Учебно-методический комплекс "Великая Отечественная война в истории России" (лекции, презентации, исторические документы)
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Пакет методических материалов для изучения раздела курса истории России 20- начало 21 века по теме «Ленинградская битва» содержит методическую разработку урока, лекционные материалы для учителя, презентацию и тексты исторических документов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pril_1_dokument_plan_barbarosso.doc | 28.5 КБ |
pril_2_na_podstupah_k_leningradu.doc | 54.5 КБ |
pril_3_izmenenie_taktiki_vedeniya_voyny.doc | 23.5 КБ |
pril_4_zhizn_v_blokadnom_leningrade.doc | 27.5 КБ |
pril_5_doroga_zhizni.doc | 30.5 КБ |
urok__9_klass__leningradskaya_bitva.doc | 108 КБ |
leningradskaya_bitva.rar | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
18 декабря 1940.
План "Барбаросса" - план нападения и ведения войны против Советского Союза - был утвержден Гитлером 18 декабря 1940 г. Германское командование рассчитывало провести операцию "Барбаросса" за 3 - 4 месяца.
(Извлечение)
Немецкие вооруженные силы должны быть готовы к тому, чтобы еще до окончания войны с Англией победить путем быстротечной военной операции Советскую Россию (вариант "Барбаросса").
Для этого армия должна будет использовать все состоящие в ее распоряжении соединения с тем лишь ограничением, что оккупированные области должны быть защищены от всяких неожиданностей. (...)
Приказ о наступлении на Советскую Россию я дам в случае необходимости за восемь недель перед намеченным началом операции. (...)
Особое внимание следует обратить на то, чтобы не было разгадано намерение произвести нападение.
Приготовления верховного главнокомандования должны вестись исходя из следующих основных положений:
Общая цель
Находящиеся в западной части России войсковые массы русской армии должны быть уничтожены в смелых операциях с глубоким продвижением танковых частей. Следует воспрепятствовать отступлению боеспособных частей в просторы русской территории.
Затем путем быстрого преследования должна быть достигнута линия, с которой русская авиация уже не будет в состоянии совершать нападения на германские области. Конечной целью операции является отгородиться от азиатской России по общей линии Архангельск — Волга. Таким образом, в случае необходимости остающаяся у России последняя промышленная область на Урале сможет быть парализована с помощью авиации.
В ходе этих операций Балтийский флот русских быстро потеряет свои опорные пункты и таким образом перестанет быть боеспособным. (...)
Предполагаемые союзники и их задачи
1. На флангах нашей операции мы можем рассчитывать на активное участие Румынии и Финляндии в войне против Советской России. (...)
2. Задача Румынии будет заключаться в том, чтобы совместно с наступающей там группой вооруженных сил сковать находящиеся против нее силы противника, а в остальном — вести вспомогательную службу в тыловом районе.
3. Финляндия должна будет прикрывать наступление немецкой десантной северной группы (части XXI группы), которая должна прибыть из Норвегии, а затем оперировать совместно с нею. Кроме того, на долю Финляндии возлагается ликвидация русских сил в Ханко.
4. Можно рассчитывать на то, что не позже, чем начнется операция, шведские железные дороги и шоссе будут предоставлены для продвижения немецкой северной группы.
Предварительный просмотр:
На подступах к Ленинграду
Положение на подступах к Ленинграду
23 июня командующим Ленинградским военным округом генерал-лейтенантом М. М. Поповым было отдано распоряжение о начале работ по созданию дополнительного рубежа обороны на псковском направлении в районе Луги. 4 июля это решение было подтверждено Директивой Ставки главного командования за подписью Жукова.
19 июля, к моменту выхода передовых немецких частей, Лужский рубеж был хорошо подготовлен в инженерном отношении: были построены оборонительные сооружения протяжённостью 175 километров, при глубине 10-15 километров. Оборонительные сооружения строились руками ленинградцев, в большинстве своём, женщин и подростков (мужчины уходили в армию и ополчение). В общей сложности в строительстве приняло участие свыше полумиллиона человек гражданского населения.
Ожесточенные бои на подступах к Ленинграду начались 10 июля 1941 г. но вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу. Эта задержка вызвала ярость Гитлера, который совершил специальную поездку в группу армий «Север» с целью подготовить план захвата Ленинграда не позднее сентября 1941 года. Гитлер считал очень важным не дать советскому командованию возможность вывести войска из района Ленинграда и использовать их на других участках фронта. Он рассчитывал взять в плен оборонявшую город группировку.
4 сентября 1941 г. немцы начали регулярный артиллерийский обстрел Ленинграда, а с 9 сентября предприняли штурм города. 12 сентября они подошли к нему на расстояние 10 км. Местное руководство подготовило к взрыву основные заводы. Все корабли Балтийского флота должны были быть затоплены. В конце концов, враг был остановлен в 4 — 7 км от города, фактически в пригородах. Линия фронта, то есть окопы, где сидели солдаты, проходила всего в 4 км от Кировского завода города Ленинграда и в 16 км от Зимнего дворца. От завода к линии фронта даже ходил трамвай. Это была обычная трамвайная линия из городского центра в пригород, но теперь она использовалась для перевозки солдат и боеприпасов.
Предварительный просмотр:
Приложение№2
«Будущее города Петербурга».
«Изменение тактики ведения войны. Идеология немецкой стороны».
В директиве Гитлера № 1601 «Будущее города Петербурга» от 22 сентября 1941 г. со всей определённостью говорилось: «Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса... Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».
В октябре — ноябре 1941 года немецкие войска приступили к разрушению города массированными артиллерийскими обстрелами и бомбежками. Немцы сбросили на Ленинград несколько тысяч зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары. Особое внимание уделялось ими уничтожению складов с продовольствием, и им данная задача удалась. Так, в частности, им удалось разбомбить знаменитые Бадаевские склады, где находились весьма значительные запасы продовольствия. Наученные этим горьким уроком, городские власти стали уделять особое внимание маскировке продовольственных запасов, которые теперь хранились только небольшими партиями. Итак, голод стал наиболее важным фактором, определявшим судьбу населения Ленинграда. Блокада, установленная германской армией, была сознательно нацелена на вымирание городского населения. То, что, несмотря на колоссальное число жертв этой тактики, Ленинград не сдался и продолжал держать оборону, не служит опровержением факта, что голод был задуман нацистами именно как военная операция.
Предварительный просмотр:
Приложение3 Жизнь в блокадном Ленинграде
«Жизнь в блокадном Ленинграде»
Катастрофическое продовольственное положение города стало ясно уже 12 сентября, когда были закончены проверка и учет всех съестных запасов. Продовольственные карточки были введены в Ленинграде 17 июля 1941 года, то есть ещё до блокады, однако это было сделано лишь для того, чтобы навести порядок в снабжении. Город вступил в войну, имея обычный запас продуктов. Нормы отпуска продуктов по карточкам были высокие, и никакой нехватки продовольствия до начала блокады не было. Снижение норм выдачи продуктов впервые произошло 15 сентября. Кроме того, 1 сентября была запрещена свободная продажа продовольствия.
В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, а также первые случаи смерти от истощения. Запасы продовольствия пополнять было крайне сложно — по воздуху обеспечить снабжение такого большого города было невозможно, а судоходство по Ладожскому озеру временно прекратилось из-за наступления холодов. В то же время лед на озере был ещё очень слабым, чтобы по нему могли проехать автомашины. Все эти транспортные коммуникации находились под постоянным огнём противника.
С 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:
- Рабочим — 250 грамм хлеба в сутки;
- Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;
- Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов и др , находившемся на довольствии — 300 граммов
- Войскам первой линии — 500 граммов
При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.
Ещё в первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несла информацию для населения о налетах и воздушной тревоге. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивлению населения, транслировался во время налетов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.
В декабре 1941 г. ситуация резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах — люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов. Одна из выживших жительниц города, впоследствии эмигрировавшая в США, вспоминала: «Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают. Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать.
Предварительный просмотр:
Приложение5 Дорога жизни
Дорога «жизни»
Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру, да и этот путь был малонадежным. Требовалось любой ценой уберечь его от вражеских ударов и срочно наладить движение судов. Судов на Ладоге было крайне мало и по этому они не смогли существенно помочь голодающему городу.
Наступил ноябрь. Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов.
Конный транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов. Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всём озере, но были не в силах ускорить его нарастание.
20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы.
22 ноября наступил тот долгожданный день, когда на лёд вышли машины. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей поехали они за грузом.
Казалось самое страшное теперь позади, можно вздохнуть более свободно. Но суровая реальность опрокинула все расчёты и надежды на скорое улучшение питания населения. 22 ноября колонна вернулась, оставив в городе 33 тонны продовольствия. На следующие сутки завезли только 19 тонн. Столь незначительное количество доставленного продовольствия объяснялось хрупкостью льда; двухтонные грузовики везли по 2-3 мешка, и даже при такой осторожности несколько машин затонуло. Позже к грузовикам стали прикреплять сани, такой способ позволял уменьшить давление на лёд и увеличить количество груза.
25 ноября завезли только 70 тонн, на другой день - 150 тонн. 30 ноября наступило потепление, удалось перевезти только 62 тонны. Несмотря на все усилия, с 23 ноября по 1 декабря было перевезено около 800 тонн муки (2-х дневная потребность). За это время затонуло 40 грузовиков. 22 декабря через озеро доставили 700 тонн продовольствия, на следующий день на 100 тонн больше. 25 декабря произошло первое повышение норм выдачи хлеба, рабочим на 100 грамм, служащим, иждивенцам и детям на 75 грамм. 24 января вводятся новые нормы снабжения хлебом. Рабочие стали получать 400 граммов, служащие 300, иждивенцы и дети 250, войска в первой линии 600, войска тыловых частей 400 граммов. 11 февраля паёк снова был увеличен.
Зимняя дорога с каждым днём становилась всё более оживлённой. Прошла зима, лёд растаял, но дорога не умерла, на место грузовиков и саней стали баржи и катера.
Предварительный просмотр:
История России 9 класс
Битва под Ленинградом
9 класс. Раздел курса истории России 20- начало 21 века.
Тема урока: «Ленинградская битва».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Обучающие:
- Создать условия для обогащения и развития субъективных представлений учащихся о ходе и важных событиях в ходе Великой Отечественной войны,
- Определение роли и исторического значения Ленинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны,
Развивающие:
- развитие познавательного интереса учащихся,
- развитие способностей учащихся анализировать ход исторических событий,
- развитие мировоззренческих убеждений учащихся, расширение их социального опыта,
Воспитывающие:
- воспитание гражданственности, патриотизма,
- воспитание любви и интереса к родной истории.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Учитель: – (Сообщение темы и целей урока). Для урока имеется пакет документов «Приложения к уроку» (учебные материалы), презентации и «Маршрутный лист», который будет сопровождать нас на протяжении всего урока. В Маршрутном листе к уроку содержатся задания и инструментарии различного вида.
– Вспомните, что вы знаете о немецком плане захвата СССР? (Приложение №1, Задание№ 1 «Маршрутного листа»)
1) Как назывался план нападения Германии на СССР.
2) Когда был утвержден план.
3) В чем суть плана.
(План "Барбаросса" - план нападения и ведения войны против Советского Союза - был утвержден Гитлером 18 декабря 1940 г. Германское командование рассчитывало провести операцию "Барбаросса" за 3 - 4 месяца. Еще до окончания войны с Англией победить путем быстротечной военной операции Советскую Россию. Для нападения на СССР было создано три группы армий…)
2. Сообщение темы урока. Мотивация учащихся.
Учитель: – Сегодня мы будем говорить о битве советских войск с немецкими захватчиками на Ленинградском направлении и обороне Ленинграда. О жизни людей блокадного Ленинграда. О цене спасенного города.
План урока:
- Северное направление удара немецких войск. Планы германского командования в отношении города Ленинграда и его жителей.
- Соотношение сил на Ленинградском фронте
- Бои на Ленинградском направлении.
- Блокада Ленинграда.
- Прорыв блокады Ленинграда. Дорога жизни .
Учитель: – Покажите на карте северное направление удара немецких войск по плану Барбаросса. Что вы можете о нем сказать. (Показать на карте)
(Группа армий «Север» (командующий Вильгельм Риттер фон Лееб) была развёрнута в Восточной Пруссии, на фронте от Клайпеды до Голдапа. В задачу группы армий «Север» входило разгромить советские войска в Прибалтике, захватить Ленинград и порты на Балтийском море, в том числе Таллин и Кронштадт.)
2. Первичное введение новых знаний.
Учитель: – Поработаем с картой. Что вы можете сказать о географическом положении Ленинграда.
Учитель: – Используя учебные материалы, карту и материалы «История отечества в документах» на стр 87 учебника, ознакомьтесь с планами германского и финского командования в отношении судьбы Ленинграда, выполните Задание №2 Маршрутного листа.
(11 сентября 1941 года президент Финляндии Рюти заявил германскому посланнику в Хельсинки: «Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке... Ленинград надо ликвидировать как крупный город».)
Учитель: – Рассмотрим соотношение сил в июле 1941 года. Какой вывод или предположение у вас имеются?
Превосходство Германии | |
войсками по личному составу | в 2,4 раза |
по орудиям — | в 4 раза |
по минометам | в 6,8 раз |
по танкам | в 1,2 раза |
по самолетам | в 9,8 раза |
Учитель: – Используя карту, опишите расположение противников на ленинградском фронте к началу сентября 1941 года. Задание №3 Маршрутного листа
Проверка самостоятельной работы.
- (на Балтийском море, с севера – Финляндия, с северо-запада – Германский флот, с востока – флот СССР)
- 9 июля немецкие войска захватили Псков, находящийся в 280 километрах от Ленинграда. От Пскова самый короткий путь к Ленинграду через Лугу.
- 8 сентября 1941 г. противник вышел к Ладожскому озеру, захватил Шлиссельбург и блокировал Ленинград с суши.
Учитель: – Какая задача стояла перед советским командованием?. Какая опасная угроза нависла над страной?
(Захват противником города – это попытка окружить и войти в тыл советским войскам с севера , а далее прорыв к Москве…)
Сообщение ученика. «Положение на подступах к Ленинграду». (Таразанова Ольга)
Учитель: – Сделайте вывод, что было предпринято Ставкой главнокомандования СССР в отношении укрепления обороны Ленинграда. Задание №4 Маршрутного листа
Учитель: – Общая площадь взятых в кольцо Ленинграда и пригородов составляла около 5000 квадратных километров. Казалось бы, город можно считать побежденным. Но… враг был остановлен. Он искал новую тактику ведения войны. Предположите, какую. Используйте для ответа учебные материалы и текст Директивы Гитлера № 1601 «Будущее города Петербурга» от 22 сентября 1941 (Приложение №2). Задание №5 Маршрутного листа
Учитель: – Предположим, какие выходы из создавшего положения могли быть у русских войск. (1 – сдаться на милость врагу, 2 – биться до последнего)
- Действительно. Теоретически, у советской стороны мог существовать вариант вывода войск и сдачи Ленинграда врагу без боя (используя терминологию того времени, объявить Ленинград «открытым городом», как это произошло, например, с Парижем).
- Однако если принять во внимание планы Гитлера относительно будущего Ленинграда (или, точнее, отсутствия у него какого-либо будущего вообще) после победы Германии (Директивы Гитлера № 1601 «Будущее города Петербурга»), нет оснований утверждать, что судьба населения города в случае капитуляции была бы лучше участи в реальных условиях блокады. Тем более, что, выступая в Мюнхене 8 ноября 1941 года Гитлер заявил: «Ленинграду рассчитывать не на что. Он падет рано или поздно. Кольцо блокады не разорвать никому. Ленинграду суждено погибнуть от голода».
Учитель: – Смогли ли жители Ленинграда продержаться и не сдаться на милость врагу? С 20 ноября 1941г властями Ленинграда был введён норматив потребления хлеба. Рабочим — 250 грамм хлеба в сутки; служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов; личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов и др , находившемся на довольствии — 300 граммов, войскам первой линии — 500 граммов.
(Учащиеся могут увидеть муляжи-разновесы кусочков хлеба)
Сообщение ученика «Жизнь в блокадном Ленинграде»
(Сообщение сопровождается показом презентации и фильмом о жизни и бедствиях людей в блокадном Ленинграде.)
Учитель: – Зимой 1941 – 1942 года Красная армия предпринимала попытки прорыва блокады. Выпишите из текста учебных материалов, какие и в каком направлении они предпринимались. Задание №6 Маршрутного листа
Приложение 4. Учебные материалы «Попытка прорыва блокады Ленинграда» «Невский пятачок».
Учитель: – Запасы продовольствия пополнять было крайне сложно — по воздуху обеспечить снабжение такого большого города было невозможно, а судоходство по Ладожскому озеру временно прекратилось из-за наступления холодов. В то же время лед на озере был ещё очень слабым, чтобы по нему могли проехать автомашины. Все эти транспортные коммуникации находились под постоянным огнём противника. Задание №7 Маршрутного листа
Сообщение ученика «Дорога жизни». Сопровождается показом презентации и фильма «Дорога жизни»
3. Обобщение новых знаний.
Учитель: – В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. До войны в Ленинграде проживало около 3 млн человек. С начала блокады эвакуированы 1,3 млн человек. От голода, болезней, бомбежек погибло около 1 млн человек. Блокада Ленинграда была прорвана лишь к январю 1943 года. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”.
– В чем историческое значение Ленинградской битвы? Задание №8 Маршрутного листа
Поверка самостоятельной работы. Общие выводы.
Домашнее задание.
Учитель: – Найти и прочитать дополнительные и учебные материалы (Приложение№5) о городе- герое Ленинграде. Найти краеведческий материал из сайта о павловчанах, защитниках Ленинграда.
Задание | Используемые материалы | Ответы к заданию |
Задание№1 | ||
1. Как назывался план нападения Германии на СССР. 2) Когда был утвержден план. 3) В чем суть плана. | Текст документа «План «Барбаросса» | |
Задание№2 | ||
1. В каком документе фашистское руководство подчеркивало важность захвата Ленинграда? 2. В каком приказе, обращаясь к солдатам, Гитлер писал: “Противник понял решающую роль в боях на северном участке и прилагает все усилия к тому, чтобы снова захватить его. Еще на короткое время надо крепче сжать зубы. Пусть противник здесь, в русском болоте, натолкнется на германский гранит и он не пройдет”. | Текст документа «План «Барбаросса» Документальные материалы «История отечества в документах» на стр 87 учебника | |
Задание№3 | ||
Используя карту, опишите расположение противников на ленинградском фронте к началу сентября 1941 года. | ||
Задание№4 | ||
1. В 1 день войны в Ленинградской области было введено: а) осадное положение б) военное положение 2. Кто был назначен председателем комиссии по вопросам обороны Ленинграда: а) А. Кузнецов б) А.А. Жданов 3. Как назывался построенный ленинградцами оборонительный рубеж? а) Ленинградский б) Лужский 4. Когда он был построен? а) 1942 б) 1941 | ||
Задание№5 | ||
1. Какие планы они вынашивали в отношении судьбы Ленинграда? 2. Какую новую тактику ведения войны решило предпринять гитлеровское командование? | Директивы Гитлера № 1601 «Будущее города Петербурга» | |
Задание№6 | ||
1. В каком направлении предпринимались попытки прорыва блокады. | Учебные материалы «Попытка прорыва блокады Ленинграда» «Невский пятачок». | |
Задание№7 | ||
1. Окончательное снятие блокады? а) 27 января 1943 г. б) 27 января 1944 г. 2. Когда началось генеральное наступление под Ленинградом? а) 14 января 1942 г. б) 14 января 1944 г. 3. Как называется операция по прорыву блокады? а) Искра б) Костер | ||
Задание№8 | ||
Сформулируйте тезисы: в чем историческое значение Ленинградской битвы? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.
Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...
Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мой прадедушка Михаил Фёдорович Кириллов – участник войны.
Презентацию «Мой прадедушка Михаил Фёдорович Кириллов – участник войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Ксения Костылева....
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
Представленная Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, ...
Великая Отечественная война в истории моего города и моей семьи (The Great Patriotic War in the history of my town and family) - презентация
Данна работа была подготовлена в рамках III регионального конкурса научно-исследовательских проектов на иностранных языках A GREAT CITY IS THAT WHICH HAS THE GREATEST MEN AND WOMEN (БОГАТСТВО ЗЕМЛИ ...
Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"
Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"...
Конспект урока по математике «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне для 5 класса с презентацией.
Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». ...
Сценарий победителей муниципального этапа областного конкурса презентаций « Великая Отечественная война в истории моей семьи».
Материал предназначен для проведения массового мероприятия . Работы ребят и их наставников представлены в виде презентаций....