Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Коробова Ирина Николаевна

Рабочая программа по Истории Средних веков автор Агибалова и истории России автор Данилов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_istoriya_6_klass_2013_-_2014.doc540.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                                              Согласовано:                                                             Утверждаю:

Руководитель ШМО учителей                                 Заместитель директора по УВР                               Директор МКОУ «ООШ села Сплавнуха»

гуманитарного цикла                                                 МКОУ «ООШ села Сплавнуха»                             ___________________/Подставина Т.И./

__________/Цуркан Е.Н./                                           _______________/Петрова С.С./                            Приказ № _____

Протокол № _____                                                     «___»_______________2013 г.                                от «___» __________________2013 г.

От «___» ____________ 2013 г.

Рабочая программа педагога

Коробовой Ирины Николаевны

по истории 6  класс

                                                                             Рассмотрено

                                                                                                                                 на заседании педагогического совета

                                                                                               протокол № ____

                                                                                                                         от «___» ______________2013 г.

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и  письма № 7831\9 от 16\10\09г. «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009 – 2010гг»

    Рабочая программа рассчитана на 68 ч.(2ч. в неделю), из них  30 ч. – история  Средних  веков,  38 ч.-история России с древнейших времен до 15в.

Календарно-тематический план для 6 класса по истории ориентирован на использование:

- учебника «История Средних веков»  Е.А.Агибаловой, Г.М.Донского М. «Просвещение» 2011г.

- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века» М. «Просвещение» 2011г.

Календарно-тематический план  предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактико-технологическое оснащение включает рабочие тетради на печатной основе «История Средних веков» (автор Е.А. Крючкова),  «История России с древнейших времен до к. 16в.» (автор А.А. Данилов, Л.Г. Косулина).  

Рабочая программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организованно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Задачи курса:

  • способствовать воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся,
  • содействовать формированию личностного отношения к истории своей страны,
  • стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

Цели:

Изучение истории в 6 классе  на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • сформировать  у учащихся целостное представление об истории Средневековья (России и Европы, мира в целом) как закономерном  и необходимом периоде  истории;
  • осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;  
  • охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
  • показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

                                                                       

История средних веков  6 класс.

                                                                    Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов, тем

Кол-во часов на раздел

Кол-во часов на тему

ИКСО

Теория

Практика

Дата

план

Дата

факт

1

Введение. Живое Средневековье.

1

Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI – XI века)

4

4

-

2

Древние германцы и Римская империя.

1

3

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках.

1

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1

5

Западная Европа в IX – XI веках. Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

1

Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI – XI веках.

2

2

-

6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

1

7

Образование славянских государств.

1

Раздел 3.  Арабы в VI – XI веках.

1

1

-

8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

1

Раздел 4.   Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

4

4

-

9

В рыцарском замке.

1

10

Средневековая деревня и её обитатели.

1

11

Формирование средневековых городов.

1

12

Горожане и их образ жизни.

1

Раздел 5.  Католическая церковь в XI – XIII веках.  

2

2

-

13

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

14

Крестовые походы.

1

Раздел 6.  Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века).

6

6

-

15

Объединение Франции.

1

16

Что англичане считают началом своих свобод.

1

17

Столетняя война.

1

18

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

1

19

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.

1

20

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

Раздел 7. Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках.  

3

3

-

21

Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

1

22

Гуситское движение в Чехии.

1

23

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Раздел 8. Культура Западной Европы в XI – XV веках.

3

3

-

24

Образование и философия. Средневековая литература и искусство.

1

25

Культура раннего Возрождения в Италии.

1

26

Научные открытия и изобретения.

1

Раздел 9. Народы Азии. Америки и Африки в Средние века.

3

3

-

27

Средневековый Китай.

1

28

Индия: государства и культура.

1

29

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.

1

30

Наследие Средних веков в истории человечества.

1

1

-

        

Содержание тем учебного курса по истории средних веков

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Информационно-методическое обеспечение

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Д/з

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Введение. Живое средневековье.

1

Урок изучения нового

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Вопросы.

Стр. 6 - 11

2

Становление средневековой Европы (VI–XI века)

Древние германцы и Римская империя.

1

Комбинированный

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.

Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян.

Задания с кратким ответом

§ 1

3

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках.

1

Комбинированный

Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри.

Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой.

Вопросы

§ 2

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1

Комбинированный

Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.

Вопросы.

§ 3

5

Западная Европа в IX – XI веках. Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

1

Комбинированный

Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.

Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Задания с кратким ответом

§ 4, 5

6

Византийская империя и славяне в VI – XI веках.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

1

Комбинированный

Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов.

Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).

Вопросы.

§ 6,7

7

Образование славянских государств.

1

Комбинированный

Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).

Задания с кратким ответом

§ 8

8

Арабы в VI – XI веках.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

1

Комбинированный

Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов.

Работать с контурной картой, составлять описание произведений искусства.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 9, 10

9

Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

В рыцарском замке.

1

Комбинированный

Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей.

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

Задания с кратким ответом

§ 11

10

Средневековая деревня и её обитатели.

1

Комбинированный

Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

Задания с кратким ответом.

§ 12

11

Формирование средневековых городов.

1

Комбинированный

Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).

Задания с развёрнутым ответом.

§ 13

12

Горожане и их образ жизни.

1

Комбинированный

Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики.

Вопросы.

14

13

Католическая церковь в XI – XIII веках.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

Комбинированный

Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.

Выявлять различия католической и православной церквей.

Таблица, тест.

§ 15

14

Крестовые походы.

1

Комбинированный

Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.

Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

Задания с кратким ответом.

§ 16

15

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века).

Объединение Франции.

1

Комбинированный

Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения.

Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап).

Задания с кратким ответом.

§ 17

16

Что англичане считают началом своих свобод.

1

Комбинированный

Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.

Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.

Тест.

§ 18

17

Столетняя война.

1

Комбинированный

Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.

Наносить на контурную карту ход боевых действий.

Вопросы.

§ 19

18

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

1

Комбинированный

Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 20

19

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.

1

Комбинированный

Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

Таблица, тест.

§ 21

20

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

Комбинированный

Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.

Работать с контурной картой (на примере Реконкисты).

Задания с кратким ответом.

§ 22

21

Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках.

Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

1

Комбинированный

Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 23, 24

22

Гуситское движение в Чехии.

1

Комбинированный

Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.

Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус).

Задания с кратким ответом.

§ 25

23

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Комбинированный

Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).

Тест.

§ 26

24

Культура Западной Европы в XI – XV веках.

Образование и философия. Средневековая литература и искусство.

1

Комбинированный

Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь.

Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.

Задания с кратким ответом.

§ 27, 28

25

Культура раннего Возрождения в Италии.

1

Комбинированный

Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.

Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 29

26

Научные открытия и изобретения.

1

Комбинированный

Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.

Тест.

§ 30

27

Народы Азии. Америки и Африки в Средние века.

Средневековый Китай.

1

Комбинированный

Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.

Составлять описание достижений культуры стран.

Таблица

§ 31

28

Индия: государства и культура.

1

Комбинированный

Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.

Сравнивать особенности развития Китая и Индии.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 32

29

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.

1

Комбинированный

Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки.

Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран.

Задания с кратким ответом.

§ 33

30

Наследие Средних веков в истории человечества.

1

Урок обобщения

Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.

Задания с развёрнутым ответом.

Стр. 268 -270

История России  6 класс.

                                                                    Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов, тем

Кол-во часов на раздел

Кол-во часов на тему

ИКСО

Теория

Практика

Дата

план

Дата

факт

1

Введение. Что изучает история Отечества.

1

1

-

Раздел 1.  Русь Древняя.

11

9

2

2

Восточные славяне.

1

3

Соседи восточных славян.

1

4

Формирование Древнерусского государства.

1

5

Первые киевские князья.

1

6

Князь Владимир. Принятие христианства.

1

7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

8

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

9

Культура Древней Руси.

1

10

Быт и нравы Древней Руси.

1

11

Повторение по теме: «Русь Древняя»

1

12

Повторение по теме: «Русь Древняя»

1

Раздел 2.  Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII века).

10

9

1

13

Начало раздробления Древнерусского государства.

1

14

Главные политические центры Руси.

1

15

Главные политические центры Руси.

1

16

Нашествие с Востока.

1

17

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

18

Русь и Золотая Орда.

1

19

Русь и Литва.

1

20

Культура русских земель в XII – XIII веках.

1

21

Родной край в древности.

1

22

Повторение по теме: «Политическая раздробленность на Руси».

1

Раздел 3.  Русь Московская (XIV – XVI века).

15

14

1

23

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

1

24

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

1

25

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века.

1

26

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

27

Московское государство в конце XIV – начале XVI века.

1

28

Церковь и государство в конце XIV – начале XVI века.

1

29

Реформы Избранной рады.

1

30

Внешняя политика Ивана IV.

1

31

Внешняя политика Ивана IV.

1

32

Опричнина.

1

33

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках.

1

34

Архитектура и живопись в XIV – XVI веках.

1

35

Быт XV – XVI веков.

1

36

Родной край в XIV – XVI веках.

1

37

Повторение по теме: «Русь Московская».

1

38

Зачетный урок

1

1

Содержание тем учебного курса по Истории России

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Информационно-методическое обеспечение

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Д/з

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Введение. Что изучает история Отечества.

1

Урок изучения нового

Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Вопросы.

Стр. 4 - 6

2

Русь Древняя.

Восточные славяне.

1

Комбинированный

Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.

Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с истор. документами

Задания с кратким ответом

§ 1

3

Соседи восточных славян.

1

Комбинированный

Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.

Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств.

Задания с кратким ответом.

§ 2

4

Формирование Древнерусского государства.

1

Комбинированный

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 3

5

Первые киевские князья.

1

Комбинированный

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.

Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей.

Вопросы.

§ 4

6

Князь Владимир. Принятие христианства.

1

Комбинированный

Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 5

7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

Комбинированный

Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.

Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.

Таблица, тест.

§ 6

8

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

Комбинированный

Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.

Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.

Таблица, тест.

§ 6

9

Культура Древней Руси.

1

Комбинированный

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.

Задания с кратким ответом.

§ 7

10

Быт и нравы Древней Руси.

1

Комбинированный

Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.

Сравнивать образ жизни разных групп населения.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 8

11

Повторение по теме: «Русь Древняя»

1

Урок обобщения

Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей.

Сравнивать исторические явления.

Задания с кратким ответом.

Повторить

§ 1 - 8

12

Повторение по теме: «Русь Древняя»

1

Урок обобщения

Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей.

Сравнивать исторические явления.

Задания с кратким ответом.

Повторить

§ 1 - 8

13

Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII века).

Начало раздробления Древнерусского государства.

1

Урок изучения нового

Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.

Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).

Задания с развёрнутым ответом.

§ 9

14

Главные политические центры Руси.

1

Комбинированный

Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.

Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.

Задания с кратким ответом.

§ 10, 11

15

Главные политические центры Руси.

1

Комбинированный

Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.

Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.

Задания с кратким ответом.

§ 10, 11

16

Нашествие с Востока.

1

Комбинированный

Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 12

17

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

Комбинированный

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский).

Тест.

§ 13

18

Русь и Золотая Орда.

1

Комбинированный

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.

Задания с кратким ответом.

§ 14

19

Русь и Литва.

1

Комбинированный

Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства).

Задания с кратким ответом

§ 15

20

Культура русских земель в XII – XIII веках.

1

Комбинированный

Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.

Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.

Задания с кратким ответом.

§ 16

21

Родной край в древности.

1

Комбинированный

Первые поселения на территории нашего края. Занятия населения.

Выявлять особенности развития края.

Задания с развёрнутым ответом.

Записи в тетради

22

Повторение по теме: «Политическая раздробленность на Руси».

1

Урок обобщения

Причины и последствия

раздробленности Руси.

Главные политические центры Руси и их особенности.

Обобщать исторические события и явления; делать выводы.

Вопросы.

Повторение

§ 9 - 16

23

Русь Московская (XIV – XVI века).

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

1

Урок изучения нового

Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).

Таблица, тест.

§ 17

24

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

1

Комбинированный

Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.

Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).

Задания с кратким ответом.

§18

25

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века.

1

Комбинированный

Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 19

26

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

Комбинированный

Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.

Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы.

Задания с кратким ответом.

§ 20

27

Московское государство в конце XIV – начале XVI века.

1

Комбинированный

Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.

Тест.

§ 21

28

Церковь и государство в конце XIV – начале XVI века.

1

Комбинированный

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».

Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 22

29

Реформы Избранной рады.

1

Комбинированный

Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы.

Задания с кратким ответом.

§ 23

30

Внешняя политика Ивана IV.

1

Комбинированный

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.

Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).

Задания с развёрнутым ответом.

§ 24

31

Внешняя политика Ивана IV.

1

Комбинированный

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.

Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).

Задания с развёрнутым ответом.

§ 24

32

Опричнина.

1

Комбинированный

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.

Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства.

Тест, вопросы.

§ 25

33

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках.

1

Комбинированный

Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература

Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории.

Задания с кратким ответом.

§ 26

34

Архитектура и живопись в XIV – XVI веках.

1

Комбинированный

Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства.

Таблица

§ 27

35

Быт XV – XVI веков.

1

Комбинированный

Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.

Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 28

36

Родной край в XIV – XVI веках.

1

Комбинированный

Поселения казаков, их занятия. Основание Царицына. Значение города.

Задания с кратким ответом.

Записи в тетради

37

Повторение по теме: «Русь Московская».

1

Урок обобщения

Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение.

Обобщать исторические события и явления; делать выводы.

Задания с развёрнутым ответом.

Повторение

§ 17 - 28

38

Зачетный урок

1

Урок контроля знаний

тестирование

Знать основные вопросы курса «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»

Тест

-

ТРЕБОВАНИЯ  К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  • анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  • сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  • полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  • самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
  • работать с исторической картой;
  • оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

        

Перечень учебно-методического обеспечения.

Наименование

Количество

Карты

Арабы в VII - XI вв.

1 экз.

Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.

1 экз.

Важнейшие географические открытия и колониальные захваты в XV - XVII вв.

1 экз.

Византийская империя в IX в. и славяне в VI - XI вв.

1 экз.

Древнерусское государство - Киевская Русь в IX - начале XII вв.

1 экз.

Европа в XIV - XV вв.

1 экз.

Европа в XVI - первой половине XVII вв.

1 экз.

Западная Европа в XI - начале XIII вв. Крестовые походы.

1 экз.

Индия и Китай в средние века

1 экз.

Крестьянская война в России в начале XVII в. Борьба с интервенцией польских и шведских феодалов

1 экз.

Образование Российского централизованного государства

1 экз.

Первобытно - общинный строй на территории нашей страны

1 экз.

Российское государство в XVI в.

1 экз.

Российское государство в XVII в.

1 экз.

Феодальная раздробленность Руси в XII - первой трети XIII вв.

1 экз.

Франкское государство в V в. - середине IX в.

1 экз.

Раздаточный материал

Раздаточный материал по истории средних веков

1 компл.

Раздаточный материал по истории России в IX - XVII вв.

1 компл.

Модели, коллекции

Античные монеты (коллекция)

1 экз.

Коллекция "Орудия труда, предметы быта первобытного человека"

1 экз.

Коллекция "Предметы материальной культуры народов Восточной Европы IV в. до н.э. - VII в. н.э."

1 экз.

Предметы материальной культуры древнегреческих колоний в Северном Причерноморье (археологическая коллекция)

1 экз.

Подвижная модель - аппликация "Из истории военного искусства в древнем мире и в средние века"

1 экз.

Подвижная модель - аппликация "Из истории русского военного искусства"

1 экз.

Подвижная модель - аппликация "Сражения"

Кинофрагменты

Александр Невский

1 экз.

Битва на Куликовом поле

1 экз.

Древняя Москва (раскопки 80-х гг.) - н

1 экз.

Казанский поход

1 экз.

Минин и Пожарский

1 экз.

Основные элементы древнерусской архитектуры - н

1 экз.

Открытие Васко да Гама морского пути в Индию - н

1 экз.

Христофор Колумб (открытие Америки) - н

1 экз.

Художник А. Рублев

1 экз.

Кинофильмы

Великое Владимирское княжество

1 экз.

Грюнвальдская битва

1 экз.

Древний Киев

1 экз.

Культура Византии в средние века

1 экз.

Культура Западной Европы в XI - XV вв.

1 экз.

Культура доколумбовой Америки

1 экз.

Культура Индии в средние века

1 экз.

Памятники культуры Киевской Руси

1 экз.

Ученые эпохи Возрождения в борьбе за научную истину

1 экз.

Компьютерные программы

"Лента времени" - многоцелевая инструментальная система для учителя

1 экз.

Комплексные программные средства по отдельным темам курса истории (компьютерные учебники):

Россия в XVI веке

1 экз.

Киевская Русь

1 экз.

Учебные CD диски

Энциклопедия Истории России 862 – 1917.

1 экз.

Всеобщая история 5-6 класс.Учебное электронное издание история Древнего мира.

1 экз.

История России  XX век.

1 экз.

Россия на рубеже третьего тысячелетия.

1 экз.

Список литературы

Литература для учащихся:

1. Учебник «История Средних веков»  Е.А.Агибаловой, Г.М.Донского М. «Просвещение» 2011г.

  1. История России: С древнейших времен до конца ХУ1 века: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений./А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - 4-е изд. – М.:Просвещение, 2011.

Литература для учителя:

  1. Арасланова О.В., Соловьев К.А. История средних веков. 6 класс: поурочные разработки к учебникам Е.В.Агибаловой, В.А.Ведюшкина.–М.:ВАКО, 2012.– 416 с.
  2. Девятайкина Н.И. Тесты по истории средних веков.– Саратов:лицей, 2012.–96 с.
  3. Степанько С.Н. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. – Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с.

4. Учебник «История Средних веков»  Е.А.Агибаловой, Г.М.Донского М. «Просвещение» 2011г.

  1. История России: С древнейших времен до конца ХУ1 века: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений./А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - 4-е изд. – М.:Просвещение, 2011.
  2. Поурочные разработки по истории России: 6 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. С древнейших времен до конца ХУ1 века» / Е.В.Симонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  3. Тесты по истории России: 6 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. С древнейших времен до конца ХУ1 века. 6 класс» /Т.П.Андреевская. – М.:Издательство «Экзамен», 2010.
  4. История России в таблицах: 6-11 кл.:справ.материалы / С.В.Агафонов. – М.:Астрель: АСТ:Профиздат, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...