Выступление "Организация самостоятельной работы учащихся".
статья по истории по теме

Богапова Маргарита Александровна

 «Расскажи мне и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай пробовать и я научусь».    

Китайская мудрость.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа учащихся.

«Плохой учитель преподносит истину,

Хороший учит её находить». 

А. Дистервег  

       Формирование познавательной самостоятельности и активности  на уроках  сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Слайд 2 Функции самостоятельной работы.

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

Управление самостоятельной деятельностью школьников.

Учащиеся испытывают потребность в педагогическом руководстве в силу несовершенства их опыта самостоятельной познавательной деятельности. Даже хорошо подготовленным ученикам нужна помощь или консультация учителя, хотя не так часто как остальным. На каком же этапе учащиеся больше всего нуждаются в педагогическом руководстве? Традиционно считалось, что таким этапом было начало работы. Однако самым значительным для учащихся оказался тот этап управления, на котором процесс познавательной деятельности протекает наиболее интенсивно, т.е. тогда, когда задание уже выполняется. Общение необходимо ученику для того, чтобы утвердиться в собственных поисках, своевременно получить подкрепление или же поделиться с товарищами своими находками, поэтому потребность в участии учителя испытывают не только слабые ученики. Учитель не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность класса, направляет познавательный процесс, создаёт необходимые условия и настрой, а это важно, чтобы поддержать и “пробу сил” и творческие начинания учащихся, их добровольность и самостоятельность.

Система самостоятельной работы учащихся

Слайд 3 Требования к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.

Классификация видов самостоятельной работы учащихся

Слайд 4 Классификация видов самостоятельной работы учащихся

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

1.Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.

2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.

3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.

4.Формирование умений и навыков практического характера;

5. Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.

Слайд 7 Таблица

Я применяю самостоятельную работу на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний.

Слайд 8 Таблица

         Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, в общеклассной фронтальной беседе; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое задание делится на индивидуальные, итоги которого обсуждаются группой или всем классом вместе с учителем.

Слайд 9 Таблица

        Самостоятельная работа учащихся - одна из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.

         Ожидаемые результаты:

Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из моих учеников. получить. А от своей методики самостоятельной работы я ожидаю следующего:

Слайд 11

  1. Снижения страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием.
  1. Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях.
  1. Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению.
  2. Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике.
  3. Развития такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения.
  4. Развития творческого воображения у школьников и нетривиального развития мысли.
  5. Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера.
  1. Достижения высокого уровня развития личности ученика.

Работа с учебником на уроках

Научить ребёнка правильно работать с учебником – одна из главных задач на уроке, т.к. учебник – основной помощник в учебной работе.  

Хоть школьный учебник непосредственно предназначен ученику, он вместе с тем и в силу этого выступает в качестве орудия труда и для учителя. На это в своё время обратил внимание К.Д. Ушинский, который следующими словами охарактеризовал роль учебника для всего процесса обучения. «При хорошем учебнике и благоразумной методе посредственный  преподаватель может быть хорошим, а без того и другого лучший преподаватель … долго, а может быть и некогда не встанет на настоящую дорогу». Такая оценка учебника сопряжена с тем, что он выступает в качестве основного источника построения всего учебного процесса.

Учебник для учителя имеет двоякую ценность. Во-первых, его материал составляет большую, а нередко и всю программу его совместной с учениками деятельности. Во-вторых, решения учебника могут служить учителю руководством при разработке замысла урока. Для его выявления необходим анализ, при котором выявляется внутренний, скрытый смысл материалов учебника, их подтекст.

Особая роль при этом принадлежит таким компонентам учебника, как обобщающие заключительные тексты, задания и вопросы для повторения (к главам, разделам, курсам). Указанные компоненты способны выступить связующим звеном между всеми остальными материалами учебника и их подтекстом, выполняя как бы роль ключа к нему. Как будут использованы материалы, во многом зависит от уровня подготовленности учащихся, с одной стороны, и от уровня подготовленности учителя, степени понимания стоящих перед ним задач и умения их реализовывать, с другой.

Школьникам можно предложить следующие формы работы с учебником:

  • Чтение текста учебника.
  • Чтение текста по цепочке.
  • Чтение текста по рваной цепочке.
  • Беглое чтение текста.
  • Выделение ключевых слов в тексте.
  • Составление вопросов к тексту учебника.
  • Составление текста с ошибками.
  • Составление вопросов к тексту учебника.
  • Контекстуальное определение понятия по тексту.
  • Поиск в тексте ответа на устный (письменный) вопрос учителя.
  • Конспектирование текста учебника.
  • Составление кроссворда по тексту.
  • Анализ исторического события, личности, страны по заданному алгоритму на основе текста учебника.
  • Заполнение таблиц по тексту учебника.
  • Выделение ключевых слов в тексте.

При использовании этих форм работы с текстом необходимо чётко определить цели и задачи, которые надо поставить перед учениками. Причём сделать это необходимо перед выполнением здания. Целевые установки должны быть чёткими, ясными, простыми.  

Слайд 11 Тезисы.

Слайд 12-13 Игровые формы работы с учебником.

 «Расскажи мне и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай пробовать и я научусь».    

Китайская мудрость.

Приложение

Таблица

Этапы урока        

Виды самостоятельной работы

Подготовка к        

восприятию        

материала        

Предварительные наблюдения. Предварительное чтение учебника. Просмотр рисунков, картин, схем, иллюстраций и т.п. Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.

Изучение новых    

знаний        

При объяснении учителем учебного материала. До объяснения заранее дать задание: составить план (простой, развёрнутый); сделать конспект; изобразить графически (например, как на разных этапах развивалась Великая Французская
буржуазная революция).
Самостоятельно: работа с учебником (выделение главного, определение понятий, отбор материала по проблеме, проведение сравнительного анализа, поиск ответов на вопросы учителя); работа с использованием дополнительных источников: статей, репродукций, схем, таблиц, документов, учебных фильмов; изучение всей темы по учебнику.          

Применение        

знаний              
        

Задания репродуктивного и продуктивного характера (от выполнения по образцу к более высокому уровню). Сочинения-размышления, эссе, доклады, рефераты.

Обобщение и        

систематизация    

знаний                       

Составление сводных тематических таблиц, схем и диаграмм, воспроизведение карты по памяти. Подготовка текстов, обобщённых характеристик. Определение выводов.

Проверка знаний,  

умений и навыков  

                                             
        

Работы (письменные, графические, практические). Тесты. Ответы на вопросы учителя (на сравнение, объяснение, обоснование, доказательство; требующие характеристики явлений, событий, оценки фактов; I вопросы, требующие анализа и синтеза данных).

Алгоритм составления плана:

  1. Внимательно прочитать название темы плана.
  2. Ознакомится с изучаемым материалом, выделить главное для понимания: подразделить текст на основные смысловые части.
  3. Сформулировать кратко главную мысль каждой части в виде заголовка; выписать все заголовки, нумерую их.
  4. В каждой части выделить факты, цифры, выводы, уточняющие главную мысль. Внутри каждой части кратко письменно процитировать  соответствующий текст источника, заключая его в кавычки»
  5. Проверить поделанную работу:
  • Отражает ли план содержание темы;
  • Помогает ли он усвоить материал, представить картину исторического события, понять и осмыслить причины этого события или явления, сделать выводы.
  • Если возникает необходимость, исправить, уточняя заголовки.

Система работы с иллюстрациями:

  1. Ознакомится с иллюстрацией: определить автора, время и место создания (исторический период, век).
  2. Анализ содержания:
  • Сюжет произведения, кто и что в нём изображено, передний план, задний, интерьер помещения, пейзаж;
  • Основная идея произведения;
  • Основная идея произведения;
  • Степень достоверности изображенного (если есть в этом необходимость).
  • Характеристика средств выражения (объемность, пропорциональность, перспектива изображения, колорит).
  • Определение его соответствия специфике искусства данной страны, исторической эпохе (античность, эллинизм, Возрождение), направлению и стилю в искусстве этого периода (готика, классика, реализм).
  • Указать цель создания произведения автором, какие чувства и идеи вложил художник в своё творение.
  • Историческая ценность  изображенного на иллюстрации.

Алгоритм работы с документом:

  1. Избрать способ работы: просмотр, чтение, изучение.
  • Ознакомиться с данным источником, просмотреть все сопутствующие данные.
  • Знакомясь с источником, необходимо определить автора, соавторов, время и место создания текста, влияние исторических условий на его создание.
  • Следует установить источники изучаемой информации, цель авторов.
  1. Определить:
  • Вид источника (письмо, дневник, архивный документ и т.д.)
  • Что представляет собой текст (приведён полностью или только отрывок)
  • О чём идёт речь в данном документе.
  1. Изучить и проанализировать содержание текста:
  • Выделить его основные положения.
  • Разделить мысленно содержание текста на ряд смысловых частей, выделить главные мысли каждой части.
  • По ходу изучения текста документа формулировать главные мысли источника и записывать их в виде тезисов или цитат, ключевых слов.
  1. Оценить степень достоверности изложенных в тексте документа сведений:
  • Является ли автор непосредственным свидетелем излагаемого;
  • Первичность или вторичность информации.
  1. Определить:
  •  Представляет ли автор определённую точку зрения или он предлагает эксклюзивный взгляд на события;
  • В каких ситуациях можно использовать эту информацию.
  1. Раскрыть значение источника и содержащейся в нём информации для современности и каждого из нас.
  2. Дать обобщающую оценку данному источнику.

Решение проблемных заданий по образцу:

  1. Внимательно прочитать условия задачи, сопоставить вопросы, выделить ключевые слова.
  2. Расчленить условия задачи на значимые для решения элементы и определить, что они дают для ответа на вопросы.
  3. Если в условиях задания не хватает каких-либо данных, подумать, какие факты, понятия, выводы, причинно-следственные связи ит.п. необходимо привлечь для решения.
  4. Сопоставить найденные данные с элементами условия и с вопросами задания.
  5. Построить аргументированный ответ на вопросы задания. Если из условий задания следуют несколько выводов, каждый из них надо обосновать.
  6. Проверить решение задачи: достаточно ли полно и доказательно построен ответ, нет ли в ответе противоречий и лишней информации.

Научить детей правильно работать с текстом учебника – очень важная развивающая задача. Безусловно, те умения и навыки, которые сможет сформировать у школьника на уроках   учитель, в жизни станут одним из показателей его эрудиции и общекультурного уровня. Умение общаться с книгой, знать все её тайны, получить всё, что книга может дать (а это немало), - вот, чему должен научить учитель учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самостоятельная работа на уроках. Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №1 р. п. Татищево» Богапова М.А.

Слайд 2

Функции самостоятельной работы выработка способности работать самостоятельно; развитие познавательной активности; стимулирование творческого мышления; повышение культуры умственного труда, интереса; осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается"); формирование умения планировать время; выработка ответственности и инициативности.

Слайд 3

Требования к организации самостоятельной работы на уроке 1.Наличие конкретной цели и ученик должен знать пути ее достижения. 2.Наличие конкретного задания 3.Четкая форма выражения результата, критерии оценки 4.Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. 5.Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным. 6.Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы. 7.Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

Слайд 4

Классификация видов самостоятельной работы: Приобретение новых знаний. Закрепление и уточнение знаний. Выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач. Формирование умений и навыков практического характера. Формирование умений и навыков творческого характера, применять знания в усложнённой ситуации.

Слайд 5

Этапы урока Виды самостоятельной работы Подготовка к восприятию материала Предварительные наблюдения. Предварительное чтение учебника. Просмотр рисунков, картин, схем, иллюстраций и т.п. Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. Изучение новых знаний При объяснении учителем учебного материала. До объяснения заранее дать задание: составить план (простой, развёрнутый); сделать конспект; изобразить графически (например, как на разных этапах развивалась Великая Французская буржуазная революция). Самостоятельно: работа с учебником (выделение главного, определение понятий, отбор материала по проблеме, проведение сравнительного анализа, поиск ответов на вопросы учителя); работа с использованием дополнительных источников: статей, репродукций, схем, таблиц, документов, учебных фильмов; изучение всей темы по учебнику. Применение знаний Задания репродуктивного и продуктивного характера (от выполнения по образцу к более высокому уровню). Сочинения-размышления, эссе, доклады, рефераты. Обобщение и систематизация знаний Составление сводных тематических таблиц, схем и диаграмм, воспроизведение карты по памяти. Подготовка текстов, обобщённых характеристик. Определение выводов. Проверка знаний, умений и навыков Работы (письменные, графические, практические). Тесты. Ответы на вопросы учителя (на сравнение, объяснение, обоснование, доказательство; требующие характеристики явлений, событий, оценки фактов; I вопросы, требующие анализа и синтеза данных).

Слайд 6

Первичное усвоение знаний (первый способ) Краткое изложение материала учителем, ориентированное на наиболее сложное или главное в нем Работа в вариативной паре (углубление знаний самими учащимися при помощи учебника, энциклопедии, словаря и т.д.) (по памятке) проверка и оценивание учителем; монологические ответы учащихся. Составление таблицы (схематическое представление новой информации) по памятке : а) совместно с учителем б) без учителя в классе в) дома

Слайд 7

Первичное усвоение знаний (второй способ) Новый материал делится между учащимися группы, изучается ими самостоятельно в классе или дома, а затем излагается и обрабатывается в статической, динамической или вариационной парах. (по памятке) проверка и оценивание учителем; монологические ответы учащихся. Составление таблицы (схематическое представление новой информации) по памятке а) совместно с учителем б) без учителя в классе в) дома

Слайд 8

Первичное усвоение знаний (третий способ) Самостоятельная работа с учебной статьёй (составление плана) по памятке самопроверка по образцу и оценивание Работа в статической паре (по памятке) взаимопроверка и первичное оценивание; монологический ответ учащегося или ответы на вопросы товарищей. Составление таблицы (схематическое представление новой информации) по памятке: а ) совместно с учителем б) без учителя в классе в) дома

Слайд 9

Осознание и осмысление блока новой учебной информации, осознание способов действия Выполнение учащимися типового задания вместе с учителем Самостоятельное выполнение типового задания: использование схем, таблиц; взаимопомощь; индивидуальная помощь учителя; самопроверка, взаимопроверка по образцу (по желанию учащихся), оценивание работы

Слайд 10

Ожидаемые результаты: Снижения страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях. Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению. Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике. Развития такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения. Развития творческого воображения у школьников и нетривиального развития мысли. Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера. Достижения высокого уровня развития личности ученика.

Слайд 11

Работа с учебником

Слайд 12

Тезисы: Работа с учебником экономит силы и время учителя при плодотворной работе на уроке. Учебник помогает реализовывать заложенные в нем возможности дифференцированного обучения. Владение навыками работы с учебником повышает эффективность учебного процесса. Учебник – опора учителя в разработке урока и всех его звеньев.

Слайд 13

Игровые формы работы с учебником 1 .Вопрос-ответ. Быстро, внимательно прочитать текст. I вариант задает вопросы II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у уч-ся к чтению текста параграфа. 2. Шпаргалка. Прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из учащихся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалке» пересказать текст. 3. Дотошный ученик. Для усвоения материала нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл.

Слайд 14

Игровые формы работы с учебником 4.Части текста (по ролям). Познакомиться с текстом. Теперь разделимся на 4 группы (по ролям). Одна группа будет называться «введение» («учитель»), вторая - «основная мысль», третья - «заключение», четвертая - «дополнение». Играющие пересказывают текст по порядку, группа «дополнение» имеет право взять слово после любого выступления. 5.Коллективный рассказ. Познакомиться с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы принимало большое число учащихся в рассказе, а также рассказ не прервался. Можно использовать дополнительную литературу. 6.Очевидное-невероятное. Прочитать текст, написать уточняющие или решающие вопросы по тексту. Затем учитель объясняет тему, а ученики задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Организация работы учащихся над проектом по теме «Треугольник Паскаля» для учащихся 7- 9 классов

Разработка содержит дидактический и методический материал для учителя по работе над проектом с учащимися 7- 9 классов по темам "Биномиальные коэффициенты" и "Треугольник Паскаля"....

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии" :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

В этой небольшой работе предложен  возможный вариант самооценки  и контроля знаний,умений и навыков учащихся по биологии. очень хотелось бы узнать мнение коллег....

Проект "Здоровье учащихся в руках самих учащихся"

Цель проекта:  пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к здоровью. Задачи проекта:oПовысить уровень образования школьников в области культуры здоровья.oСпособст...

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного...

Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...