Новый взгляд на оценивание
статья по истории по теме

Садвакасова Гульжан Жакыпжановна

Критерии оценивания по Кембриджскому проекту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sadvakasova_g_zh_novyy_vzglyad_na_otsenivanie_obucheniya.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Г.Ж.Садвакасова

КГУ « Каракольская основная школа»

Кокпектинский район, ВКо

Новый взгляд на оценивание обучения.

«Качество системы образования не может быть

выше качества работающих в ней учителей»

Майкл Барбер, профессор,

эксперт в области международных

исследований в сфере образования

Не секрет, что проблемы оценивания, является одной из ключевых проблем современного образования. Современные мировые тенденции в оценке образовательных достижений направлены не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Это ключевой вопрос международного исследования оценки образовательных достижений учащихся PISA .

Требования к результатам обучения предполагают значительные изменения в организации образовательного процесса: переход на системно-деятельностный подход в обучении и новые подходы в оценивании результатов обучения. Функция контроля является неотъемлемой частью системы управления качеством образования, а значит, именно учитель организует контроль и оценивание каждого ученика. Нам, учителям всегда хочется, чтобы оценка соответствовала полученным знаниям, а также удовлетворяла как детей, так и их родителей. Понимание правильности и объективности поставленных оценок, всегда стоит на первом месте. Насколько современны средства оценки с целями, содержанием и методами обучения, во многом зависит успешное функционирование процесса образования. Известно, что цель проверки и оценки знаний учащихся - обеспечить качество их знаний, уровень их развития. Все существующие в современном образовании, классификации методов оценивания предполагают проверку знаний учащихся, оценку характера их деятельности, коррекцию этой деятельности. « Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе обучения, направления, в котором следует разваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня.»[1, с.163]. Модуль «Оценивание  обучения и оценивание для обучения»,изученные ресурсы первого этапа «Лицом к лицу»,  виды оценивания – суммативное оценивание (оценивание обучения) и формативное оценивание (оценивание для обучения), помогли  изменить мое представление о системе оценивания. Это две главные стороны  процесса обучения, которые подтолкнули меня на необходимость поиска принципиально иных подходов к оцениванию, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся в обучении. При проведении моих уроков истории, необходимо стало использовать оба вида оценивания, стремясь к тому, чтобы они помогали  реализовывать идеи Программы Кембриджского проекта в процессе обучения. Для начала, я определила для своей работы, первый приоритет - система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы сами учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.При формировании самооценки и взаимооценки создаются хорошие
условия для дифференцированной работы.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников (в том числе ими
самими, взаимопроверкам и, обучающими устройствами, учителем), тем интереснее им работать. Взаимооценивание и самооценивание дает широкие возможности для формирования ключевых компетентностей учащихся, способствует повышению уровня активности школьников, позволяет более активный подход к каждому, проявление самостоятельности в планировании дальнейшего обучения. Самооценивание и взаимооценивание вырабатывают у учащихся:-способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельном у пополнению, переносу и интеграции;
-способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
-способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
-способность к самоорганизации , саморегуляции и рефлексии. На этапе рефлексии учитель и ученик оценивают собственную деятельность по достижению цели, а значит, оценивают предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.А что может быть важнее при выставлении оценки.

Второй приоритет в оценивании – наблюдение – при котором может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно при наблюдении можно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др. Главная функция учителя на данном этапе заключается не только в том, чтобы обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. 

  • Третий приоритет в оценивании – четкие критерии оценивания.Во-первых, отметка в массовой школе по-прежнему выставляется за урок, за упражнение, самостоятельную работу, устный ответ и т.д., а не за достигнутый учащимся результат деятельности, иными словами, отсутствует практика использования критериального подхода к оцениванию результатов деятельности. Кроме того, при такой системе оценивания ученик практически не осознаёт, за отсутствие какого знания, умения, компетентности он реально получил отметку. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности.При внедрении новых подходов в обучении, критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они вырабатываются ими совместно. Критериями являются планируемые результаты, соответствующие учебным целям на каждом из этапов урока, которые развивают объективность и критичность мышления у учащихся, контроль и коррекцию, которыеформируют ряд регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.Перед каждым учителем встает задача развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Самоанализ результатов учебной деятельности для обучающихся является необходимым условием достижения личностных результатов, развития учебно-познавательных компетенций, лидерских качеств. В практике моей работы очень эффективным элементом для оценивания является оценочный лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку. Каждый ученик следуя индивидуальному маршрутному листу работы, самостоятельно выставляет себе баллы, имеет инструкции для каждого этапа урока, четкие временные рамки – которые развивают навыки самостоятельного обучения. Ученик, с помощью такого вида оценивания, учится самостоятельно определять работу по устранению вопросов и недочетов в своей учебной деятельности.После проверки я фиксирую свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося.Моя задача как учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно.

 Четвертый приоритет-комплексный подход к оценке  и использование разнообразных методов и форм оценивания. Только применение различных современных методов оценивания деятельности обучающихся может обеспечить им интерес к обучению. Для реализации идей Программы «Новых подходов в обучении», оценивание провожу используя различные формы: лист оценивания, «Экран успеваемости» устные комментарии, стикеры, игра « Светафор», которые помогают реализовать идеи модуля « ОдО и ОО» [2, с 165]

Пятый приоритет - интерпретация, наглядность, гласность. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования носит наглядный, сравниваемый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - ориентир, по которому учащиеся судят обэталонах требований к ним и об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных сторон учебного процесса, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

«Назовем несколько способов оценивания:

  1. Учитель отмечает в слух или жестом каждый успех ученика (интонацией, жестом, мимикой). Мы должны помнить цель оценки - стимулировать познание. Человеку нужен успех. Степень успешности во много определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание работать.
  2. Учитель увеличивает свой отметочный арсенал (например: шкала качества и количества).
  3. Завершив работу ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель через дробь (это прием рекомендуется для докладов тренировочных контрольных работ, сочинений, лабораторных и практических работ, индивидуальных и особых домашних заданий).
  4. Кредит доверия. В некоторых случаях учитель ставит отметку в "кредит".
  5. Формула знакомства с критериями оценивания. Очень часто у учащихся обиды на необъективность выставления отметок, не выдаются письменные работы, чтобы учащиеся видели свои ошибки, необоснованность отметок, занижения их, а это исходит из того, что учащиеся незнакомы с критериями.» [3]

В заключении своего выступлении, мне хотелось бы, чтобы каждый из вас задумался вот над эпиграфом моего выступления«Качество системыобразования не может быть выше качества работающих в ней учителей». Так как мы учим оценивать наших учащихся на уроке, так они умеют оценивать.Таким образом, оценка очень важное средство воспитания у детей способности к самооцениванию, к нравственно достойному признанию своих недостатков и критическому оцениванию своих успехов.

Вывод: Современная система оценивания должна позволять:

  • сравнивать и давать характеристику возможностям, способностям и достижениям каждого обучающегося в соответствии со стандартами, либо собственными целями; 
  • быть диагностирующим инструментом в поддержке учебного процесса;
  • способствовать самооцениванию, развитию самопознания и самосовершенствованию личности.
  • Главным в работе учитель считать личностный критерий, применение индивидуальных эталонов.
  • Примененять различные виды оценочных шкал, широкое использование тестов и других методик оценивания.
  • Учителю обеспечивать процедуру самооценки учащимися своих достижений.

Литература:

1.Руководство для учителя. www.cpm.kz.

2. Ресурсы: неделя 3, день 1-2  

3.WWW.ukoz.ru. Иванова Е.Н.  Современные подходы к проблеме оценивания в средней школе.

4.WWW.ukoz.ru.Сидоркова Е.А. «Контроль качества образования и оценивание результатов обучения в соответствии требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый взгляд на учебную программу предмета "Технология"

В учебной программе  по  предмету "Технология" в основной школе много  внимания уделяется изучению  материалов, ручных  инструментов, ручной работе и работе на станках , истор...

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРЫЕ ДЖИНСЫ»

Целью нашей работы является прослеживание последовательности преобразования джинсовой ткани, истории развития и популярность джинсовой одежды, через создание коллекции «Новый взгляд на старые джинсы»....

Новый взгляд на проблемы

Проблемы выявления и поддержки талантливых детей, учащихся школ и ссузов, студентов вузов волнуют педагогическую общественность уже много лет. Однако новая редакция Концепции развития талантливой моло...

Новый взгляд на урок литературы в 10 классе. Попытка осмысления прозы С.Довлатова сквозь призму жанра анекдота.

В статье раскрывается собственный взгляд на творчество С. Довлатова.У Сергея Довлатова была трудная и счастливая судьба. Трудная, потому что так и не смог, живя на родине, выйти к читателю со своими п...

Новый взгляд на решение квадратных уравнений в школьном курсе математики

Квадратные уравнения находят широкое применение при решении различных задач: начиная с заданий средней школы и до олимпиад самого высокого уровня. В школьном курсе математики подробно изучаются формул...