Описание внешности человека по картине (урок развития речи)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Котова Ирина Олеговна

Урок развития речи (технология разноуровневого обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_vneshnosti_cheloveka_po_kartine.doc574.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. 7 КЛАСС.

ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ Р.ЕРМОЛИНА) – 2 урока.

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ.

Цель урока – развитие речи учащихся, обучение написанию сочинения-описания внешности человека по картине.

Оформление урока:

  • Репродукции картин – портретов известных художников (Дж.Арчимбольди, Л. Да Винчи, П.Пикассо, О.Ренуар, Г.Климт) – на доске или в виде отображения через мультимедийный проектор.

  • Раздаточный материал – репродукции картин коми художника Р.Н.Ермолина «Агафья Ивановна» и «Дядя Паша»
  • Раздаточный материал - опорные конспекты для групп учащихся («А», «В», «С»)

План урока.

  1. Вступительная беседа по восприятию иллюстративного материала – портретов, написанных художниками различных направлений.
  2. Задание по группам - формулировка термина «портрет».
  3. Переход к обсуждению двух картин коми художника Р.Ермолина «Агафья Ивановна», «Дядя Паша». Работа по опорным конспектам.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ (ГРУППА «А»)

РР. ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

(подготовка к написанию сочинения по картине Р.Ермолина)

Портрет это из…бражение на к…ртине или ф…тографии какого (либо) ч…ловека или груп…ы людей существующ… или существовавш… в реальной действительности.

(Задание. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения и причастный оборот.)

План.

Опорные слова.

1.Вступление.

Передо мной (я вижу), репродукция к…ртины,  написанная (кем? в каком году?)

2.Основная часть.

Художник (__________________________________)

из…бразил на св..ей картине (___________________)

ст…рушку, с…дящую (где?). Она (какая?) ____________________________________________.

На ней надето     ______________________________, на г..лове______________________. Необыкновен..о

доброе лицо старушки, (почему?)________________

(опишите глаза, улыбку, выражение лица)_________

_____________________________________________

_____________________________________________

Важной д..талью на к..ртине являют..ся руки жен..щины, сложенные на столе. (какие они? о чем это говорит?)__________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

  • Правдива ли, жизненна ли картина? Докажите свой ответ.

3.Заключение.

Всё полотно пронизано (каким?) _________________настроением. Когда я смотрю на эту картину, то чувствую_______________________

_____________________________________________

Комментарий к опорному конспекту группы «А».

Учащиеся группы «А» при составлении плана сочинения по картине Р.Ермолина «Агафья Ивановна» пользуются готовыми формулировками, данными учителем. При составлении предложений им достаточно ответить на поставленные в скобках вопросы. Самостоятельно учащиеся  составляют несколько предложений, но если ребенок чувствует в себе силы, конечный текст может существенно отличаться от предложенной схемы.

Орфографическая работа проводится ребенком самостоятельно (вставляются пропущенные буквы) и проверяется в течение урока учителем.

Обращаем также внимание на уже проставленные знаки при причастных оборотах, которые обязательно должны быть в сочинении, на запятые в сложном предложении.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ (ГРУППА «В»)

РР. ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

(подготовка к написанию сочинения по картине Р.Ермолина)

Портрет это изображение (на чём?)_________________________________

(кого?)_____________________________(какого? каких?)______________

_______________________________________________________________

(Задание. Вставьте пропущенные слова, отвечая на вопросы. Не забудьте расставить знаки препинания.)

План.

Опорные слова (обороты в скобках замените причастием).

1.

Репродукция к…ртины, (которую нап…сал)

2.

Подберите синонимы:

Художник -

Из..бразил –

К..ртина -

Добавьте причастные обороты:

Старушка, (которая сидит где?)__________________

Стол, (который она накрыла для чего?) ________________________________________________

Платок, (который белеет как?)______________________

Лицо, (которое оз..рено чем?)______________________

Глаза, (которые светятся чем?)_____________________

Улыбка, (которая пр..дает выражению лица грусть)____

________________________________________________

Важной д..талью на к..ртине являют..ся руки жен..щины, сложен…ые на столе. (какие они? о чем это говорит?)_________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

  • Правдива ли, жизненна ли картина? Докажите свой ответ.

3.

Выразите общее впечатление от картины и свое собственное настроение.

Комментарий к опорному конспекту группы «В».

Учащиеся группы «В» при работе с картиной Р.Ермолина «Агафья Ивановна» должны самостоятельно составить текст-описание по предложенному плану действий. Их задача осложнена отсутствием готовых формулировок. От них требуется более разнообразный выбор языковых средств. Для этого они подбирают синонимы и дополняют текст причастными оборотами.

Орфографическая работа проводится ребенком самостоятельно (вставляются пропущенные буквы) и проверяется в течение урока учителем.

Обращаем также внимание на знаки при причастных оборотах, которые обязательно должны быть в сочинении, на запятые в сложном предложении.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ (ГРУППА «С»)

РР. ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

(подготовка к написанию сочинения по картине Р.Ермолина)

Портрет - это__________________________________________________

______________________________________________________________

(Задание. Дайте определение слову «портрет»)

План.

Опорные слова.

1.

Репродукция картины, написанная

2.

Герой картины

Фон (что окружает героя?)

Внешность персонажа

Лицо

Руки (о чем говорит эта деталь?)

Человеческие качества

3.

Выразите общее впечатление от картины и свое собственное настроение.

Используйте как можно больше причастных оборотов!

Комментарий к опорному конспекту группы «С».

Учащиеся группы «С» получают минимум помощи при работе над сочинением. Дан общий план, служащий для описания картины, и дети пишут сочинение по картине «Дядя Паша», комментарий к которой дается во время урока опосредованно.  

Обращаем внимание на знаки при причастных оборотах, которые обязательно должны быть в сочинении, на запятые в сложном предложении.

4. Написание сочинения по картине (2 урок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....

Сочинение-описание внешности человека по картине

Данная презентация содержит сведения о художнике, истории написания картины "Охотники на привале", вопросы и задания для учащихся, составление сложного плана, устное описание картины....

Урок развития речи "Описание внешности человека по картине"

Урок по картине владимирской художницы Н. Бритовой "Люба"- один из этапов работы по написанию творческих произведенийпо созданию словесных художественных портретов....

Описание внешности человека по фотографии (урок развития речи)

Урок развития речи (технология разноуровневого обучения)...

Описание по воображению и памяти. Урок развития речи в 9 классе.

Урок развития речи в 9 классе по теме "Описание по воображению и памяти". Введен термин "синестезия". К уроку подготовлена презентация, музыкальный фрагмент  из "Времен года" П.И.Чайковского. В х...

«Описание природы. Фея Весна» на уроке развития речи»

Конспект урока развития речи по русскому языку в форме творческой лаборатории, цель которого - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся как основа для профессионального самоопредел...

Урок развития речи. Описание внешности человека по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»

middot;         дать понятие о словесном портрете;·         повторить типы текстов, виды описаний, средства худо...