Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Рабочая программа по Истории Средних веков автор Агибалова и истории России автор Данилов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_istoriya_6_klass_2013_-_2014.doc | 540.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО учителей Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «ООШ села Сплавнуха»
гуманитарного цикла МКОУ «ООШ села Сплавнуха» ___________________/Подставина Т.И./
__________/Цуркан Е.Н./ _______________/Петрова С.С./ Приказ № _____
Протокол № _____ «___»_______________2013 г. от «___» __________________2013 г.
От «___» ____________ 2013 г.
Рабочая программа педагога
Коробовой Ирины Николаевны
по истории 6 класс
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № ____
от «___» ______________2013 г.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и письма № 7831\9 от 16\10\09г. «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009 – 2010гг»
Рабочая программа рассчитана на 68 ч.(2ч. в неделю), из них 30 ч. – история Средних веков, 38 ч.-история России с древнейших времен до 15в.
Календарно-тематический план для 6 класса по истории ориентирован на использование:
- учебника «История Средних веков» Е.А.Агибаловой, Г.М.Донского М. «Просвещение» 2011г.
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века» М. «Просвещение» 2011г.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактико-технологическое оснащение включает рабочие тетради на печатной основе «История Средних веков» (автор Е.А. Крючкова), «История России с древнейших времен до к. 16в.» (автор А.А. Данилов, Л.Г. Косулина).
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организованно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Задачи курса:
- способствовать воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся,
- содействовать формированию личностного отношения к истории своей страны,
- стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Цели:
Изучение истории в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средневековья (России и Европы, мира в целом) как закономерном и необходимом периоде истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
История средних веков 6 класс.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов на раздел | Кол-во часов на тему | ИКСО | Теория | Практика | Дата план | Дата факт |
1 | Введение. Живое Средневековье. | 1 | ||||||
Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI – XI века) | 4 | 4 | - | |||||
2 | Древние германцы и Римская империя. | 1 | ||||||
3 | Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках. | 1 | ||||||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | 1 | ||||||
5 | Западная Европа в IX – XI веках. Культура Западной Европы в раннее Средневековье. | 1 | ||||||
Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI – XI веках. | 2 | 2 | - | |||||
6 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. | 1 | ||||||
7 | Образование славянских государств. | 1 | ||||||
Раздел 3. Арабы в VI – XI веках. | 1 | 1 | - | |||||
8 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. | 1 | ||||||
Раздел 4. Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 4 | 4 | - | |||||
9 | В рыцарском замке. | 1 | ||||||
10 | Средневековая деревня и её обитатели. | 1 | ||||||
11 | Формирование средневековых городов. | 1 | ||||||
12 | Горожане и их образ жизни. | 1 | ||||||
Раздел 5. Католическая церковь в XI – XIII веках. | 2 | 2 | - | |||||
13 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | ||||||
14 | Крестовые походы. | 1 | ||||||
Раздел 6. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). | 6 | 6 | - | |||||
15 | Объединение Франции. | 1 | ||||||
16 | Что англичане считают началом своих свобод. | 1 | ||||||
17 | Столетняя война. | 1 | ||||||
18 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии. | 1 | ||||||
19 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии. | 1 | ||||||
20 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | ||||||
Раздел 7. Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках. | 3 | 3 | - | |||||
21 | Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. | 1 | ||||||
22 | Гуситское движение в Чехии. | 1 | ||||||
23 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | 1 | ||||||
Раздел 8. Культура Западной Европы в XI – XV веках. | 3 | 3 | - | |||||
24 | Образование и философия. Средневековая литература и искусство. | 1 | ||||||
25 | Культура раннего Возрождения в Италии. | 1 | ||||||
26 | Научные открытия и изобретения. | 1 | ||||||
Раздел 9. Народы Азии. Америки и Африки в Средние века. | 3 | 3 | - | |||||
27 | Средневековый Китай. | 1 | ||||||
28 | Индия: государства и культура. | 1 | ||||||
29 | Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. | 1 | ||||||
30 | Наследие Средних веков в истории человечества. | 1 | 1 | - |
Содержание тем учебного курса по истории средних веков
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Информационно-методическое обеспечение | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Д/з |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Введение. Живое средневековье. | 1 | Урок изучения нового | Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники. | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Вопросы. | Стр. 6 - 11 | ||
2 | Становление средневековой Европы (VI–XI века) | Древние германцы и Римская империя. | 1 | Комбинированный | Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. | Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян. | Задания с кратким ответом | § 1 | |
3 | Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках. | 1 | Комбинированный | Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри. | Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой. | Вопросы | § 2 | ||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | 1 | Комбинированный | Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. | Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами. | Вопросы. | § 3 | ||
5 | Западная Европа в IX – XI веках. Культура Западной Европы в раннее Средневековье. | 1 | Комбинированный | Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература. | Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. | Задания с кратким ответом | § 4, 5 | ||
6 | Византийская империя и славяне в VI – XI веках. | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. | 1 | Комбинированный | Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов. | Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого). | Вопросы. | § 6,7 | |
7 | Образование славянских государств. | 1 | Комбинированный | Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши. | Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия). | Задания с кратким ответом | § 8 | ||
8 | Арабы в VI – XI веках. | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. | 1 | Комбинированный | Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов. | Работать с контурной картой, составлять описание произведений искусства. | Задания с развёрнутым ответом. | § 9, 10 | |
9 | Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | В рыцарском замке. | 1 | Комбинированный | Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. | Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря. | Задания с кратким ответом | § 11 | |
10 | Средневековая деревня и её обитатели. | 1 | Комбинированный | Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. | Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян). | Задания с кратким ответом. | § 12 | ||
11 | Формирование средневековых городов. | 1 | Комбинированный | Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов). | Задания с развёрнутым ответом. | § 13 | ||
12 | Горожане и их образ жизни. | 1 | Комбинированный | Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики. | Вопросы. | 14 | |||
13 | Католическая церковь в XI – XIII веках. | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | Комбинированный | Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. | Выявлять различия католической и православной церквей. | Таблица, тест. | § 15 | |
14 | Крестовые походы. | 1 | Комбинированный | Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. | Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев. | Задания с кратким ответом. | § 16 | ||
15 | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). | Объединение Франции. | 1 | Комбинированный | Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. | Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап). | Задания с кратким ответом. | § 17 | |
16 | Что англичане считают началом своих свобод. | 1 | Комбинированный | Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны. | Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы. | Тест. | § 18 | ||
17 | Столетняя война. | 1 | Комбинированный | Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. | Наносить на контурную карту ход боевых действий. | Вопросы. | § 19 | ||
18 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии. | 1 | Комбинированный | Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. | Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии. | Задания с развёрнутым ответом. | § 20 | ||
19 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии. | 1 | Комбинированный | Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII. | Давать самостоятельную оценку историческим явлениям. | Таблица, тест. | § 21 | ||
20 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | Комбинированный | Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании. | Работать с контурной картой (на примере Реконкисты). | Задания с кратким ответом. | § 22 | ||
21 | Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках. | Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. | 1 | Комбинированный | Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. | Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям. | Задания с развёрнутым ответом. | § 23, 24 | |
22 | Гуситское движение в Чехии. | 1 | Комбинированный | Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско. | Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус). | Задания с кратким ответом. | § 25 | ||
23 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | 1 | Комбинированный | Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. | Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов). | Тест. | § 26 | ||
24 | Культура Западной Европы в XI – XV веках. | Образование и философия. Средневековая литература и искусство. | 1 | Комбинированный | Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь. | Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой. | Задания с кратким ответом. | § 27, 28 | |
25 | Культура раннего Возрождения в Италии. | 1 | Комбинированный | Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения. | Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов. | Задания с развёрнутым ответом. | § 29 | ||
26 | Научные открытия и изобретения. | 1 | Комбинированный | Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания. | Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях. | Тест. | § 30 | ||
27 | Народы Азии. Америки и Африки в Средние века. | Средневековый Китай. | 1 | Комбинированный | Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. | Составлять описание достижений культуры стран. | Таблица | § 31 | |
28 | Индия: государства и культура. | 1 | Комбинированный | Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии. | Сравнивать особенности развития Китая и Индии. | Задания с развёрнутым ответом. | § 32 | ||
29 | Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. | 1 | Комбинированный | Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки. | Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран. | Задания с кратким ответом. | § 33 | ||
30 | Наследие Средних веков в истории человечества. | 1 | Урок обобщения | Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие. | Задания с развёрнутым ответом. | Стр. 268 -270 |
История России 6 класс.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов на раздел | Кол-во часов на тему | ИКСО | Теория | Практика | Дата план | Дата факт |
1 | Введение. Что изучает история Отечества. | 1 | 1 | - | ||||
Раздел 1. Русь Древняя. | 11 | 9 | 2 | |||||
2 | Восточные славяне. | 1 | ||||||
3 | Соседи восточных славян. | 1 | ||||||
4 | Формирование Древнерусского государства. | 1 | ||||||
5 | Первые киевские князья. | 1 | ||||||
6 | Князь Владимир. Принятие христианства. | 1 | ||||||
7 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 1 | ||||||
8 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | |||||||
9 | Культура Древней Руси. | 1 | ||||||
10 | Быт и нравы Древней Руси. | 1 | ||||||
11 | Повторение по теме: «Русь Древняя» | 1 | ||||||
12 | Повторение по теме: «Русь Древняя» | 1 | ||||||
Раздел 2. Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII века). | 10 | 9 | 1 | |||||
13 | Начало раздробления Древнерусского государства. | 1 | ||||||
14 | Главные политические центры Руси. | 1 | ||||||
15 | Главные политические центры Руси. | 1 | ||||||
16 | Нашествие с Востока. | 1 | ||||||
17 | Борьба Руси с западными завоевателями. | 1 | ||||||
18 | Русь и Золотая Орда. | 1 | ||||||
19 | Русь и Литва. | 1 | ||||||
20 | Культура русских земель в XII – XIII веках. | 1 | ||||||
21 | Родной край в древности. | 1 | ||||||
22 | Повторение по теме: «Политическая раздробленность на Руси». | 1 | ||||||
Раздел 3. Русь Московская (XIV – XVI века). | 15 | 14 | 1 | |||||
23 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. | 1 | ||||||
24 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | 1 | ||||||
25 | Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. | 1 | ||||||
26 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | 1 | ||||||
27 | Московское государство в конце XIV – начале XVI века. | 1 | ||||||
28 | Церковь и государство в конце XIV – начале XVI века. | 1 | ||||||
29 | Реформы Избранной рады. | 1 | ||||||
30 | Внешняя политика Ивана IV. | 1 | ||||||
31 | Внешняя политика Ивана IV. | 1 | ||||||
32 | Опричнина. | 1 | ||||||
33 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. | 1 | ||||||
34 | Архитектура и живопись в XIV – XVI веках. | 1 | ||||||
35 | Быт XV – XVI веков. | 1 | ||||||
36 | Родной край в XIV – XVI веках. | 1 | ||||||
37 | Повторение по теме: «Русь Московская». | 1 | ||||||
38 | Зачетный урок | 1 | 1 |
Содержание тем учебного курса по Истории России
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Информационно-методическое обеспечение | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Д/з |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Введение. Что изучает история Отечества. | 1 | Урок изучения нового | Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники. | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Вопросы. | Стр. 4 - 6 | ||
2 | Русь Древняя. | Восточные славяне. | 1 | Комбинированный | Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление. | Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с истор. документами | Задания с кратким ответом | § 1 | |
3 | Соседи восточных славян. | 1 | Комбинированный | Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия. | Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств. | Задания с кратким ответом. | § 2 | ||
4 | Формирование Древнерусского государства. | 1 | Комбинированный | Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства. | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами. | Задания с развёрнутым ответом. | § 3 | ||
5 | Первые киевские князья. | 1 | Комбинированный | Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава. | Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей. | Вопросы. | § 4 | ||
6 | Князь Владимир. Принятие христианства. | 1 | Комбинированный | Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства. | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы. | Задания с развёрнутым ответом. | § 5 | ||
7 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 1 | Комбинированный | Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси. | Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы. | Таблица, тест. | § 6 | ||
8 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 1 | Комбинированный | Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси. | Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы. | Таблица, тест. | § 6 | ||
9 | Культура Древней Руси. | 1 | Комбинированный | Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. | Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры. | Задания с кратким ответом. | § 7 | ||
10 | Быт и нравы Древней Руси. | 1 | Комбинированный | Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев. | Сравнивать образ жизни разных групп населения. | Задания с развёрнутым ответом. | § 8 | ||
11 | Повторение по теме: «Русь Древняя» | 1 | Урок обобщения | Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей. | Сравнивать исторические явления. | Задания с кратким ответом. | Повторить § 1 - 8 | ||
12 | Повторение по теме: «Русь Древняя» | 1 | Урок обобщения | Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей. | Сравнивать исторические явления. | Задания с кратким ответом. | Повторить § 1 - 8 | ||
13 | Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII века). | Начало раздробления Древнерусского государства. | 1 | Урок изучения нового | Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах. | Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха). | Задания с развёрнутым ответом. | § 9 | |
14 | Главные политические центры Руси. | 1 | Комбинированный | Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем. | Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей. | Задания с кратким ответом. | § 10, 11 | ||
15 | Главные политические центры Руси. | 1 | Комбинированный | Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем. | Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей. | Задания с кратким ответом. | § 10, 11 | ||
16 | Нашествие с Востока. | 1 | Комбинированный | Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. | Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов. | Задания с развёрнутым ответом. | § 12 | ||
17 | Борьба Руси с западными завоевателями. | 1 | Комбинированный | Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. | Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский). | Тест. | § 13 | ||
18 | Русь и Золотая Орда. | 1 | Комбинированный | Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. | Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси. | Задания с кратким ответом. | § 14 | ||
19 | Русь и Литва. | 1 | Комбинированный | Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства). | Задания с кратким ответом | § 15 | ||
20 | Культура русских земель в XII – XIII веках. | 1 | Комбинированный | Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись. | Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры. | Задания с кратким ответом. | § 16 | ||
21 | Родной край в древности. | 1 | Комбинированный | Первые поселения на территории нашего края. Занятия населения. | Выявлять особенности развития края. | Задания с развёрнутым ответом. | Записи в тетради | ||
22 | Повторение по теме: «Политическая раздробленность на Руси». | 1 | Урок обобщения | Причины и последствия раздробленности Руси. Главные политические центры Руси и их особенности. | Обобщать исторические события и явления; делать выводы. | Вопросы. | Повторение § 9 - 16 | ||
23 | Русь Московская (XIV – XVI века). | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. | 1 | Урок изучения нового | Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. | Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита). | Таблица, тест. | § 17 | |
24 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | 1 | Комбинированный | Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской. | Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской). | Задания с кратким ответом. | §18 | ||
25 | Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. | 1 | Комбинированный | Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей. | Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель. | Задания с развёрнутым ответом. | § 19 | ||
26 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | 1 | Комбинированный | Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель. | Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы. | Задания с кратким ответом. | § 20 | ||
27 | Московское государство в конце XIV – начале XVI века. | 1 | Комбинированный | Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы. | Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке. | Тест. | § 21 | ||
28 | Церковь и государство в конце XIV – начале XVI века. | 1 | Комбинированный | Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим». | Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы. | Задания с развёрнутым ответом. | § 22 | ||
29 | Реформы Избранной рады. | 1 | Комбинированный | Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы. | Задания с кратким ответом. | § 23 | ||
30 | Внешняя политика Ивана IV. | 1 | Комбинированный | Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война. | Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель). | Задания с развёрнутым ответом. | § 24 | ||
31 | Внешняя политика Ивана IV. | 1 | Комбинированный | Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война. | Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель). | Задания с развёрнутым ответом. | § 24 | ||
32 | Опричнина. | 1 | Комбинированный | Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия. | Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства. | Тест, вопросы. | § 25 | ||
33 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. | 1 | Комбинированный | Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература | Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории. | Задания с кратким ответом. | § 26 | ||
34 | Архитектура и живопись в XIV – XVI веках. | 1 | Комбинированный | Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. | Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства. | Таблица | § 27 | ||
35 | Быт XV – XVI веков. | 1 | Комбинированный | Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. | Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей. | Задания с развёрнутым ответом. | § 28 | ||
36 | Родной край в XIV – XVI веках. | 1 | Комбинированный | Поселения казаков, их занятия. Основание Царицына. Значение города. | Задания с кратким ответом. | Записи в тетради | |||
37 | Повторение по теме: «Русь Московская». | 1 | Урок обобщения | Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение. | Обобщать исторические события и явления; делать выводы. | Задания с развёрнутым ответом. | Повторение § 17 - 28 | ||
38 | Зачетный урок | 1 | Урок контроля знаний | тестирование | Знать основные вопросы курса «Истории России с древнейших времен до конца XVI века» | Тест | - |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- работать с исторической картой;
- оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Наименование | Количество |
Карты | |
Арабы в VII - XI вв. | 1 экз. |
Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в. | 1 экз. |
Важнейшие географические открытия и колониальные захваты в XV - XVII вв. | 1 экз. |
Византийская империя в IX в. и славяне в VI - XI вв. | 1 экз. |
Древнерусское государство - Киевская Русь в IX - начале XII вв. | 1 экз. |
Европа в XIV - XV вв. | 1 экз. |
Европа в XVI - первой половине XVII вв. | 1 экз. |
Западная Европа в XI - начале XIII вв. Крестовые походы. | 1 экз. |
Индия и Китай в средние века | 1 экз. |
Крестьянская война в России в начале XVII в. Борьба с интервенцией польских и шведских феодалов | 1 экз. |
Образование Российского централизованного государства | 1 экз. |
Первобытно - общинный строй на территории нашей страны | 1 экз. |
Российское государство в XVI в. | 1 экз. |
Российское государство в XVII в. | 1 экз. |
Феодальная раздробленность Руси в XII - первой трети XIII вв. | 1 экз. |
Франкское государство в V в. - середине IX в. | 1 экз. |
Раздаточный материал | |
Раздаточный материал по истории средних веков | 1 компл. |
Раздаточный материал по истории России в IX - XVII вв. | 1 компл. |
Модели, коллекции | |
Античные монеты (коллекция) | 1 экз. |
Коллекция "Орудия труда, предметы быта первобытного человека" | 1 экз. |
Коллекция "Предметы материальной культуры народов Восточной Европы IV в. до н.э. - VII в. н.э." | 1 экз. |
Предметы материальной культуры древнегреческих колоний в Северном Причерноморье (археологическая коллекция) | 1 экз. |
Подвижная модель - аппликация "Из истории военного искусства в древнем мире и в средние века" | 1 экз. |
Подвижная модель - аппликация "Из истории русского военного искусства" | 1 экз. |
Подвижная модель - аппликация "Сражения" | |
Кинофрагменты | |
Александр Невский | 1 экз. |
Битва на Куликовом поле | 1 экз. |
Древняя Москва (раскопки 80-х гг.) - н | 1 экз. |
Казанский поход | 1 экз. |
Минин и Пожарский | 1 экз. |
Основные элементы древнерусской архитектуры - н | 1 экз. |
Открытие Васко да Гама морского пути в Индию - н | 1 экз. |
Христофор Колумб (открытие Америки) - н | 1 экз. |
Художник А. Рублев | 1 экз. |
Кинофильмы | |
Великое Владимирское княжество | 1 экз. |
Грюнвальдская битва | 1 экз. |
Древний Киев | 1 экз. |
Культура Византии в средние века | 1 экз. |
Культура Западной Европы в XI - XV вв. | 1 экз. |
Культура доколумбовой Америки | 1 экз. |
Культура Индии в средние века | 1 экз. |
Памятники культуры Киевской Руси | 1 экз. |
Ученые эпохи Возрождения в борьбе за научную истину | 1 экз. |
Компьютерные программы | |
"Лента времени" - многоцелевая инструментальная система для учителя | 1 экз. |
Комплексные программные средства по отдельным темам курса истории (компьютерные учебники): | |
Россия в XVI веке | 1 экз. |
Киевская Русь | 1 экз. |
Учебные CD диски | |
Энциклопедия Истории России 862 – 1917. | 1 экз. |
Всеобщая история 5-6 класс.Учебное электронное издание история Древнего мира. | 1 экз. |
История России XX век. | 1 экз. |
Россия на рубеже третьего тысячелетия. | 1 экз. |
Список литературы
Литература для учащихся:
1. Учебник «История Средних веков» Е.А.Агибаловой, Г.М.Донского М. «Просвещение» 2011г.
- История России: С древнейших времен до конца ХУ1 века: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений./А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - 4-е изд. – М.:Просвещение, 2011.
Литература для учителя:
- Арасланова О.В., Соловьев К.А. История средних веков. 6 класс: поурочные разработки к учебникам Е.В.Агибаловой, В.А.Ведюшкина.–М.:ВАКО, 2012.– 416 с.
- Девятайкина Н.И. Тесты по истории средних веков.– Саратов:лицей, 2012.–96 с.
- Степанько С.Н. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. – Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с.
4. Учебник «История Средних веков» Е.А.Агибаловой, Г.М.Донского М. «Просвещение» 2011г.
- История России: С древнейших времен до конца ХУ1 века: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений./А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - 4-е изд. – М.:Просвещение, 2011.
- Поурочные разработки по истории России: 6 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. С древнейших времен до конца ХУ1 века» / Е.В.Симонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
- Тесты по истории России: 6 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. С древнейших времен до конца ХУ1 века. 6 класс» /Т.П.Андреевская. – М.:Издательство «Экзамен», 2010.
- История России в таблицах: 6-11 кл.:справ.материалы / С.В.Агафонов. – М.:Астрель: АСТ:Профиздат, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...