Уральская неволя в 30-е гг. 20 века.
презентация к уроку по истории (11 класс) по теме

Нестюричева Валентина Семеновна

План урока в 11 классе по краеведческому материалу. Урок дан в рамках курса истории в соотвествии с годовым планом школы "проживания" книги А.Иванова "Хребет России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ураальская неволя в 30-е гг. 20 века.

Цели урока: углубление знаний по истории большого террора на основе краеведческого материала в рамках проживания книги А.Иванова «Хребет России»

  • Познакомить учащихся с главами книги Иванова, посвященными периоду репрессий на Урале;
  • Обсудить версию А.Иванова о причинах и начале строительства политических лагерей на Урале;
  • дать  представление о механизмах репрессий;
  • сформировать собственное мнение учащихся о репрессивной политике сталинского режима и последствиях репрессий;
  • вызвать эмоциональное отношение к репрессивной политике государства.

Тип урока: комбинированное занятие.

Формы работы: мозговой штурм, работа в группах, презентации, дискуссия, анализ документов.

Оборудование и материалы:

  • Компьютер, мультимедийный проектор с экраном;
  • Копии официальных документов партии и НКВД по репрессивным операциям;
  • Подборка статей из сборника «Террор»;
  • Книга А.Иванова «Хребет России";
  • Видеофрагмент из документального фильма «Хребет России».

План урока:

  1. Появление лагерей на Урале по версии А.Иванова.
  2. Коллективизация – источник рабочей силы для индустриализации;
  3. Судьбы людей в эпоху «Большого террора"
  4. Подведение итогов занятия.

ХОД УРОКА

1. Появление лагерей на Урале по версии А.Иванова.

Вступительное слово учителя: Вопрос о том как, когда и по каким причинам  в СССР начались политические репрессии мы обсуждали на предыдущих уроках. И уже говорили о том, что наш край стал местом, куда ссылали неудобных государству людей, которые получали ярлык «врага народа»,  на «перевоспитание». Сегодня мы познакомимся с тем, как это было на Урале. И поможет нам в этом выпускник нашей школы ,автор книги «Хребет России»и один из создателей одноименного документального фильма А.Иванов.

Мозговой штурм: Прочтите, пожалуйста, отрывок из книги, вспомните материал прошлого урока и привлекая ваши знания по истории, попробуйте аргументировано поддержать или оспорить позицию Иванова. Работаем в группах

  • После Гражданской войны надо было восстанавливать разрушенную страну. Хорошо помог НЭП, но слишком уж он напоминал царскую Россию, и ему быстро скрутили голову. И тогда на Урале из подсознания всплыла Матрица – самый простой и экономичный способ ведения хозяйства. И пускай, что бесчеловечный.
  • Главный ресурс определил ещё Акинфий Демидов: люди. Осталось только совместить детали. Их совместил Рейнгольд Берзин. В 1928г. Он возглавил строительство целлюлозно-бумажного комбината на реке Вишере.
  • Комбинат строили на развалинах французского завода. Французы в 1900 г. сумели навербовать рабочих, а Берзин не сумел. И предложил перевести на стройку заключенных Соловецкого лагеря. Так на Урале тюрьма совместилась с производством, и родился ГУЛАГ. За три года до Беломорканала.

Алексей Иванов «Хребет России»

Ответы обучающихся.

В зависимости от содержания предшествующих занятий может возникнуть необходимость "освежить" в памяти учащихся исторический контекст рассматриваемых событий. Для этого предлагается провести экспресс-опрос по пройденному материалу.

Примерные вопросы:

  1. Какие цели преследовала внутренняя политика советского государства в начале 30-х годов?
  2. Какие экономические меры предусматривали первые две "пятилетки"?

2. Коллективизация – источник рабочей силы для индустриализации;

Отрывок из книги А.Иванова «Хребет России»

  • Советская власть возрождала на Урале Матрицу, возрождала решительно и быстро. Неволя была основой Матрицы. Но советская власть довела до апофеоза и Матрицу, и неволю. Неволя превратилась в беспросветную каторгу, где рабы могли выжить, только пожирая других рабов. И ценности такой жизни дико изуродовали дух Урала.
  • …В 35 уральских лагерях содержалось более миллиона зэков. В одном только лагере в Нижнем Тагиле – 400 тысяч. Зэки были всюду, на каждом заводе, на каждой стройке. И «свободные» пропитывались их ценностями. Урал для всех, даже для своих коренных жителей, становится злой, проклятой чужбиной, ненавистной землей каторги, которую нечего жалеть, с которой надо рваться прочь сколько есть сил.
  • А в 1928г., обретя выход через Матрицу, советской власти осталось решить последнюю проблему ГУЛАГА: откуда брать невольников?
  • Алексей Иванов «Хребет России»

Для чего необходимо было столько невольников?

Давайте попробуем ответить на вопрос писателя «Откуда их брать?»

Слово учителя:

Как уже говорилось, "Большой террор" был хорошо спланирован и проводился централизованно. Для того, чтобы понять, как это происходило и откуда брали невольников обратимся к официальным документам того времени и к воспоминаниям тех, кто пережил эту эпоху.

  • Слайды, демонстрирующие главный документ по террору в ПК – «Книгу жертв политических репрессий «Годы террора», карту размещения лагерей политзаключенных в Прикамье, приказ НКВД от 30 июля 1937 № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов».

.

Работа в группах. Анализ документа:

  • Группам из 3-5 учащихся предлагаются для ознакомления и анализа копии приказа  НКВД от 30 июля 1937 № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов».
  1. Каким органом и когда принят документ, кем подписан?
  2. Кому адресован, кто должен был его исполнять?
  3. Каково основное содержание документа (ключевые положения)?
  4. Какую официальную цель преследовал?

По окончании работы группы поочередно представляют свои результаты.

Просмотр видеофрагмента из документального фильма «Хребет России»

Слово учителя:

Как мы узнали из документа, планы террора имели конкретное выражение в цифрах людей, которые подлежали репрессиям. Эти квоты устанавливались заранее, до каких бы то ни было расследований, т.е. произвольно. Но самое поразительное, что исполнители на местах не только выполняли их, но еще и обращались в Политбюро с просьбами об увеличении квот. И их просьбы зачастую удовлетворялись. В итоге операция, которая должна была длиться 4 месяца, растянулась более чем на год и коснулась 200 000 человек сверх тех квот, которые были установлены вначале.

О том как старались местные власти и  как исполнялся приказ № 00447 на территории Пермской области, можно прочесть в статье доктора исторических наук, профессор О.Л. Лейбович в книге «Годы террора»  «Кулацкая операция на территории Прикамья в 1937 – 1938 гг.» Местные организаторы террора выслужились на всю катушку: с августа 1937 г. по ноябрь 1938 г. были репрессированы около 8 тысяч человек,5060 из них расстреляны, остальные приговорены к заключению в лагеря на срок до 10 лет.

Дискуссия:

Учитель предлагает учащимся следующие вопросы для обсуждения:

Как вы считаете, в чем была цель развернутой властями репрессивной кампании?

Как бы вы объяснили перевыполнение планов на местах и просьбы об увеличении квот? Почему люди с готовностью выполняли "разнарядки", вынося и приводя в исполнение приговоры в отношении своих же земляков и сограждан?

Давайте познакомимся с несколькими реальными историями людей, подвергшихся репрессиям, чтобы понять, кто и почему становился их жертвами.

Далее группам предлагаются на рассмотрение отрывки из воспоминаний, сосланных на Урал крестьян.

1.Какие эмоции вызывают у вас эти рассказы?

2. В чем заключался главный ужас в положении этих людей?

3. какие качества помогали выживать в этих условиях?

Слово учителя:

3. Судьбы людей в эпоху «Большого террора"

Слово учителя:

«Большой террор» проехал катком не только по взрослым людям, но и по их семьям и  детям.

Работа с документом «Оперативный приказ народного комиссара внутренних дел СССР №00486 от 15 августа 1937г. Г.Москва».  Объясните основной смысл документа. В чем, на ваш взгляд, причина его появления? Какую характеристику  можно государству, в котором появляется подобный документ?

Работа с текстом из воспоминаний ребенка, пережившего эпоху «Большого террора».

Что в воспоминаниях доказывают действенность вышеупомянутого приказа?

Чьи интересы ставились выше в СССР – человека или государства?

Дискуссия:

Почему люди, пережившие репрессии, плакали в день смерти Сталина, переживая эту смерть как трагедию для страны?

  1. Подведение итогов занятия

Слайды – памятники жертвам террора.

Слайд со словами:

  • Индустриализация забивает Урал обратно в Матрицу. Опять люди для заводов, а не заводы для людей. Опять неволя. Опять культ труда6 он теперь называется «энтузиазм». Опять культ совершенства – ориентация на «вал». Учеба на мастера, на инженера – лишь бы не попасть в мясорубку ударных бригад – воплощение культа знания. Всё знакомо.
  • …В Перми – авиамоторный и пороховой заводы. Четыре десятка ударных суперстроек.
  • Весь Урал перелопачен. Всё кажется новым и небывалым. Но в действительности это новое – просто хорошо раздутое старое.

Алексей Иванов «Хребет России».

Учащимся предлагается высказаться по вопросу: "Нужно ли сейчас хранить память о событиях "Большого террора" и пытаться восстановить ее? Почему?"

Учителю желательно акцентировать внимание на следующих вариантах ответов:

Репрессии коснулись почти каждой семьи, каждого города, села. Поэтому "Большой террор" - часть нашего личного прошлого, связанная с прошлым всей страны ничуть не меньше, чем Великая Отечественная война;

Психология людей за прошедшие 70 лет во многом осталась прежней (стремление подчиниться системе, страх перед властью и ее носителями по-прежнему сохраняются), а значит, события, подобные "Большому террору", могут повториться.

Что дал вам для понимания этой эпохи сегодняшний урок?

Заканчивается урок слайдом с фотографией р.Вишеры и «первыми островами ГУЛага» на ней.

Источники.

  1. "Большой террор и его отголоски": Методическое пособие для учителей истории и обществознания - Воронеж: Издательство Профсоюза Литераторов, 2008.
  2. Годы террора: Книга памяти жертв политических репрессий. – Пермь: Издательство «Здравствуй», 1998. – 320 с.
  3. Иванов А. «Хребет России»
  4. А.Парфенов, А.Иванов – документальный фильм «Хребет России»
  5. Страницы истории земли Пермской. Часть вторая. Прикамье в 18-20вв. –Пермь, «Книжный мир», 1997г.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уральская «неволя» в 30-е гг. 20 века.

Слайд 2

После Гражданской войны надо было восстанавливать разрушенную страну. Хорошо помог НЭП, но слишком уж он напоминал царскую Россию, и ему быстро скрутили голову. И тогда на Урале из подсознания всплыла Матрица – самый простой и экономичный способ ведения хозяйства. И пускай, что бесчеловечный. Главный ресурс определил ещё Акинфий Демидов: люди. Осталось только совместить детали. Их совместил Рейнгольд Берзин. В 1928г. Он возглавил строительство целлюлозно-бумажного комбината на реке Вишере. Комбинат строили на развалинах французского завода. Французы в 1900 г. сумели навербовать рабочих, а Берзин не сумел. И предложил перевести на стройку заключенных Соловецкого лагеря. Так на Урале тюрьма совместилась с производством, и родился ГУЛАГ. За три года до Беломорканала. Алексей Иванов «Хребет России»

Слайд 3

Советская власть возрождала на Урале Матрицу, возрождала решительно и быстро. Неволя была основой Матрицы. Но советская власть довела до апофеоза и Матрицу, и неволю. Неволя превратилась в беспросветную каторгу, где рабы могли выжить, только пожирая других рабов. И ценности такой жизни дико изуродовали дух Урала. …В 35 уральских лагерях содержалось более миллиона зэков. В одном только лагере в Нижнем Тагиле – 400 тысяч. Зэки были всюду, на каждом заводе, на каждой стройке. И «свободные» пропитывались их ценностями. Урал для всех, даже для своих коренных жителей, становится злой, проклятой чужбиной, ненавистной землей каторги, которую нечего жалеть, с которой надо рваться прочь сколько есть сил. А в 1928г., обретя выход через Матрицу, советской власти осталось решить последнюю проблему ГУЛАГА: откуда брать невольников? Алексей Иванов «Хребет России»

Слайд 4

Годы террора: Книга памяти жертв политических репрессий. – Пермь: Издательство «Здравствуй», 1998. – 320 с.

Слайд 5

Мемориальный комплекс «Пермь-36»

Слайд 7

30 июля 1937 года был принят приказ НКВД № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов».

Слайд 8

Согласно этому приказу, определялись категории лиц, подлежащих репрессиям Приказ НКВД № 00447: 1. Бывшие кулаки, вернувшиеся после отбытия наказания и продолжающие вести активную антисоветскую подрывную деятельность; 2. Бывшие кулаки, бежавшие из лагерей или трудпоселков, а также кулаки, скрывшиеся от раскулачивания, которые ведут антисоветскую деятельность: 3. Бывшие кулаки и социально опасные элементы, состоявшие в повстанческих, фашистских, террористических и бандитских формированиях, отбывшие наказание, скрывшиеся от репрессий или бежавшие из мест заключения и возобновившие свою антисоветскую преступную деятельность;

Слайд 9

4. Члены антисоветских партий (эсеры, грузмеки , муссаватисты , иттихадисты и дашнаки), бывшие белые, жандармы, чиновники, каратели, бандиты, бандпособники , переправщики , реэмигранты, скрывшиеся от репрессий, бежавшие из мест заключения и продолжающие вести активную антисоветскую деятельность; 5. Изобличенные следственными и проверенными агентурными материалами наиболее враждебные и активные участники ликвидируемых сейчас казачье-белогвардейских повстанческих организаций, фашистских, террористических и шпионско-диверсионных контрреволюционных формирований; Репрессированию подлежат также элементы этой категории, содержащиеся в данное время под стражей, следствие по делам которых закончено, но дела ещё судебными органами не рассмотрены.

Слайд 10

6. Наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и прочих, которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых посёлках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу; 7. Уголовники (бандиты, грабители, воры-рецидивисты, контрабандисты-профессионалы, аферисты-рецидивисты, скотоконокрады ), ведущие преступную деятельность и связанные с преступной средой; Репрессированию подлежат также элементы этой категории, которые содержатся в данное время под стражей, следствие по делам которых закончено, но дела ещё судебными органами не рассмотрены. 8. Уголовные элементы, находящиеся в лагерях и трудпоселках и ведущие в них преступную деятельность.

Слайд 11

Все репрессируемые разбивались на две категории: «наиболее враждебные элементы» подлежали немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках — расстрелу. «менее активные, но всё же враждебные элементы» подлежали аресту и заключению в лагеря или тюрьмы на срок от 8 до 10 лет. Приказом НКВД для ускоренного рассмотрения тысяч дел были образованы «оперативные тройки» на уровне республик и областей. В состав тройки обычно входили: председатель — местный начальник НКВД, члены — местные прокурор и первый секретарь областного, краевого или республиканского комитета ВКП(б). Для каждого региона Советского Союза устанавливались лимиты по обеим категориям. Часть репрессий проводилась в отношении лиц, уже осуждённых и находившихся в лагерях. Для них выделялись лимиты «первой категории» (10 тыс. чел.) и также образовывались тройки.

Слайд 12

Приказом устанавливались репрессии по отношению к членам семей приговорённых: Семьи, «члены которых способны к активным антисоветским действиям», подлежали выдворению в лагеря или трудпосёлки. Семьи расстрелянных, проживающие в пограничной полосе, подлежали переселению за пределы пограничной полосы внутри республик, краёв и областей. Семьи расстрелянных, проживающие в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Ростове-на-Дону, Таганроге и в районах Сочи, Гагры и Сухуми, подлежали выселению в другие области по их выбору, за исключением пограничных районов. Все семьи репрессированных подлежали постановке на учёт и систематическое наблюдение. Сроки действия «кулацкой операции» (как она иногда называлась в документах НКВД, поскольку «кулаки» (в терминологии чекистов) составляли большинство репрессированных) несколько раз продлевались, а лимиты пересматривались. Так, 31 января 1938 постановлением Политбюро для 22 регионов были выделены дополнительные лимиты в 57 200 чел., в том числе по «первой категории» — 48 тыс., 1 февраля Политбюро утверждает дополнительный лимит для лагерей Дальнего Востока в 12 тыс. чел. «первой категории», 17 февраля — дополнительный лимит для Украины в 30 тыс. по обеим категориям, 31 июля — для Дальнего Востока (15 тыс. по «первой категории», 5 тыс. по второй), 29 августа — 3 тыс. для Читинской области.

Слайд 15

С августа 1937 года по ноябрь 1938 года по приговорам троек 390 тысяч человек были казнены, 380 тысяч отправлены в лагеря ГУЛага . В Свердловской области за первые месяцы действия приказа НКВД № 00447, на основании разнарядки, по первой категории осуждены (расстреляны) 4 тысячи человек, по второй 6 тысяч, по просьбе руководства местного органа НКВД дополнительно выделены лимиты на 2 тысячи человек, репрессированных по первой категории. В 1992 году, на месте массового захоронения жертв политических репрессий, на 12-м километре Московского тракта г.Екатеринбурга образован Мемориальный комплекс, который в 1993 году начал строится, а в 1996 был открыт.

Слайд 18

Индустриализация забивает Урал обратно в Матрицу. Опять люди для заводов, а не заводы для людей. Опять неволя. Опять культ труда6 он теперь называется «энтузиазм». Опять культ совершенства – ориентация на «вал». Учеба на мастера, на инженера – лишь бы не попасть в мясорубку ударных бригад – воплощение культа знания. Всё знакомо. …В Перми – авиамоторный и пороховой заводы. Четыре десятка ударных суперстроек. Весь Урал перелопачен. Всё кажется новым и небывалым. Но в действительности это новое – просто хорошо раздутое старое. Алексей Иванов «Хребет России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уральская красавица - рябина

Интересный материал о уральской красавице - рябине....

Контрольный срез по английскому языку по теме: «Человек и звери, живущие в неволе» (2 четверть). 6 класс.Базовый уровень

Цель контрольного среза: учебный аспект:контроль уровня сформированности лексических навыков по изученным темам:- умение вставить пропущенные слова в текст;- умение выполнять задание с выбором лишнего...

открытый урок «Значение соблюдения условий содержания грызунов и зайцеобразных в неволе»

Жизнь животных в условиях неволи зависит от человека, от того как он их содержит. Но условия содержания животных часто нарушаются и не соблюдаются. И как следствие ухудшение качества жизни животных пр...

Исследование мотива воля-неволя в драме Островского "Гроза"

Одним из видов анализа художественного текста является мотивный анализ. ученица, выбрав один из мотивов Воля-неволя, исследует его во всех проявлениях в тексте драмы....

сценарий последнего урока в 11 классе "Выпускники тоже плачут" или "11 лет в неволе"

Сценарий последнего звонка в 11 классе с приглашением гостей. Но главные действующие лица - выпускники 11 класса....

Сценарий « Последнего звонка» « Выпускники тоже плачут, или 9 и 11 лет в неволе»

Сценарий « Последнего звонка» « Выпускники тоже плачут, или 9 и 11 лет в неволе»...

Авторская программа факультативного курса для школ при ИУ «Произведения “неволи” в русской и зарубежной литературе»

Программа авторского факультативного курса разработана с одной стороны, исходя из современных требований к уровню литературного образования, с другой – с учётом специфики школ при ИУ. Ориентиров...