программа по патриотическому воспитанию школьников
рабочая программа по истории по теме

Дмитриченко Татьяна Алексеевна

Данная программа была представлена на областном конкурсе классных руководителей и заняла первое место

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti4-2.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 108

 городского округа Самара

Воспитательная программа

классного руководителя  Дмитриченко Т.А.

«Я – ПАТРИОТ»

2012-2015 гг

Пояснительная записка

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействие со стороны  школы, семьи, сверстников, средств массовой информации и в этой многогранности огромное значение имеет работа классного руководителя. Классный руководитель ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно-воспитательные, организационные и административные функции. Классные руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в классе.

       Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию возвышенного чувства верности к своему   Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Меня как учителя истории и классного руководителя волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в организации учебно- воспитательной  работы класса. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины».

          Мною была разработана программа «Я-патриот России» по созданию системы патриотического воспитания школьников в  свете Государственной программы по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности  своему Отечеству.  

Главной целью программы является: создание гуманистического воспитательного пространства класса, обуславливающего формирование конкурентоспособной, разносторонней развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

Программа разработана на основе:

-принципа непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения;

-концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация);

- учета закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков;

-принципа организации и самоорганизации готовности субъекта к воспитанию (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятия решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).        

Воспитательные задачи: 

1.Продолжить воспитательную работу по сплочению и развитию коллектива: воспитанию чувства товарищества, доброжелательного отношения друг к другу, воспитанию культуры человеческого общения.

2.Систематически проводить работу по формированию у воспитанников любви к России, ее традициям, нравам, обычаям, культурным ценностям.

3.Воспитывать способность ребят корректировать собственную жизнедеятельность в процессе изменения социальных условий.

4.Воспитывать правильное понимание истинных человеческих ценностей, умение видеть красоту и создать красоту в школе, классе, семье, своем доме, городе.

5.Продолжить работу по воспитанию ответственного отношения к учебе. Помочь учащимся успешно закончить школу и определится в выборе дальнейшего пути.

6. Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении  проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними.

Развивающие задачи: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  уч-ся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

-адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

-ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

Содержание воспитательной программы предполагает прежде всего самостоятельную,  творческо – поисковую, исследовательскую деятельность учащихся.

     Воспитательная программа предполагает такие формы работы как интернет-проекты, экскурсии по улицам города  краеведческим объектам, уроки в школьном   музее, встречи с ветеранами войны и труда,  совместные мероприятия с комитетом Ветеранов войны и труда Первого Приволжского микрорайона.

     Привлекать учащихся класса к проведению «Уроков мужества» в младших классах с использование интернет-технологий (презентации по знаменательным датам истории нашей страны).

    Систематическое проведение экскурсий школьников в музее школы с представителями ветеранов Первого Приволжского микрорайона.

    Привлечение учащихся к разработке музейных экскурсий по результатам исследовательской деятельности исторического прошлого жителей микрорайона, ветеранов войны и труда, участников боевых действий в Афганистане, Чечне, Дагестане.

    Привлечение учащихся к созданию фильмотеки периода Великой отечественной войны.

    Участие в районных и областных конкурсах патриотической направленности.

    Участие в конкурсах разного уровня. Фотографирование объектов.

    Работа над проектом. Работа над рефератом. Участие в экскурсии. Поиск информации в библиотеках. Поиск информации в электронных энциклопедиях.                              

        Воспитательная программа предусматривает виды внеурочной деятельности:

познавательная деятельность;

 игровая деятельность;

 проблемно-ценностное общение;

 досугово-развлекательная деятельность;

 художественное творчество;

 социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);

 трудовая (производственная) деятельность;

 спортивно-оздоровительная деятельность;

 туристско-краеведческая деятельность.

 Программа предусматривает несколько направлений.

1.  «Я - гражданин России»  Данное направление способствует формированию гражданско - правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Гражданскую компетентность предполагает серьезное нравственное воспитание учащихся,  которая формируется разными путями, в т.ч. через знакомство с Конвенцией о правах ребенка, участие в акциях, дебатах, дискуссиях, научно-практических конференциях по социально-значимым проблемам, знакомство и изучение истории государственных, областных, городских символов, атрибутов. Планируется  провести ряд мероприятий, посвященных героическим страницам истории нашей Родины. Главной целью этих мероприятий является раскрытие учащимися смысла понятий «Любовь к Родине», «Любовь к Малой Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения к своему городу, Отечеству. Параллельно с воспитанием патриотизма формируются правовые знания учащихся, правила поведения в обществе, т.е. осознанная правильная социальная адаптация несовершеннолетних. Важно воспитать у учащихся уважение к закону, гражданской ответственности, заботу о благополучии своей страны и сохранение человеческой цивилизации. В процессе такой деятельности формируется устойчивое правовое сознание, которое закладывает фундамент в формировании активной жизненной позиции. Особую актуальность и значимость имеют проведение дней правовых знаний, где планируются встречи с работниками правоохранительных органов, военкомата, медиками, специалистами , наркологического диспансера.

               

Мероприятие

Ответственный

Дата

1

Подготовка и участие в подготовке «Дня знаний»

Классный руководитель Совет класса

Сентябрь

2

Организация и проведение конкурса рисунков, плакатов, сочинений «Наша улица»

Совет старшеклассников.

Совет класса

Сентябрь

3

Подготовка к городской предметной олимпиаде

Классный руководитель.

Учащиеся класса

Сентябрь

Октябрь

4

Участие в общешкольном мероприятии, посвященном Сталинградской битве, освобождению от блокады Ленинграда, битве под Москвой.

Совет старшеклассников.

Совет класса

Классный руководитель

Октябрь- Декабря

5

Подготовка и участие в школьном и районном конкурсах проектов по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию.

Классный руководитель.

Учащиеся класса

В течение года

6

Проведение научно-практической конференции  «Великая Отечественная война»
(1941–1945). Мифы и факты»

Совет класса.

Учащиеся класса

Февраль

7

Создание электронного фотоальбома  «На страже Родины»

Совет класса

Февраль

8

Проведение месячника оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества

Классный руководитель

Совет класса

Февраль

9

Подготовка и участие в районной олимпиаде  по пожарной безопасности

Совет старшеклассников

Февраль- Март

10

Проведение праздника «Вечер встречи выпускников»

Совет старшеклассников

Февраль

11

 Участие в конкурсе проектов: «Патриотизм в делах и творчестве выдающихся людей России»

Классный руководитель

Март

12

Организация и проведение праздника «День воина-интернационалиста», посвященного выводу войск из Афганистана

Совет класса

Март

13

Уроки России, посвященные Дню Конституции,

Государственной символике России.

Совет класса

Декабрь

Сентябрь

14

Встреча с работниками МЧС

Классный руководитель

Апрель

15

Классный час, направленный на пропаганду профессий -  «Я - Спасатель!»

Совет класса

Апрель

16

Проведение конкурса среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ на военно- патриотическую тему, проведение месячника «Ветеран рядом»,подготовка и проведение концерта ко дню Победы.         

Совет класса

Апрель

17

Участие в районных соревнованиях «День призывника»

Совет класса

Апрель

18

2.   «Моя малая родина - город Самара»

Развитие у учащихся интереса к истории родного города, микрорайона, воспитание любви к своей «малой родине» как части огромной России,  воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям. Общеизвестно, что с краеведения начинается путь к познанию мира, и к воспитанию патриотизма. Любовь к своей стране приходит через привитие уважения к малой родине. Обращение к прошлому города как части истории России, его природе, литературе, фольклору, освещение различных аспектов современного положения города (экологических, экономических, культурных проблем) – тема и предмет массовой деятельности по краеведению.

Мероприятия

Ответственный

Сроки

1

Организация экскурсий по городу, посещение музеев города.

Классный руководитель

В течение года

2

Поисково – исследовательская работа по сбору информации для школьного музея.

Дмитриченко Т.А.

В течение

года

3

Создание музейной видеотеки, презентаций  по материалам школьного музея

Дмитриченко Т.А.

В течение года

4

Разработка эскурсионных маршрутов на основе биографических данных ветеранов войны и труда Первого приволжского микрорайона.

Руководитель музея. Совет класса

В течение года

5

Подготовка классных часов, мероприятий к знаменательным датам истории Отечества    

Классный руководитель Совет класса

В течение года

6

Проведение и участие в  конкурсах, посвященных красным датам истории нашей страны

Совет класса

В течение года

7

Участие в операции «Ветеран рядом»,поздравление ветеранов микрорайона с праздниками

Совет класса

В течение года

8

Участие в конкурсе «История семьи в истории страны»

Совет класса

9

3.   «Здоровый образ жизни»

Данное направление способствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает организацию природосообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности. 

Месяц

10 класс

11класс

сентябрь

Единый день здоровья

«Формула здоровья» (дискуссия)

октябрь

«Причины суицида среди подростков» (беседа)

Участие  в школьных и районных соревнованиях по футболу, волейболу,  бегу.

«Причины суицида среди подростков» (беседа)

Участие  в школьных и районных соревнованиях по футболу, волейболу,  бегу.

ноябрь

Школьные соревнования по баскетболу

«Не сломай судьбу свою» (беседа)

Школьные соревнования по баскетболу

декабрь

Классный час: « Роль  физической культуры для организма учащихся».

«Всемирный день борьбы со СПИДом»

январь

«Здоровье – бесценное богатство» (анкетирование)

Школьные соревнования по шахматам, лыжам, конькам.

Беседа «Питание и здоровье человека»

февраль

Спортивные мероприятия посвященные «Дню защитникам Отечества»

март

«Суд над сигаретой» (Ролевая игра)

Школьные соревнования по футболу

апрель

Участие в соревнованих «Папа, мама,я спортивная семья»

Класс. час «Я и сигарета»

май

Беседа « Всемирный День борьбы с курением».

4.   «Мир прекрасного» 

Направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности. 

Месяц

10класс

11класс

сентябрь

Рейд «Мой внешний вид»

Диагностика воспитанности обучающихся

октябрь

Посещение театра

"Слава рукам золотым!" Брейн-ринг

ноябрь

«Всему начало любовь…» дискуссия

декабрь

Выпуск Новогодней газеты

Выпуск Новогодней газеты

январь

Беседа «Как выбрать и как дарить подарки?»

февраль

Беседа «Культура одежды»

март

"Ты женщина - и этим ты права!" (к 8 марта) конкурс

"Красота и труд - вместе идут" беседа

апрель

Юмор в жизни человека  (час общения)

«Что такое духовное богатство человека»  дискуссия

май

"Музыка и мы" дискуссия

 5. «Мой выбор»

Направление  способствует   воспитанию культуры жизненного самоопределения, привитие учащимся навыков планирования и управления временем для достижения поставленной цели; воспитание умения устанавливать приоритеты в учебе и работе; воспитание чувства ответственности за совершенные действия.

 Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

Классное собрание « Выборы органов самоуправления, Обсуждение проекта плана на новый учебный год и организации дежурства».

Класс. час «Образование и формирование жизненных планов»

октябрь

Тренинг «Планирование карьеры»

ноябрь

Класс. час «Качество и эффективность учебного труда»

День толерантности. Классный час « Почему трудно, но нужно быть толерантным?».

декабрь

Экспресс-анкета выпускника «Компетентность и конкурентоспособность»

январь

Игра по профориентации  «В центре занятости населения»

февраль

Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? экскурсия в мир профессий

март

Деловая игра «Имидж делового человека»

апрель

Деловая игра «Устройство на работу»

май

 

6. «Моя семья»  

Формы работы: праздники семьи, спортивные соревнования с участием родителей. Тематические классные часы, посвященные семейным корням, традициям. Праздники «День матери», «День семьи».Праздники, посвященные красным датам календаря и знаменательным датам
 школы .Индивидуальные и групповые консультации, тренинги родительского взаимодействия .Походы выходного дня, экскурсии, 
дни творчества, дни открытых дверей.

Проведение индивидуально – педагогических консультаций для родителей. Родительских собраний. Вовлечение родителей в укрепление материально- технической базы класса. Проведение родительских собраний. Вовлечение родителей  в управление классом,  школой (Совет школы. Совет профилактики.)   

 

7. « Самоуправление «Сатурн»»

    В основе классного самоуправления лежит  коллективная творческая деятельность детей, учителей, родителей. Высшим органом является Собрание, которое  проводится  раз в четверть. В ходе его учащиеся анализируют свою работу, ставят задачи на будущее, распределяют обязанности, планируют совместную деятельность, выбирают актив и командира.

Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик в классе отвечает за работу одного из семи центров. Центры имеют свои полномочия, права и обязанности, зафиксированные в разработанных памятках. Координируют и направляют работу центров Совет класса. В обязанности командира класса входит подготовка и проведение классных собраний, участие в общешкольных собраниях, распределение обязанностей при  подготовке классных творческих дел, введение (совместно с центром «Пресса») классной документации, оформление вместе с активом классного уголка.

Совет класса участвует в составлении плана работы, назначает ответственных за выполнение различных поручений, заслушивает отчеты о работе центров, организует участие класса в общешкольных мероприятиях, различных акциях и операциях.

Ключевые принципы организации самоуправления выражены словами:   самостоятельность, активность, трудолюбие и творчество, участие, равенство, настойчивость. Каждое слово имеет свое значение.

Самостоятельность – выбери себе дело по душе и выполняй его без напоминаний.

Активность - активно познавай окружающий мир.

Трудолюбие и творчество - ты можешь многое сделать своими руками, проявив эти качества.

Участие – успех любого дела зависит от участия каждого.

Равенство – мы все в ответе за себя и друг за друга, можно выражать свое мнение, не ущемляя свободу и достоинство других.

Настойчивость - все трудности можно преодолеть.

Первые буквы этих слов образуют название  самоуправления – «Сатурн».

Дети в практической  деятельности постигают значение самоуправления. Для них это управление делами своего коллектива; самостоятельность, попытка разобраться со своими проблемами; выполнение посильных обязанностей; планирование своей жизни. Система поручений требуют от учащихся постоянного осмысления и совершенствования своей деятельности. «Как сделано?», «Кем?», «Что помогло и что мешало в работе?», «Как избежать возможных неудач?» - эти и другие вопросы помогают им осознавать свой вклад в успех общего дела и позволяют  моделировать будущее своего класса.

Девиз класса        

Вместе мы взрывная масса, нет на свете лучше класса.

Правила жизни в классном коллективе

Мы стараемся:

- любить Самарскую землю, свою малую Родину;

-чтить память павших воинов  и готовить себя к защите Родины;

-быть настойчивыми в учебе, труде, спорте;

-жить весело, содержательно, быть активным, творчески  подходить к любому делу;

-относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе;

-окружать заботой малышей и пожилых, вместе со старшими наставниками познавать мир.

Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

-       умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

-       знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

-       умение принимать и защищать свои решения;

-       готовность к участию в общественных делах;

-       готовность к образованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

-       патриотизм и любовь к Родине;

-       права и свободы человека и гражданина;

-       символика Российской Федерации;

-       национальное самосознание;

-       уважение чести и достоинства других граждан;

-       гражданственность.

Количественные параметры

1.     Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

2.     Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

3.     Отсутствие детей с девиантным поведением;

4.     Деятельность органов ученического самоуправления;

Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:

• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;

• творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;

• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;

• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;

• любящей свою малую и большую Родину;

• знающей и хранящей традиции;

• ведущей здоровый образ жизни;

• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.

               

Структура  классного самоуправления



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа патриотического воспитания школьников

Программа патриотического воспитания школьников на 2013- 2014 учебный год главной целью ставит воспитаниевосп патриота - гражданина – личности, осознающей свою причастность к происходящим в современно...

Программа по патриотическому воспитанию школьников.

Программа патриотического и гражданского  воспитания«Патриоты России»(2013-2016 гг.) Паспорт программы Наименование: программа «Патриоты России» по гражданскому и патриотическому воспит...

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан РФ, государственной Программой «Патриотическое воспитание граждан ...

Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.

Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...

Районная программа патриотического воспитания школьников "Воспитание юных патриотов России"

   Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотическо...

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Я – ПАТРИОТ»

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения воспитательных и социальных проблем. Гражданско-пат...

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников на 2018-2020 годы

Проект «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся в условиях современной школы» направлен на акцентирование внимания на вопросах воспитания гражданственности и патриотизма и развития д...