Рабочая программа по истории для 8 классов
рабочая программа по истории (8 класс) по теме

Мухаметшина Люция Рифовна

Рабочая программа по   истории

для 8 классов

учитель Закаляпина Люция Рифовна

для обучающихся, воспитанников с ограниченными

 возможностями здоровья

Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VI вида

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl.i.doc352 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

 возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 29 VI вида»

            «Согласовано»                                                                        «Утверждаю»

заместитель директора по УВР                                    директор МБСКОУ СКОШ № 29            . _______________ Н.И. Ильина                                      __________________ Н.А. Юдина                                                                                                                ____  ______________ 2013 г.                                                 ____  _______________ 2013 г.  

Рассмотрено на заседании                                                                                                                     школьного МО                                                                                                                                             ___________Г.В. Абрамова                                                                                                                                          ____    ____________ 2013 г.  

Рабочая программа

по   истории

для 8 классов

учитель Закаляпина Люция Рифовна

г. Озерск

2013/2014 учебный год

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи  курса
  3. Содержание тем учебного курса
  4. Учебно-тематический план
  5. Требования к уровню подготовки учащихся
  6. Перечень учебно-методического обеспечения (список литературы)
  7. Календарно-тематическое планирование
  8. Коррекционная работа
  9. Контроль уровня обученности
  10.  Критерии оценки знаний учащихся

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Челябинской области:                                                            

1. Требований Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 года. Ст.2 п.9,10, 23, 28, 29. Ст.10 п.6. Ст.12 п.5. Ст.13 п.9.

2. Концепции специального федерального государственного стандарта http://www.ikprao.ru/almanah/13/contents.htm для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03. 2004 года № 1089                                                                    «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».                                                

 4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 года № 1897  «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования».                                                                                                              

5. Письма Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 года № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».                                                                                                                      

6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 года                     «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013/2014 учебный год».                                                  

7. Письма Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07. 2009 года №  103/3404 « О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в образовательных учреждениях Челябинской области».                                        

 8. Приказа Министерства образования и науки Челябинской области                                      «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013-2014 учебный год».                                                  

9. Письма МОиН ЧО от 24 июля 2013 № 03-02/5639 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013–2014 учебном году». Приложение № 8 «Обществознание».                                                                    

10. Положений СанПиНа 2.4.2.2821-10 29. N 189  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

11. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, ориентирована на сборник программ по истории и обществознанию 5-11 класс издательства «Просвещение», 2007 год..

Изменения были внесены, исходя из собственного опыта с целью оптимизации учебного процесса. Тематическое планирование включает в себя итоговые проверочные работы.

В планировании учтены рекомендации Минобразования РФ  о соотношении учебного времени на изучение всеобщей истории и истории России (соответственно 40% и 60%). Содержание национально-регионального компонента включено в содержание учебных тем по истории России, изучаемых исторических периодов в тематической связи с изучаемым материалом. Региональный компонент составляет 10 % от количества уроков, за исключением уроков по всеобщей истории.  Программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю.

Данная программа составлена с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом изучение исторического материала ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

2. Цели и задачи курса

•  выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

•  развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

•  формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

•  развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.

3. Содержание тем учебного курса

(70 ч)

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28 ч.)

Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIX в.

Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш.М.Талейран. священный союз.

Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты – утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815-1849г.г.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.

Страны Европы и северной Америки во второй половине XIX в.

Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция – от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К.Кавур, Дж.Гарибальди. объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О.Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.

Соединенные Штаты Америки во второй половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и юг. Гражданская война (1861-1865). А.Линкольн.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США

в конце XIX в.

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектора общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.

Страны Азии в XIX в.

Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад держав Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, опиумные войны, движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сёгуната  Токугавы, преобразования эпохи Мейдзи.

Война за независимость в Латинской Америке

Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П.Д.Туссен-Лувертюр. С.боливар. провозглашение независимых государств.

Народы Африки в Новое время

Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.

Развитие культуры в XIX в.

Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация  и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.

Международные отношения в XIX в.

Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.

Историческое и культурное наследие нового времени.

ИСТОРИЯ РОССИИ (42 ч.)

Российская империя в первой четверти XIX в.

Территория. Население. Социально-экономическое развитие. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы образования. Проект М.М.Сперанского. учреждение Государственного совета. Причины свертывания либеральных реформ.

Россия в международных отношениях начала XIX в. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.

Отечественная война 1812 г. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Патриотический подъем народа. Герои войны (М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов и др.) причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г.

Заграничный поход русской армии 1813-1814 г.г. Венский конгресс. Священный союз. Роль России в европейской политике в 1813-1825 г.г. Россия и Америка.

Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816-1825 г.г. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П.И.Пестеля. Северное общество; Конституция Н.М.Муравьёва.  выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 г.) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.

Российская империя в 1825-1855 гг.

Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.

Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIXв. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселёва. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина.

Общественное движение в 1830-1850-е г.г. Охранительное направление. Теория официальной народности (С.С.Уваров). Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы (И.С. и К.С.Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин и др.) и западники (К.Д.Кавелин, С.М.Соловьёв, Т.Н.Грановский и др.). Революционно-социалистические течения (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Г.Белинский). общество петрашевцев.

Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: европейская политика, восточный вопрос. Крымская война 1853-1856 г.г.: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя (В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин). Итоги и последствия войны.

Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Кавказская война. Имамат; движение Шамиля.

Культура России в первой половине XIXв. Развитие науки и техники (Н.И.Лобачевский, Н.И.Пирогов, Н.Н.Зинин, Б.С.Якоби и др.) Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм) золотой век русской литературы: писатели и произведения (В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и др.) Становление национальной музыкальной школы (М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский). Театр. Живопись: стили(романтизм, классицизм, реализм), жанры, художники (К.П.Брюллов, О.А.Кипренский, В.А.Тропинин и др.). Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.

Российская империя во второй половине XIX в.

Великие реформы 1860-1870 г.г. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Либералы, радикалы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861г. Значение отмены крепостного права. Земская, судебная, военная, городская реформы. Итоги и следствия реформ 1860-1870 г.г.

Национальные движения и национальная политика в 1860-1870г.г.

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного право. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре  общества. Положение основных слоев населения России.

Общественное движение в России в последней трети XIX в.  консервативные, либеральные, радикальные течения. Народническое движение: идеология (М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев), организации, тактика. Кризис революционного народничества. Зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения.

Внутренняя политика самодержавия в 1881-1890-е г.г. Начало царствования Александра III  Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы ( Н.Х.Бурге, С.Ю.Витте). Разработка рабочего законодательства. Национальная политика.

Внешняя политика России во второй половине XIX в. Европейская политика. Русско-турецкая война 1877-1878г.г.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX в.

Культура России во второй половине XIX в. достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику (А.Г.Столетов, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченев ). Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литературы (Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский). расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура. Развитие и достижения музыкального искусства(П.И.Чайковский, Могучая кучка). Место российской культуры в мировой культуре XIX в.

Изменения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизнь деревни.

4. Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Количество часов

Всеобщая история XIX в.

28

1

Наполеоновская Франция; Европа в эпоху наполеоновских войн.  

10

2

Колониальная политика европейских стран в XIX веке. Страны Азии, Африки и Америки под колониальным гнетом

4

3

Экономическое и политическое развитие ведущих мировых держав в середине и второй половине XIX века

5

4

Международные отношения в конце  XIX  - начале  XX В.  

9

История России в XIX в.

42

Россия в  первой  четверти XIX  в.

7

Россия  во  второй  четверти  XIX в.

9

Правление Александра II

10

Россия на рубеже веков

9

Повторительно-обобщающий урок. ЗУН

6

5. Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XIX в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XIX в.; изученные виды исторических источников.

Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку, владеть компетенциями: коммуникативной, смысло-поисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой, рефлексивной, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XIX в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.

6. Учебно-методический комплект

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы.

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. 8 класс. – М. Просвещение, 2011.
  2. Загладин Н.В. Новая история XIX - начало XX века. - М.: Русское слово. 2006 г.

Дополнительная литература

  1. Троицкий, Н. А. Лекции по русской истории XIX века / Н. А. Троицкий. - Саратов: Слово, 1994;
  2. История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М.: Русское слово, 1997;
  3. Короткова, М. В. История России ХГХ в.: дидактические материалы / М. В. Короткова. -М.: Дрофа, 2002;
  4. Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса/ В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 1972;
  5. Шестаков, А. В. История России в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца XVIII в.: хрестоматия / А. В. Шестаков, 1989;
  6. Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988;
  7. Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС - межд. отнош., 1994.
  8. Данилов, А. А. История России. ХЕХ в.: рабочая тетрадь в 2 ч. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. -М: Просвещение, 2008.

.

7. Тематическое планирование

Тема урока

кол-во

уро-

ков

ЗУН

РК

Сроки

прове-

дения

Новая история  XIX в. (28 ч.)

Наполеоновская Франция; Европа в эпоху наполеоновских войн.  (10 ч.)         

1

Введение

1

2

Наполеоновская империя

1

3

Народы против французской империи. Священный союз

1

4

Революционное движение в Европе

1

5

Революции 1848-1849 гг. в Европе

1

6

Революции 1848-1849 гг. в Европе

1

7

Европа на пути промышленного развития

1

8

Зарождение рабочего движения

1

9

Развитие науки об обществе

1

10

ЗУН «Эпоха Наполеона»

1

1

Колониальная политика европейских стран в XIX веке. Страны Азии, Африки и Америки под колониальным гнетом (4 ч.)

11

Победа освободительного движения в Латинской Америке

1

12

Индия под властью англичан

1

13

«Опиумные» войны в Китае

1

14

Восточный вопрос и Европейская политика

1

Экономическое и политическое развитие ведущих мировых держав в середине и второй половине XIX века (5 ч.)

15

Воссоединение Италии и объединение Германии

1

16

Гражданская война в США

1

17

Гражданская война в США

1

18

Франко-прусская война

1

19

ЗУН «Мир в первой половине Х1Х в.»

1

1

Международные отношения в конце  XIX  - начале  XX В.   (9 ч.)

20

Япония на пути модернизации

1

21

Индустриальное общество

1

22

Великобритания и США- ведущие индустриальные державы

1

23

Страны Европы

1

24

Новый этап колониализма

1

25

Латинская Америка в мировой цивилизации

1

26

Обострение противоречий на международной арене на рубеже  XIX-XX вв.

1

27

Итоговое повторение

1

28

ЗУН «Новая история XIX в»

1

1

История России в XIX в. (42 часов)

Россия в  первой  четверти XIX  в. (7 ч.)

29

Внутренняя политика Александра I. Реформа Сперанского

1

30

Внешняя политика Александра I 1801-1812.

1

31

Отечественная война 1812 г.

1

32

Отечественная война 1812 г. Иррегулярные войска Урала РК

1

1

33

Заграничные походы русской армии.

1

34

Внешняя политика 1813-1825 гг.

1

35

Общественное движение при Александре I

1

Россия  во  второй  четверти  XIX в. (11 ч.)

36

Восстание декабристов

1

37

Внутренняя политика Николая I

1

38

Социально-экономическое развитие в 20-50 гг. ХIХ в.

1

39

Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.

1

40

Общественное движение в годы правления Николая I

1

41

ЗУН «Первая половина 19 века»

1

1

42

Крымская война 1853-1856 гг

1

43

Образование и наука

1

44

Художественная культура

1

45

Быт и обычаи

1

46

Повторение по теме «Российская империя при Николае 1»

1

Правление Александра II (11 ч.)

47

Накануне отмены крепостного права

1

48

Крестьянская реформа 1861 г.

1

49

Урал после отмены крепостного права РК

1

1

50

Либеральные реформы 60-70 гг.

1

51

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

1

52

Общественное движение: либералы и консерваторы

1

53

Революционное народничество

1

54

Революционное народничество

1

55

Внешняя политика Александра II

1

56

Русско-турецкая война 1877-1878 гг

1

57

ЗУН «Правление Александра II»

1

1

Россия на рубеже веков (11ч.)

58

Внутренняя политика Александра III

1

59

Экономическое развитие в годы правления Александра III. Экономическое развитие Челябинска и Екатеринбурга РК

1

1

60

Внешняя политика Александра III

1

61

Положение основных слоев общества

1

62

Общественное движение 80-пер пол 90 гг.

1

63

Общественное движение 80-пер пол 90 гг.

1

64

Русская культура второй половины XIX в.

1

65

Наука, образование, культура края во второй половине XIX в.

1

66

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Урал в последней четверти Х1Х в. РК

1

1

67

Итоговое повторение

1

68

69

70

ЗУН по теме «Россия в Х1Х в»

1

1

8. Коррекционная работа

Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата  предполагает как классическое построение учебных занятий (проверка степени усвоения предыдущего материала, введение, основная часть заключение, повторение пройденного), так и применение нетрадиционных методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся (проектирование, брейнсторминг (мозговой штурм) и иное).

Применение учебных материалов в электронном формате, а также специального адаптивно-развивающего программного обеспечения в процессе обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата существенно расширяет возможности интегрированного образования, облегчает взаимодействие учащихся с учителем (проверка домашних и контрольных работ и т.п.).                                               При наличии ноутбука ученик может использовать его непосредственно на уроке.                                          Домашние задания даются учащимся с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом выполнения их в пределах:

I класс – 30 – 40 минут;

II-IV классы – до 1 часа;

V-VI классы – 1,5 часа;

VII-X классы – 2,5 часа;

XI -XII классы – 3 часа.

Процесс обучения строится на основе принципа индивидуального и дифференцированного подхода. Сущность индивидуального подхода заключается в подборе организационных форм, методических приемов, наиболее эффективных в отношении конкретного ребенка.                                                                                           Вся учебно-воспитательная работа характеризуется коррекционно-развивающей направленностью на обеспечение охраны, восстановление и развитие опорно-двигательных функций учащихся, а также профилактику и преодоление вторичных отклонений в развитии, обусловленных двигательными нарушениями.                        

Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом индивидуального уровня развития ребенка. Коррекционно-педагогическая работа, основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций.    

                                                 

Обязательные  направления коррекционной помощи

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.                                                                  

2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.                                                                                                                                      

3. Овладение навыками коммуникации.                                                                                        

4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.

 5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Коррекционная направленность уроков истории ведется по следующим направлениям:                                                                                  

1. Коррекция мыслительных действий. - Абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, обобщение, определение понятий и их классификация.                                                          

 2. Коррекция различных сторон речи: работа над произношением наиболее трудных звуков, пополнение словарного запаса (как пассивного, так и активного), устранение аграмматизмов, формирование и совершенствование развернутого высказывания. Особое место занимает коррекция умения понимать и анализировать учебный текст, осознавать семантические связи между словами и словосочетаниями, смысловое сцепление частей текста, выделять в нем главные мысли, определять общее содержание (делать краткие выводы).                                                                                  

3. Коррекция устойчивости внимания, памяти (оперативной и долговременной), повышение работоспособности, преодоление быстрой истощаемости при выполнении учебных заданий.        

4. Коррекция двигательных и сенсорных нарушений, временных и пространственных представлений, расширение пространственных представлений, расширение представлений об окружающем.                                                                                                    

5. Коррекция эмоционально - волевой сферы каждого ребенка: преодоление раздражительности, негативизма равнодушной или агрессивной реакции на неуспех, пассивности, нежелание преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

Коррекционная работа при проведении уроков

 с позиции здоровьесбережения

Блок А: Учебная деятельность

1. Число видов учебной деятельности (норма 4-7 видов).  

2. Средняя продолжительность различных видов деятельности (норма 5 – 7 мин).  

3. Число методов обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (норма не менее 3х).                                                                                                              

 4. Методы, способствующих активизации инициативы обучающихся (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия).                                                      

5. Активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия).                                                                                                

 6. Длительность и рациональность использования ТСО.

 7. Использование приёмов повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности.

 8. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

Блок Б: Психологическая комфортность на уроке.

1.  Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.                                                                                                                                    

2.  Одобрение инициативы обучающихся, поощрение.

3.  Наличие адекватной реакция педагога на неверные ответы.

4.  Доступная аргументация оценки за урок.  

                                                                       

Блок В:  Соблюдение ортопедического режима.

1.  Контроль позы обучающихся в начале урока.  

2. Текущий контроль позы (на протяжении урока).                                                                  

3.  Физкультминутки, релаксационные паузы (норма  на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений).      

4.  Учёт педагогом двигательных возможностей детей.

                                                               

Блок Г: Окончание урока.

1. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу (норма - не менее 60 % и не более 75-80 %).      

2. Темп окончание урока (быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев или спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися).                                        

3. Задержка обучающихся в классе после звонка (на перемене).

 Отмеченное выше определяет необходимость сочетания индивидуальных,  подгрупповых и фронтальных форм работы, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала детьми с двигательной патологией.

 В ходе учебных занятий  реализуется  здоровьесберегающая образовательная технология согласно интеллектуальным особенностям учащихся:                                                                                                                                  

- развитие мотивации учащихся к обучению;

- предупреждение переутомления учащихся (чередование периодов напряженной работы и отдыха в смене видов деятельности);                                                                                

- создание ситуации успешности учебной деятельности  учащегося;                                            

- дифференцированный подход в выполнении упражнений и заданий;                                          

- формирование «опорных учебных пунктов»  (несколько рабочих зон  с различным дидактическим наполнением);                                                                                                      

- проектирование комплексов специальных упражнений (физкультминутки и динамические паузы);                                                                                                                

- осуществляется валеологический подход к организации деятельности учащихся (чередование упражнений по трудности; смена видов учебной деятельности; обучение лёжа на ортопедической кушетке с применением подгрудника, сидя за партой или на ковре, стоя в свободной позе, за кафедрой или около стены, на коленях за приставной партой - сменяемость позы 5 – 6 раз за урок).

Объекты наблюдения на уроке

Утомление

незначительное

значительное

резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Поза

Непостоянная, потягивание ног  и выпрямление туловища.

Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание.

Стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула.

Движения

Точные

Неуверенные,

Замедленные

Суетливые движения рук,

пальцев, ухудшение почерка

Интерес  к новому

Живой интерес, задаёт вопросы

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

Комплексы физкультминуток методами двигательной коррекции.

Упражнения, которые лежат в основе такого сопровождения, направлены, в основном, на функционирование подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности. Кроме того они стимулируют формирование навыков произвольности, самоконтроля, саморегуляции, внимания, памяти, пространственных представлений. Кинезиологические комплексы (Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение)  снятия учебного стресса через движение не всегда приемлемы в условиях предметного урока. Кроме того, требованием к использованию специальных комплексов сопровождения является точное выполнение движений и приёмов. Поэтому применяю упражнения, которые эффективны по силе воздействия и удобны для проведения их в помещении класса в рамках урока.                                                    

Необходимо выполнять 2 принципа:  Непрерывности и систематичности  и от простого, к сложному. Упражнения строятся в определенной последовательности, от простых движений к сложным реципрокным, произвольным. Использование дыхательных упражнений предполагается на всех этапах. Эффективность комплексов предлагаемых упражнений заключается в следующем:

Глазодвигательные упражнения.

Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь, и поведение, активизируют процесс обучения.

Двигательные упражнения.

Развивают общую и тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии).

Перекрёстные движения.

Способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Упражнения на дыхание.

Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Успокаивают и способствуют концентрации внимания.                                        

 Релаксация телесная (растяжки).

 Снимают мышечное напряжение, повышая уровень психической активности и работоспособности.  Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение. Упражнения должны быть просты, интересны, доступны ученикам, носить игровой характер.

 Комплекс должен состоять из одного - двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока.  После письменных заданий, включают движения рук, сжимание  и разжимание пальцев и т.д. На каждом уроке после 20 минут занятий должна проводиться 2 минутная физкультминутка с включением лечебно-коррекционных мероприятий.

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на упражнения, направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов.

Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:

- Исходное положение – руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.

- Исходное положение – руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.

- Исходное положение – руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.

- Исходное положение – руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх).

- Исходное положение – руки за голову. Круговые движения туловищем.

- Исходное положение – руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.

- Исходное положение – полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.

- Исходное положение – основная стойка. Наклон влево, вправо.

- Исходное положение – руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.

- Исходное положение – лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.

 Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений (стоя, сидя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).                                                                                                                    

Упражнения для мышц шеи – это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.                                              

Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.

Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это в основном наклоны и повороты в различных направлениях. Выполняются они из исходного положения, стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. Это поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц, в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами и некоторые другие.

Упражнения для воспитания осанки

- Исходное положение – руки вниз в замок. 1 – 2. Руки вверх - назад, подняться на носки, прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.

- Исходное положение – руки на пояс. 1 – 2. Полунаклон вперёд, подняться на носки, смотреть вперёд. 3 – 4. Исходное положение.

- Исходное положение – палку на лопатки хватом за концы. Наклон влево. 3 – 4. Исходное положение. 5 – 8. Так же вправо.

- Исходное положение – основная стойка. 1 – 2. Присесть на носках, руки назад за спину. 3 – 4. Исходное положение.

- Исходное положение – упор сидя сзади. 1 – 2. Прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.

Упражнения для растяжки                                                                                                           

1. Потягивание. Ноги слегка расставить и на счёт «раз-два» поднять руки вверх, встав на носки, потянуться – вдох. На счет «три-четыре» опуститься на всю ступню, опустить руки – выдох.                                                                                                                      

2. Отведение рук и ноги назад. Отвести руки максимально назад, отставить ногу назад на носок и прогнуть спину – вдох. Встать прямо – выдох. Проделать то же упражнение, отставляя назад другую ногу.                                                                                    

3. Повороты в стороны. Исходное положение – ноги врозь, ступни параллельны. Руки к плечам, повернуть туловище влево – вдох; вернуться в исходное положение – выдох. Проделать то же самое с поворотом в другую сторону.                                                                                                                              

4. Наклоны в стороны. Исходное положение – ноги врозь, руки за головой. Наклонить туловище влево – выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. Проделать то же упражнение с наклоном в другую сторону. При выполнении упражнения голову держать прямо, локти отводить назад. Ноги всё время должны оставаться выпрямленными.                                                                                                                                

5. «Дровосек». Исходное положение – стоять прямо, ноги врозь, руки подняты вверх, пальцы сцеплены. Быстро наклониться вперёд, опуская сцепленные руки между ногами, выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. При наклоне ноги нужно всё время держать прямыми и сильно сгибать туловище.

Комплекс упражнений первого блока.   

1.  Дыхание.  Упражнение. Ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Руки вверх – вдох, опустили – выдох. «Вдох, пауза, выдох, пауза». При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.                                                                                                        

2. Упражнение «Китайский болванчик». Ноги на ширине плеч. Вдохнуть, запрокинуть голову назад, на выдохе произносить четко БА-БО-БЭ.  Принять и.п., вдохнуть, медленно наклонить голову до соприкосновения подбородка с грудью и произносить на выдохе НА-НО-НЭ.   Принять и.п., вдохнуть, медленно наклонять голову влево, произнося на выдохе ФА-ФО-ФЭ. Принять и.п., вдохнуть, медленно наклонять голову вправо, произнося на выдохе КА-КО-КЭ.                                                                                  

3. Упражнение «Свеча».  Исходное положение – сидя за партой или стоя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.                                                                            

 4.  Упражнение «Старт». Сделайте глубокий вдох. На выдохе ведите обратный отсчет: Десять, девять, восемь…. Три, два, один, старт!! Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно на одном дыхании без добора воздуха. Прерывайте дыхание в паузах между произносимыми числами. Диктуйте четко, так, чтобы это было слышно человеку, который находится на некотором расстоянии от вас. Если не хватает дыхания до слова старт, начните отсчет с меньшего числа.                                                                                                                

5.  Растяжки. Упражнение «Тянемся к солнышку». Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно “растягивая” все тело: начиная с пальцев рук, потом тянемся запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. Задержать дыхание – “кончиками пальцев рук тянемся к солнышку”. Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.

6.  Упражнение «Потягивания». Встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки и опущены вниз. На медленном вдохе – поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Зафиксировать эту позу, задержать дыхание. На выдохе опустить руки вниз, пытаясь «достать» пальчиками до пола.                                                                          

 7. Упражнение «Струночка». Встать, ноги вместе, руки подняты вверх.        «Растягиваем» все тело на медленном вдохе, потягиваясь одновременно двумя руками и корпусом; затем – только правой стороной тела (рука, бок, нога), потом – только левой стороной тела. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Спросите ребенка о том, вытянулась ли его спина, руки, ноги. Упражнение усложняется за счет перекрестных растяжек. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, потом – левая рука и правая нога.

8. Упражнение «Упрямая шея». Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в «замок» на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение. Вернуться в исходное положение, расслабиться.                                                                                          

 9. Упражнение «Упрямые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одновременно массируя её. Затем руки меняются.

10.  Равновесие. Упражнение «Равновесие». А. Сохранять равновесие на одной ноге. Руки на поясе. Б. Сохранять равновесие в позе «Ласточка».

11.   Упражнение «Перекрестное марширование».  Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.                                                                                                    

12.  Упражнение «Одностороннее марширование». Медленно шагать с односторонними касаниями.  

13 Упражнение «Конфетка – лошадка – свеча».  Руки согнуты в локтях, ладони повёрнуты вперёд. Одновременно двумя руками делать по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. Затем подключаются щелканье языком (конфетка), цоканье языком (лошадка), направленный выдох (задули свечу).

 Комплекс упражнений второго блока

1.  Дыхание. Упражнение. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе.                                 Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т.д. По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев, таблица умножения, скороговорка.                                                    

 2.  Упражнение «Счёт на вдохе – выдохе».  Станьте прямо. На счет РАЗ-ДВА сделайте вдох. На счет ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ-ШЕСТЬ – выдох. Упражнение можно соединить с движениями рук. Руки в стороны – вдох, вперед – выдох. Поднять над головой – вдох, вперед – выдох. Поднять над головой – вдох, опустить по бокам – выдох.                                                                                    

 3.  Упражнение «Сорви яблоко».  Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растёт яблоня с чудесными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Тоже самое провести для левой руки.

4.  Упражнение «Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево (выполнить 3-4 раза).                                    

5.  Упражнение «Замок». Сложить руки в «замок» и тянуть их:   А) Вверх, вниз, в стороны. Прогнуться назад и потянуться руками вверх, руки за спиной в замке тянуть вверх. Б) Взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же левой рукой. В) Зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же – по одной паре пальцев.                                                                                                                    

6.  Равновесие. Упражнение «Равновесие».   На одной ноге, с закрытыми глазами.          На одной ноге, с закрытыми глазами, с движениями пальцев «колечко».                                                                                                

7.  Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».  Усложнение – выполнять на весу, руки согнуты в локтях. Выполнять упражнение, держа руки наперекрест.                                                                                                    

8.  Упражнение «Лезгинка».  Сжать левую руку в кулак. Затем большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук (6-8 раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.                                                                                                    

9.  Упражнение «Ухо-нос». Левой рукой возьмите за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».                                                                                                      Произвольность.  

10.  Упражнение «Глаз-язык».   Сначала следить только глазами за пальцем. Потом глазами и языком. Затем язык должен двигаться в сторону, противоположную движению глаз. И наконец, язык движется за пальцем в противоположную от глаз сторону.                                                                                        

11.  Упражнение. Ведущий совершает рукой круговые движения по часовой стрелке, потом – против. Ребенок глазами отслеживает движение, при этом высунутым языком производит движения в противоположном направлении.                                                      

12.  Упражнение. Руки вытянуты прямо перед собой. Поочередно вращаем сначала одной кистью руки (другая неподвижна), затем другой. Потом язык совершает движения в одну сторону с вращением кисти, затем – в противоположную. Потом вращаются обе кисти одновременно в одну сторону, язык – в противоположную. Затем подключаются круговые движения глаз попеременно - то в одну сторону с языком, то с руками.

Комплекс упражнений третьего блока

1.  Упражнение.  Вдох: ноги на ширине плеч, руки в стороны. На выдохе: одна рука выполняет круговые движения, другая восьмерки.                                                        

 2.  Упражнение. Вдох: ноги на ширине плеч, руки опущены. На выдохе: одна рука опускается круговыми движениями, другая махом.                                                                      

 3.  Упражнение. Вдох: ноги на ширине плеч, руки опущены. На выдохе: прыжок – свести ступни, одну руку привести к плечу, другую вытянуть над головой.                            

4.  Упражнение. Как в предыдущем упражнении, но в прыжке одна рука согнута в локте, дотрагивается до макушки, другая вытянута над головой.                                        

5.  Упражнение. Вдох: ноги на ширине плеч, одна рука на животе, другая на макушке.                На выдохе: голову гладить круговыми движениями, по животу похлопывать.                     При выполнении всех упражнений чередуем руки.                                                                  

 6.  Упражнение. На выдохе проговаривать таблицу умножения или правила, или скороговорку и считать сколько раз произнёс её. Напряжение – расслабление.  

7.  Упражнение. Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.                                                                                                  

 8.  Упражнение.  Стоя (сидя). Поджать с напряжением подушечки пальцев к верхней части ладони (сжать руку в кулак), затем быстро выпрямить и растопырить пальцы. Расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Добиться, чтобы она висела свободно, как плеть. Выполнять попеременно левой и правой рукой или одновременно обеими руками.                                                                                                    

9.  Упражнение. «Тряпичная кукла и солдат». Исходное положение – стоя. Инструкция: Ученики, полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперёд и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы, очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и негнущегося. Повторить 5-8 раз.                                                                        Произвольность.

10.  Упражнение.  Стоя. Руки присогнуты в локтях. Одна рука выполняет движение Кулак-ладонь, другая одновременно – Кулак-ребро-ладонь. Усложнение: добавить движения глаз.                                                                                                

11.  Упражнение. Стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая – ладонью вниз. Маршировать, на каждый шаг, меняя положение ладоней. Усложнение: смена ладоней через шаг, затем через два. Добавить движения глаз в различных сочетаниях.                                                                                                                        

12.  Упражнение. «Кулак – ладонь» (модификация).  Руки лежат на столе или на коленях. Одна рука сжимается в кулак, большой палец наружу. Разжимается. Сжимается в кулак, большой палец внутрь. Разжимается. Другая рука при этом неподвижна. Меняем руки. То же двумя руками вместе. Затем смещаются фазы движения (одна рука сжимается, другая одновременно разжимается).                                            

13.  Упражнение.  «Колечки» (модификация). Пальцы совершают те же движения что и в упражнении колечки, но в другом порядке: правая рука – 5-4-3-2-пальцы, левая рука –2-3-4-5 пальцы. Руки работают одновременно.                                                                  

14.  Упражнение.  «Движения с отставанием». Выполняются следующие движения: руки в стороны, вперёд, вверх, вперёд, в стороны, вниз. Движения начинаются с правой руки, левая подключается с отставанием в один шаг.  Правая – в сторону, левая – внизу. Правая – вперёд, левая – в сторону и т. д.  Движения рук выполняются одновременно.                                                                                                                            

15.  Упражнение.  «Лезгинка». Сжать левую руку в кулак. Затем большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук (6-8 раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.        

9. Контроль уровня обученности

        Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков  на данном этапе обучения являются:

  • Устный опрос (собеседование);
  • Публичные выступления (высказывания, монолог, дискуссия, полемика);
  • Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.
  • различные виды работ с исторической картой;
  • анализ исторических источников (поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
  • тесты (однотипные, комплексные);
  • Тексты с лакунами (пропусками);
  • историческое сочинение, эссе и т.п.
  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).

10. Критерии оценки знаний учащихся

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...