Рабочая программа по истории древнего мира
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) по теме

    Рабочая  программа  по  истории   в 5 классе  составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,  Сборника нормативных документов История / составитель Э.Д Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е издание, Москва «Дрофа» 2008г., /  и авторской  программы  А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира»,    издательство «Просвещение», Москва  2007 г.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_drev.mira_.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Рабочая  программа  по  истории   в 5 классе  составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,  Сборника нормативных документов История / составитель Э.Д Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е издание, Москва «Дрофа» 2008г., /  и авторской  программы  А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира»,    издательство «Просвещение», Москва  2007 г.    

   Количество часов на изучение курса  - 68 час.  Региональный  компонент изучается  после изучения темы «Древний мир».

Учебники и учебные пособия:

История Древнего мира: под редакцией Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. М.:Просвещение, 2010.

Учебное электронное издание «История Древнего мира»

Всеобщая история. Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2007

Годер Г.И. Истоия Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС (количество томов:2).

Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.-3-е издание к учебному комплекту А.А.Вигасина, Г.И.Годера.. М., «ВАКО», 2011 г.

Дополнительная литература

Н. Кун « Мифы и легенды древней Греции»

З. А. Камышов, К.А. Камышова «300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира»

Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования на базовом уровне по истории, ФБУПа (2008 г.).

Методическое пособие по истории Древнего мира.: 5 класс.: Пособие для учителя/ Г.И.Годер.-М.: Просвещение, 2005

Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс: тесты, кроссворды, логические задания: методическое пособие с электронным приложением/ О.А.Мартьянова.-М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2009

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 5 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.  В цели курса входят:  осветить взаимодействие человека с окружающей средой, экономическое развитие древних обществ,  формы социального и политического строя; показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роли в истории и культуре;  охарактеризовать становление идей и институтов, понимание необходимо современному человеку и гражданину;  раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.   Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории Древнего мира.

 Актуальность. Историческое образование на ступени основного общего образования  способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. В курс изучения истории включены уроки решения учебной задачи (технология развивающего обучения).

Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).

2.Цели изучения курса

В цели курса входит:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая   форма   правления,   законы,   демократия,   республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Задачи курса:

развивать  умения  работы с книгой, различными источниками информации, в т.ч. с историческими документами,  с картографическим материалом;

формировать  навыки пересказа материала учебника;

формировать умения пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат  исторических событий;

формировать представления о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

формирование правовой культуры школьников;

формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);

развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;

формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;

 развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

КОМПЕТЕНЦИИ

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;

умения  раскрыть содержание иллюстрации

ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

  • умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;

  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

  • умения спорить и отстаивать свои взгляды;

  • умения анализировать исторический источник;

  • умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

  • умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

 

3. Структура курса

Модуль (ГЛАВА)

ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1.

Введение. Жизнь первобытных людей.

2+4

2.

Древний Восток.

19

3.

Древняя Греция.

20

4.

Древний Рим.

19

5.

Итоговое повторение

2+2

Итого:

68

4. Контроль реализации программы

а) Стартовый контроль (результаты  уровня обученности) – 2-я неделя

б) Текущий контроль – после изучения большой темы

в) Итоговый контроль – в конце года: итоговый тест

Основные понятия  и термины для изучения

в курсе истории Древнего мира

История, всемирная история, история Древнего мира, исторический источник, археология, этнография, столетие, век, тысячелетие, от Рождества Христова, наша эра.

Тема:Первобытные собиратели и охотники

Собирательство, орудие труда, «человек разумный» родовая община, рубило, копьё, гарпун, мамонт,религиозные  верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни

Тема:  Первобытные земледельцы и скотоводы

Земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина,  совет старейшин, идол, боги, ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб.

Тема:  Древний Египет

Государство, царь, казна , папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон,

вельможа, писец, налог, шадуф, амулет, гробница, благовония,  бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско, храм, жрецы, мумия, саркофаг, пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет, иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия

    Тема:  Западная Азия древности

Города-государства, клинопись, закон, ростовщик, колония, алфавит, кочевники, единобожие, заповеди, скрижали, завет, филистимляне, таран, держава, Ниневия

Тема:  Индия и Китай  в древности

     Джунгли, хлопчатник, сахарный тростник, каста, брахманы, отшельник, шахматы, дракон, бамбук, иероглифы, гунны, бойница, компас, шелк, бумага

   Тема:  Древнейшая Греция

Лабиринт, фреска, Микены, Троя, мифы о Троянской войне,Гомер, Гектор, Приам, Ахиллес, Агамемнон, Патрокл, Гефест,Итака, циклоп, Посейдон, Алкиной, сирена, сатир, нимфа

   Тема:   Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Полис, демос, ареопаг, архонты, демократия, граждане. Драхма, Народное собрание,

илоты, лаконичная речь,  пираты, скифы, мрамор, хитон, гиматий,  атлет, пятиборье, ипподром,  стратег, фаланга, триера

   Тема:  Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии

Верфь, переселенцы, пошлина, вольноотпущенник, Совет пятисот, керамика, пифос, амфора, портик, фронтон, кариатиды, педагог, стиль, палестра, гимнасия, красноречие,  театр, сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия,  оратор, бобы

   Тема:   Македонские завоевания в IV в. до н.э.

Междоусобные войны, осадная башня, филиппика,  маяк, музы, геометрия

       Тема :   Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Латины, этруски, весталка. Ликтор, патриций, плебей ,сенат,  республика, монархия, консул, галлы, право вето, народный трибун,  легион

Тема : Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Пунические войны, триумф, император, провинция, имение, амфитеатр, гладиатор

Тема :  Гражданские войны в Риме

Гражданская война,  восстание, ветеран, диктатор, диктатура, преторианцы, завещание, империя

Тема:   Римская империя в первые века нашей эры

Даки, христианство, апостолы, евангелие, Страшный суд, колоны, «рабы с хижинами»,  триумфальная арка, купол, термы

Тема:    Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Варвары, епископ, церковь, папа, германцы, венеды, готы, вандалы, античная культура

Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе

Знать/Понимать:

Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);

Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации

результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;

представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.

Уметь:

Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы, уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;

Оперировать историческими понятиями и датами.

Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности

Владеть компетенциями:

- информационно-поисковой;

- учебно-познавательной;

- коммуникативной;

- рефлексивной;

- смыслопоисковой.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Тип урока

Основное содержание урока

Основные понятия, термины

Источники информации

Д /з

1

Вводный урок.

Что изучает история древнего мира.

Вводная беседа. Работа с оглавлением и введением

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов, Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках Знакомство с учебно-методическим комплексом.

Археология, история, исторический источник

Учебник:  введение

Введение

2

Счет лет в истории (1ч)

Изучение нового материала

Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет).  

Год, век, тысячелетие

ГИ.Годер М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

Глава 3, вопросы 1-8 к главе

3

Древнейшие люди . Родовые общины охотников и собирателей

Комбиниро-ванный урок

(Урок решения УЗ)

УЗ: Почему в ледниковый период многие животные погибли, а человек остался жив?

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем. Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей.  

первобытные люди

собирательство человек разумный, родовая община

Г.И.Годер М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Л.Л.Кочергина «История древнего мира», Хрестоматия

§ 1, § 2

4

Возникновение искусства и религиозных верований

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.  

колдовской обряд, «душа», «страна мертвых»

религия

Г.И.Годер М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§  3

5

Возникновение земледелия и скотоводства. Памятники первобытной эпохи на территории нашего края.

Урок решения УЗ.

УЗ: Почему от охоты и собирательства люди перешли к земледелию и скотоводству?

Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.     Родовые общины земледельцев и скотоводов. Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов.

Производящее хоз-во,  старейшина, племя, совет старейшин, вождь племени, дух, идол, молитва, жертва, ремесло

Г.И.Годер М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 4

6

Появление неравенства и знати

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные).

Знать, раб, царь, соседская община

ГИ.Годер «М.П»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 5

Древний Восток (19 час.)

Древний Египет (6 часов)

7

Государство на берегах Нила

Изучение нового материала.

Урок решения УЗ.

УЗ: Почему правитель Египта (фараон) почитался своими подданными как живой бог?

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие.  

Дельта

Дамбы каналы

ГИ.Годер М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 6,  учить наизусть хвалебную песню Нилу и Солнцу

8

Население и его занятия

Комбиниро-ванный

Жители Египта. Жизнь  и труд простых земледельцев и ремесленников. Сбор налогов. Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Шадуф, фараон

Крестьяне ремесленники

ГИ.Годер М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§7,  рассказ от имени земледель-ца, как прошел его день

9

Жизнь египетского вельможи

Комбиниро-ванный

О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож.

вельможи

ГИ.Годер М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 8, вопросы к § 8

10

Военные походы фараонов

Комбиниро-ванный

Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Колесницы, лучники, копейщики

пехота

ГИ.Годер М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 9, вопросы и задания к нему

11

Религия древних египтян

Комбиниро-ванный

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона.  

Храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг

ГИ.Годер М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 10

12

Школа, литература и наука в Древнем Египте

Комбиниро-ванный

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых».   .        

Скульптура статуя, рельеф, роспись, скульптурный портрет Архи-тектура Иероглиф, папирус,

свиток

ГИ.Годер «М.П»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 11, сооб-щение о раскопках гробницы Тутанхамона, § 12

Древние государства Передней Азии (7 час.)

13

Государства древнего Междуречья

Изучение нового материала

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук.   Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Двуречье  

клинопись

ГИ.Годер «М.П»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 13, пересказ текстов «Сказание о Гильга-меше», «Миф о потопе».

14

Древнее Вавилонское царство

Комбиниро-ванный

Урок решения УЗ.

УЗ: Почему появляются законы?

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом.  

Закон, ростовщик

аренда

ГИ.Годер «М.П»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 14, задания к нему.

15

Финикия

Комбиниро-ванный

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.  

Колонии

Финикия

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 15, вопросы и задания к нему.

16

Библейские сказания

Комбиниро-ванный

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские ми-фы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях.

Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, древние евреи

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 16, пересказ мифов.

17

Израильское и Иудейское царства

Комбиниро-ванный

Сказания о войнах за обладание Палестиной. Предания о первых царях. Правление Соломона.

Иерихон  

Храм Соломона

ГИ.Годер М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 17, вопросы и задания к нему.

18

Ассирийская держава

Комбиниро-ванный

Урок решения УЗ. УЗ: Почему ассирийцы создали сильную державу, которую называли «государством воинов»?

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Держава, Ассирия

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 18, вопросы и задания к нему.

19

Нововавилонское царство и Персидская держава

Комбиниро-ванный

Урок решения УЗ. УЗ: Почему Персидская держава просуществовала дольше, чем Ассирийская?

Три царства в Западной Азии: Нововавилонс-кое, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Ми-дии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Сос-тав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Сатрапии, персы

Г.И.Годер  «МП»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 19, пересказ текста «Библейская легенда о пире Валтасара»

Древние Индия и Китай (5 часов)

20

Природа и люди Древней Индии

Изучение нового материала

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древней-шие города. Сельское хозяйство. Выращивание ри-са, хлопчатника, сахарного тростника.

Индия,

Ганг, Инд, Гималаи

Г.И.Годер «М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 20 (п.1-3), пересказ текста «Рамаяна»

21

Религиозные верования, легенды и сказания Древней Индии

Изучение нового материала

Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме.

Боги Индии

Г.И.Годер «М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 20 (п.4,5), пересказ текста «Рамаяна»

22

Индийские касты

Комбиниро-ванный Урок решения УЗ. УЗ: Почему одних людей в Индии считали великими божествами, а других сравнивали с грязью?

Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Касты, брахманы, буддизм

Будда Ашока

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 21,

23

Природа и люди Древнего Китая. Религиозо-философские учеия

Комбиниро-ванный

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость -в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги.

Конфуцианство, Янцзы, Хуанхе, Китай

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 22, «Как должны вести себя учтивые китайцы». Письменно

24

Объединение Китая. Культура древних Индии и Китая

Комбиниро-ванный

Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской сте-ны. Деспотизм властелина Китая. Возмущение на-рода.Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.  

Гунны, Великая Китайская стена

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 23, вопросы и задания к нему.

25

Повторительно-обобщающий урок «Культурное наследие древневосточных цивилизаций»

Повторитель

но-обобщаю - щий

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Все изученные термины по теме

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

Древняя Греция. Эллинизм (20 часов)

26

Природа и население Древней Греции. Крит и Микены

Изучение нового материала

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар). Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Греция Ахейцы

Дорийцы Троя

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 24, составить описание рисунка «Начало извержения вулкана на острове Фера», п.25

27

Поэма Гомера «Илиада» как памятник культуры и исторический источник

Комбинированный

Гомер и его поэмы, Мифы о первых девяти годах осады Трои, Содержание «Илиады». Мифы о гибели Трои.

Гомер

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 26, вопросы и задания к нему.

28

Поэма Гомера «Одиссея» как памятник культуры

Комбинированный

Содержание поэмы «Одиссея»  

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 27, вопросы и задания к нему.

29

Древнегреческие города-государства

Комбиниро-ванный

Местоположение и природные условия Аттики. Не-благоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управ-ления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бед-ственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Полис, демос, аристократ рабство

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 29, пересказ текстов.

30

Религия древних греков

Комбинированный

Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).  

пантеон

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 28, вопросы и задания к нему. Миф о Геракле.

31

Зарождение  демократии в Афинах

Комбинированный

Урок решения УЗ. УЗ: Почему в Афинах народ начал участвовать в управлении государством?

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда.

Гражданин, демократия

реформы

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 30, вопросы и задания к нему.

32

Древняя Спарта

Комбинированный

Местоположение Лаконии. Спартанский полис. Заво-евание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Повседневная жизнь спартанцев. Управление Спартой. Спартанское воспитание.

Илоты

Дорийцы

Спартанцы

периэки

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 31, вопросы и задания к нему.

33

Греческая колонизация

Комбинированный

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы.

Эллины, Эллада

колонии

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§  32, вопросы и задания к нему.     Пересказ текстов.

34

Греко-персидские войны

Комбинированный

Учебный цикл (решение УЗ). УЗ: Почему маленькая и раздробленная Греция сумела победить огромную, могущественную Персию?

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад.

Марафон стратег экспансия

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 34,  вопросы и задания к нему.

35

Нашествие персидских войск на Элладу

Комбинированный

Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков.

Стратег, фаланга, триера

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 35, вопросы и задания к нему.

36

Олимпийские игры в древности

Комбиниро-ванный

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Олимпия, «Священный мир» олимпио

ник

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§  33,   рассказ об Олимпийских играх от имени уча-стника или зрителя.

37

В гаванях афинского порта Пирей

Комбиниро-ванный

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Граждане метеки пошлина

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 36, вопрос «Где использовался труд рабов в Афинах?»

38

В городе богини Афины

Комбинированный

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.    

верфь

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 37, рассказ о жизни древних гречанок.

39

В афинских школах и гимнасиях

Комбинированный

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.    

Стиль палитра педагог

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 38, вопросы и задания к нему.

40

В театре Диониса

Комбинированный

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.        

Орхестра скене трагедия комедия

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 39, вопросы и задания к нему.

41

Афинская демократия при Перикле

Комбинированный

Учебный цикл (решение УЗ). УЗ: Почему маленькой Македонии удалось покорить Грецию и Персидскую державу?

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.  

демократия

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 40, вопросы и задания к нему.

42

Города Эллады подчиняются Македонии

Комбинированный

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель -- учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.      

Македония

монархия сариссы Филиппики Пелопонесская война

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 41, пересказ текстов, вопросы и задания к нему.

43

Поход Александра Македонского на Восток

Комбиниро-ванный

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.      

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 42, вопросы и задания к нему.

44

В древней Александрии Египетской

Комбиниро-ванный

Распад державы Александра после его смерти. Еги-петское, Македонское, Сирийское царства. Алексан-дрия Египетская — крупнейший торговый и культур-ный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей.Александрийская библиотека. Гречес-кие ученые: Аристарх Самосский,Эратосфен, Евклид.      

Обсервато

рия музы

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 43, вопросы и задания к нему.

45

Путешествие по Древней Греции (повторител-обобщающий урок)

Повторитель

но – обощаю

щий

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.      

Все изученные по теме слова

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

Разобраться самостоятельно в вводной главе 11.

Древний Рим (19 час.)

46

Древний Рим.

Изучения нового материала

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим -- город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти.  

Весталка, ликторы, патриции, плебеи, сенат, форум

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§44, пересказ о подвиге Муция

47

Завоевание Римом Италии

Комбиниро-ванный

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром.  

Республика консул, народный трибун, право вето

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 45, ?? и задания к нему,  рас-сказ о ги-бели царя Пирра.

48

Устройства Римской республики

Комбиниро-ванный

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска.  

Легион

консулы

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 46,   рас-сказ об одежде римлян  

49

Вторая война Рима с Карфагеном

Комбиниро-ванный

Урок решения УЗ. УЗ: Почему Риму удалось одержать победу над Карфагеном?

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.        

Карфаген, пентеры, «ворон»

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 47, вопросы и задания к нему.

50

Установление господства Рима во всем Среди-земноморье во 2 в. до н.э.

Комбиниро-ванный

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена.          

Триумф, провинции империя

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 48, рас-сказ о три-умфе пос-ле победы  над Маке-донией.

51

Рабство в Древнем Риме

Комбиниро-ванный

Урок решения УЗ. УЗ: Почему в Римском государстве началась война за землю?

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры.

Гладиато

ры, амфитеат

ры

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 49, рас-сказ Один день из жизни гладитора

52

Земельный закон братьев Гракхов

Комбиниро-ванный

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.      

Аграрный закон

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 50, пересказ текста о римских именах,

53

Восстание Спартака

Комбиниро-ванный

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 51, рассказ от имени гладиатора.

54

Единовластие Цезаря

Комбиниро-ванный

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате.

Ветеран, диктатор

Военная диктатура

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 52, вопросы и задания к нему.

55

Установление империи в Риме

Комбиниро-ванный

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора).

Империя император преториан

цы

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 53, вопросы и задания к нему.

56

Соседи Римской империи в первые века нашей эры

Комбиниро-ванный

Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов.

варвары

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 54, вопросы и задания к нему.

57

В Риме при императоре Нероне

Комбиниро-ванный

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.    

диктатор

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 55, вопросы и задания к нему.

58

Первые христиане и их учение

Комбиниро-ванный

Возникновение христианства. «Сыны света» из. Кум-рана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общес-твенного положения. Нац-ная и социальная принад-лежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам.    

Христиане апостолы Евангелие священник

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§  56, чтение текстов

59

Расцвет империи во 2 веке

Комбиниро-ванный

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.        

Колоны, рабы с хижинами

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 57, вопросы и задания к нему.

60

Вечный город и его жители

Комбиниро-ванный

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. По-сещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ». Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.      

Термы, Колизей, Пантеон

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 58, вопросы и задания к нему.

61

Римская империя при Диоклетиане и Константине

Комбиниро-ванный

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле.

Епископ Новый Завет

варвары

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

§ 59, вопросы и задания к нему.

62

Взятие Рима готами

Комбиниро-ванный

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.  

ГИ.Годер«М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

63

Восточная Римская империя при Юстиниане.

Комбинир-й

64

Повторител-обобщающий урок по разделу «Древний Рим»

Г.И.Годер «М.П.»

О.В.Арасланова «Поурочные разработки»

Хрестоматия

65

Древняя история родного края

Экскурсия в школьный музей

Подготовить сообщение об одном из чудес света

66

Урок-путешествие «Семь чудес света»

комбинированный

Рассказ о семи чудесах света

Подготовиться в итоговому обобщению

67

Итоговое обобщение «Различные варианты цивилизации на Древнем Востоке и в античном Средиземноморье»

68

Итоговое обобщение «Наследие древних культур и современность»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

рабочая программа курса "История Древнего мира"

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы курса и...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по истории Древнего мира

Здесь вы найдёте календарно-тематическое планирование, пояснительную записку и др. необходимые материалы...