"Реконкиста"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Урок посвещен прохождению реконкисты на Перенейском полуостраве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekonkista.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок всеобщей истории в 6 классе
по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского « История средних веков. 6 класс»
Тема урока:
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Цель урока:
- выяснить причину образования централизованных государств на Пиренейском полуострове
Задачи:
- подвести учащихся к пониманию особенностей образования централизованных государств на Пиренейском полуострове.
- продолжить формирование умений работать с исторической картой, анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи.
- прививать чувство уважения к истории другого народа, развивать интерес к изучению истории.
Новые понятия: Реконкиста, Кортесы, идальго, Португалия, Испания, инквизиция, аутодафе.
Новые даты:
756-1031гг. – существование Кордовского (Андалусского) халифата на территории Пиренейского полуострова
1188г. – появление сословно-представительного органа Кортесов в Кастилии
1212г. – сражение у Лас Навас де Толоса
1479г. – брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского
1492г. – завоевание Испанским королевством Гранады
Персоналии:
Изабелла Кастильская – королева Кастилии с 1474 года, дочь короля Хуана II Кастильского и Изабеллы Португальской, супруга Фердинанда II Арагонского. Фердинанд Арагонский – король Сицилии с 1468 года, Арагона с 1479 года, Кастилии (как Фердинанд V и муж королевы Изабеллы) в 1479-1504 годах; сын Хуана II Арагонского и Хуаны Энрикес. Фердинанд объединил на основе династической унии Арагон и Кастилию, что явилось началом единого испанского государства. Томас Торквемада (ок. 1420-98) - с 80-х гг. глава испанской инквизиции (великий инквизитор). Инициатор изгнания евреев из Испании (1492).
Оборудование: карта «Реконкиста на Пиренейском полуострове», рабочие тетради, карточки, рабочие листы, текст инсценировки, ИКТ
Ход урока.
Организация начала урока.
- Здравствуйте, дорогие друзья! Я приглашаю вас совершить путешествие в одну из красивейших стран Западной Европы на Пиренейском полуострове. Это Испания – страна замков, виноградников, оливковых рощ, морских курортов. Она занимает практически весь Пиренейский полуостров. Мы заглянем на страницы истории этой страны, которые уносят нас в VII – XV вв. нашего века.
Актуализация ранее изученных знаний.
Кроссворд по ранее изученному материалу.
1. В середине VIII века на территории Пиренейского полуострова образуется самостоятельное арабское государство Кордовский эмират со столицей …..
2. Соединение разрозненных частей государства в одно целое – это …..
3. Специальный церковный суд.
4. В конце XV в. во Франции и в Англии складывается ………. государство.
5. Понятие, противоположное понятию «объединение, образование государства».
6. Мусульманское государство во главе с халифом («заместителем» Пророка).
к | о | р | д | о | в | а | |||||||||
о | б | ъ | е | д | и | н | е | н | и | е | |||||
и | н | к | в | и | з | и | ц | и | я | ||||||
о | |||||||||||||||
ц | е | н | т | р | а | л | и | з | о | в | а | н | н | о | е |
к | |||||||||||||||
и | |||||||||||||||
р | а | с | п | а | д | ||||||||||
т | |||||||||||||||
х | а | л | и | ф | а | т |
Вы встречались с упоминанием об этой стране при изучении темы «Арабский халифат и его распад». В кроссворде, который вы разгадаете в парах, содержатся вопросы, касающиеся именно этого периода, а также материала предыдущего урока «Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии».
- Если вы правильно разгадали кроссворд, то в верхней строке должно получиться новое понятие, которое содержится в теме нашего урока.
Определение темы урока, постановка цели и задач урока.
- У вас получилось слово … (Реконкиста). В переводе с испанского оно обозначает «отвоевание».
- Что жители Пиренейского полуострова могли отвоевывать и у кого? (Земли, захваченные арабами в V в.).
- После отвоевания территорий, какое государство могло сохранить свою независимость? (Сильное, единое …).
- Поэтому тема нашего урока «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове».
- Запишите тему в тетради.
- Какие цели урока мы можем поставить перед собой?
- Продолжите фразу:
Мы должны узнать …
Мы будем развивать …
(Ответы учащихся).
Изучение нового материала.
Работа по карте «Арабский халифат и его распад» и иллюстрациям.
- Молодцы, цели наши ясны. Мы продолжаем наше путешествие по этой стране. - Пиренейский полуостров находится на юго-западе Европы, отделен от нее Пиренейскими горами, омывается с запада - Атлантическим океаном, с востока - Средиземным морем. Между южной оконечностью Пиренейского п-ова и северо-западной частью Африки находится Гибралтарский пролив, он соединяет Атлантический океан и Средиземное море. В VII веке арабы и мавры (жители Северной Африки) захватили полуостров, образовав на его территории Кордовский эмират. В Х в. после распада Арабского халифата здесь образовалось самостоятельное мусульманское государство Кордовский халифат. Давайте посмотрим, на жизнь народа в то время.
Фронтальная работа по заполнению таблицы.
- Что принесли арабы в хозяйство и культуру жителей Пиренейского полуострова?
- Прочитайте п.1 §22 абзац 2-3 (записать на доске).
- Какой вклад внесли арабы в земледелие и скотоводство на Пиренейском полуострове?
- Какие происходили изменения в жизни горожан?
- Какие ремесла развиваются при арабах?
- С какими странами вел торговлю Кордовский халифат?
- Люди какого вероисповедания жили на территории халифата?
- Как относились к иноверцам арабы?
- Оцените в целом вклад арабов в жизнь жителей Пиренейского полуострова.
- В какую сторону изменилась жизнь людей?
3. Постановка проблемы и обсуждение ее в группах.
- Почему при всех «плюсах» арабского владычества народ был недоволен, и сразу после завоевания арабами в VII веке начинается Реконкиста – «отвоевание», затянувшаяся на восемь столетий?
Обсуждение в группах. Ответы детей.
- Реконкиста – это попытки христиан отвоевать захваченные маврами территории Пиренейского полуострова, места исконного их проживания. Т.е. это была освободительная борьба народа.
- Работав парах учебника
- Но каждая категория населения участвовала в Реконкисте и по своим личным причинам. Прочитайте п.2 (последний абзац стр. 183) и, работая в паре с соседом по парте, соотнесите категории населения и то, что они ждали после завершения Реконкисты. Проверим…
Закрепление изученного материала.
«Оживление» карты «Реконкиста на Пиренейском полуострове».
- Но одной из задач нашего урока – это выяснить, как происходила Реконкиста на Пиренейском полуострове. Мы продолжаем путешествие, но теперь оно пройдет по карте в учебнике и на экране.
- Найдите территории, освобожденные в ходе Реконкисты и покажите их. (выходит по 1 ученику к доске). К концу XI в. К концу XIII в. К концу XV в.
- Найдите дату и место решающего сражения христиан мусульманами. (Битва у Лас Навас де Толоса – 1212г.)
- Давайте продолжим наше путешествие по Пиренейскому полуострову, и вы видите:
Фронтальная работа с текстом учебника и составление опорного конспекта «Кортесы в Кастилии».
- Кастилия – «страна замков». Здесь сформировалась такая форма правления, как сословная монархия.
- Вспомните, какое государство называется сословной монархией.
Сословная монархия (сословно-представительная монархия) – это форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан.
- В каких изученных вами государствах также существовала сословная монархия? (Во Франции и в Англии).
- Как назывались органы сословного представительства во Франции и в Англии? (Во Франции – Генеральные штаты, А Англии – парламент).
- В Кастилии такие органы сословного представительства возникли в 1188г., что на 80 лет раньше, чем в Англии (1265г.), и на 120 лет раньше, чем во Франции (1302г.).
- Прочитайте текст учебника первый абзац п.4 (стр. 186-187).
- Составьте схему (опорный конспект) в тетради.
- Как называлось собрание представителей сословий в Кастилии? (прикрепить к доске - КОРТЕСЫ).
- На сколько палат делились кортесы? (нарисовать 3 стрелки).
- Представители, каких сословий приглашались на заседания кортесов? (прикрепить слова ЗНАТЬ, ГОРОЖАНЕ, КРЕСТЬЯНЕ).
- Чем занимались кортесы? (прикрепить на доске – НАЛОГИ, ЗАКОНЫ).
Рассказ учителя о завершающем этапе Реконкисты.
- Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский заключив династическую унию (союз) в 1469г., соединили свои владения и в 1479г. на карте Европы появляется новое централизованное государство Испанское королевство. Королевской чете удалось усмирить своеволие знати, реформировать финансовую систему и управление страной. Подняв авторитет королевской власти, Фердинанд и Изабелла заложили основы испанского абсолютизма. Монархи проводили активную католическую политику, покровительствуя церкви, они поставили ее под свой контроль, и осуществили ряд мер по повышению престижа и морального уровня духовенства. Фердинанд и Изабелла учредили трибунал инквизиции в Кастилии, усилили гонения на мавров, которых насильственно обращали в христианство. Более подробно об инквизиции в Испании вы узнаете, прочитав текст параграфа. Война против Гранадского эмирата была победоносно завершена в 1492 году ликвидацией последнего мусульманского анклава на Пиренейском полуострове. В ходе войны с маврами Фердинанд показал себя как талантливый полководец и доказал свою личную смелость. С завоеванием Гранады была завершена Реконкиста.
VI. Контроль и самооценка результата.
1. Тестирование учащихся по изученному материалу.
- Завершая наш урок, мне бы хотелось узнать, насколько вы усвоили материал. Ответьте на вопросы теста, выбрав правильное продолжение фразы.
Продолжите правильно фразу:
1. На Пиренейском полуострове в середине VIII в. образовалось мусульманское государство … | А. Кордовский эмират |
Б. Мавританский халифат | |
В. Багдадский халифат | |
2. Обратное отвоевание христианами захваченной мусульманами территории Пиренейского полуострова называется … | А. Реконструкция |
Б. Реконкиста | |
В. Реставрация | |
3. Крестьяне, участвовавшие в войнах с маврами, мечтали получить … | А. землю и личную свободу |
Б. должности и богатство | |
В. власть и землю | |
4. Решающее сражение между войсками христианских государств и мавританских войск у Лас Навас де Толоса состоялось … | А. в 1030г. |
Б. в 1479г. | |
В. в 1212г. | |
5. Последним этапом в объединении Испании стало … | А. возникновение собрания представителей сословий - кортесов |
Б. заключение династической унии между Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским | |
В. учреждение специального церковного суда - инквизиции |
2. Взаимопроверка, соотнесение с образцом.
1а 2. б 3. а 4. в 5. б
- Обменяйтесь листочками, проверьте правильность ответов.
- Если 5 правильных ответов – поставьте «5», 4 – «4» и т.д.
- Подведение итогов урока.
- Задание на дом.
- § 22, в рабочей тетради №2,
- Творческое задание: составить экскурсию по Испании в период Реконкиста.
- Задание повышенной сложности: напишите в тетради сочинение-рассуждение «Нарушение заповедей Христа католической инквизицией».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по истории Средних веков по теме "Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове"
Данная проверочная работа предназначена для учащихся 6-х классов. Проверочная работа проверяет знания по данной теме....
Презентация на тему: " Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове"
Данная презентация позволяет проверить усвоение учебного материала по заявленной теме....
Презентация "Реконкиста. Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове"
Презентация к открытому уроку. История Средних веков. 6 класс....
Реконкиста и образование независимых государств на Пиренейском полуострове.
6 класс. Урок истории средних веков. Урок открытия новых знаний....
Презентайия к уроку истории . Реконкиста
Урок разработан в соотвествотвии с ФГОС ООО...
технологическая карта урока по истории по теме: "Реконкиста"
уважаемые колллеги предлагаю вам технологическую карту урока с дидактической структурой урока по теме: "Реконкиста"....
Открытый урок по истории в 6 классе на тему: «Государства Пиренейского полуострова. Реконкиста»
Открытый урок по истории в 6 классе на тему: «Государства Пиренейского полуострова. Реконкиста»...