Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Матафонова Алёна Владимировна

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного  общего образования по истории древнего мира .

Для реализации рабочей программы используется учебно- методический комплект:  Вигасина А.А, Годера «История Древнего мира».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_5_klass_drevniy_mir.doc273.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

Усть-Кутского муниципального учреждения.

                   Согласовано:                                                                         Согласовано:                                                            Утверждено:                                                                                                            

                   Руководитель ШМО                                                             Зам. директора по УВР                                           Директор МОУ СОШ № 5 УКМО                                                            

                   _________  ____________                                                      ___________ ____________                                    ___________С.В.Фетцова                                                                

                    «____»____________2013 г.                                                «____»____________2013 г                                    «____»______________2013 г.

             Протокол № _____

                                                   

Рабочая программа   по истории Древнего мира

5 класс.

Разработчик:

Матафонова Алёна Владимировна –

учитель истории  первой   категории

МОУ  СОШ № 5 УКМО.  


Пояснительная записка.

         Рабочая программа   учебного курса история Древнего мира для 5 класса составлена  на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 48);
  2. Федеральный государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
  3. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по истории , утвержденный приказом Минобразования  России 05.03.2004 г. № 1089;
  4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы;
  5. Распоряжение министерства образования Иркутской области  № 471-мр от 13.05.2013 г.» О продлении срока действия регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области»;
  6. Положение о рабочей программе педагога МОУ СОШ №5 УКМО, утвержденное 01.09.2011 г. № 110-од.                                
  7.  Учебный план МОУ СОШ №5 УКМО на 2013-2014 уч. год;
  8. Примерная программа (основного общего образования) по истории  (История. Программы общеобразовательных учреждений. 5 -9 классы / авт.-сост. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая . - М.: Просвещение, 2009.
  9.  Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение истории Древнего мира   в 5  классе отводится не менее 68 часов из расчета 2 ч в неделю.   В том числе:

Контрольных работ - 6

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного  общего образования по истории древнего мира .

Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект:

  1. Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2011 г.
  2. Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2011 г.
  3. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2009 г.
  4. О.В. Арасланова, К.А. Соловьев. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.- М.: Вако, 2009.
  5. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2008.

         Курс истории древнего мира  входит в число дисциплин, включенных в учебный план. В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. Курс ставит своей целью дать обучающимся знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе,  в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление- дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

         В цели курса входит:

  • Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
  • Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  • Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

         Курс дает возможность вести работу по формированию у обучающихся:

  • Умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
  • Умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;
  • Умения спорить и отстаивать свою точку зрения;
  • Умения читать историческую карту, определять местоположение  историко-географических объектов.

         Особенность рабочей программы  – вариативность моделей проведения уроков, альтернативность заданий. При составлении рабочей программы  использовалась обширная историческая литература.

         В программе  предусмотрены разнообразные формы проверки домашнего задания: традиционный опрос, работа с текстом исторического источника, письменное творческое задание, также практикуются тестовые задания, ролевые игры, работа текстом, написание эссе по дискуссионному вопросу. Задания различаются по сложности и по форме( индивидуальная и коллективная). Это позволит обеспечить индивидуальный подход в обучении учащихся, а также организовать их работу в группе. Умение работать в группе, доказывать свои выводы, самостоятельно получать новую информацию, оценивать свою работу и ответы товарищей, анализировать допущенные ошибки будет способствовать развитию речи и мышления учащихся на новом уровне.

Требования к уровню подготовки

          В результате изучения истории ученик должен

         знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего  мира; выдающихся деятелей этого периода;
  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

         уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий
  • отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных
  • источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Учебно- тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем  

Кол-во часов

Всего

Уроков

Контр. Меропр.

1

Жизнь первобытных людей

8

7

1

2

Древний Восток

20

18

2

3

Древняя Греция

21

20

1

4

Древний Рим

17

16

1

5

Итоговое повторение

2

1

1

Итого

68

62

6

Содержание программы учебного курса.

Раздел 1.Жизнь первобытных людей  ( 8 ч).  Введение в историю Древнего мира ( 1ч) . Древнейшие люди.

         Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди;

         Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

         Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

         Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

         Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

         Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

         Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

         Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

Раздел  2. Древний Восток. (20ч)

         Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

         Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

         Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

         Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности

         Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

         Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

         Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

         Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

         Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

         Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Индия и Китай в древности

         Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

         Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Тема 3. Древняя Греция. (21ч)

Древнейшая Греция

         Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

         Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

         Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

         Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

         Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

         Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского  полиса:  граждане,  переселенцы,  рабы.   Использование труда рабов.

         Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

         Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

         Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Македонские завоевания в IV в. до н. э.

         Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

         Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

          Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Тема 5. Древний Рим (17ч).

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

         Местоположение   и   природные   особенности   Италии.   Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

          Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето». Уравнение   в  правах  патрициев  и   плебеев.   Отмена  долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

         Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

          Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция». Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Гражданские войны в Риме

         Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая. Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против  Цезаря.  Убийство   Цезаря   в  сенате.   Понятия   «ветеран», «диктатор».

          Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Римская империя в первые века нашей эры.

         Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары». Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

         Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

         Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая-на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы. Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Падение Западной Римской империи

         Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

         Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый

захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение (2 ч)

         Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Контроль.

Система измерения результатов состоит из:

  • входного, промежуточного и итогового контроля;
  • тематического и текущего контроля,
  • административного.

Входной контроль – сентябрь

Промежуточный контроль – декабрь

Итоговый контроль – май

Тематический контроль:

 Каждый вариант контрольной работы содержит задания обязательного и повышенного уровня подготовки.

  1. Контрольная работа № 1 по теме « Жизнь первобытных людей»
  2. Контрольная работа № 2 по теме: ««Древний Египет»
  3. Контрольная работа № 3 по теме ««Древний  Восток » (Административный контроль).
  4. Контрольная работа № 4 по теме «Древняя Греция»
  5. Контрольная работа № 5 по теме:  «Древний Рим»
  6. Контрольная работа № 6 «Итоговая контрольная работа». (Итоговый контроль)

            Текущий контроль:

Самостоятельные работы.
Тематические тесты.
Тематические тесты включают в себя  задания с выбором ответов. В некоторых тестах имеются задания повышенной сложности. Как правило, с помощью тематических тестов диагностируется усвоение изученной темы, пробелы знаний обучающихся. 

Тест 1.

Возникновение искусства и религиозных верований

Тест 8.  

Города Эллады подчиняются Македонии

Тест 2.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Тест 9.

Завоевание Римом Италии.

Тест 3.  

Искусство Древнего Египта

Тест 10.

Земельный закон братьев Гракхов

Тест 4.  

Финикийские мореплаватели

Тест 11.

В Риме при императоре Нероне

Тест 5.  

Микены и Троя

Тест 12.

«Вечный город» и его жители

Тест 6.  

Зарождение демократии в Афинах

Тест 13.  

Взятие Рима варварами

Тест 7.  

Победа греков над персами в Марафонской битве

Административный контроль:

         На административный контроль выносится  контрольная работа № 3 по теме ««Древний  Восток »

Учебно- методические средства.

  1. Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.-М., 2012.
  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2012.
  3. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.-М 2008.
  4. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2008
  5. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,2007
  6. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,2008
  7. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 2007
  8. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,2008
  9. Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,2008
  10. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2008.
  11. Рони-Старший Ж. Борьба за огонь М., 2008

Календарно- тематическое планирование уроков истории Древнего мира

5 класс.

Праздничный день – 9 мая

№ п/п

Дата проведения урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Контроль

Примечание

План

Факт

1.

03.09

Раздел 1.Жизнь первобытных людей .

 ( 8 ч)

Введение. (1 ч)

Откуда мы знаем, как жили наши предки

2.

06.09

Глава1. Первобытные собиратели и охотники. ( 3 ч)

Древнейшие люди

3.

10.09

Родовые общины охотников и собирателей

4.

13.09

Возникновение искусства и религиозных верований

тест

5.

17.09

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. ( 3 ч)

Возникновение земледелия и скотоводства

6.

20.09

Возникновение неравенства и знати

7.

24.09

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей» ( 1 ч)

к/работа

8.

27.09

Глава 3.

Счет лет в истории. ( 1ч)

9.

01.10

Раздел 2. Древний Восток  ( 20 ч)

Глава 4.

Древний Египет

( 8 ч)

Государство на берегу Нила

10.

04.10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

тест

11.

08.10

Жизнь египетского вельможи

12.

11.10

Военные походы фараонов

13.

15.10

Религия древних египтян

тест

14.

18.10

Искусство Древнего Египта

15.

22.10

Письменность и знания древних египтян

16.

25.10

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Древний Египет»

к/работа

17.

05.11

Глава 5.

Западная Азия в древности

( 7 ч)

Древнее Двуречье

18.

08.11

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

19.

12.11

Финикийские мореплаватели

тест

20.

15.11

Библейские сказания

21.

19.11

Древнееврейское царство

22.

22.11

Ассирийская держава

23.

26.11

Персидская держава «царя царей»

24.

29.11

Глава 6.

Индия и Китай в древности ( 5 ч)

Природа и люди Древней Индии

25.

03.12

Индийские касты

26.

06.12

Чему учил китайский мудрец Конфуций

27.

10.12

Первый властелин единого Китая

28.

13.12

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Вклад народов Древнего Востока в мировую историю» 

к/работа

29.

17.12

Раздел 3. Древняя Греция ( 21 ч)

Глава 7. Древнейшая Греция

( 5 ч)

Греки и критяне

30.

20.12

Микены и Троя

тест

31.

24.12

Поэма Гомера «Илиада»

32.

27.12

Поэма Гомера «Одиссея»

33.

14.01

Религия древних греков

34

17.01

Глава 8.

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

( 7 ч)

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

35.

21.01

Зарождение демократии в Афинах

тест

36.

24.01

Древняя Спарта

37.

28.01

Греческие колонии на берегу Средиземного и Черного морей

38.

31.01

Олимпийские игры в древности

39.

04.02

Победа греков над персами в Марафонской битве

тест

40.

07.12

Нашествие персидских войск на Элладу

41.

11.02

Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии

( 5 ч)

В гаванях афинского порта Пирей

42.

14.02

В городе богини Афины

43.

18.02

В афинских школах и гимнасиях.

44.

21.02

В театре Диониса.

45.

25.02

Афинская демократия при Перикле.

46.

28.02

Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

 ( 4 ч)

Города Эллады подчиняются Македонии.

тест

47.

04.03

Поход Александра Македонского на Восток.

48.

07.03

В Александрии Египетской

49.

11.03

Повторительно-обобщающий урок по теме: « Древняя Греция»

к/работа

50.

14.03

 

Раздел  4.    Древний Рим  ( 17 ч)

Глава 11.

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией ( 3 ч)

Древнейший Рим.

51.

18.03

Завоевание Римом Италии

тест

52.

21.03

Устройство Римской республики

53.

01.04

Глава 12.

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья  ( 3 ч)

Вторая война Рима с Карфагеном

54.

04.04

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

55.

08.04

Рабство в Древнем Риме

56.

11.04

Глава 13. Гражданские войны в Риме  

( 4 ч)

Земельный закон братьев Гракхов

тест

57.

15.04

Восстание Спартака

58.

18.04

Единовластие Цезаря

59.

22.04

Установление империи

60.

25.04

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры

( 5 ч)

Соседи Римской империи

61.

29.04

В Риме при императоре Нероне

тест

62.

02.05

Первые христиане и их учение

63.

06.05

Расцвет империи во 2-ом веке

64.

13.05

«Вечный город» и его жители

тест

65.

16.05

Глава 15. Падение Западной Римской империи  ( 2 ч)

Римская империя при Константине

66.

20.05

Взятие Рима варварами

тест

67.

23.05

Повторительно-обобщающий урок по теме: « Древний Рим» ( 1 ч)

68.

27.05

Повторительно-обобщающий урок по курсу:« История Древнего  мира» ( 1 ч)

к/работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...