Крымская война.
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Представлен рабочий лист для учащихся  изучения темы по истории России в 8 классе. При создании использовалась следующая литература:1.Данилов А.А., Косулина Л.Г.История России ,19 век.8 класс:учеб.дляобщеобразоват.учреждений.М.:Просвещение,2009 г.2.Колганова Е.В.,Сумарокова Н.В. Поурочные разработки по истории России 19 в.8 кл.М.:Вако,2004.3.Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России 19 века: 8 кл.: метод.пособие.-М:Изд-во ВЛАДОС-4.Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории .8 класс.-М.ТЦ СФЕРА,2003г.ПРЕСС,2001.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krymskaya_voyna_.rabochiy_list.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Тема:»Крымская война (1853-1856)».

Причины войны:(вставьте пропущенное слово)

Причины войны заключались в противоречиях между европейскими державами на Ближнем Востоке, в борьбе европейских государств за влияние на слабеющую и охваченную национально-освободительным движением … империю.

Международная обстановка накануне войны. Прочитайте, сделайте вывод: В предстоящем конфликте российский император рассчитывал на нейтралитет Англии, которой он пообещал после разгрома Турции новые территориальные приобретения - Крит и Египет, а также на поддержку Австрии, в качестве благодарности за участие России в подавлении венгерской революции, он рассчитывал на дружественный нейтралитет и Пруссии, международную изоляцию Франции. Англия сама подталкивала Турцию к войне, стремясь таким образом ослабить позиции России. Австрия так же не желала укрепления России на Балканах. 

Цели стран- участниц войны. Определите какой стране-России, Турции, Англии и Франции, соответствует цель:

1) Пересмотр режима черноморских проливов; Усиление влияния на Балканском полуострове;

 2) Подавление национально-освободительного движения на Балканах; Возвращение Крыма и черноморского побережья Кавказа;

3) Подорвать международный авторитет России, ослабить ее позиции на Ближнем Востоке, отторгнуть от нее территории Польши, Крыма, Кавказа, Финляндии;

4) Укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, используя его как рынок сбыта;

Луи Бонапарт мечтал об укреплении своей власти через победоносную войну.

Повод к войне. Работа с учебником.        

Прочитайте в учебнике и назовите событие, ставшее поводом к началу войны.

Состояние российской армии накануне Крымской войны.

Определите уровень подготовки России и воюющих государств накануне войны: 1)96% русских пехотинцев были вооружены устаревшими гладкоствольными кремниевыми ружьями (дальность боя 300 м), в то время как во французской армии 33%, а в английской 50% солдат имели нарезные дальнобойные винтовки (дальность боя 1300 м). Из-за отсутствия железных дорог воинские пополнения и боеприпасы прибывали крайне медленно. Паровой флот союзников превышал русский в 10 раз. У России было115 судов, включая 24 парохода, а у союзников – 454 корабля, включая 258 пароходов. 2) «До выхода на зимние квартиры продовольствие людей и лошадей было весьма жалкое. Зачастую приходилось дня по три не иметь ни сена, ни овса; сухари и крупа выдавались людям неаккуратно». 3) «...На каждый наш выстрел они отвечали десятью. Наши заводы не успевают делать такое количество зарядов, какое нужно выпускать, чтобы нести хоть какой вред неприятелю». 4) «Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены – и солдаты, и офицеры – сравнительно с иностранными солдатами и офицерами... Солдату нашему, в одной изорванной шинелишке, зимой в траншее едва ли веселее англичанина в теплой фуфайке, закутанного в байковое одеяло, употребляемое вместо бурки» .5) «Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули Минье после двух или трех выстрелов не входили в дупло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу. Ружья, переделанные на нарезные, раздирались по нарезам».

Ход военных действий:

20 октября 1853 г. - Николай I подписал Манифест о начале войны с Турцией.

Первый этап войны (ноябрь 1853 - апрель 1854) - русско-турецкие военные действия.

Второй этап войны (апрель 1854 - февраль 1856) - Англо-франко-сардинская интервенция в Крым, боевые действия в Закавказье, попытка высадки англичан на Аландских о-вах, на Соловках, Кольском полуострове, в Петропавловске-Камчатском.

Основные события:

                Дата

       Событие

          Значение

 октябрь 1853 г.

. 18 ноября 1853 г.

   март 1854 г.

сентябрь 1854 г.

сентябрь 1854-август 1855гг.

ноябрь 1855г.

февраль 1855г.

март 1856г.

Прокомментируйте следующие факты: 1)Приказ П. С. Нахимова о затоплении кораблей: «Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры и оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону. Я уверен в командирах, офицерах и командах, что каждый из них будет драться как герой».2) В. А. Корнилов своим подчиненным: «Будем драться до последнего. Отступать нам некуда: сзади нас – море… Если кто из начальников прикажет бить отбой, заколите такого начальника… Если б я приказал ударить отбой, не слушайте, и тот подлец будет из вас, кто не убьет меня…»3) В ночь на 28 августа 1855 г. русская армия оставила Севастополь. В том же году было принято решение учредить медаль не «За победу» или «За взятие», а впервые в истории России – «За защиту Севастополя».4)  Последний штурм Севастополя продолжался с 5 по 24 августа 1855 г. В результате этого обстрела город был полностью разрушен, в нем не осталось почти ни одного целого дома. Тогда же противники начали генеральное наступление, направив главный удар на Малахов курган, который в итоге ими был захвачен. 30 августа были потоплены последние корабли Черноморского флота. В этот же день Александр II, вступивший на престол, отдал приказ о прекращении обороны Севастополя. Оборона Севастополя продолжалась 349 дней.5) 35 тыс. защитников, в основном матросов, вывели из строя свыше 70 тыс. солдат и офицеров противника. Не решаясь штурмовать город, союзники подвергли его массированным многодневным бомбардировкам. Погибли руководившие обороной адмиралы Корнилов В.А., Нахимов П.С., В.И.Истомин. 6) В 1854 г. в осажденный Севастополь прибывает известный российский хирург Н. И. Пирогов с группой молодых хирургов. Н. И. Пирогов - основоположник хирургии как научной медицинской дисциплины. Он одним из первых использовал эфирный наркоз в клинике. A в 1847 г. впервые в мире применил наркоз.

В Севастополе им было произведено около 400 операций под эфирным, и 300 под хлороформным наркозом. Ему принадлежит инициатива развертывания временных госпиталей для защитников Севастополя. По опыту Крымской войны Пирогов создал учение об общих принципах военно-полевой хирургии.7) В октябре 1854 года по инициативе Н. И. Пирогова в Петербурге была учреждена Крестовоздвиженская община сестер попечения о больных и раненых воинах России. 200 медицинских сестер этой общины принимали участие в оказании помощи больным и раненым во время Севастопольской обороны. В качестве сестер и санитарок добровольно работали так же жены, вдовы и дочери офицеров и матросов. Во время войны женщины соперничали с мужчинами, под градом пуль они разносили квас и воду в самые жаркие места схватки, расплачиваясь за это часто жизнью и ранениями.8) Пирогов Н.И.: «Огромные вонючие раны, заражающие вредными для здоровья испарениями, вопли и страдания при продолжительных перевязках, стоны умирающих, смерть на каждом шагу в разнообразных её видах: отвратительном, страшном и умилительном – всё это тревожит душу даже самых опытных врачей, поседевших в исполнении своих обязанностей»;«… Неприятель открыл сильную бомбардировку со всех бастионов… и вскоре вся местность начала наполняться ранеными с ужасными ранами: оторванные руки, ноги по колена и по пояс приносились вместе с ранеными на носилках; с лишком 400 раненых нанесли нам в сутки, с лишком 30 ампутаций. … В первый день неприятель выпустил 30 000 снарядов; считают, что по сей день выпущено до 400 000. Бомбы падают, где ни попало, на перевязочный пункт, кроме солдат, приносят и женщин и детей с оторванными частями тела от бомб, которые падают в Корабельную слободку, часть города, где еще, несмотря на видимую опасность, продолжают жить матросские жены и дети».9) Л.М. Жемчужников, художник, защитник Севастополя: «Севастополь всё так же твёрд и крепок, как был и прежде, всё та же невозможность взять его. Отстоим или умрём! – общий девиз всех здесь находящихся. Войска наши и офицеры с геройским духом русских выносят всё. Да продлит Бог в них эти доблестные чувства!». 10) Извлечение   из   записок П. В. Алабина: «Севастополь, 15 марта  (1855 г.)Всмотритесь в жизнь здешних ребят. Тот к батьке на батарею, под градом вражеских снарядов, по нескольку раз в день сбегает, снесет то поесть, то выпить, то чистую рубашку, то тулуп или починенные сапоги. Иной мальчик, лет двенадцати, день-деньской работает веслом на вольном ялике, шмыгая от одного берега бухты к другому, на пространстве, где весьма часто вспенивает воду осколок лопнувшей над бухтой бомбы или самая бомба, захлебнувшаяся морскою водой...»

 11) Через год после окончания Крымской кампании стали известны потери: 100 тыс. – в сражении и 400 тыс. – от ран и тифа.

12) Русский писатель, современник Крымской войны Н.С. Лесков : «Война на полуострове была вскрытием затяжного нарыва и показала, чем питался организм всей страны и каковы его соки».13) «Восточная война разорвала завесу, дотоле в глазах Европы скрывавшую бессилие огромной пространством России. Оказалось, что армия, которую Незабвенный (Николай I) считал образцом военного совершенства, потому что она выучена была отлично маршировать и отменно маневрировать, не может, невзирая на беззаветное мужество солдат, обер-офицеров и многих штаб-офицеров, бороться с армиями европейскими по причине непроходимой глупости генералов. Незабвенный, одаренный от природы особенным даром отыскивать и выводить людей бездарных, умел разогнать все, что было способного; при нем чины превратились в настоящий парник дураков. Администрация являла зрелище необузданного грабежа, доходившего до разбоя, особенно в администрации военной… На русской земле, в Крыму, войска французские, английские вдали от своей родины не нуждались ни в чем, а русские солдаты умирали с голоду, гибли в госпиталях без призора, без помощи, даже без одежды, и когда хоронили мертвых, то чиновники и подрядчики Военного министерства воровали даже их гробовые саваны! Грозный призрак могущества России, пугавший Европу, распался, исчез, и место его уступили в Европе чувства сожаления к русскому народу и презрение к петербургскому правительству». П. В. Долгоруков.

Итоги войны. Причины поражения.

Прочитайте о решениях Парижского конгресса. Назовите условия Парижского мирного трактата.

Дайте определение термину «нейтрализация Черного моря».

Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития». Как вы понимаете эту фразу?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Крымская война"

Презентация к уроку в 8 классе по теме "Крымская война"...

модель урока по истории России в 8 классе по теме "Крымская война"

Концептуальная цель: развитие мировоззренческих убеждений учащихся, воспитание гражданственности.Тема урока:Крымская война 1853 -1856 г.г.Стратегическая цель: развитие у учащихся способностей рассматр...

Урок "Крымская война 1853-1856 г. и ее значение" с использованием ИКТ

В ходе урока выявляются причины и значение Крымской войны в истории России, показан героизм полководцев таких как, Нахимов, Истомин, Корнилов и обыкновенных солдат в этой войне. Также освещается матер...

Тест "История России. Крымская война".

Тестовые задания по теме "История России. Крымская война"....

Крымская война 1853-56г.г.

Материал используется для проверки знаний по теме Крымская война 1853-1856 годов....

Крымская война 1853-1856

Разработка и презентация к уроку истории в 8 классе по теме: "Крымская война"...