Инновационные формы работы на уроках истории
учебно-методический материал по истории по теме

Сенина Людмила Ивановна

В работе рассматривается понятие инновации, виды инновационных уроков, их значение, а также  показана взаимосвязь традиционоого и инновационного в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_raboty_na_urokakh_istorii.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Сенина Л.И.

Инновационные  формы работы на уроках  истории

Выступление на городском семинаре учителей истории, теоретическая часть

Инновация – ( от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение,  обновление) деятельность по созданию, освоению,  использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. ( Современный словарь иностранных языков)

Инновации имеют свою давнюю историю,  и они связаны с массовым педагогическим движением. Так, во второй половине 1980-х гг. XXв. существовала «педагогика сотрудничества», «движение учителей – новаторов».

Значение  проведения инновационных уроков:

 -Активизация познавательной деятельности учащихся

-Процесс обучения предполагает быть более качественным и продуктивным

Виды инновационных уроков

- уроки самостоятельной деятельности;

- исследовательские;

- на основе групповой технологии;

- проблемные;

 -дифференцированного обучения;

- на основе проектной деятельности;

- уроки-тренинги;

-игровые;

-информационные и др.

Средства современных ИКТ для организации активизации познавательной деятельности учащихся

  • Презентации 
  • Электронные энциклопедии 
  • Дидактические материалы 
  • Программы-тренажеры 
  • Электронные учебники и учебные курсы 
  • Обучающие игры 

Применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности способствует

  •  созданию обстановки психологического комфорта,
  •  позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями,
  • дает возможность реализовать принцип «учение с увлечением».

Ролевая игра.

  •   Интервью с историческим героем
  • «Ваше мнение» (Например, западники, славянофилы)
  • «Если бы ты был… (в роли полководца, членом Избранной рады..)

Игры с применением ИКТ

Игры, которые можно использовать  на уроках истории в 5-6 кл.

  • «Чудо-домик» 
  • Летает – не летает 
  • «Кто он?» 
  • «Да – нет – не знаю» 
  • «Кто больше?» 
  •  Шарады 
  • «Умный листочек» 
  • «Дружный пересказ» 
  • «Древо мудрости» 
  • «Превращение» 
  • «Части текста» 
  • «Оживление портрета» 
  • «Пересказываем сказку (миф) 
  • «Один в поле воин» 
  • «Печатная машинка» 
  • «Волшебники» 

Исследовательская деятельность учащихся

это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением  и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

  • постановку проблемы, (актуальность, обоснованность, социальная значимость темы);
  • изучение теории, связанной с выбранной темой;
  • выдвижение гипотезы исследования;
  • подбор методик и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы;
  • представление (презентация) выполненной работы.

Наиболее привлекательными тематическими направлениями для ученических исследований по истории являются краеведческое направление, изучение родословных, социологические исследования, изучение исторических личностей и многое другое.

Лабораторная работа.

Это форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по  нестандартным источникам информации.  На лабораторной работе по истории не должно быть учебника. Учитель также должен выступить не в привычной роли информатора, а в качестве консультанта работы учеников. Такое занятие отличает высокая степень самостоятельности учащихся, которые ищут ответы на поставленные учителем вопросы, сами добывают информацию из предложенных нестандартных источников, без опоры на готовые ответы из учебника. Обязательна фиксация найденных учениками ответов  и выводов.

     В качестве источников использую работы историков (Карамзин, Ключевский, Соловьев, Костомаров, др.), документы, статистические таблицы и диаграммы, воспоминания современников, отрывки из художественных произведений изучаемой эпохи, репродукции картин.

Практическая работа

Составление опорных схем.

Опорные схемы   я использую на уроке при работе в группах. Учащимся дается задание изучить текст (источники могут быть разные, чаще – раздел § учебника) и составить схему. Задание может быть для каждой группы свое, что позволяет изучить большой объем материала, или для всех одинаковое, если изучаемые вопросы достаточно сложные и требуется их неоднократное повторение. Иногда даю это задание индивидуально на дом. Такой метод позволяет привлечь учащихся к вдумчивому, осознанному, самостоятельному изучению материала. Дети учатся находить главное, обрабатывать материал источника и излагать в удобной для усвоения форме. Эти схемы можно использовать при ответах на уроке, для подготовки к проверочным работам.

Памятка для работы в группе

Организация работы в группе. 

1. Выберите руководителя.

2. Прочитайте вслух задание.

3. Распределите работу.

4. Найдите ответ и обсудите его.

5.Договоритесь о едином мнении группы.

6. Составьте план ответа.

7. Выберите представителя от группы для выступления.

Форма преподнесения изученного материала.

1. Один представитель группы устно объясняет решение учебной проблемы.

2. Остальные учащиеся записывают ключевые слова, раскрывающие проблемы урока.

Особенности изучения истории учениками выпускных классов:

  • Введение в проблему (описание актуального события и выделения связи события с современностью);
  • Освоение фактов истории (прошлого) необходимых для понимания проблемы;
  • Обсуждение проблемы (дебаты);
  • Проектирование решения проблемы;
  • Контрольная работа (проверяется знание учениками государственных стандартов по предмету);
  • Рефлексия.

   

  Такие инновационные методы обучения, как дебаты, проектирование, рефлексия предполагают обязательное наличие сферы самостоятельности учащихся, проявляющейся, как в мышлении (сфера суждений), так и в действии (проектирование, чтение исторической литературы).

Практическая значимость:

  • инновационный подход в изучении истории создает условия для формирования теоретического мышления учащихся;
  • повышает мотивацию изучения предмета истории;
  • позволяет изучать историю в выпускных классах как проблемный, а не как репродуктивный курс;
  • повышает качество освоения истории.

        

Взаимопревращение традиции и инновации

РАЗРУШЕНИЕ

ТРАДИЦИИ

зарождение

инновации

становление инновации

зрелость

традиции

зрелость

 инновации

становление традиции

РАЗРУШЕНИЕ

ИННОВАЦИИ

зарождение

традиции

Источники:

Дичківська І. М. Інноваційні педагогічні технології: Навчальний посібник. - К.: АКАДЕМВИДАВ, 2004.

Гин А. Принципы педагогической техники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...