Сценарий внеклассного мероприятия "Петровская ассамблея"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Мероприятие позволит воссоздать картину культурной жизни, занятий и быта россиян эпохи Петра I; развивать образную речь, артистические способности, навыки общения; активизировать интерес к истории России, способствовать развитию уважения к историческому прошлому народов, достижениям мировой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_petrovskaya_assambleya.docx | 99.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
«Петровская ассамблея»
Цели:
- воссоздать картину культурной жизни, занятий и быта россиян эпохи Петра 1;
- развивать образную речь, артистические способности, навыки общения;
- активизировать интерес к истории России, способствовать развитию уважения к историческому прошлому народов, достижениям мировой культуры.
Место и время проведения вечера: 9 марта 2013 г. 19 ч., школа, кабинет истории
Участники мероприятия: Цырениндоржиев Мунко-Жаргал, Дыренова Аграфена, Лундукова Бэлигма – участники проекта «Живая история», руководитель – Дондокова Татьяна Батуевна, учащиеся 6-9 классов – 14 чел.
Реквизит: подсвечники, шахматы, шашки.
Музыкальное оформление: Гайдн «Танец», Бах «Шутка», «Менуэт», Глинка «Полонез».
Оформление: Дворцовый зал (кабинет истории), старинная музыка, костюмы соответствующей эпохи.
Ход вечера:
Ведущий:
Дорогие друзья! Сегодня вы приглашены на Петровскую ассамблею. Ассамблеи учреждены Петром I в 1718 году. В своем указе он пояснял, что ассамблея – это «вольное собрание или съезд, делается не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что и где делается…».
Все вы сегодня являетесь участниками нашей ассамблеи. Сам Петр I составил правила организации и поведения на ассамблеях.
1. Ассамблеи проводились у вельмож, имевших просторные дома. Хозяева должны были отвести для ассамблеи 3 зала: для танцев, для игр в шахматы и шашки, для застолий. Хозяин не обязан был ни встречать гостей, ни развлекать их.
2. Начинались ассамблеи в 4 – 5 часов дня и продолжались до 10 часов вечера. Каждый из гостей распоряжался своей особой и временем по своему вкусу: танцевали, играли в шахматы, шашки, беседовали или просто наблюдали за происходящим.
3. Ассамблеи открывались церемониальными танцами. Они продолжались около получаса. Дамы и кавалеры стояли в 2 ряда друг против друга. Кавалеры низко кланялись, дамы приседали.
Петр I:
Мы открыли ассамблею,
Менуэт продолжит бал.
Приглашайте, кавалеры,
Своих милых, нежных дам.
(Звучит музыка, пары танцуют «Менуэт»).
Ведущий:
Когда- то царь Великий Петр,
Приехав из Европы,
Завез в Россию правил свод,
Не знал другой заботы.
Бороды заставил брить,
Сарафаны не носить,
Рот платочком вытирать,
Ручку даме целовать.
Петр I придавал ассамблеям значение школы светского воспитания. По его замыслу, на них должна была царить непринужденная обстановка. Давайте посмотрим, какие могли вестись разговоры на Петровских ассамблеях.
(Стихи читают подготовленные учащиеся).
Чтец (1):
Отменно прочно строить корабли,
Чтоб в плаванье ходить на край земли.
Морскому делу за границей
Обучен будет граф Роман.
Ему придется потрудиться,
Вот смелый будет капитан!
Чтец (2):
Сударыня, скучать нам не придется боле,
Не знали многих развлечений мы дотоле.
Из самоваров – чай, народные обеды,
В салонах модных – светские беседы.
Зимой морозной – на санях катанье
И на кофейной гуще по ночам гаданье.
Чтец (3):
Какие рюши, ленты и цветы!
Но в платье вашем не хватает простоты!
Графиня, за границей это носят без стесненья.
К чему тогда в продаже украшенья?
Ах, мне поверьте, не успеть за модой,
Она меняется так быстро год от года!
Чтец (4):
Наш государь умен и просвещен,
Весь Петербург идеей восхищен!
Приказ царя: державу укреплять
И матушку – Россию прославлять.
«Пример с меня берите, господа!» -
Сказал царь Петр.
Чтец (5):
И руки показал в мозолях от труда.
Стихи в альбом устали мы писать,
Хотела бы я новость рассказать:
У Полицейского моста на Мойке
Теперь пойдут спектакли бойко!
Просила я одну княжну
Прислать мне бархатиз Парижа.
Чтец (6):
Да вы, сударыня, не в курсе, вижу,
А, впрочем, это не секрет.
Ведь государь – то наложил запрет:
В Россию бархат не велел ввозить,
Чтоб ткани русские, российские носить.
Чтец (7):
России нужен сильный флот,
Пусть грамоте морской обучится народ.
А Петербург в волненье небывалом,
Здесь велено по пушечным сигналам
Всем в море выходить, учась морской науке,
Не предаваясь лености и скуке.
Чтец (8):
Всем строить лодки, шлюпки и фрегаты,
Работать от рассвета до заката.
Где огороды были некогда с укропом,
Сад Летний создадут по образцу Европы.
Здесь будет целый мир зеленый,
Дубы и липы, яблони и клены.
Чтец (9):
Из Амстердама, Швеции и Подмосковья
Везут деревья и сажают их с любовью.
Услышим скоро мы певцов известных,
Ведь сколько опер нам дадут прелестных!
И, кстати, спойте нам, графиня, без смущенья.
Приятен голос ваш, он полон вдохновенья!
На Рождество вы в хоре пели,
Мы снова вас послушать бы хотели.
Ведущий: Петр I часто присутствовал на ассамблеях, иногда сам устраивал приемы в Летнем саду.
Этот сад – ровесник городу.
С ним он рос, и цвел, и зрел,
С ним беду делил и радости,
С ним взрослел и зеленел.
Для вас мы приготовили кроссворд «Летний сад» (Приложение 1).
(Участники получают на листах кроссворд, разгадывают его. Звучит музыка)
Ведущий: Петр с самого рождения был любознательным и любил учиться. За всю жизнь он освоил множество специальностей. Среди буквенной неразберихи найдите восемь профессий Петра I. (Приложение 2)
(Таблица букв на доске. Участники отгадывают профессии. Звучит музыка).
Ведущий: Все эти слова, начинающиеся на букву «Г», употреблялись в Петровскую эпоху. Вам необходимо назвать их. (Приложение 3).
(Запись на доске. Участники отгадывают слова. Звучит музыка).
Ведущий: Мы предлагаем игру «Платочек», которая была очень популярна в Петровскую эпоху. Сам царь был ее зачинщиком.
Десять – двенадцать пар связывали себя платками и переходили из помещения в помещение, при этом ведущая пара придумывала разные па, а все остальные повторяли. Танцующие могли забраться и на чердак и в погреб, откуда иногда дамы возвращались со сломанными каблуками. В очень немногих комнатах петербургских домов были тогда хорошие полы. Как правило, между половицами существовали щели, черневшие и зимой и летом от влаги, шедшей с земли и разъедавшей дерево. Модные тонкие, высотой в полтора вершка, каблуки расшалившихся дам застревали в щелях и своим треском призывали к благоразумию, правда, слишком поздно.
В ассамблею Летний сад
Превращался вдруг в танцзал,
Каждый, кто прийти изволил,
Много – много танцевал.
Петр I:
Господа, прошу всех встать!
Будем вместе танцевать.
В пару даму выбирайте,
За мной движенья повторяйте.
(Дамы и кавалеры встают цепочкой. По показу стоящих впереди, змейкой двигаются по залу различным шагом, повторяя за ними движения. Звучит музыка).
Петр I:
Прошу вниманья, господа!
Зачту вам свой указ.
С хорошими манерами хочу я видеть вас.
(Читает Указ. Приложение 4)
Ведущий:
Давайте вспомним полное название книги для отроков о правилах хорошего тона.
(Участники собирают из слов название «Юности честное зерцало, или Обхождение к житейскому обхождению»)
Ведущий:
Друзья! И в наши дни
Мы помнить этикет должны.
Чтоб в нашей жизни, как наказ,
Звучал Петра святой указ.
Царь Петр устраивал праздники, о начале которых извещали выстрелы из пушек Петропавловкой крепости, а в завершение каждого праздника был фейерверк. Петровские ассамблеи положили начало светской жизни в России.
Вот кончен бал, погасли свечи!
(Гаснет свет)
И пушки радостно палят.
(Грохот хлопушек, бенгальские огни, колокольный звон).
Звучит музыка. Участники ассамблеи выходят из зала. На улице ведущие устраивают фейерверк с соблюдением всех инструкций.
Кроссворд «Летний сад» Приложение 1
- Первое название Летнего сада. (Цветочный).
- Подарок герцога Голштейнского, выставленный в Летнем саду Петром I. (Глобус).
- Богиня, у статуи которой Петр I установил круглосуточное дежурство. (Венера).
- Летний сад создан по образцу парка в этом французском городе. (Версаль).
- На его месте сейчас стоит Кофейный домик. (Грот).
- При Петре I в летнем саду их было около 20. (Фонтаны).
- Автор скульптуры «Мир и изобилие». (Баратта).
Профессии Петра I Приложение 2
К | Н | Е | О | К | А | Р | Ь | С | А |
У | З | Ц | Т | Н | И | К | Ж | О | П |
Р | Е | Л | О | Т | К | И | Н | Р | У |
А | В | П | Р | Ь | Ш | К | Х | И | Р |
Р | Г | Ц | А | П | У | А | Р | Ь | Г |
Слова на букву «Г» Приложение 3
1. Дворянский титул, введенный Петром I (граф)
2. Верховный правитель Украины (гетман)
3. Остров, возле которого российский флот одержал победу над шведами
(Гренгам)
4. Часть территории Российской империи с единой системой управления
(губерния)
О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем Приложение 4
Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:
1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.
2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.
3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.
4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.
5. В освещённом зале возникнув вдруг - духом не падай, телом не дубей, напротив, - округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.
6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.
7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.
8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут - пить сидя. Лежащему не подносить - дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть.
9. Ежели меры не знаешь - на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.
10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.
11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.
12. Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка - они и это примечают. Hе сомневайся - таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь.
13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.
14. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай - ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.
15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.
16. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся - услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней. За сим, с Богом, вперёд !!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".
Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...
Сценарий внеклассного мероприятия " Строки, опаленные войной"
Литературно-музыкальная композиция...
Сценарий внеклассного мероприятий по бурятскому языку "Сагаан һарын амар мэндэ!" из сборника сценариев
Разработка внеклассного мероприятия к празднику Сагаалган...
Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»
Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....
Сценарий проведения "Ломоносовская ассамблея"
Сценарий проведения "Ломоносовская ассамблея"...
Сценарий вечера "Гимназическая ассамблея «Мои первые университеты» (посвящается М.В. Ломоносову)
Игра "Что? Где? Когда?...
Сценарии внеклассных мероприятий «Заповеди этнической семьи!» Сценарий вечера, посвящённый дню рождения Ямала.
Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённый Дню образования Шурышкарского района и ЯНАО. Конкурс семейных пар. Команда состоит из мамы и дочки или сына. Всего у нас 3 команды, для них мы приго...