый, правый и милостивый» Сенат мировые Суды общие Бессословность Гласность и публичность Независимость Суд присяжных

Слайд 4

К ней были привлечены ведущие юристы страны Н.А. Будковский , К. П. Победоносцев, Д. А. Ровинский , Н. И. Стояновский и др. Под руководством С. И. Зарудного , статс-секретаря Государственного совета, уже в 1862 были выработаны «Основные положения судоустройства», в которых учитывались лучшие достижения тогдашней науки и судебной практики в передовых странах Европы.

Слайд 5

Суд присяжных

Слайд 6

Судебная реформа Мировой судья Аппеляционной инстанцией была судебная палата, но она рассматривала споры о мере нака зания, и не могла пересмотреть решение присяжных . Судебная палата рассматривала так же дела о должностных преступлениях высокопоставленных чиновников. Высшей Судебной инстанцией оставался Сенат. Царь не мог изменить приговор. Он мог только помиловать.

Слайд 7

«В силе армии – сила России» Военный министр Д.А.Милютин Ликвидация рекрутских наборов Сокращение действительной службы до 6 -7 лет Всесословность армии Устав о воинской повинности 1874 г. Военная теория Обучение солдат

Слайд 8

Военные реформы - главная цель которых сводилась к ликвидации малоэффективной и уже пережившей себя рекрутской системы набора новобранцев и созданию массовой армии европейского типа путем привлечения к воинской повинности «большей части населения» . Важнейшей частью его программы стали реорганизация высшего военного управления и создание территориальных органов в виде военных округов (вся Россия была разделена на 15 округов). Была осуществлена перестройка военного образования , основным элементом которой стало создание юнкерских училищ с двухгодичным сроком обучения. Многое было сделано для перевооружения русской армии и оснащения ее новыми техническими средствами . Все милютинские начинания проводились в русле либеральных реформ Александра II, в царствование которого он считался одним из самых влиятельных министров. Милютин принадлежал к кругу либеральной бюрократии, группировавшейся вокруг великого князя Константина Николаевича

Слайд 9

Военная реформа Офицер Генерального штаба. В армии отменялись телесные наказания, улучшался быт и обучение солдат. В к.60-н.70-х годов произошло перевооружение армии на вооружение поступили нарезные орудия и винтовки Бердана. Были введены новые уставы. Подготовка кадров осуществлялась в юнкерских и военных училищах и академиях.

Слайд 10

Образование Регламентирующие документы: Университетский устав (1863) – выборы должностных лиц, ослаблена опека, самостоятельность в выборе предметов, структуры преподавания, финансирование Положение о начальных народных училищах (1864) – начальная школа: 3 года, платная Устав гимназий и прогимназий (1864) – всесословные, классические, в т.ч. женские Направленность обучения - светская К 80-м г.г.: начальных школ -22 700 учащихся -1 140 915 число студентов – 8 193 расходы -6 158 155 рублей

Слайд 11

Реформа образования Студенты празднуют Татьянин день. В земской школе

Слайд 12

Вопросы для закрепления: В чем заключалось прогрессивное значение судебной реформы? Что изменилось в системе комплектования российской армии? Каковы результаты реформы в образовании?

Слайд 13

Таким образом, императору Александру II по справедливости присвоено «звание» Царя-Освободителя : он освободил не только крестьян, но вообще личность русского человека, поставил ее в условия самостоятельного существования и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права.

Тема занятия занимает одно из ключевых мест в изучении истории России XIX века. Материалы данного урока помогут педагогу познакомить учащихся с личностью Александра II, сформировать представление о пр...

Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права.

Тема занятия занимает одно из ключевых мест в изучении истории России XIX века. Материалы данного урока помогут педагогу познакомить учащихся с личностью Александра II, сформировать представление о пр...

Крестьянская реформа Александра II

Презентация к уроку истории в 8 классе...

"История с образования государства Киевская Русь до Великих реформ Александра II" ( в двух частях)

Презентация разрабатывалась для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по истории. В ней содержится материал с заданиями из ЕГЭ (части А, Б и С). Старалась включать также материал по культуре, на которую...

Реформы Александра 1

Урок предназначен для учащихся 10 класса ...

Реформы Александра 1

Урок предназначен для учащихся 10 класса...

Конспект урока истории в 8 классе "Либеральные реформы Александра II"

конспект открытого урока истории на методической площадке на тему "Либеральные реформы Александра II"...