Педагогический подход к проверке знаний и умений учащихся на уроках химии
методическая разработка по химии на тему
Проверка знаний по дидактическим признакам подразделяется на предварительную, текущую, периодическую и заключительную. По методам – на устную, письменную и экспериментальную (практическую) проверку.
Система проверки требует всех четырех ее видов: предварительной, текущей, периодической и заключительной.
Цель предварительной проверки – выяснение уровня знаний, умений и навыков, необходимых для восприятия нового материала. Предварительная проверка проводится на первых уроках учебного года или перед изучением новой темы, а также в начале урока. Данные ее дают учителю представления о знаниях и помогают своевременно организовать консультации и дополнительные занятия. Все вопросы для предварительной проверки знаний учащихся должны соответствовать школьной программе и не быть труднее тех , которые учитель в конце года или при изучении ранее пройденной темы.
Цель текущей проверки по химии- индивидуальная проверка знаний, умений и навыков по химии, проводимая учителем в процессе повседневной работы. Данные текущей проверки позволяют систематически следить за подготовкой учащихся. Учитель, не располагающий данными текущей проверки, не может правильно руководить школьной работой и правильно вести преподавание.
Для предварительной и текущей проверки результатов обучения учитель использует разные методы: индивидуальный и фронтальный устный опрос, письменные контрольные работы, контрольные практические занятия, текущие наблюдения, проверку письменных домашних заданий, тетрадей, домашних практических работ, а также отчеты по итогам экскурсий и просмотра видеофильмов. Каждый из методов дает возможность проверить только определенные стороны знаний, умений и навыков учащихся, поэтому при проверке необходимо использовать разные методы.
Периодическая проверка успеваемости учащихся по химии с учетом результатов текущей проверки проводится за определенный промежуток времени в конце четверти или полугодия или после изучения темы или раздела программы. Периодическая проверка проводится в виде обобщающих уроков, письменных или практических итоговых работ.
В старших классах средней школы при периодической проверке также используют зачеты. При проведении зачетов не обязательно спрашивать всех учащихся, а проверять знания только тех школьников, результаты успеваемости которых не выяснены полностью при текущей проверке.
Заключительная проверка осуществляется на экзамене в 11 классе.
Подготовка к проверке знаний, умений и навыков по химии.
Проверка знаний, умений и навыков- составная часть учебного процесса, следовательно, подготовка учителя к учебным занятиям должна включать подготовку к проведению проверки знаний. Составляя годовые планы по химии, учитель не только планирует время на изучение нового материала, но и указывает, когда будут проводиться контрольные работы и практические занятия, и планирует время проведения обобщающих уроков, семинаров, зачетов.
Наличие общего плана по теме, где предусмотрены не только разделы, но и формы проверки знаний, позволяет учителю уже детализировать подготовку. В плане конспектов уроков учителю необходимо отметить, о чем надо спрашивать, также указать форму и приемы опроса, с помощью которых с наименьшей затратой времени можно будет на данном этапе разрешить все задачи проверки. В поурочных планах учитель должен наметить вопросы, по которым необходимо спрашивать ученика, и перечислить, какие навыки необходимо проверить. Особого внимания заслуживает опыт некоторых учителей химии, которые в порядке подготовки к учебным занятиям производят тщательный анализ учебного материала.
На основе анализа школьной программы учителя уточняют, что должны они приобрести в результате учебной работы по той или иной теме, что проверить и закрепить из ранее изученного материала. При такой подготовке выявляется главное и существенное из того, что должно быть усвоено учащимися.
ПРИМЕР: подготовка по теме: "АЗОТ и ФОСФОР".
Учитель записывает в тетрадь, что должны знать учащиеся:
характеристику элементов главной подгруппы V группы и состояние электронов в атомах.
Формы водородных соединений, оксидов, гидроксидов.
Зависимость свойств гидроксидов от заряда и радиуса ионов.
Степени окисления азота.
Структурную и электронную формулы молекулы аммиака.
Виды химических связей в молекуле аммиака.
Физические свойства аммиака.
Химические свойства аммиака аммиака: горение его в кислороде, каталитическое окисление, взаимодействие с водой.
Получение аммиака в лаборатории.
Применение аммиака.
Какие молекулы и ионы находятся в водном растворе аммиака.
Формулы солей аммония, их физические и химические свойства.
Получение солей аммония.
Диссоциация солей аммония.
Условия взаимодействия азота с кислородом.
Характеристику оксида азота ( II ) и оксида азота ( IV ).
Изменение свойств оксидов в связи с соотношением количества атомов в молекулах этих соединений.
Молекулярную, структурную и электронную формулы азотной кислоты, разложение ее на свету и при нагревании, взаимодействии концентрированной и разбавленной азотной кислоты с медью и другими металлами, находящимися в электрохимическом ряду напряжений правее водорода.
Пассивность алюминия по отношению к азотной кислоте.
Получение азотной кислоты в лаборатории.
Применение азотной кислоты.
Молекулярные формулы солей азотной кислоты.
Степень окисления азота в солях азотной кислоты.
Применение солей азотной кислоты в зависимости от их свойств.
Производство азотной кислоты.
Химические реакции, лежащие в основе производства азотной кислоты, главные стадии производства, типичные аппараты, общие принципы химического производства, используемые при производстве азотной кислоты.
Азот в природе.
Зависимость аллотропических видоизменений фосфора от строения кристаллической решетки простого вещества.
Степени окисления фосфора.
Оксид фосфора ( V ), молекулярную и электронную формулы фосфорных кислот.
Номенклатуру солей фосфорной кислоты.
Растворимость солей фосфорной кислоты.
Применение солей фосфорной кислоты в зависимости от свойств
Реактив на ион ………. .
Фосфор в природе.
Применение соединений фосфора.
Общая характеристика элементов подгруппы азота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии.
Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для эк...
Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках географии
В статье освещаются традиционные и нетрадиционные способы контроля знаний учащихся на уроках географии...
Тесты для проверки знаний и умений учащихся 11-х классов по праву (профильный уровень) по итогам 1 полугодия
Материалы тестовых заданий выбраны из различных пособий и сборников в соответствии с календарно-тематитческим планированием за 1 учебное полугодие. Первоисточники: материалы для подготовки...
Пример обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны.
Данный матермал является примером обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на личном примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны....
Итоговая атестационная работа по биологии "Методика проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии"
В данной работе раскрыты методы, формы и виды контроля на уроках биологии....
Применение различных форм проверки знаний и умений учащихся на уроке математики
Презентация - отчет по теме самообразования "Применение различных форм проверки знаний и умений учащихся на уроке математики"....
Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии
Дети, которые завтра будут определять будущее нашей страны, должны сегодня осознавать взаимосвязь явлений и процессов природы, последствия воздействия антропогенного фактора, учиться мыслить глобально...