Проверка знаний и умений школьников на уроках истории.
методическая разработка по истории по теме

Кукелева Ирина Анатольевна

Данная работа была подготовлена в целях повышения самообразования. Опыт работы 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proverka_znaniy_i_umeniy_v_obuchenii_istorii.doc125 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Проверка знаний и умений в обучении истории.

  Выполнила

Кукелева И.А. учитель истории и обществознания МОУ «Средняя школа №10» г. Петрозаводска

                             2009 г.

Содержание:

  1. Введение.
  2. Функции и виды диагностик для определения знаний учащихся.    
  3. Типы контроля знаний учащихся.
  1. Проверка знаний и умений школьников на собственных уроках истории.
  2. Заключение.

       6. Список литературы.

Введение

Учитель должен знать чему научил,

учащийся чему научился.

Е. Н. Ильин.

        

Важным условием оптимизации учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе усвоения знаний учащимися. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Проблемы проверки и оценки знаний и умений учащихся были актуальны во все времена. Сохраняют они свою актуальность и сегодня. В частности это связано с контролем на уроках истории. В наши дни контроль рассматривается многими исследователями как своеобразный «метод обучения», в частности так его определяет И.П. Подласый, принимая во внимание не только обучающую, но и воспитательную функции.

Основная цель данной работы состоит в обобщении знаний по заявленной проблеме, а так же анализе собственного опыта в вопросе проверки знаний и умений школьников на уроках истории.

Цель определяет основные задачи работы:

  1. Рассмотреть функции и виды диагностики.
  2. Обосновать выбор методов диагностики при учете индивидуальных и возрастных особенностей.
  3. Выделить наиболее часто употребляемые методы контроля знаний в своей практике.
  4. Подвести итоги и сделать выводы по заявленной проблеме.

Несмотря на наличие, достаточно большого числа работ по методике преподавания  истории и работ по проблемам проверки и оценки знаний учащихся, затронутая нами тема и сейчас не утратила своей актуальности. Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам

методики обучения истории и неоднократно рассматривались в методической литературе. Работы советских методистов и передовой опыт современных учителей-практиков убедительно показали многообразие функций проверки знаний.

          Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий. Проблема оценивания знаний достаточно актуальна, соответственно и выбор методов проведения контроля важен во всех аспектах. Диагностика знаний, уровень обученности детей проблема, которая требует особого отношения к себе потому, что в условиях современной системы образования важно оценить ребенка объективно, но это очень сложно сделать в рамках строгой пятибалльной системы.

Объект исследования: контроль знаний учащихся как один из факторов обучения истории.

Предмет: методика организации контроля знаний в процессе обучения истории.

Гипотеза исследования: при методически грамотной организации контроля знаний и умений учащихся достигается максимальная оптимизация учебного процесса.

Функции и виды диагностик для определения

 знаний учащихся

        Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе, знание и понимание функций контроля помогает учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта

        Диагностика познавательной деятельности учащихся включает пять функций:

- проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения.

- ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в  подготовке всего класса и каждого учащегося в отдельности и на  этой основе дать советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более жесткое методическое и организационное русло.

-  воспитательная функция обеспечивает установление отношения  к истории, влияющего на формирование его взглядов и убеждений.

-  методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правильно и объективно организовать контроль над процессом овладения историческими знаниями учащимися.

-  корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся, и собственные усилия по управлению ею.

Так же принято выделять виды диагностик:

     Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий.

     Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени. Иногда учителя оценивают учащихся и за изучение периодов истории.

Проводится в устной или письменной форме, часто по смешанному варианту: ответ на один вопрос -  устный, на второй – письменный. Широко используется тестирование. При наличии компьютерного класса используются контролирующие программы.

     Итоговый контроль  проводится в конце изучения курса истории с целью выявления, насколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания, соответствуют ли они их убеждения, насколько реальны в использовании исторического опыта в повседневной жизни.

Место оценки знаний. Главным выводом о деятельности учащегося на любом уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость и огорчение, благодарность учителю и обиду на него. Высокая итоговая оценка по дисциплине – это как награда, которой человек гордится и помнит всю жизнь.

Однако, нельзя допускать, чтобы культ оценки заслонял собой культ знаний.

Учитель всегда должен быть справедлив в выставлении оценки и убежден, что показанные учащимся знания соответствуют этой оценке. Но и только этого не достаточно. Учащийся не менее учителя должен быть убежден в объективности выставленной ему оценки. Если учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки, открыто заявляют, в том числе и учителю, что их знания оценены не справедливо, значит, учитель был не убедителен в контрольно проверочном общении с ними. Данная проблема стоит наиболее остро при работе с незнакомым классом.

Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) учащихся - как одного из главных компонентов качества образования - являются:

  • объективность,
  • систематичность,
  • наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или как часто говорят в последнее время - диагностических процедур, означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов.
     Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.
     Принцип наглядности (гласности) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.

Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.

Типы контроля знаний учащихся.

     Наиболее распространенный тип контроля на уроках истории это устный опрос, ему может быть посвящен как весь урок, так и его часть. Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей изучаемой теме или нескольким тема.

     Необходимо обратить внимание на организация и методика устного опроса.

При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых  организационно-методических моментов, обязательных во всех классах.

  1. Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом      виде.

Это – обязательное требование, выполнение которого необходимо для      того, чтобы учащиеся не отвлекались от коллективной работы класса;      подглядывание текста учебника в ходе опроса помешало бы правильно      оценивать ответы учащихся с места. В старших классах, где учащиеся нередко      доучивают урок во время опроса, указанное требование проводится с помощью      методических приемов. В случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по указанию учителя открывают учебник на нужной странице. Необходимую при опросе карту из альбома (приложение к учебнику) можно держать открытой

  1. Вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем      классом, мобилизуя, таким образом, знания и активность каждого.

После      небольшой паузы следует вызов ученика для развернутого ответа. В этом      случае ученику лучше подойти к учительскому столу (доске, карте, картине).      Ни в младших, ни в старших классах недопустимо превращать опрос в диалог      между отвечающим и учителем, вполголоса, без участия остальных школьников.  

  1.   Прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней      необходимости.

        Устный опрос проводится, как правило, на каждом занятии по материалу предшествующего урока. Наша задача заключается, прежде всего, в том, чтобы получить от учащегося небольшой, но связный рассказ с указанием даты и показом по карте. Планируя опрос, учитель расчленяет  содержание заданного урока на небольшие посильные для учащихся дозы рассказа, в зависимости от возраста. Успех ответа нередко во многом зависит от формулировки вопроса. Полезно отказаться от формулировок, которые могут озадачить детей. Важно, научить детей правильно строить рассказ для этого можно в 5-6 классах изготавливать карточки с планом для логически связанного ответа, дальше детям необходимо напоминать это в устной форме, но при необходимости можно вновь записать. (Приложение) Например, о войне нужно рассказывать в таком порядке: 1. Причины. 2. Характер войны. 3. Ход военных действий. 4. Итоги войны.

       Прекрасным вспомогательным средством для облегчения  и организации связного ответа является план ответа на доске. На наш взгляд эффективным является запись на доске фрагментов текста, благодаря которым дети также смогут построить связанный рассказ. Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений и навыков учащихся: умения рассказывать и планировать свой рассказ, вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его показом по карте, анализировать факты и делать выводы и обобщения, сопоставлять и сравнивать.

     Среди школьников встречаются и те, кто умеет бойко изложить материал почти «слово в слово» по учебнику. Им обязательно  надо поставить дополнительный вопрос на понимание изложенного. После ответа, необходимо кратко разобрать ответ учащегося. При постановке вопроса необходимо соблюдать некоторые основные правила: вопрос должен быть четко сформулирован, учащийся должен его не только правильно услышать, но и понять, он должен быть посилен конкретному учащемуся.

     Следующим достаточно распространенным типом контроля знаний является метод тестирования. Тестирование осуществляется во всех классах. С учетом изменения итогового контроля в выпускных классах в форме ЕГЭ данный тип контроля занимает особое место. Дифференциация тестов производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и владения учащимися данным видом учебы.

Тест – это:

- «метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития,

профессиональных наклонностей испытуемого с помощью стандартных схем и форм» (Н.И. Кондаков Логический словарь справочник)

-  «стандартное задание, применяемое с целью определения умственного

развития, специальных способностей, волевых качеств человека и других сторон его личности» (Словарь русского языка. – Т.4.)

-  «стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных

количественных  и некоторых качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами -  нормами теста» (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.)

Тестов издается много. Достаточно просто составить тест и самим. Изучение изданных исторических тестов позволило, выявить в них ряд содержательных и структурных недостатков:

     

  1. Большинство тестов несовершенно в том, что приводит      обучаемых лишь к показу «сухих знаний», но не объяснения факто, событий,      действий и поступков личности  и т.п.  
  2.  Велика вероятность  получения учащимся случайной отличной      оценки, так как выбор правильного ответа не широк – из 3-4 вариантов.  
  3. И без того узкая пятибалльная шкала оценок сокращается до      двухбалльной: учащийся за ответ по каждому вопросу получает или отлично      или неудовлетворительно.  
  4. Тестирование  предназначено для проверки реализации лишь      одной функции учебы, да и то не полностью – образовательной. Тесты не      решают вопрос выявления реализации методической функции (умение говорить,      доказывать, отстаивать),  практической (исследование исторического опыта в      современных условиях), не говоря уже о воспитательной функции.  

 И, тем не менее, тестирование необходимо, особенно на уроках истории.

Целесообразнее всего использовать тестирование в следующих ситуациях:

  1. Тестирование с целью текущего контроля за приобретением      знаний учащимися. Проводится по результатам изучения очередной темы или      раздела курса.  
  2. Тестирование с  целью контроля за динамикой усвоения знаний учащимися по сквозным тема, охватывающим века, периоды и т.д.  
  3. Тестирование перед групповыми занятиями, особенно такими      как семинар-исследование, семинар с элементами дискуссии, семинар «за      круглым столом» и т.п.
  4.  Тестирование с целью выявления уровня знаний,      приобретенных учащимися на лекции (осуществляется сразу после лекции в      конце урока).  
  5. Тестирование в больших классах, где опросить каждого по      одному разу даже в течении месяца не всегда представляется возможным.

Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:

- длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса истории);

- периодичность (на каждом занятии, по изучении каждой темы, каждого раздела

и т.д.);

-  комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто- событийных, хронологических, синхронических).

Проблемой разработки тестов занимается достаточно большое количество исследователей. Авторы рекомендуют следующую организацию

тестирования:

1. Итоговое тестирование. Проводиться на итоговом занятии дата которого должна быть известна заранее

2. Тестирование в ходе обучения.

 (Бородина О.И., Щербакова О.М. Тесты по истории России: XIX век. М.: - 1996)

Подход  Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой предполагает использовать тест при отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью выявления:

  1. хронологических знаний  
  2. картографических знаний и умений  
  3. знания главных и неглавных исторических фактов  
  4. теоретических исторических знаний.

         В.П. Беспалько, подведя классификацию учебной деятельности к 5 уровням (понимание, узнавание, воспроизведение, применений, творчество),

соответственно предлагает тесты с вопросами 5 уровней сложности.

В школах с гуманитарным уклоном тесты могут носить более сложный по структуре и содержанию характер. Такой тип тестов поднимет познавательную деятельность учащихся на более высокую ступень, а сам процесс работы с тестами будет более интересным и осмысленным.

         Не смотря на то какой тест используется при проверке знаний детей по истории необходимо чтобы они отвечали ряду критериев:

        Во-первых, нормирование тестирования. Оно включает объем знаний, уместность знаний, значимость знаний и т.п.

        Во-вторых, полезность теста. Это значит, что тестирование проводится не ради тестирования, а для быстрого по времени и глубокого по содержанию выявления знаний учащихся.

        В-третьих, экономичность теста. Обработка теста не должна требовать больших затрат времени.

        В-четвертых, соответствие теста педагогическим задачам. Тесты используются в основном для проверки знаний изолированных фактов. Понимание взаимосвязи между ними тесты не обеспечивают.

             Контрольная работа носит письменный характер. Используется достаточно часто и может содержать в себе различные задания. При выделении времени на контрольную работу учитываются объем выносимых на нее вопросов, цели работы и способы ее проведения.

        Первый способ – учитель предлагает изложить письменно определенную тему по одному или нескольким вариантам без использования, каких бы то ни было источников.  Способ  обеспечивает выявление закрепившихся в памяти знаний учащихся.

        Второй способ -   учитель предлагает изложить письменно конкретную тему по одному или нескольким вариантам с использованием за ранее подобранных самими учащимися источников.  На основе этого способа проводятся уроки по решению проблемных задач.

             Уроки решения кроссвордов, заполнения контурных карт.  Решение одного кроссворда может занять весь урок. Отдельные учителя практикуют не только изданные кроссворды, но и составленные ими самими, а также наиболее сильными учащимися. Заполнение контурных карт, как правило, является частью урока, если же урок носит характер повторения значительного объема изученного материала и учащимся предстоит заполнить несколько контурных карт, этому виду работы может

быть посвящен весь урок.

             Опрос  с помощью карточек – своеобразная форма «немого» отчета в знаниях. Например, учитель задает вопрос о  военном состязании рыцарей, учащиеся вынимают из конверта словарную карточку с надписью «турнир» и молча показывают ее учителю. Если учитель хочет проверить знания учениками слов, связанных с содержанием текущего задания, то с этого он может начать опрос. Если же учитель хочет проверить знание терминов из ряда тем в разнобой, то лучше такую проверку-закрепление провести в конце урока, в оставшиеся 2-3 минуты.

             Викторина.  Данный термин означает «игры в ответы на вопросы (устные или письменные)  из разных областей знания» (словарь  русского языка.) Для викторин подбираются наиболее интересные, любопытные, неоднозначные, противоречивые вопросы. На таких занятиях можно привнести дух состязательности, разбив класс на команды. Продуктивны игры, когда в них

участвуют одновременно 2 класса (2 команды).

         Зачет достаточно распространенная форма контроля, сочетающая в себе различные задания. Проводится как итог четверти либо как заключительный этап изучения темы.

        Разнообразие типов, форм и видов уроков способствует, во-первых, развитию у учащихся интереса к истории, во-вторых, более эффективному и качественному проведению занятий, что приводит к более глубокому изучению отечественной и зарубежной истории до уровня ее осознанного восприятия. Для наиболее продуктивной работы необходимо сочетать все виды контроля.

        При использовании различных видов контроля учителю необходимо ориентироваться на возраст и индивидуальные  особенности учащихся. В первую очередь необходимо ориентироваться на класс и в целом его подготовку по пройденной теме, не стоит давать задания, которые будут не по силам большей части детей, логичнее самые трудные задания при итоговом контроле пометить звездочкой. Обязательно необходимо предупредить детей, что данные занятия будут повышенной сложности. Также каждый вид контроля должен быть ориентирован на возраст учащихся. Соблюдение подобных не сложных правил позволит проводить контроль знаний и умений школьников более эффективно как для учителя, так и для детей.

Проверка знаний и умений школьников на собственных уроках истории.

Активизация учебной деятельности

достигается различными формами контроля

и их правильным сочетанием.

Ю. К. Бабанский.

В собственной практике на уроках истории предпочитаю использовать не только классические формы контроля знаний, но и современные. К современным формам контроля отношу работы старшеклассников, а именно составление презентаций, написание эссе по заданной теме, а так же развернутые письменные ответы на проблемные вопросы.

Начиная с 5 класса, успешно провожу контроль знаний в форме карточек с вопросами и определениями стараюсь использовать их каждый урок по 3-4 штуки. По возможности, в соответствии с темой урока, для активизации познавательной деятельности учащихся, контролирую знания в форме различных интересных заданий, например, восстановление событий в хронологической последовательности, составление кроссвордов, ответы на вопросы заданные в стихотворной форме, составление рассказа по картине и по ситуации.

Также, считаю необходимым отметить, что достаточно эффективным для проверки, а также закрепления знаний является использование тетрадей, которые выпускаются в соответствии с учебником.

        Удачной формой контроля знаний учащихся является поиск исторических ошибок, намеренно вставленных в небольшие рассказы. Тексты с ошибками – мало изученная и мало используемая форма контроля. Они являются не только одной из форм опроса учеников, но и удобным источником дополнительной информации по различным темам, а так, же могут послужить примером для домашнего сочинения. Кроме того, при выполнении заданий этого типа у учащихся вырабатывается навык сравнительного анализа. При работе без учебника проверяются знания фактического материала. Работая над текстами, школьники привыкают отличать правдоподобные сведения от грубых заблуждений.

        Достаточно сложным заданием для учеников является вставка пропущенных слов в текст. Чаще всего дети знают исторические термины, но не правильно их употребляют в речи, подобные текст помогают составлять связанный рассказ.

Практиковала на своих уроках такую форму контроля, как исторический диктант. Исторический диктант - форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью исторических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся: знание дат, имен, терминологии и т.д.

        Лабораторная работа достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с текстом учебника ребята переходят к работе с реальными историческими документами. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как исторический диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.

        Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать исторические задачи, потом выполнить работу с документом, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность исторического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать от него часть успевающих учеников.

Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это объясняется стремлением учителей уложиться в отведенный для контроля урок или два. Так как зачет является наиболее длительной формой контроля, то в практике учителей наблюдается проведение зачета с помощью ассистентов, наиболее успевающих учеников класса или выпускников, а также с помощью магнитофона, когда часть учеников отвечает, наговаривая на магнитофон. Зачет ценен тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику. Поэтому зачет надо проводить в его традиционной форме, как беседа учителя и ученика. Однако, несмотря на разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета по теме:

- на зачет отводится не более 2 уроков;

- подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в начале изучения темы сообщает дату проведения зачета и перечень теоретических вопросов, которые войдут в билеты;

- теоретических вопросов должно быть не более 20;

- принимая во внимание сложность такой формы контроля, рекомендуется проведение зачетов только в старших, 10-11 классах.

Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения, определяется ее целями. Как было установлено, основная цель проверки, как для учащихся, так и для учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая. Естественно предположить, что контроль нужен на разных этапах обучения и на разном уровне обученности.

Учителю необходимо установить, какая форма контроля подходит для текущего контроля, а какая - для итогового. Это можно сделать, учитывая время, которое занимает та или иная форма, а также количество материала, которое она позволяет проверить.

Многообразие видов и форм контроля дает учителю возможность творчески подходить к его организации. Однако, учитель должен знать особенности различных видов, форм контроля, чтобы методически грамотно организовать данный вид учебной деятельности, создавая условия для повышения качества знаний, умений и навыков учащихся по предмету.

Известные методы диагностирования успеваемости учащихся имеют определённые недостатки. Рассмотрим некоторые из них.

1) Могут возникать трудности, связанные с особенностями преподавательской работы:

- довольно часто проявляются несовпадения требований разных преподавателей, отличия в их уровне строгости при оценке одного и того же ответа;

- при организации текущих проверок знаний большого числа учащихся, когда оценивание проводится, главным образом, лишь по формальным критериям, наблюдается загруженность учителя малотворческой работой, связанной с большим объёмом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени;

- возможная не беспристрастность учителя (по психологическим и иным причинам) к оценке ответов некоторых учащихся;

- иногда оценки, выставляемые учащимся, оказываются недостоверными из-за опасения учителя, что они будут использованы для оценивания работы самого учителя.

2) Трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний. Такие, как отсутствие чётко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки.

3) Трудности, связанные с учащимися: использование «шпаргалок, списывание, взаимопомощь» на уроке, что искажает достоверность оценки знаний учащихся и мешает учителю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.

4) Отсутствие объективных критериев оценки и эффективных механизмов сравнения результатов обучения по данной дисциплине в разных школах, что особенно актуально для выработки верной стратегии обучения учащихся. Принятая, преимущественно, методика приёма экзаменов по 3-4 вопросам в билете не позволяет оценить полноту освоения материала и провоцирует списывание.

Вообще, считаю, что проверка знаний есть форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации знаний учащихся. Не уйдет никогда в прошлое устный ответ учащегося, слушая отвечающего товарища,  они вместе с тем как бы вновь повторяют то, что выучили сами накануне. И чем лучше организована проверка, тем больше условий для такого закрепления.

Заключение

 В результате исследования рассмотрена его цель и решен ряд задач, так же поставленная гипотеза нашла свое обоснование.

Таким образом, таким образом необходимо отметить следующие выводы. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - неотъемлемая часть педагогической работы учителя, важный фактор улучшения качества обучения. Контроль усвоения знаний дает возможность планировать деятельность преподавателя, дифференцировать проверку, осуществлять систематический контроль, совмещать контроль усвоения знаний слабоуспевающих с ликвидацией пробелов в их знаниях. Он должен проводиться в соответствии с методическими требованиями.

Разнообразие методов, форм контроля позволяет более точно и качественно оценивать знания учащихся.

В соответствии с требованиями программы, учителю необходимо ориентировать преподавание, контроль и оценку на достижение высоких конечных результатов во всех видах учебной деятельности. Особое значение должно придаваться освоению специальных умений, отражающих особенности учебного предмета, развитию умственных способностей учащихся, формированию навыка самостоятельно учится, работать с различными источниками информации, рационально организовывать свое рабочее время.

Значение проверки результатов обучения во много раз возрастает, когда она является проверкой не только выполнения домашних заданий, но и учебной деятельности школьников на уроке: их внимания, активности, добросовестности, правильности выполнения упражнений. Прежде всего, проверке подлежат приобретенные в обучении знания, умения и развитие учащихся. Важно проверять не только объем усваиваемого учащимися исторического материала, но также прочность, осознанность и оперативность знаний, то есть способность учащихся их применять при решении разного рода познавательных и других практических задач. Мало проверить, помнит ли ученик обобщающий вывод, необходимо выяснить, может ли он этот вывод обосновать и доказать.

Только регулярная проверка выполнения школьниками требований учителя придает им действенность. Учащиеся в том случае продумывают помещенные в учебниках истории вопросы, если учитель требует отвечать на них; готовят связный рассказ по заданному материалу, если учитель требует от них не только ответов на отдельные вопросы, но и развернутого изложения материала.

Не только учителю, но и самим учащимся результаты, полученные в процессе контроля, позволяют увидеть и оценить их рост в процессе обучения, правильность и добросовестность их отношения к своим учебным обязанностям. Значение контроля особенно возрастает, если учитель отмечает продвижение ученика вперед: лучшее, чем раньше, построение им ответа, прогресс в овладении картой, в развитой речи, более серьезное, чем раньше, отношение к учению и пр.

Проверка воспитательных результатов обучения истории имеет не меньшее значение, чем проверка знаний и умений. Основное заключается в выявлении того, как и в какой мере знания по истории превращаются в убеждения, воспитывают чувства учащихся и способствуют формированию у них материалистического мировоззрения.

Контроль результатов обучения истории и учебной деятельности учащихся является ключом к оценке и дальнейшему усовершенствованию всего процесса обучения предмету. Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что при методически грамотной организации контроля знаний и умений учащихся достигается максимальная оптимизация учебного процесса.

Список литературы.

1.        Бородина О.И., Щербакова О.М. Тесты по истории России: XIX век. М.: - 1996

2.      Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М.:1972

3.      Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе.

4.      Кондаков Н.И. Логический словарь справочник

5.      Коровкина Ф.П. и Запорожец  Н.И. Методика обучения истории ревнего мира и средних веков в 5-6 классах. М.: 1970

6.      Короткова М. В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. М: 2000        

7.     И.П. Подласый. Педагогика. М.: Владос, 1997

8.      Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. М.:2002

9.      Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.:2000


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии.

Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для эк...

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках географии

В статье освещаются традиционные и нетрадиционные способы контроля знаний учащихся на уроках географии...

Педагогический подход к проверке знаний и умений учащихся на уроках химии

Проверка знаний по дидактическим признакам подразделяется на предварительную, текущую, периодическую и заключительную. По методам – на устную, письменную и экспериментальную (практическую) прове...

Пример обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны.

Данный матермал является примером обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на личном примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны....

Итоговая атестационная работа по биологии "Методика проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии"

В данной работе раскрыты методы, формы и виды контроля на уроках биологии....

Применение различных форм проверки знаний и умений учащихся на уроке математики

Презентация - отчет по теме самообразования "Применение различных форм проверки знаний и умений учащихся на уроке математики"....

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии

Дети, которые завтра будут определять будущее нашей страны, должны сегодня осознавать взаимосвязь явлений и процессов природы, последствия воздействия антропогенного фактора, учиться мыслить глобально...