Методическая разработка внеклассного мероприятия «Сподвижник Земли Русской Сергий Радонежский»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Методическая разработка внеклассного мероприятия подготовленного в рамках празднования 700 летия Сергия Радонежского. мероприятие для учашихся 7 класса. Мероприятие прошло как внеклассное занятие в два этапа. Первый этап в гимназии .Второй этап в Свято-Никольском храме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_sergiy_radonezhskiy1.docx | 39.18 КБ |
prezentatsiya_sergiy_radonezhskiy.pptx | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Сподвижник Земли Русской Сергий Радонежский»
Мероприятие подготовлено в рамках празднования 700-летия Сергия Радонежского. Разбито на 2 этапа. Первый этап классный час. Второй этап встреча учащихся с отцом Владимиром в Свято-Никольском храме. Мероприятие разработано с использованием технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» (сочетание приемов «Знаю-хочу узнать», «Плюс-Минус-Интересно»).
Целевая аудитория: Учащиеся 7 «в» класса Верхнедонской гимназии имени А.М. Рекункова.
Тема мероприятия: «Сподвижник Земли Русской Сергий Радонежский»
Цели:
Подготовить учащихся к восприятию знаний о русских святых, памятниках православной культуры, на примере «Жития Сергия Радонежского»; рассмотреть этапы духовного пути игумена; мотивировать интерес учащихся к жизни Преподобного Сергия Радонежского; подвести к пониманию роли Сергия Радонежского в истории Русского государства; через житие стремиться к формированию духовного мира школьников, нравственных и патриотических принципов, эстетических вкусов на примере образа Сергия Радонежского.
Создать условия для развития умений и навыков исследовательской деятельности при работе с текстом; искать, систематизировать, обобщать информацию; развивать навыки рефлексивного письма; поощрять творческие способности учащихся.
Воспитывать критическое и объективное отношение к событиям Отечественной истории; способствовать развитию культуры общения; стремление к активной образовательной позиции; самостоятельность.
Оборудование:
Электронная презентация «Игумен Русской земли - преподобный Сергий Радонежский»
Мультимедийный проектор с экраном
Раздаточный материал «Фрагменты из Жития Сергия Радонежского»
Смайлики ярко-желтого цвета и небольшие голубки.
Во время проведения второго этапа в Свято-Никольском храме, дополнительно отцом Владимиром было предоставлено оборудование, имеющееся в храме.
Ход мероприятия:
(Слайд №1)
Эпиграф урока:
«При имени преподобного Сергия русский человек вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».
В.О. Ключевский
Организационная часть.
1. Приветствие
Учитель акцентирует внимание учащихся на готовности к мероприятию. 2 ученика проходят по классу с набором смайликов, предлагая одноклассникам выбрать тот, который отражает их настроение. Выбранные смайлики закрепляются на магнитную классную доску. Учитель обращает внимание, с каким настроением ребята подошли к мероприятию. Затем доска закрывается, и мы переходим к основной части.
2. Основная часть
«Стадия вызова».
Цель данного этапа урока актуализация имеющихся знаний у учащихся и выявление интересов к данной теме. Прием «Знаю-Незнаю-Хочу знать».
Первый этап. Поиск темы мероприятия.
Учащимся предлагается назвать тему мероприятия. Из предложенных, учащимися тем, наиболее интересные записывается на доске. Наиболее популярной была «Сергий Радонежский сподвижник Земли Русской»
Второй этап. Целеполагание.
Записываем на доске наиболее интересные предложения учащихся целей нашего мероприятия и результата нашего мероприятия.
Смысловая стадия.
Цель: поддержать активное восприятие изучаемого материала, расширить и углубить знания по теме, оценить свою работу и мероприятие. Прием «Плюс-Минус-Интересно»
Третий этап. Исследовательская работа с текстом «Житие Сергия Радонежского», сопровождаемая презентацией. (Слайд №2)
Учитель: 3 мая 2014 года исполняется 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, неутомимого молитвенника за Землю Русскую. Сегодня на мероприятии мы познакомимся с житием Преподобного Сергия Радонежского.
Житие Преподобного Сергия Радонежского было написано монахом Троицкого монастыря Епифанием Премудрым около 1418 года. Он лично знал Сергия Радонежского с 1380 года. Он наблюдал за его жизнью и деятельностью. Житие Преподобного Сергия Радонежского является лучшим произведением русской агиографии. И Епифаний написал его согласно этому жанру. Подробно рассказал о чудесах, которые сопровождали жизнь святого. Еще до его рождения было предсказано: «… будет ребенок сосуд, избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».
(Слайд №3) Обратимся к истории. В начале шестидесятых годов XIV века в Золотой Орде пришёл к власти умный, хитрый хан Мамай. Преподобный Сергий учил князей христианской братской любви друг к другу, терпению, уступчивости. Создав Лавру, он объединил князей в едином деле - горячей молитве Богу об избавлении русской земли от врагов. К нему приезжали за духовным советом и помощью со всех концов Руси. Он вселял веру, надежду, учил любви. И Русь собрала силы для решающей битвы.
(Слайд №4) Московский князь Дмитрий Иванович в это время становится верховным защитником Русских земель. Назревают решающие события. Великий князь Дмитрий, готовясь идти на Мамая, пришел к преподобному Сергию просить его молитв и благословения на битву. Князь пришёл за благословением в субботний вечер 15 августа вместе с небольшим отрядом. До поздней ночи в маленькой келье возбуждённо ходил, садился, вскакивал и горячо говорил с Сергием о предстоящей битве пылкий князь. Смиренно и внимательно слушал его старый игумен и давно уже понял то, о чём не договаривал гордый Дмитрий. Не простого благословения желал он, а необычного, какого не знал ещё христианский мир. Далеко за полночь Сергий, проводив Дмитрия на короткий ночлег, приказал разбудить и собрать для совета в церковь самых праведных старцев, а наутро, так и не отдохнув ни часа, служил долгую и торжественную литургию. Спокойно, с достоинством стояла в церкви широкоплечая, закованная в железо княжеская дружина.
Преподобный дал в помощь князю двух монахов. Первый, постарше,- боярин Андрей Ослябя, второй – Александр Пересвет. На головах их были надеты чёрные шлемы спасения – островерхие кукули с вышитыми белыми крестами. «Вот тебе мои оруженосцы»,- просто сказал старый игумен. Знал Сергий, что русские рати, увидев впереди себя Христовых воинов, воспрянут духом: ведь если с ними Бог, то кто против них? И храбрость их станет подобной льву бесстрашному.
(Слайд №5). В день великой битвы по всей Руси народ не выходил из храмов, вознося молитвы о даровании победы. Уже стоя у реки Дон, на поле Куликовом, смутился князь видом несметных полчищ татарских. В эту минуту прискакал от преподобного Сергия гонец с наказом - немедля сразиться. «Боже, даруй победу!» - неслись клики. Когда шла битва, преподобный Сергий молился за русских воинов. Находясь в лавре, он мысленно был на Куликовом поле, видел и называл павших воинов. О победе он возвестил первым: «Великая победа над врагами дарована нам! Служите благодарственный молебен».
Прочтем текст на карточке и ответим на вопросы (Промежуточная рефлексия):
Что говорит «Житие..» о ходе битвы и её завершении?
Как создаётся в «Житие…» образ идеального святого?
Какими чертами характера обладает святой?
Учитель: (Слайд №7) Итак, Вы видите, что Сергий Радонежский является выдающейся личностью, сподвижником Земли Русской. Поэтому мы должны проследить этапы духовного пути Сергия Радонежского. О жизни Сергия Радонежского известно от преподобного Епифания Премудрого, его ученика, написавшего житие. Радонежский игумен Сергий родился в селе Варница под Ростовом Великим 3 мая 1314 года в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. Это был особый почитатель и служитель Пресвятой Троицы, которую он своими восклицаниями прославил во время Божественной Литургии ещё до своего рождения, будучи в утробе своей благочестивой матери. На 40-й день после рождения родители принесли своего сына в храм, где иерей Михаил крестил его, назвав младенца Варфоломеем в честь ученика и Апостола Христова. С ним росли два брата, Стефан и Петр. Когда Варфоломею исполнилось семь лет, его отдали учиться. С детства он отличался глубоким благочестием и подвижничеством, но, как известно, учёба ему не давалась. И стал он горячо молиться Богу о помощи.
(Слайды №8,9)
Через семь лет монашеский постриг Преподобный принял от руки игумена Митрофана 7 октября 1337 года в день памяти мучеников Сергия и Вакха. 1337 год является датой основания Троицкого монастыря. Люди, услышав о подвижнике, приходили к нему за советом и молитвенной помощью.
(Слайды № 12,13,14,15,16,17)
Промежуточная рефлексия:
Какова цель жизни Варфоломея?
Для чего он ушёл в пустынь?
Почему стал монахом?
Какие испытания ему пришлось пройти?
Почему к нему шли люди? Чего от него ждали?
Что всегда лежало в основе деятельности Сергия Радонежского?
(Слайд №18,19). Свою жизнь отец Сергий посвятил общественному служению. Он помогал нуждающимся, исцелял физические и духовные недуги. Чтобы преодолеть вражду между людьми, призвал на помощь Божественную истину. «Будьте едины в своей особости, как неслиянны и неделимы в едином Боге – Отец, Сын и Дух Святой!»- призывал он. Понять эту истину разумом человека трудно, тут нужна великая вера.
(Слайд №201,21). Земная жизнь преподобного Сергия Радонежского завершилась 25 сентября 1392 года. Через 30 лет он был прославлен в лике святых.
Мощи его находятся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, которую он основал. Туда приходят поклониться тысячи людей. Свято-Троицкая Сергиева Лавра – уникальный памятник крепостной архитектуры XVI-XVII веков. На её территории находится несколько храмов, в том числе Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, Михеевский храм, Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Поражает своим величием колокольня. Здесь же располагается Московская Духовная академия. Надкладезная часовня сооружена в конце XVII века над источником, пробившимся из земли, яркая шатровая сень была сооружена позднее на частные пожертвования. Тысячи паломников посещают Лавру, чтобы прикоснуться к святыням русского народа, обрести душевный покой
- Промежуточная рефлексия (прочтите текст карточки и ответьте на вопросы):
- Что говорит «Житие...» о нетленных мощах святого?
- Нужно ли читать жития святых?
- Что даёт современному человеку знакомство с этим жанром духовной литературы?
3. Итоги мероприятия
Стадия «Рефлексия»
Цель: Суммировать и систематизировать новую информацию и оценить ее, поставить новые цели учебной деятельности. Прием «Плюс-Минус-Интересно».
1. Поднимите руки, кто считает, что мы правильно определили тему сегодняшнего мероприятия. (Мы можем поставить 18 плюсов, 4 минуса).
2. Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей? (16 плюсов и 8 минусов).
3. Кто считает, что он получил полезную и интересную информацию? (+20)
4. Кто считает, что он до мероприятия все это знал или знал гораздо больше? (+2)
5. Что Вам помогло в достижении поставленных целей? (презентация 22; тексты карточек 15; рассказ учителя 10, ответы товарищей 10)
Вернемся к нашей таблице. В колонки «Интересно» запишите по одному предложению, что у Вас в ходе мероприятия вызвало наибольший интерес.
А теперь я хотела бы, чтобы мы с вами создали на доске словарь сегодняшнего мероприятия.
- Житие – описание жизни святого. Обычно пишется уже после его смерти близко знавшим его человеком, свидетелем чудес.
- Угодник – лицо, возведённое в ранг “святых” за совершённые при жизни “особо угодных богу” дел.
- Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность.
- Обет – торжественное обещание, обязательство.
- Отрок – мальчик-подросток.
Релаксация: У нас есть голубки. Помните, в житии описывается такое явление: « Однажды в глубокий вечер, во время молитвы, Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет с неба. «Сергий! — говорил голос, — Господь услышал молитву твою о чадах твоих». Чудотворец увидел множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжал: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим». Эти прекрасные птицы изображали собой достойных учеников великого наставника» Прошу прикрепить к доске символ непорочности тех, кто видит в преподобном Сергии учителя и духовного наставника. И ещё один выбор: Смайлики, характеризующие, ваше настроение в конце мероприятия прикрепим к доске. Сравним его с настроением в начале мероприятия.
Обратите внимание на классную доску. Это результат нашей работы.
1 элемент – Тема, цели.
2 элемент- Настроение в начале мероприятия.
3 элемент- знаю, хочу узнать.
4 элемент «Плюс- Минус- Интересно»
5 элемент- голубки.
6 элемент Настроение в конце мероприятия
Учитель: Итак, сделаем вывод:
Житие показывает духовную красоту человека, даёт представление об истинных ценностях, об идеале. При создании образа святого используется идеализация, а также сочетание жизнеподобия и фантастики. Сергий Радонежский предстаёт как молитвенник и заступник за землю Русскую. Читать житие – узнавать историю своего народа, его культуру. Без прошлого нет будущего. И пока будут помнить люди об простодушных седобородых отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не сгинет Россия!
(Наше мероприятие продолжим в пятницу в хуторе Тубянском)
2 этап мероприятия.
Пятница. Место проведения Свято-Никольский храм.
Ход мероприятия:
1. Отец Владимир кратко рассказал ребятам об истории храма.
2. Познакомил с иконостасом храма. Подошел к иконе Сергия Радонежского и кратко напомнил историю его жизни.
Уважаемые чада!
Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь избрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца. Кирилл и Мария назвали сына Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери.
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения.
Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: "Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: "Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: "Возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания". Посетив родителей святого, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: "Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа".
С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.
Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа.
Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес. Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы.
Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Он учил их "прилежно молиться Богу, и не беседовать ни с кем после повечерия, и не ходить из своей кельи по чужим кельям без большой необходимости в чем-либо нужном, но в своей келье каждому втайне молиться Богу наедине и заниматься по возможности своей работой, которую руки его могут делать.
Сам Преподобный отличался редким трудолюбием. Следуя евангельскому учению, был среди братии первый в том, что всем был слугой. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом, по принципу "молись и трудись". Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника еще более укреплялось.
По своему глубокому смирению Сергий долго отказывался стать игуменом обители. Только после строгого указания епископа Волынского Афанасия в 1354 году посвящен во иеромонаха и возведен в сан игумена. По- прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое. Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал ему устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие.
Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Но порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого. Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.
Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных, как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.
Близость расположения двух монастырей и духовная дружба тесно связывали преподобного Стефана епископа Пермского и преподобного Сергия. Они посещали друг друга, имели всякий раз между собой добрые и продолжительные беседы, взаимно утешавшие их в земных скорбях.
Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.
Из летописей мы знаем, что он много содействовал умиротворению княжеских раздоров и укреплению верховной власти в руках одного князя — московского, чтобы тем самым объединить и укрепить государство.
Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение.
В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию.
Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига.
За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.
Однажды в глубокий вечер, во время молитвы, Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет с неба. «Сергий! — говорил голос, — Господь услышал молитву твою о чадах твоих». Чудотворец увидел множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжал: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим». Эти прекрасные птицы изображали собой достойных учеников великого наставника.
Преподобный Сергий дожил до семидесяти восьми лет, проведя всю свою жизнь в великом воздержании, трудах и совершив много чудес. В сентябре 1392 года Преподобный заболел. Предчувствуя свою кончину, он призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Затем, преподав им благословение и прощение, он причастился Пречистых Христовых Тайн. В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года.
Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: "Внимайте себе, братии. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную..."
Главный Завет, претворению которого он отдал это земное воплощение, и которое было символично возвещено миру его троекратным возгласом еще до рождения – Служение Троице.
И доныне сей великий чудотворец помогает всем, с верою притекающим к нему, и совершает великие и бесчисленные чудеса.
3Батюшка завершил повествование и ответил на вопросы ребят.
4Он предупредил ребят о подстерегающих их опасностях мирской жизни и предложил совершить паломничество в Сергиев посад на весенних каникулах. (Сейчас батюшка и родительский комитет работают над организацией паломничества).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Написано в 1418 году, спустя 26 лет после кончины Святого Сергия, его учеником премудрым Епифанием .
Многие годы Русь жила под гнётом монголо-татар. Они жгли города и сёла, грабили и убивали людей. Русские княжества платили им дань. Сергий помогал примирить князей между собой, объединиться вокруг Московской земли.
По версии жития, отправляясь на Куликовскую битву с Мамаем, князь Дмитрий поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю .
Московский князь Димитрий решил освободить Русь от татарского ига - дать решительный бой врагу на поле Куликовом. Сергий отслужил в церкви большую службу, окропил святой водой князя и его дружину, а потом сказал: - Поди, господине, на врагов поганых с Богом, и Господь тебе поможет.
Сергий дал князю двух своих монахов-силачей, бывших воинов - Пересвета и Ослябю . Димитрий встретился с войском Мамая на берегу Дона. Вышели вперёд татарский богатырь Челубей и Пересвет . М. Авилов Поединок на Куликовом поле
Это было давным-давно, в ХIV веке. В одном селе, недалеко от города Ростова Великого, родился мальчик Варфоломей. Он рос скромным, тихим и услужливым, старался всем помочь. Да вот беда: не даётся мальчику учёба в школе. Память хорошая, а буквы запомнить не может. Учитель его наказывал, ребята над ним посмеивались, а Варфоломей горевал и горько плакал.
И вот однажды летом, когда Варфоломей искал коней в лесу, он вдруг увидел на поляне старенького монаха с длинной белой бородой. Он ласково подозвал к себе мальчика.
“ Святое видение отроку Варфоламею ” Михаил Несторов
Варфоломей рассказал старцу о своей беде, а потом позвал к себе. После обеда старец велел Варфоломею взять книгу и читать. Мальчик чуть не заплакал. - Теперь умеешь. Читай! - говорил старец. Варфоломей и сам не понимал , как это у него выходит. Но он ... читал! И скоро он стал лучшим учеником в школе.
Шли годы. Семья переселилась в село Радонеж. Когда родители умерли, Варфоломей с братом удалились в леса, жили по-монашески, уединённо. Среди густых лесов, на холме Маковец , срубили себе избушку и маленькую церквушку. Назвали церковь Троицкой - в честь Троицы, то есть Бога нашего христианского.
Трудно было жить в лесу - страшно и голодно. Кругом дикие звери. Брат не вынес трудностей и ушёл в Москву, в большой тёплый монастырь. Варфоломей остался один-одинёшенек.
Однажды пришёл к избушке большой медведь. Доброта Варфоломея была сильнее страха: последним куском хлеба он делился с медведем. Монах может и потерпеть, а Миша монахом не был. М. Нестеров . Юность преподобного Сергия
Прошло время, Варфоломею минуло 23 года. Он постригся в монахи. Это значит - посвятить свою жизнь Богу, молиться за Русь-матушку и русский народ. Так Варфоломей стал Сергием Радонежским. М. Нестеров Труды преподобного Сергия
М. Нестеров Труды преподобного Сергия Прознав о нём, к нему потянулись люди. Собралось 12 человек. И стали они жить по-братски, построили себе кельи, большой забор - получился монастырь. Братья упросили Сергия стать их игуменом.
Став игуменом, Сергий оставался тихим, скромным, работящим. И одежонка на нём была прежняя: старенькая, вся в заплатах. И крестьянин, и князя встречал одинаково. За это его все и почитали. М. Нестеров Труды преподобного Сергия
С.Чикунчиков. Воскрешение отрока Сергием Радонежским
В. Маковский. Явление Богоматери и апостолов преподобному Сергию
Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения».
Памятник Сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде
Источники информации: http://top50.nameofrussia.ru/person.html?id=99 http://www.bogomater.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=54:sergiy-radonezhsky&catid=17:2010-03-11-14-38-24&Itemid=6 http ://www.lomonosov.org/paste/fouresses6344274272058.jpg - заставка 1 слайда http://likbez.sumy.ua/uploads/images/1000409502.jpg - словарь Даля http://gorod-zagorsk.ru/pic/mess050pic920.jpg - страница жития http://www.arefa.ru/files/2279/2279.jpg -обложка жития http://s46.radikal.ru/i114/0905/16/5109a29f9b7ft.jpg - Видение отроку Варфаламею http://www.museum.ru/imgB.asp?24237 – Юность Сергия http://www.zolotoe-koltso.ru/goroda_new/sergievposad/pics_sp/sp_radonejskiy_medved.jpg - легенда о медведе http ://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/50/260px-St_Sergius_the_Builder.jpg - Сергий-строитель http://www.museum.ru/imgB.asp?24236 – Труды Сергия http://www.artcyclopedia.ru/img/big/005280023.jpg - Преподобный Сергий http://www.tanais.info/directory/sergy6.jpg - Дмитрий Донской http://hram-dimitria.ru/sait/Icon/5.jpg - икона Преподобный Сергий http://talantov.info/files/IMG_2198_tn.jpg - памятник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Русский чудо-человек» (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)
Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» - самое известное произведение поэта. Отдельные...
Урок музыки во 2-м классе "Святые земли Русской. Сергий Радонежский."
Представлен конспект урока музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.Раздел программы: О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Святые земли Русской. Сергий Радонежский.Фо...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по ИЗО "Русский натюрморт"
Данное внеклассное мероприятия можно провести с учащимися 7-9 классах в рамках предметной недели Искусства...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Игумен земли русской" (К 700-летию Сергия Радонежского)
Гуманитарные науки...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Человек. Земля. Космос"
Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеклассного мероприятия, направленного на формирование патриотизма и активной гражданской позиции студентов....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Его величество Русский язык"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов «Его величество Русский язык» разработано с целью освоения культурных ценностей русского народа, привития учащимся чувства патриотического ...
методическая разработка внеклассного мероприятия "Защитники земли русской . Александр Невский"
методическая разработка внеклассного мероприятия "Защитники земли русской. Александр Невский". цель данного мероприятия Воспитание патриотического чувства у обучающихся, гражданственнос...