Урок-обобщение по истории
план-конспект занятия по истории (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок - обобщение
Урок позволит не только проверить знания учащихся по теме, но и поможет создать у старшеклассников целостную картину по определенному периоду истории.
Это позволяет сопоставлять, сравнивать события, даты, имена. «Войны России с XV по XVIII вв».
Работа рассчитана на 2 урока. Дополнительные задания даются по желанию. Можно предусмотреть работу с учебником при ответах на задания. Поэтому рекомендуется с темы «Внешняя политика Ивана III» начать составлять таблицу по войнам России данного периода, что позволит старшеклассникам лучше усвоить материал и видеть проблему в целом. Рекомендуется также оценивать задания по бальной системе.
1 задание.
Проанализируйте внешнеполитические задачи России
с XV в. по конец XVII в.
1 вариант: на Юге
2 вариант: на Западе.
2 задание.
Назовите итоги решения внешнеполитических задач России к концу XVIII века.
1 вариант: на Западе
2 вариант: на Юге.
3 задание.
Кто такие? Указать век и событие.
1 вариант: Ермак, Мазепа, Карл XII, Левенгаупт, Р. Ченслер.
2 вариант: Б. Хмельницкий, хан Кучум, Август III, Владислав, Костюшко.
4 задание.
Выбрать мирные договора к странам, с которыми были заключены. Указать век.
1 вариант: с Польшей
2 вариант: со Швецией
Ям-Запольский, Столбовский, Плюсский, Поляновский,
Кардисский, Прутский, Ништадский, Рештский, Абоский,
Вечный мир, Каспийский, Верельский, Ясский.
( могут быть «лишние» договора).
5 задание.
Выбрать из списка, указав век и войну:
1 вариант: полководцев
2 вариант: флотоводцев
Иван IV, В. Голицын, Петр I, А. Меншиков, Ф. Апраксин, М. Голицын,
А. Суворов, В. Фермор, П. Румянцев, Ф. Ушаков, Г. Потемкин,
Г. Спиридов, З. Чернышев, П. Салтыков.
6 задание.
С каким событием связано понятие? Объяснить.
1 вариант: Дикое Поле, крепость Свияжск, Запорожская Сечь, Северный Союз, Георгиевский трактат.
2 вариант: Стояние на Угре, Азовское сидение, засечные черты,
Чертов мост, Малороссия.
7 задание.
Расставить по хронологии.
1 вариант
1 Ливонская война
2 Крымские походы
3 Чигиринская война
4 взятие Казани
5 Прутский поход
6 взятие Берлина
7 Полтавская битва
8 присоединение Крыма
9 третий раздел Польши 10 Кючук- Кайнарджирский мир
2 вариант
1 Нерчинский договор
2 Присоединение Украины
3 взятие Астрахани
4 Гангут
5 Азовские походы
6 битва у д. Лесной
7 Первый раздел Польши
8 взятие крепости Измаил
9 Семилетняя война
10 разгром турецкого флота.
Дополнительные задания.
О ком идёт речь?
1 Государственный деятель и флотоводец.
Сподвижник Петра I. Воевода, губернатор. Управлял Финляндией. Начальник Адмиралтейского приказа и главнокомандующий флотом. Одержал ряд побед. Удостоен высшего чина в военно-морском флоте России – генерал-адмирал.
За злоупотребление властью был оштрафован, во второй раз – подвергнут аресту и лишен имущества и достоинства. Но, учитывая его заслуги, Петр I в итоге ограничился денежным взысканием.
Пережил царя на три года.
2 Он был одним из крупнейших государственных деятелей России XVIII века. С 1774 г. стал фаворитом Екатерины Великой. Главными сферами его деятельности были военное дело и освоение завоеванных территорий.
А.С. Пушкин писал о нем «Ему мы обязаны Черным морем». В 1783 г.
был удостоен титула «князь Таврический».
3 О ком писал Пушкин А.С. в поэме «Полтава»?
Верхом, в глуши степей нагих,
Король и гетман мчатся оба.
Бегут. Судьба связала их.
Опасность близкая и злоба
Даруют силу королю.
Он рану тяжкую свою
Забыл. Поникнув головою,
Он скачет, русскими гоним
4 Генералиссимус.
В 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семеновский полк. Прошел все воинские звания. Отстранялся от должности. Блестяще воевал с турками и французами. Совершил знаменитый Швейцарский поход. Разработал солдатский учебник «Наука побеждать». Граф Рымникский, князь Италийский. Его воспитанники: М. Кутузов, П. Багратион, Н.Раевский. В годы Великой Отечественной войны был учрежден орден его имени. Прожил 70 лет.
5 Когда и в связи с чем Петр I сказал: «….И тако шведы над нашим войском викторию получили, что есть бесспорно; но надлежит разуметь, над каким войском оную учинили? Ибо только один старый полк Лефортовский был, два полка гвардии только были на двух атаках, а наипаче с регулярными войсками никогда полевых боев не видали».
6 Всвязи с чем был отдан этот приказ Петром Великим?
«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, который ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали».
7 Вставьте пропущенные слова.
В 1787 г.___1___ объявила войну ___2___. В этом конфликте ___1___ поддерживали Англия и Пруссия. Десант ___1___ пытался захватить крепость Кинбурн, но был войсками ___3___. Летом 1788г. в двух сражениях был разгромлен флот ___1___ .В ___4___ году ___3___ разгромил турецкую армию под Фокшанами. В сентябре ___4___г. он
одержал победу у р. Рымник. За эту победу ___3___ был удостоен почетной приставки к фамилии – граф Рымникский.
8 Вставьте пропущенные слова.
Объявление независимости___1___ от ___2___ означало лишь первый шаг к его полному подчинению ___3___. И ___3___ и ___2___ продолжали борьбу за влияние в Бахчисарае. В 1777г. русские войска вторглись в__1__ и обеспечили избрание на ханский престол российского ставленника.
Однако власть его была не прочной. В ___4___после переговоров с Потемкиным он передал ханство ___3___ и отрекся от престола. Временно
___2___ смирилась с переходом ___1___ под власть ___3___, опасаясь встретиться с объединенными русско-австрийскими силами.
ОТВЕТЫ.
«Войны России с XV по XVIII века»
Задание 1 - в двух вариантах от учащихся требуется умение обобщать, выделять одинаковые тенденции за весь период. В ответах требуется указать: стремление России к расширению территории, к возвращению «исконно русских земель», к защите своих земель от внешнего врага (Польша, Крым, Турция).
Задание 2 – ученики должны указать не менее трех итогов за весь период.
Задание 3 – 1 вариант: Ермак – покоритель Сибири, XVI век. Мазепа – гетман Украины, сторонник Швеции в Северной войне, XVIII век. Карл XII – король Швеции, противник России в Северной войне. Левенгаупт – шведский генерал, битва у д. Лесной в Северной войне. Р. Ченслер – английский лорд, начало торговых отношений России с Англией, XVI век.
2 вариант: Б. Хмельницкий – гетман Украины, воссоединение с Россией, XVII век. Кучум – Сибирский хан, противник России, XVI век. Август III – союзник России в Северной войне, XVIII век. Владислав – польский король, Смута и Смоленская война, XVIIвек. Костюшко – лидер поляков в восстании против России, XVIII век.
Задание 4 – 1 вариант: мирные договора с Польшей – Ям-Запольский, XVI век, Поляновский, XVII век, Вечный мир, XVII век.
2 вариант: мирные договора со Швецией (их больше, можно поставить больше баллов) – Столбовский, XVII век, Плюсский, XVI век, Кардисский, XVII век, Ништадский, XVIII век, Абоский, XVIII век, Верельский, XVIII век.
Задание 5 – главное в задании – знать, кто есть кто, за знание века и войны можно ставить дополнительные баллы. Полководцы – Иван IV, В. Голицын, Петр I, Меншиков А., Ф. Апраксин, А. Суворов, В. Фермор, Г. Потемкин, З. Чернышев, П. Салтыков, П. Румянцев.
Флотоводцы – Петр I, А. Меншиков, М. Голицын, Ф. Ушаков, А. Орлов, Г. Спиридов.
Задание 6 – объяснение должно быть кратким, ученики должны показать понимание вопроса.
Задание 7 – 1 вариант – 4-1-3-2-7-5-6-10-8-9
2 вариант – 3-2-1-5-6-4-9-7-8-10
В задании можно допустить не более 3 ошибок.
Ответы на дополнительные задания.
1 – А. Меншиков.
2 – Г. Потемкин.
3 – Карл XII и гетман Мазепа.
4 – А. Суворов.
5 – битва под Нарвой.
6 – Полтавская битва.
7 – 1- Турция, 2- Россия, 3-А. Суворов, 4 – 1789 год.
8 – 1-Крым, 2-Турция, 3-Россия, 4-1783 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический тест по Истории Древнего мира, 5 класс (к уроку обобщения по теме «Римские завоевания в Средиземноморье»)
Публикуемый материал содержит тестовые задания разных уровней сложности (А, В, С) по теме «Римские завоевания в Средиземноморье». Задания подготовлены к обобщающему уроку по учебнику Ф.А.Михайло...
урок обобщение, всемирная история 10 класса по теме: Первая Мировая Война
Предмет: всемирная история.класс: 10 класс.тема : Первая Мировая Война урок-обобщениевид урока: Самостоятельная работа....
урок обобщение, всемирная история 10 класса по теме: Первая Мировая Война
Предмет: всемирная история.класс: 10 класс.тема : Первая Мировая Война урок-обобщениевид урока: Самостоятельная работа....
Повторительно- обобщающий урок по истории средних веков 6 класс. (Урок обобщения. Формат брейн- ринга)
Обобщающий игровой урок по истории средних веков...
Повторительно- обобщающий урок по истории нового времени 7 класс. (Урок обобщения. Формат брейн- ринга)
Обобщающий урок в игровой форме по истории нового времени 16-17 в...
Повторительно- обобщающий урок по истории нового времени 8 класс. (Урок обобщения. Формат брейн- ринга)
Урок обобщени в игровой форме по новой истории 18 в....
Повторительно- обобщающий урок по истории нового времени 9 класс. (Урок обобщения. Формат брейн- ринга)
Обобщающий урок в игровой форме по истории нового времени 19 в....