урок истории в 6 классе по теме: "Принятие христианства на Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Целью данного урока было:
1. Познакомить учащихся с деятельностью князя Владимира Святославовича. Объяснить причины и значение принятия христианства на Руси.
2. Воспитывать уважение к истории и прошлому своего народа, формировать гуманистические и гражданские позиции, понимание роли личности в истории.
3. Развивать умение делать выводы, анализировать изучаемый материал.
Задачи урока:
1. учить читать текст с полным пониманием содержания.
2. Контроль умений и навыков употребления лексики по теме.
3. Продолжить формирование знаний о складывании государства Русь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_6_klasse.docx | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Принятие христианства на Руси.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с деятельностью князя Владимира Святославовича. Объяснить причины и значение принятия христианства на Руси.
- Воспитывать уважение к истории и прошлому своего народа, формировать гуманистические и гражданские позиции, понимание роли личности в истории.
- Развивать умение делать выводы, анализировать изучаемый материал.
Задачи урока:
- Учить читать текст с полным пониманием содержания.
- Контроль умений и навыков употребления лексики по теме.
- Продолжить формирование знаний о складывании государства Русь.
Учебное оборудование: карточки с именами князей, рисунки языческих богов древних славян, таблицы, тексты документов.
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний по теме
- Учащимся раздаются карточки с именами князей. Ученик, получив карточку с определенным именем, должен рассказать о соответствующим князе.
Рюрик |
Олег | Игорь | Ольга | Святослав |
- Проанализировать летописный рассказ о мести княгини Ольги древлянам (учебник стр. 35 – 36).
- Обобщить знания учащихся о языческих богах древних славян:
Учащимся предлагаются рисунки языческих богов древних славян
- Каких древнеславянских богов вы знаете? Какие силы природы они олицетворяли?
(Велес, Сварог, Ярило, Стрибог, Перун, Макошь )
- Переход к изучению новой темы
- Итак, мы с Вами сказали, что после смерти Святослава между его сыновьями началась междоусобная борьба. Победителем из нее вышел Владимир, он и стал великим киевским князем. Почему вятичи и родимичи восстали против власти князя?
(Они не хотели подчиняться сыну рабыни)
- Что могло произойти с Древнерусским государством, если бы Владимир не подавил восстание вятичей и родимичей?
(Другие племена тоже могли восстать, что стало бы угрозой существования Древнерусского государства)
- Как Владимир сохранял Древнерусское государство?
(Владимир сохранял Древнерусское государство силой)
- Можно ли опираться только на силу в отношениях между людьми?
- Что еще должен был сделать Владимир, чтобы сохранить Древнерусское государство?
(объединить русских людей)
- Изучение новой темы
- Владимир понял, что удерживать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. И эту силу Владимир увидел в единой вере. Вначале своего княжения произвел Владимир своего рода языческую реформу стремясь поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Рядом со своими теремами на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богам: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокошь. Попытка превращения язычества в государственную религию не удовлетворил Владимира. И перед князем снова встал вопрос, какую религию выбрать для себя и своего народа.
1. Работа с историческим документом. Раздается на каждый стол. (Чтение и последующий анализ)
- Какая вера понравилась князю Владимиру больше всего?
- С кем советовался князь при выборе веры?
- Почему было выбрано православие («греческая вера»)?
2. Работа с таблицей.
- В данной таблице выделите преимущество веры выбранной князем Владимиром.
православие | католицизм | ислам | |
Распространение | Византийская империя, Балканы | Западная Европа | Ближний Восток, Средняя Азия, Иран, Северная Африка, Испания |
Отношение религии к власти | Подчинение духовной власти светской | Соперничество светской и духовной власти | Слияние светской и духовной власти |
Культурная традиция | Византии | Поздней Римской империи, римского права, империи Каролингов | Кочевников Аравийского полуострова |
(Была распространена на соседней к древнерусскому государству территории, власть князя была выше духовной власти, культурные традиции Византии)
- Владимир мог бы, крестится и в собственной столице, но князь хотел блеска и величия при сем важном событии. Гордость не позволяла также Владимиру унизиться и просить крещения. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму – Херсонес (Корсунь), получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Князь возгордился своим величием и через послов передал Византийским императорам, что он желает быть мужем сестры их, юной царевны Анны или в случае отказа возьмет Константинополь. Они ответили, что от него зависит, быть ли их зятем: что приняв веру христианскую, он получит и руку царевны, и царство небесное. Владимир уже готовый к тому, с радостью, изъявил желание креститься. В летописи сказано, что Великий князь тогда разболелся глазами и не мог ничего видеть; что Анна убедила его немедленно креститься, и что он прозрел в ту самую минуту, когда святитель возложил на него руку. Бояре, удивленные чудом, вместе с князем приняли истинную веру. Произошло это событие в 988 году. Этот год и считается годом крещения Руси.
3. Запись в тетрадь
988 год – крещение Руси.
- Князь стремился в столицу, чтобы крестить свой народ. Как произошло это событие, мы с вами узнаем из учебника.
4. Чтение текста страница 42. Работа по вопросам:
- Как происходило крещение киевлян?
- Как восприняли идею крещения наши предки?
- Каковы главные отличия христианства от язычества?
(в христианстве нет многобожия, обожествления природы, жертвоприношений, не признается волхование и т.д.)
5. Физминутка.
- В чем же состояло значение принятия христианства. С его принятием укрепляется государство, центральная власть. На всей территории Киевского государства устанавливается единобожие. Новая религия принесла на Русь письменность. Ее создали братья Кирилл и Мефодий. Из Византии в Киев приезжают монахи, которые основывают монастыри и при монастырях школы. Строятся каменные храмы, распространяется религиозная живопись (иконопись). Церковь украшают фреской, мозаикой. Одновременно внедряются нормы христианской морали. Изживаются из жизни общества многоженство, жертвоприношения. Укрепляется институт семьи. Что же касается внешней политики, то христианство дает возможность утвердиться Киевскому государству наравне с европейскими государствами.
- Давайте еще раз вспомним причины обращения к новой вере и сравним их с результатами с опорой на таблицу.
6. Рассказ учителем о церковной системе. Задание для учащихся выписать в тетрадь незнакомые для них слова.
- Церковная система тоже была заимствована Русью у Византии. Глава русской православной церкви являлся митрополит. Митрополиту подчинялись епископы – начальники духовенства в отдельных русских областях. Епископам подчинялись монахи и приходские священники. Монахи – люди, отказавшиеся от своего имени, семьи, имущества ради служения богу. Свою жизнь они проводили в молитвах и труде на благо больных и бедных. Приходские священники – священники приходов. Приход – объединение одной городской улицы или деревни. Простые верующие назывались – мирянами.
7. Проверка записей в тетради.
Митрополит – глава русской православной церкви.
Епископы – начальники духовенства в отдельных русских областях.
Монахи – люди, отказавшиеся от своего имени, семьи, имущества ради служения богу.
Приход – объединение одной городской улицы или деревни.
Миряне - простые верующие.
- Закрепление изученного на уроке.
- итак, сегодня мы говорили об одном из значимых событий Руси, которое определило дальнейший путь развития государства. Выполняя задания покажите то, что вы запомнили.
1. Расположите этапы крещения Руси в порядке следования событий:
Крещение Руси
Отправление Владимиром бояр – послов для выбора веры
Приход к князю Владимиру проповедников религий из разных стран
Крещение князя Владимира в Корсуни
2. Исправьте ошибки в тексте:
Первой на Руси в 955 году крестилась княгиня Ольга. В 980 году князь Владимир предпринял первую религиозную реформу. Владимир крестился в городе Киеве. Крещением Руси считается 981 год. При Владимире построены Софийский собор, Золотые ворота, основана первая библиотека.
( крещение княгини Ольги состоялось в 957 году, крещением Руси считается 988 год, при Владимире не строили Софийский собор, золотые ворота, открыть библиотеку тоже не успели, она была открыта позже при Софийском соборе).
- Итог урока:
- О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?
- Что особенно удивило вас из услышанного?
VII. Домашнее задание:
Чтение параграфа.
Подумайте над смыслом отрывка из стихотворения В.Хлебникова:
Там, где дух отчизны вымер
И где неверия пустыня,
Идите грозно, как Владимир,
Или с дружиною «Добрыня»
Приложение
православие | католицизм | ислам | |
Распространение | Византийская империя, Балканы | Западная Европа | Ближний Восток, Средняя Азия, Иран, Северная Африка, Испания |
Отношение религии к власти | Подчинение духовной власти светской | Соперничество светской и духовной власти | Слияние светской и духовной власти |
Культурная традиция | Византии | Поздней Римской империи, римского права, империи Каролингов | Кочевников Аравийского полуострова |
ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ
ПРИЧИНЫ ЗНАЧЕНИЕ
власти киевского князя и потребность власть князя государственного объединения на новой духовной основе
неравенства авторитет Руси
Руси к общеевропейским Руси к византийской политическим реалиям, культуре духовным и культурным ценностям |
«ИДИТЕ К БОЛГАРАМ, НЕМЦАМ И ГРЕКАМ,
ИСПЫТАЙТЕ ВЕРУ ИХ»
В лето 986 года пришли болгары, немцы, а после евреи и хвалили каждый закон свой. Затем прислали греки к Владимиру философа. Он говорил много о жизни и смерти, о добре и зле. И запали Владимиру на сердце слова его. И созвал Владимир бояр своих и старцев и спросил их:
- Что же вы посоветуете, что ответите?
И сказали бояре и старцы:
- Знай, княже, что своего никто не хулит, но хвалит. Если хочешь доподлинно узнать, то пошли своих мужей, пусть разузнают, кто, как служит богу.
Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. А когда вернулись, сказали:
- Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их многие службы, а красоты не видели никакой. И пришли мы к грекам, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища, и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми. Не можем мы забыть красоты той.
Сказали же бояре:
- Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была она мудрейшей из всех людей.
И спросил Владимир:
- Где примем крещение?
Они же сказали:
- Где тебе любо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Крещение Руси. Роль князя Владимира. Урок истории 6 класс.
Крещение Руси. Роль князя Владимира.Цели и задачи урока:· на основании знаний учащихся о сущности и причинах возникновения религии, выяснить общие черты...
Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...
Урок истории по теме "Владимир Мономах. Последние попытки объединения Руси" для 10-го класса
Тип урока: комбинированныйЦель урока: Познакомить учащихся с попытками Владимира Мономаха сохранить единство Руси в период усобиц и создать у них представление о нём не только как о выдающ...
Конспект урока истории в 6 классе на тему "Принятие и распространение христианства на Руси"
Данная разработка включает в себя изучение целой темы , которую можно раскрыть за один учебный час, если позволяет учебный план, то лучше эту тему изучать на 2 уроках....
Урок истории 7 класс коррекционная школа 8 вида тема урока"Жизнь и быт людей в Древней Руси"
Урок истории в 7 классе на тему "Жизнь и быт людей в Древней Руси".Слайды помогают понять жизнь наших предков-славян....
Презентация к уроку истории 7 класс "Жизнь и быт людей в Древней Руси" коррекционная школа 8 вида
В презентации используется материал,необходимый для понимания темы урока по истории 7 класса о жизни наших предков -славян обучающимися коррекционной школы 8 вида.Презентация на тему "Жизнь и быт люде...
Методическая разработка проблемно- диалогического урока истории по теме «Владимир Святославович. Принятие христианства».
Тема: «Владимир Святославович. Принятие христианства».Цели: Рассмотреть деятельность князя Владимира Святославовича, его внутреннюю и внешнюю политику и раскрыть причины и значение принятия Русью хрис...