"Норманнская теория" и борьба М. В. Ломоносова с ней
статья по истории (10 класс) на тему
Цель моей работы изучить взгляды М.В. Ломоносова на «Норманнскую теорию», какие последствия она имела в исторической науке, рассмотреть аргументы сторонников и противников этой теории и выявить актуальность этого учения сегодня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normanskaya_teoriya_m._v._lomonosova.docx | 52.86 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ «НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ» И БОРЬБА М.В. ЛОМОНОСОВА С НЕЙ
методические материалы по курсу истории России
Тидва О.И., учитель истории 1 категории
МОУ «TOTЛ № 1» г. Тирасполь
Одним из самых значительных нововведений петровской эпохи было создание Российской Академии наук. Государство, взяв на себя заботу о материальном обеспечении академиков, надеялось, что они сумеют внести существенный вклад в процветание России. Однако серьёзной проблемой было отсутствие в стране людей, достойных звания академика. Поэтому на работу в Академию наук пригласили видных иностранных учёных... Затем произошло явление Михаила Васильевича Ломоносова. Огромный талант и неуёмная тяга к знаниям позволили крестьянскому сыну подняться до немыслимых по тем временам высот социальной лестницы. Учёный энциклопедист, основоположник нескольких направлений в естествознании, Ломоносов проявил себя блестящим поэтом, а также оставил след в истории и филологии. Со временем он превратился в символ русской науки.
О Пушкине говорят: «Наше всё»... А М.В. Ломоносов тоже «Наше всё...», но гораздо больше по широте научных проблем, которых касался этот великий ум.
В год 300-летия М.В. Ломоносова все обращаются к его великому наследию. Я обратилась к Ломоносову - историку, его взглядам на один из самых острых вопросов Отечественной истории «Норманнской теории».
Цель моей работы изучить взгляды М.В. Ломоносова на «Норманнскую теорию», какие последствия она имела в исторической науке, рассмотреть аргументы сторонников и противников этой теории и выявить актуальность этого учения сегодня, а также проведение социологического опроса в Интернет-ресурсах по этой проблеме, выяснить различные точки зрения на это учение современников. Работа содержит в себе краткую биографию М.В.Ломоносова.
Основной акцент работы - это роль «Норманнской теории» и борьба М.В. Ломоносова против неё. «Норманнский вопрос» не решен у нас до сих пор, но сейчас он не столь актуален как в XVIII веке, когда он был частью большой политики. Изучая историю нашего Отечества, мы понимаем, что шведы в XVII - нач. XVIII в.в. хотели захватить эти земли, потому что согласно «Норманнской теории» варяги - это люди, выходцы из Швеции, да и первые князья в образовании Древнерусского государства.
Критикуя диссертацию Миллера, Ломоносов предупреждал, что если князья и потомки их были шведского рода, то не будет ли опасного следствия из этого для России. Вопрос Ломоносова попал в самую точку. Действительно, на протяжении двух веков после того, как эти слова были сказаны, иноземные захватчики не раз пытались выводить из «Норманнской теории» опасные следствия - все это привело к трем русско-шведским войнам XVII-XVIII веков(1656 - 1658, 1700 - 1721, 1741 - 1743). В XX веке были две войны, исходящие из Германии в 1914 г., в 1941 г. Нападение на СССР также проходило под флагом «превосходства арийской расы», но закончилось сокрушительным поражением немцев.
Кажется, что Ломоносов жил не так уж давно. Борясь с иностранным засильем внутри Академии наук, Ломоносов беспокоился о будущем России и ее народа.
Миллер писал русскую историю так, как ему было выгодно по тем временам, потому что он представитель немецкого народа и ему хотелось на фоне других народов мира, занизить роль российского народа, государства Российского. Ломоносов - выходец из простого народа, он бесконечно любит свою Родину, верит в свой народ, не раздумывая бросается в этот неравный «бой» с профессором Миллером в одиночку. Казалось бы, зачем ему начинать этот спор? Славы было у него много не только в России, но и в научных кругах других стран. В то время в России были уже историки, но почему они проигнорировали такой важный вопрос истории своего Отечества? Не разобрались, а может, не хотели, ведь это борьба, а она не всем по плечу.
При жизни Ломоносову не составляло труда открыто отстаивать свою концепцию начальной истории Руси в спорах с немецкими учёными, работающими в Петербургской Академии наук. Но его кончина позволила им без всяких помех взять реванш не столько для себя, сколько для норманизма, бросив на Ломоносова тень как на специалиста в области истории. Итак, сбывались предсказания Ломоносова. А он предупреждал... Но если бы ученый-патриот знал, что произойдет с нашей страной в XX веке и, особенно во второй половине, то что бы он сказал нам, позволившим развалить Большую Россию.
Об этом должен подумать каждый.
Основные вехи жизни М.В. Ломоносова
В России многое изменилось в период бурных петровских преобразований. Вызревала новая культура, идущая на смену церковно-феодальной, господствовавшей в течение столетий. Время нуждалось в мыслителе, который мог бы выразить суть происходящих перемен. Таким мыслителем стал Ломоносов.
Северная Двина у старинного села, Холмогоры распадается на рукава, образуя множество островов. На самом крупном из них - Курострове 19.11.1711 родился Михаил Ломоносов. Его родители были черносошный крестьянин деревни Мишанинской Василий Дорофеевич Ломоносов и Елена Ивановна Сивкова, дочь дьякона Николаевского Матигорского прихода. Василий Дорофеевич благодаря упорному труду стал самым зажиточным в округе промысловиком, он первым из жителей края построил и по-европейски оснастил галиот, назвав его «Чайка». В далёкие морские путешествия до Кольского полуострова и Соловецких островов отец часто брал своего первенца и единственного наследника.
Но Михаила больше привлекало другое. В 10 лет он начал учиться грамоте, и неведомый ранее книжный мир стал магнитом притягивать его к себе. Особенно интересовал его дом соседа Христофора Павловича Дудина, у которого имелась целая библиотека. Михаил долго упрашивал дать ему на время учебники: «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого, но получал отказ. Летом 1724 г. Дудин умер, перед смертью завещав любознательному соседу вышеназванные три книги и «Рифмованную псалтырь» Симеона Полоцкого. Михаил с большим рвением принялся осваивать книжную премудрость, и это его привело к серьёзному конфликту с отцом. Ссору всячески подогревала вторая мачеха - Ирина Семёновна, (овдовевший Василий Дорофеевич женился ещё дважды).
Ломоносова тянуло к книге, что у мачехи вызывало крайнее недовольство. Позднее он писал: «Имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанном, и злую, завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моём, я принуждён был читать и учиться, чему возможно было, в уединённых местах и терпеть стужу и голод».[1]
В конце 1730 г., вскоре после своего 19-летия, он предпринял решительный шаг: взяв у соседа Ивана Шубного взаймы три рубля и не спросив разрешения отца, отправился в Москву. Ему помогло то, что куростровцы снарядили туда большой обоз с рыбой. Добравшись до Москвы, он остановился на время у своих земляков. В Заиконоспасском монастыре располагалась Славяно-греко-латинская академия, но поступить в неё Ломоносов не мог, туда принимали детей только дворян. Недолго думая, Ломоносов назвался сыном холмогорского дворянина, благодаря чему был зачислен в низший класс Академии, где обучались в основном подростки.
Сначала они вволю потешались над болваном, в 20 лет пришедшим «учиться», но вскоре притихли: холмогорский мужик сумел в течение одного 1731 г. пройти три четверти курса в низшем классе, на прохождение которых нужно было от четырёх до шести лет. Учиться было тяжело, прежде всего, с материальной точки зрения. Нужно было жить на три копейки в день, а у отца просить не хотелось.
В 1735 г. Ломоносова отправляют на учёбу в Академию наук в Петербург. Занятия в Академическом университете длились для Ломоносова недолго.
Весной 1736 г. группу студентов, в том числе и Ломоносова, отправляют в Германию изучать химию, горное дело и металлургию. В этом ему помог президент Академии наук барон Иоганн Корф. Сначала Ломоносов учился в Марбурге. Он любил очень жизнь, это видно из его отчёта в Академию наук. Распорядок дня был весьма напряжённым: помимо занятий в университете, длившихся с 9 до 17 часов, студент брал уроки французского языка, фехтования, танцев. Куратором его был в университете профессор Христиан Вольф.
Между тем, в Марбурге Ломоносова настигла любовь.
Став постояльцем в доме вдовы Цильх, он со всей силой своего буйного характера увлёкся её дочерью Елизаветой Христиной. Прочитаем один из шутливых, но многозначительный, сокровенный диалог: «Тихий домик» ратмаха Цильха. Дочка Лизхен вязала, шила, гладила, крахмалила... Михайлушко... спросит:
- Для чего гладите вы это белое, столь нарядное платье?
- Чтобы надеть в воскресенье, если к нам придёт в гости господин Ломоносов. Но я выгладила ещё много маленьких белых платочков.
- Для чего?
- Я утираю ими слёзы радости, когда слышу об успехах господина Ломоносова в науках, и плачу от горя, когда слышу о его поведении...[2]
В феврале 1739 г. Ломоносов и Елизавета Христин Цильх поженились. Ломоносов предупредил молодую жену: «Лизхен, вот мы пообещались жить вместе и умереть вместе, но я в Германии гнезда вить не буду». Весной молодой супруг должен был покинуть ожидавшую ребёнка жену и отправиться во Фрейберг для продолжения учёбы. Это самый крупный центр горнорудной и металлургической промышленности в Германии.
В июне 1741 г. Михаил Ломоносов вернулся на родину в ранге перспективного молодого учёного, получившего высшие отзывы от своих научных познаний Христиана Вольфа, Иоганна Генкеля. Пройдя целый ряд мытарств в Академии наук с немецкими учёными, Ломоносов 12 августа 1745 г. получает звание профессора химии Академии наук. Он стал первым русским ученым, удостоенным этого высокого звания.
В первой половине XVIII века в период важных общественных и политических преобразований в России возрос интерес к прошлому русского народа. Делаются попытки написания трудов, освещающих многовековую историю Русского государства. Свою лепту в развитие Отечественной истории внес и Ломоносов. Именно от него берёт своё начало антинорманнское направление в русской историографии, отличительными чертами которого являются строгая научность, патриотизм. Концепция ученого утверждала величие славянского народа, подчеркивала независимое существование древнерусского государства, его важную роль в мировой истории.
Роль «Норманнской теории» и борьба М.В. Ломоносова против нее
Мы никогда в точности не узнаем, с чего начался интерес великого ученого - естествоиспытателя, каким мы привыкли его представлять, а еще и как историка России, ее народов с глубокой древности. Мы можем лишь предполагать... Наверное, этот интерес возник у Ломоносова еще в детские годы. Суровые условия жизни на Севере, дальние походы в Студеное море, знакомство с людьми, живущими на его берегах, показывали, как огромны северные пространства России и какие разные народы населяют их.
Однако это был еще интерес неосознанный, не опиравшийся на изучение исторических источников. Первое знакомство с историческими книгами началось в Славяно-греко-латинской Академии в Москве. Иннокентий Гезель написал в XVII веке знаменитую книгу по истории «Синопсис», которую изучал Ломоносов. Но жесткий регламент обучения в академии, а позднее увлечение естественными науками, временно отодвинули потребность изучать прошлое своей Родины на второй план, но подспудно оно существовало всегда, иначе и не могло быть у Ломоносова, с его искренним патриотизмом и всесторонностью научных интересов. Ломоносов начал изучать историю в Академии. Несмотря на то, что его основная научная деятельность лежала в области естествознания, сами обстоятельства академической жизни, внутренний интерес возвращали Михаила Васильевича к этим занятиям. Еще больший интерес к истории России возник у Ломоносова в связи с тем, что в 1748 г. при Академии наук в Петербурге было открыто Историческое собрание - особый департамент, занимавшийся вопросами истории. Введенный в состав департамента Ломоносов занял в нем ведущее положение: рецензировал работы, участвовал в дискуссиях, высказывал свое авторитетное мнение. Летом 1748 г. в Историческом собрании состоялось обсуждение «Истории Сибири» Герарда Фридриха Миллера. С научной точки зрения собранные материалы действительно были ценными. Сюда входили материалы экспедиций Витуса Беринга и другие архивные документы, но упрямый Миллер дал им субъективную оценку, не согласился с замечаниями академиков, и обсуждение затянулось. Тогда все материалы были направлены Ломоносову, который занимал самостоятельную политику в этом вопросе. Он раскритиковал миллеровскую «Историю Сибири» за отрицание государственного значения походов Ермака, которому приписывались «разбойные действия» и другие искажения.
Ломоносов писал, что при научном исследовании истории народа, ученый должен придерживаться, по крайней мере, нескольких основных принципов:
- объективно подходить к самому исследованию исторического процесса;
- опираться на достаточное количество источников;
- любить свой народ.
В Академии первой половины XVIII века, особенно в период «бироновщины», говорить о соблюдении этих правил не приходилось. Засилье иностранцев во всех ее департаментах привело к их нарушению. Немецкие профессора, особенно Г.Ф. Миллер, имели свои «методы» работы, и борьба с таким субъективизмом выпала на плечи Ломоносова. Настоящее сражение с Миллером и его сторонниками разгорелось у Ломоносова в 1749-1750 гг. в связи с диссертацией «Происхождение имени и народа российского», написанной Миллером - академиком, историографом и конференц - секретарем в России. Ломоносов получил указания от императрицы Елизаветы. «Указом ея величества из Канцелярии Академии наук велено сочинённую господином Миллером речь о происхождении имени и народа российского мне рассмотреть, нет ли в ней чего России предосудительного».[3]
Обсуждение диссертации, с многочисленными выступлениями академиков, шумными перепалками, заняло 29 заседаний, продолжавшихся с октября 1749 г. по март 1750 г. Значение разгоревшейся дискуссии было исключительно велико - это было начало длительной борьбы между норманистами и русскими патриотически-настроенными историками, результаты которой продолжали сказываться на протяжении почти двух столетий.
Сущность «Норманнской теории» состояла в следующем. Ее основатель Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738 гг.) и его последователь Герард Фридрих Миллер утверждали, что никакой собственно, русской государственности нет. Потому, что само слово «Русь» не славянского, а скандинавского происхождения. Первым и самым главным основанием теории норманистов служит известие русской летописи о призвании князей из-за моря. Но откуда они пришли и к какому народу принадлежали? Татищев и Болтин выводили их из Финляндии, Ломоносов - из славянской Пруссии, Эверс - из Хазарии, Гольман - из Фрисландии, Гедеонов - от Балтийских полабских славян, Костомаров - из Литвы. В эпоху раннего средневековья норманны сделали большие завоевания в Европе, но эти завоевания, ни в одной стране не расцениваются, что норманны образовали эти государства.
Завоевания можно сделать на какой-то период, но образование государственности принести извне нельзя. Государства возникают на определенном этапе развития истории. Есть ли такая вероятность, чтобы народ, да и не один народ, а несколько, и даже не одного племени, сговорились разом, и призвали для господства над собою целый другой народ, то есть добровольно наложили бы на себя чужое иго? Таких примеров история не знает. Русь, основавшая свое государство, не была какою-то отдельною дружиной или каким-то родом. Нет, это был целый, сильный народ, отличавшийся предприимчивым, суровым и властолюбивым характером. На его свирепость сильно жалуются византийские императоры, соседи, господство его не было легким и для подчиненных племен. То, что племена чувствовали тяжелую руку господствующего народа и не были равнодушны к своему положению, показывает смерть Игоря и последующая за тем истребительная война с древлянами. Скандинавским народам было не под силу в IX веке создать такое огромное государство, как Киевская Русь. Народы Швеции, Дании, Норвегии были в то время очень малочисленны.
Получается, что эта «Норманнская теория» оттирает из истории целый могучий народ, а на его место вызывает из-за моря какую-то тень, которую она не знает, как назвать, не то народом, не то дружиной, и утверждает, что эта тень и была настоящая Русь. Вместе с небывалым народом варягоруссов создан в нашей истории и небывалый норманнский период, и затем чуть ли не все основные явления нашей государственной жизни объявляются не своими, а чужими, принесенными из-за моря: дружина, бояре, суд, способ собирать дань-всё это будто бы славяне получили от норманнов. Норманисты утверждали, что государственность на Руси начинается лишь с «призвания варягов» и все основные культурные достижения России, якобы, получены благодаря тем же иноземным завоевателям. Миллер договорился до того, пишет Ломоносов, что «россияне в России за пришельцев почитаемы быть должны».[4]
Ломоносов дал объективный, критический разбор на труд Миллера. Он начинал разбор с недобросовестных методов, что Миллер пользуется, главным образом, иностранными источниками, игнорируя Отечественных, русских авторов. А кому же лучше знать историю русского народа, как не его представителям? Миллер показал свое незнание российских летописей, пренебрег зафиксированными в них фактами. Ломоносов в ходе дискуссии задал Миллеру вопрос, ставящий под сомнение все его выводы: почему он нигде не указал отца Рюрика, его деда или какого-нибудь скандинава или его предков? Если это было так, что Рюрики - великие князья варягов, то норманнские писатели не упустили бы этого случая написать для истории и чести своего народа.
Причины противостояния Ломоносова и Миллера были следующие. Во-первых, свое неприятие к диссертации Миллера Ломоносов объяснял тем, что она служит только славе скандинавцев и шведов, а нашей истории почти никак не служит. Во-вторых, в 1764 году Ломоносов добавил, что Миллер при написании диссертации взял материал очень трудный. Он истории российского народа не знал. Но противники Ломоносова говорили: как мог судить о недостатках работы Миллера Ломоносов, профессор химии? Что заставляло ученых занимать сторону Миллера? То, что Ломоносов, по их понятиям, не был профессиональным историком, а Миллер занимал должность официального историографа в Академии наук? У истоков такого мнения стоял Шлецер, который говорил, что у русских, писавших до сих пор русскую историю, нет ни одного ученого - историка. «Что от химика по профессии, - говорил он в адрес Ломоносова, - можно ожидать такой же Отечественной истории, как от профессора истории?»
Но, во-первых, Ломоносов не был и профессиональным филологом, но создал «Российскую грамматику», по которой воспитывалось много поколений ученых-грамматистов. Во-вторых, не то что в профессора истории, но даже в историки не готовились сами немецкие ученые, но они стали таковыми, как и Ломоносов, в ходе самостоятельной и многолетней работы. В университете Байер, Миллер, Шлецер, получили типичное для того времени эрудитское образование, могли познакомиться с историей, но только с древней. К русской же истории они начали приобщаться только по приезду в Петербург, и то только в той мере, в какой они овладевали русским языком. В 1865 г. П.А. Лавровский писал, что Ломоносов работал в России как русский историк, и ему пришлось ее писать заново. И ученый с огорчением отмечал, что «русские привыкли судить о своих великих людях, по отзывам Запада».
Ломоносов рос на русском севере и уже с детства впитывал историю Родины. Слушая в Славяно-греко-латинской академии курсы по истории, которые укрепляли его интерес к истории Отечества, он овладел в совершенстве латынью, читал по-гречески, самостоятельно изучил отечественные и зарубежные источники, приумножал для себя знания русской и европейской истории. Сверх того, Ломоносов получил прекрасное европейское образование в Марбургском университете под руководством знаменитого Вольфа. Университет он закончил блестяще, и Вольф отмечал в июле 1739 года: «Молодой человек с прекрасными способностями, М. Ломоносов со времени своего прибытия в Марбург прилежно посещал лекции математики, философии, физики и старался приобретать основательные знания. Нисколько не сомневаюсь, что если он с таким же прилежанием будет продолжать свои занятия, то по возвращению в Отечество, может принести большую пользу государству, чего от души и желаю».[5]
Ломоносов накапливал свой исторический потенциал по возвращении домой. О его высоком авторитете как историка перед началом норманнской дискуссии говорит тот факт, что свою «Историю Российскую» к нему на рецензирование направил В.Н. Татищев. Лестно оценив этот труд, Ломоносов отметил в письме автору от 27 января 1749 года, что его труд никаких поправок не требует. Это в свою очередь полно характеризует Ломоносова как историка. Многолетняя целенаправленная работа с историческими источниками и исторической литературой превратила Ломоносова к 1749 году в высокопрофессионального историка. Поэтому Ломоносову нельзя вменять в вину то, что он на заре зарождения исторической науки в России встал на защиту исторической правды своего Отечества и народа. Он желал ознакомить с ней своих соотечественников и ведет эту борьбу с учеными-иностранцами, писавшими нашу историю неправильно. Ломоносов написал свой отзыв императрице Елизавете на диссертацию Миллера.
«По присяжной моей должности, как прямому сыну Отечества надлежит, что оной диссертации никоим образом в свет выпустить не надлежит. Ибо, кроме того, что вся она основана на вымысле и на ложно приведённом в свидетельство от господина Миллера Несторовом тексте, и что многие явные между собою борющиеся прекословные мнения и нескладные, затем Академии бесславия сделать могут, находятся в ней ещё немало опасные рассуждения».[6]
Как историк России, Ломоносов ставил перед собой задачу: «Коль великим счастием я себе почесть могу, ежели моею возможную способностию древность Российского народа и славные дела наших государей свету откроются».[7]
И можно только представить, что было бы им сделано на поприще истории, если бы она одна была его уделом. Но и того, что он сделал, занимаясь химией, математикой, физикой и многими другими отраслями науки, вполне достаточно, чтобы признать Ломоносова историком своей страны.
Значение «Норманнской теории»
Более тысячи лет назад, в IX веке н.э. в Восточной Европе сложилось огромное государство - Киевская Русь, воспетое былинами, скандинавскими сагами, половецкими песнями, описанное арабскими, персидскими географами, византийскими хронистами и русскими историками - летописцами. Его ядром был древний культурный центр-среднее Приднепровье.
Киевская Русь-это юность и молодость трех братских славянских народов: русского, украинского и белорусского, живших тогда еще одной семьей, образовавших единую древнерусскую народность. Для образования Киевской Руси важны две эпохи: VI век-время сложения могучих союзов славянских племен и IX век-время формирования самой Киевской Руси.
Итак, основателем русского государства не был какой-то дикий народ. Это было энергичное, могучее племя, имевшее своих вождей, князей, военные дружины, обряды, традиции, культуру, религию, язык, внешнюю торговлю и огромную территорию. Никакие пришельцы не могли объединить, да еще за такое короткое время и сплотить в одно политическое государство многочисленные племена, расселившиеся на равнинах Восточной Европы, дать им единство не только политическое, но и национальное.
И поэтому Миллер, и другие ученые-иностранцы в своих трудах написали «Историю российского народа», где допустили много ошибок в пользу своих государств.
Ломоносов выступил как серьезный исследователь в истории Отечества, вооруженный знаниями многих источников, доказывающих создание древнерусского государства задолго до князя Рюрика. Это имело большое значение для российского народа, современности и дальнейшего развития исторической науки. Ученый описал важную роль славянства общеевропейской истории. Он нуждался в фактическом материале и набрал его из различных источников, разных народов, государств, историков, которых признает весь мир. У Руси длинная, большая история, которая уходит в древнее существование славянских племен, а норманны-князья, в лице Рюрика, появляются, чисто случайно, по прихоти и гордости новгородской знати. Но это уже было образовавшееся, сильное, мощное, древнерусское государство, с которым считалась и боялась Византийская империя.
Рюрик был призван в 862 г. - это вторая половина IX века, а складываться государство начало с VI века (объединение племен). Ломоносов считал, что история показывает не только знание прошлого, но и является судьей народа в настоящем, а также хотел подать пример потомкам служения своему Отечеству.
Исследуя и изучая этот вопрос, я пришла к следующему заключению. Ломоносов родился и жил в том крае России, о котором шёл спор в «Норманнской теории». Поэтому эту местность и народ он знал не понаслышке, а с детства и до девятнадцати лет был прямым участником жизни в этом крае. Он был влюблён в свой край, любил суровую, могущественную, красивую, незабываемую природу, природные явления, которые наблюдал на море, севере, и очень хотел их объяснить уже в том возрасте. А также принимал активное участие в трудовой деятельности вместе со своим народом. Он видел труд своего народа, тяжёлые условия жизни, но богатство края, его необъятные просторы, трудолюбие народа помогали им жить и радоваться этой жизни. Всё это задело Ломоносова «за живое». Он принимает решение вступиться за свой народ и переписать историю «Российского народа и государства», хотя понимает, что это не просто, но как верный борец за справедливость, делает это с превеликой радостью. Свой труд «Древняя российская история сначала российского народа до кончины великого князя Ярослава Мудрого или до 1054» рассказывает о правдивой истории, где возвеличивает народ. Суть этого учения отражает и заглавие книги.
С норманизмом можно было легко и быстро покончить. Но почему этого не произошло? Не потому что на стороне этого учения столько почтенных деятелей науки, а потому, что это наша давняя привычка. Мы так долго говорили о варягах, что сжились с этим учением. Мы даже где-то этим гордились, что у нас история не как у других народов, имевших в основе своей мифическое прошлое. А мы отправляли посольство за море, искать князей. Конечно, наши мысли иногда омрачались, что наши предки не способны управлять государством, но искать своего начала мы не хотели. А фраза летописца Нестора: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет...» пришлась нам по вкусу.
Хочется закончить свою работу словами историка С.М. Соловьева, которые он сказал на праздновании столетия М.В. Ломоносова, что «...никто и ничто не отнимет у нас славного, праздничного будущего, если мы сами не отнимем его у себя, если, прежде всего, не позабудем своего славного праздничного прошедшего».
Проанализировав все ответы, которые я получила от ученых-историков и других специалистов по истории, пришла к выводу, что все неравнодушные люди к истории своего Отечества выступают против «Норманнской теории». Хвалят и уважают М.В.Ломоносова за то, что он на научной основе доказал неправомерность «Норманнской теории».
Государственность у славян была заложена значительно раньше, чем на престол был призван ославяненный варяг - Рюрик со своими братьями. То, что норманны дали толчок экономическим и социальным преобразованиям на Руси, также неверно.
Смысл культивирования этой теории на Западе в том, чтобы доказать неспособность нашего народа к самоопределению, показать общественную отсталость.
Норманны в это время занимались набегами и грабежом в странах Северной Европы. Эти народы не занимались каким-то производством, а только грабительским потреблением, поэтому они не могли оказать значительное влияние на образование Древнерусского государства.
[1] Б.В. Шергин. «Слово о Ломоносове». - Москва: «Современник», 1989. Стр. 29.
173
[2] Б.В. Шергин. «Слово о Ломоносове». - Москва: «Просвещение», 1989. Стр. 39.
[3] М.В. Ломоносов. «Избранные произведения». - М.: «Наука», 1986. Стр. 79.
[4] М.В. Ломоносов. «Избранные произведения». - М.: «Наука», 1986. Стр. 79.
[5] «Наша история великих имен - М. Ломоносов». Стр. 9.
[6]М.В. Ломоносов. «Полное собрание сочинений», том 6, стр. 80.
[7] М.В. Ломоносов. «Полное собрание сочинений», том 6, стр. 122.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: "Норманнская теория"
Урок по теме "Норманнская теория" для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений с применением технологии проблемно-диалогического обучения, технологии интенсификации обучения на основе схемных...
"Норманнская теория: pro и contra"
Учебный материал по истории России...
Презентация по дисциплине история. Англия от Норманнского завоевания до парламента.
В 1066 году началось завоевание Англии герцогом Нормандии Вильгельмом. Он предъявил права на королевский престол. В Англии стала править Норманнская династия.Итогом Норманного завоевания было усиление...
Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков. Участие Клина в этой борьбе
: «Всё может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Людям даются почётные и уважительные звания. Самое высокое звание – защитник Родины. Память ...
Борьба с наркотиками ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО БОРЬБЕ С НАРКОТИКАМИ
Борьба с наркотиками ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО БОРЬБЕ С НАРКОТИКАМИ...
Сценарий мероприятия к 300-летию со дня рождения русского ученого М.В. Ломоносова «Я живу на земле Михаила Васильевича Ломоносова»
1. Пояснительная запискаВ 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).М.В. Ломоносов великий ру...
Урок-диспут Норманнская теория: pro & contra
Урок-диспут «Норманнская теория: pro & contra»Урок-диспут – это одна из нетрадиционных форм обучения, призванная завладеть вниманием учащихся, а для этого их надо прежде вс...