Рабочая программа по истории 11класс 2013
рабочая программа по истории (8 класс) по теме

Современное образование в настоящее время призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере познания, учения, профессионального выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8-9_klassy_po_obshchestvoznaniyu.docx52.33 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Братский  педагогический колледж»

Отделение учебно-консультационных пунктов

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГБОУ СПО «БПК»

______________ /Г.М. Парилова/

«___» __________________ 2013

Рабочая программа

учебного предмета обществознание

для 8 – 9 класса

уровень:  основное общее

2013г.

одобрена

На заседании           МО
руководитель МО
_________/Т.В.Змушко/
Протокол №_________ от________

Составлена в соответствии с                                                                                     государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по уровню образования      

Согласовано

Зав. отделением УКП

                 _____________/М.И.Коновалова /

Педагог-составитель: Киндсфатер Т.Б., учитель истории и обществознания                                    

                                      второй квалификационной категории

Рецензент: Слепцова Н.А. преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин

ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж»

Пояснительная записка

Курс «Обществознания» для основной школы разработан на основе требований к общеобразовательному минимуму знаний в рамках первого концентра обучения, утвержденного министерством образования Российской Федерации. Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин гуманитарного цикла. Данный курс выстраивается с учетом того, что учащиеся уже имеют определенный жизненный опыт и готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.

При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 05.03.2004 г. № 9-ФЗ);
  • Приказом Министерством образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Примерные программы основного общего образования по обществознанию, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2010/2011 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ №  822 от 23.12. 2009 г.;
  • Программа курса обществознания для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, автор Л.Н.Боголюбов. Допущено Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ).

Современное образование в настоящее время призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере познания, учения, профессионального выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентностной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Актуальность и новизна данной программы в том, что она позволяет формировать у учащихся целостное представление о тенденциях и закономерностях развития политический институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Данная дисциплина помогает учащимся ориентироваться в текущих событиях общественно – политической жизни.

Данный курс призван вскрывать острые общественные проблемы – политические режимы, деятельность президента, текущие события и т.д. Благодаря данной программе у учащихся складывается целостное представление о человеческом обществе. Эта программа будет являться незаменимой для учителей, которые ведут занятия по концентрической системе преподавания обществознания.

По данным ЮНЕСКО (T. Hempsted), наиболее ликвидным средством наполнения производительных сил является обучение как общеобразовательным дисциплинам так и профессиональным навыкам взрослых людей.

За время постперестроечного правления была утрачена как материально-техническая, так и учебно-методическая и кадровая составляющая вечерней (сменной) системы образования.

Данная программа подразумевает адаптацию и модификацию программ МО в соответствии с требованиями конкретного временного момента, конкретной ситуации ее использования.

Специфика пенитенциарной системы обучения состоит в том, что:

  1. Личность уже сформировалась.
  2. Наличие длительного перерыва в обучении.
  3. Постоянная сменяемость контингента.
  4. Отсутствие системы образования.
  5. Фактическое отсутствие учебных навыков и умения у учащихся
  6. Отсутствие у большинства учащихся мотивации к учебе.

Таким образом, любая работа, направленная на преодоление вышеозначенных трудностей является новаторской деятельностью.

Однако, учитывая, что поступающие в 8-9 класс УКП имеют огромные пробелы в знаниях, позволит учащимся учебно-консультационных пунктов II ступени по окончанию изучения учебного курса по истории выдержать государственную (итоговую) аттестацию.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе "Программа курса «Обществознание» для 8-11 классов общеобразовательных учреждений  автор: Л.Н.Боголюбов.

Целью рабочей программы является:

  • Вооружить учащихся аналитическими аппаратом для самостоятельного усвоения и интерпретации тех проблем и противоречий, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни.
  • Показать и доказать учащимся, что те процессы, которые переживает российское общество на пороге третьего тысячелетия, являются универсальными, через них на разных стадиях проходили все общества и страны и Россия не является исключением.
  • Формировать активную жизненную позицию
  • Развивать аналитическое мышление у учащихся.
  • Вырабатывать способности самостоятельно разбираться в существе вопроса.
  • Предоставлять полную информацию об окружающем мире.

При достижении этой цели раскрываются следующие задачи:

  1. Дать знания об основах развития экономики, экономических законах, о роли государства в экономических проблемах, о типах экономических систем.
  2. Раскрыть вопросы духовного развития человека, влияние на него культурного наследия предыдущих поколений, значение и важность образования, роль науки в современном обществе. Показать какую роль в жизни человека играет религия и ее место в современном мире.
  3. сформировать у учащихся целостное представление о тенденциях и закономерностях развития политический институтов, дать знание о правовом, гражданском обществе, дать представление о правах человека и юридической ответственности человека за проступки.

Курс «обществознание» 8 класса рассчитан на 35 часов. Он состоит из 4 тем: «Личность и общество», «Сферы общественной жизни», «Экономика», «Социальная сфера». Учитель может по-своему усмотрению использовать часы.

К данной программе предлагается работать по учебникам «Обществознание» для 8 класса автор Л.Н. Боголюбов. Н.И. Городецкая.

Курс «обществознание» 9 класса рассчитан на 35 часов. Он состоит из 2 тем: «Политика», «Право». Учитель может по-своему усмотрению использовать часы.

К данной программе предлагается работать по учебнику «Обществознание» для 9 класса автор Л.Н.Боголюбов. А.И. Матвеева.

     С учетом этого предлагается примерная сетка учебных часов для УКП.

В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология.

В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:

  • технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);
  • технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);
  • технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);
  • метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий);
  • теория решения изобретательских задач – ТРИЗ педагогика (формирование самостоятельного и нестандартного стиля мышления, умений работать с открытыми заданиями, не имеющими четкого решения).

Основной (по мнению автора программы) организационной единицей можно взять за основу учебный модульный блок, состоящих из нескольких объединенных общей целью уроков. Это позволяет создать условия погружения ученика в изучаемую тему. Структурный учебный модульный блок включает в себя основные формы обучения: объяснение нового материала (урок-лекция); самостоятельное изучение нового материала; практическое занятие; зачет. Такое изучение исторического материала дает более полное представление об исторической эпохе и имеет завершенность процесса познания.

В отличие от традиционных, эта методика позволяет преобразовать программный материал в форму, обеспечивающую следующее:

  1. полное усвоение материала;
  2. долговременное сохранение в памяти;
  3. учет психологически закономерностей восприятия и запоминания информации.

Учителю УКП рекомендуется показывать различные точки зрения на важнейшие исторические события, проблемы; сочетать изучение фактов с формированием навыков анализа и творческого осмысления исторического процесса.

Учитель должен максимально эффективно использовать наглядные материалы, схемы опорных сигналов, опорные конспекты, технические средства обучения  и т.д., органично вплетая их в технологию обучения.

Обучение проводится в следующих методических формах: аудиторные занятия, консультации, самостоятельные занятия, рефераты, доклады, конференции, тестирования, зачеты и экзамены.

В основе предполагаемой для УКП образовательной технологии лежит сочетание традиционных форм обучения (урок-лекция и т.д.), активных форм обучения (деловые игры, активные семинары, и т.п.), а также самостоятельного освоения учащимся учебного материала: глоссарное (словарное) обучение, выполнение логических схем по темам и т.д.

Предполагаемая технология обучения предусматривает блочно – модульное изложение всего курса.

Значительная роль отводится самостоятельной работе учащихся. При этом одной из главных задач учителя является руководство самообразованием учащихся, т.е. помощь в самостоятельном изучении материала, ориентация в литературе, источниках, пояснение сложных вопросах. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Занятия в каждом блок - модуле выполняются в следующей последовательности:

  1. Обзорный урок - лекция по учебному материалу блоку.
  2. Практические занятия (работа с терминами, с учебником и опорным конспектом, активный семинар).
  3. Тестирование – заключительное занятие по блоку, зачет.

Контроль – систематический, объективный. За каждый блок каждый учащийся получает три-четыре оценки.

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

  • индивидуальная (консультации);
  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по тему усвоения – при изучении нового материала, по уровню  учебных достижений – на обобщающих по теме  уроках);
  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
  • парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

При реализации данной рабочей учебной программы  применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

  • лекции;
  •  беседа
  • домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение задач  разной сложности;
  • практикум,
  • рассказ.

Система контроля: Для оценки достижений учащихся запланированы промежуточные и итоговые контрольные работы в форме тестов.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Для закрепления пройденной темы (раздела) проводятся практические работы (самостоятельные занятия, тестирования). Их продолжительность на уроке не менее 25% учебного времени, это позволяет учащимся приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

В течение года проводятся срезы знаний (входящий - сентябрь, промежуточный - декабрь, итоговый - май), что позволяет определить уровень знаний и умений учащихся на определенном этапе учебы.

Тематическое планирование 8 класс

№ п\п

Наименование тем, разделов.

Максимальная учебная нагрузка

В том числе обязательная учебная нагрузка

На занятиях

Практическая работа

Тема 1. Личность и общество

4

 3

 1

Тема 2. Сферы духовной жизни

8

 7

Тема 3. Экономика

12

11

1

Тема 4. Социальная сфера

12

11

1

Итого

36

32

4

Темы консультаций

№ п/п

Темы консультаций

Количество часов

1

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

2

Развитие общества

1

3

Сферы духовной жизни

1

4

Моральный выбор-это ответственность

1

5

Образование

1

6

Наука в современном мире

1

7

Религия как одна из форм культуры

1

8

Экономика и ее роль в жизни общества

1

9

Рыночная экономика

1

10

Безработица, ее причины и последствия

1

11

Мировое хозяйство и торговля

1

12

Предпринимательская деятельность

1

13

Роль государства в экономике

1

14

Социальная структура общества

1

15

Социальные статусы и роли

1

16

Нации и межнациональные отношения

1

17

Нации и межнациональные отношения

18

Отклоняющее поведение

1

Итого

18

Содержание программы

Тема 1. Личность и общество (4ч)

 Должны знать:

- Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры, важнейшие институты общества;  науки, изучающие общество; критерии истины.

Должны уметь:

- Объяснять: «общество» «общественный прогресс»  

- Описывать: познание мира. Сравнивать: общество и природу.

Владеть компетенциями:

 - умение извлекать необходимую учебную информацию из учебника; соблюдение норм поведения в окружающей среде.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- полноценного выполнения типичных социальных ролей;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- первичного анализа и использования социальной информации.

Содержание учебного материала

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

 Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Практическая работа по теме «Личность и общество»

 Тема 2.  Сфера духовной культуры (8ч)

Должны знать:

Сферы духовной культуры и ее особенности.

 Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.

Добро и зло — главные понятия этики.

Критерии морального поведения.

Должны уметь: 

- Объяснять объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

 Владеть компетенциями:

 - умение извлекать необходимую учебную информацию из учебника; соблюдение норм поведения в окружающей среде.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- полноценного выполнения типичных социальных ролей;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- первичного анализа и использования социальной информации.

Содержание учебного материала

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

 Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Практическая работа по теме «Сферы духовной культуры»

Тема 3.  Экономика (13ч)

 Должны знать:

- Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить.

 - Функции экономической системы. Модели экономических систем.

- Собственность. Право собственности. Формы собственности.

- Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение

Должны уметь:

- Объяснять: экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

- Описывать: предпринимательство, цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Владеть компетенциями:

 - умение извлекать необходимую учебную информацию из учебника;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- полноценного выполнения типичных социальных ролей;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- первичного анализа и использования социальной информации.

Содержание учебного материала

Потребности и ресурсы.  Ограниченность ресурсов и экономический выбор.

 

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

 Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

 Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

 Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

 Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

 Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Практическая работа по теме «Экономика»

Тема 4. Социальная сфера (11ч)

 Должны знать:

-  Социальная структура общества. Социальная мобильность.

- Формальные и неформальные группы.

-  Социальный конфликт, пути его разрешения.

-  Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности.

Должны уметь:

- Объяснять: отклоняющееся поведение, опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Владеть компетенциями:

 - умение извлекать необходимую учебную информацию из учебника; соблюдение норм поведения в окружающей среде.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- полноценного выполнения типичных социальных ролей;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- первичного анализа и использования социальной информации.

Содержание учебного материала

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Практическая работа по теме «Социальная сфера»

Тематическое планирование 9 класс

№ п\п

Наименование тем, разделов.

Максимальная учебная нагрузка

В том числе обязательная учебная нагрузка

На занятиях

Практическая работа

Тема 1. Политика

10

9

1

Тема 2. Право

25

24

1

Итого

35

33

2

Темы консультаций

№ п/п

Темы консультаций

Количество часов

1

Государство

1

2

Политические режимы

1

3

Правовое государство

1

4

Гражданское общество и государство

1

5

Участие граждан в политической жизни

1

6

Право и его роль в жизни общества и государства

1

7

Правонарушения и юридическая ответственность

1

8

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ

1

9

Права и свободы человека и гражданина

1

10

Гражданские правоотношения

1

11

Трудовые правоотношения

1

12

Семейные правоотношения

1

13

Административные правоотношения

1

14

Уголовно-правовые отношения

1

15

Социальные права

1

16

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

17

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

17

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

Итого

18

Основное содержание программы.

Тема 1. Политика (10ч)

 Должны знать: 

- Основные направления политики.

-Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства.

- Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

- Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество.

Должны уметь:

- Объяснять: пути формирования гражданского общества в РФ.

- Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ.

 

- Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Владеть компетенциями:

 - умение извлекать необходимую учебную информацию из учебника; соблюдение норм поведения в окружающей среде.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- полноценного выполнения типичных социальных ролей;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- первичного анализа и использования социальной информации.

Содержание учебного материала

Политика и социальное управление.   Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

 Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

 Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ.

Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Практическая работа по теме «Политика»

Тема 2. Право (25ч)

 Должны знать:

-  Социальная структура общества. Социальная мобильность.

- Формальные и неформальные группы.

-  Социальный конфликт, пути его разрешения.

-  Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности.

Должны уметь:

- Объяснять: отклоняющееся поведение, опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Владеть компетенциями:

 - умение извлекать необходимую учебную информацию из учебника; соблюдение норм поведения в окружающей среде.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- полноценного выполнения типичных социальных ролей;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- первичного анализа и использования социальной информации.

Содержание учебного материала

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений.

Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.

Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

 Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

 

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

 Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Практическая работа по теме «Право»

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса обществознания ученик должен

Знать/понимать

· социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

· сущность общества как формы совместной деятельности людей;

· характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

· содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

· описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

· объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

· приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

· оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

· решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

· осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

· самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

· общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

· нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

· реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

· первичного анализа и использования социальной информации;

· сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Критерии оценивания различных видов работ

За теоретический вопрос при устном или письменном опросе.

Отметка «5» ставится, если обучающийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание общественных взаимосвязей и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую терминологию. Подкреплял теоретические положения конкретными примерами.

Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на различные процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется терминология

Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о процессах и явлениях, но не может раскрыть их сущности.

За вопрос, проверяющий сформированность умения использовать различные источники информации для решения практических задач:

Отметка «5» ставится, если учащийся смог правильно выбрать необходимые источники информации, чётко следовал ходу решения и верно выполнил задание.

Отметка «4» ставится, если из ответа видно, что учащийся представляет последовательность выполнения задания, но не полностью использовал необходимые источники информации и в процессе работы допустил некоторые неточности.

Отметка «3» ставится, если учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать, но сам затрудняется в их выборе или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допустил ошибки в ходе выполнения и в интерпретации полученных результатов.

 

Критерии оценок в форме тестов:

«5» - 89-100%

«4» - 11-88%

«3» - 35-50%

«2» - 0-34%

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» М., 2003.-57 с. Региональный учебный план общеобразовательных учреждений Иркутской области, 2010г.

2. Обязательный минимум содержания основного общего образования. // Вестник образования, № 10, 1998.

3. Требования к уровню подготовки выпускников.

4. Примерные программы по обществознанию. М.: Просвещение, 2010.

5. Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву 8-9 классы, Москва «Глобус», 2009

Методическое обеспечение

 1. Карточки-задания по темам курса

2. Итоговые тесты по темам

3. CD«Обществознание 8-11 класс»

 Литература для учащuxся

1. Л.Н. Боголюбов «Обществознание 8 класс» М. «Просвещение» 2010г.

2. Л.Н. Боголюбов «Обществознание 9 класс» М. «Просвещение» 2010г.

Учебно-методическая литература для учителя

Тесты по обществознанию  

Поурочные методические разработки к учебнику Л.Н. Боголюбов «Обществознание. 8-9класс».  

Боголюбов Методические рекомендации по курсу «Обществознание » М.Просвещение 2010

Дополнительная литература

  1. Введение в обществознание. Актуальные проблемы: Пособие. М., 1991.
  2. Введение в обществознание. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. 2-е изд. М., 1997.
  3. Введение в философию. В 2 частях. М., 1989.
  4. Волков Ю.Г. Социология: лекции и задачи: учебник для вузов. М., 2003.
  5. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы. М., 1998.
  6. Ивашев Л. Россия и мир в новом тысячелетии: геополитические проблемы. М.,2000.
  7. Империя фарисеев: Социология и психология диктатуры. Саратов, 1994.
  8. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994.
  9. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. М., 1998.
  10. Кон И.С. Открытие «Я» М., 1978.
  11. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
  12. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
  13. Россия в окружающем мире. 1998 (Аналитический ежегодник). М., 1998.
  14. Руднев В.А. Древо жизни: об истоках народных и религиозных обрядов. М. – Л., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по истории 11класс

Одной из важнейших функций изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личностной ориентации. Это в первую очередь относится к отечественной истории. Структура и объем часо...

Рабочие программы по истории 5-11класс (Данилов,Косулина; Загладин)

Программы много раз проверенные с неимоверной фанатичностью завучем побуквенно! Требовалось 0% отклонения от методписьма. Возможно, кому-то понадобятся для грядущих проверок. Пожалуйста, оставляйте от...

рабочая программа по истории для 10-11классов

Рабочая программа составлена на основе примерной программы Минобра и расчитана на учащихся 10 и 11 класса изучающих предмет на профильном уровне....

Рабочие программы по истории ( 5-11классы).

Рабочие программы по истории ( 5-11классы)....

Рабочая программа по истории 10-11класс

Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительнаязаписка; УМК; планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; тематическое планирование с указание...

Рабочая программа по истории 10-11класс

В рабочую программу включены следующие разделы: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества...

Рабочая программа по истории в 10-11классах

Аннотация к рабочей программеНазвание предмета в соответствии с учебным планомисторияЦелевая аудитория10 классУчительЗайнитдинов Тимур Галиевич Программа Рабочая программа по учебному курсу &laqu...