Разработка урока
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Урок позволяет сформировать знания учащихся о событиях переходного периода в истории России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_ipatov_v.a.docx | 84.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Урок по истории 9 класса
на тему:
«НА ПУТИ К ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РОССИИ»
Составил:
Ипатов Виктор
Андреевич
учитель истории и обществознания
Нягань
Урок по истории
9 класс
Тема: «НА ПУТИ К ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РОССИИ»
Цель: Сформировать знания учащихся о событиях переходного периода в истории России
Задачи урока:
Образовательные:
- Воссоздать общую картину происходящих событий в 1991-1999 годах.
- Выявить закономерности политического развития России в рассматриваемый период.
- Расширить мировоззрение учащихся о государственном устройстве Российской Федерации в процессе применения межпредметной связи.
- Раскрыть взаимосвязь принятия политических решений с общественным мнением населения страны.
- Выявить проблемы возникающие на пути построения демократии.
Развивающие:
- Отработка навыков обучающихся в использовании информационных технологий и дополнительной литературы.
- Развитие умений публичных выступлений.
- Отработка исследовательских навыков.
- Развитие умений выявлять причинно-следственные связи исторического процесса.
- Совершенствование правового мышления.
- Развитие самостоятельной деятельности обучающихся и их интеллектуальных способностей.
Воспитательные:
- Воспитание уважительного отношения к истории страны.
- Создание условий для самовыражения и самосовершенствования личности ребёнка.
- Формирование ответственного отношения и интереса к основному закону государства.
- Формирование сознательного отношения и уважения к деятельности Государственной Думы, как основе парламентаризма.
- Воспитание чувства гордости за свою страну, свой народ.
- Содействие профессиональному самоопределению учащихся.
Дата проведения: 16 февраля 2013 год
Продолжительность 2 урока: 80 минут
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: по способу подачи материала: словесный, наглядный, практический; по способу организации познавательной деятельности учащихся: исследовательский, наглядно-иллюстративный.
Форма организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная.
Технологии: проектное обучение, деловая игра (в форме конференции)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, видео ролики, Конституция РФ, рабочие тетради.
Ход урока
Организационная часть
1. Приветствие.
2.Сообщение темы, цели (слайд 1)
Повторение изученного материала
Вопросы на выявление причинно – следственной связи: (фронтальная беседа)
- В чем состоят главные особенности развития государства в конце 80-х гг.;
- Деятельность М. С. Горбачева. Надежды советской экономики
- Финансовое положение страны в конце 80-х
Учитель: Т. о. период конца 80-х—начала 90-х гг. стал серьезным переломным рубежом в истории СССР. Негативные процессы внутри государства, кризисные явления внутри общества отчетливо выявились и стали нарастать. На международной арене для СССР складывалось неоднозначное положение. С одной стороны, Советский Союз по- прежнему оставался великой державой, с другой - стремительно терял этот статус.
Несмотря на определенные достижения в экономическом и социальном развитии, Советское государство оказалось в глубоком предкризисном состоянии. Главными причинами этого были: падение темпов роста промышленности, политика «конфронтации» с капиталистическими странами, зашедшая в тупик.
Перед правящими кругами страны реально встала задача сохранения своей власти. Идеи более глубокой реформации общественной жизни СССР, экономики и политики стали появляться все отчетливее.
Сегодня мы проводим с вами урок в виде деловой игры – конференции, с приглашением группы политиков и юристов, которые помогут нам воссоздать общую картину происходящих событий в 1991-1999 годах.
Объяснение условий ведения деловой игры.
Изучение нового материала
План изучения нового материала: (знакомство с планом, слайд 2)
- Августовский путч 1991 года.
- Распад СССР и образование СНГ.
- Федеративные отношения.
- Противоборство президента Б.Н Ельцина и Верховного Совета, принятие новой Конституции.
- Выборы в Государственную Думу 1995 г. и президентские выборы 1996 г.
- Отставка Б.Н.Ельцина.
Учитель: (Слайды 3-5) Ровно 22 года назад, 19 августа 1991 года, члены самопровозглашённого Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) совершили неудачную попытку государственного переворота. Это событие вошло в историю нашей страны как Августовский путч.
Через несколько месяцев после августовских событий, в конце декабря 1991 года, Советский Союз перестал существовать, а на его территории были образованы суверенные национальные государства.
Содружество Независимых Государств (СНГ) – межгосударственное объединение (договор о сотрудничестве между независимыми странами) большинства бывших союзных республик СССР. После распада СССР на его территории образовалось 15 независимых государств, 12 из которых вошли в состав СНГ. Из бывших республик СССР в СНГ не вошли Латвия, Эстония и Литва.
Одновременное задание слушающим учащимся: выполнить табличное конспектирование по содержанию урока и сделать краткий вывод:
Хронологическая таблица «Основные события истории РФ 90-х гг.» (таблица 1)
Дата | Событие | Участники | Содержание |
Вывод: |
Опережающее задание доклад политика «Федеративные отношения» (Слайды 6-10)
Принципы федеративного устройства России.
Государственная целостность. Данный принцип означает, в частности, единство территории РФ, распространение суверенитета РФ на всю территорию, единое экономическое пространство, единое правовое пространство и т. п.
Единство системы государственной власти. Это единство проявляется в единстве природы власти (источник, цели деятельности), однотипности в институциональной организации власти на федеральном и региональном уровнях, иерархии и взаимодействии различных органов государственной власти и т. д.
Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации и вытекающее отсюда равноправие субъектов РФ. Употребляемый в ч. З ст.5 Конституции РФ термин «народы» может трактоваться в двух значениях: во-первых, как представители определенной этнической группы, проживающие в различных составных частях России (чеченский народ, татарский народ, народы финно-угорской группы, белорусская диаспора, азербайджанская диаспора, немцы, караимы и т. п.); во-вторых, как все население, проживающее на определенной территории без этнической, национальной окраски (народ Дагестана, народ Самарской области, жители Москвы и т. п.). В любом случае принцип самоопределения народов не может трактоваться как право выхода какой-либо территории из состава РФ: Конституция прямо говорит о самоопределении народов в Российской Федерации, следовательно, народы, реализуя этот принцип, могут, в частности, изменить статус субъекта РФ, на территории которого они проживают, объединиться с другим субъектом РФ или разъединиться на несколько территорий, создать национально-культурную автономию и т. п., но, во-первых, в существующих границах РФ и, во-вторых, не посягая на основы конституционного строя России (форму правления, экономический строй, идеологические, духовные основы и т. д.). Принципиальной новеллой российского конституционализма является положение о том, что все субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) являются равноправными, обладают одинаковым юридическим статусом.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (между федеральными и региональными органами государственной власти). Мера разделения власти между центром и составными частями государства, как отмечалось, является одним из основных признаков федеративного устройства. Именно этот вопрос оказался ключевым в становлении российского федерализма.
- Деятельность М. С. Горбачева. Надежды советской экономики
- Финансовое положение страны в конце 80-х
Учитель: Т. о. период конца 80-х—начала 90-х гг. стал серьезным переломным рубежом в истории СССР. Негативные процессы внутри государства, кризисные явления внутри общества отчетливо выявились и стали нарастать. На международной арене для СССР складывалось неоднозначное положение. С одной стороны, Советский Союз по- прежнему оставался великой державой, с другой - стремительно терял этот статус.
Несмотря на определенные достижения в экономическом и социальном развитии, Советское государство оказалось в глубоком предкризисном состоянии. Главными причинами этого были: падение темпов роста промышленности, политика «конфронтации» с капиталистическими странами, зашедшая в тупик.
Перед правящими кругами страны реально встала задача сохранения своей власти. Идеи более глубокой реформации общественной жизни СССР, экономики и политики стали появляться все отчетливее.
Учитель: (слайд 11-12) Радикальные реформы, в том числе, экономические, зачастую проводятся авторитарной властью, способной в сжатый срок провести целенаправленную политику, не считаясь ни с какими возражениями. Начиная экономические реформы, Ельцин запросил у Съезда народных депутатов дополнительные полномочия: определять персонально состав Правительства, издавать указы, которые становились бы законами. Съезд предоставил Президенту такие полномочия сроком на год. Через год, в декабре 1992 г., Съезд народных депутатов и Верховный Совет, полагая результат реформ неудовлетворительным, готовят поправки в Конституцию, которые бы превратили Россию в парламентскую республику.
Одновременно Ельцин готовит проект Конституции, которая бы предоставила Президенту колоссальные полномочия, позволяющие определять политику в стране. Б.Ельцин подписывает указ о назначении голосования по проекту новой Конституции и о доверии Президенту и приостанавливает деятельность Верховного Совета и Съезда. В соответствии с действовавшей тогда Конституцией именно они, а не новая фигура – Президент, являлись высшими органами власти. Действия Президента признали не законными Конституционный суд и прокуратура. Тогда Б.Ельцин добивается проведения референдума о доверии Президенту и его политике.
Население проголосовало в поддержку Президента, что было использовано Б.Ельциным для легитимации своих действий. Он освобождает от должности вице-президента А.Руцкого, который, как и сам Президент, был всенародно избран.
21 сентября 1993 г. Президент России Б.Ельцин подписывает указ, которым прекращает деятельность Съезда народных депутатов, Верховного Совета и назначает выборы в Государственную Думу – нижнюю палату парламента, создаваемого на основе новой Конституции.
Верховный Совет заручившись поддержкой Конституционного Суда, объявил действия Президента государственным переворотом, а его полномочия – прекращенными. Здание Верховного Совета (Белый Дом) было заблокировано, отключен свет.
2 октября произошли столкновения между милицией и сторонниками Верховного Совета, пытавшимися прорваться через кордоны к Белому Дому. Пролилась кровь. 3 октября 1993 г. толпа сторонников парламента прорвала милицейские кордоны и разблокировала Белый Дом. Лидеры антипрезидентской оппозиции А.Руцкой, Р.Хасбулатов (председатель Верховного Совета), А.Макашев призвали толпу к захвату власти. Сторонники Верховного Совета бескровно взяли мэрию и попытались взять телерадиокомплекс «Останкино». Неизвестный выстрелил из гранатомета, погиб солдат, был отдан приказ – стрелять на поражение по безоружной толпе.
Президент перешел к решительному решению проблемы. Здание парламента расстреливалось из танков, руководили его обороной: А.Руцкой, Р.Хасбулатов, А.Макашев были арестованы. За 2 дня погибло, по официальным данным, около 150 человек, по неофициальным, в 10 раз больше. Большинство погибших были случайными прохожими, хотя официальные СМИ утверждали, что на штурм мэрии и телецентра шли фашисты и ультра коммунисты. Последние хотя и были в составе оппозиции, но расстрел парламента из танков был не законным.
Просмотр видео-ролика «ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1993 года» (слайд 13)
Вопрос для дискуссии:
Как вы считаете, каковы были причины политического кризиса?
Причины расстрела Белого Дома. Таковых можно выделить, по крайней мере, три.
Формальная – несоответствие советской Конституции РСФСР 1978 года, устанавливающей власть Верховного Совета и разбалансированной изъятием статьи о руководящей роли партии, реалиям президентской республики.
Реальная – противоречие социально-экономического курса на форсированные либеральные преобразования и разграбление страны интересам большинства граждан в условиях сохранения стихийной массовой демократии.
Оперативная – желание окружения Бориса Ельцина форсировать политический катаклизм, пока он еще не вызрел по социально-экономическим причинам: весной 1994 года у Ельцина, по имевшимся тогда расчетам, уже не было никаких шансов на сохранение власти.
Принятие новой Конституции.
Учитель (слайд 14-): 12 декабря 1993 г. были проведены референдум по принятию новой Конституции и выборы в нижнюю палату парламента – Государственную Думу. Конституция, с одной стороны, соответствовало критериям современной демократии: закреплялись демократические права и своды – печати, слова, ве6роисповедания, политических партий, приоритет прав личности над интересами общества и государства, разделение властей. С другой стороны, Конституция создавала условия для авторитаризма.
Опережающее задание доклад юриста «Конституция Российской Федерации: история и реальность» (слайд 15-16)
Учащиеся знакомятся с Конституцией РФ
Первая советская Конституция обобщила (хотя и весьма небольшой) опыт государственного строительства. Проекты комиссии ВЦИК и Наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б). На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции, который с некоторыми изменениями и дополнениями был принят съездом 10 июля 1918 г. 19 июля 1918 г. Основной Закон был опубликован в «Известиях ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.
Конституция закрепила, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Власть в ней принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советах.
Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Избирательных прав лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; ограничивались их права на военную службу, на них возлагалось отправление военно-транспортных и военно-строительных обязанностей.
Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления. Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы.
Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность.
В Конституции закреплялись основные принципы советской федерации. Так, Конституция закрепила возможность объединения в автономные областные союзы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Закреплялся национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации: членство в федерации строилось на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности.
Определялась компетенция высших органов власти РСФСР. Высшими органами власти и общего управления являлись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминала также о Президиуме ВЦИК, но правовое положение не раскрывала. Органами отраслевого управления согласно Конституции являлись народные комиссариаты.
Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления, затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.
Поскольку органы Советской власти всех степеней были выборными, в Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы.
Конституция СССР 1924 года — первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года. Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, закреплённое в Конституции 1924 года, отражало многонациональный характер Советского Союза. Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами.
Конституции СССР 1936 г. Одобрена 11 июня 1936 г. президиумом ЦИК СССР, утверждена 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов. Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в СССР. Закреплялось руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Создание других политических партий не запрещалось, но на деле это было невозможно.
Конституция 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней – Советы депутатов трудящихся. Существенно изменились структура и статус органов власти и управления. Высшим органом власти и единственным законодательным органом Союза стал Верховный Совет СССР, получивший те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный Совет имел двухпалатную структуру: Совет Союза и Совет Национальностей, причем обе палаты были равноправны. Верховные Советы должны были избираться на 4 года и работать в сессионном порядке.
Конституция сохранила Совет Народных Комиссаров СССР, но он был лишен законодательных прав, а мог издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов. В качестве органов отраслевого управления сохранялись народные комиссариаты, которые делились на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские.
Изменилась конструкция местных советских органов: в областях, краях, районах стали избираться просто Советы. Исполкомы Советов стали только исполнительно-распорядительными органами. При этом Конституция 1936 г. отказалась от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях, упростив систему Советов и сделав ее более четкой.
Новая Конституция решала вопросы формирования, организации и деятельности высших представительных органов государственной власти союзных и автономных республик, а также определяла систему и полномочия органов государственного управления, суда и прокуратуры.
Специальная глава Конституции была посвящена организации государственного единства: в ней закреплялся статус СССР как союзного государства, определялась его компетенция и подтверждался суверенитет союзных республик. Подтверждалось право союзных республик на свободный выход из Союза.
Впервые в Конституцию была включена глава, в которой закреплялись основные политические права и свободы: на труд, на отдых, на образование, свободы слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. Были закреплены и основные обязанности гражданина перед обществом и государством.
Конституция закрепила новую избирательную систему: были сняты классовые ограничения, исчезло неравенство городских и сельских избирателей, отпала многостепенность выборов, устанавливался переход к тайному голосованию. На смену производственно-территориальному принципу выборов вводился чисто территориальный
Конституции СССР 1977 г. Принята Верховным Советом Союза ССР 7 октября 1977 г. Являлась в основном продуктом кодификации, нежели новым источником права, и отразила изменения в общественном и государственном строе, произошедшие в СССР.
По Конституции СССР – социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. Конституция закрепляла руководящую роль КПСС, которая являлась ядром политической системы, государственных и общественных организаций. Вся власть в СССР принадлежала народу, политическую основу народовластия составляли Советы народных депутатов. Конституция устанавливала систему и принципы деятельности Советов народных депутатов и порядок их избрания.
СССР провозглашался единым союзным государством, образованным на основе принципа федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения 15 равноправных республик, при этом за республиками сохранялось право свободного выхода из Союза. Конституция закрепляла компетенцию Союза, вне которой республики могли осуществлять государственную власть на своей территории.
Основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Конституция предусматривала личную собственность граждан, в которой могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. В пользовании граждан могли находиться участки земли, предоставляемые для ведения подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства.
Высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей, высшим исполнительным и распорядительным органом – Совет министров СССР, высшим судебным органом – Верховный суд СССР. Конституция устанавливала также структуру органов власти союзных и автономных республик, предусматривалось существование автономных округов и областей.
Конституция устанавливала организацию судебной системы в СССР, основанную на принципах выборности судей, коллегиальности рассмотрения дел с участием народных заседателей. Устанавливались также законодательные основы формирования органов прокуратуры СССР.
Конституция провозгласила равноправие граждан независимо от их пола, национальности, расы, религии. Провозглашались основные социальные и политические права и свободы граждан, устанавливались также основные обязанности: обязанность трудиться, беречь социалистическую собственность, защищать Отечество, уважать права и интересы других граждан, заботиться о воспитании детей.
Конституция РФ принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г.
Конституция закрепила федеральное устройство государства, состоявшее (на момент принятия Конституции) из 89 равноправных субъектов Федерации. Устанавливались единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов на всей ее территории, единое гражданство. Допускается прием в Российскую Федерацию и образование новых членов, но не предусматривается право выхода из ее состава. Статус субъектов Федерации определяется Конституцией и актом представительного органа субъекта – Конституцией республики или Уставом области.
Конституция разграничивает компетенцию федеральных органов и органов субъектов Федерации, определяет вопросы их совместного ведения. К исключительной компетенции федеральных органов отнесены важнейшие вопросы: принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль их соблюдения, федеративное устройство, установление системы федеральных органов власти, федеральный бюджет, налоги, финансовая система, федеральная собственность, внешние сношения России, оборона, судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. К совместной компетенции отнесены вопросы, затрагивающие как Федерацию в целом, так и конкретный субъект. Вне полномочий Федерации, как исключительных, так и в рамках совместного ведения, субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории.
Конституция закрепляет широкий круг политических и социальных прав и свобод граждан, при этом установила, что человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Конституция закрепляет основные обязанности граждан: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество.
Конституция определяет структуру федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также общий порядок их формирования. Главой государства является Президент, высший представительный орган – двухпалатное Федеральное Собрание, высший исполнительный орган – Правительство РФ, высший судебный орган – Верховный суд. Предусмотрено создание органа конституционного надзора – Конституционного Суда. Устанавливается система органов прокуратуры.
Конституция устанавливает законодательные основы местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления отделены от государственных органов власти, они самостоятельны в решении вопросов, отнесенных к их компетенции.
Отдельная глава Конституции посвящена вопросу внесения поправок и пересмотру Конституции. Предусматривается два механизма изменения Конституции: принятие поправок квалифицированным большинством Федерального Собрания либо создание Конституционного Собрания.
В соответствии с новой Конституцией, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года и действующей до настоящего времени, Президент Российской Федерации получил существенно более широкие полномочия, чем по действовавшей на тот момент Конституции 1978 года (с изменениями 1989—1992 годов).
Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:
- Преамбула
- Раздел первый
- Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
- Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
- Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
- Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
- Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
- Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)
- Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
- Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)
- Раздел второй. Заключительные и переходные положения.
Вопрос для дискуссии:
Оправдано ли принятие новой Конституции?
Опережающее задание доклад политика «Государственное устройство РФ по Коснтитуции 1993г.)» (слайды 18-20).
Политико-государственное устройство России Россия – суверенное государство. Суверенное государство (от франц. souverain - высший, верховный) - политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах. Государственный строй России определяется Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Россия – президентско-парламентская республика. Республика - форма государственного правления, при которой высшая власть принадлежит выборному представительному органу. Президент Российской Федерации - согласно действующей Конституции, глава государства, гарант Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации. Владимир Владимирович Путин – президент Российской Федерации.
Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой он:
1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
2) в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
3) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
4) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Законодательная власть - власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти - парламент.
В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями (парламентами).
При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций - назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего информацией
При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.
Судебная власть в Российской Федерации:
- осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия;
- самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей;
- осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Опережающее задание доклад юриста: «Права и свободы граждан РФ» (слайды 21-23)
Все основные права и свободы человека и гражданина РФ подразделяются на:
I. личные (гражданские) права и свободы. Согласно гл.2 Конституции РФ к этой группе прав относятся:
- право на жизнь,
- право на свободу и личную неприкосновенность,
- право на неприкосновенность жилища,
- право на неприкосновенность частной жизни,
- право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,
- право на определения национальности,
- право на пользование родным языком,
- право на свободу передвижения и места жительства,
- право на свободу совести
Набор этой группы прав и свобод в науке конституционного права наделяют следующими особенностями:
1.1. они являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами человека, т.е. каждого, и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;
1.2. они включают право на охрану достоинства личности, что возлагает соответствующие обязанности на государство и других граждан и предполагает определенную этику и законность поведения государственных служащих, их уважительное, чуткое, внимательное, соответствующее правовым предписаниям отношение к людям, а равно требования к членам общества не нарушать права и свободы других;
1.3. особо значимы и наиболее уязвимы в их числе права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, переговоров, телеграфных и иных сообщений.
Право на неприкосновенность личности означает, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь какому либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было. Институт неприкосновенности включает как физическую неприкосновенность (жизнь, здоровье человека), так и духовную неприкосновенность (честь, достоинство личности).
Право на неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных ФЗ, и на основании судебного решения. Закон разрешает проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц в двух ситуациях:
1) при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожар, землетрясение и.д.)
2) при защите правопорядка (для раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу, получения сведений о преступлении и подозреваемых в его свершении лицах при проведении оперативно - розыскной работе, в рамках административного права, исполнения приговоров и др. судебных решений).
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Каждый также имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основе судебного решения.
Право на определение национальности означает, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Русский язык признан государственным на всей территории РФ. Конституция гарантирует всем ее народам как право на пользование родным языком, на создание условий для его изучения и развития, так и свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
В соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права каждому, кто законно находится на территории РФ, предоставляется свобода передвижения и места жительства.
Важнейшими духовными правами человека являются: свобода совести, свобода вероисповедания. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.
II. политические права. Связаны с обладанием гражданства государства и в отличии от личных прав, адресованных в Конституции «каждому», принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Гражданин может участвовать в политической жизни общества по достижению им возраста 18 лет.
Формами непосредственного осуществления гражданами политической государственной власти являются: референдумы, всенародное голосование по вопросам государственной и местной жизни, все виды участия в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.
Формами воздействия граждан на политическую государственную власть всех уровней является: влияние избирателей на своих депутатов, выражение общественного мнения по всем вопросам внутренней и внешней политики.
К важным средствам проявления активности граждан относятся: обращения лично и через коллективы в государственные органы и органы местного самоуправления по индивидуальным и общественным делам и для защиты своих прав. Граждане имеют равный доступ к государственной службе всех видов. За каждым из них закреплено право на объединение в общественных организациях, включая право создавать политические партии для непосредственного решения государственных проблем, профсоюзы для защиты своих производственных, социальных и других интересов, достижения установленных целей и т.д.
III. социально-экономические права. Образуют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. Они относятся к таким важным сферам жизни, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование и служат обеспечению материальных, духовных, физических и др. социально значимых потребностей и интересов личности.
В ст.7 Конституции РФ закреплены положения, определяющие экономические, социальные и культурные права человека и гражданина. К ним относятся: собственность (ст.35); право на землю (ст.36); свобода труда и право на труд в надлежащих условиях (ст.37); охрана семьи (ст.38); право социального обеспечения (ст.39); право на жилище (ст.40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41); право на благоприятную окружающую среду (ст.41); право на образование (ст.43); свобода научного, технического, литературного, художественного и др. видов творчества, преподавания (ч.1,2 ст.44); право на пользование учреждениями культуры (ч.3 ст.44).
2. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина
Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами. Чем выше степень реализации правового статуса личности, тем в большей мере ограничивается возможность произвола со стороны государства и его органов.
Ч. 1 ст. 17 закрепляет гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; ч. 2 ст. 19 гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина безо всякой дискриминации; ст.28 гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания; ст.29 гарантируется свобода слова и мысли (ч.1); свобода массовой информации (ч.5); ч.4 ст.35 гарантирует право наследования; ч.5 ст.37 работающим по трудовому контракту гарантируется установленная ФЗ продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск; ч.1 ст.39 гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и т.п. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных муниципальных государственных учреждениях и на предприятиях гарантируется ч.2 ст.43; ч.1 ст.44 гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и др. видов творчества, преподавания; ч.1 ст.45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина; ч.1 ст.48 гарантирует право на получение квалификационной юридической помощи; ч.2 ст.61 российским гражданам, находящимся за границей, гарантируется покровительство и защита со стороны России. Свобода труда при его оплате не ниже установленного ФЗ минимального размера и защита граждан от безработицы гарантируется ст.37; ч.2 ст.8 гарантирует право частной собственности (включая землю, ч.1 ст.36); ст.41 гарантирует охрану здоровья и медицинскую помощь. Помимо личных прав и свобод, государство гарантирует и политические права и свободы граждан, изложенных в ст.32 Конституции РФ. Например: ст.13, 30 гарантирует свободу общественных объединений; ч.2 ст.46, 52 гарантирует защиту прав граждан от произвола властных структур и должностных лиц и т.п.
Следовательно, осуществление конституционных прав и свобод не просто провозглашается, но и гарантируется Конституцией и законодательством РФ. Для каждого конституционного права человека и гражданина предусматривается некий отправной уровень, стандарт, понижение которого государством не должно допускаться.
3. Конституционные обязанности человека и гражданина РФ
Права и обязанности невозможны друг без друга. Конституционные обязанности человека и гражданина направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей, служат как личным, так и общественным интересам; имеют важную общественную и государственную значимость. Правовое содержание конституционных обязанностей сочетается с нравственным отношением общества к соответствующим проблемам, подтверждением чему служит как личным, так и общественным интересам; имеют важную общественную и государственную значимость. Правовое содержание конституционных обязанностей сочетается с нравственным отношением общества к соответствующим проблемам, подтверждением чему служит конституционное положение ч.1 ст.59 о том, что защита Отечества является сначала долгом, а потом обязанностью гражданина РФ. Такая последовательность подчеркивает первичность появления моральных норм по отношению к юридическим, а так же может расцениваться как первичность личностной мотивации должного поведения по отношению к гражданской.
Конституционные обязанности, будучи закрепленными, в Конституции РФ, приобретают высшую юридическую силу и всеобщий характер.
К Конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:
- Соблюдение Конституции РФ
- Уважение прав и свобод других лиц
- Обязанность родителей заботиться о детях, об их воспитании
- Обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях
- Обязанность родителей или их заменяющих (опекунов, попечителей) обеспечить получение детьми образования данного уровня
- Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры
- Платить законно установленные налоги и сборы
- Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
- Обязанность граждан РФ защищать Отечество.
Вопрос для дискуссии:
Возможно ли построение правового государства без введения экономических и политических прав и свобод граждан?
Учитель: 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Одновременно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции. Это была не единственная особенность декабрьских выборов. Выборы в Государственную думу проводились по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе: половина мест разыгрывалась по мажоритарной системе (от каждого избирательного органа в парламент попадал 1 кандидат-победитель) и половина — по пропорциональной системе, означавшей распределение депутатских мандатов между партиями в зависимости от количества поданных за них голосов.
Опережающее задание доклад политика «Выборы в Государственную Думу 1993-1999 г. и президентские выборы 1996 г.» (слайды 24-26).
Между политическими партиями и блоками развернулась настоящая предвыборная борьба за голоса избирателей. Ожидалось, что наибольшие шансы на успех имеет блок Е.Т. Гайдара “Выбор России”, наиболее близкий к Президенту. Однако результаты выборов оказались иными. Избиратели продемонстрировали свое разочарование ходом радикальных реформ. Выборы проводились в атмосфере высокой общественной напряженности, вызванной распадом СССР, октябрьским путчем. В итоге ни одна из политических партий, поддерживающих курс Президента, не набрала более 15 % голосов от общего числа избирателей.
Наибольшей неожиданностью выборов стал успех Либерально-демократической партии во главе с В.В. Жириновским. Избиратели отдали ей более 25 % голосов. ЛДПР получила в нижней палате парламента 70 депутатских мест.
Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) (председатель Г.А. Зюганов) получила 65 мест, аграрная партия (лидер М.И. Лапшин) — противница частной собственности на землю — 47 депутатских мандатов. Таким образом, большинство в Государственной думе получили оппозиционные партии.
Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, Государственную Думу возглавил И.П. Рыбкин.
Вновь избранный парламент не стал менее оппозиционным, чем отстраненный от власти Верховный Совет и Съезд народных депутатов РФ. Но реальные политические возможности нового парламента стали значительно более ограниченными. Он уже не мог серьезно влиять на политику в стране и существенно корректировать курс президента и правительства.
В составе Государственной Думы II созыва (1995 г.) 36 % мест получила КПРФ, 12 % — “Наш дом — Россия” (объединившая представителей исполнительных структур власти, хозяйственников и предпринимателей),
Первый созыв 1993-1995 гг. (в порядке исключения, установленного переходными положениями Конституции, избирался на два года).
Выборы в новый законодательный орган России - Государственную Думу - впервые состоялись 12 декабря 1993 года одновременно со Всенародным референдумом по новой Конституции Российской Федерации.
Официальные результаты выборов:
Общее число избирателей, включенных в списки - 106.170.835
Число бюллетеней, выданных избирателям - 58.187.755 (54,81%)
Число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках - 57.697.698
Действительных бюллетеней (база для расчета процентов) - 53.751.696 (50.63% от числа избирателей)
Недействительных бюллетеней - 3.946.002 (6.84%)
Величина 5-процентного барьера - 2.687.585 голосов
Сумма голосов за объединения, прошедшие в Думу - 46.809.532 (87.08%)
Против всех - 2.267.963 (4.22%).
- Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)- 22.92% (59 мест)
- Выбор России - 15.51% (40 мест)
- Коммунистическая партия РФ (КПРФ) - 12.40% (32 места)
- Политическое движение "Женщины России" -- 8.13% (21 место)
- Аграрная партия России (АПР) - 7.99% (21 место)
- Блок: Явлинский - Болдырев - Лукин - 7.86% (20 мест)
- Партия Российского единства и согласия (ПРЕС) - 6.73% (18 мест)
- Демократическая партия России (ДПР) - 5.52% (14 мест).
Итоги голосования 16 июня 1996 года за кандидатов на должность Президента Российской Федерации
| Фамилии, имена, отчества кандидатов на должность Президента Российской Федерации, внесенных в избирательный бюллетень | Число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата | % |
1 | БРЫНЦАЛОВ Владимир Алексеевич | 123 065 | 0,16 |
2 | ВЛАСОВ Юрий Петрович | 151 282 | 0,20 |
3 | ГОРБАЧЕВ Михаил Сергеевич | 386 069 | 0,51 |
4 | ЕЛЬЦИН Борис Николаевич | 26 665 495 | 35,28 |
5 | ЖИРИНОВСКИЙ Владимир Вольфович | 4 311 479 | 5,70 |
6 | ЗЮГАНОВ Геннадий Андреевич | 24 211 686 | 32,03 |
7 | ЛЕБЕДЬ Александр Иванович | 10 974 736 | 14,52 |
8 | ФЕДОРОВ Святослав Николаевич | 699 158 | 0,92 |
9 | ШАККУМ Мартин Люцианович | 277 068 | 0,37 |
10 | ЯВЛИНСКИЙ Григорий Алексеевич | 5 550 752 | 7,34 |
11 | Число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов | 1 163 921 | 1,54 |
12 | Число голосов избирателей, поданных за А.-Г.М.Тулеева на избирательных участках, где голосование проведено досрочно | 308 | 0,00 |
13 | Число избирательных бюллетеней, признанных недействительными | 1 072 120 | 1,42 |
| ИТОГО | 75 587 139 | 100,00 |
Учитель (слайд 27): В агусте 1996 г. Чеченские боевики внезапным штурмом захватили Грозный, нанеся тяжелые потери российским частям. Это поражение российской армии укрепило позиции тех, кто считал невозможным силовое решение чеченской проблемы и высказывался за ее политическое урегулирование. 31 августа в Хасавюрте секретарь Совета безопасности А. Лебедь подписал с А. Масхадовым, начальником штаба боевиков, соглашение о прекращении огня и выводе федеральных войск из Чечни. Чечня получила возможность избрать новое руководство. Вопрос о политическом статусе Чечни был отложен на пять лет.
(Слайд 28). Сентябрь 1999 года - время террора в городах России. Взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске привели к гибели сотен ни в чем не повинных людей. Кровавые теракты настроили массы на войну до победного конца в Чечне и вызвали резкий рост популярности энергичного премьер-министра Путина, облегчив ему победу в президентской кампании. В 2003 году Генпрокуратура назвала заказчиков и исполнителей. На скамье подсудимых оказались лишь двое. Закрытый процесс в Мосгорсуде обернулся пародией на правосудие. Между тем роль российских спецслужб в трагических событиях осени 99-го вызывает все больше вопросов. Общество ждет правды.
Опережающее задание доклад политика «Вторая чеченская компания» (Слайд 29).
После подписания Хасавюртовских соглашений и вывода российских войск в 1996 году мира и спокойствия в Чечне и прилегающих к ней регионах не наступило.
Чеченские криминальные структуры безнаказанно делали бизнес на массовых похищениях людей. Регулярно происходил захват заложников с целью выкупа — как официальных российских представителей, так и иностранных граждан, работавших в Чечне - журналистов, сотрудников гуманитарных организаций, религиозных миссионеров и даже людей, приезжавших на похороны родственников. В частности, в Надтеречном районе в ноябре 1997 года были захвачены два гражданина Украины, приехавшие на похороны матери, в 1998 году в соседних республиках Северного Кавказа регулярно похищались и вывозились в Чечню турецкие строители и бизнесмены, в январе 1998 года во Владикавказе /Северная Осетия/ похищен гражданин Франции, представитель Верховного комиссара ООН по делам беженцев Венсент Коштель. Он был освобожден в Чечне 11 месяцев спустя, 3 октября 1998 г. в Грозном похищены четыре сотрудника британской фирмы «Грейнджер телеком», в декабре они были жестоко убиты и обезглавлены). Бандиты наживались на хищениях нефти из нефтепроводов и нефтяных скважин, производстве и контрабанде наркотиков, выпуске и распространении фальшивых денежных купюр, терактах и нападениях на соседние российские регионы. На территории Чечни были созданы лагеря для обучения боевиков - молодых людей из мусульманских регионов России. Сюда направлялись из-за рубежа инструкторы по минно-подрывному делу и исламские проповедники. Значительную роль в жизни Чечни стали играть многочисленные арабские добровольцы. Главной их целью стала дестабилизация положения в соседних с Чечнёй российских регионах и распространение идей сепаратизма на северокавказские республики (в первую очередь Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария).
В начале марта 1999 года в аэропорту Грозного террористами был похищен полномочный представитель МВД РФ в Чечне Геннадий Шпигун. Для российского руководства это было свидетельством того, что президент ЧРИ Масхадов не в состоянии самостоятельно бороться с терроризмом. Федеральный центр предпринял меры по усилению борьбы с чеченскими бандформированиями: были вооружены отряды самообороны и усилены милицейские подразделения по всему периметру Чечни, на Северный Кавказ были отправлены лучшие оперативники подразделений по борьбе с этнической оргпреступностью, со стороны Ставрополья были выставлены несколько ракетных установок «Точка-У», предназначенных для нанесения точечных ударов. Была введена экономическая блокада Чечни, приведшая к тому, что денежный поток из России стал резко иссякать. Из-за ужесточения режима на границе всё труднее стало переправлять в Россию наркотики и захватывать заложников. Бензин, изготавливаемый на подпольных заводах, стало невозможно вывезти за пределы Чечни. Была также усилена борьба с чеченскими преступными группировками, активно финансировавшими боевиков в Чечне. В мае-июле 1999 года чечено-дагестанская граница превратилась в милитаризованную зону. В результате доходы чеченских полевых командиров резко сократились и у них возникли проблемы с закупкой оружия и платой наёмникам. В апреле 1999 главкомом внутренних войск был назначен Вячеслав Овчинников, успешно руководивший рядом операций во время Первой чеченской войны. В мае 1999 российские вертолёты нанесли ракетный удар по позициям боевиков Хаттаба на реке Терек в ответ на попытку бандформирований захватить заставу внутренних войск на чечено-дагестанской границе. После этого глава МВД Владимир Рушайло заявил о подготовке крупномасштабных превентивных ударов.
Тем временем, чеченские бандформирования под командованием Шамиля Басаева и Хаттаба готовились к вооружённому вторжению в Дагестан. С апреля по август 1999, проводя разведку боем, они только в Ставрополье и Дагестане совершили более 30 вылазок, в результате которых погибли и получили ранения несколько десятков военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и гражданских лиц. Поняв, что на кизлярском и хасавюртовском направлениях сосредоточены наиболее сильные группировки федеральных войск, боевики решили нанести удар по горной части Дагестана. При выборе этого направления бандформирования исходили из того, что там нет войск, а в кратчайшие сроки перебросить силы в этот труднодоступный район не удастся. Кроме того, боевики рассчитывали на возможный удар в тыл федеральных сил со стороны Кадарской зоны Дагестана, с августа 1998 года контролируемой местными ваххабитами.
Как отмечают исследователи, дестабилизация обстановки на Северном Кавказе была выгодна многим. Прежде всего исламским фундаменталистам, стремящимся к распространению своего влияния на весь мир, а также арабским нефтяным шейхам и финансовым олигархам стран Персидского залива, не заинтересованным в начале эксплуатации нефтегазовых месторождений Каспия.
7 августа 1999 с территории Чечни было совершено массированное вторжение боевиков в Дагестан под общим командованием Шамиля Басаева и арабского полевого командира Хаттаба. Ядро группировки боевиков составляли иностранные наёмники и бойцы «Исламской международной миротворческой бригады», связанной с «Аль-Каидой». План боевиков по переходу на их сторону населения Дагестана провалился, дагестанцы оказали вторгшимся бандитам отчаянное сопротивление. Российские власти предложили ичкерийскому руководству провести совместную с федеральными силами операцию против исламистов в Дагестане. Было также предложено «решить вопрос о ликвидации баз, мест складирования и отдыха незаконных вооруженных формирований, от которых чеченское руководство всячески открещивается». Аслан Масхадов на словах осудил нападения на Дагестан и их организаторов и вдохновителей, однако реальных мер для противодействия им не предпринял.
Более месяца шли бои федеральных сил с вторгшимися боевиками, закончившиеся тем, что боевики были вынуждены отступить с территории Дагестана обратно в Чечню. В эти же дни — 4-16 сентября — в нескольких городах России (Москве, Волгодонске и Буйнакске) была осуществлена серия террористических актов — взрывы жилых домов.
Учитывая неспособность Масхадова контролировать ситуацию в Чечне,[17] российским руководством было принято решение о проведении военной операции по уничтожению боевиков на территории Чечни. 18 сентября границы Чечни были блокированы российскими войсками.
23 сентября президент России Борис Ельцин подписал указ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации». Указ предусматривал создание Объединённой группировки войск на Северном Кавказе для проведения контртеррористической операции.
23 сентября российские войска начали массированные бомбардировки Грозного и его окрестностей, 30 сентября они вошли на территорию Чечни.
Втора́я чече́нская война́ (официально называлась контртеррористической операцией на Северном Кавказе (КТО) — обиходное название боевых действий на территории Чечни и приграничных регионов Северного Кавказа. Началась 30 сентября 1999 года (дата ввода Вооружённых сил России в Чечню). Активная фаза боевых действий продолжалась с 1999 по 2000 год, затем, по мере установления контроля Вооружёнными силами России над территорией Чечни, переросла в тлеющий конфликт, фактически продолжающийся по сей день. С 0 часов 16 апреля 2009 года режим КТО отменён.
Отставка Б.Н. Ельцина
Учитель (слайд 30): 31 декабря 1999 года Борис Николаевич Ельцин объявил о своей отставке с поста президента Российской Федерации и своим указом назначил исполняющим обязанности президента РФ Владимира Путина.
Просмотр видео-ролика «Отставка Президента Б.Н. Ельцина»(слайд 31)
Учитель: с конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократию, принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.
Заключительная часть урока (слайд 32):
1.Заслушивание выводов по каждому разделу новой темы, сделанных учащимися в процессе докладов.
2.Выражение благодарности учащимся за большой научный труд, вложенный ими при раскрытии основного материала темы.
4.Выставление оценок.
5.Рефлексия. Закономерны ли были рассмотренные события в переломный период развития России?
5.Домашнее задание (слайд 33):
1. Параграф 55.
2. Проведите исследование «1991 год в воспоминаниях современников». Опросите близких, знакомых, представителей старшего поколения. Выясните их отношение к процессам 1991 года - распаду СССР и августовским событиям. Какую позицию они занимали в то время? Как проголосовали на референдуме? Изменилось ли их отношение в настоящее время? Подготовьте сообщение по материалам опроса.
Приложение к уроку.
Хронологическая таблица «Основные события истории РФ 90-х гг.» (таблица 1)
Дата | Событие | Участники | Содержание |
Вывод: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...