Учебно-познавательная игра «Брейн-ринг». Тема: Великая Отечественная война (1941-1945 г.) «Подвиг и память».
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Учебно-познавательная игра «Брейн-ринг».
Тема: Великая Отечественная война (1941-1945 г.) «Подвиг и память»
Тип игры: игра в форме «Брейн-ринга». Вопросы и задания подобраны так, чтобы повторить знания учеников и дать им возможность выйти за рамки школьной программы.
Цель игры:
1. Повторить и обобщить знания по Великой Отечественной войне.
2. Способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого потенциала учеников, умение работать в группе.
3. Воспитывать патриотизм на примере героизма народа в годы Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10314.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-познавательная игра «Брейн-ринг».
Тема: Великая Отечественная война (1941-1945 г.) «Подвиг и память»
Тип игры: игра в форме «Брейн-ринга». Вопросы и задания подобраны так, чтобы повторить знания учеников и дать им возможность выйти за рамки школьной программы.
Цель игры:
- Повторить и обобщить знания по Великой Отечественной войне.
- Научить детей применять полученные знания в практике работы с картой, понятиями. Способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого потенциала учеников, умение работать в группе.
- Воспитание патриотизма на примере героизма народа в годы Великой Отечественной войны.
Условия «Брейн-ринга».
- Участвуют команды.
- За полный правильный ответ команда получает 2 очка, а за правильный неполный ответ 1 очко.
- Если команда не может ответить на вопрос, то право ответа переходит к команде соперников.
- Если команды не могут ответить на вопрос, то отвечают зрители- болельщики.
- Итоги подводит жюри.
Правила общения
1. С уважением относимся друг к другу
2. Любое мнение заслуживает внимания
3. Пока один говорит, все его слушают
4. О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки
Вступительное слово учителя:
Первый раунд «Исторический».
- Дайте определение понятию «война»? (Вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государств)
- Какие по характеру бывают войны? (Справедливые и несправедливые; освободительные и захватнические)
- На какие виды делятся войны? (Мировые, национально- освободительные; гражданские, Отечественные )
- Дайте определение Великой Отечественной войне. (1941-45, освободительная война советского народа против фашистской Германии и ее союзников, важнейшая часть 2-й мировой войны.
Второй раунд «Первое контрнаступление. (Битва за Москву»
- Вопросы командам: Наверное, многие из вас слышали строки из песни?
У деревни Крюково погибает взвод.
Все патроны кончились.
Больше нет гранат.
И в живых осталось только семеро
Молодых солдат.
В какой битве погиб взвод, воспетый в песне? (Московская битва)
- В начале московской зимы
Счастливое катится эхо
Не враг наступает, а мы,
Всё шире пространство успеха
Метельная даль декабря,
Раскат орудийного гула.
Во мгле полыхала заря,
Москва облегчённого вздохнула. Когда была битва за Москву? (30.09.1941 г. - 20.047.1942 г
- Кому история приписывает слова : «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!» (политрук панфиловцев Василий Клочков)
- По словам Геббельса, после поражения немецких войск под Москвой это безобидное атмосферное явление вызывало у Гитлера ухудшение здоровья. О чем идет речь? ( Вид снега.)
Третий раунд «Коренной перелом»
1. С какими битвами связан Коренной перелом в ходе войны?
(Сталинградская битва (17.07.1942 г. - 02.02.1943 г.) Курская битва (05.07.-23.08.1943 г.)
2. Начало этой операции советских войск послужило в дальнейшем учреждением Дня ракетных войск и артиллерии -19 ноября Как называлась операция? («Уран»)
3. Какое самое крупное танковое сражение второй мировой войны вы знаете? (битва у д.Прохоровка)
- Это поле победы суровой
Для победы по праву равно
Полю грозному Куликову,
Ратным доблестям Бородино.
Здесь под Прохоровкой, в сорок третьем,
Смерть презрев, по сигналу атак
Шли солдаты наши в бессмертье,
Становился бессмертным танк.
О каком поле сражения идет речь в стихотворении? К какой битве можно отнести это сражение? (Курская битва)
5. Кому из немецких военачальников поражение в битве принесло повышение звания ( генерал Паулюс)
Четвертый раунд «Города –герои»
- Назовите города-герои. (Москва, Ленинград, Волгоград, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Мурманск, Сталинград, Брест, Тула, Киев, Минск, Керчь).+ Архангельск и Козельск (указом Д.А.Медведева)
- Назовите изображенные на слайде города-герои (Москва, Волгоград (Сталинград), Ленинград (Санкт-Петербург), Брестская крепость, Киев, Севастополь)
- О героической обороне какого советского города в 1942 году написала в своих поэмах Ольга Берггольц?( Ленинград)
- Этот Российский город-герой отважно защищался и в смутное время и от войск Наполеона, и в 1941 г. Назовите его. ( Смоленск)
- В истории Второй Мировой войны этот «хвойный» город Советского Союза стал первым городом откуда выгнали немцев. Назовите его. (Ельня)
- Какому событию посвящены фотографии? Его значение. (Тани Савичевой)
- Когда и по поводу какого события был произведен первый победный салют в Москве? (Первый победный салют в Москве прозвучал 5 августа 1943 года в честь освобождения Орла и Белгорода войсками Западного, Центрального, Воронежского, Брянского и Степного фронтов. )
Пятый раунд «Что такое ?»
1. «Дорога жизни», (единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывавшая в сентябре 1941 - марте 1943 блокадный Ленинград со страной, проходила через Ладожское озеро. В навигационные периоды перевозки по «Дороге жизни» производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах)
2. Печи дьявола»?
3. Холокост — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам
4. Хатынь — деревня (население 149 человек в 1943 году в Белоруссии. 22 марта 1943 года была уничтожена нацистскими войсками при участии коллаборационистов за то, что жители деревни якобы оказывали помощь партизанам. Все жители Хатыни были сожжены заживо.
Шестой раунд «Партизанское движение»
- Что такое партизанское движение? (вооруженная борьба против немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированных территориях).
- Кто руководил партизанскими отрядами? (Центральный штаб партизанского движения был создан 30 мая 1942 г., для руководства, координации, снабжения)
- Формы борьбы партизан? (Рейды по тылам противника, диверсии на коммуникациях, создание партизанских краев).
- С чем координировались действия партизан? (С наступательными операциями Красной Армии с весны 1943 года).
- Назовите наиболее известные командиры партизанских соединений? (С.А. Ковпак, А.Н. Сабуров, А.Ф. Федоров, П.П. Вершигора, Д.Н. Медведев).
Седьмой раунд « Кодовые операции» и планы»
Многие военные операции и планы известны под определенным кодовым названием, они разработаны как советским, так и гитлеровским командованием. Внимание вопросы.
1.Что такое план «Цитадель»? (План наступления гитлеровских войск в районе Курска).
2. Как назывался план немецкого командования по захвату Москвы? (Тайфун) 3. План «Багратион»? (операция Красной Армии по освобождению Белоруссии).
4.Что вам известно о «Рельсовой войне», «Концерте»?. (В августе и сентябре 1943 года по приказу Центрального штаба партизанского движения партизанами были проведены операции «Рельсовая война», «Концерт». В результате на длительное время были выведены из строя пути сообщения в тылу врага, что оказало существенную помощь советским войскам во время боёв под Курском, Орлом, Харьковом.)
5. Какое кодовое название носит операция, которая происходила с 30 декабря 1942 года по 2 февраля 1943 года, и в результате которой армия Паулюса была окружена и капитулировала? («Кольцо»)
6. План «Барбаросса»? ( план молниеносной войны гитлеровской Германии против СССР, утверждённой в 1940 г.)
7. План «Ост», ( План физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных « расово неполноценными).
8. Восточный Вал? (Оборонительные сооружения, построенные в 1943 г., о которых Гитлер говорил: « Скорее Днепр потечёт обратно, нежели русские преодолеют его».
9. Какая гитлеровская операция явилась дезинформацией для советского командования, и Сталин поверил этой информации? ( «Кремль», лето 1942г., о якобы готовящемся ударе на Москву)
Восьмой раунд «Вечная слава героям»
1. Татарский поэт, погибший в фашистских застенках, автор сборника «Моабитская тетрадь» (Муса Джалиль)
2. В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен (Австрия), в числе других заключённых (около 500 человек), был облит водой на морозе и погиб. Стал символом несгибаемой воли и стойкости.( Генерал- лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев)
3. Подвиг какого советского летчика отражен в книге Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке»? (Легендарный лётчик, Герой Советского Союза Алексей Маресьев)
4. Назовите героев войны – защитников Москвы. Расскажите о них (слайд 11). Если это задание вызовет затруднение, то предлагается назвать тех, кто изображен на следующих слайдах (слайды 12, 13, 14, 15).
(Зоя Космодемьянская. Первая женщина-Герой Великой Отечественной войны, участница партизанского движения Подмосковья, ее подвиг описывался неоднократно.
Иван Васильевич Панфилов. С июля 1941 г. командовал 316-й стрелковой дивизией на Северо-Западном и Западном фронтах. В оборонительных боях под Москвой в октябре - ноябре 1941 бойцы и командиры 316-й стрелковой дивизии под его командованием, удерживая рубеж обороны на Волоколамском направлении, проявили массовый героизм.
Виктор Талалихин. Военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, младший лейтенант, Герой Советского Союза. Сбил 6 самолётов, одним из первых применил ночной таран)
5. Когда был проведен Парад Победы? (24 июня 1945 года в ознаменование победы над фашистской Германией в Москве на Красной площади).
6. Кого называют Маршалом Победы? (Г.К. Жукова Георгий Константинович Жуков. Советский военачальник, Маршал Советского Союза, выдающийся полководец Великой Отечественной войны, с чьим именем связано большинство громких побед в войне).
Вопросы для болельщиков
- Назвать высший военный орден СССР (Орден Победы).
- Как называлась реактивная система, находившаяся во время войны на вооружении артиллерии Советской армии? (Катюша)
- Назовите крепость, ставшую символом несгибаемого мужества, стойкости и героизма советских воинов в первые дни войны? (Брестская крепость)
- Какой отечественный средний танк был признан лучшим в годы Великой Отечественной войны? (Т-34)
- Какой советский самолет в годы войны называли «летающим танком»? (Бронированный штурмовик Ил-2)
- Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (Блокада Ленинграда длилась 872 дня: начало блокады – 8 сентября 1941 г. окончательное снятие – 27 января 1944 г.)
- В честь каких выдающихся русских полководцев и флотоводцев XVIII-XIX вв. были
учреждены ордена в годы Великой Отечественной войны?(Полководцы: А. Суворов, М. Кутузов. Флотоводцы: П.С. Нахимов, Ф.Ф.Ушаков)
- Кто из советских летчиков в годы Великой Отечественной войны был трижды удостоен звания Героя Советского Союза? (Иван Никитич Кожедуб и Александр Иванович Покрышкин)
- Подвиг какого советского летчика отражен в книге Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке»? (Легендарный лётчик, Герой Советского Союза Алексей Маресьев)
- Сколько военных парадов прошло на Красной площади в Москве за время Великой Отечественной войны?( Во время Великой Отечественной войны парад проведен 7 ноября 1941 г. на Красной площади. 24 июня 1945 г., после разгрома Германии, состоялся Парад Победы.)
- Когда советские войска впервые вышли на государственную границу СССР? (26 марта соединения 27-й армии генерала С. Г. Трофименко первыми вышли на государственную границу СССР с Румынией.)
- Назовите фамилии советских воинов, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом в Берлине. ( Сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария)
- Когда были международные конференции глав держав СССР, Великобритании и США? ( 1943г., 1945г., 1945г..)
Подведение итогов брейн-ринга. Объявление победителей среди команд, среди зрителей. Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организации и проведения «Урока Мужества» посвященного 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.«Бессмертный подвиг Ленинграда»
Ленинград поразил мир своим мужеством. Он выстоял и победил. Он залечил раны и на развалинах построил новые дома и дворцы. Там, где, ощетинившись, стояли бронированные дзоты, широко раскинулись кварта...
Контрольная работа по истории по теме: Великая Отечественная война. 1941—1945 гг:
Письменная контрольная работа по теме: Великая Отечественая война. Два варианта с ответами....
Интеллект-карта по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 годов"
Интеллект-карта как способ визуализации материала на примере изучения на уроке истории темы "Великая Отечественная война"...
Интеллектуальная игра по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг."
Интеллектуальная игра по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг."Цели и задачи:совершенствовать знания обучающихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., защитниках Родины и их подвигах...
Конспект урока по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг."
Урок по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг"...
Презентация к мастер-классу "Не забывай те грозные года" (брейн-ринг для внеклассного мероприятия или урока повторения по теме "Великая Отечественная война 1941-1945"
Данная презентация предназначена служит дополнением к мастер-классу "Не забывай те грозные года"...
Историческая игра брей-ринг по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг."
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ100200300400500600ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ100200300400500600ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕСРАЖЕНИЯ100200300400500600ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЕФРОНТОВ100200300400500600БОЕВА...