урок истории России 7класс "Внутренняя политика Екатерины II"
план-конспект занятия по истории (7 класс) на тему
урок проводился на школьном методическом объединении "формирование умений работать с историческими источниками"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_7kl.docx | 19.13 КБ |
konkurs_pesni_21.03.13.docx | 17.94 КБ |
заочное путешествие в историю села | 588.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа село Асмётовка
Петровского района Саратовской области»
Открытый урок по истории в 7классе
по теме «Внутренняя политика Екатерины 2»
Учитель истории
Смирнова Т.В.
Март 2013г
Урок по теме: «Внутренняя политика Екатерины II»
Цели урока:
дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием с общей характеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками.
Оборудование урока: презентация
"Россия во второй половине XVIII в.", портрет Екатерины II.
Ход урока
I. Оргкомитет
II. Историческая минутка
Объясни новые слова:
1) Кондиции - (условия)
2) Фаворит - (придворный, пользующий благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику).
3) откуп - (передача государством частным лицам за определенную плату права сбора налогов или продажа каких либо товаров).
4) подряд - (договор, по какому одна сторона(подрядчик берется на определенных условиях выполнить работу по заданию другой стороны(заказчика))
5) ассамблея - (собрание- бал с участием женщин в домах российской знати).
Объясни даты: (Дворцовые перевороты)
1725 - 1727 гг. (царствование Екатерины I)
1725-1730 гг. (царствование Петра II)
1730 - 1740 гг. (царствование Анны Иоанновны)
1740 - 1741 гг. (царствование Ивана Антоновича)
1741 - 1761 гг. (царствование Елизаветы Петровны)
Учитель: Я вновь рада видеть вас сегодня на уроке веселыми, здоровыми, жизнерадостными, способными приносить счастье себе и своим близким.
И начать наш урок мне хотелось бы с такого вопроса: «Как вы относитесь к своему государству, своей Родине?»
- ответы учеников.
Учитель: Очень приятно слышать от вас такие слова. Да, действительно, каждый гражданин своего государства желает своей стране процветания и улучшения жизни населения, развития всех сфер жизнедеятельности. И вот уже на протяжении нескольких веков история доносит до нас множество фактов, когда на российский престол восходили люди, желающие изменить жизнь в стране, улучшить ее положение на международной арене. И в подтверждение всего вышесказанного, я зачитаю вам слова, произнесенные яркой исторической личностью – Екатериной II:
«Я желаю и хочу лишь блага той стране, в которую привел меня Господь.
Он мне в том свидетель. Слава страны – создает мою славу. Я буду счастлива, если мои мысли могут тому способствовать».
Итак, вы, наверное, догадались, о ком мы будем вести разговор.
Все верно, о Екатерине II.
А если быть точнее, то тема урока сегодня – внутренняя политика Екатерины II.
А сейчас вы попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока. Помогут вам в этом следующие слова:
Сегодня на уроке я хочу узнать …
выяснить…
понять…
Да, цель урока сегодня – познакомиться с политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, охарактеризовать реформы, направленные на изменение положения дворянского, крестьянского сословий, а также меры для укрепления самодержавной власти.
А для того, чтобы достигнуть поставленной цели, мы воспользуемся памяткой для характеристики исторического деятеля.
Памятка дли характеристики исторического деятеля
1.Имя исторического деятеля. Укажите, где и когда родился исторический деятель.
Расскажите о его семье, воспитании и образовании.
2. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.
3. Ответьте на вопрос: как оценивали исторического деятеля современники и ученые.
4. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие - неодобрение?
Учитель: Для того, чтобы приступить к рассмотрению внутренней политики Екатерины II, давайте попробуем выяснить происхождение императрицы, как и каким образом она оказалась на российском престоле.
- Екатерина II, в девичестве Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербтская родилась в Германии.
В 1744 г., когда ей было 15 лет, ее сватали наследнику российского императорского престола Петру Федоровичу. В феврале этого же года она прибыла в Россию и, приняв православие, получила новое имя – Екатерина Алексеевна.
- воспитание и образование.
Учитывая все вышесказанное и то, что характер у Екатерины был сильный, волевой, она, опираясь на гвардию, в 1762 г. отстранила от власти своего мужа, а себя провозгласила императрицей.
К моменту воцарения Екатерины страна переживала хозяйственный упадок, отсутствовал рынок свободной рабочей силы, казна пустовала. Примером этого служило заседание Сената, на котором присутствовала Екатерина.
На ее вопрос: «Сколько в стране собирается налогов, каков бюджет страны?» - никто ничего не смог ответить. Доходов в стране вроде бы собиралось 15 млн. рублей в год. Но первая же ревизия выявила, что на деле собирался 31 млн. рублей. Половина государственного бюджета разворовывалась. В стране назревало недовольство. Все это делало внутреннюю политику Екатерины противоречивой. Одним из ее направлений были мероприятия в духе усиления репрессивных мер, другим – политика «просвещенного абсолютизма».
В чем же заключалась эта политика? Каковы были первые итоги этой политики?
Обо всем этом вы узнаете, самостоятельно прочитав текст учебника на с. 171-172.
Итак, что такое «П.А.?»
- ответы учеников.
(Просвещенный абсолютизм – государственная политика в 18 веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества)
- Каковы были первые мероприятия Екатерины II? (по учебнику зачитать).
Вывод: Т.О., можно сказать, что Екатерина начала реализовывать идеи просвещенного абсолютизма.
Но это была только одна сторона этой политики. Едва ли не самым крупным мероприятием императрицы в духе политики просвещенного абсолютизма стал созыв Уложенной комиссии для разработки нового свода законов, который должен был заменить Соборное Уложение 1649 года. К началу работы Комиссии Екатерина подготовила «Наказ», призванный стать основой для создания Уложения. Каковы же были основные положения и мысли императрицы по поводу будущего юридического акта, вы узнаете, познакомившись с историческим источником «Из наказа Екатерины II Уложенной комиссии».
Читаем вслух На с. 177.
Учитель: Итак, какова основная идея создания Уложения?
(необходимость равенства всех перед законом).
Но Екатерина вовсе не собиралась лишить дворянство, которое было ее опорой, его главного богатства – крепостных крестьян. Она не помышляла о воле для крестьян – были лишь общие рассуждения о гуманном обращении помещиков с крестьянами.
Таким образом, мы видим, что главная опора императрицы – дворянство. И в течение всего правления она осуществляла ряд важных мероприятий, направленных на укрепление их положения в государстве:
- указом 1765 года было разрешено ссылать крестьян на каторгу;
- каралась попытка подачи жалоб на своего помещика
- секуляризация земель и передача их в собственность дворян;
- 1785 год – издание документа «Жалованная грамота дворянству», в котором были собраны воедино и подтверждены все привилегии дворянства.
Исходя из всего, можно сделать вывод, что в период правления Екатерины II дворянство укрепило свои позиции и положение в государстве. Период правления Екатерины – «Золотой век русского дворянства».
- Вы согласны с этим мнением?
Но не всегда и везде действия Екатерины находили поддержку. Если оценивать результаты деятельности Екатерины II, то в этом помогут нам мнения историков и современников о царствовании императрицы.
Мини-тест.
1. Ведущей отраслью экономики России было:
1) сельское хозяйство;
2) мануфактурное производство;
3) промысловое хозяйство;
4) заводское производство.
2. Эпоха Екатерины II вошла в историю как:
1) эпоха просвещенного абсолютизма;
2) имперская эпоха;
3) "бироновщина";
4) эпоха великих перемен.
3. Основные феодальные повинности крестьян данного периода:
1) десятина и отходничество;
2) барщина и оброк;
3) месячина и отработки;
4) подушная подать и барщина.
Давайте подведем итог нашего урока.
1. В чем вы видите главную причину противоречивого характера внутренней политик Екатерины?
2. Назовите основные мероприятия, проведенные в духе «П А».
3. Какие из них, на ваш взгляд, были самыми яркими?
- молодцы. Вам удалось достичь цели, которую вы поставили перед собой в начале урока?
Сегодня на уроке я узнал …
выяснил…
понял…
Домашнее задание: мы с вами не разобрали последний пункт характеристики. И в качестве домашнего задания я предлагаю вам написать сочинение на тему: «Екатерина Великая – видный исторический деятель», в котором вы должны выразить свое отношение к поступкам и делам Екатерины. Какие вызывают одобрение, а какие – неуважение.
Оценки:
Предварительный просмотр:
Сценарий фестиваля патриотической песни
«Пою моё Отечество»
1. Цели и задачи:
-- создание условий для формирования гражданского самосознания школьников
Развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных ценностей;
Формирование активной жизненной позиции у обучающихся.
2. Сроки и место проведения: 21.03.13
3. Руководство конкурса.- учитель Смирнова Т.В
4. Участники и условия проведения.
В конкурсе принимают участие обучающиеся с 5 по 8 классы школы.
5 класс – («Мой край…») |
6класс- («У моей России») |
7 класс – (« Солнечный круг ») |
8 класс – (« Я люблю свою землю ») |
5. Награждение.
Участники-победители за I, II, III места в группах награждаются грамотами.
6. Оформление.
Для оформления зала используется флаг РФ, воздушные шары. Одна стена оформляется названием мероприятия. Для музыкального оформления – гимн РФ, мелодии с песнями.
7. Оборудование.
Музыкальная аппаратура.
Ход мероприятия
I. Открытие
Ведущая 1: Ты – вечная, моложе век от века!
Тебе, моя великая страна,
Ни позолота лести человека,
Ни пудра фраз красивых не нужна!
И ты, великодушная на диво,
Казни меня забвеньем, коль солгу…
И без меня ты можешь быть счастливой,
Я без тебя, Россия, не смогу!
Ведущая 2: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на фестивале патриотической песни. Сегодня у нас есть ещё одна возможность в песнях прославить нашу Россию.
Звучит песня «Русь» в исполнении
II. Конкурс песни
Ведущая 1: В большом, огромном мире
Есть уголок родной,
Жемчужиной России
Зовут его порой.
Ручьи, озера, реки
Прекрасны и чисты,
О нас, о человеке,
Заботятся они!
Водою опоенная, чудесная земля,
Обласканная солнцем,
Ты даришь нам поля,
Просторные равнины,
Зеленые леса.
А горы-великаны
Уходят в небеса.
Ты на земле родимой ,
Любимый край родной,
Растишь стране великой
Сынов и дочерей.
Музыкальный номер 1.
Мы все такие разные!.. Но сегодня, как никогда, мы должны понять, что нас объединяет: мы родились и выросли в одной стране, и у нас одна Родина - Россия…
Ведущая 1 (за кулисами): «Мой край». 5кл
1–й: Россия, я твоя росинка, песчинка малая твоя,
Когда метель – то я снежинка, в ручье – я капелька ручья.
Из этих капелек росинок большие реки потекли,
И если б не было песчинок, тогда бы не было земли.
Музыкальный номер 2.
Ведущая 2 ( за кулисами): « У моей России». 6кл
Музыкальный номер 3.
Учить детей гордиться своим родом, и честь его блюсти и сохранять.
Быть лучшей частью нашего народа, которую никто не смог подмять.
И если это в сердце утвердиться тех, кто за партой нынешней сидит.
Ты – патриот, и можешь ты гордиться – твой век земной не зря тобой прожит.
«Солнечный круг» - исполняет 7 класс.
Кому нынче песню, друзья, запеваем?
Что песнь наша славит, кого величает?
Конечно, Россию и русский народ!
Отечество наше сегодня поёт!
Музыкальный номер 4
Ведущая : Посмотри, как красива природа!
Посмотри, как красива она!
Смотрит глазом, сияет луна.
И при этом чарующем свете
Капли прыгают, скачут, как дети,
Улыбается в небе звезда,
В ночь несутся, летят поезда.
Описать невозможно словами!
Присмотритесь – увидите сами.
Ведущая 2: Даль великая, даль бескрайняя
За околицей и в судьбе.
Я тебе, земля, низко кланяюсь,
В пояс кланяюсь я тебе.
Мой родимый край, место отчее,
Ты и праздник мой, и броня.
Память общая и песня общая
У земли моей и у меня.
Ведущая 1: Подходит к своему завершению конкурс песни «Пою моё Отечество», который подарил массу впечатлений членам жюри, просто зрителям и который, надеемся, запомнился также участникам конкурса.
Ведущая 2: Слово предоставляется ……………………………………………………………
Чтение стихотворения. .
Откуда начинается Россия?
С лозинки, что сбежала с речки синей.
А может, начинается с крыльца
Иль с поля, где пшеница раскачалась?
Откуда бы она ни начиналась,
Любви к России нет у нас конца.
Россия, где она кончается?
Найди конец, чтоб клином свет.
Россия в сердце начинается,
А в нём конца и края нет.
Ведущая 1: Мы желаем всем участникам фестиваля дальнейших успехов!
Ведущая 2: Всего доброго
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Асмётовка
Петровского района Саратовской области»
Тема « МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
(заочное путешествие в историю села)
для 6-9классов
Провела и подготовила
учитель истории и обществознания
МБОУ ООШ с.Асмётовка(II кв категория)
Смирнова Татьяна Владимировна.
Цели и задачи:
- развивать интерес к истории России, своей малой Родине;
- -воспитывать чувство гордости за свою Родину.
- -затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”;
- -формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;
- -воспитание толерантности по отношению к окружающим людям
- -раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия;
Форма:
Коллективное творческое дело.
Технологии:
-личностно-ориентированная технология,
-информационно-коммуникативные технологии.
Оформление:
- Школьная доска с темой ;
- Раздаточный материал;
- Компьютер;
- Приложения №1-3.
Предварительная работа:
1. Подбор сценария и музыкального оформления.
2. Оказание помощи учащимся .
3. приглашение гостей
Предполагаемые результаты.
1. Понимание учащимися актуальности вопросов нравственности и патриотизма.
2. Сформированность содержательной направленности личности, ее отношения к истории своей малой Родине
3. Высокий уровень самосознания, способности к сопереживанию, активной жизненной позиции.
Учитель: Дорогие ребята и гости !
Сегодня мы совершим путешествие по нашей малой Родине, которое умножит ваши знания по истории России .
-посвящается истории села Асмётовка.
Звучит песня «С чего начинается родина»
Ведущий1: Среди самого заветного есть у человека Родина , большая и малая, тихая и добрая.
Наше путешествие посвящено людям Асмётовской земли , тем , кого вы хорошо знаете или знали , кто живет рядом с вами , среди вас.
Ведущий2: Пусть вспомнят старожилы , узнают те, кто приехал к нам , услышит молодежь, запомнят дети историю своей семьи, своей малой Родины.
Ведущий1: В 2013 году славный город Петровск отметил свой 315 год своего рождения , а наше село тоже близится к юбилею, к 235летию. История города Петровска и села Асмётовка связаны историей, судьбами людей.
Звучит песня «Петровск родной» -Е.Четвериков.
Ведущий2:Остановка первая : «18-19век».
Постоянных населенных пунктов в 17веке в Малосердобинском районе не было.Эта местность относилась к обширнейшему Дикому полю. Село Асмётовка с конца 18 века относилось к Малосердобинскому району и история этого района , по сути , является и нашей историей.
Ведущий1: 1780год. В селах Малосердобинской волости появляются богатые помещики : Юматовы, Внуковы, Ермолаевы .
Стараясь уйти от притеснения помещиков жители образуют ряд выселок: Липовка, Шингал, Асмётовка, Турзовка и др..
Основано наше село в 1780 году крестьянами переселенцами из села Малая Сердоба. Сначала появился выселок Ободим. Затем село меняло своё название—Ободим , Абодим, Осьметовка , Асьметовка , Ошметовка , Асметовка.
Ведущий2: Наше село находится на северо-западе Петровского района в долине реки Абодим. На севере граничит с Пензенской областью Малосердобинского района ,
На западе в 5км от села Турзовка Екатерининского района,
На юге с территорией поселка Тракторный.
На востоке с землями конного завода «Петровский» ,
Посмотрите на карту Петровского района
Чтец : стих В Логашева «Пока из всех «Асмётовок» России»
Ведущий1:из воспоминаний старожил: «Село было большим и многолюдным . В нем было 700дворов. Разные промыслы были, крестьяне многое умели: ткать , прясть, шить обувь, пахать , сеять и т.д.
Звучит мелодия Е. Четвериков «Осенние встречи»
Ведущий2:Остановка вторая «20 век.»
Историю творят люди. Жители села Асмётовка прошли через все испытания , которые выпали на нашу страну в 20 веке:
- Первая русская революция 1905-1907гг -жители села принимают участие в уничтожении хуторов помещика Устинова. 10дней в селе находился казачий карательный отряд.
- Октябрьская революция 1917г- Безверхов Никита Леонтьевич-матрос с крейсера «Аврора» .
- Гражданская война 1918-1922гг - Из газеты «Петровская коммуна» 26марта 1921года «..наш уезд объявлен на военном положении . 26-27 марта на северной стороне окраины села был бой с отрядом банды Попова , который пришел в село из Малой Сердобы. Ему преградили путь прибывшие из Петровска курсанты Вольских пулемётных курсов и бойцы Красной Армии . Бой продолжался около 7часов. Банду в село не пропустили.
- Коллективизация 1929-1930гг - 14 октября 1929год . Создается колхоз «Ленинский путь» . Председателем колхоза встал присланный в село двадцати пяти тысячник Друдзе Иван Петрович.
- Организованный голод 1933год- старожилы помнят эти страшные годы , но к сожалению материалов об этом времени пока мало.
- Великая Отечественная война 1941-1945гг- Всеобщая мобилизация. Мужчины уходят на фронт.В селе создается женская тракторная бригада.
- Послевоенные годы. Восстановление разрушенного хозяйства – жители села участвовали в подъеме разрушенных хозяйств. Все колхозы села в 1953году объединяются в один колхоз «Ленинский путь», а вместо колхозов организовываются бригады .В 1958году к колхозу «Ленинский путь» присоединяется колхоз «Знамя коммунизма» близлежащего села Жуковки . Председателем колхоза становится ветеран Великой Отечественной войны Костик Александр Васильевич .В 1966году колхоз первым в районе выполнил план задание по продаже зерна государству и награжден переходящим Красным Знаменем. В марте 1966года лучшая доярка колхоза «Ленинский путь» , в прошлом член женской тракторной бригады , за высокие показатели надоев молока Безверхова Анна Константиновна награждена Орденом Ленина .
- Открытие обелиска «Борцам за Советскую власть» -в 1967году комсомольцы села на субботниках строили своими силами этот памятник .
- 1989год- к 100летию школы построено новое здание. В селе начинается строительство жилых домов для специалистов.
- 1990-е годы. Село газифицировано. Проведена дорога с асфальтовым покрытием. Построен железобетонный мост. Установлен телетранслятор системы «Орбита». Открыт Фельшерско-акушерский пункт
Звучит песня «Над колхозным над полем»
Ведущий1:Остановка третья «Люди и судьбы»
У нас в гостях старожилы села. В настоящее время мы читаем в печати , в интернете и слышим много информации о событиях прошлых лет. А что осталось в вашей памяти , расскажите ребятам.
Косякина Мария Сергеевна- её семья была раскулачена в 1931г., а в годы войны, в 18лет ,она была членом женской тракторной бригады.
Плотникова Мария Егоровна и Филиппова Тамара Егоровна- из семьи репрессированных и высланных в Среднюю Азию. Им было по5-6лет.
Загребина Нина Алексеевна- трудовая династия её семьи 200лет.
Ведущий2:Наша жизнь не стоит на месте . Меняется село ,меняются люди.
О своем нелегком труде расскажет специалист хозяйства ,главный экономист Безверхова Дина Константиновна. Вам слово.
Звучит песня «Край ты мой родимый»
Ведущий1: В ноябре в стране отмечали день работников сельского хозяйства. К нам пришли в гости и передовики производства :
Куклева Ирина Викторовна – доярка
Харитонова Любовь Викторовна –свинарка
Будович Вячеслав Александрович- тракторист
- Вам люди труда , чей труд безупречен , предоставляется слово.
Анкета :
- Полное название вашей профессии
- Сколько лет трудового стажа?
- Каких результатов добились?
- Как отмечен ваш труд?
- Ваши пожелания учащимся
Чтец :Да здравствуют ваши ладони ,
Которые не устали –
Большие , огнеупорные ,
Под стать самой лучшей стали.
Ваши простые , не в золоте
Багровые , просмоленные
Тяжелые , будто молоты
Рабочие ваши ладони.
И после работы ладони-
Скромные ладони , огромные ,
А их бы поднять , как знамена ,
Чтобы люди их видели, - помнили!
Ведущий2: Наше путешествие подошло к концу , но если вы заметили , что в нашем селе жили и живут люди простые ,скромные, но удивительно интересные.
Есть у нас еще один гость- это Шмелева Любовь Михайловна .
Любовь к своей малой Родине она выразила стихами , одно из которых она вам прочтет.
Учитель: У сёл , как и у людей , свои биографии, свои судьбы. Время , этот самый беспристрастный судья, вносит поправки, расставляя книги на полках истории.
Каждый человек сам решает , что оставить ему в своей памяти, а что нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг."
Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг." В презентации показаны основные направления внутренней политики императора Александра I d 1801-1806 гг., его основ...
Презентация к уроку истории России для 10 класса по теме "Внешняя политика Екатерины II"
На этой презентации указаны основные направления внешней политики Екатерины II. Краткое содержание русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг., раздел Речи Посполитой. Даны портреты полкодцев...
урок истории в 7 классе Екатерина II.Внутренняя политика России
урок с применением модульной технологии...
Конспект урока истории России в 8 классе «Внутренняя политика России в годы правления Николая I»
Урок посвящен периоду царствования в России императора Николая I. В процессе изучения нового материала важно определить особенности внутриполитического курса Николая I, охорокризовать его , как ...
Конспект урока истории России в 9 классе на тему "Внешняя политика России. Русско-японская война"
Разработка урока истории 9 класс...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. ИСТОРИИ РОССИИ 7 КЛАСС. Тема урока: Внешняя политика Ивана IV
Цель урока: Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в....
конспект урока по истории России. Внешняя политика России во 2 половине 18 века.
Внешняя политика России в 18 веке....