Учебное занятие "Женщина и война"
план-конспект урока (история, 9 класс) по теме

Бражкина Виктория Васильевна

Учебное занятие, создающее героический образ женщины во время ВОв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnoe_zanyatie2.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие: «Женщина и война»

Цель занятия: формирование яркого, целостного образа-представления о роли женщин в годы Вов.

Задачи:

Обучающая: обобщение знаний по теме «Подвиг народа в Вов», показать роль женщины в войне;

Развивающая: дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения;  развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки  событиям и процессам;

Воспитательная: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, коммуникативной культуры, уважение к истории  России, уважение к женщинам и людям старшего поколения, трудовое воспитание через привитие навыков самостоятельной работы в группе, рациональную организацию труда при работе в группах; воспитание общечеловеческих ценностей.

Оборудование: набор распечатанных текстов воспоминаний,  распечатанные  наборы иллюстраций, документы, дополнительная литература, музыкальное произведение « Баллада о матери», эпизод « Они сражались за Родину», ТСО (мультимедийные проектор, экран).

Ход занятия.

Ребята послушайте прекрасные поэтические строки Константина Бальмонта:

Женщина — с нами, когда мы рождаемся,

Женщина — с нами в последний наш час.

Женщина — знамя, когда мы сражаемся,

Женщина — радость раскрывшихся глаз.

Первая наша влюбленность и счастье,

В лучшем стремлении — первый привет.

В битве за право — огонь соучастия,

Женщина — музыка. Женщина — свет.

Вам понравились это стихотворение? О ком оно? (о женщине). Я сегодня на нашем занятии хочу с вами поговорить о женщине.

Ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово «ЖЕНЩИНА»? Запишите их в свой кластер. (варианты ответов: мать, сестра, дочь, любовь, нежность, забота, сестра, друг, жена, семья, Родина.). Женщина жизнь дает, она оберегает жизнь. Женщина и жизнь – это синонимы.

Посмотрите вот на этот иллюстративный ряд, что он вам говорит? (иллюстрации изображающие женщин с оружием в руках в годы ВОВ).

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на занятии?

Молодцы, вы правильно определили тему занятия, запишем ее:

ЖЕНЩИНА И ВОЙНА

Слово «ВОЙНА» какие ассоциации у вас вызывает? (Смерть, голод, разруху, ненависть). Подберите синоним к слову война. Т.е война жизнь забирает. Война и смерть – синонимы.

Ребята я сегодня буду с вами говорить о женщине в годы ВОв. Напомните мне даты Вов.

 Мы выяснили, что слова женщина и война не совместимы. Значит, у войны не женское лицо? Давайте в ходе нашего занятия попробуем это доказать.

В годы Великой Отечественной войны у каждой женщины была цель, -  защита своей земли, своих детей, и неважно где она была, на фронте или в тылу.

А какую бы вы поставили себе цель на нашем занятии, подумайте и сформулируйте «Моя цель…».

Все привыкли к тому, что память о войне и представление, о ней – мужские. Ведь воевали в основном мужчины. Но с  1941 года началась массовая мобилизация в армию женщин, и им пришлось стать солдатами.

Каково ваше отношение к этому?

        

На фронте в разные периоды сражалось до 1 миллиона женщин. Мировая история еще не знала такого массового проявления героизма женщин в борьбе за Родину.

Героизм  - а как вы понимаете значение этого слова? Что, по-вашему, оно означает?

Давайте посмотрим в словаре толкование понятия. (Работа со словарем Ожегова)

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Сравните ваше понимание значения слова с тем, что указан в словаре, соответствует ли оно вашим представлениям?

                

        Внимание на  доску.

Демонстрируется эпизод спасения солдата медсестрой из фильма «Они сражались за родину». 1,22 мин.)

Ребята, а этот поступок можно назвать героическим?

Да. А почему?

Благодаря вот такой самоотверженности, более 70 % раненых бойцов вернулись в строй.

Помимо медиков, среди женщин фронтовичек были: связистки, летчицы, снайперы, стрелки, зенитчицы, танкисты, пекари, повара, партизанки и подпольщицы.

Ребята, а давайте посмотрим на войну глазами самих её участниц (текст на слайдах).

Каков он женский взгляд на войну?

Ребята, у меня в руках фронтовой солдатский вещмешок, и в нем кое-что есть, вам интересно узнать что там? Подойдите ко мне, давайте заглянем, что же здесь ...

И на фронте женщина оставалась женщиной, мечтающая о красивом платье, туфлях, конфетах, любившая петь, слушать музыку, танцевать.

Фронта не было бы без тыла. Человек на фронте находился постоянно на краю гибели, но в тылу жилось не легче. Теперь вернемся на свои места, и я предлагаю поработать  в группах, выполнить задания.

Прочитайте задания, обменяйтесь мнениями, запишите свои выводы.

Группа 1.

  1.  Докажите, что подвиг тружениц тыла равен подвигу воинов на фронте. (фотокадры женщин тружениц тыла, статистика)

Таким образом, труд женщин в тылу это проявление героизма?

Группа 2.

Описывать блокаду Ленинграда -

Наверное, не стоит - знают все,

Где жизнь была единственной наградой,

В судьбе, на самой черной полосе.

У многих матерей тогда был выбор -

Себя спасать или своих детей,

Нет ничего страшнее - либо-либо,

Среди блуждающих над городом смертей.

Паек урезан, вынужденной мерой,

Кусочек хлеба выдан на весь день,

И матери с надеждой в сердце, верой,

Детей спасая, превращались в тень.

Забыть, потомкам, это невозможно!

Запомните святое слово - "Мать",

На сердце у нее всегда тревожно,

Когда судьба заставит выбирать. (Владимир. 2010)

  1. О ком говорит автор в своем стихотворении?
  2. Что вы знаете о времени описанном в стихотворении?
  3. Какое впечатление у вас сложилось от прочитанного стихотворения?

Да, пожалуй, самой трагичной в годы войны была судьба матери.

 

Разве можно словами описать горечь разлуки матери и ее ребенка?

Многие, получив извещение о смерти сына или дочери во время войны, всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо – чудо воскрешения. (Баллада о матери 3мин 20 с.)

Ребята, а что вы знаете о ваших родных  в годы Великой Отечественной войны (бабушках, прабабушках). (Кто работал в тылу?  В чем заключалась их работа? Были ли среди воевавших женщин ваши родные?)

Сегодня мы говорили  с вами о женщине: женщине на фронте и о женщине самоотверженно трудившейся во имя победы в тылу. Обобщите этот образ женщины.  Какая она?….

Так почему у войны не женское лицо?

         

        Нежные, хрупкие, сами нуждающиеся в защите. Жестокая необходимость толкнула их на этот шаг – самим защищать Отечество от врага. Им пришлось стать солдатами, чтобы сберечь жизнь будущим поколениям. Не женская это доля — убивать. Войну они убивали!

Ребята, теперь вновь обратимся к вашим целям, которые вы сформулировали в начале урока, скажите, достигнуты ли они?

Скажите, какие чувства вы испытали в ходе нашего занятия?

Подвиг женщин в годы Великой Отечественной войны навсегда останется на страницах истории, сохраните и вы память о них в своих сердцах, память о женщинах принесших нашей Родине свободу.

Приложения.

Группа 1.

Докажите, что подвиг тружениц тыла равен подвигу воинов на фронте.

- В первом военном 1941 году сельскохозяйственным трудом, главным образом в колхозах, было занято 19 млн. женщин, в 1944 г. женщины составляли 80% всех трудоспособных колхозников. Это значит, что почти все тяготы по обеспечению питанием армии и страны падали на их плечи, на их трудовые руки.

- В промышленности было занято 5 млн. женщин, они составляли 52% от общего числа работающих. В годы войны в органах здравоохранения женщин насчитывалось 82%. Женщины заботились о семьях фронтовиков, о детях, эвакуированных в тыл и потерявших родителей, отправляли на фронт письма и посылки.

- Во время войны трудовой день длился двенадцать часов. Работали в две смены с 6 утра до 18 вечера и с 18 вечера до 6 часов утра. Бывало, и жили на фабриках. Главный лозунг - «Все для фронта, все для победы!»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийный интерактивный учебный материал по истории Второй мировой войны для студентов и старшеклассников

Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании молодежи. С целью  повышения заинтересованности молодежи в самостоятельном изучении...

Учебно-методический комплекс "Великая Отечественная война в истории России" (лекции, презентации, исторические документы)

Пакет методических материалов для изучения раздела курса истории России 20- начало 21 века по теме  «Ленинградская битва» содержит методическую разработку урока, лекционные материалы для учи...

Учебный фильм "Гусары Русской Армии в войне 1812 года "

Видеофильм "Гусары Русской Армии в войне 1812 года" наглядно демонстрирует гусарские полки, амуницию, награды.. Используются картины художников и  современные фото - реконструкции событий 1812 го...

конспект учебного занятия по теме "Неизвестное имя известной войны"

конспект учебного занятия по истории России в 10 классе по теме "Неизвестное имя известной войны" (к 200-летию Отечетственной войны 1812 г.)...

Учебный проект "Cолдат войны не выбирает"

Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Литература периода Великой Отечественной  войны». Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме  ра...

учебная презентация "Забытая война", посвященная 100-летию со дня начала Первой мировой войны

В представленной учебной презентации, рассказывается об основных событиях Первой мировой войны и добавлен краеведческий материал об участниках Владимирской земли. Первая мировая война действительно уж...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДб.05 История по теме "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане".

План-конспект  занятия "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане" можно использовать при проведении дистанционного занятия № 47 по учебной дисциплине  40.02.02 Право...


 

Комментарии

Виктория Васильевна! Очень благодарю Вас за урок. Очень хорошо, что Вы раскрыли эту тему. Спасибо