Ролевые игры на уроках истории
статья по истории по теме

В данной работе изложены теоретические подходы к игровой деятельности в обучении. В качестве примера предложено несколько уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЕВЫЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ ИГРЫ

В ролевых играх участники творчески воспроизводят социальные отношения или материальные объекты - на основе своих жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью организаторов. Игры носят творческий характер.

Именно новая позиция, в которую становится ребенок (занять ее он может благодаря тому, что воображает себя кем-то иным), создает привлекательность ролевой игры для детей и обеспечивает огромную побудительную силу деятельности ребенка. На этой основе происходит изменение эмоционального состояния, приобретение новых знаний, развитие навыков и умений игровой деятельности. Реализуя в воображаемых условиях игры какие-то действия, школьники берут на себя роли взрослых людей и действуют от их лица.

Очень интересные и важные результаты были получены в исследовании Е.С. Махлах, посвященном ролевым играм у детей младшего и среднего школьного возраста. Вот некоторые выводы этого автора:

«1. Ролевая игра занимает в школьном возрасте еще большое место. Подавляющее число детей (80%) считает эти игры самыми интересными, уделяет им значительную часть своего свободного времени.

Только немногие из старших детей говорят о том, что они играют «редко», «изредка», что им «некогда играть». Младшие дети, по их высказываниям, отдают ролевым играм почти все свободное время.

2. Рассматривая сюжеты игр школьников, мы обнаружили, что наиболее распространенными являются игры, связанные с героической тематикой (в пограничников, летчиков, полярников и т.п.), где сюжет игры разворачивается вокруг подвигов, преодоления необыкновенных трудностей, борьбы с природой и лишениями. В среднем они составляют 45% всех описанных школьниками игр; количество их значительно увеличивается с возрастом (от 29% в 7 - 8 лет до 60% в 12 лет). Особенно часто указанные сюжеты встречаются у мальчиков. Девочки в основном предпочитают игры, отражающие деятельность людей, популярных среди детей профессий, - врачей, строителей, учителей и др. (40% их игр). У мальчиков игры, связанные с профессиональной деятельностью людей, также имеют распространение (10% их игр). Однако больше привлекает героическая тематика (71% их игр)...».

История - как раз тот самый предмет, где изучается героическая тематика, подвиги, преодоление людьми необыкновенных трудностей, борьба с природой и лишениями. А вспомогательные исторические дисциплины (археология, нумизматика, сфрагистика, геральдика, палеография) дают тот набор профессий, которые включают и преодоление трудностей, и романтику интересных находок и открытий. Разве нельзя предположить, что именно после интереснейшего урока истории наши дети станут играть в декабристов, Кутузова, Суворова, Петра I, в Дмитрия Донского, наконец?

Вот уж действительно, есть над чем задуматься учителям истории.

Конечно, приведенное выше исследование проводилось до того, как свободным временем школьников завладели компьютерные игры, а также телевизионная продукция дальнего зарубежья. И, возможно, сейчас результаты подобного исследования, особенно в больших городах, были бы иными. Важно другое: сам факт очевидной потребности детей школьного возраста в ролевых играх.

То, что школьники сейчас заменяют подлинные ценности свободного времени «симпатичными» суррогатами — тема отдельного исследования.

Но учитель может помочь возродить интерес и инициативу школьников в организации ролевых игр во внеурочное время, и для этого учителю совсем необязательно выделять время для общения с детьми после уроков. Важно так провести урок, чтобы он дал необходимый толчок для возникновения детской игры. И этот новый акцент в работе учителя окупится сторицей. Ведь тогда закрепление и обобщение материала уже не будет ограничиваться 45 минутами урока, не говоря уже о том, что мотивация обучения повысится не в сотые и десятые проценты, а во много раз больше.

Что же для этого необходимо? Вернемся к вышеприведенному исследованию: «... для ролевой игры необходимо, чтобы дети не только хорошо знали ту область действительности, которая составляет сюжет игры, но чтобы у них было также и определенное отношение к этой области и к характерам тех людей, которых они должны изображать в игре. К этому выводу нас привели следующие наблюдения. Подбирая сюжеты для экспериментальных игр, мы предлагали детям игры по некоторым кинофильмам. Так как многие дети не видели того кинофильма, по которому намечалась игра, то мы подробно рассказывали его содержание. После этого все дети охотно соглашались играть. Однако оказалось, что, несмотря на стремление детей изобразить взятые на себя роли и представить в игре рассказанные им события, игра не получилась. Дети, которые не видели фильма, были обескуражены, они не знали, что им делать. На наш вопрос, почему же они не играют, дети отвечали: «Мы не знаем, как играть». То же самое произошло и при попытке построить игру на рассказе, которого дети не читали.

Эти факты говорят о том, что для развертывания ролевой игры нужно не только знание (даже самое детальное) событий и поступков героев, но и эмоциональное отношение к ним, сопереживание с героями и проникновение в их характер. Передача содержания фильмов и рассказов экспериментатором (или другими детьми) не обладала той выразительной силой и художественностью, которая позволила бы этого достигнуть».

Резюмируя, автор делает вывод: «В силу подлинно творческого характера ролевой игры детям нужен материал для творчества, то есть глубокое эмоциональное понимание, знание тех людей, роли которых они на себя берут. Поэтому дети не могут играть, если они не представляют ясно, не понимают эмоционально тех людей, роли которых они хотели бы на себя взять».

Итак, ничего сверхестественного не требуется. Нужно лишь провести эмоционально насыщенный, методически грамотный урок с привлечением наглядных и технических средств обучения.

Но и в стенах школы ролевая игра может быть интересной и увлекательной, более того, целенаправленно организованная игра, конечно, имеет больше дидактических возможностей, а также имеет более высокий уровень в художественном плане, чем самостоятельно организованные подростками игры.

Однако ролевые игры на уроках имеют некоторые количественные ограничения. Педагогу не следует планировать более 2-3 сюжетно-ролевых игр в течение учебного года, поскольку они требуют серьезной подготовки, глубокого изучения документальных источников эпохи.

У учебных ролевых игр есть особенность: чем лучше они подготовлены, тем они интересней и эффективней в дидактическом плане. Плохо подготовленная ролевая игра, когда ученики слабо знают свои роли и мало ориентируются в предлагаемой им игровой ситуации, не может быть эффективна в дидактическом плане. Ролевая игра, построенная на экспромте, удастся только тогда, когда ученики настолько хорошо владеют историческим материалом, знакомы с реалиями прошлого, что предлагаемый игровой сюжет не требует для них ни подробных объяснений, ни долгой подготовительной работы. Если класс не отвечает этим условиям, то ролевая игра требует серьезной подготовки (этим ролевая игра отличается от игры с правилами - последняя, после того, как ее несложные правила усвоены учащимися, не требует подготовки и с успехом проходит тогда, когда учащиеся заранее не предупреждены о предстоящей игре).

Комплексные игры включают в себя элементы как ролевых игр, так и игр с правилами.


106


107



Предварительный просмотр:

Тема урока: Либеральные реформы 1860 – 70-х г.г.

В начале урока класс делится на несколько групп, из которых каждая должна подготовить небольшую сценку по той или иной изучаемой теме. Игровые задания представлены на карточках, там же указываются страницы учебника, где можно найти необходимую информацию. Время на работу в группах ограничивается 15 мин. По истечении данного времени группы показывают подготовленные инсценировки. Учитель оценивает работу каждой группы.

Ниже приведен пример организации данной игры при изучении темы «Либеральные реформы 1860 - 70-х гг.».

Группам учащихся раздаются задания на карточках:

1.        «Земская реформа.

Сюжет: Заседание земского собрания.

Роли: Земские гласные (2-3 человек); Члены управы (2); Председатель уездной управы; Ходатаи (4): 1-й Ходатай пришел просить ссуду зерна на посев полей; 2-й просит починить дорогу, чтобы наладить торговлю; 3-й просит решить вопрос о строительстве школы; 4-й пришел с предложением о принятии закона об отмене недоимок по выкупным платежам.

По всем вопросам можно консультироваться у преподавателя ».

2.        «Военная реформа.

Сюжет: Крестьяне прослышали, что в соседней деревне приехали забирать мужиков в армию. Раньше-то тоже забирали, да только не всех. А сейчас, мол, в Ивановской да в Семеновке всех молодых забрали, теперь к нам едут. Мужики прибежали к старосте, спрашивают, как быть...

Роли: Сельский староста; Крестьяне.

По всем вопросам можно консультироваться у преподавателя ».

3.        «Судебная реформа.

Заседание окружного суда по делу Засулич Веры Ивановны. Обвиняемая стреляла в градоначальника Санкт-Петербурга Трепова и тяжело ранила его. Задержанная объяснила свой поступок как протест против самоуправства Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию одного из арестованных участников политической демонстрации.

Роли: Судья; Прокурор; Присяжный поверенный (защитник); Присяжные заседатели (12); Обвиняемый; Свидетели.

По всем вопросам можно консультироваться у преподавателя ».

4.         «Судебная реформа. Волостной суд.

Дело о краже курицы. Курица забралась в чужой огород, владелец которого ее поймал и сварил. Хозяин курицы предъявил иск в волость.

Роли: Крестьянин-обвиняемый, Крестьянин-обвинитель, Волостной старшина, члены волостного суда (4).

(Приговор - пороть (до 27 розог) + штраф (до 3 р.).

Выпоротый решает пожаловаться мировому судье на причиненный его доброму имени ущерб.

По всем вопросам можно консультироваться у преподавателя».

Данная игра позволяет более глубоко вникнуть в содержание изучаемого материала, развивает историческое воображение, способствует творческому применению полученных знаний и обретенных умений.

ИНТЕРВЬЮ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ГЕРОЯМИ

Когда в основе изучаемого материала находится историческая личность, например: Иван Грозный, Петр I, Александр Суворов, Степан Разин и др. можно предложить инсценировать интервью с историческим героем. Это могут сделать два человека, из которых один - исторический герой, а другой - журналист7, а также целый класс, если речь пойдет о пресс-конференции.

Если участвует весь класс, то «исторический герой» заранее готовится: собирает максимум информации о том человеке, которого ему придется играть, а «корреспонденты» должны заранее подготовить интересные вопросы.

Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, дает возможность отдельным учащимся глубоко познакомиться с историческим материалом и проявить свои знания в форме, отличной от традиционной (доклада, реферата и пр.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевые игры на уроках в младших классах с изучением английского языка.

Статья на тему "Ролевые игры на уроках в младших классах с изучением английского языка"...

Ролевые игры на уроках истории и обществознания

Описание различных типов ролевых игр на уроках в среднем звене, методические рекомендации для их применения....

РОЛЕВАЯ ИГРА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ВВЕДЕНИЕ         Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного процесса. К основным ее составляющ...

Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...

Ролевые игры на уроках истории

Цель игры: Воспитание навыков и умений защиты своей собственности. Задача игры: Организация занятия, активизирующего и стимулирующего ребенка к принятию ответственного решения....

"Ролевые игры на уроках истории"

Уроки истории с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников.«На таких занятиях складывается особая ...

Ролевая игра на уроке истории

1. Как проходят обычные уроки истории?2. Ролевая игра как альтернатива обычному уроку.3. Шаги реализации ролевой игры во время уроке и при подготовке к нему.4. Преимущества данного формата....