Обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
статья по истории на тему
Современная система образования требует интенсификации учебно-воспитательного процесса, т. е. увеличение количества предлагаемой информации при уменьшении времени для подачи материала.
В статье приведены примеры способов обучения на уроках истории и обществознания, используя схемные и знаковые модели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала | 61.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Из опыта работы Курбатовой Е.М., учителя истории и обществознания
МАОУ «Алтанская средняя общеобразовательная школа».
Перед современными педагогами встает проблема выбора необходимых форм, содержания и методов обучения, которые будут способствовать достижению более высокого уровня обученности школьников.
Среди педагогических технологий обучения необходимо отметить технологию обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Она способствует обеспечению творческого подхода к структурированию учебного материала, к его усвоению на более высоком уровне, развитию грамотной устной речи, долговременной памяти, познавательной активности, навыков общения, развитие умственных способностей.
Она основана на методе В.Ф.Шаталова, профессора Донецкого университета, который ее разработал и воплотил в практику. В ее основу положено использование опорного конспекта. Опорным конспектом может быть знак, символ, схема, рисунок, таблица, которые заменяют смысловые значения. Применение на практике опорных конспектов повышает уровень мыслительной деятельности ребенка, запоминая и используя условные обозначения, ребенок способен считывать схематично оформленную информацию и самостоятельно переводить ее в звукобуквенный режим. Или напротив, школьник может найти логику учебного материала и запечатлеть его в виде схемы или таблицы. Такое умение сохраняет время для подготовки к уроку, развивая при этом аналитический склад ума.
«Ум хорошо организованный важнее, чем ум хорошо наполненный» - это выражение можно считать главной идеей в обучении на основе схемных и знаковых моделей. Применение схем в обучении возможно при объяснении нового материала и его воспроизведении, при проверке и контроле знаний, в процессе индивидуальной и групповой работы, при самостоятельной работе обучающихся. При этом задания могут быть примерно таковыми:
- записать определение и извлечь из него информацию;
- извлечь информацию из текста и перевести его в другую знаковую систему (из текста в таблицу; в схему);
- используя таблицу или схему, расскажите о….;
- можно предложить учащимся определить по датам правления имена правителей или вписать имена правителей, а даты их правления необходимо записать;
- или допустить ошибку и попросить ее исправить и т.д.
Такие модели учебного материала можно применять по любой теме. Опорную схему можно создавать совместно с учениками, но гораздо важнее обучить его этому способу действия, чтобы он самостоятельно выполнял эту работу. Выделяя главное, основное, важное, ребенок осмысливает информацию, понимает, применяет, переводя ее из одной знаковой системы в другую. Любой ученик способен воспроизвести по схеме материал, причем от того, как он излагается, превращаясь в рассказ, сообщение, доклад, виден уровень речевой грамотности школьника, его способность сформулировать мысли, строить необходимые речевые конструкции. Но не каждый ученик способен представить эту информацию в виде доклада, и овладеть данным способом действия.
Поэтому учителю необходимо обучить ребенка этому способу действия. Приведу некоторые примеры использования схемных и знаковых моделей учебного материала из своего опыта работы.
Например, детям предлагаются задания следующего типа:
1.Работа с историческими событиями:
При изучении темы «Русско-японская война 1904-1905 г.г.» детям можно предложить составить схему «Расстановка сил в войне». При выполнении такого вида заданий у детей формируется осознанное запоминание учебного материала и они овладевают новым способом действия – это перевод информации из одной системы в другую.
2. Работа с понятиями:
1) при изучении темы «Формирование Древнерусского государства» по истории России в 6 классе необходимо провести работу с понятием «государство»:
- что такое государство – дать определение;
- выделить признаки государства;
- используя понятие, составить схему.
Предполагаемые ответы обучающихся:
- государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории, взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана границ, регулируются взаимоотношения с другими государствами и народами;
- признаки государства – единая территория, единые законы, аппарат управления;
власть государство сила
законы аппарат управления войско
Задачи государства:
-организация власти над населением
- охрана границ
- отношения с другими странами
Составив такую схему, дети смогут самостоятельно выделить функции государства:
- охрана своих территорий;
- внутренняя функция – организация власти над населением;
- внешняя функция - регулирование отношений с другими странами.
2) используя понятие, выделите характерные признаки семьи. «Семья – это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови), члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью». Дети выделяют признаки семьи: брачные и кровно - родственные связи, общий быт, моральная и правовая ответственность, взаимная помощь и одновременно составляют схему:
Признаки семьи
брачные и общий быт моральная и взаимная
кровно- правовая помощь
родственные ответственность
связи
3.Работа с терминами по алгоритму:
Определение выделение факты и события
изучаемого существенных для анализа
термина признаков
Например: агрессия – это вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территорий и насильственного подчинения своей власти. (Ожегов).
Агрессия 1. вооруженное нападение 1. Великая Отечественная война
2. захват территорий 2. Русско- других стран японская война
3. Первая Мировая война
3. подчинение своей власти
Имея такую таблицу, ученик приступает к подведению терминов, отражающих родственные события под признаки изучаемого термина.
Например, событие – Великая Отечественная война.
Со стороны Германии оно характеризуется – внезапным нападением, стремлением захватить чужую территорию, подчинением СССР Германии и установлением на его территории своей власти. Все признаки, характеризующие войну со стороны Германии, отчетливо квалифицируются как агрессия.
4. Работа с источниками.
1) При изучении темы «Война за независимость. Создание США» ученики получают задания:
- Используя параграф 23 с.212-213 (Новая история), составить схему государственного устройства США по Конституции 1787 года.
Президент Верховный суд
Армия
Правительство Конгресс
Законодательные
Сенат палаты
Палата штатов
представителей
ИЗБИРАТЕЛИ
- Проанализировать схему государственного устройства США в конце ХIХ - начале XXв.в.
Анализ схемы (работает весь класс):
Распределить функции между должностными лицами и органами власти:
- орган власти, главной задачей которого является наблюдение за тем, чтобы законы соответствовали Конституции (Верховный суд);
- органы власти, решающие проблемы штатов (законодательные палаты штатов);
- высшее должностное лицо, наделенное широкими полномочиями (президент);
- высший законодательный орган власти (конгресс);
- одна из палат парламента, избираемая населением (палата представителей);
- должностное лицо, стоящее во главе правительства (президент);
- исполнительный орган власти (правительство);
- защитница государства (армия);
- народные массы, принимающие участие в политической жизни страны (избиратели);
- орган власти, формирующийся путем представительства от каждого штата (сенат).
После анализа схемы дети могут самостоятельно выполнить следующие задания:
-определить форму государственного устройства и обосновать свой ответ;
-составить схему «Государственная власть в США», выделив три ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная.
2) При изучении темы «Россия при Павле Первом» по истории России дети получают задания:
1. Используя параграф 29, стр. 206 - 209, составить таблицу «Внутренняя и внешняя политика Павла Первого.
2. Используя данные, полученные в таблице, расскажите о политической деятельности Павла Первого.
5. Задание на систематизацию знаний:
Составить пирамиду правовой активности и на основании полученных данных сделайте выводы. Составленная детьми пирамида правовой активности должна быть следующей:
Президент ……………………………..с 35 лет
Судья .............................................с 25 лет
Депутат Думы ……………………………..с 21 года
Полная дееспособность ……………………………...с18 лет
Объявить эмансипацию …………………………………..с 16 лет
Работать с разрешения ………………………………………с 15 лет
Получить паспорт, отвечать за
некоторые преступления …………………………………..с 14 лет
Право дать согласие на опеку ………………………………с 10 лет
Мелкие бытовые сделки ……………………………………с 6-7 лет
Начало правоспособности …………………………………с 0 лет
Учащиеся систематизируют знания и составляют новое целое - полученную информацию переводят в графическое изображение и делают выводы.
В статье приведены некоторые приёмы обучения на основе схемных и знаковых моделей. Педагогическая практика показывает что, если учитель применяет элементы структурирования учебного материала в виде схем, таблиц, символов в системе, то обучающиеся успешно осваивают данные способы действия. Применяя на уроках элементы данной технологии, учитель создает условия для достижения развития предметных умений ребенка и его творческих способностей.
Для написания статьи использованы методические рекомендации методиста по обобщению педагогического опыта ЗабКИПКРО Капустиной С.А и фактический материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо
Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....
Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...
«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».
Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....