Турнир эрудитов (урок-игра)
материал по истории (5 класс) на тему
Урок-игра, проводимый в рамках Недели истории и краеведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-игра в рамках Недели истории и краеведения | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
«ТУРНИР ЭРУДИТОВ» 5 класс
I тур Географический ( Путешествие «По городам и весям - селениям»)
1. Все дороги ведут туда ………………………………………………………………………..Рим
2. Кто их не видел – тот осёл, а кто ими не восторгался – тот верблюд ……………………Афины
3. Город – военный лагерь, где запрещались ремесло и торговля……………………….. ...Спарта
4. Сюда раз в 4 года съезжались греки со всей Эллады и ее колоний………………………Олимпия
5. Сенатор Катон считал, что он должен быть разрушен…………………………………… Карфаген
6. Вершина этого вулкана стала спасением для сотен беглецов……………………………. Везувий
7. Чтобы выйти оттуда, нужна не карта, а клубок ниток……………………………………. Лабиринт
8. Район города, прославившийся изделиями из глины…………………………………….. Керамик
9. Более 30 городов названы в честь одного полководца………………………………… Александрия.
10. «Страна телят» ………………………………………………………………………………Италия
II Аква - тур (Водная история «По воде писано…» О чём сказано?)
1. Как лягушки вокруг болота, расселись греки вокруг……………………….Средиземного моря
2. «Стыдно нам, перешедшим морской пролив, бояться ручейка»………………р.Граник
3. Владыка моря, колебатель волн……………………………………………….Посейдон
4. Река забвения в подземном царстве (греч. миф)……………………………..Лета (кануть в лету)
5. Там послы нашли достаточно и земли и воды………………………………..колодец
6. Сооружение, построенное рабами для снабжения Рима водой……………..акведук (водопровод)
7. Римляне стали считать его внутренним озером……………………………..Средиземное море
IIIтур Реставрационный (Восстановление текста (исправьте ошибки в тексте)
1.Тиррей, сын царя Эгея, отправился в далёкую страну Египет. Со своими спутниками он оказался в Подземном царстве. Выйти им помогла дочь царя – Медея, дав Тесею золотое руно.
Подняв на корабле алые паруса, путники с победой вернулись домой.
В честь победителей море назвали Тирренским.
2. Римский полководец Ганнибал вел войны с пунами. Стараясь первым нанести удар врагу, Ганнибал решил переправиться через Тибр. Пятнадцать суток войско поднималось вверх, а затем спускалось вниз по реке. Латины, ненавидевшие римлян, вступали в войско Ганнибала.
Битву при Зама в 216 г. до н.э. римляне выиграли, несмотря на двукратное превосходство противника.
IV тур Зоологический «Ход конём»
1. Мифическое существо, с торсом человека и туловищем коня………………………..кентавр
2. Опасный подарок, дар, несущий угрозу (крылатое выражение)…………………… троянский конь
3. Сооружение для конных скачек ………………………………………………………..ипподром
4. Вступает в бой только, стоя на доске …………………………………………………...шахматный конь
5. Город, названный в честь коня великого полководца………………………………….Букефалия
6. Двухколёсная повозка, управляемая возничим…………………………………………колесница.
7. Один из подвигов Геракла – выполнил задание царя Авгия………………………….вычистил конюшни
8. Неожиданное решение, идущее в обход препятствий, стоящих на пути…………….Ход конем
V. ТУР Литературный «Бойцы вспоминают минувшие дни…»
О каких событиях идет речь? Где и когда это было?
5.1 «… Был громкий крик: «вперёд, сыны Эллады!
Спасайте родину, спасайте жён,
Детей своих, богов отцовских, храмы,
Гробницы предков, бой теперь – за всё.
Сперва стояло твёрдо войско персов;
Когда же скучились суда в проливе
И медными носами поражали
Своих же – все они тогда погибли…»
5.2 «Последний горный перевал…
На перевале пела вьюга:
Вверх ползли солдаты,
Гуськом, хватаясь друг за друга,
Подряд, как волны в океане,
У ног катились облака.
По сторонам тропы лежали
Обледенелые тела…
… Отроги, пики, ледники…
На сотни верст тянулись горы;
Чтоб через них пробиться грудью,
Придётся многим лечь здесь…
VI тур Божественный
(соотнесите имена богов Древней Греции и Древнего Рима)
1. Арес А. Венера
2. Афродита Б. Либер
3.Гера В. Марс
4. Гермес Г. Юпитер
5. Дионис Д. Меркурий
6. Зевс Е. Юнона
ТУРНИР ЭРУДИТОВ 6 класс.
I тур Географический «Путешествие по городам и весям»
1. Матерь городов русских………………………………………………….. Киев
2. ……Третий Рим, а четвертому не бывать……………………………… Москва
3. Решение: «Каждый да держит Отчину свою»…………………………...Любеч
4. «Злой город» (назван м - т)…………………………………… ………….Козельск
5. Столица Золотой Орды, а у нас хоз. постройка………………………….Сарай
6. Соперник Москвы в борьбе за великое княжение……………………….Тверь
7. Места сбора дани, установленные княгиней Ольгой……………………Погосты
8. Городские окраины – улицы………………………………………………слободы
9. Жилища князей и бояр…………………………………………………….хоромы
10. Вечевое правление…………………………………………………………Новгород
11. Первое захваченное м – т княжество …………………………………….Рязань
12. Приглашение Ю.Долгорукова « Приди ко мне брат, на…………»……Москов
II Аква – тур Водная история «По воде писано……….»
1. Последнее море, до которого хотели дойти Чингисхан и Батый ………………
Атлантический океан
2. Побоище на льду…………………………………………………………..Чудское озеро
3. Маленькая река, давшая прозвище великому полководцу………………………..Нева
4. Массовое крещение киевлян в водах……………………………………………….Днепра
5. Русское море………………………………………………………………………….Черное
6. Стояние русского и м- т войска на…………………………………………………р..Угре
III тур. Исторический портрет (Узнайте по описанию о ком речь?)
3.1. Он вступил на великокняжеский престол в возрасте 10 лет. На протяжении всего его правления шла ожесточенная борьба за московский престол между ним, его дядей и двоюродными братьями. Он не был удачливым полководцем и дважды попадал в плен.
В плену был ослеплён и вошел в историю как……………………….(Назовите его имя)
3.2. Он родился в период кровавой борьбы родственников за престол своего отца. В 8 лет был объявлен соправителем своего отца, Василия Тёмного. В годы его правления Русь избавилась от ига, а он вошёл в историю как «государь всея Руси» …………………
(Назовите его имя)
3.3 Он рано научился читать и писать, увлекался чтением летописей и хроник с описанием походов великих полководцев, особенно своего тёзки - Александра Македонского. Несмотря на молодость, сам одержал две великие победы над врагами Руси, грозно предупредив: «кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!»…………………………………….. (Назовите его имя)
3.4. Он носил простое русское имя – Иван, но сам был не прост. Князь был хитёр и расчётлив, получив право на великое княжение и сбор дани, стал богатейшим человеком, носил на поясе кошель с деньгами.
При нём Московское княжество стало сильнейшим на Руси, а русские земли получили «сорок лет тишины» ……………………………(Назовите его имя)
IV тур. Зоологический «Ход конём»
1. Русский князь, погибший как и предсказал кудесник «от коня своего» -………………
Олег
2. «Обувь» для лошади – примета счастья для людей, изготовлена кузнецом -………
подкова
3. Часть конской сбруи, в которой «рождается монгол» - …………………
седло
4. Верхний брус на крыше русской избы украшался фигуркой птицы или коня - ……….
конёк
5. Спортивная обувь для фигурного катания - ……………………………
коньки
6. Русская конная зимняя повозка на полозьях - …………………
сани
7. Что не смотрят дарёному коню (поговорка) - ……………………….. зубы
V тур Литературный «Бойцы вспоминают минувшие дни…»
О каком событии идет речь? Когда и где оно произошло? Как звали князя?
5.1 «Подняв клинки из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
И отступая перед князем.
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты…
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы»
О каком событии идет речь? Когда это произошло? Как звали хана?
5.2 «Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
…………….. – внука хана,
Своё соседство с ним кляня.
И по его суровому веленью
За войском следом шли стада,
Как будто бы в переселенье
На запад двинулась орда
Так шла чудовищным потоком
На Русь лавиною орда
В одном сражении жестоком
Сжигать и грабить города»
О каком событии идет речь? Когда и где оно произошло? Как звали князя?
5.3 «Там ратники к плечу плечо
С врагом сошлись грудь в грудь,
И места не было мечом
Иль палицей взмахнуть.
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
Дружина нанесла такой удар,
С отвагою такою,
Что в страхе полчища татар
Бежали с поля боя»
О каком событии идет речь? Когда и где оно произошло? Как звали князя?
5.4 Хан Ахмет вёл войска по Оке,
Далеко обходил он столицу.
Хан Ахмет собирался на …..- реке
С Казимировой силою слиться
И осеннюю ночь туманной, густой.
На прибрежье. Под город Калугу
Он привел все остатки Орды Золотой,
Чтобы встретить вельможного друга.
А когда на востоке забрезжил рассвет,
Поредела завеса тумана.
На другом берегу вдруг увидел Ахмет
Рать московского князя …………….
VI тур Реставрационный (Восстановите слова ,заполнив
пропуски)
1. В о - - ина 2. Д- у - ин - 3. - рл- к 4. К - е - е - ие
1. Д- р – ав - 2. - р - м - - а 3. Г - - уд - - ь 4. С - ип - - р
1. Б- т - а 2. К- л - та 3. – ня- ь 4. – ол – д-е
1. НАЗОВИТЕ ВЫРАЖЕНИЕ…………………………… (1 балл)
2. КАКОВО ЕГО ЗНАЧЕНИЕ?............................... (2 балла)
3. КАКОВО ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ?....... (3 балла)
1. Выражение родилось с появлением первых книг – сброшюрованных листочков пергамента, бумаги в специальные тетради. Рукописные книги были большой редкостью и ценились на вес золота. Для них делались переплеты из тонких деревянных дощечек, обитых дорогой материей или кожей. Позднее переплеты стали делать из картона. К книгам относились очень бережно и читали их
«……………………………………………», т.е……………………………?
2.Первоначально это выражение имело вполне мирный смысл и было связано с древним способом врачевания ран: поражённые места исцеляли этими средствами.
Древнегреческий врач Гиппократ более 2 тысяч лет назад говорил: «Что не лечит лекарство – излечивает железо, что не лечит железо – исцеляет прижигание».
Позже эти слова приняли иное значение: завоеватели используют их для покорения народов, действуя «…………………………………………….»
3. В Древней Греции слово «эгис» означало козью шкуру, которой обтягивали ивовые щиты для прикрытия от ветра и дождя. Согласно легенде, Гефест сделал Зевсу щит, потрясая которым он наводил ужас на врагов. Так как щит был обтянут шкурой священной козы Амалтеи, то имел волшебную силу и был атрибутом богов.
Со временем выражение «………………………………………………» стало употребляться в переносном смысле.
4.В древней Руси знатность боярина легко можно было установить по высоте его горлатных шапок. Горлатными они назывались потому, что мех для них брался с горла убитого зверя. Чем знатней вельможа, тем выше у него шапка, тем больше ему почестей и уважения.
Простолюдин (незнатный человек) не имел права на ношение роскошных шапок из куньего, бобрового или собольего меха, да и средств у него на это не было, поэтому и отношение к нему было соответствующее. Как говорится «……………….. …………………………………………..»
5. Это древнерусское слово означает «лоб». Приветствуя или обращаясь с просьбой к знатному человеку или царю, на Руси падали перед ним в земных поклонах так, что лбами ударялись об пол.
Это называлось «кланяться большим обычаем». Поэтому выражение «…………………………» стало означать «……………………………» .
Позднее оно стало означать просто приветствие.
6. Во времена правления Ликурга в древнегреческом городе Спарта особое внимание уделялось воспитанию мальчиков – будущих воинов, воспитывая в них выносливость, храбрость и доблесть в бою.
Спартанские женщины также отличались силой воли, смелостью и сдержанной, лишенной чувствительности речью.
Мать, провожая сына на войну, подавала ему щит со словами «………….....», что в настоящее время значит «……………………………..»
7. В мифологии народов Древнего мира были верховные боги - громовержцы. У греков - Зевс, у римлян - Юпитер, у славян – Перун. Они восседали на облаках и следили за всем происходящим на Земле. В случае недостойного поведения людей боги насылали на них различные кары в виде «………………………….». В дальнейшем это выражение стало означать «………………………………»
I тур.
КТО АВТОР?
1. «Каждый человек кузнец своего счастья»
2. «Есть чтобы жить, а не жить, чтобы есть»
3. «Дайте мне точку опоры и я сдвину Землю»
4. «Для смелых нет никакой преграды, а для трусов
нет никакой опоры»
5. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади –
Москва!»
6. «Европа может подождать, покуда русский царь
рыбачит!»
7. «Наше дело правое. Враг будет разбит!
Победа будет за нами!»
8. «С потерей Москвы не потеряна Россия. С потерей
армии мы потеряем и столицу и Россию»
9. «Я – царь, а руки у меня – в мозолях!»
10. «Я хотела быть русской, чтобы русские меня
любили»
II тур.
«ЧТО В ИМЕНИ МОЁМ»
(Дайте название)
1. Слово пришло к нам из Лондона, вблизи которого в
18 веке находился постоялый двор, принадлежащий ирландцу ………..,
известному своей скандальной натурой, причинявшему многим неприятности.
« ……………………» - сегодня так называют человека, который нарушает
общественный порядок.
2. В средневековой Европе больницы для бедных
назывались ЛАЗАРЕТЫ.
Почему они носили такое название?
……………………………………..
3. На вооружении русской армии сто лет состояла
винтовка, совместно созданная русским и американским конструкторами.
Название винтовка получила в честь полковника ……………. и называлась
«………………………..»
4. Русский граф - …………………. был гурманом, его любимое блюдо –
мелконарезанные кусочки мяса в соусе.
Кто это русский граф – дипломат и какому блюду он дал название?
5. Русские братья коллекционеры – меценаты, подарившие свою коллекцию
картин г. Москве. Коллекция находится в музее «……………………»,
названном в честь братьев …………………………?
6. Музыкальный инструмент, названный именем легендарного древнерусского
сказителя ………………,о котором упоминается в начале «Слова о полку
Игореве» и народных былинах.
Какой музыкальный инструмент назван именем сказителя? «...........................»
7. Зенитные реактивные установки, обстрелы из которых приводили в ужас
фашистов в годы Великой Отечественной войны, были названы именем
простой русской девушки – « …………………»
8. Его «Наука побеждать», написанная в 18 веке, стала учебником для будующих
полководцев и в наше время, а курсантские училища называются -
«………………………………….»
9. Русская императрица, немка по происхождению, увековечила своё имя не
только в названии русского города «…………………..», но и провела денежную
реформу в стране, введя бумажные купюры, которые так и назывались –
«……………………» или ласково «………………………» и имели хождение еще в
начале 20 века
.
10. Именем полководца – героя Бородинской битвы названы не только земляные
укрепления времен Отечественной войны 1812 года, но и военная операция в
годы Великой Отечественной войны – операция «………………………»
Оценка:
1 балл за каждый правильный ответ
III тур
ИСТОРИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
Часть 1.
а). О каком событии идёт речь?............................... (1 балл)
б). Когда и где оно произошло?................. (2 балла)
1.
Послушайте, ребята, что вам расскажет дед.
Земля наша богата, порядка в ней лишь нет.
А эту правду, детки, за тысячу уж лет
Смекнули наши предки: порядка – де, вишь нет.
И стали все под стягом,
И молвят: «Как нам быть?
Давай пошлём к варягам:
Пускай придут княжить…»
(А.Толстой. История Государства Российского)
2.
Увидели греки в заливе суда,
У стен уж дружина толпиться,
Пошли толковать и туда и сюда:
«Настала, как есть, христианам беда,
Приехал Владимир креститься!..»
(А.Толстой. Песня о походе Владимира на Корсунь)
3.
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Своё соседство с ним кляня.
Был страшен век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда,
В одном стремлении жестоком:
Сжигать и грабить города.
(Н.Кончаловская. Наша Древняя столица)
4.
А впереди, по звонким льдинам,
Гремя тяжёлой чешуёй,
Ливонцы едут грозным клином,
Свиной железной головой.
Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом,
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
И только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел дружину за собой.
(К.Симонов)
5.
Позади у воинов – Непрядва,
Слева – затуманившийся Дон.
И простор великий только на два,
Только на два стана разделён.
Вот сейчас – не в дальней дали где – то –
Здесь сойдутся как гроза с грозой…
Грянул поединок Пересвета,
С Челубеем вышедшем на бой.
(Н.Старшинов. Там за Непрядвою, за Доном…)
6.
Хан Ахмет на Москву вел войска по Оке,
Далеко обходил он столицу…
Хан Ахмет собирался на Угре на реке
С Казимировой силою слиться.
А когда на востоке забрезжил рассвет,
Поредела завеса тумана,
На другом берегу вдруг увидел Ахмет
Рать московского князя Ивана…
(Н.Кочаловская. Наша Древняя столица)
7.
Русь терпела всяческие беды,
Города тонули в Смутном мраке:
В Новгороде ликовали шведы,
И Москвою правили поляки.
Разорялись земли государства,
Разрушались терема и храмы…
(Н. Глазков. Воззвание Минина)
8.
… Их же чтением спасались
Благоверные цари,
И цвели и украшались
По Руси монастыри;
Но речённый Никон волком
Вторгся в оный вертоград
И своим безумным толком
Ниспроверг церковный лад!
(А.Майков. Стрелецкое сказание о царевне Софье)
9.
Но от народа хитрый Шуйский
Об этом деле правду скрыл,
Сказав: - Зело прискорбный случай!
На всё господня воля. Что ж
Поделаешь. Когда в падучей
Наткнулось дитятко на нож?...
И Годунову прямо в спину
Шёл слух, как ветер по траве,
Что он убил попова сына,
А Дмитрий прячется в Литве.
(Д. Кедрин)
10.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твёрдостью своею
Её стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там;
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
(А. Пушкин)
Часть 2.
О КОМ ИДЁТ РЕЧЬ? (назовите имя)………………..(1 балл)
1. Как после, водима любимым вождём,
Сражалась, гуляла дружина
По градам и сёлам, с мечом и огнём
До града царя Константина;
Как там победитель к воротам прибил
Свой щит, знаменитый во брани,
И как он дружину свою оделил
Богатствами греческой дани!
(Н. Языков)
2. Русский люд отвагой славится;
Не теряя время зря,
Решено было отправиться
На столицу, на царя.
И дорогами короткими
С дона к Волге, по степям,
В снаряжении и с лодками
Рать свою повёл Степан.
(Н. Кончаловская. Наша Древняя столица)
3. Борис же, царский шурин,
Не в шутку был умен,
Брюнет, лицом не дурен,
И сел на царский трон.
(А.Толстой. История Государства Российского)
4. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой встать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
(А.Пушкин. Медный всадник)
5. И ты, неверных страх, Донской,
С четой двух соименных,
Летишь погибельной грозой
На рать иноплеменных. (В. Жуковский. Певец во стане русских воинов)
История не терпит
славословья,
Трудна её народная
стезя.
Её страницы, залитые
кровью,
Нельзя любить
безумною любовью
И не любить без
памяти нельзя.
Я.Смеляков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Турнир эрудитов
Интеллектуальная игра среди 5-ых классов...
Турнир эрудитов
Интеллектуальная игра среди 5-ых классов...
Внеклассное мероприятие по химии "Турнир эрудитов"
В данной разработке представлены задания разного типа для проведения внеклассного мероприятия в 9 классе....
«Турнир эрудитов по творчеству М.И. Цветаевой (10-11 кл.)».
Литературная викторина...
турнир эрудитов для 5 класса
Данный сценарий позволит учителю легко провести увлекательный турнир для пятиклассников. Данная разработка позволит вовлечь детей и других классов, удачное сочетание театральной игры и математического...
Славяне. Турнир эрудитов.
Авторская разработка Елфимова.С.А. учителя истории и обществознанияМОУ « СОШ с Моховое» Ершовского района Саратовской области. Турнир эрудитов.( Из истории славян) Цель: углубить знани...
Блиц-турнир (обобщающий урок-игра)
Блиц- турнир (обобщающий урок -игра )...