Революция 1905-1907 гг в России
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Учащимся 9, 11 классов для изучения теоретического материала, выполнения практических заданий и повторения материала через тесты. Урок - хорошая помощь для подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Молодым коллегам - в методическую копилку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Революция 1905-1907 гг в России" | 778.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема II. Россия в годы Первой революции
Урок … § 4. РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 гг.
Николай II – самодержец земли Русской
Предпосылки революции
- Незавершенность реформ 1861-1874 гг. породила разрыв между среднеразвитым капитализмом, отсталым сельских хозяйством и застывшим на уровне 18 века политическим строем.
- Сложилась революционная ситуация.
3. Высокие социальные издержки капиталистической индустриализации
4. Сохранение старых феодальных укладов в сельском хозяйстве
5. Россия – единственная страна в Европе, где отсутствовали парламент, легальные политические партии, гражданские права и свободы
6. Нерешенным оставался аграрный вопрос
7. Национальные противоречия составляли неразрывную часть внутренних противоречий и переплетались с социальными
ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ
- Противостояние самодержавия и общества, вызванное отсутствием политических свобод и парламента как формы представительной власти
- Нерешенность аграрного вопроса: господство помещичьего землевладения, малоземелья крестьян, сохранение выкупных платежей
- Ухудшение положения рабочего класса вследствие обострения противоречий между трудом и капиталом
- Кризис имперской системы отношений между центром и провинцией, метрополией и национальными окраинами
- Неудачный ход русско-японской войны 1904-1905 гг.
Задачи революции.
- Конфискация помещичьих земель и безвозмездная передача их крестьянам.
- Введение 8-часового рабочего дня.
- Ликвидация национального гнета и установление равенства всех народов России.
- Свержение самодержавия и установления буржуазно-демократической республики.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС РЕВОЛЮЦИИ- АГРАРНЫЙ (помещичье землевладение и безземелье крестьян).
Расстановка политических сил накануне революции
К началу 1905 года сложились три лагеря:
1. Революционный. Требования: уничтожение всего экономического и политического строя. Представлен: партиями социал-демократов и социалистов-революционеров, анархистами. Социальная база (опора): рабочий класс, крестьяне. Революционный лагерь рассчитывал на насильственное свержение власти царя.
2. Либерально-буржуазный. Требования: политические права и свободы. Представлен: земцами, «Союзами освобождения», земцами-конституционалистами. Социальная база: обуржуазившиеся помещики, предприниматели, банкиры, финансисты и пр. Либералы – за реформы.
3 Правительственный. Требования: сохранение самодержавия. Представлен: царскими чиновниками, дворянством, духовенством. Политических партий у охранительного лагеря не было. Правительство Николая Второго избрало наихудшую тактику – упрямство до последнего, уповая только на силу и уступая силе.
Характер революции:
- буржуазно-демократическая;
- крестьянская;
- народная.
Периодизация революции.
Начало революции – 9 января 1905 года, окончание – 3 июня 1907 года.
Продолжительность 2,5 года.
1-й этап (9 января 1905-сентябрь 1905) – начало и развитие революции по восходящей линии, развертывание революции вширь и вглубь.
2-й этап (октябрь-декабрь 1905) – высший подъем революции.
3-й этап (январь 1906 – 3 июня 1907)- отступление революции, поражение, спад революции по нисходящей линии.
Ход революции (основные события).
Первый этап.
9 января 1905 г. (Кровавое воскресенье) – расстрел мирной демонстрации в Санкт-Петербурге; начало революции.
Май-июнь 1905 года – стачка рабочих в Иваново-Вознесенске; возникновение первых Советов рабочих уполномоченных.
Июнь 1905 года – восстание на броненосце «Потемкин».
6 августа 1905 года – манифест о созыве законосовещательной Думы.
Второй этап.
Октябрь 1905 года – Всероссийская политическая стачка.
17 октября 1905 года – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Декабрь 1905 года – вооруженное восстание в Москве.
Декабрь 1905 года – Закон о выборах в I Государственную Думу.
Третий этап.
Рост крестьянских выступлений в 1906 году.
ОМСК
ВЛАДИВОСТОК
Выступления в армии и флоте.
20 февраля 1906 года – преобразование Гос.Совета в верхнюю палату Парламента.
27 апреля 1906 года – начало работы Государственной Думы.
20 февраля 1907 года – начало работы II Гос. Думы.
3 июня 1907 года – роспуск Думы. Окончание революции.
Отношение основных политических сил к революции.
Эсеры. Революция не капиталистическая , промежуточная, «социальная», вызванная земельным кризисом. Целью социальной революции должна быть социализация земли и передачи власти буржуазии. Методы борьбы: от пропаганды до террора.
Социал-демократы. Характер революции – буржуазно-демократический. Методы борьбы: агитация и пропаганда, подготовка вооруженного восстания. Установление революционной диктатуры рабочих и крестьян.
Либералы. Оформились организационно либеральные партии кадетов и октябристов. За установление буржуазного строя с ограниченной монархией.
Монархисты. За сохранение дореволюционных порядков. Лозунг «православие, самодержавие, народность». Требовали освободить страну от иностранного капитала и монополий, льгот для русских и привилегий.
Итоги революции.
- Революция положила начало российскому парламентаризму.
- Расширение политических прав.
- Создание зачатков партийно-политической системы, появление легальных партий.
- Родились массовые профсоюзы, рабочие клубы, Советы депутатов.
- Российское общество освободилось от монархических иллюзий и перешло в оппозицию самодержавию.
- Пролетариат и крестьянство добились некоторого улучшения своего положения.
- Правительство приступило к реформе сельского хозяйства.
- Основные задачи (ликвидация самодержавия, помещичьего землевладения, введение 8-часового рабочего дня, установление национального равноправия) не решены.
Причины поражения революции:
- Выступления оппозиционных сил царизму были асинхронными, разрозненными.
- Армия осталась лояльной правительству.
- Не было согласованных действий у оппозиции.
- Помощь международного капитала самодержавию.
Историческое значение.
Революция показала властям, что их выбор в проведении политики лежит между реформами и революцией и в случае промедления это грозит новой Революцией.
Были созданы массовые общественные организации – профсоюзы и Советы.
Революция оказала влияние на международное рабочее движение и национально-освободительную борьбу.
В.И. Ленин назвал ее «генеральной репетицией 1917 года».
Задания
1 уровень
- Каковы причины первой русской революции?
- Какое событие послужило непосредственным поводом для начала революции?
- Какие социальные силы приняли участие в революции?
- Какие требования к власти предъявляла каждая из них?
- Какие методы борьбы использовала в революции интеллигенция?
- Что общего в методах борьбы интеллигенции и пролетариата?
- Каковы особенности крестьянского движения?
- Проследите, как радикализировались требования рабочих и крестьян в ходе революции.
- Расскажите о ходе революции весной — летом 1905 г. Какие по сравнению с зимой 1905 г. изменения произошли в революционном процессе?
- Какие новые формы организации народных масс появились в ходе революционных выступлений?
- Расскажите о ходе революции осенью 1905 г. Какие события стали кульминацией первой русской революции? Какие существовали возможные пути выхода из революции?
- Какую тактику избрало правительство и почему?
- Что такое Булыгинская дума?
- Каковы итоги революции и ее значение?
- уровень
- Какое явление в русской общественной жизни названо гапоновщиной?
- Есть ли различия между зубатовщиной и гапоновщиной?
- Как вы думаете, зависел ли ход революции от действий властей? Аргументируйте свой ответ.
- Анализируя уроки Московского восстания,
Г. В. Плеханов писал: «Пролетариат показал себя сильным, смелым и самоотверженным.
И все- таки сил оказалось недостаточно для победы. А потому не надо было браться за оружие».
- И. Ленин был другого мнения: «надо было браться — только более решительно и энергично».
А какой точки зрения придерживаетесь вы?
- Удалось ли в ходе первой русской революции разрешить существовавшие в стране противоречия?
- Можно ли согласиться с мнением, что первая русская революция потерпела поражение?
- Как оценивали итоги и значение первой русской революции различные политические силы страны?
3 уровень
- Существует мнение, что первая русская революция была вызвана в большей степени субъективными, чем объективными причинами. Если бы русским императором были вы, то какие меры приняли, чтобы избежать революции?
ТЕСТ
Первая русская революция
- «Гвоздем» первой революции современники назвали требование:
а) 8 -часового рабочего дня;
б) уничтожения помещичьего землевладения;
в) создания в стране органов народного представительства.
- 29 января 1905 г. специальным императорским указом была образована комиссия под руководством С. И. Шидловского, получившая задание:
а) изучить причины, приведшие к расстрелу мирной манифестации рабочих 9 января 1905 г., и наказать виновников трагедии;
б) подготовить указ о передаче части помещичьих земель крестьянам;
в) изучить условия труда и быта рабочих для последующего принятия мер.
- Расставьте следующие события в хронологической последовательности:
а) образование в Иваново-Вознесенске Совета рабочих уполномоченных;
б) восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический »;
в) расстрел мирного шествия рабочих в Петербурге;
г) вооруженное восстание в Москве;
д) Всероссийская политическая стачка.
- Известно, что в 1905 г. Николай II был склонен подавить революцию силой и в этой связи намеревался назначить военного диктатора. Однако, по воспоминаниям начальника канцелярии Министерства императорского двора А. А. Мосолова, человек, которого император прочил в диктаторы, заявил: «Если государь не примет программы Витте и захочет назначить меня диктатором, я застрелюсь у него на глазах...» Это был:
а) великий князь Николай Николаевич, командующий войсками гвардии в Петербургском военном округе;
б) Ф. В. Дубасов, московский генерал-губернатор;
в) Д. Ф. Трепов, петербургский генерал-губернатор
- Подавлением вооруженного восстания в Москве «прославился» гвардейский полк:
а) Волынский;
б) Семеновский;
в) Преображенский.
- Первым председателем Петербургского Совета рабочих депутатов (октябрь 1905 г.) был избран:
а) Г. В. Плеханов;
б) JI. Д. Троцкий;
в) Г. С. Хрусталев-Носарь.
- Правительственными войсками, в декабре 1905 г. жестоко подавившими восстание московских рабочих в районе Пресни, командовал:
а) адмирал Ф. В. Дубасов;
б) генерал А. Н. Меллер-Закомельский;
в) генерал С. С. Хабалов.
- Приведите в соответствие события, даты и города:
а) восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»;
б) выступление моряков под предводительством лейтенанта П. П. Шмидта;
в) образование Совета рабочих уполномоченных;
г) расстрел мирного шествия рабочих;
д) вооруженное восстание.
1) 9 января 1905 г.; 2) май 1905 г.; 3) июнь 1905 г.; 4) ноябрь 1905 г.; 5) декабрь 1905 г. I) Петербург; II) Москва; III) Иваново-Вознесенск; IV) Севастополь; V) Одесса.
- Отметьте требования из петиции рабочих Николаю II, которые были удовлетворены правительством в ходе первой русской революции:
а) создание в стране органов народного представительства;
б) введение в стране демократических прав и свобод;
в) всеобщее обязательное бесплатное образование;
г) отделение церкви от государства;
д) отмена выкупных платежей;
е) 8-часовой рабочий день.
10. Главный итог революции 1905—1907 гг. заключался в:
а) ликвидации помещичьего землевладения;
б) удовлетворении экономических требований рабочего класса;
в) появлении законодательного представительного органа власти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Первая российская революция 1905-1907 гг."
Презентация к уроку по новейшей отечественной истории "Первая российская революция"...
План-конспект урока "Первая российская революция 1905-1907 гг."
В данном уроке представлены следующие педагогические технологии: групповые технологии (В.К. Дьяченко), технология уровневой дифференциации (В.В. Фирсов), компьютерные технологии (новые информационные ...
Конспект урока истории в 9 классе по теме "Первая Российская революция 1905-1907 г.г."
Разработка урока, цели, задачи, карточки для самостоятельной работы обучающихся...
Тест "Революция 1905-1907"
Тест используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме....
Методическая разработка урока на тему: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.»
Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг...
Революция 1905 – 1907 гг. в России и ее итоги.
Это краткий конспект по теме "Первая русская революция"...
Революция 1905 - 1907 гг. в России
Революция 1905 года, или Первая русская революция, — исторические события, происходившие в период с января 1905 по июнь 1907 года в Российской империи.Поводом к началу массов...