Творческая разработка «Государство в Древнем Египте» 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Творческая разработка «Государство в Древнем Египте» с применением технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_razrabotka_dr._egipet_5_klass.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
Творческая разработка
«Государство в Древнем Египте»
Выполнила:
слушатель
Ропперт В.В.
г. Новокузнецк
2009 г.
Введение
Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования (это могут быть связи, дополнительное образование и т.д.).
Проблема организации совместной деятельности учителя и ученика весьма непроста и имеет «подводные камни», связанные со стереотипами организации обучения: учитель и ученик взаимодействуют как руководитель и исполнитель, а не как партнеры. Во взаимодействии учителя и ученика важно, чтобы учитель не вел подопечного «за руку» к ответу, не давал готовые ответы на возникающие вопросы, а научил ребенка замечать проблемы, ставить вопросы и находить способы самостоятельно получать на них ответы. Учитель и ученик должны быть партнерами. В самой «формуле» сотрудничества быть заложен принцип равноправия.
Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную и осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует себя уверенно в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
Технология развития критического мышления выделилась в отдельную технологию совсем недавно. Суть данной технологии: освоение учащимися активных способов мышления и активных способов работы с информацией, тем самым, пробуждение в них интереса к исследовательской работе, умения обобщить приобретенные знания.
Критическое мышление состоит из трех фраз:
Первая фаза – фаза вызова. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Задачи фазы:
- Предназначена для актуализации, мотивации, активизации всего того, что учащиеся знают (что–то, где–то читал, слышал, видел по данной теме). Происходит активизация личного опыта на уровне собственных знаний.
- Связь с прошлым актуализирует новую информацию.
- Учащиеся сознательно, основательно и критически подходят к пониманию новой информации при постоянной коррекции уже имеющихся знаний.
- Появляется устойчивый интерес к исследуемой, изучаемой теме.
- На этом этапе учащиеся определяются с интересом к теме и ставят цель.
Вторая фаза – фаза осмысления (реализация смысла). Здесь другие задачи:
- Организовать вступление учащихся в контакт с новой информацией.
- Поддержать активность и интерес к обучению (к теме).
- Сформулировать собственное понимание информации.
Третья фаза – фаза рефлексии. Задачи фазы:
- Закрепление новых знаний.
- Перестраивание прошлых знаний в соответствии с новой информацией.
- Формирование личностного отношения к новым знаниям.
- За счет живого обмена мнениями расширить лексикон учащихся, научить слушать и слышать других. Учить воспринимать другие точки зрения.
Если посмотреть на три описанные выше фазы занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Приведу в качестве примера некоторые из них.
Метод Инсерт (insert)
I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;
N – noting: системная разметка "+" – новое;
S – system: для эффективного "–" – думал иначе;
E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.
R – reading
T – thinking
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.
v – + ?
Разбивка на кластеры
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Вспомните, что мы усваиваем лучше всего? Информацию по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредованно. Следовательно, если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.
Таким образом, с целью повышения качества образования, развития у учащихся активных способов мышления и активных способов работы, пробуждение в них интереса к учебе мною было принято решение применять в своей работе данная педагогическая технология.
Мной был разработан план проведения урока по теме «Государство в Древнем Египте» для 5 класса с использованием структуры и методических приемов технологии критического мышления.
Тема: Государство на берегах Нила..
Цель:
- Сформировать представление об особенностях природы Древнего Египта, этапах становления Египетского государства.
- Развить способности к самостоятельному поиску информации в тексте учебника, раскрывать содержание иллюстраций и фрагментов карт.
- Воспитать уважение к истории, прошлому разных народов (гуманизм), важность взаимодействия с природой, дающей жизнь (широту мировоззрения).
Оборудование: условные кружки (за ответы), кластеры: «Образование Египетского государства», «Этапы становления Египетского государства».
Ход урока
Приветствие.
- Вызов.
Вопросы:
- Какие у нас есть источники по истории Древнего Египта?
- Какова роль письменных источников в изучении истории Древнего Египта?
- Что мы знаем о Древнем Египте?
- Что вы представляете, услышав выражение Древний Египет?
(составить кластер)
Запишите в тетради, что бы вы хотели узнать о природе и государстве Древнего Египта.
II. Осмысление
1. Природные условия
Рассказ учителя: Египет – дар Нила.
Задание для учащихся: записать ключевые слова, отражающие смысл выражения: «Египет - дар Нила» (кто больше). Проверка.
Вопрос: Что случится, если Нил не разольется?
2. Образование и становление Египетского государства.
Открываем учебник стр. 30-31. Задание:
- рассмотреть рисунки и карту;
- прочитать и отметить знаками на полях страницы:
«+» - новая информация,
«v» - известная информация,
«?» - непонятная информация.
III. Рефлексия.
1. Вопросы:
- какая информация показалась вам знакомой?
- что нового и интересного вы узнали на уроке?
- что оказалось трудным, непонятным?
- а теперь посмотрим наши первоначальные представления о Древнем Египте – совпадают они или отличаются?
- нашли ли вы ответы на свои вопросы?
Замечательно.
2. Задание (раздать кластеры)
Заполните пропущенные квадраты в схемах: «Образование Египетского государства», «Этапы становления Египетского государства»
3. Задание
«Роль исторических личностей в становлении Египетского государства»
Соедините линией имя личности и ее вклад в историю Египта.
Древнегреческий историк. Составил описание и создал краткую историю Египта. | Мина | |
Царь Верхнего Египта. Создал единое государство. | Тутмос III | |
Фараон. Создал регулярную армию. Обладал полководческим талантом. | Геродот | |
Фараон. При нем границы государства расширились. | Рамсес II |
IV. Итог: (вложите таблицу и кружочки в тетрадь и сдайте)
Записать домашнее задание: параграф 6 + стр. 32, в.2 (написать размышление о том, как вы понимаете слова историка, полагавшего, что : «Египет укреплен со всех сторон самой природой»)
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Задание: Заполните пропущенные квадраты в схемах
«Образование Египетского государства»
«Этапы становления Египетского государства»
Задание: Заполните пропущенные квадраты в схемах
«Образование Египетского государства»
«Этапы становления Египетского государства»
М И Н А
Т У Т М О С III
Г Е Р О Д О Т
Р А М С Е С II
Д Р Е В Н Е Г Р Е Ч Е С К И Й
И С Т О Р И К. С О С Т А В И Л
О П И С А Н И Е И С О З Д А Л
К Р А Т К У Ю И С Т О Р И Ю
Е Г И П Т А.
Ц А Р Ь В Е Р Х Н Е Г О Е Г И П Т А.
С О З Д А Л Е Д И Н О Е
Г О С У Д А Р С Т В О.
Ф А Р А О Н. С О З Д А Л
Р Е Г У Л Я Р Н У Ю
А Р М И Ю. О Б Л А Д А Л
П О Л К О В О Д Ч Е С К И М
Т А Л А Н Т О М.
Ф А Р А О Н. П Р И Н Е М
Г Р А Н И Ц Ы Г О С У Д А Р С Т В А
Р А С Ш И Р И Л И С Ь.
Список используемой литературы
1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. - М.: Издательство «Мирос», 2002.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
3. Загашев И.О., Заир-Бек СИ., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
4. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке – М. Издательство «Просвещение», 2004.
5. Матвеева Т.М. Формирование критического мышления у современного школьника//Ученик в обновляющейся школе. - М., Издательство «Просвещение» 2002.
6. 4. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Государство в Древнем Египте.
Образование государства в Древнем Египте. (5 класс)Методическая цель: Формирование у учащихся компетенции работы с различными типами и формами информации: текст, картина, схема.Обучающая цель: Р...
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"
Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"
Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...
ФГОС. 5 класс.Методическая разработка занятия "Тайны Древнего Египта"
Методическая разработка занятия в рамках ФГОС, рассчитанинное на 3-х часовое погружение в загадки Древнего Египта....
Контрольная работа по теме «Образование государства в Древнем Египте» 5 класс
Тест по теме «Образование государства в Древнем Египте»Древний Египет находился В южной АзииВ Северо – Восточной АфрикеВ Южной АмерикеДревнеегипетское государство образов...
Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Боги древнего Египта» для 5 класса.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Боги древнего Египта».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология развивающего обучения....
Методическая и дидактическая разработка по истории Древнего Египта в форме ВПР.
Итоговый тест по истории Древнего Египта в форме ВПР....
Комментарии
Очень интересная разработка.
Очень интересная разработка. Спасибо.