Конспект урока истории в 6 классе Тема: «Первые киевские князья»
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Рассматривается процесс мтановления Древнерусского государства.
Дается характеристика системе управления, а также внутренней и внешней политике первых русских князей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_kievskie_knyazya_istoriya_6_klass.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 29»
Согласовано: __________
Руководитель ШМО
Е.А. Анисимова
Конспект урока истории в 6 классе
Тема: «Первые киевские князья»
Разработчик:
Учитель истории и обществознания
Березники, 2014
Цель урока:
- Рассмотреть процесс становления Древнерусского государства;
- Охарактеризовать систему управления, а также внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карта «Русь в IX-X веках», учебник, иллюстрации.
План урока:
- Деятельность князя Олега.
- Правление Игоря и Ольги.
- Походы князя Святослава.
Основные понятия: государство, полюдье, урок, погост.
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания.
Организация проверки домашнего задания по ранее изученной теме в форме исторической эстафеты.
Для проведения исторической эстафеты формируется две команды по 10 человек. Остальные учащиеся – группа экспертов. Доску разделить на две части, где учащиеся будут записывать ответы на вопросы. Отдельно прикрепляется карта. Участники команд поочередно отвечают на вопросы карточек, которые они получают, выходя к доске, и записывают ответы на доске. (Вопросы к участникам команд представлены в таблице; она имеет вид итоговой записи, которая должна получиться на доске).
Эксперты также разделяются на две группы; им участники команд по мере выполнения задания сдают свои карточки и эксперты проверяют правильность выполнения заданий. По окончании работы эксперты подводят итоги и указывают на допущенные в ответах ошибки.
Объявление оценок.
Вопросы к команде №1 | Ответ на доске | Вопросы к команде №2 | Ответ на доске |
Система земледелия, при которой сначала вырубали деревья, пни сжигали, распахивали землю, удобренную золой, а затем, когда земля истощалась, переходили на другой участок. | Подсечно-огневая | Система земледелия, при которой славяне распахивали и засевали участок земли до полного истощения, затем переходили на новый участок, а спустя 20-30 лет, когда плодородие восстанавливалось, возвращались на прежний участок. | Переложная |
Укажите причины появления излишков продуктов питания | Совершенствование орудий труда и приемов обработки земли | Какие функции выполняли князья? | Военную и управленческую |
Продолжите предложение Народное собрание, решавшее важнейшие вопросы жизни племени, называлось (вече, ареопаг, ополчение) | Вече | Продолжите предложение Соседская община у славян, в ведении которой находились сенокосные и лесные угодья, называлась (куна, вече, вервь) | Вервь |
Продолжите предложение Варяжским называлось море: Каспийское, Черное, Балтийское | Балтийское море | Славяне называли это море Русским, греки – Потом Эвксинским. Как сегодня называется это море? | Черное море. |
Назовите кочевое племя, которое в IX в. нападало на торговые караваны, шедшие по пути «из варяг в греки» | Печенеги | Кому платили дань поляне до прихода а Киев Аскольда и Дира? | Хазарам. |
Когда пришли в Киев Аскольд и Дир? | В 862 г. | В каком году Рюрик пришел в земли ильменских словен? | В 862 г. |
Как называли норманнов, которые осели в землях восточных славян? | Русами | Продолжите предложение Военачальник у варягов – это (каган, конунг, старейшина) | Конунг. |
Кому платили дань финно-угорские племена в начале IX в.? | Варягам | Перечислите легендарных основателей Киева. | Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь |
Покажите на карте город, в котором «сел» Трувор | Изборск | Покажите на карте город, в котором «сел» Синеус | Белоозеро |
Покажите на карте северный государственный центр, сформированный у славян в IX в. | Новгород | Покажите на карте южный государственный центр, сформировавшийся у славян в IX в. | Киев |
Выполнение двух последних заданий происходит с зачитыванием
вслух, и все участники игры являются свидетелями правильности выполнения задания.
- Учитель: Ребята, вспомните систему управления в Древнерусском государстве и охарактеризуйте компетенцию великого князя.
Ответы учащихся.
Учитель: перед первыми русскими князьями стояли важные задачи: укрепление своей власти, увеличение личных и государственных богатств за счет сбора дани и выгодной внешней торговли и обеспечение обороны страны.
Важным фактором развития Древнерусского государства была торговля. Поэтому внешняя политика государства была сосредоточена на решении задач: укрепление границ, обеспечение безопасности государства, развитие дипломатических, торговых и культурных связей с окружающим миром, расширение территории. Важное место занимали отношения с Византией, но на пути из Киева в Константинополь лежала степь, где властвовали кочевники.
Главным противником русичей был Хазарский каганат, сложившийся в VII в., фактически он являлся первым государственным образованием феодального типа в Восточной Европе. В IX-X вв. в этом государстве соединились две экономические системы: земледельческая и кочевническая.
Учитель: Ребята, перед вами лежит отрывок стихотворения «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Какие строки стихотворения характеризуют взаимоотношения Древнерусского государства и Хазарского каганата?
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
Учитель: Взаимоотношения с Византией складывались непросто. Регулярные торговые связи русов и византийцев установились в 860 г. Однако на рубеже IX-X вв. они были прерваны. Летом 907 г. Русские дружины во главе с Олегом прибыли по суше и по морю в Византию и разорили окрестности Константинополя. Византия была вынуждена согласиться на выгодный для русских договор о торговле, подписанный в 911 г.
Работа с документом. Чтение, ответы на вопросы. (см. приложение)
Итак, после смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика – Игорь.
- Самостоятельная работа с учебником. Учащиеся самостоятельно знакомятся с внутренней и внешней политикой Игоря (стр. 30-31) и сравнивают ее с политикой Олега, выделяя общие и отличительные черты.
Ознакомление учащихся с обстоятельствами начала княжения Ольги . Работа с документом на стр. учебника 35-36. Ответ на вопросы в конце документа.
Запись в словари понятий «урок», «погост».
Принятие христианства Ольгой учащиеся знакомятся, работая с текстом документа.
Работа с документом. Чтение, ответы на вопросы. (см. приложение)
- Учитель: В 957 г. Началось правление Святослава. Давайте познакомимся с характеристикой князя, составленную по материалам «Повести временных лет» и рассмотрим скульптурный портрет на стр. 32 учебника.
Святослав много сделал для расширения границ Древнерусского государства. Но по прежнему существовала опасность со стороны Хазарского каганата. В IX в. это государство вступило в период раздробленности. В первые десятилетия экономическое процветание этого государства было нарушено ордами печенегов. Поселения были сожжены, поля вытоптаны. Окрестности крепостец и городов разорены. Из степей начался отток населения. На Русь переселялись не только рядовые земледельцы и ремесленники, но и многие хазарские воины, особенно христиане, которые нанимались на службу к киевскому князю. Князь Святослав нанес хазарам смертельный удар в 965 г., захватив главные города – Итиль, Семендер, Саркел. Каганат после этого удара так и не оправился. Окончательно разгромил каганат пришедшие из Средней Азии печенеги, которые появились в начале X в. в окрестностях русских земель.
Работа с картой стр. 33 учебника. Военные походы Святослава.
Вопросы учащимся: 1) С какой целью Святослав совершал столь длительные походы? 2) Как военная биография киевского князя характеризует его личность?
Закрепление пройденного материала:
1. Покажите на карте территории, вошедшие в состав Древнерусского государства при Олеге, Игоре, Ольге, Святославе.
2. Какие изменения внесла в управление Древнерусским государством княгиня Ольга? Каково их значение?
3. У каждого на столах листки с вопросами теста. Учащиеся выполняют тестовые задания.
За партой сидящие ученики меняются ответами и проверяют тест вместе с учителем.
Выберите правильные ответы:
А. Полюдье – это:
а) раздел земли между общинниками по количеству людей в семье
б) раздача военной добычи дружинникам с учётом их заслуг
в) ежегодный объезд князем своих владений с целью сбора дани
Б. Важнейшим следствием древлянского восстания 945г. является:
а) гибель князя Игоря Старого
б) установление точных норм и мест сбора дани
в) месть княгини Ольги древлянам
г) установление мира с Византией
д) призвание варягов
В. Святослав совершал военные походы против:
а) Византии
б) Болгарии
в) Швеции
г) Хазарии
д) Италии
Г. «Повесть временных лет» – это:
а) первый русский свод законов
б) первый русская художественная книга
в) первая русская летопись
г) первая русская газета
Сильные учащиеся выполняют другое тестовое задание.
- Соотнеси высказывание с именем князя, которому оно принадлежит:
Имя князя | Высказывание князя |
1. Игорь | А) Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей |
2. Олег | Б) Это (Киев) будет мать городам русским. |
3. Святослав | В) Идите с данью домой, а я пособираю ещё. |
Домашнее задание:
по учебнику прочитать § 4, вопрос 1, 3, новые термины;
по рабочей тетради выполнить задания 1,3 стр.10, 11-12
Подведение итогов.
Рефлексия. «Я», «Мы», « Дело».
«Я»: как работал? Допускал ли ошибки?
«Мы»: насколько мне помогли одноклассники?
«Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока истории. 11 класс.Тема: "Первая русская революция".
Зрительный ряд урока истории в 11 классе. Тема: "Первая русская революция"....
Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение искусства и религиозных верований
Тема: Возникновение искусства и религиозных верований.· Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;·...
Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение земледелия и скотоводства
Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства.Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, котор...
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....
План-конспект урока в 5 классе. Тема:"Первые Европейцы на краю Азии"
Урок включает элементы игры. Необходимые материалы (вещи) ребята могут принести с собой из дома: зонт, чай, компас и т.д. Этап урока-актуализация знаний-подразумевает индивидуальную самостоятельную ра...
Технологическая карта урока истории, 9 класс. Тема: Первая мировая война.
Цель урока: Раскрыть причины Первой мировой войны.Задачи урока:Образовательная: анализ причины и итоги первой мировой войны, гражданской войны; характеристика основных событий, оценка действий участни...