технологичскаякарта урока
план-конспект занятия по истории (6 класс) на тему
Причины и последствия феодальной раздробленности в средние века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6-obshch-konspekt.docx | 71.21 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс
- Введение
- Урок 1. Как работать с учебником?
- Урок 2. Сферы жизни общества
Конспект урока Презентация к уроку
- Модуль 1. Искусство быть человеком
- Тема 1. Что такое человек? (сфера культуры)
- Урок 3. Загадка человеческой природы
Конспект урока Презентация к уроку
- Урок 4. Среда обитания человека
- Модуль 2. Проблема понимания общества
- Тема 2. Человек человеку – друг или волк? (социальная сфера)
- Тема 3. Почему люди «добывают хлеб в поте лица»? (сфера экономики)
- Тема 4. Зачем нужна власть? (сфера политики)
Примечание. Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, необходимо проводить 1–2 часа введения. Мы предлагаем 2 урока. Но в целях экономии времени можно объединить эти уроки в один вводный урок (на усмотрение учителя).
Урок 1.
Введение 1. Как работать с учебником.
1. Цели урока в соответствии с линиями развития.
1-я линия развития личности. Понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нём. Научить объяснять, что такое обществознание и зачем его необходимо изучать в школе.
Как этот предмет может помочь ребятам в жизни?
Знакомясь с учебником, объяснить роль этой книги в овладении основами обществознания.
3-я линия развития личности. Действовать в рамках закона и нравственных норм – признание важности применять знания об обществе в соответствии с существующими нормами и правилами.
2. Содержание урока.
Элементы необходимого минимума содержания | Формируемые и используемые учебные действия |
Зачем учиться? Что учить? Как учиться? | Метод проблемного диалога. Выделение главной информации. Формулирование суждений. |
3. План урока.
Проблема урока.
Зачем изучать обществознание?
Поиск решения проблемы:
- Как работать с учебником?
- Зачем мы учимся? (Цель)
- Что будем учить? (Содержание)
- Как будем учиться? (Методика)
Освоение знаний и формирование/применение учебных действий:
- Умение определять цель изучения обществознания с помощью выделения главного.
- Умение применять проблемный диалог для определения значимости изучения обществознания.
- Формулирование суждений о возможности применения знаний об обществе.
Вывод по проблеме урока:
Обществознание – это учебный предмет, включающий комплекс наук, которые помогают понять, как устроено общество. Это необходимо для правильного и комфортного взаимодействия между людьми.
Комментирование домашнего задания.
4. Рекомендации.
Если вы ведёте обществознание с 5-го класса, то уже знакомы с приёмами, направленными на формирование учебных действий. Если же курс обществознания у вас начинается с 6-го класса, то рекомендую обратиться к конспектам по обществознанию за 5-й класс. В них вы найдёте рекомендации по формированию учебных действий, которым учащиеся обучались в 5-м классе. Именно на основе этих умений продолжается формирование учебных действий в 6-м классе.
5. Ход урока.
Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия |
– Сегодня у нас первый урок обществознания в этом году. Обратите внимание: как называется учебник? – Как вы думаете, к кому обращён этот вопрос? – Действительно, авторы учебника предлагают вам задуматься над этим вопросом. Что вам поможет ответить на этот вопрос? – Давайте ознакомимся со структурой учебника, чтобы понимать, как он сможет вам помочь. | – Как устроен мир людей? – Наверно, к нам. – Учебник. Открывают учебник на с. 4 и читают вслух первый абзац. | Имеющиеся знания, опыт. Фронтальная работа. | |
– Как бы вы ответили на этот вопрос? – Прочитайте следующий абзац. – Так основы каких наук включает в себя школьный предмет – обществознание? – А ещё философия, право и т.п. И всё это только на обществознании. Какой законный вопрос у вас наверняка уже роится в ваших головках? – Это и будет основной вопрос сегодняшнего урока. Проблема: Зачем изучать обществознание? Записывает формулировку проблемы на доске. | Ребята выдвигают свои гипотезы: возможно лёгкий вопрос, а может, и сложный, иначе зачем целый учебник писать? Читают дальше. – Экономика, политология, социология, культурология, этика, психология… – Зачем нам всё это изучать и знать? | Имеющиеся знания, опыт, учебник. Фронтальная работа. | Выделение главного, формулирование суждений, формулирование проблемы урока. |
Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,
планирование собственной деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия |
– Как вы думаете, зачем надо изучать обществознание? – Что поможет нам решить проблему? – Полистайте его. Посмотрите, как много схем, заданий, написанных почему-то разным цветом. В чём нам необходимо разобраться? Записывает план на доске: 1. Как работать с учебником? 2. Зачем учиться? 3. Что будем учить? 4. Как будем учиться? | Выдвигают свои гипотезы. – Учебник по обществознанию. – Как работать с учебником? Что обозначают условные знаки… | Проблемный диалог, собственный опыт и знания; фронтальная работа. Проблема, записанная в тетрадях. | Аргументация ответа, формулирование суждений. Выдвижение гипотез, составление плана действий. |
Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия |
– Учёные разных наук используют множество непонятных слов и речевых оборотов, которые вам были бы не понятны. Поэтому авторы учебника решили описать наше общество глазами ваших сверстников, шестиклассников, как и вы. Ознакомьтесь с ними. – Наверное, в некоторых из них вы узнали себя или своих одноклассников. Поэтому предлагаю считать этих ребят вашими виртуальными одноклассниками. Они будут каждый урок помогать нам искать ответ на главный вопрос: Как устроен мир людей? | Читают пятый абзац на с. 4. | ||
Далее учитель предлагает самостоятельно ознакомиться со статьёй: «Как работать с учебником?» и, подчёркивая ключевые слова, определить основной смысл статьи. | – Работая с информацией, расширять знания и решать различные жизненные проблемы. При этом оценивать свои и чужие поступки, общаться и взаимодействовать с разными людьми. | Учебник, с. 5; работа самостоятельная. | Выделение главного, формулирование суждений. |
Далее аналогично прорабатывается статья «Зачем мы учимся?», обращая внимание на цветовое обозначение. Зачем учиться? 1. Понимать связи между людьми в обществе. 2. Занимать свою позицию в обществе. 3. Действовать в рамках закона и нравственных норм. | Читают текст, выделяя ключевые слова. | Учебник, с. 5. Работа самостоятельная и фронтальная. | Выделение главного, формулирование суждений. |
Предлагается изучить текст «Что будем учить?», по которому задаются вопросы на понимание учащимися, что каждый сам определяет свой уровень. Минимум – то, что запомнить надо. Максимум – то, что мне может понравиться. | Читают текст, выделяя ключевые слова. | Учебник, с. 6. Работа фронтальная. | Выделение главного, формулирование суждений. |
Знакомятся с текстом «Как будем учиться?», по ходу чтения выделяются основные учебные действия. – Проблемный диалог. – Продуктивное задание. – Жизненные задачи. – Проект. Рекомендую по ходу урока в текстах параграфов находить те или иные условные обозначения. | Читают текст по цепочке. | Учебник, с. 6–8. Работа фронтальная. | Выделение главного, формулирование суждений. |
– Мы ответили на все пункты плана. Как бы вы ответили на основной вопрос урока: Зачем изучать обществознание? | Формулируют вывод, например: – Обществознание – это учебный предмет, включающий комплекс наук, изучая которые, мы не только сможем понять, как устроено общество, но и научимся применять эти знания. | Учебник, работа фронтальная. | Формулиро- вание вывода. |
Этап урока: применение нового знания, домашнее задание.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия |
– На следующем уроке, говоря о сферах общества, вам пригодятся знания из истории. Поэтому вспомните: 1.Чем первобытное общество отличается от цивилизованного? 2. Как развивалось общество с течением времени? | Записывают домашнее задание. | Учебник, с. 10. | Работа с дневником. |
Урок 2
Введение 2. Сферы жизни общества
1. Цели урока в соответствии с линиями развития.
Умение понимать связи между людьми в обществе – выявлять взаимосвязь и значение различных сфер человеческой жизни общества.
Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – делать свой выбор в общественно значимых ситуациях; определять и объяснять своё отношение к необходимости каждой сферы общества.
Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – признание важности решать учебно-жизненные задачи в соответствии с нравственными нормами общества.
2. Содержание урока.
Элементы необходимого минимума содержания | Формируемые и используемые учебные действия |
Значение общества в жизни человека: различные сферы человеческой жизни (экономика, социальная структура, политика, духовная культура), их взаимосвязь. | Выделение главного и определение смысла текста. Формулирование проблемного вопроса. Классификация, обобщение и оценивание информации. Определение и объяснение своего отношения к нравственным нормам. Самооценка. |
3. План проведения урока.
Проблема урока.
Зачем человеку общество?
Поиск решения проблемы:
- Сферы человеческих отношений в обществе.
- Что человек получает в каждой сфере общества?
Освоение знаний и формирование (применение) учебных действий:
- Умение формулирования проблемного вопроса формируется на основе повторения содержания сфер общества.
- Понимание значимости общества для человека через классификацию, обобщение и оценивание информации.
Вывод по проблеме урока:
Все сферы жизни общества обеспечивают полноценное существование человека.
Комментирование домашнего задания. Определяя задание, также обратите внимание учащихся на раздел «Осуществляем проекты».
4. Ход урока.
Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия |
– На прошлом уроке мы с вами говорили, что же изучает обществознание. – На каких ещё уроках вы изучаете общество? – По какому плану вы изучали историю разных государств и народов? – Тема сегодняшнего урока: «Сферы жизни общества». – Давайте вспомним имеющиеся у вас знания. Для этого выполните задание 1 на с. 5. Можно работать со слайдом 2. – Сделай вывод о том, как развивалось общество с течением времени. | – Обществознание – это комплекс наук, помогающих понять, как устроено общество, в котором мы живём. – На уроках истории мы изучаем прошлое человеческих обществ разных народов. – Мы рассматривали изменения в экономической сфере, политической, социальной и духовной сферах. Записывают число в тетради. – Общество ступило на ступень цивилизацию. Благодаря совместным усилиям многие государства процветали. | Знания из курса истории, рабочая тетрадь, с. 5. Фронтальная и самостоятельная. | Формулирование понятий. Выделение главного и обобщение. |
– А вот Саша имеет совсем другое отношение к обществу. Давайте прочитаем и выясним, почему возник конфликт? – Но прежде чем мы будем формулировать проблему, давайте вспомним, как это правильно делать.
– Итак, во-первых, надо выделить ключевые слова. Поработайте самостоятельно с текстом. – Сравните, всё ли правильно сделали. Что делаем далее? На слайде 4 высвечивается противоречие. – Какой следующий шаг? – И последний шаг – формулируем основной вопрос – проблему урока. Какие у вас будут варианты? – Обратите внимание, ребята, на подобный алгоритм работы, составленный в форме таблицы. | Читают диалог на с. 10 (можно по ролям). Читают и выясняют причины разногласий. Читают на с. 6. Зачитывают ключевые слова, а на слайде 3 по щелчку они подчёркиваются. – Надо определить разногласия между Сашей и Лёшей. Лёша возмущался, что все пришли на субботник и нуждались и в нём, а Саша сказал, что они ему не нужны. – Надо определить суть противоречия. Лёша считает, что нельзя жить в обществе и быть свободным от него, а Саша отказывается от него. Выслушивает все предложения, а затем сравнивает работу ребят по алгоритму с предлагаемым образцом. Слайд 5. | Проблемный диалог в учебнике, с. 10, рабочая тетрадь с.6; фронтальная. | Выделение главного и обобщение. Формулирование проблемного вопроса. |
Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,
планирование собственной деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия |
– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? | Предлагают свои гипотезы. | Вопросы и проблема, записанные на доске; фронтальная. | Выдвижение гипотез. |
– Как вы думаете, что необходимо знать, чтобы ответить на проблемный вопрос? Записывает план на доске. Подчёркивает то, что будет взято за основу работы на уроке[1]. | Определяют варианты решения проблемы, выбирают из них наиболее подходящие, например: что человек получает, взаимодействуя в каждой сфере общества? | Вопросы и проблема, записанные на доске; фронтальная. | Составление плана действий. |
Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия |
– Сегодня мы с вами закрепляем навык формулирования проблемы. И в связи с этим предлагаю выполнить задание 2 в рабочей тетради. Прочитайте задание и скажите, что надо сделать? – Так как работа объёмная, то предлагаю поработать в парах. Слайд 7. Далее после окончания работы учащихся желающие представляют свою версию противоречий и проблемного вопроса. Если нет желающих, то можно провести фронтальную беседу по алгоритму. На слайде 8 можно проверить работу ребят, а затем, используя слайд 9, предложить им самим оценить свою работу. | – Надо по двум пунктам учебника сформулировать проблемы. | Презентация, слайд 7–9, или учебник, с. 12–13, рабочая тетрадь, задание 2; работа в парах. | Выделение главного и обобщение. Формулирование проблемного вопроса. Работа по алгоритму. |
– Как вы думаете, о какой сфере общества идёт речь во 2-м пункте параграфа учебника? При ответе используйте слова: «я считаю, что…; потому что…; во- первых…(факт); во-вторых… (факт), в-третьих…» – Что человек получает, общаясь в экономической сфере? На слайде 10 по щелчку появляются ключевые слова из вывода учащегося. – О какой сфере идёт речь в 4-м пункте параграфа? – Ребята, зачем она нужна, если люди чаще недовольны, когда ими командуют? Свой ответ запишите в рабочую тетрадь, задание 4. – Для чего тогда она нужна? На слайде 10 по щелчку появляются ключевые слова из вывода учащегося. | Один из возможных вариантов ответа: – Я считаю, что в этом тексте идёт речь об экономике, потому что, во-первых, слова «банк», «кредит», «деньги» относятся к экономике. Во-вторых, в тексте говорится о ведении хозяйства (покупка кровельного железа для крыши дома). В-третьих, в тексте упоминается о работе, которую нашла Тася. – Возможность обеспечить себя и свою семью всем необходимым для жизни. – О политике. Высказывают своё мнение. – Я считаю, что политика необходима, так как в этой сфере осуществляется управление обществом по принятым законам. | Презентация, слайд 7–9, или учебник, с.12–13, рабочая тетрадь, задание 4; Фронтальная. | Обобщение информации. Выделение главного. Формулирование вывода. |
– Прочитайте в учебнике пункт 3 на с. 12–13 и объясните, какая сфера жизни общества представлена в этом тексте. – А как вы бы себя повели на месте «спорщика» Саши? – Так что происходит в социальной сфере? На слайде 10 по щелчку появляются ключевые слова из вывода учащегося. – Выполните задание 5 в рабочей тетради. Можно организовать работу по цепочке в целях экономии времени. – Как можно назвать данную сферу жизни общества? – Насколько она важна для человека? Свою позицию подтвердите 2–3 аргументами. На слайде 10 по щелчку появляются ключевые слова из вывода учащегося. – Обратите внимание на слайд 10, может ли человек получить всё это, если будет отмахиваться от общества, как наш Саша, и жить один? На слайде 10 по щелчку появляются ключевые слова из вывода учащегося. | – Я считаю, что в этом тексте говорится о социальной сфере, потому что там описаны социальные роли, в которых выступает мальчик Саша, взаимодействуя с разными людьми. Высказывают свои суждения. – В социальной сфере общества происходит общение между людьми, выступающими в разных социальных ролях. Работают самостоятельно. – Культура. – Я считаю, что сфера культуры важна для человека, потому что через неё формируются духовные и нравственные ценности, обеспечивающие существование общества. – Скорее всего, нет. Ведь многое человек получает в результате совместной жизни. | Презентация, слайд 7–9, или учебник, с.12–14, рабочая тетрадь, задание 5. Самостоятельная и фронтальная. | Обобщение информации. Выделение главного. Формулирование вывода. Классификация информации. Определение и объяснение своего отношения к нравственным нормам. |
– Итак, подведём итог: получили ли мы ответ на поставленный вопрос? – Какой вывод вы можете сделать? Предлагает сравнить сделанный вывод с авторским и выбрать вариант для записи в тетрадь. | Могут сделать, например, такой вывод: – Все сферы жизни общества обеспечивают полноценное существование человека. Выбирают вариант вывода, записывают его в тетрадях. | Новое знание, записанное в тетрадях; фронтальная. | Выделение главного. Формулирование вывода. |
Этап урока: применение нового знания, домашнее задание.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия |
– А теперь выполните задания, которые потребуют от вас применения приобретённых знаний и навыков. Слайд 12. | Выполняют задание. | Презентация, слайд 12, учебник, с. 14, задание 2, рабочая тетрадь, задание 6. | Выявление необходимой информации. Формулирование аргументов. |
– Дома ещё раз вспомните вывод урока и выполните задание 3 в рабочей тетради. | Записывают домашнее задание. | Рабочая тетрадь. | Выявление главной и необходимой информации. Систематизация и преобразование информации. |
Урок 3
§ 1. Загадка человеческой природы.
1. Цели урока в соответствии с линиями развития.
Умение понимать связи между людьми в обществе – выявлять отличия человека от животного; анализируя особенности человека, делать выводы о взаимосвязи его биологических и социальных потребностей; различать биологические и социальные признаки человека.
Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – определять своё отношение к концепциям происхождения человека.
Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – при оценке обществоведческих взглядов, уважительно и корректно возражать человеку, высказывающему точку зрения, противоположную вашей.
2. Содержание урока.
Элементы необходимого минимума содержания | Формируемые и используемые учебные действия |
Проблема антропогенеза. Биосоциальная природа человека. Происхождение человека и общества (научная и религиозная точки зрения). | Формулирование проблемного вопроса. Формулирование вывода. Классификация информации. Обобщение информации. Выделение главного. Умения доказывать суждение. Умение уважительно и корректно возражать человеку, высказывающему точку зрения, противоположную вашей. Самооценка. |
3. План проведения урока.
Проблема урока.
Чем человек отличается от животного?
Поиск решения проблемы:
1. Определить признаки человека и животного.
2. Выявить отличия человека от животного.
Освоение знаний и формирование (применение) учебных действий:
- Умение доказывать (аргументировать) суждение.
- Понимание значимости социальной природы для человека через классификацию, обобщение и оценивание информации.
Вывод по проблеме урока:
Человека отличает от животного в большей степени его социальная природа. Именно в обществе человек учится говорить, ходить, трудиться.
4. Рекомендации.
На уроке будет уделено особое внимание формированию умения доказывать суждение.
Доказательство – метод обоснования истинности суждений. В каждом доказательстве есть тезис и аргументы. Тезис – это суждение, истинность которого тебе следует установить. Аргументы – это то, с помощью чего ты будешь доказывать тезис: факты, описания событий и действий, авторитетные мнения, рассуждения, оценки, результаты экспериментов.
Алгоритм формирования умение доказывать (аргументировать) суждение.
1. Сформулируй (или используй готовое) суждение (тезис).
2. Уясни, что именно требуется доказать.
3. Подбери в тексте соответствующие суждению факты, описания и т.д. (аргументы).
4. Убедись, что найденные аргументы не противоречат друг другу.
5. Запиши 2–3 аргумента, наиболее убедительно подтверждающие суждение.
5. Ход урока.
Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия |
– Мы начинаем изучать 1-й раздел учебника «Искусство быть человеком». Давайте обратим внимание на то, чему необходимо научиться, с точки зрения авторов. Далее можно организовать проверку домашнего задания. – Как называется 1-я глава? – К какой сфере общества относится данный вопрос? – Что может означать название главы? – Предложите свои гипотезы до её изучения. Можно выдать ребятам стикеры, на которых предложить им написать свои гипотезы. В конце изучения раздела они смогут проверить, чьи гипотезы оказались верными. | Знакомятся с содержанием линий развития личности. Обращают внимание на цвет, которым напечатаны первые слова. – «Что такое человек?» – К духовной сфере. Ученики делятся своими впечатлениями. | Знания из курса истории. Фронтальная и самостоятельная. | Выдвижение гипотез. |
– Ребята, вы все, без сомнения, не раз рассматривали дома семейный альбом. Как вы думаете, на кого вы похожи, если сравнивать с фотографиями ваших дедушек и бабушек? – Какой можно сделать вывод: на кого похож человек? На доске записывается мнение: «Человек похож на своих близких род- ственников» или работаете со слайдом 2. – Вспомните алгоритм постановки проблемного вопроса, с которым мы работали на прошлом уроке. Он вам и сегодня пригодится. – Давайте заглянем в гостиную к семье «спорщика» Саши. Что там происходит? – Как, по мнению Саши, появился чело- век? – Что общего увидел Саша у человека и животного? – Читаем дальше. – А как, по мнению папы, появился человек? – На кого похож человек, по мнению Саши и папы? На доске записывается мнение: «Человек похож на животное» или слайд 2. – Какое противоречие смутило Мишу? – Посмотрите на слайд 2 и скажите, разве Мишка похож на этих животных? Так о чём он мог задуматься? Выслушивает все предложения ребят и предлагает им выбрать вопрос. Проблема записывается на доске: «Чем человек отличается от животного?» | Дают каждый свой ответ. – Человек похож на своих родителей, бабушек или дедушек, другими словами, человек похож на своих родственников. По рабочей тетради вспоминают алгоритм и работают согласно ему. Один из учеников читает вслух текст до слов: «…Ха-ха-ха!». – Человек произошёл от разных животных. – Повадки, характер, особые навыки. Другой ученик читает текст до слов: «…он сам был маленьким и неловким». – Согласно эволюционной теории Дарвина, человек произошёл от обезьяны. – Человек похож на животное. – Ему говорят, что он похож то на мишку косолапого, то на обезьяну. – Нет. Похож ли человек на животное? На кого похож человек? Что общего у человека и животного? Чем человек отличается от животного? Главный вопрос урока записывают в рабочую тетрадь урок 3. | Проблемный диалог в учебнике, с. 18, рабочая тетрадь с.10; фронтальная. | Выделение главного и обобщение. Формулирование проблемного вопроса. |
Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,
планирование собственной деятельности
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия |
– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? | Предлагают свои гипотезы. | Вопросы и проблема, записанные на доске; фронтальная. | Выдвижение гипотез. |
– Вспомните то, что вы уже знаете, и выполните задание 1 в рабочей тетради. Если класс сильный, то можно предложить самостоятельно выполнить работу. В случае же затруднения обратите их внимание на пункт 3 § 1. | Самостоятельно заполняют таблицу. Затем желающие делятся результатами своего труда. | Рабочая тетрадь, урок 3, задание 1, учебник с. 20–23; самостоятельная работа. | Умение систематизировать и представлять информацию. Умение уважительно и корректно возражать человеку, высказывающему точку зрения, противоположную вашей. |
– Как вы предлагаете организовать работу, чтобы ответить на проблемный вопрос? Записывает план на доске. 1. Определить признаки человека и животного. 2. Выявить отличия человека от животного. | – Определить признаки человека и животного. А затем их сравнить и выявить, что общего и различного у человека и животного. | Вопросы и проблема, записанные на доске; фронтальная. | Составление плана действий. |
Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия |
– Сегодня на уроке мы с вами будем учиться умению доказывать суждение. Давайте прочитаем в рабочей тетради статью «Обучение учебному действию» на с. 11. – Что такое тезис? В это время по щелчку на слайде 7 появляется фундамент. – Что такое аргументы? В это время по щелчку на слайде 7 появляются кирпичики, из которых выстраивается дом. – Далее, используя факты, результаты экспериментов, авторитетные мнения, вы формулируете один или несколько обобщённых выводов – аргументы на поставленный тезис. В это время по щелчку на слайде 7 появляется крыша дома. | Читают самостоятельно до работы с текстом. – Тезис – это суждение, истинность которого тебе следует установить. – Аргументы – это то, с помощью чего ты будешь доказывать тезис: факты, описания событий и действий и т.п. | Презентация, слайд 7, рабочая тетрадь, с. 11; работа фронтальная. | Умение доказывать суждение. |
– Выполните задание в учебники на с. 19 и в рабочей тетради задание 2. – Что помогает формировать в человеке все эти навыки? | Самостоятельно работают. Затем желающий на слайде 9 показывает правильный ответ. – Общество. Только в обществе формируется умение говорить, мыслить и представлять. | Презентация, слайд 9, и учебник, с. 19–20, рабочая тетрадь задание 2. Самостоятельная. | Умение доказывать суждение. |
– Используя полученные знания, докажи, что у чело- века в течение жизни кроме биологических качеств формируются и социальные. Выполните задание 3 в рабочей тетради. Слайд 10 поможет учащимся сформулировать ответ. | – Я считаю, что у человека в течение жизни формируются и социальные качества, т.к. только в обществе он может научиться говорить и мыслить. Высказывают свои суждения. | Презентация, слайд 10, рабочая тетрадь, задание 3. Самостоятельная. | Обобщение информации. Выделение главного. Формулирование вывода. |
– Посмотрите на кластер на с. 22 и ответьте на вопросы. | Ребята изучают рисунок и отвечают на вопросы к нему. | Учебник, с. 22; фронтальная работа. | Преобразование символической информации в словесную. |
– Итак, подведём итог: получили ли мы ответ на поставленный вопрос? – Какой вывод вы можете сделать? Предлагает сравнить сделанный вывод с авторским (слайд 12) и выбрать вариант для записи в тетрадь. | Могут сделать, например, такой вывод: – Человек отличается от животного тем, что умеет говорить, мыслить и работать. Выбирают вариант вывода, записывают его в тетрадях. | Новое знание, записанное в тетрадях; фронтальная. | Выделение главного. Формулирование вывода. |
Этап урока: применение нового знания, домашнее задание
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия |
– А теперь выполните задания, которые потребуют от вас применения приобретённых знаний и навыков. Слайд 13. Прочитайте 4-й пункт учебника и приготовьтесь к игре. 1-й вариант будет называть биологические качества человека, 2-й вариант – социальные качества. Например: наличие голосового аппарата – биологическое качество человека, а умение говорить – социальное. Далее сами. 3 минуты на подготовку. – Вы так много назвали разных качеств человека. Поэтому человека называют биосоциальным, т.к. все эти качества одинаковы важны. | Самостоятельно готовятся к игре. Важно обратить внимание, как ребята организовали работу. Ведь никто не запрещал объединяться в группы или разделить текст и т.п. При подведении итогов на это надо обратить внимание. | Презентация, слайд 13, учебник, с. 23–25, знания, полученные на уроке. | Выявление необходимой информации. Формулирование аргументов. |
– Вспомните название 1-й главы. Как бы вы теперь ответили на этот вопрос? Предложите на тех же стикерах зафиксировать этот первый вывод. | –Что такое человек? Человек – существо биосоциальное. | Знания, полученные на уроке. | Выделение главного. Формулирование вывода. |
– Дома ещё раз вспомните вывод урока и выполните задание 4 в рабочей тетради. | Записывают домашнее задание. | Рабочая тетрадь. | Выявление главной и необходимой информации. Систематизация информации. |
Урок № 4: Среда обитания человека.
Цели урока по линиям развития личности.
1-я линия развития личности. Понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нём.
Определять место общества в природе как целостной развивающейся системы.
Анализировать взаимосвязь природы и общества, их взаимное развитие.
2-я линия развития личности. Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей.
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям.
3-я линия развития личности. Действовать в пределах правовых и нравственных норм.
Уважительно и корректно возражать человеку, высказывающему точку зрения, противоположную вашей.
Обязательный минимум содержания: общество как целостная развивающаяся система; взаимосвязь природы и общества; динамика общества, развитие.
План урока.
I. Проблема урока: Почему человек не живёт по законам природы?
II. Поиск решения проблемы:
- Среда обитания: общество – это среда существования человека, которая является целостной системой связей и отношений между людьми.
- Человек и природа: природа – среда существования общества, а значит, и каждого человека; природа и общество взаимодействуют друг на друга и постоянно развиваются.
Примерный вывод по проблеме: человек, живя в природе, создал вокруг себя «оболочку культуры» – дома, одежду, техника, книги, моральные нормы, правила и т.д., и внутри этой оболочке живут по своим правилам, даже если и не все с этим согласны, ведь только в обществе человек может выжить.
Ход урока.
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Учитель (наиболее типичные фразы диалога) | Ученики (ожидаемые ответы) |
Если на дом задавалось задание № 2, то следует начать урок с проверки д/з и принять ответ каждого ребёнка. – А вот у «спорщика» Саши своё представление о месте и роли человека в обществе. Давайте прочитаем утреннюю беседу Саши с мамой. | Открывают учебник на с. 22 и читают вслух (можно по ролям). |
– Чем отличаются мнения мамы и Саши? – Какой вопрос задал Антошка? На доске: Волк – по законам природы. Человек – по правилам. – Какой вопрос можно задать на основании их спора? Проблема: Почему человек не живёт по законам природы? | Мама: – Волк живёт по законам природы, а человек – по правилам. Саша: – Человек тоже должен жить по законам природы. Выслушиваются все варианты, и выбирается один, а затем сравнивается с вариантом автора учебника. |
Версии.
– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Фиксирует на доске от проблемы стрелками ключевые слова версий (выделенные самими авторами версий). | Предлагают свои гипотезы (с одобрением принимается любая – даже абсурдная). |
Актуализация знаний. Планирование деятельности.
– Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме? – Придумайте словосочетания со словом «общество». – Какие существуют сферы жизни общества? | – Общество друзей, спортивное общество... – Экономическая, политическая, социальная, культурная. |
– Как будем с вами решать проблему урока? План: 1. Среда обитания. 2. Человек и природа. – Хорошо, но мы будем не просто читать, а выполнять продуктивное задание. – Кто помнит, как надо работать? (С. 8.) Порядок выполнения продуктивного задания 1. Осмыслите задание (объясните своими словами, что требуется). 2. Найдите информацию, нужную для выполнения задания (текст). 3. Преобразуйте информацию так, чтобы получит ответ (выделить главное, найти причину, обосновать свою позицию и т.д.). 4. Запишите, если необходимо, решение (таблица, список, текст и т.п.). 5. Составьте мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что…; потому что; во-первых…; во-вторых… и т.д.» 6. Дайте полный ответ, не рассчитывая на наводящие вопросы. По выполнении каждого продуктивного задания формулируется вывод: как новые знания помогают в решении основного вопроса (проблемы) урока. | – Сначала надо узнать, как живёт человек. – Нужна ли человеку природа? (Какую роль природа играет в жизни человека?) |
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
– Откройте первый пункт параграфа «Среда обитания». Прочитайте задание и расскажите, что надо делать. – Как вы думаете, о чём может говориться в тексте с таким названием? – К кому обычно применяют данное словосочетание – к людям или к животным и растениям? На доске: В – вопрос О – ответ П – проверь себя | Ребята читают задание и пересказывают, что требуется сделать. – О том месте, где живёт человек. – Чаще к животным и растениям. |
– Читаем первое предложение. Задайте вопрос. – Попытайтесь дать своё определение. На доске (на одной половине) записывается определение, составленное ребятами. Среда существования людей. – Читаем дальше. – Так что такое общество? Выберите ключевые слова. На другой половины доски записываем: Система связей и отношений между людьми. – Сравните первый вариант и второй. Какой правильный? На доске объедините. – А что вам не понятно в прочитанном предложении, задайте свой вопрос. – Как бы вы ответили на эти вопросы? Версии записываются на доску. Так работаем с текстом, задаём и отвечаем на вопросы и вносим дополнения в определения. В результате на доске должна появиться следующая запись. | Ребята учатся задавать вопросы. – Среда существования людей. – Система связей и отношений между людьми. – Оба правильны. Вторая версия дополняет первую. – Что такое «система»? Какие это связи и отношения? Полученное определение записывают в тетрадь. |
ВЕРСИИ ОТВЕТЫ Общество – это среда + Общество – это система ----- ч-к часть системы существования человека. связей и отношений между людьми.
интересы деятельность поддержки, соперничества Красным цветом выделены слова, которые добавляются по ходу работы с текстом. Общество – целостная система. – Сформулируйте полное определение. Общество – это среда существования человека, которая является целостной системой связей и отношений между людьми. | |
– На какой вопрос нашего плана мы ответили? – Как живёт человек? – Что такое общество? – Какие человеческие качества мы получаем от природы, а какие только – от общества? | – Как живёт человек. – Человек живёт сообща с другими людьми, т.е. в обществе. – Общество – это среда существования человека, которая является целостной системой связей и отношений между людьми. – От природы: внешний вид, слух, зрение. От общества: речь, мышление, навыки общения… |
– На какой вопрос ещё нужно ответить? – Прочитайте первые 4 абзаца второго пункта параграфа «Человек и природа». Что нужно сделать? – Как связаны между собой природа и общество? – Меняется ли общество под воздействием природы, а природа – под воздействием общества? – Давайте подведём итог. Что является средой существования человека? | – Нужна ли человеку природа? – Определить, как связаны между собой природа и общество? Меняется ли общество под воздействием природы, а природа – под воздействием общества? Работают самостоятельно, индивидуально. – Общество находится в природе, значит, природа является средой существования для каждого человека. Человек берёт из природы сырьё и создаёт всё необходимое для жизни. Так человек создал вокруг себя «оболочку культуры». – Под воздействием природы общество развивается и преобразовывает природу вокруг себя. Т.о. природа и общество взаимовоздействуют друг на друга. – У человека две среды обитания – природа и общество. Они постоянно взаимодействуют друг на друга и развиваются. |
Выражение решения. Применение знаний.
– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Почему человек не живёт по законам природы? | Примерный вывод по проблеме: – Человек, живя в природе, создал вокруг себя «оболочку культуры» – дома, одежду, технику, книги, моральные нормы, правила и т.д., и внутри этой оболочке живут по своим правилам, даже если и не все с этим согласны, ведь только в обществе человек может выжить. Могут прозвучать разные варианты. Главное, чтобы не искажался смысл. |
Если время позволяет, то можно выполнить задание № 1 письменно или устно, индивидуально или некоторые колонки в группе. Домашнее задание: § 2, Решаем Жизненные Задачи (РЖЗ). | Представляют результат своей деятельности. Записывают д/з. |
[1] Желательно, чтобы учитель брал за основу работы на уроке хотя бы некоторые из выдвинутых учащимися гипотез, иначе этот этап деятельности потеряет всякий смысл. Можно корректировать формулировки ребят, предлагать изменить последовательность пунктов плана, вносить свои предложения, но не навязывать своё решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...