Урок .Права ребёнка
видеоурок по истории (7 класс) на тему
Презентация и план-конспект урока для 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку Права ребёнка. | 700.5 КБ |
план-конспект урока Права ребёнка. | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема: "Права детей. Международные документы о правах детей"
« Весь мир театр, а люди в нём актёры
и каждый в нём свою играет роль»
В.Шекспир.
Цель: 1. Познакомить учащихся с международными документами, касающимися защиты прав, формировать вдумчивое и ответственное отношение к процессу защиты своих прав; повторить обязанности и ответственности ребёнка в семье.
2. Развивать аналитическое и критическое мышление учащихся.
3. Способствовать формированию культуре прав человека.
4. Дать учащимся определённую сумму знаний о правах ребёнка.
Оборудование: набор карандашей, Ксерокопии сокращенного варианта Конвенция о правах ребенка, презентация к уроку, столы сдвинуты для работы в группах.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Разминка. Для начала поиграем. Каждая группа составляет команду. Я назначаю - капитанов. (Учитель раздает карандаши).
Учитель: Игра началась! Дети приходят в замешательство. Учитель удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать карандаши по кругу.
Учитель: Игра началась! Учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаши по одному.
Учитель: Снова играем! Опять останавливает игру и, по своему усмотрению, объявляет победителей.
Учитель: Что вам не понравилось в ходе игры? Почему вам показалась игра нечестной? Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно?
Ответы: В игре должны быть правила. Правила должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными. Они не должны меняться по ходу игры.
Учитель: Так вот ребята наш урок мы начали с игры, т.к. вся наша жизнь – игра. И на уроках обществознания вы знакомитесь с самыми важными правилами этой игры - законами. Закон должен отвечать тем требованиям или правилам, которые мы с вами не установили в нашей игре и потому она у нас с вами не получилась (Слайд) Закон регулирует все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к замешательству, которое было у нас в игре. На примере разминки в начале занятия, полагаю, мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших уроков права и знаний законов, регулирующих нашу жизнь.
- Давайте вспомним, как называется основной международный документ по правам человека? (Всеобщая декларация прав человека – 1948г)
- А обладают ли дети такими же правами и свободами, что и взрослые?
- Необходим ли специальный документ по защите прав детей? Почему?
- Такие документы существуют сегодня, это и есть тема нашего урока.
3. Сообщение темы урока. Права детей. Международные документы о правах детей"
- Мы с вами изучаем главу «Подросток и закон» и уже многое знаем:
1. Что такое право? (Определение)
2.Кто такие малолетние дети? Ч то они в праве совершать? (6 до 14 лет)
2. Кто такие подростки? Чем они отличаются от малолетних детей? (14 до 18 лет)
3. Что такое дееспособность? Когда она наступает?
А наш сегодняшний урок посвящен международным документам о правах детей.
4.Объяснение нового материала. (Слайд). Учащиеся работают в тетради, записывают информацию со слайда..
1)Декларация прав ребенка - принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей.
2) Конвенция о правах ребенка - единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав.
Интересный факт - на утверждение документа в ООН ушла 1 минута, на выработку её - 10 лет.
Декларация ( с лат. "провозглашение"),
Конвенция ( с лат. "соглашение").
- Разница между этими 2-я документами состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение статей Конвенции. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка. В настоящее время Конвенция ратифицировали, т.е. утвердили верховной властью своего государства, все страны мира за исключением только двух. Присоединение же к декларации – лишь показывает намерение государства следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения, более значимым документом является Конвенция. Конвенция устанавливает необходимые юридические и моральные стандарты для защиты прав ребёнка и не препятствует любым мерам улучшения прав, закреплённых в государственных договорах. Именно работе с Конвенцией мы уделим особое внимание на уроке.
5. Работа по группам. Карточки с заданиями по группам. (Приложение №1)
- Итак, Конвенция - очень серьезный документ, адресованный правительствам государств. Но он не слишком трудный, и это нам докажет работа с документом «Конвенция». Возьмите приготовленные ксерокопии.
- Прежде всего, выясним, кого в Конвенции признают ребенком? (Лицо от рождения до 18 лет.)
Все права ребёнка, т.е. вас можно разделить на 3 группы (Слайд)
Сейчас мы с вами будем работать в группах - задание каждой группе: найти и зачитать:
1-я группа – права - обеспечивающие права ребёнка ;
2-я группа – права – защищающие ребёнка;
3-я группа – права - обеспечивающие свободу несовершеннолетних.
Вашу работу я буду оценивать по следующим критериям: активность в группе, дисциплинированность, быстрота и правильность ответов. Итак, у вас 5 минут, чтобы выполнить каждой группе своё задание.
6. Проверка работы групп.
Учитель обязательно оценивает работу групп и коротко комментирует ответы.
7. Закрепление изученного материала. Тест. ( приложение №1)
- Как вы себя чувствуете? Какова температура нашего урока? А сейчас предлагаю измерить температуру «прав человека» в нашей школе. Не удивляйтесь! Перед вами лежат тесты, отвечая на вопросы, подсчитайте баллы. Но прежде внимательно прочитайте и прослушайте каждое из девяти высказываний и укажите, насколько точно оно применимо к коллективу нашей школы. (Слайд)
- У кого сколько баллов? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36. Почему температура «прав человека» низка? От кого зависит температура прав человека в школе? Что надо сделать, чтобы поднять температуру?
8. Вспомним изученное
Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где есть права, там есть и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем прав и обязанностей, прав и ответственности будет возрастать. Мы с вами знакомы с правами ребёнка в семье, давайте ещё раз вспомним их Работа с памятками. (памятка «Права и обязанности подростка». Приложение №2)
Заявляя о своих правах, надо помнить о том, что ваши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и о своих обязанностях.
9. Итог занятия. (Слайд)
- Назовите основные международные документы по правам ребенка? Когда они приняты?
- В чем разница между Конвенцией и Декларацией?
- Кого в Конвенции считают ребёнком?
- Назови основные группы прав, которые предусмотрены в Конвенции?
Итог: На сегодняшнем уроке вы реализовали свое главное право - право знать о своих правах
10. Урок закончен. Д/з. Выставление оценок.
Приложение №1
Задание по группам:
1-я группа «Обеспечение»
1.Вопрос: Как записывается фамилия, имя и отчество ребёнка при гос. регистрации ребёнка.
2. Вопрос: Имеет ли право ребёнок по своему желанию изменить фамилию, имя и отчество?
3. Вопрос Как определяется гражданство ребёнка. родители которого являются гражданами РФ?
4. Вопрос: Как в зависимости от возраста ребёнка, может изменяться его гражданство?
2-я группа «Защита»
- Вопрос: В кокой статье Конвенции закреплено право ребёнка на личную жизнь? Изложите основные положения статьи.
- Вопрос: В кокой статье Конвенции закреплено право не быть подвергнутым пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания?
3-я группа «Свобода»
1. Вопрос: В какой статье Конвенции изложено право ребёнка на выражение своего мнения и что оно значит?
2. Вопрос: В какой статье Конвенции утверждается право ребёнка на свободу мысли. совести и религии? Изложите основные положения статьи.
Приложение №2
Тест
1) В моей школе каждому учащемуся обеспечена безопасность и личная неприкосновенность.
2) В моей школе воспитательные мероприятия одинаковы для всех.
3) Члены коллектива моей школы обязательно будут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.
4) Когда в моём классе возникают конфликтные ситуации, мы решаем их сообща.
5) В вопросах дисциплины каждому учащемуся моей школы гарантировано справедливое и беспристрастное решение при определении наказания и вины.
6) В моей школе никто не посягает на мое личное имущество .
7) Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.
8) Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.
9) Учащиеся моей школы имеют возможность принимать участие в разработке правил своей жизни.
Шкала оценки:
1-никогда, 2-редко, 3-часто, 4-всегда.
Максимально возможная температура -36 градусов "прав человека".
Приложение №3
Таблица «Права и обязанности ребёнка в семье»
№ | Права ребёнка в семье | Обязанности ребёнка в семье |
1 | Жить и воспитываться в семье, знать своих родителей и совместно проживать с ними, право на общение с родителями и родственниками | трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей |
2 | Право на заботу родителей и на воспитание родителями, на обеспечение своих интересов | трудоспособные совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях |
3 | право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства | Дети должны уважать родителей |
4 | Право на защиту своих прав и законных интересов | Дети обязаны прислушиваться к мнению своих родителей |
5 | Право на изменение фамилии и имени | |
6 | Право на получение содержания от родителей и других членов семьи. | |
7 | Право на расходование средств, причитающихся ребёнку, на его содержание, воспитание и образование. | |
8 | Право собственности на доходы, полученные им и подаренное имущество. | |
9 | право собственности на имущество родителей |
Макет рабочей тетради учащегося
1.В ходе урока учащиеся делают в рабочей тетради записи появляющиеся на слайдах презентации к уроку:
1). Тема урока;
2). Эпиграф урока
3) Международные документы, время их принятия
2. В итоговой части урока учащиеся отвечают на поставленные вопросы с опорой на сделанные записи.
ЗАЯВКА
на участие в конкурсе
«Лучшая авторская разработка электронного приложения к уроку»
Фамилия: Калашникова
Имя Ирина
Отчество Александровна
Должность Учитель истории.
Образовательное учреждение МОУ СОШ №16
Телефон для связи 3-86-96
Электронная почта school16almaz@mail.ru
Принимали ил ранее участие в
конкурсах на лучшую учительскую
разработку нет
Тема разработки Урок: «Права ребёнка. Международные
документы»
Наличие методического
руководства к уроку Прилагается
Наличие макета рабочей
тетради ученика Прилагается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Права ребёнка - твои права!"
Дополнительный наглядный материал ко всем мероприятиям на правовую тему....
Урок "Права ребёнка в семье"
В материале рассказывается о правах детей в семьях, причинах жестокого обращения с детьми и предлагается материал для психологической разгрузки...
Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности».
Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества....
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....
План-конспект классного часа "Права ребёнка - права человека".
Ознакомить обучащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с основными положениями «Конвенции о правах ребенка»,спобствовать формированию у подростков правовой культ...
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ «Права ребёнка – права человека»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- пропаганда ценностей прав и свобод человека, распространение знаний о правах ребёнка и механизмах их защиты;- формирование правовой культуры, развитие интереса ...
Правовой квест "Право имею" посвящён принятие конвенции по правам ребёнка.
Салехард МБОУ СОШ №3 городское мероприятие, среди 7 классов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15822438","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]20...