«Петр I чудо или чудовище»
материал по истории по теме

Усенко Светлана Сергеевна

Тема урока: «Петр I чудо или чудовище»


 

Цели:

Предметная: формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра и его преобразований через организацию самостоятельной работы по изучению документов историков.

Методологическая: развитие научного мышления учащихся при через установление причинно-следственных связей.

Метапредметная: формирование представлений о Петре I,его деятельности, развитии России до его преобразований и после. Выявление отношения историков о его деятельности, познание сущности его преобразований для развития России в целом.

Приоритетные виды межпредметных связей:

внутри цикловые содержательно-информационные – с курсом истории России на уровне фактов, общепредметных понятий, теоретических знаний.

организационно-методические: на уровне общепредметных умений

( анализ и вывод, применение знаний и способов действий, решение учебных проблем);

Ведущие приемы обучения: постановка метапредметных вопросов, постановка и решение теоретической проблемы, обращение к жизненному опыту учащихся.

Задачи урока:

 1.подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность.

 2.создать условия для исследовательской деятельности учащихся, демонстрации приемов такой деятельности на уроке.

3. дать оценку деятельности Петра I на основе исследования документов историков.

4.Способствовать самовыражению учащихся через выступление в дискуссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «ПетрI чудо или чудовище»

Цели:

Предметная: формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра и его преобразований через организацию самостоятельной работы по изучению документов историков.

Методологическая: развитие научного мышления учащихся при через установление причинно-следственных связей.

Метапредметная: формирование представлений о Петре I,его деятельности, развитии России до его преобразований и после. Выявление отношения историков о его деятельности, познание сущности его преобразований для развития России в целом.

Приоритетные виды межпредметных связей:

внутри цикловые содержательно-информационные – с курсом истории России на уровне фактов, общепредметных понятий, теоретических знаний.

организационно-методические: на уровне общепредметных умений

( анализ и вывод, применение знаний и способов действий, решение учебных проблем);

Ведущие приемы обучения: постановка метапредметных вопросов, постановка и решение теоретической проблемы, обращение к жизненному опыту учащихся.

Задачи урока:

 1.подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность.

 2.создать условия для исследовательской деятельности учащихся, демонстрации приемов такой деятельности на уроке.

3. дать оценку деятельности Петра I на основе исследования документов историков.

4.Способствовать самовыражению учащихся через выступление в дискуссии.

Вступительное слово учителя:

Ход занятия

Ввод в проблему:

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы рассмотрим личность, которая, на мой взгляд, является одной из ключевой в истории России. Давайте посмотрим на экран (портрет Петра I). Конечно же, вы узнали в нем первого императора Российской империи Петра I.

Историки и современники Петра прямо противоположно оценивали личность царя, его преобразования, их характер и результаты. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его отступником православия, Антихристом, насаждавшим матушке-Руси чуждые заморские порядки.

Образ Петра Великого был растиражирован Елизаветой и Екатериной II, как бы в противовес государям эпохи дворцовых переворотов, в которых тоже виноват Петр. Кто же такой Петр I? Петр I чудо или чудовище

1.)Выделение позиций в проблемной ситуации (работа в группах)

Учитель: Сейчас мы разделимся на две группы. Каждая группа получит документ. У первой группы источник «Карамзин H.M.», у второй группы «Ключевский В.О.»

В каждом документе , характеристика Петра I разных историков. Ваша задача – прочитать документ и ответить на вопросы:

  1. Какова позиция автора в отношении Петра I и его преобразований?
  2. Докажите позицию автора используя содержание документа и представьте ее в виде схемы рисунка. (30 мин)
  3. Представители групп приглашаются к доске, при этом ставиться задача корректно убедить соперников в правоте автора данной позиции. (схема)

В результате разбора и анализа текстов должны выйти следующие противоречия:

Карамзин: Сею целью было не только новое величие России, но и совершенное присвоение обычаев европейских... Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинства и славным подвигам. Он имел великодушие, проницание, вол! непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножал войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю рудокопии, завел мануфактуры, училища, академию, наконец, по ставил Россию на знаменитую степень в политической систем< Европы….

Государство может заимствовать от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях. Пусть сии обычаи естественно изменяются, но предписывать им уставы есть насилие, беззаконное и для монарха самодержавного. В сем отношении государь по справедливости может действовать примером, а не указом……

Но великий муж самыми ошибками доказывает свое величие: трудно или невозможно изгладить; как хорошее, так и худое он делает навеки. Сильною рукою дано новое движение России; мы уже не возвратимся к старине!

Ключевский: 

Эти внешние обстоятельства оказали могущественное и неблагоприятное влияние на ход реформы, ее характер и успехи. С самого ее начала почти до конца жизни Петра шли непрерывные внешние войны, никогда внутренняя деятельность правительства не была менее свободна, никогда управителю менее не были развязаны руки для внутренней политики……….

. Отсюда необходимо происходила торопливость преобразований, которая не давала возможности спокойно дождаться медленного роста посева, медленного развития преобразований; она заставляла правительство и самого преобразователя требовать от начинаний сейчас же их результатов, полных плодов; и когда результаты эти не являлись, заставляла принимать насильственные, искусственные средства для исполнения.

Видны цели реформы, но не всегда уловим ее план; чтобы уловить его, надобно изучать реформу в связи с ее обстановкой, т. е. с войной и ее разнообразными последствиями. Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на первую очередь преобразование военных сил страны…..

С другой стороны, не изменяя сущности крепостного права, Петр изменил социальный состав крепостного состояния: разные виды холопства, юридические и хозяйственные, теперь окончательно слились с крепостным крестьянством в один класс тяглых крепостных людей, а гулящая вольница частью была приписана в городах к низшему гражданству……

2.Выстраивание взаимной критики позиции. (15 мин)

Вопросы групп к представленным позициям

Найти противоречия в схемах в позициях защищаемых авторов.

3.Фиксация предмета противоречий ( 30 мин)

Работа в группах.

Вопрос задает учитель:

  1. Почему авторы данных источников по разному относятся к деятельности Петра I.
  2. В чем состоит противоречие самого Петра I

  1. Постановка проблемы. (20 мин)

Вопрос учителя:

  1. Как на ваш взгляд подействовали реформы Петра на всю дальнейшую историю России?

Ученики выходят к доске (схема)

  1. Самоопределение к проблеме (20 мин)

Чью позицию заняли бы вы, живущие в 21 веке? Почему?

Приложение

Карамзин H.M.: Царствование Романовых, Михаила, Алексея, Федора, способствовало сближению россиян с Европою как в гражданских учреждениях, так и в нравах от частых государственных сношений с ее Дворами, от принятия в нашу службу многих иноземцев и поселения других в Москве. Ибо нет сомнения, что Европа от XIII до XIV века далеко опередила нас в гражданском просвещении. Сие изменение делалось постепенно, тихо, едва заметно, как естественное возрастание, без порывов и насилия. Мы заимствовали, но как бы нехотя, применяя все к нашему и новое соединяя со старым.

Явился Петр. В его детские лета самовольство вельмож, наглость стрельцов и властолюбие Софьи напоминали России несчастные времена смут боярских, но великий муж созрел уже в юноше мощною рукою схватил кормило государства, он сквозь бурю волны устремился к своей цели: достиг — и все переменилось!

Сею целью было не только новое величие России, но и совершенное присвоение обычаев европейских... Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинства и славным подвигам. Он имел великодушие, проницание, вол! непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножал войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю рудокопии, завел мануфактуры, училища, академию, наконец, по ставил Россию на знаменитую степень в политической систем< Европы. Говоря о превосходных его дарованиях, забудем ли почта важнейшее для самодержцев дарование: употреблять людей по их способностям? Полководцы, министры, законодатели не родятся в такое или такое царствование, но единственно избираются. Чтобы избрать, надобно угадать; угадывают же людей только великие люди — и слуги Петровы удивительным образом помогали ему на ратном поле, в Сенате, в Кабинете. Но мы, россияне, имея перед глазами свою историю, подтвердим ли мнение несведущих иноземцев и скажем ли, что Петр есть творец нашего величия государственного?.. Забудем ли князей московских: Иоанна I, Иоанна III, которые, можно сказать, из ничего воздвигли державу сильную и учредили твердое в ней правление единовластное? Петр нашел средства делать великое, — князья московские подготовили оное.

Славя славное в сем монархе, оставим ли без замечания вредную сторону его блестящего царствования?

Умолчим о пороках личных; но сия страсть к новым для нас обычаям преступила в нем границы благоразумия. Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твердости. Сей дух и вера спасли Россию во время самозванцев; есть не что иное, как привязанность к нашему особенному, не иное, как уважение к своему народному достоинству. Искореняя древние навыки, представляя их смешными, глупыми, вводя иностранные, государь России унижал россиян. Презрение к самому себе располагает ли человека и гражданина к великим делам? Любовь к отечеству питается сими родными особенностями. Просвещение достохвально, но в чем стоит оно? В знании нужного для благоденствия: художества, искусства, науки не имеют иной цели. Русская одежда, пища не мешали заведению школ. Два государства могли стоять на степени гражданского просвещения, имея права различные. Государство может заимствовать от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях. Пусть сии обычаи естественно изменяются, но предписывать им уставы есть насилие, беззаконное и для монарха самодержавного. В сем отношении государь по справедливости может действовать примером, а не указом.

Жизнь человеческая кратка, а для утверждения новых обычаев требуется долговременность. Петр ограничил свое преобразование дворянством. Дотоле, от сохи до престола, россияне сходствовали между собой некоторыми общими признаками наружности и в обыкновениях, — со времен Петровых высшие степени отделились от низших, и русский земледелец, мещанин, купец увидел немцев в русских дворянах ко вреду братского, народного единодушия государственных состояний.

В течение веков народ привык чтить бояр как мужей, ознаменованных величием, — поклонялся им с истинным уничижением, когда они с своими благородными дружинами, с азиатской пышностию, при звуке бубнов являлись, шествуя в храм Божий или на совет к государю. Петр уничтожил достоинство бояр: ему надобны были министры, канцлеры, президенты! Вместо древней славной Думы явился Сенат, вместо приказов — коллегии, вместо дьяков — секретари и проч. Та же бессмысленная для россиян перемена в воинском чиноначалии: генералы, капитаны, лейтенанты изгнали из нашей рати воевод, сотников, пятидесятников и проч. Честию и достоинством россиян сделалось подражание.

Семейственные нравы не укрылись от влияния царской деятельности. Вельможи стали жить открытым домом; их супруги и дочери вышли из непроницаемых теремов своих; балы, ужины соединили один пол с другим в шумных залах; россиянки перестали краснеть от нескромного взора мужчин, и европейская вольность заступила место азиатского принуждения... Чем более мы успевали в людскости, в обходительности, тем более слабели связи родственные: имея множество приятелей, чувствуем менее нужды в друзьях и жертвуем свету союзом единокровия.

Не говорю и не думаю, чтобы древние россияне под великокняжеским или царским правлением были вообще лучше нас. Не столько в сведениях, но и в некоторых нравственных отношениях превосходнее, то есть иногда стыдимся, чего они не стыдились что действительно порочно; однако ж должно согласиться, что приобретением добродетелей человеческих утратили граждане. Имя русского имеет ли теперь для нас ту силу неисповедимую, какую оно имело прежде? И весьма естественно: деды наши, уже Царствование Михаила и сына его, присваивая себе многие выгоды иноземных обычаев, все еще оставались в тех мыслях, что правоверный россиянин есть совершеннейший гражданин в мире, а Святая Русь — первое государство. Пусть назовут то заблуждением; но как оно благоприятствовало любви к отечеству и нравственной силе оного! Теперь же, более ста лет находясь в школе иноземцев, без дерзости можно ли похвалиться своим гражданским достоинством? Некогда называли мы всех иных европейцев неверными, теперь - называем братьями; спрашиваю: кому бы легче было покорить Россию — неверным или братьям? То есть кому бы она, по вероятности, долженствовала более противиться? При царе Михаиле или Феодоре вельможа российский, обязанный всем отечеству, мог ли бы с веселым сердцем навек оставить его, чтобы в Париже, в Лондоне, в Вене спокойно читать в газетах о наших государственных опасностях? Мы стали гражданами мира, но перестали в некоторых случаях, быть гражданами России. Виною Петр 1.

Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться гораздо более, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей. К несчастию, сей государь, худо воспитанный, окруженный людьми молодыми, узнал и полюбил женевца Лефорта, который от бедноты и заехал в Москву и, весьма естественно, находя русские обычаи для него странными, говорил ему об них с презрением, а все европейское возвышал до небес. Вольные общества Немецкой слободы, приятные для необузданной молодости, довершили Лефортово дело, и пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, захотел сделать Россию Голландией.

Еще народные склонности, привычки, мысли имели столь великую силу, что Петр, любя в воображении некоторую свободу ума человеческого, долженствовал прибегнуть ко всем ужасам самовластия для обуздания своих, впрочем, столь верных подданных. Тайная канцелярия день и ночь работала в Преображенском: пытки и казни служили средством нашего славного преобразования государственного. Многие гибли за одну честь русских кафтанов и бороды, ибо не хотели оставить их и дерзали порицать монарх; Сим бедным людям казалось, что он вместе с другими привычкам отнимает у них самое отечество.

В необыкновенных усилиях Петровых видим всю твердость его характера и власти самодержавной. Ничто не казалось ему cтpaнным. Церковь российская искони имела главу сперва в митрополите наконец в патриархе. Петр объявил себя главою церкви, уничто патриаршество как опасное для самодержавия неограниченного, заметим, что наше духовенство никогда не противоборстве мирской власти, ни княжеской, ни царской: служило ей орудием в делах государственных и совестию в ее случайных уклонениях от добродетели! Первосвятители имели у нас одно право — вещать истину государям, не действовать, не мятежничать — право благословенное не только для народа, но и для монарха, коего счастье состоит в справедливости. Со времен Петровых упало духовенство в России. Первосвятители наши уже только были угодниками царей на кафедрах языком библейским произносили им слова похвальные. Для похвалы мы имеем стихотворцев и придворных; главная обязанность духовенства есть учить народ добродетели, а чтобы сии наставления были тем действительнее, надобно уважать оное. Если государь председательствует там, где заседают главные сановники церкви, если он судит их или награждает мирскими почестями и выгодами, то церковь подчиняется мирской власти и теряет свой характер священный, усердие к ней слабеет, а с ним и вера, а с ослаблением веры государь лишается способа владеть сердцами народа в случаях чрезвычайных, где нужно все забыть, все оставить для отечества и где пастырь душ может обещать в награду один венец мученический. Власть духовная должна иметь особенный круг действия вне гражданской власти, но действовать в тесном союзе с нею. Но лучше, если сие согласие имеет вид свободы и внутреннего убеждения, а не всеподданнической покорности.

Утаим ли от себя еще одну блестящую ошибку Петра Великого? Разумею основание новой столицы на северном крае государства, среди зыбей болотных, в местах, осужденных природою на бесплодие и недостаток. Еще не имея ни Риги, ни Ревеля, он мог заложить на берегах Невы купеческий город для ввоза и вывоза товаров; но мысль утвердить там пребывание наших государей была, есть и будет вредной. Сколько людей погибло, сколько миллионов и трудов употреблено для приведения в действо сего намерения! Можно сказать, что Петербург основан на слезах и трупах.

Но великий муж самыми ошибками доказывает свое величие: трудно или невозможно изгладить; как хорошее, так и худое он делает навеки. Сильною рукою дано новое движение России; мы уже не возвратимся к старине!

Цит. по: Карамзин H. M. Записка о древней и новой России. СПб., 1914. С. 22—32.

Ключевский В.О. «Лекции по русской истории»

Попытаемся определить, к какому роду переворотов относится Петровская реформа: напоминает ли она медленные и незаметные перевороты - и не похожа ли она скорее на внешнюю шумную ломку, которая под развалинами сохраняет тем крепче и плотней старую жизнь. Но основание государственного строя, На котором держались общественные отношения, и при Петре остались те же, какие были в старинном Московском государстве; они не только остались те же, но были изощрены, приведены в более строгую систему. Я не хочу указывать на это двойное отношение Петровской реформы к старому и последующему времени как на достоинство или недостаток; исторический ход событий помимо лиц указывает последовательную правильную программу, В силу которой для всего есть свое время

Эти внешние обстоятельства оказали могущественное и неблагоприятное влияние на ход реформы, ее характер и успехи. С самого ее начала почти до конца жизни Петра шли непрерывные внешние войны, никогда внутренняя деятельность правительства не была менее свободна, никогда управителю менее не были развязаны руки для внутренней политики. Мирным временем можно назвать лишь последние, немногие дни Петра, и когда он был во многом не похож на прежнего Петра. Эта внешняя обстановка реформы постоянно отвлекала Петра и правительственное внимание к границам; отсюда объясняются многие особенности, легшие на характер реформы, особенности, которые было бы несправедливо приписывать личным качествам преобразователя . Эти особенности все были недостатками и существенно изменили первоначальную про грамму реформы. Отсюда необходимо происходила торопливость преобразований, которая не давала возможности спокойно дождаться медленного роста посева, медленного развития преобразований; она заставляла правительство и самого преобразователя требовать от начинаний сейчас же их peзультаTOB, полных плодов; и когда результаты эти не являлись, зас¬тавляла принимать насильственные, искусственные средства для исполнения.

Теперь мы можем выяснить себе связь войны и реформы. При первом взгляде на преобразовательную деятельность Петра она представляется лишенной всякого плана и последовательности. Постепенно расширяясь, она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась зараз, в одно время и во всем своем составе; к каждой реформа подступала по нескольку раз, в разное время касаясь ее по частям, по мере надобности, по требованию текущей минуты. Изучая тот или другой ряд преобразовательных мер, легко видеть, к чему они клонились, но трудно догадаться, почему они следовали именно в таком порядке. Видны цели реформы, но не всегда уловим ее план; чтобы уловить его, надобно изучать реформу в связи с ее обстановкой, т. е. с войной и ее разнообразными последствиями. Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на первую очередь преобразование военных сил страны.

Петр стал преобразователем как-то невзначай, как будто нехотя, поневоле. Война привела его и до конца жизни толкала к реформам. В жизни государств внешние войны и внутренние реформы обыкновенно не совмещаются, как условия, взаимно противодействующие. Петр навязал ее народу как нежданный и насильственный акт своей самовластной воли……

С другой стороны, не изменяя сущности крепостного права, Петр изменил социальный состав крепостного состояния: разные виды холопства, юридические и хозяйственные, теперь окончательно слились с крепостным крестьянством в один класс тяглых крепостных людей, а гулящая вольница частью была приписана в городах к низшему гражданству, чтоб "гуляки за ремесло принялись и никто бы без дела не шатался", частью попала в солдаты или в крепостные.

Итак, Петр взял из старой Руси государственные силы, верховную власть, право, сословия, а у Запада заимствовал технические средства для устройства армии, флота, государственного и народного хозяйства, правительственных учреждений. Где же тут, спросите вы, коренной переворот, обновивший или исказивший русскую жизнь сверху донизу, давший ей не только новые формы, но и новые начала, благотворные или зловредные - все равно? Однако таково было впечатление современников реформы, передавших его и ближайшему потомству. Реформа если не обновила, то взбудоражила, взволновала русскую жизнь до дна не столько своими нововведениями, сколько некоторыми приемами, не характером своим, а темпераментом, если можно так выразиться.

Обстановка реформы создана была внешней войной и внутренней борьбой.

Служа главной движущей пружиной реформы, война оказала самое неблагоприятное действие на ее ход и успехи. Реформа шла среди растерянной суматохи, какой обычно сопровождается война. Нужды и затруднения, какие она вызывала на каждом шагу, заставляли Петра спешить. Война сообщила реформе нервозный, лихорадочный пульс, болезненно-ускоренный ход.

Итак, не преувеличивая и не умаляя дела Петра Великого, можно так выразить его значение. Реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами, дружно совместившимися в одной из тех исключительно счастливо сложенных натур, какие по неизведанным еще причинам от времени до времени появляются в человечестве. С этими свойствами, согретыми чувством долга и решимостью "живота своего не жалеть для отечества", Петр стал во главе народа, из всех европейских народов наименее удачно поставленного исторически.

Я нахожу две главных ошибки в прежних и современных суждениях о Петре: во-первых, его действия судят, его сажают на скамью подсудимых, решают вопрос о его виновности. определяют приговор: была ли его реформа ошибочна или напротив; и второй недостаток тот, что и обвиняющие И оправдывающие одинаково видят в реформе неожиданный переворот, вдруг перевернувший всю Россию; вся разница в оценке, но самый факт одинаково признают обе стороны: одни видят грех и преступление в святотатственной попытке наложить руку на святую старину и плачут, что Петр чародейским жезлом изменил величавое, торжественное шествие России и сделал из нее обезьяну Европы. Другие думают, что так и следовало покинуть родную старину, что нужно было остановить ЭТО прежнее шествие России, потому что оно вело к гибели. Эти сторонники приветствуют в реформе этнографическое перерождение целого народа. Обе стороны видят чудо в Петровской реформе: по одним, она остановила солнце, чтобы не дать России нагрузиться в мрак ничтожества, а по другим, она повела Россию на путь истинный, как Рождественская звезда

Тема урока: «ПетрI чудо или чудовище»

Деятельность учителя

Ввод в проблему:

Вступительное слово учителя

Сегодня мы рассмотрим личность, которая, на мой взгляд, является одной из ключевой в истории России. Давайте посмотрим на экран (портрет Петра I). Конечно же, вы узнали в нем первого императора Российской империи Петра I.

Историки и современники Петра прямо противоположно оценивали личность царя, его преобразования, их характер и результаты. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его отступником православия, Антихристом, насаждавшим матушке-Руси чуждые заморские порядки.

Образ Петра Великого был растиражирован Елизаветой и Екатериной II, как бы в противовес государям эпохи дворцовых переворотов, в которых тоже виноват Петр. Кто же такой Петр I? Петр I чудо или чудовище

  1. Выделение позиций в проблемной ситуации

Задание: Сейчас мы разделимся на две группы. Каждая группа получит документ.

В каждом документе , характеристика Петра I разных историков. Ваша задача – прочитать документ и ответить на вопросы:

1. Какова позиция автора в отношении Петра I и его преобразований?

2. Докажите позицию автора используя содержание документа аи представьте ее в виде модели рисунка. (30 мин)

3. Представители групп приглашаются к доске, при этом ставиться задача корректно убедить соперников в правоте автора данной позиции. (схема)

  1. Выстраивание взаимной критики позиции.

Задание для учеников: Найти противоречия в схемах противоположных позициях.

  1. Фиксация предмета противоречий ( 30 мин)

Вопрос задает учитель:

1.Почему авторы данных источников по разному относятся к деятельности Петра I.

2. В чем состоит противоречие самого Петра I

  1. Постановка проблемы. (20 мин)

Вопрос учителя:

Как на ваш взгляд подействовали реформы Петра на всю дальнейшую историю России?

Ученики выходят к доске (схема)

  1. Самоопределение к проблеме (20 мин)

Чью позицию заняли бы вы, живущие в 21 веке? Почему?

Деятельность ученика

Размышляют о том кто же такой Петр I

Работа по группам. В каждой группе е выделяют позицию Ключевского, Карамзина и чертят схему.

Вопросы групп к представленным позициям

Минидебаты.

Поиск противоречий, работа в группах.

Работа в группах. Ученики отвечают на вопросы.

Работа со схемой в группе.

Ответы учащихся.

Тема урока: Петр I. Россия на рубеже веков.

Цели урока: 

  • Организовать учебную деятельность, направленную на изучение новой темы.
  • В ходе урока изучить детство Петра I, период начала его царствования, двоецарствия, найти причины неудач Азовских походов, выявить цели Великого посольства для России.
  • Охарактеризовать причины, которые формировали личность будущего царя.
  • Продолжить развитие навыков самостоятельной работы на уроке, умению анализировать исторические события, делать правильные выводы, работать с историческими документами, решать исторические задачи, а также умение участвовать в дискуссии.
  • Показать, что в исторической литературе существуют различные оценки личности первого российского императора и его деятельности, споры ведутся на протяжении трех столетий.
  • Продолжить воспитание интереса к своей истории, помочь учащимся осознать связь прошлого с настоящим.


Оборудование: 

карта «Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века (Европейская часть)»,

икт (компьютер, проектор, презентация),

доска, тетрадь, учебный материал, раздаточный материал(карточки-задания).

Тип урока:

комбинированный с элементами проблемно-исследовательской дискуссии

Этапы урока.

1. Оргмомент. Мотивационная часть.

2. Новая тема. План урока:
Детство Петра - презентация, работа с документом.
Двоецарствие. Царевна Софья – сообщения учащихся, фильм.
Начало царствование Петра – фильм, учитель.
Азовские походы – самостоятельная работа по учебнику.

Великое посольство - работа с документом.
3. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.

Ход урока

  1. Вводное слово учителя - мотивационная часть, выявление исходного противоречия и постановка учебной задачи урока.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Посмотрите на экран. Какую тему мы начинаем сегодня изучать? Какой период истории России? слайд 1 

(Ответы учащихся).

Итак, действительно сегодня мы приступаем к изучению нового периода российской истории – периоду, когда Россия переживает серьезные политические, экономические, культурные изменения. А период этот тесным образом связан с личностью царя Петра I, его характером, его представлением о России.

Слайд 2 (фильм), 3

28 января 1725 года умер первый русский император – Петр Алексеевич Романов.

«…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось «солнце земли Русской!»- эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра.

«Солнце земли Русской» - высочайшая оценка. Но уже при жизни высказывались совсем иные суждения: находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.

Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются и сегодня.

Одни восхищаются Петром: «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В. Татищев.

А для других:

«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» М. Щербатов.

О Петре I написано много книг, посвящено много произведений литературы. Вот каким предстает он у нашего знаменитого русского поэта XIX в. А.С.Пушкина:

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Обращаем внимание учащихся на памятник Петру I работы Фальконе «Медный всадник» (слайд)4

- К кому обращены стихи?

- Кого олицетворяет «гордый конь»?

- Как вы понимаете смысл трех последних строк отрывка?

Слайд 5

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А. С. Пушкин

Сей шкипер был, тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля.
А.С. Пушкин.

Период петровского правления поэт называет движущимся кораблем с великим капитаном-шкипером на мостике.

Он молвил: «Мне вас жалко,
Вы сгниете вконец;
Но у меня есть палка,
И я вам всем отец».
А.К. Толстой.

Кто прав из этих авторов? Какая оценка Петра наиболее близка вам?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно как следует изучить правление этого российского царя. И вот тогда мы сможем вернуться к поставленной проблеме выбора.

Как Вы считаете, о чем мы поведем с вами речь сегодня, что на уроке мы должны узнать? (Ответы учащихся).

Учитель говорит цель сегодняшнего урока - проследить начало царствования Петра 1 (Слайд 6), задачи – план (Слайд 7).

Проблемный вопрос к уроку(Слайд 8): условия формирования характера и мировоззрения Петра, какие проблемы видел в развитии страны, какие ставил задачи, к каким поворотам судьбы для России могли привести его преобразования, какой для истории будет период его правления?

Ребята дают свои ответы. Учитель их корректирует. 

И начнем мы, как некогда начал свои публичные чтения о Петре Великом С.М. Соловьев: «…во имя величайшего из тружеников Русской земли приглашаю Вас, господа, к труду – обозреть труд его, подумать над ним». 

  1. Изучение новой темы.
    1) Детство Петра.

Рассказ учителя с демонстрационным материалом.

Вопрос учащимся:

Мы с вами знаем, что характер человека закладывается в детстве. Поэтому на формирование личности будущего царя большое влияние оказали его детские годы. Что вы знаете о детских годах Петра?

Слайд 9

Слайд 10. Младший сын царя Алексея Михайловича Петр родился от второго брака царя (С Наталией Кирилловной Нарышкиной) 30 мая 1672 года. В отличие от своих сводных старших братьев Федора и Ивана он отличался крепостью здоровья, подвижностью. Первые три с половиной года маленький Петр был буквально баловнем царской четы, в то время как дети Алексея Михайловича от Марины Ильиничны Милославской оказались отодвинуты на второй план. Такое положение продолжалось до смерти царя в 1676 году.
Новым царем стал старший сын покойного Алексея Михайловича - Федор. Будучи крестным отцом маленького Петра, он любил его и заботился о нем. По его поручению с пятилетнего возраста Петра стали обучать грамоте. Первым его учителем и наставником был дьяк Никита Зотов. С ним Петр освоил азбуку и чтение по слогам, прочел первые церковные книги, начал писать. По достижении десятилетнего возраста мальчик должен был начать изучение более сложных наук - грамматики, риторики, философии, истории, иностранных языков. Однако за месяц до этого умер царь Федор, и учение для Петра закончилось.
слайд 11. В 1682 году остро встал вопрос о престолонаследии.

Новым царем по существовавшим порядкам должен был быть старший брат Петра – Иван. Однако он был болезненным и слабоумным подростком. Ближайшее окружение умершего царя Федора настояло на провозглашении царем десятилетнего Петра. Патриарх Иоаким и бояре с согласия собравшегося на Красной площади народа провозгласили Петра новым царем. Однако это было нарушением прежнего порядка наследования престола, при котором в случае затяжного междуцарствия вопрос о престоле решался Земским собором.
В этих условиях родственники Ивана Милославские подняли против Нарышкиных стрелецкое войско, которому было сказано, что истинного царя Ивана задушили бояре - изменники.

Слайд 12. 1682 год – восстание стрельцов в Москве

Работа с документами (Ключевский В.О., Юст Юль) – рабочий лист 1, обсуждение последствий событий 1682 г для здоровья, личности и мировоззрения Петра.

2) Двоецарствие.

Слайд 13. Итог: в России провозглашено двоецарствие (Петр и Иван), но реальная власть у регентши, царевны Софьи.


Сообщение 1 учащегося.
Слайды 14-15

Сообщение 2 учащегося. Слайды 16

Слайд 17 (фильм)

Слайд 18, 19, 20. Постепенно юный царь обретал не традиционные царские познания и навыки, а становился военным техником и моряком – любителем.

Из рукописи секретаря Прусского посольства в России
И.Г. Фоккердота о начале строительства русского флота:

«…в то время когда Петр начал водиться с иностранцами, он нашел полусгнившее судно в Измайловском загородном доме, очень недалеко от Москвы. Голландец, с которым Петр I иногда разговаривал, поправил этот бот и показал ему на Измайловском пруде, как можно плавать на нем по ветру и против ветра. Петр I , имевший природную склонность к механическим искусствам, нашел особенное удовольствие в этом упражнении и велел построить себе несколько судов побольше на Переяславском озере, лежавшем недалеко от Москвы. На них забавлялся плаванием в обществе нескольких английских и голландских купцов.»

Ребята, как вы думаете, почему Петр так любил военное дело?

(Ответы учащихся)

Да, все мальчики любят играть в войну, но у Петра была серьезная причина. В детстве, как мы отмечали, Петр пережил восстание стрельцов, были убиты его родственники, могли убить его самого. Видимо, создавая потешные полки, он заботился о своей безопасности.

Царевна Софья. Слайды 21-22

3) Начало царствование Петра

1689 год – второе восстание стрельцов в Москве - Слайд 23 (фильм)

Итог: Софья свергнута, во главе страны встает Петр I (до 1696 года он правил совместно с Иваном, но реальная власть была у Петра). Слайд 24

4) Азовские походы

Важным вторым событием того времени становятся Азовские походы. 

Самостоятельная работа по учебнику и вопросам рабочего листа 2: 

  1. Цели походов
  2. Причины выбора южного направления
  3. Даты походов
  4. Причины неудачи первого похода под Азов
  5. Меры, предпринятые Петром, чтобы подготовить второй поход
  6. Результаты и значение Азовских походов


Затем ученики отвечают
Смотрим презентацию

  1. слайд 25.
  2. Слайд 26
  3. Слайд 27
  1. Слайды 28

организованы два похода на Азов

1695 год – разгром под Азовом, город не взят

1696 год – по указу Петра в Воронеже создается российский флот, который затем по рекам выходит к Азову

1696 год – Азов взят! Первый внешнеполитический успех России и Петра!

6. слайд 29 

5) Великое посольство 1697-1698гг.

Работа с документами (Ключевский В.О.) – рабочий лист 3:

1. Какова цель Великого посольства?

2. Почему Петр поехал под чужим именем?

3. Какие страны посетило Великое посольство?

4. Каково значение посольства?

Обсуждение:1. Слайд 30, 31

2. Слайд 32

3. Слайд 33-36

Пока Петр был за границей, в 1698 г. В Москве произошло восстание стрельцов. Они хотели вернуть к власти Софью. Слайд 37, 38

(при рассказе обращение к картине В.Сурикова “Утро стрелецкой казни”) 

  1. Слайд 39

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Закрепление материала – рабочий лист 4.

  1. Текст с ошибками.

Найди ошибки в предложенных текстах. Подчеркни их. Устно исправь их. Объясни свой выбор.

Детство и юность Петра I.

«Петр был сыном царя Федора Алексеевича и Марии Милославской. После смерти царя правительницей стала старшая родная сестра Софья. Петр и его мать уехали в Немецкую слободу, где Петр изучал военное дело. Он создал два игрушечных полка - Семеновский и Преображенский. В 1689 г. после смерти Софьи Петр стал править самостоятельно. В 1700 г. в Западную Европу направилось Великое посольство. Руководителем его стал сам царь Петр I. После нескольких лет учебы в Европе царь вернулся домой, где его радушно встретили стрельцы. Главная цель поездки – найти союзников в борьбе с Турцией - тоже была выполнена».

2. Из приведенного списка составьте пары. Одно явление может быть в одном случае причиной, а в другом - следствием.

1)Отсутствие флота,

2)отставание России от передовых европейских стран,

3)затрудненность торгового и культурного обмена между Россией и другими странами,

4)отсутствие выхода к морю,

5)слабое развитие промышленности.

Причина Следствие

Ответы учащихся

Возвращаемся к проблеме урока слайд 40

Обращение к схеме.

Вывод (должны сделать сами ученики): решающее влияние на формирование личности Петра I оказало его общение с иностранцами из Немецкой слободы. Под влиянием общения с ними Петр решил реформировать Россию, чтобы поставить страну вровень с европейскими государствами.

слайд 41

Итак, каким же был Петр I.

Синквейн.


Домашнее задание – § 13, раб. тетр. № 3-5 (стр. 37-38)

Рефлексия. Оцените свое понимание темы и участие в уроке.

Рабочий лист 1.

«Петр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление твердостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце подле матери, он, говорят, не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и других его сторонников. Но майские ужасы 1682 г. неизгладимо врезались в его памяти. Он понял в них больше, чем можно было предполагать по его возрасту: через год 11-летний Петр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей... С тех пор Московский Кремль ему опротивел и был осужден на участь заброшенной барской усадьбы со своими древностями, запутанными дворцовыми хоромами и доживавшими в них свой век царевнами, тетками и сестрами».

В.О. Ключевский

«(Конвульсии) случаются с ним часто, преимущественно когда он сердит, получил дурные вести, вообще, когда чем-нибудь недоволен или погружен в глубокую задумчивость. Нередко подобные подергивания в мускулах рук находят на него за столом, когда он ест, и если при этом он держит в руках вилку и ножик, то тычет ими по направлению к своему лицу, вселяя в присутствующих страх, как бы он не порезал или не проколол себе лица».

Иностранец Юст Юль, видевший Петра в 1710 г.

Современные врачи не могут объяснить, чем болел Петр, но с уверенностью говорят, что события 15 мая 1682 г. оказали сильное воздействие на психику ребенка, ставшего очевидцем кровавых убийств ближайших родственников.

Какие последствия для здоровья, личности и мировоззрения Петра имели события 1682 г.?

Рабочий лист 2.

Самостоятельная работа по учебнику: 

  1. Цели походов
  2. Причины выбора южного направления
  3. Даты походов
  4. Причины неудачи первого похода под Азов
  5. Меры, предпринятые Петром, чтобы подготовить второй поход
  6. Результаты и значение Азовских походов

Рабочий лист 3.

«Великое посольство со своей многочисленной свитой под прикрытием дипломатического поручения было одной из снаряжавшихся тогда в Moскве экспедиций на Запад с целью все нужное там высмотреть, вызнать, перенять европейское мастерство, сманить европейского мастера».

«Петр постоянно в движении, осматривает всевозможные редкости и достопримечательности, фабрики, заводы, кунсткамеры, госпитали, воспитательные дома, военные и торговые суда, влезает на обсерваторию, принимает у себя или посещает иноземцев, ездит к корабельным мастерам. Проработав четыре месяца в Голландии, Петр узнал, «что подобает доброму плотнику знать», но недовольный слабостью голландских мастеров в теории кораблестроения, в начале 1698 г. едет в Англию для изучения процветавшей там корабельной архитектуры... раз заглянули в парламент. Сохранилось особое сказание об этом «скрытном» посещении, очевидно Верхней палаты, где Петр видел короля на троне и всех вельмож королевства на скамьях. Выслушав прения с переводчиком, Петр сказал своим русским спутникам: «Весело слушать, когда подданные открыто говорят своему государю правду; вот чему надо учиться у англичан».

В.О. Ключевский

Вопросы учащимся:

1. Какова цель Великого посольства?

2. Как вы думаете, почему Петр в составе посольства находился под именем

бомбардира Петра Михайлова, а не посетил Европу как русский царь?

3. Какие страны посетило Великое посольство?

4. Каково значение посольства?

Рабочий лист 4. 

  1. Текст с ошибками.

Найди ошибки в предложенных текстах. Подчеркни их. Устно исправь их. Объясни свой выбор.

Детство и юность Петра I.

«Петр был сыном царя Федора Алексеевича и Марии Милославской. После смерти царя правительницей стала старшая родная сестра Софья. Петр и его мать уехали в Немецкую слободу, где Петр изучал военное дело. Он создал два игрушечных полка - Семеновский и Преображенский. В 1689 г. после смерти Софьи Петр стал править самостоятельно. В 1700 г. в Западную Европу направилось Великое посольство. Руководителем его стал сам царь Петр I. После нескольких лет учебы в Европе царь вернулся домой, где его радушно встретили стрельцы. Главная цель поездки – найти союзников в борьбе с Турцией - тоже была выполнена».

  1. Из приведенного списка составьте пары. Одно явление может быть в одном случае причиной, а в другом - следствием.

1) отсутствие флота,

2) отставание России от передовых европейских стран,

3) затрудненность торгового и культурного обмена между Россией и другими странами,

4) отсутствие выхода к морю,

5) слабое развитие промышленности.

Причина Следствие

  1. Синквейн.
  1. Петр I
  2. два прилагательных
  3. три глагола
  4. фраза из четырех слов
  5. одно существительное – синоним первой строки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Галерея картин мифических существ и сказочных чудовищ

http://godsbay.ru/paint/АмазонкиБаньшиВалькирииВервольфыВолхвыГарпииГномыГоблиныГоргоныГрацииДемоныДраконыДриадыКентаврыМенадыМойрыНибелунгиНимфыСатирыСидхеТроллиФеиФоморыЦвергиЭльфыМифологический жан...

Методическая разработка модуля по истории 7 класса "Петр 1 - чудо или чудовище"

Перед вами методическая разработка блока уроков по эпохе Петра Великого, с главным вопросом - кто такой Петр 1 - чудо или чудовище. Основное внимание уделено реформам Петра 1. В разработке использован...

План – конспект урока по истории России. Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок) Класс: 7

План – конспект урока по истории России.Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)Класс: 7     Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская ги...

«Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)

План – конспект урока по истории России. Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)...

Тема: "Пётр I - "чудо" или "чудовище"?

Урок предназначен для учащихся 8-х классов, на этапе обобщения знаний. ...

Открытый урок « Петр I – чудо или чудовище?

Открытый урок « Петр I –  чудо или чудовище?...

Интегрированный урок по истории и математике в рамках проведения «Недели Петра Великого», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I. Тема: Наука и образование в эпоху Петра I. 8 класс.

Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством  работы с информацией ( раздаточный материал...