Календарно-тематическое планирование уроков истории в 9 классе
календарно-тематическое планирование по истории (9 класс) по теме
Данное календарно-тематическое планирование соответствует опубликованной здесь же рабочей программе. КТП содержит указания ведущих типов деятельности, типов урока, элементы содержания, а также основные требования к уровню подготовки учащимся. Данное КТП соответствует строгим требованиям современного государственного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvyornutoe_ktp_k_rabprog_ist_9kl.docx | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п Вс | № п/п Рос | Название разделов, тем, уроков | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки обучающихся | Обесп. | Дом. зад | Даты | |
План | Факт | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Мир на рубеже XIX-XX вв. | 1 | Вводная школьная лекция с элементами беседы | Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Вторая промышленно-технологическая революция. Особенности модернизации в начале XX в. Усиление регулирующей роли государства в экономике. Социальный реформизм как один из основных элементов государственной политики индустриально развитых стран. Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы. Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Раскол великих держав на два противоборствующих блока — Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. | работа с понятиями: империализм, эшелонная модель модернизации, индустриальное общество. работа с картой «Мир в начале XX века» конспектирование лекции | Адекватно понимать информацию. Знать понятия: империализм, эшелонная модель модернизации, индустриальное общество. Характеризовать основные направления социально-экономического и политического Извлекать информацию из различных источников уметь работать с картой, составлять конспекты лекций. | карта «Мир в начале XX в.», презентация | конспект лекции | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Тема 1.Россия на рубеже XIX – XX вв. | 5 | ||||||||||
1 | Государство и российское общество в конце XIX – начале XX века. | 1 | Школьная лекция с элементами беседы | Территориальная структура Российской империи в начале ХХ в., количественная и этническая характеристика ее населения. Политическая система Российской империи начала ХХ в. Особенности российской модернизации. Российское общество в начале ХХ в. Положение основных классов и социальных слоев. Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже веков. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. С. Ю. Витте. Влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности. Николай II: личность монарха в оценках историков и современников. Борьба в верхних эшелонах власти. Нарастание противоречий между властью и обществом. Либеральные проекты П. Д. Святополк-Мирского. Особенности российской многопартийности. Программные установки и тактика ведущих политических партий социалистического направления. Радикализация либерального движения. | работа с понятиями: государственные символы, индустриальное общество, модернизация, образ жизни, социальная структура; монополия, формы монополий, инвестиции картель, синдикат, трест, концерн, многоукладная экономика; политическая партия, многопартийность; работа с картой, сообщения о Николае II, работа с фильмом из серии «Россия, век XX» . | Иметь представление о территориальной структуре Российской империи начала ХХ в. и многонациональном составе ее населения; об особенностях экономического развития Российской империи, связанных со спецификой российского типа модернизации. Знать особенности российского варианта модернизации; причины и формы государств. вмешательства в экономику, о влиянии иностранного капитала на развитие российской промышленности; особенности развития сельского хозяйства в начале ХХ в.; давать характеристику политическому строю и социальной структуре российского общества в начале ХХ в.; характеризовать причины низкой рентабельности сельскохоз. производства. Уметь давать характеристику Николаю II и его политическим воззрениям, иметь представление об основном противоречии политической системы – между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью; характеризовать перспективы развития России в контексте взглядов Витте-Плеве; анализировать основные программные и тактические установки социалистических партий и либеральн. организаций. | карта «Эк.развитие России в начале XX века, презентация, видеофильм | §1 – 3, Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
2 | Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг. | 1 | Комбини- рованный урок | Основные направления внешней политики России на рубеже ХIХ–ХХ вв. Гаагская конференция. Дальневосточная политика. Начало русско-японской войны. Падение Порт-Артура. Ход военных действий в 1905 г.. Окончание войны. Портсмутский мирный договор. Сближение России и Англии. | работа с понятиями: агрессия, аннексия, всеобщее разоружение, гегемония, контрибуция, эскалация Работа с презентацией и видеофильмом | Иметь представление об основных внешнеполитических приоритетах в начале ХХ в., экспансионистских устремлениях на Дальнем Востоке при сохранении мира и стабильности в Европе. Знать предпосылки, ход, причины поражения и влияние русско-японской войны на российское общество и внутриполитическую ситуацию в стране | карта, презентация, видеофильм | §4, Р | |||
3 | Первая рос. революция. Политическая жизнь в 1905-1907 гг. | 1 | школьная лекция с элементами беседы | Причины и начало революции 1905 г. «Кровавое воскресение». Развитие революции весной и летом 1905 г. Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Формирование монархических и либерально-политических партий. Декабрьское вооруженное восстание. Политическая реформа 1906 г. Деятельность первой и второй Государственной думы. Итоги революции. Новый избирательный закон 1907 г. Третья Государственная дума. Национальная политика России в 1907–1914 гг. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. Четвертая Государственная дума | работа с понятиями: Государственная дума, избирательные курии, либеральные и монархические партии, Советы, фракция. Работа с презентацией. | Знать причины, этапы и итоги революции 1905–1907 гг., основные социально-экономические и политические противоречия, иметь представление о работе первой и второй Государственной думы и появлении системы политических партий, анализировать возможности развития Российской империи как конституционной монархии Знать причины краха столыпинских реформ. Уметь давать характеристику политическому составу третьей и четвертой Государственной думы. Уметь извлекать информацию из различных источников Знать причины нарастания революционных настроений в российском обществе. | карта, презентация | §§5,7, Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
4 | Экономические реформы. | 1 | Комбинированный урок | П. А. Столыпин: личность, деятельность, оценка современников и историков. Суть столыпинской аграрной реформы и ее итоги. Разрушение общины и переселенческая политика | работа с понятиями: кооперация, отруб, хутор. Работа с документами | Иметь представление о реформах Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху». Знать политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства. Уметь сравнивать столыпинский аграрный законопроект с думскими аграрными программами. | презентация, документы. работа | §6, Р | |||
5 | Духовная жизнь Серебряного века. | 1 | Урок-конференция | Духовное состояние общества. Просвещение и наука. Литература. Живопись. Скульптура, архитектура. Музыка. Театр, балет. Кинематограф. | работа с понятиями: акмеизм, модернизм, русская религиозная философия, «Серебряный век» русской культуры, символизм, футуризм. Составление таблицы. | Иметь представление о сущности социокультурного феномена «Серебряного века». Знать конкретные примеры достижений русской науки и философии, направления в искусстве Знать основные персоналии данного периода | презентации | §8, Р | |||
Тема 2. Первая мировая война. | 3 | ||||||||||
2 | Основные события Первой мировой войны. | 1 | проблемная лекция с элементами беседы | Июльский (1914г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества. | работа с датами, составление синхронистической таблицы, работа с видеофильмом и презентацией. | Излагать причины, повод, ход, итоги и последствия Первой мировой войны. Составление таблицы. Анализ видеофильма «Первая мировая война» | карта, презентация, видеофильм | конспект лекции | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
6 | Россия в Первой мировой войне | 1 | Интегрированный урок | Причины, начало Первой мировой войны. Война и общество: отношение народа и партий к войне. Основные военные действия на Восточном и Западном фронте. Перестройка экономики. Приближение кризиса. Окончание войны. | работа с понятиями: Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв, позиционная война, «распутинщина», кризис власти, «министерская чехарда», правительство «народного доверия», радикализация общества, революционное оборончество, пораженство, пацифизм. Состав-ление таблицы «Основные события Первой мировой войны»- | Знать причины втягивания России в мировую войну. Уметь анализировать отношения партий к войне. Знать цели воюющих сторон, ход военных действий на Восточном и Западном фронте в 1914–1916 гг., анализировать влияние Первой мировой войны на внутреннее положение в стране, перестройку промышленности на военный лад, создание общественных организаций для помощи армии и флоту, раскрывать суть «распутинщины» как явления, свидетельствующего о кризисе власти . Уметь работать с картой, видеофильмом | карта, презентация, видеофильм | §9, Р | |||
7 | Контрольная работа по темам «Россия на рубеже XIX-XX веков» и «Первая мировая война» | 1 | урок контроля | Основные смысловые единицы, соответствующие темам «Россия на рубеже XIX-XX веков» и «Первая мировая война | работа с тестовыми заданиями по типу ГИА | Знать основные события периода, их причины и последствия, значение; понятия и термины, даты основных событий. Уметь использовать изученную информацию для решения тестовых заданий в форме ГИА. | тесты | повт. §9 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Тема 3 Человечество после Первой мировой войны. | 2 | ||||||||||
3 | Версальско-вашингтонская система. Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны | 1 | Комбини-рованный урок | Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников .Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. Вашингтонская конференция (1921 —1922 гг.), договоры колониальных держав. Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений. | работа с понятиями: Версальско-Вашингтонская система, работа с презентацией по теме, составление таблиц «Итоги Парижской и Вашингтонской конференций для держав-победительниц» и «Революции в Европе в 1918-1919 гг.» | Уметь анализировать статьи Версальского мирного договора. Участвовать в дискуссии «Можно ли было странам Европы избежать Первой мировой войны?», выполнять задания с кратким ответом по карточкам составлять схемы и заполнять таблицы, работать с различными видами исторических источников. | документы, карта, презентация | §1, §2, ВС | |||
4 | Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг. | 1 | Комбини-рованный урок | Социал-демократическое движение: идеология и политика. Коммунисты и социал-демократы. Зарождение фашизма в Италии и Германии. | работа с понятиями: ревизионизм идеология, лейбористская партия, популизм, инфляция, тоталитарное государство. Работа с фильмом «Обыкновенный фашизм» | Знать особенности социал-демократического, коммунистического движений после первой мировой войны, уметь выделять предпосылки и причины зарождения фашизма в Италии и Германии, характеризовать особенности фашизма в этих странах и личности Б.Муссолини и А. Гитлера, выявлять и называть основные черты тоталитарного государства. | документы, презентация, видеофильм | §3, ВС | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Тем а 4. Великая российская революция 1917 – 1921 гг. | 6 | ||||||||||
8 | Свержение монархии. Россия весной - летом 1917 г. | 1 | Проблем-ный урок | Причины Февральской революции. Революционные события 1917 г. в г. Петрограде. Образование новых органов власти. Отречение Николая II. Падение монархии. Двоевластие. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Национальный вопрос после Февраля. А. Ф. Керенский. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности | работа с понятиями: Временное правительство, двоевластие, Советы, Учредительное собрание. Политические партии после Февраля. «Апрельские тезисы» Ленина. Апрельский и июньский кризисы власти. Июльский кризис. Государственное совещание. Корниловский «мятеж». коалиционное правительство, Корниловский «мятеж», кризис власти. работа над эссе «Почему были упущены альтернативы развития России после Февральской революции?» | Знать субъективные и объективные причины Февральской революции, причины установления и суть двоевластия. Уметь характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Временного правительства, ход, характер и итоги революции Знать альтернативы развития страны, причины краха буржуазно-либеральной альтернативы. Уметь показать своеобразие и противоречия развития политических процессов от Февраля к Октябрю, анализировать эволюцию тактической линии большевиков. Уметь излагать и аргументировать свою точку зрения на роль и значение исторических событий, альтернативы их развития.. | документ, презентация | §10§11, Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
9 | Октябрьская революция. | 1 | Школьная лекция | Последний этап кризиса власти. Социально-экономическая ситуация в стране. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. II съезд Советов. Декреты о мире, о земле. Установление новой власти в Москве и на местах. | работа .с понятиями: аннексия, декрет, контрибуция. составление таблицы «Октябрьская революция», работа со схемой и презентацией | Знать причины победы леворадикальных сил осенью 1917 г., иметь представление о позиции меньшевиков и эсеров к факту захвата власти большевиками. Знать содержание декретов о мире, о земле. | презентация, схема | §12, Р | |||
10 | Формирование советской государственности. | 1 | Комбинированный урок | Создание новых органов власти. Уничтожение национального и сословного неравенства. Судьба Учредительного собрания. III съезд Советов. Распад коалиционного советского правительства. Первые мероприятия в промышленности. Выступление левых эсеров. Образование РСФСР. Установление однопартийной диктатуры. Социально-экономическая политика Советского государства Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества. Конституция РСФСР 1918 г. Брестский мир. | Работа с документами. работа с понятиями: диктатура пролетариата, коалиционное советское правительство, национализация, сепаратный мир, рабочий контроль, чрезвычайная продовольственная политика, Учредительное собрание | Знать причины и суть изменения взглядов большевистского руководства на проблемы Учредительного собрания, мирной революции Уметь показать эволюцию экономической политики большевиков от Октября 1917 г. к весне-лету 1918 г. Знать факты формирования новых органов власти, причины роспуска Учредительного собрания, борьбы в большевистском руководстве по вопросу сепаратного мира с Германией, основные положения Конституции РСФСР 1918 г. | документы, презентация | §13, Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
11 | Гражданская война в России. | 1 | Проблем-ный урок | Причины и основные этапы Гражданской войны. Первые выступления против советской власти. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. . М В. Фрунзе. М.Н. Тухачевский. С. М. Буденный. А. В. Колчак. А. И. Деникин. П. Н. Врангель. Н. И. Махно | работа с понятиями: Гражданская война, локальный, эскалация, интервенция,Ю террор, концлагерь. Работа по составлению таблицы «События Гражданской войны» Дискуссия «Кто виноват в развязывании Гражданской войны?» | Знать причины и сущность Гражданской войны, ее основные этапы, события первого этапа Гражданской войны, характеризовать эволюцию взглядов Ленина на принципы построения пролетарских вооруженных сил, раскрывать цели и политическую программу Белого движения. Уметь определять социальный состав Белого движения. Уметь грамотно и корректно отстаивать свою точку зрения во время дискуссии | карта, презентация | §14,15, Р | |||
12 | Гражданская война в России | 1 | Школьная лекция | Выступление чехословацкого корпуса. «Демократическая контрреволюция». Восточный фронт. Красный и белый террор. Крестьянство в годы Гражданской войны. Южный фронт. Поход на Петроград. Интервенция. Война с Польшей. Разгром Врангеля. Итоги Гражданской войны. Сельское хозяйство в период военного коммунизма. Экономическая политика белых. Реформаторская деятельность П. Н. Врангеля. Уроки Гражданской войны. | работа с понятиями: красный и белый террор, «Демократическая контрреволюция», интервенция Политика военного коммунизма. военный коммунизм, продразверстка. | Иметь представление о ходе Гражданской войны, причинах интервенции. Уметь анализировать позицию меньшевиков и эсеров в Гражданской войне. Знать специфику войны советской России с Польшей. Знать результаты Гражданской войны. Знать основные мероприятия и суть экономической политики военного коммунизма, экономические программы Белого движения. Уметь анализировать основное содержание экономической политики красных и белых. | карта, презентация, видеофильм | §16, Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | Экономический и политический кризис начала 20-х гг. | 1 | Комбини-рованный урок | Социально-экономический и политический кризис 1920–21 гг. «Малая» Гражданская война. Причины поражения белых и победы красных. Х съезд РКП(б). Крестьянские выступления. Кронштадтское восстание. Голод 1921 г. | работа с понятиями: «Малая» Гражданская война, денационализация, работа с документами и фильмом. | Уметь раскрывать сущность и основные проявления экономического и политического кризиса большевистского режима в начале 1920-х гг. Знать основные положения политики военного коммунизма | видеофильм, презентация | §17, Р | |||
Тема 5. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису | 5 | ||||||||||
5 | Мировой эк. Кризис 1929-1932 гг. и «Новый курс» Ф.Д.Рузвельта | 1 | Комбини-рованный урок | США: лидерство в мировой экономике. Причины и последствия кризиса в США. Основные направления «Нового курса» Рузвельта. Итоги «Нового курса». | работа с понятиями: мировой экономический кризис, «Новый курс», кейнсианство, Работа с таблицей «Политика «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта Работа с текстом источника | Уметь давать определения понятиям: экономический кризис, кейнсианство, рыночная экономика. Характеризовать причины и особенности мирового кризиса. Предлагать пути выхода из кризиса Составление развёрнутого плана ответа. | презентация | §4, ВС | |||
6 | Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитарист-ский режим в Японии. | 1 | Проблем-ный урок | Работа с понятиями разработке проекта «Фашизм в современном мире» | Давать определения понятиям: тоталитаризм, фашизм, милитаризм. Находить и объяснять сходные черты и различия итальянского, германского и испанского фашизма | презентация, видеофильм | §5 ВС | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
7 | Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции | 1 | Школьная лекция | Великобритания в 1920-е гг. Кризис в Великобритании и образование коалиционного национального правительства. Меры по выходу из кризиса в Великобритании. Особенности кризиса во Франции. Угроза фашизма и Народный фронт во Франции. | Работа с историческими справочниками и словарями. Работа с понятиями и терминами дефицит бюджета, локаут. | Уметь выделять общие черты и различия в проявлениях кризиса 1929-1932 гг в Великобритании и Франции по сравнению с США и Германией, оценивать значение создания и деятельности Народного фронта. | презентация. | §6, ВС | |||
8 | Милитаризм и пацифизм на международной арене | 1 | Комбини-рованный урок | Агрессия Японии в Китае. Подготовка Германии к войне и политика умиротворения. Гражданская война и германо-итальянская интервенция в Испании. Рост угрозы миру и международной безопасности. Мюнхенское соглашение и крах идеи коллективной безопасности. | Работа с понятиями: пацифизм, милитаризм, агрессия. Составление таблицы «Международные отношения в 1920-1930-е гг.» Участие в дискуссии «Можно ли было избежать Второй мировой войны?» | Знать понятия и термины: пацифизм, милитаризм, агрессия, коллективная безопасность, Мюнхенский сговор. Уметь участвовать в дискуссии, аргументировать свою точку зрения. | документы, презентация, карта | §7-8, ВС | |||
9 | Контрольная работа «Человечество между мировыми войнами» | 1 | урок контроля знаний | Основные смысловые единицы, соответствующие темам «Россия на рубеже XIX-XX веков» и «Первая мировая война | работа с тестовыми заданиями по типу ГИА | Знать основные события периода, их причины и последствия, значение; понятия и термины, даты основных событий. Уметь использовать изученную информацию для решения тестовых заданий в форме ГИА. | тесты | Повт. §17, Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Тема 6. СССР на путях строительства нового общества. | 9 | ||||||||||
14 | Переход к нэпу. Образование СССР. | 1 | Школьная лекция | Причины перехода к новой экономической политике. Основные направления нэпа. Экономические итоги нэпа. Советское общество в годы нэпа. Экономические противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис. План ГОЭЛРО. Начало восстановления экономики. Свертывание нэпа. Национальные окраины в Гражданской войне. Предпосылки объединения социалистических республик. Две формы объединения: автономизация и федерация. Образование СССР. Первая Конституция СССР 1924 г. Национальная политика и межнациональные отношения. Л. Д. Троцкий. Г. Е. Зиновьев. Н. И. Бухарин И. В. Сталин | работа с понятиями: нэп, продналог, хозрасчет, концессия, автономия, суверенитет, автономия, федерация ГОЭЛРО составление конспекта лекции, работа с документами, работа с презентацией | Знать причины перехода и сущность нэпа, основные экономические мероприятия нэпа, анализировать эволюцию взглядов Ленина на сущность нэпа, социальные и экономические противоречия нэпа. Знать факты кризиса хлебозаготовок 1927–28 гг. Знать причины, предпосылки и принципы построения СССР, особенности Гражданской войны на окраинах нашей страны. Знать положения первой Конституции СССР, характеризовать национальную политику и межнациональные отношения в 1920-е гг Уметь кратко записывать основные смысловые единицы в ходе лекции, извлекать информацию из различных источников. | карта, документы, презентация | §18-19, Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
15 | Внешняя политика в 20-е гг. | 1 | Комбини-рованный урок | Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская конференция. Рапалльский мирный договор. «Полоса признания». Соглашения со странами Востока. Дипломатические конфликты с западными странами. Создание и деятельность Коминтерна. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений Таблица «Международное признание СССР» | работа с понятиями и терминами: мировая революция, «полоса признания» Ультиматум Керзона, Извлечение информации из исторических источников карт | Знать причины сближения советской России с Германией. Уметь характеризовать противоречивость советской внешней политики 1920-х гг. Знать факты экономического сотрудничества Советской страны с капиталистическими государствами, особенности взаимоотношений со странами Востока, причины создания и суть политики Коминтерна | карта, документы, презентация | §20, Р | |||
16 | Политическое развитие в 20-е гг. | 1 | Школьная лекция | Сращивание государственного и партийного аппарата. Утверждение однопартийной политической системы. Основное противоречие нэпа. Противостояние Сталина и Троцкого. «Правый уклон». | работа с понятиями и терминами: внутрипартийная борьба, однопартийная система, «Правый уклон», троцкизм, саботаж, работа с документами, с презентацией. Дискуссия «Была ли неизбежной победа во внутрипартийной борьбе И.В. Сталина?» | Знать содержание резолюции Х съезда РКП (б) «О единстве партии». Уметь характеризовать основные противоречия нэпа: несоответствие между относительной экономической и социальной либерализацией и сохранением жестокого авторитарного режима, уяснить суть борьбы в большевистском руководстве после смерти Ленина и причины возвышения Сталина. Уметь составлять тезисы выступления в ходе дискуссии. | документ, презентация | §21, Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
17 | Социалистическая индустриализация. | 1 | Комбинированный урок | Особенности индустриализации в СССР. Советская модель модернизации. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Первая пятилетка. Социальные проблемы первой пятилетки. Второй пятилетний план. Положение рабочих. Стахановское движение. Итоги первых пятилеток. Социалистическое соревнование. | работа с понятиями и терминами: индустриализация, пятилетка, стахановское движение, форсированная индустриализация | Знать цели, задачи и особенности индустриализации в СССР. Уметь анализировать экономические, социальные и политические последствия индустриализации, понимать истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток | карта, презентация, фильм | §23, Р | |||
18 | Коллективизация сельского хозяйства. | 1 | Комбинированный урок | Причины коллективизации. Цели, методы и результаты коллективизации сельского хозяйства. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Колхозное крестьянство. | работа с понятиями и терминами: коллективизация, колхоз, раскулачивание. Работа с презентацией | Знать причины и сущность перехода к политике сплошной коллективизации, цели и задачи «нового курса в деревне». Уметь анализировать экономические, социальные и политические результаты коллективизации | презентация | §24, Р | |||
19 | Политическое развитие в 30-е гг. | 1 | Школьная лекция | Роль партии в жизни государства. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Роль идеологии. Формирование «культа личности» Сталина. Массовые реп-рессии. Показательные судебные процессы. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930 – началу 1940-х гг. | работа с понятиями и терминами: Конституция «победившего социализма» 1936 г. Национальная политика «большой террор», репрессии, ГУЛАГ, культ личности, командно-административная экономика | Иметь представление о сущности политической системы в СССР в 1930-е гг. Уметь характеризовать роль ВКП(б) в жизни государства Знать примеры репрессивной политики Сталина. Уметь анализировать ее последствия | презентация | §25. Р | |||
20 | Духовная жизнь СССР в 20-е и 30-е гг. | 1 | Многообразие культурной жизни в 1920-е гг. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Власть и интеллигенция. Партийный контроль над духовной жизнью. «Сменовеховство». Большевики и церковь. Начало «нового» искусства. Развитие образования в 30-е гг.. Власть и наука. Научные достижения. Социалистический реализм. Советский кинематограф. Музыкальное и изобразительное искусство. Литература и театр. Ликвидация неграмотности. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе. | работа с понятиями и терминами: теория пролетарской культуры, «сменовеховство» «культурная революция», метод социалистического реализма | Иметь представление о причинах идеологического наступления на культуру, о перестройке народного образования. Уметь характеризовать взаимоотношения власти и интеллигенции, власти и церкви. Знать достижения и потери русской культуры в 1920-е гг. Знать сущность «культурной революции» в СССР в 30-е гг. Уметь объяснять субъективные и объективные предпосылки. Знать основное содержание и последствия «культурной революции», достижения и противоречия развития советской науки. Уметь анализировать утверждение социалистического реализма во всех сферах культурной жизни | презентация, документы | §22,26, Р | ||||
21 | Внешняя политика в 30-е гг. | 1 | Комбинированный урок | Изменение внешнепол. курса СССР. Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Советско-англо-французские переговоры. Война в Испании. Дальневосточная политика СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939–41 гг. Расширение территории СССР. Мюнхенский договор и позиция СССР | работа с понятиями и терминами: Лига Наций, система коллективной безопасности | Знать причины и сущность изменения внешней политики СССР в 1930-е гг. Уметь анализировать взаимосвязь внутренней и внешней политики советского руководства в системе международных отношений. Знать факты и причины сближения СССР с Германией | карта, презентация | §27, Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
22 | Контрольная работа «Россия и СССР между мировыми войнами» | 1 | урок контроля знаний | Основные смысловые единицы, соответствующие темам «Россия на рубеже XIX-XX веков» и «Первая мировая война | работа с тестовыми заданиями по типу ГИА | Знать основные события периода, их причины и последствия, значение; понятия и термины, даты основных событий. Уметь использовать изученную информацию для решения тестовых заданий в форме ГИА. | тесты | §§10-27, Р | |||
Тема 7. Человечество во второй мировой войне. | 8 | ||||||||||
10 | Начальный период второй мировой войны. Движение Сопротивления. | 1 | Школьная лекция | Причины Второй мировой войны. Начало Второй мировой войны. Поражение Польши и «странная война» в Европе. Разгром Франции. Битва за Англию. «Новый порядок» и холокост в Европе. Движение Сопротивления. Советско-финляндская война 1939–40 гг. СССР и Прибалтика. | работа с понятиями и терминами: пакт о ненападении, секретные протоколы, план «Барбаросса», план «Ост», блицкриг, «странная война | Уметь анализировать глубину опасности, нависшую над нашей Родиной и ее народами накануне Великой Отечественной войны. Знать содержание и суть советско-германского договора о ненападении и секретных протоколов к нему, причины и итоги войны с Финляндией, суть планов «Барбаросса» и «Ост» | карта, презентации, фильм | §9, ВС | |||
23 | Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 1 | Комбини-рованный урок | Начало войны. 1941 г. Силы и планы сторон. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Периоды Великой Отечественной войны. Оборонительные сражения. Героизм защитников Брестской крепости. Провал плана «молниеносной войны». Результат репрессий, неподготовленность Красной Армии к началу войны. Массовое отступление в глубь территории. Поражения Красной Армии в начальный период войны. Их современная оценка. Московское сражение. Организация обороны Ленинграда. | работа с понятиями и терминами: Великая Отечественная война, блокада, всеобщая мобилизация, превентивный удар, работа с фильмом и презентацией | Понимать справедливый и освободительный характер войны СССР с Германией. Знать цели «похода на восток» фашистской Германии, иметь представление об основных периодах Великой Отечественной войны. Уметь анализировать причины неудач Красной Армии в начальный период войны. Знать ход военных действий конца 1941 г.,Юфакты героической обороны Москвы и Ленинграда | карта, презентации, фильм | §28-29, Р, §10 Вс. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
24 | Основные события Великой Отечественной войны. | 1 | Комбини-рованный урок | Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 г. Сталинградская битва. Героизм защитников города. Начало наступательной операции. Роль маршала Жукова. Начало коренного перелома в ходе войны. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движения. Итоги первого этапа войны. Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский | оставление таблицы «Великая Отечественная война» работа с понятиями и терминами: контрнаступление, антигитлеровская коалиция, оккупационный режим | Знать развитие ситуации на фронте весной 1942 г., иметь представление о силах и планах сторон на военную кампанию 1942 г. Уметь анализировать итоги первого этапа войны, складывание предпосылок для коренного перелома в ходе войны. Знать основные даты и развитие событий во время Сталинградской битвы. Уметь анализировать причины размаха партизанского и подпольного движения | карта, презентации, фильм | §30-31, Р | |||
25 | Основные События Второй мировой войны. | 1 | Школьная лекция | Битва за Кавказ летом 1942 г. Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Частичный прорыв блокады Ленинграда. Битва на Курской дуге. Значение коренного перелома в ходе войны. Тегеранская конференция. Создание антигитлеровской коалиции. Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения в годы войны. Националистические организации. Политика советского руководства в годы войны. Депортация. Эвакуация промышленности.
| работа с понятиями и терминами: коренной перелом стратегическая инициатива, тотальная война. Национальная политика, депортация, национализм. Заполнение таблицы «Основные события Великой Отечественной войны». Работа с презентацией и фильмом. | Уметь показывать роль и значение советского тыла в достижении победы над врагом, иметь представление о развитии образования и науки в годы войны, о самоотверженности деятелей культуры и искусства Знать значение разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом; анализировать события коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны: сражения на Курско-Орловском направлении. . | Карта, презентации, фильм | §32-33, Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
11 | Основные События Второй мировой войны. | 1 | Комбини-рованный урок с элементами практикума | Основные события мировой войны. Международные конференции. Причины и предпосылки коренного перелома. Роль советского тыла. | Работа с документами, работа с презентацией | Иметь представление о вкладе многонационального народа СССР в победу над фашизмом. Знать социально-экономические предпосылки коренного перелома в ходе войны; межнациональные отношения и национальную политику СССР в годы войны Значение Тегеранской конференции и итоги второго периода войны. | Документы, презентация, фильм | §11, ВС | |||
26 | СССР на завершающем этапе Второй мировой войны | 1 | Школьная лекция | Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 г. «Десять сталинских ударов». Успешные операции белорусских и украинских фронтов. Освобождение территории СССР. Встречи «Большой тройки», их роль в организации борьбы против фашизма и послевоенном устройстве Европы. Берлинская операция. Капитуляция Германии. Сдача пражского гарнизона. Подписание в Потсдаме документов о капитуляции. Победа советских войск на фронте, ее влияние на расклад сил в переговорном процессе. Участие СССР в войне против Японии. Итоги Великой Отечественной войны. Окончание Второй мировой войны. Помощь Советскому Союзу по ленд-лизу Бомбардировки Японии США | Работа с понятиями и терминами: демилитаризация, денацификация, ленд-лиз; Работа по составлению конспекта лекции; работа с презентацией и фильмом. Работа над проектом «Личность в войне». | Знать военно-стратегическую обстановку к началу 1944 г., ход основных операций КраснойАрмии в 1944 г. Уметь раскрывать освободительный характер европейского похода Красной Армии, роль Советского Союза в разгроме вооруженных сил в Японии, анализировать значение Ялтинской и Потсдамской конференций. Знать историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне | карта, презентация, фильм | §34, Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
12 | Итоги и уроки Второй мировой войны. | 1 | Урок-конференция | Значение победы советских войск в войне. Итоги и уроки войны. Факторы победы и ее цена. Война глазами современников. | Выступления с докладами, оппонирование. | Знать материал раздела «Великая Отечественная война. 1941–1945 гг Уметь готовить доклады и презентации к выступлениям, отвечать на вопросы оппонентов | презентации | §12, ВС | |||
27 | Контрольная работа по теме «Человечество во второй мировой войне» | 1 | Урок контроля знаний | Материал раздела «Человечество во второй мировой войне» | работа с тестовыми заданиями по типу ГИА | Знать основные события периода, их причины и последствия, значение; понятия и термины, даты основных событий. Уметь использовать изученную информацию для решения тестовых заданий в форме ГИА. | Тест, | Повт. §12, ВС | |||
Тема 8. Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны». | 1 | ||||||||||
13 | Основные события «холодной войны» | 1 | Школьная лекция с элементами практикума | Послевоенный мир и причины «холодной войны». Доктрина Трумэна. «План Маршалла». Берлинский конгресс и создание системы союзов в Европе. «Холодная война» в Азии. Падение колониальных империй. Локальные конфликты и международная безопасность. Партнёрство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и её завершение. | Работа с историческими документами; работа по написанию конспекта, работа с терминами и понятиями | Знать понятия: «холодная война», «железный зщанавес», «гонка вооружений», «военно-политические блоки». Умение на основе анализа документов, объяснять причины и признаки «холодной войны» | презентация, документы | §13-15,ВС | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Тема 9. СССР в 1945-1953 гг. | 3 | ||||||||||
28 | Восстановление экономики. | 1 | Комбинированный урок | Послевоенное состояние экономики. Программа и источники восстановления народного хозяйства. Сельское хозяйство после войны. Факторы быстрого выхода из разрухи. Курс на «закручивание гаек». Диспропорции в структуре индустриального производства. Развертывание ВПК. | Работа с понятиями и терминами: дефицитная экономика, диспропорции, репарации, репатриация, ВПК, национальное богатство Анализ диаграмм | Иметь полное представление о характере экономического ущерба и численности людских потерь за военный период. Уметь анализировать различные точки зрения в советском руководстве на перспективы развития экономики и поиск путей ее реформирования. Знать примеры героических усилий советского народа по восстановлению экономики СССР. Называть причины бедственного положения в сельском хозщяйстве в послевоенные годы. | презентация, карта | §35, Р | |||
29 | Политическое развитие в 1945-1953 гг. | 1 | Школьная лекция | Изменение общественно-политической атмосферы в СССР после войны. Победа как фактор послевоенного международного и внутриполитического развития. Изменения в структурах власти. Новый виток репрессий. Национальная политика. Нарастание в обществе критических настроений. Отношение к людям, бывшим на оккупированной территории. | Работа с понятиями и терминами: «Дело врачей», «Ленинградское дело» номенклатура. Написание эссе «Почему период 1945-1953 гг называют апогеем сталинизма?» | Уметь анализировать альтернативы общественно-политического развития страны (демократическую и тоталитарную) в послевоенный период. Уметь раскрывать причины и характер изменений в структурах власти, борьбы с инакомыслием, усиления репрессий, характеризовать особенности национальной политики. | презентация, документы | 36, Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
30 | Идеология и культура. Внешняя политика в 1945-1953 гг. | 1 | Комбини-рованный урок | Восстановление «железного занавеса». Нереализованные надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войне. Идеологические кампании конца 1940-х – начала 1950-х гг. Научные дискуссии. Развитие литературы и искусства конца 1940-х – начала 1950-х гг. Изменение международных отношений после войны. Страны-победители. Создание ООН. Истоки «холодной войны». Начало противостояния СССР и США. Влияние СССР на международную политику. Распространение сталинской модели. Апогей «холодной войны». Образование военных блоков. Изобретение и испытания ядерного оружия в СССР: Корейская война. | Работа с понятиями и терминами: «железный занавес», космополитизм «холодная война», ООН, план Маршалла, доктрина Трумэна, военный блок, НАТО, ОВД. Работа с документами, картой. | Иметь представление о противоречивых процессах в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период, о характере научных дискуссий, возрождении системы образования, успехах в области художественной культуры. Знать конкретные примеры достижений в области литературы и искусства. Знать истоки и сущность «холодной войны». Уметь характеризовать и анализировать развитие отношений СССР с западными странами. Знать причины обострения отношений СССР и США. | презентация, документы, карта | §37,38, Р | |||
Тема 10. СССР в 1953-середине 60-х гг. XX в. | 2 | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
31 | Изменения политической системы в годы «оттепели»Экономика СССР в 1953-1964 гг. | 1 | Комбини-рованный урок | Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Укрепление законности и правопорядка. Реформаторская деятельность Хрущева. Начало реабилитации жертв массовых репрессий. ХХ съезд КПСС, его роль в судьбах страны. Разоблачение «культа личности» Сталина. Реорганизация гос. органов, партийных и общественных организаций. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Поиск путей совершенствования управления производством. Экономич. курс Маленкова. Сельскохоз. политика Хрущева: Развитие промышленности. Социальная политика. Причины и последствия противоречивости и незавершенности большинства намеченных реформ Хрущева. | Работа с понятиями и терминами: ротация, волюнтаризм, реабилитация, общенародное государствоиндустриальное общество, интенсификация, научно-технический прогресс, предприятия группы А, предприятия группы Б, совнархозы, целина, экстенсивный путь развития, социальная напряженность | Иметь представление о возможных альтернативах политического развития после смерти Сталина. Уметь анализировать противоречивость политики партии в данный период Уметь давать оценку Хрущеву как политическому деятелю. Знать основные идеи доклада Хрущева на ХХ съезде КПССУметь показывать причины необходимости экономических реформ в стране. Уметь анализировать альтернативные пути развития экономики. Знать примеры новаций 1953–64 гг.Знать результаты социальной политики и противоречия экономического развития в СССР в 1953–1964 гг. | презентация | §39,§40, Р | |||
32 | «Оттепель» в духовной жизни. Политика мирного сосуществования. | 1 | Комбинированный урок | Предпосылки и значение преодоления сталинизма в области духовной жизни. «Оттепель». Особенности развития отечественной науки. Достижения науки и техники. Освоение космоса. Атомная энергетика. Развитие образования. Политика власти в области образования. Достижения советской литературы, музыкального искусства, кино, живописи и архитектуры. Политика мирного сосуществования. Поиск новой стратегии. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и социалистический лагерь. «Третий мир» во внешней политике СССР. Организация Варшавского договора. СЭВ. Венгерский кризис 1956 г. Карибский кризис 1962 г. Их международные последствия. | Работа с понятиями и терминами: «оттепель», формализм, политехническая школа мирное сосуществование, страны «третьего мира», движение неприсоединения, Венгерский кризис, Карибский кризис. работа с документами, с презентацией | Иметь представление о путях преодоления сталинизма в области духовной жизни. Знать и уметь характеризовать конкретные примеры развития науки и техники. Уметь анализировать достижения советской литературы, музыкального искусства, кино, живописи и архитектуры, доминирование социалистического реализма в произведениях искусства. Уметь анализировать международное положение СССР в 1950-х гг., возможные альтернативы развития внешней политики. Знать ошибки и противоречия внешней политики советского руководства, иметь представления о проблемах разоружения, об отношениях СССР со странами социалистического лагеря и странами «третьего мира». | презентация, документы, карта | §41, §42Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Тема 11. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX – начале XXI в. | 5 | ||||||||||
14 | Становление социально-ориентирован-ной рыночной экономики в странах Запада. | 1 | Школьная лекция | «Экономическое чудо» в Западной Германии. Англия, Франция и Италия в обновляющейся Европе. США в послевоенные годы. «Новые рубежи» и «Великое общество». | Социально ориентированная рыночная экономика, ВВП. Прожиточный минимум. Коррупция. Дискриминация. | Знать особенности экономического и политического развития США, Великобритания, Франция после II мировой войны. Выявлять новые тенденции в развитии европейских государств и США, давать им оценку | презентация | §16. ВС | |||
15 | Политические кризисы в индустриальных странах в 1950-1970-х гг. | 1 | Комбини-рованный урок | «Холодная война» и общество. Маккартизм и президентство Д. Эйзенхауэра. Война во Вьетнаме и ее влияние на американское общество. Президентство Р. Никсона, «уотергейтский скандал» и кризис доверия к власти в США. Кризисы времен «холодной войны» в Западной Европе. Отставка А. Идена в Англии. Политический кризис 1958 г. во Франции. Противоречия индустриального общества и их обострение в конце 1960-х - 1970-х гг. Падение эффективности институтов «государства благоденствия». «Красный май» 1968 г. во Франции. Радикальные и террористические группировки. | Работа с понятиями и терминами: импичмент, ВПК, Работа с различными источниками информации: текстом учебника, презентацией, документами. | Знать влияние «холодной воны» на внутреннюю политику США. Называть политические кризисы времён «холодной войны» в странах Западной Европы. Выявлять причины обострения противоречий индустриального общества. Кризис доверия к власти в США. Кризисы конца 1960-х – начала 1970-х гг. в странах Европы. | презентация | §17, ВС | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
16 | Эволюция политической мысли. Возникновение информационного общества. | 1 | Комбини-рованный урок | Президентство Р. Рейгана. США в роли мирового лидера. Социально-экономическая политика неоконсерватизма в США, Великобритании, ФРГ, Франции. Изменение методов государственного регулирования экономики. Приватизация гос. и муницип. собственности, содействие малому бизнесу, налоговые льготы корпорациям. Переход к информац. обществу в развитых странах. Интеллектуализация трудовой деятельности, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, перемены в социальной структуре общества. Администрация У. Клинтона и концепция «третьего пути». США в начале XXI в. Сближение позиций ведущих политических партий в странах Западной Европы. | Работа с понятиями и терминами: радикализщм, маргиналы, неоконсервативная революция, высокие технологии. Работа с материалами Интернета. | Знать и характеризовать основные взгляды социал-демократов в 1950-1970-х гг., причины падения влияния либеральных идей. Называть причины и основные черты информационного общества. Анализировать важнейшие проблемы современных стран Запада на основе материалов прессы и Интернета. | презентация | §18, 19,ВС | |||
17 | Восточная Европа: долгий путь к демократии. | 1 | Комбини-рованный урок | Роль СССР в освобождении стран Восточной Европы от фашизма. Переход от общедемократических преобразований к утверждению тоталитарных режимов в Восточной Европе. Коминформ как институт руководства СССР правящими партиями восточноевропейских стран. Советско-югославский конфликт. Восстания в ГДР (1953) и Венгрии (1956), события 1968 г. в Чехословакии, кризис в Польше в начале 1980-х гг. Роль ОВД в обеспечении интересов СССР в Восточной Европе. «Доктрина Брежнева». Особенности демократич. революций в Восточной Европе в конце 1980-х гг. Опыт и первые итоги демократического развития. Причины кризиса и распада Югославии. Конфликты вокруг Боснии и Косово. | Работа с понятиями и терминами: «доктрина Брежнева», программа «Партнёрство во имя мира», работа с презентацией, документами, материалами Интернета. | Характеризовать пути развития восточноевропейских стран после Второй мировой войны. Называть причины кризисов в Восточной Европе в годы «холодной войны». Выявлять связь демократических революций в странах Восточной Европы в 80-90-е гг. с демократическими преобразованиями в СССР. | презентация, карта | §20, ВС | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
18 | Интеграцион-ные процессы в Зап. Европе и Сев. Америке. СНГ. | 1 | Школьная лекция | Образование СНГ. Развитие взаимоотношений входящих в него стран. Образование ГУАМ. Вооруженные конфликты на постсоветском пространстве. Самопровозглашенные республики. Россия и миротворчество в СНГ. Особенности политического и социально-экономического развития стран СНГ. Проблемы развития сотрудничества между ними. | Работа с понятиями и терминами: интеграция, ЕЭС. Работа по заполнению таблицы «Этапы интеграции в Западной Европе». | Знать главные цели создания ЕЭС, основные средства их достижения, определённые в договоре. Характеризовать основные направления развития европейской интеграции и итоги сближения стран Запада. Уметь извлекать нужную информацию из документов и делать на её основе выводы. | презентация, карта, документ | §21, 22,ВС | |||
Тема 12. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX в. | 3 | ||||||||||
33 | Консервация политического режима. | 1 | Комбини-рованный урок | Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Негативные тенденции в общественной жизни. Отставка Хрущева. Возвышение Брежнева. Партийно-хозяйственная номенклатура в системе советского общества. Укрепление роли армии и органов безопасности. Конституция СССР 1977 г. Политика Брежнева и его личность. | Работа с понятиями и терминами: ресталинизация, номенклатура, диссидентское движение, неосталинизм. Работа с документами, с презентацией | Иметь представление об усилении позиций партийно-государственной номенклатуры. Знать особенности смещения Хрущева в октябре 1964 г., факты изменения политики, основные положения Конституции СССР 1977 г. Уметь извлекать нужную информацию из документов и делать на её основе выводы. | презентация, документ | §43, Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
34 | Экономика «развитого социализма». | 1 | Комбини-рованный урок | Хоз. реформа середины 60-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. Освоение новых районов. Стройки века. Роль ВПК. Наращивание экономического потенциала союзных республик. «Застой» в эконом. развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. Социальная политика. Зарождение теневой экономики. Обострение демографической ситуации | Работа с понятиями и терминами: теневая экономика продовольственная программа, товарный голод, социалистическое соревнование, стагнация, лимитчики, самоокупаемость, хозрасчет, экономические стимулы, | Уметь анализировать изменения советской экономической системы в середине 1960-х. Уметь раскрывать основные направления экономической реформы 1965 г.и причины неудач ее осуществления. Знать сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере. | презентация, документы | §44. Р | |||
35 | Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. Политика разрядки | 1 | Комбини-рованный урок | Концепция «развитого социализма». Новые веяния в культурной жизни после ХХ съезда. Активизация деятельности творческой интеллигенции. Шестидесятники. Первые диссиденты. А. Д. Сахаров.А. И. Солженицын Нарастание социальной апатии у населения. Сложность и противоречивость культурной жизни. Основные направления внешн. деятельности. «Доктрина» Брежнева. Пражская весна 1968 г. Отношения СССР и Запада. Проблема политич. партнерства. СССР и соц. страны. Военно-экономическое сотрудничество. Чередование разрядки и конфронтации с западными странами. Противостояние двух сверхдержав. Обострение международной напряженности в первой половине 80-х Региональные конфликты. Афганская война. | Работа с понятиями и терминами: теория конвергенции, советский народ, концепция «развитого социализма», «магнитофонная революция», «антисистема», диссидент разрядка международной напряженности, военно-стратегический паритет, ракеты средней дальности, биполярный мир, «доктрина» Брежнева | Иметь представление об изменениях в общественной жизни СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг., причинах формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур. Знать причины зарождения диссидентского движения Иметь представления о предпосылках разрядки международной напряженности, о достижении военно-стратегического паритета между Востоком и Западом, о периодах нарастания и спада напряженности | презентация, документы | §45, §46Р | |||
Тема 13. Перестройка в СССР (1985-1991) | 3 | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
36 | Реформа политической системы в эпоху перестройки. | 1 | Комбини-рованный урок | Обострение социально-экономической ситуации в конце 80-х – начале 90-х. «Кадровая революция». Реформа 1988 г. Политические лозунги перестройки. Формирование многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Распад СССР. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев – Президент СССР | Работа с понятиями и терминами: «кадровая революция», политика перестройки, советский парламентаризм, многопартийность, либерализм, фракция, оппозиция, переворот, «парад суверенитетов». Составление таблицы «Политический кризис 1991 г.» | Иметь представление о предпосылках и неизбежности радикальной реформы советской политической системы. Уметь анализировать альтернативные пути ее осуществления. Знать факты национальной политики в данный период. Знать значение политического кризиса 1991 г., распада СССР и его последствия. | презентация | §47, Р | |||
37 | Экономические реформы 1985-1991 гг. | 1 | Школьная лекция | Дискуссия о темпах и путях перехода к рыночным отношениям. Альтернативные варианты выхода из экономического кризиса. Курс на «ускорение». Экономическая реформа 1987 г. Второй этап экономической реформы. Программа «500 дней». Зарождение фермерства, кооперативное движение. Падение уровня жизни советских людей. Авария на Чернобыльской АЭС | Работа с понятиями и терминами: «ускорение», рыночная экономика, арендный подряд, кооперация, демонополизация, децентрализация, разгосударствление, акционирование, техногенная катастрофа. | Сформировать убеждение в неизбежности радикального обновления советской экономической системы. Знать об альтернативных вариантах экономических реформ в стране. Знать причины неудач экономического развития в данный период, о концепции регулируемого рынка и положениях программы «500 дней» | презентация, документы | §48, Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
38 | Политика гласности. Диалектика нового мышления | 1 | Школьная лекция | Демократизация политической жизни. Взаимосвязь процессов демократизации и реформ в экономике. Рост социальной напряженности. Политика«гласности», ее влияние на изменение атмосферы в обществе. Рост социальной активности населения. Возникновение и деятельность общественных движений. Развитие литературы и искусства в период «гласности». Курс на демократизацию всех сфер жизни общества. «Новое политическое мышление». Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Образование СНГ. Завершение «Холодной войны». Результаты политики «нового мышления». Формирование суверенной российской государственности, основные документы, принципы, этапы. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольст- венной программ Споры о причинах ликвидации союзного государства. Первый президент России – Б. Н. Ельцин. Роспуск СЭВ и ОВД. | Работа с понятиями и терминами: «гласность», свобода слова, демократизация, реабилитация демилитаризация, разоружение, региональные конфликты, концепция нового мышления | Уметь определять сущность политики «гласности», показывать противоречивость и непоследовательность действий властей на данном направлении. Уметь анализировать влияние нового политического курса на развитие отечественной культуры и изменение духовного климата в обществе. Иметь представление о причинах изменения концептуальных основ советской внешней политики, ее основных направлениях, результатах и последствиях. Знать основные положения политики «нового мышления», причины и последствия распада социалистической системы | презентация, документы, карта. | §49,50 Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Тема 14. Пути модернизации в Азии, Африке и Лат. Америке. | 2 | ||||||||||
19 | Япония. Китай. Индия во второй половине XX-начале XXI в. | 1 | Школьная лекция | Политические, социально-экономические реформы в Японии. Японское «экономич. чудо» и его предпосылки. Особенности политики в области образования, технологич. развития, внешней торговли.. Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг: общие и особые черты развития. Второй эшелон новых индустриальных стран. Филиппины, Индонезия, Таиланд, Малайзия. Провозглашение КНР и реформы социалистической направленности в Китае. Социально-политич. эксперименты в КНР: «большой скачок», «культурная революция». Роль Мао Цзэдуна в развитии Китая. Ухудшение советско-китайских отношений Американо-китайские отношения и проблема Тайваня. Курс прагматических реформ Дэн Сяопина. Аграрные реформы, введение элементов рыночной экономики. Нормализация советско-китайских отношений. . Завоевание Индией независимости и раскол страны по религиозному признаку. Индо-пакистанские войны. Особенности реформ и политики модернизации в Индии. Проблема роста народонаселения. Советско-индийские отношения, Индия как основатель движения неприсоединения. Противоречия Индии с Китаем, Пакистаном. Индия и Пакистан как ядерные державы. | Работа с понятиями и терминами: «японское экономическое чудо», новые индустриальные страны, свободная экономическая зона, заполнение сравнительной таблицы по развитию Японии, Индии и Китая во второй половине XX века – начале XXI века | Знать основные особенности экономического и политического развития Японии, Индии и Китая во второй половине XX века – начале XXI века. Уметь выделять сходства и различия. Уметь анализировать различные источники информации и делать на этой основе самостоятельные выводы. | презентация, документы, карта | §23-25 ВС | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
20 | Исламский мир. Африка. Латинская Америка. | 1 | Школьная лекция | Подъем НОД в странах Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока в 1950-1960-е гг. Освобождение арабских стран. Военные, националист. режимы и пути их эволюции. Арабо-израильский конфликт. Традиционалистские, монархические режимы в исламском мире и попытки его модернизации. Ослабление влияния СССР и США на Ближнем и Среднем Востоке, укрепление исламского фундаментализма. Фундаментализм и международный терроризм. Источники единства и разобщенности исламских стран. Пути стран Африки к независимости. Решения ООН о деколонизации и «год Африки». Распад португальской колониальной империи. Система апартеида на юге Африки и ее крушение. Проблемы развития на Африканском континенте. Беднейшие страны мира. Опыт неудачи попыток выбора социалистической ориентации в странах Африки. Сепаратизм, межплеменные и региональные конфликты в странах Африки. Роль ОАЕ (АС) мирном решении споров на Африканском континенте. Предпосылки модернизации в Латинской Америке. Особенности политического развития латиноам. стран. Роль армии в государствах Латинской Америки. Политика США в Латинской Америке. Программа «Союз ради прогресса». Левое правительство и военный переворот 1973 г. в Чили. Модернизация и диктаторские режимы. «Экономическое чудо» в Бразилии. Новый, демократический этап развития латиноамериканских государств в 1990-е гг. Опыт интеграции латиноамериканских стран . | Работа с понятиями и терминами: традиционализм, фундаментализм, сепаратизм, военная хунта | Знать Основные события и тенденции развития стран исламского мира, Африки и Латинской Америки. Уметь выделять сходства и различия. Уметь анализировать различные источники информации и делать на этой основе самостоятельные выводы. | презентация, карта, документы | §26-28 ВС | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Тема 15. Россия в конце XX – начале XXI века | 4 | ||||||||||
39 | Российская экономика на пути к рынку. | 1 | Комбини-рованный урок | Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992–93 г. Приватизация. Трудности и противоречия перехода России к рыночной экономике. Социальная поляризацияобщества, причины и проявления. Характерные черты различных социальных групп. Характерные черты современной российской экономики. Дефолт 1998 г. Е. Т. Гайдар. В. С. Черномырдин | Работа с понятиями и терминами: приватизация, единая тарифная система оплаты труда, конвертируемость валюты, валютный коридор, макроэкономическая стабилизация, «шоковая терапия», ваучер, дефолт | Иметь представление о состоянии экономики к концу 1991 г., о содержании различных планов перехода России к рынку, программах Гайдара и эконо- мическом курсе правительства Черномырдина. Уметь характеризовать состояние экономики России в 1998 г. | презентация, документы | §51, Р | |||
40 | Политическая жизнь в 1992-1999 гг. | 1 | Комбини-рованный урок | Политические последствия октябрьских событий 1993 г. Принятие Конституции РФ. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Перевыборы Ельцина 1996 г. Власть и оппозиция 1996–1999: противостояние, поиски путей конструктивного диалога. Выборы в Государственную Думу 1995 г. Чеченский конфликт и его влияние на общественно политическую жизнь страны | Работа с понятиями и терминами: правовое государство, парламентская республика, президентская республика, политический кризис, разделение властей. | Знать принципиальные отличия новой политической системы России, действующей согласно Конституции 1993 г., от советской модели организации власти. Знать изменения в национальной политике, анализиро вать причины. Знать развитие событий первой чеченской войны, факты складывания многопартийного устройства парламента РФ | презентация | §52, Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
41 | Духовная жизнь России в конце XX – начале XXI в | 1 | Комбини-рованный урок | Исторические условия развития культуры в период распада СССР и становления нового общества. Развитие публицистики. Кинематограф, музыка, театр. Изобразительное искусство. Роль средств массовой информации в жизни общества. Многоконфессиональность в современной России. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство | Работа с понятиями и терминами: концептуализм, ностальгия, постмодернизм, публицистика, идеологическое многообразие, традиционные религии | Уметь определять исторические предпосылки и основные направления перемен в духовной жизни общества в конце XX-нач. XXI века Знать противоречивый характер протекавших в этой сфере процессов. Уметь показывать эволюцию взаимоотношений власти и интеллигенции в новых условиях. Знать о формировании независимых власти средств массовой информации. Знать конкретные примеры развития литературы и искусства | презентация, документы | §53, Р | |||
42 | Россия на пороге XXI века. | 1 | Школьная лекция | Строительство обновленной Федерации. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между центром и регионами.Развитие чеченского конфликта. Результаты федеративного строительства в 1990-е гг. Россия на пороге XXI в. Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии. | Работа с понятиями и терминами: Федеративный договор, суверенитет, федерация | Иметь представление о межнациональных отношениях накануне и после распада СССР. Уметь анализировать политику государства в 1990-е и 2000-е гг. Знать содержание положений Федеративного договора и Конституции 1993 г. о принципах федеративного устройства РФ. Знать о развитии и мерах преодоления сепаратистских настроений внутри страны. | презентация | §54-56, Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Тема 16. Мир на пороге XXI века. | 4 | ||||||||||
21 22 | Наука и культура в XX – XXI вв. | 2 | Школьная лекция | Наука и техника в межвоенные годы. Возникновение химической физики, развитие энергетики, достижения медицины. Развитие ракетной техники и создание ядерного оружия. Достижения в освоении космоса, совершенствовании транспорта. Биохимия, генетика, трансплантология, электроника и робототехника. Исследования культуры народов, особенностей локальных цивилизаций, стадий (этапов) цивилизационного развития. Дж. Кейнс и М. Фридман о макроэкономике, методах управления экономическими процессами в рамках рыночной экономики. Идеи обусловленности любых перемен в обществе его традициями, социокультурными факторами. Изучение групповой и индивидуальной психологии, 3. Фрейд и К. Юнг. Теория «конца идеологии» 1970-х гг. и «реидеологизация» 1980-х гг. | Работа с понятиями и терминами: кубизм, футуризм, абстракционизм, конструктивизм, дизайн, психологический реализм, авангардизм, экзистенциализм. Работа с иллюстрациями, с презентацией. | Знать основные направления и тенденции развития науки и культуры в XX-начале XXI века. Называть новые теории общественного развития. Уметь выделять и называть основные изменения, которые привнёс XX век в литературу и искусство. Называть ведущих деятелей литературы и искусства XX века. Уметь извлекать нужную информацию из документов и делать на её основе выводы. | презентация | §29-30 ВС | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
23 24 | Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия. | 1 | урок-конферен-ция | Военная угроза человечеству. Рост числа ядерных держав, угроза распространения химического и бактериологического оружия. Опасность локальных, региональных конфликтов, повреждения экологически опасных объектов. Международный терроризм. Проблема сырьевых, энергетических, водных ресурсов, плодородия почвы и ограниченности возможностей развития. Загрязнение среды обитания людей промышленными отходами, угроза климатической катастрофы. Развитие международной торговли, интернационализация производства и капитала. Формирование транснациональных корпораций и новые возможности международного разделения труда. Роль ТНК в современной мировой экономике. Кризис национальной системы управления экономическими процессами и проведения социальной политики как итог глобализации экономической жизни. Конфликт интересов ТНК и национальных государств. | Работа с понятиями и терминами: глобальные проблемы, глобализация, ТНК. Работа с различными источниками. | Знать основные черты и признаки глобальных проблем современности, называть важнейшие глобальные проблемы и пути их решения. Уметь извлекать нужную информацию из документов и делать на её основе выводы. | презентация | §31-32 ВС | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
17. Итоговое повторение | 2ч | ||||||||||
25 | Контрольная работа «Россия и мир после Второй мировой войны» | Урок контроля знаний | Материал раздела «Человечество после Второй мировой войны»» | работа с тестовыми заданиями по типу ГИА | Знать основные события периода, их причины и последствия, значение; понятия и термины, даты основных событий. Уметь использовать изученную информацию для решения тестовых заданий в форме ГИА. | тесты | |||||
26 | Итоговая контрольная работа по курсу истории XX – нач. XXI века | 1 | Урок контроля знаний | Материал курсов истории России XX – начала XXI века и Всеобщей истории XX в. | работа с тестовыми заданиями по типу ГИА | Знать основные события периода, их причины и последствия, значение; понятия и термины, даты основных событий. Уметь использовать изученную информацию для решения тестовых заданий в форме ГИА. | тесты | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков "История и культура мордовского края" 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков "Истории и культуры мордовского края" 5 класс...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Тематическое планирование уроков истории 6 класс к учебнику Агибаловой, Донского
Развернутое тематическое планирование история средних веков 6 класс к учебнику Агибаловой, Донского...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс
Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...