Учебный фильм состоит из двух частей:
1 часть - Картины на сюжеты из жизни Святого Франциска Ассизского, созданные испанским художником Золотого века Франсиско Сурбараном. Ему принадлежат три десятка сохранившихся до нашего времени изображений святого. Многие из них являются признанными шедеврами изобразительного искусства. Некоторые удачные изображения Сурбаран повторял неоднократно, меняя отдельные детали или усиливая полюбившиеся заказчику, публике или самому художнику моменты. В фильме демонстрация картин Сурбарана идет под исполнение другого признанного шедевра звучат «Quatre Petites Prières de Saint François d'Assise» (Четыре маленькие молитвы Святого Франциска Ассизского) Франсиса Пуленка в исполнении знаменитого английского хора Tenebrae, дирижирует Найджел Шорт.
Некоторые факты из жизни художника:
Франсиско де Сурбаран (1598—1664) — испанский художник, представитель севильской школы живописи. Родился в Эстремадуре. С 1628 жил и работал в Севилье. Для творчества Сурбарана характерны композиции на темы из жизни святых, трактованные как сцены монастырского быта. Ранние произведения Сурбарана отмечены влиянием Караваджо. В самом начале своей деятельности поставив себе за правило писать не иначе, как с натуры, Сурбаран не отступал от этого правила в течение всей своей жизни. Композиция в его картинах при правильности рисунка по большей части несложная и заключает в себе очень немного фигур, отличающихся благородством, поставленных в естественные, простые позы. Иногда Сурбаран выполнял также мифологические сцены, портреты и натюрморты.
В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В период творческого расцвета (30-40-е годы) Сурбаран создавал суровые, монументально-лаконичные и вместе с тем жизненно убедительные образы, драматически напряжённые и благородно сдержанные в проявлениях чувств, отличающиеся смелой обобщённостью и материальностью пластической лепки, строгой гаммой серых и коричневых тонов, оттенённой пятнами насыщенного красного цвета. Постепенно его слава росла, строившиеся в Южной Америке монастыри заказывали у Сурбарана картины. У художника было трое детей от разных браков: Хуан (подававший большие надежды в качестве талантливого писателя, танцора и художника), Мария и Изабель Паула. Хуан вырос блестящим молодым человеком, довольно честолюбивым (например, подписываясь, он ставил перед своим именем аристократическое «дон», хотя не имел на это права). Работал в студии отца и был его ассистентом (руку сына исследователи усматривают, например, в картине Франсиско де Сурбарана "Натюрморт с глиняным кувшином и чашками). Молодой живописец получал самостоятельные заказы на религиозные картины, но известен прежде всего своими натюрмортами. Он стал одной из многих жертв чумы, постигшей Севилью в 1649 году. Это был тяжелый удар для его отца. В 50-х годы в его произведениях появились черты лирической созерцательности. Его популярность стремительно шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.
2 часть - Реконструкция внешности знаменитого католического святого конца XII-начала XIII веков - Франциска Ассизского на основе сохранившехся до нашего времени житий и живописных изображений. По убеждению многих ученых и философов с его деятельностью связан коренной перелом в мировоззрении средневекового человека.
Первые жития Франциска Ассизского написаны тотчас после его смерти, когда было в живых ещё много очевидцев его первых шагов к идеалу, однако, ввиду назидательной цели, авторы этих произведений мало заботились о точном установлении биографических данных своего героя. Самая скудость этих данных открыла простор благочестивому и поэтическому вымыслу; действительный образ Франциска закрыт от нас легендарным, в созидании которого принимала участие не только жития, но и народное творчество ("Цветочки Франциска Ассизского").
Основным свойством Франциска было живое, отзывчивое чувство сострадания. Это чувство не привело его к мировой скорби; под влиянием его жизнерадостной натуры и поэтического чутья, чаявшего живую душу во всем живущем, сострадание преобразилось в нём в любвеобильное сочувствие, охватывавшее всю природу, одушевлённую и неодушевлённую, везде представлявшую ему, по словам его гимна, братьев и сестёр. Образ нищего и страдающего Христа, призывающего всех следовать за ним, стал для Франциска источником призыва следовать его примеру.
Проповедь такого идеала могла привести Франциска к столкновению с духовенством; но не стал, как у еретиков, поводом к разрыву с папством, а, напротив, привел к усилению религиозного энтузиазма в пределах католической церкви.
По преданию, Франциск совершил много чудес, он исцелял слепых, воскрешал мёртвых, совершал другие чудеса.