Открытый урок "Достойный труд в 21 веке. За что борются профсоюзы?"
классный час по истории (8 класс) по теме
Открытый урок "Достойный труд в 21 веке. За что борются профсоюзы?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока: "Достойный труд в 21 веке. За что борются профсоюзы?" | 53.69 КБ |
Приложение №3 | 11.23 КБ |
Приложение № 4 | 10.86 КБ |
Приложение № 5 | 14.02 КБ |
Приложение № 6 | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Достойный труд в 21 веке.
За что борются профсоюзы».
Цели и задачи урока:
познакомить учащихся с историей профсоюзных организаций;
организовать активную познавательную деятельность учащихся, используя индивидуальные задания, коллективные дискуссионные вопросы;
преподнести информацию ярко, необычно, интенсивно, чтобы вызвать эмоционально-оценочное восприятие темы;
продолжить работу над развитием навыков умения вести дискуссию, диалог, развивать аналитическое мышление,
дать представление о социальной природе понятия «достойный труд в современное время» и понимание значения труда в собственной жизни не только как средства для существования, но и реализации своих социальных потребностей;
определить качественные характеристики труда, достойного труда с применением норм международного и российского трудового права;
формировать у учащихся понимание социально-экономической природы трудовых отношений, готовность выстраивать траекторию профессионального роста с учетом тенденций социально- экономического развития города Москвы и РФ.
Учащиеся должны представлять, что такое:
- профсоюз;
- достойный труд;
- права человека;
Учащиеся должны уметь:
- анализировать способы разрешения конфликтных ситуаций;
- определить качественные характеристики достойного труда, с применением норм международного и российского трудового права;
- анализировать правовые документы.
Форма урока:
групповая, ролевая игра.
Оборудование:
- компьютер с мультимедиа-проектором;
- презентация «История создания профсоюзов в России»;
- выдержки из документов;
- высказывания великих людей;
- журнал «Достойный труд в 21 веке. За что борются профсоюзы?»
- документы:
Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, Европейская социальная хартия, Всеобщая декларация прав человека (выдержки);
- лозунги: «Пока профсоюзы едины – они непобедимы!», «Требуем достойного будущего нашим детям!», «Сильные профсоюзы – справедливое общество!», «Да здравствует профсоюзная солидарность!», «Доходам россиян – реальный рост!», «Пенсии на уровень не ниже 40% от заработка!», «Достойная жизнь людям с ограниченными возможностями!»;
- кластер на тему урока.
Ход урока:
1.Организационный момент: приветствие присутствующих гостей и учащихся. Психологический настрой учащихся на урок.
1.1.Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята, здравствуйте наши дорогие гости. Сегодня у нас с вами снова не совсем обычный, но, на мой взгляд, очень интересный и полезный урок. Ребята, осталось совсем немного для вашего самостоятельного шага во взрослую жизнь. И вы должны его сделать уверенно. Уверенность приходит к человеку со знаниями и опытом. И, если опыт дело наживное, то знания необходимо пополнять постоянно. Тема нашего урока «Достойный труд в 21 веке. (За что борются профсоюзы)». У нас с вами уже стало традицией выпускать школьные журналы на интересные исторические темы. Сегодня я предлагаю провести урок в импровизированном издательстве, где мы обсудим тему урока и в завершении нашей работы выпустим в свет школьный журнал, чем подведем итог проделанной работе.
В октябре 2011 года исполнится 106 лет с момента образования российских профессиональных союзов. Это событие имеет не только историческое, но и важное общественно-политическое значение. Возникновение профсоюзов в России было обусловлено ходом экономического и политического развития общества. В конце 19 – начале 20 веков из малочисленных и разрозненных объединений рабочих, создаваемых, как правило, для проведения отдельных акций в ходе стачечного движения, вырастали профсоюзы. Цель профсоюзов – борьба за улучшение условий труда и экономического положения трудящихся. Вот почему мы выбрали именно такую форму урока, она поможет нам на себе ощутить сложность работы профсоюзов в современное время. Ну, а теперь за работу. Представьте, что наш класс это редакция журнала.
Уважаемые, коллеги! Сегодня у нас сложный, но плодотворный день. Вы проделали большую работу по проблемной теме нашего общества: «Достойный труд в 21веке. За что борются профсоюзы?». Предлагаю обсудить ваши предложения, внести свои коррективы и выпустить наш журнал.
(После своих выступлений одна редакторская группа распечатывает на принтере свои статьи и постепенно, в течение урока оформляет журнал).
(Группа художественных оформителей журнала в процессе выступлений оформляет кластер на тему урока).
Выступление художественных оформителей:
Мы, как художественные оформители решили подойти к своей работе с юмором. После завершения работы над журналом, он будет доступен всем учащимся нашей школы. Ребятам старшего возраста наша тема будет понятна, но как заинтересовать тех, кто младше? Выход нашелся такой. Статьи журнала мы доработали карикатурами на соответствующие темы. Изучая смешные рисунки, учащиеся младших классов даже не осознавая того сами, заинтересуются нашей темой. Это уже будет нашим успехом. А закончить свое выступление я хотел бы таким замечательным стихотворением:
1.2. Выступление корреспондента№ 1: «История создания профсоюза в России».
Прежде чем приступить к анализу моей статьи я предлагаю ответить на вопрос - что такое профсоюз? (Ответы учащихся).
Традиционно принято считать, что профессиональный союз работников образования организованно оформился в 1905 году. Между тем анализ исторических источников дает основание полагать, что профессиональные объединения учителей и других работников образования и науки появились уже во второй половине 19 века, после реформы 1861 года. В этот период открываются воскресные школы для обучения грамоте взрослых. Появляется массовая народная школа, тесно соприкасавшаяся с рабочей и крестьянской массой. В этой учительской среде, в первую очередь, проявилось стремление к профессиональному объединению. Учитель в России в 19 – начале 20 веков (как, впрочем, и сейчас) получал заработную плату в 2-3 раза меньше, чем его коллеги в Англии, Пруссии, Голландии, да и та выплачивалась нерегулярно. Пенсия была маленькой, бытовые и жилищные условия очень тяжелыми, отсутствовали социальные поддержки. Именно поэтому тогда появились общества « взаимного вспомоществования», «взаимного вспоможения». К числу первых обществ в России относится «Общество попечительства о воспитательницах и учительницах», основанное в Санкт-Петербурге в 1866 году и до 1870 года существовавшее под названием «Филантропическое общество попечительства гувернанток в России». Это были первые простейшие формы профессионального объединения педагогов.
24 сентября – 7 октября 1905 года в Москве проходила 1 Всероссийская конференция профессиональных союзов, образовавшая межсоюзную организацию профессиональных союзов – Московское центральное бюро профсоюзов. Эта дата является официальной датой появления российских профсоюзов. Среди первых требований профсоюзов к предпринимателям и властям были: установление 8-часового рабочего дня, повышение заработной платы, отмена сверхурочных и ночных работ, запрещение детского труда, отмена штрафов, улучшение условий труда и быта, особенно женщин, а так же требования духовного и культурного развития. Профсоюзы требовали также того, чтобы власти признали в выборных рабочих депутатов, свободу стачек, собраний, неприкосновенность личности и жилища, предоставляли бесплатную юридическую помощь.
1917 год – один из самых драматичных в истории России год. Это и год становления профсоюзов как массовых организаций, активно влияющих на жизнь страны. К середине 1917 года профсоюзы представляли работников около 110 профессий. Им пришлось бороться и с партийной системой нашей страны, сохраняя свою самостоятельность. В условиях тоталитаризма сделать это было крайне сложно. Но профсоюзные организации оставались очагами производственной демократии, рабочей солидарности и взаимопомощи. Профсоюзные работники отправлялись на фронт, трудились в тылу.
К середине 80-х годов профсоюзы СССР имели разветвленную и устойчивую структуру, они объединяли 140 миллионов человек, то есть практически все взрослое население страны, включая учащихся средних и высших профессиональных образовательных учреждений. От рабочего до министра, от доярки до главы правительства – все были объединены в 31 отраслевой профсоюз.
Важнейшей страницей в летописи профсоюзного движения России в постсоветский период стало проведение Учредительного съезда профсоюзов РСФСР в 1990 году. Съезд провозгласил создание Федерации Независимых Профсоюзов России, которая объединила основную часть традиционных профсоюзных структур. Это – отраслевые профсоюзы, их региональные и иные объединения. Для защиты интересов наемных работников профсоюзы традиционно используют все законные формы: от переговоров до забастовок. Главный лозунг российских профсоюзов «Зарплата! Занятость! Законность!»
29 июля 1919 года считается официальной датой советского периода в истории профсоюзного движения работников образования России. 15 февраля 1991 года объявили первую в новейшей истории страны забастовку педагогов столицы. В ней были готовы принять участие 15 тысяч человек. Начиная с 1991 года, Московская городская организация профсоюза провела самостоятельно более 30 крупных акций и приняла участие более чем в 20 акциях российского профсоюзов. За этот же период направлено в органы государственной власти более 45 тысяч коллективных писем, телеграмм, обращений, собрано более 100 тысяч подписей членов профсоюза. Только за последние пять лет на счету Московской городской профсоюзной организации 115 уличных акций – митингов, пикетов, демонстраций разного масштаба.
Профсоюзы представлены и активно участвуют в работе совета Федерации, государственной Думы, Правительства РФ, законодательных и исполнительных органов в субъектах Федерации, органов местного самоуправления.
1.3. Выступление корреспондента № 2: «Почему появились профсоюзы?»
Размышляя над проблемой сегодняшнего журнала, я взялась за освящение не менее важного вопроса. Почему появились профсоюзы?
В Древней Греции и Риме рабы делали всю основную работу. За это им давали еду и кров. В средние века крепостные крестьяне были обязаны работать на своих господ, владельцев феодальных поместий, взамен получая их защиту и покровительство.
С развитием торговли города, а не феодальные поместья, становились местом сосредоточения рабочих рук. Купцы и ремесленники объединялись в союзы, или гильдии, по отдельным видам ремесла. Мастеровые и подмастерья работали дома или в маленьких мастерских, но уже начали появляться фабрики, где вместе трудились несколько рабочих.
К концу XVIII века с началом промышленной революции происходят большие изменения. Появляются и совершенствуются разнообразные машины, которые могли производить больше товаров и быстрее, чем отдельные рабочие. Для размещения машин и станков стали строиться фабрики. Маленькие мастерские, где использовался ручной труд, постепенно исчезли. Рабочие были вынуждены наниматься на работу к владельцам фабрик, где они за свой труд получали заработную плату. Если у рабочих возникали проблемы, некому было за них заступиться.
Впервые профсоюзы появились в Англии, в середине 18 века.
Условия труда на первых английских ткацких фабриках были ужасные. Поэтому рабочие стали организовываться в союзы. Они чувствовали, что если они будут действовать вместе, то у них будет больше шансов на справедливое разрешение их проблем. Сначала профессиональные союзы были основаны в городах как клубы квалифицированных рабочих. В 1868 году в Манчестере была создана первая большая рабочая организация — Конгресс профессиональных союзов.
Первый профессиональный союз в Соединенных Штатах был создан в 1792 году восемью сапожниками города Филадельфии. Но он просуществовал менее года. В первые годы XIX века начали появляться общегородские профессиональные ассоциации, и первой была ассоциация союза механиков, основанная в Филадельфии в 1828 году. Первая национальная трудовая федерация профессиональных союзов была организована в 1866 году.
Главным основанием для существования профсоюзов является противостояние эксплуатируемых и эксплуататоров. К последним относят как администрацию (и владельцев) предприятий, учреждений и организаций, так и Государство в лице органов государственной власти. Государство же позиционирует себя как третейского судью в деле противостояния трудящихся (членов профсоюза) и их администраторов. Это закреплено в Гражданском и Трудовом кодексах Российской Федерации, по инициативе регионального органа власти с официозными профсоюзами может ежегодно заключаться Трёхстороннее соглашение - власть-профсоюзы-бизнес.
Законодательством России профсоюз предусмотрен как необходимый элемент для структуры действующих предприятий и организаций. Тем не менее, администрация и владельцы бизнеса не инициируют формирование профсоюза или формируют карманный профсоюз в условиях угрозы инициации создания в коллективе независимого профсоюза, стачкома. В теории менеджмента XXI века существует обязательное требование к бизнесу по всестороннему решению социальных, культурных, экологических и бытовых проблем вовлеченных в бизнес-проект людей. Таким образом, связка «профсоюз — бизнес» переходит в несколько иное качество, в ряде стран это показатель эффективности администрации. Это показатель достойного труда.
1.4. Выступление корреспондента № 3: «Достойный труд»
Уважаемые собравшиеся. Я предлагаю совместно постараться обсудить такое понятие, как достойный труд, это тема моей статьи.
На мой взгляд, достойный труд – это прежде всего достойная, обеспечивающая безбедную жизнь оплата труда, социальные гарантии, право на профессиональное обучение и профориентацию.
Давайте посмотрим на эту проблему с разных позиций – с позиции общества, государства, работодателя и с позиции работника.
Для общества и государства достойный труд определяется реализацией конституционного права на труд, высокая производительность труда, количество и качество производимого продукта (ВВП и ВНП), нормативно-правовая база трудовых отношений, социальная ответственность государства (создание условий и развитие социальных гарантий, распределение бюджета, минимальный уровень оплаты труда, пенсионное и социальное обеспечение).
Для работодателя это уровень развития производства и его рентабельность, качество продукции, безопасные условия труда, режим рабочего времени, социальная ответственность работодателя (уровень оплаты труда и социальных гарантий), повышение квалификации работников.
С 1 июля 2011 года региональный (Москва) минимальный размер оплаты труда (МРОТ), составил 11 100 рублей (в России – 4330 рублей). Это означает, что ни один работающий человек в Москве (во всяком случае, в бюджетных организациях, финансируемых городом) не мог получать меньше.
Для обычного человека достойным труд становится тогда, когда за свой труд он получает соответствующую заработную плату. Безопасные условия и режим рабочего времени и отдыха, полная занятость и бессрочный контракт, отсутствие дискриминации по возрасту, полу, национальности – это так же условия достойного труда.
Достойный труд является основой не только для противостояния бедности, но и для обеспечения качества жизни тех, кто трудится.
Уровень и качество жизни определяются как доходами (зарплата, пособия) – достатком человека, так и доступностью для него социальных благ (образование, здравоохранение, социальные услуги), а также его социальным статусом в рамках стратификации общества.
А теперь, я хотела бы услышать ваше мнение. (Ответы учащихся).
Вопрос для обсуждения:
- Тогда у меня назрел вопрос для всех. Прожиточный минимум в России на июнь 2010 года составил 5562 рубля для трудоспособного гражданина, что примерно – 185 рублей в день. Может ли эта сумма обеспечить нам качественное питание?
Ответы учащихся (пример):
Проблема в том, что помимо питания, необходимы и другие затраты: коммунальные расходы, расходы на одежду, лекарства. Даже если и это не брать в расчет, достойно питаться на 5562 рубля в месяц очень сложно, мне кажется даже невозможно. На такую сумму человек может только существовать, а не жить.
Вопрос главного редактора:
(Вынесена корзина с необходимым набором продуктов).
- Если вы затронули тему прожиточного минимума, я предлагаю вам обсудить еще одну проблему. 31 марта 2006 года был принят федеральный закон ФЗ №44 «О потребительской корзине в целом по РФ». По этому закону на трудоспособное население приходится 133,7 кг хлебных изделий в год, 107 кг картофеля, 97 кг овощей, 23 кг фруктов, 22,2 кг сахара, 200 яиц, 13,8 кг различных видов масла, 16 кг рыбопродуктов, 37,2 кг мясопродуктов, 238,2 кг молокопродуктов, 4,9 кг – прочие продукты. Попробуйте рассчитать набор и количество продуктов, а затем сравнить его с вашим дневным продуктовым набором. Могут ли эти стандарты обеспечить качество жизни человека?
Ответы участников (пример):
Значит, мы должны каждый показатель разделить на 365 дней и довольствоваться тем, что получится. Мне кажется, это маловато. В действительности лично в моей семье тратится продуктов на порядок больше. Это подтвердила и моя мама.
1.5. Выступление корреспондента № 4 «Трудовой договор»:
Ни у кого не возникнет сомнения, что учиться отстаивать свои права необходимо начинать с детей. Умело направляя внимание ребёнка в сторону права, добра и справедливости мы вырвем подростка из пребывания на тёмной стороне бытия лишённого любви, мы спасаем будущее человечества. Важно указать молодым думающим людям и их родителям единственно правильное направление.
Ребята! Мы должны знать свои права и уметь отстаивать их, в том числе и через профсоюзные организации.
Устраиваясь на работу с 16 до 18 лет, вы должны обязательно заключить трудовой договор с работодателем, в котором прописаны ваши права:
- 35-часовая рабочая неделя, при норме для взрослых – 40 часов;
- вознаграждение за труд;
- охрана труда;
- отпуск;
- льготы при совмещении работы с обучением;
- проведение медицинского осмотра;
- право на расторжение трудового договора;
- запрет на привлечение к сверхурочным работам, работам в выходные дни и ночное время (с 22 часов до 6 утра);
- ограничение нормы выработки при сохранении полной оплаты;
- запрет на привлечение к командировкам;
- запрет на использование труда на тяжелых, вредных, опасных работах и работах, способных нанести физический (работа с химическими веществами) или нравственный вред (игорный бизнес, кабаре, торговля спиртными напитками, наркотиками).
Ребята, достигшие 14 лет, могут работать только с письменного согласия одного из родителей, так же заключив трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения.
В Трудовом кодексе РФ, Статья 370, говорится, что профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение ими условий коллективных договоров, соглашений (Трудового кодекса РФ).
Готовясь к своему выступлению, я нашла очень интересную информацию о работе одного необычного профсоюза. Международный Профсоюз профессионалов «Добрые Сказочники», в конце 2010 года на одной из социальных сетей заявил о своём существовании, объявив о рекрутском наборе под знамёна с девизом «ДОБРОТА СПАСЁТ МИР». Отклик оказался более широким, нежели предполагали сами устроители, видевшие в Профсоюзе возможность объединения профессиональных писателей, работающих на детскую аудиторию. Я считаю, что это благое дело. К своей статье я бы хотела приложить бланк трудового договора для ознакомления.
Вопрос главного редактора:
- Но вы не можете не согласиться с тем, что члены профсоюза не имеют полной самостоятельности, они сформированы на базе фирм, предприятий, организаций, а значит, во многом, их решение зависит от руководителей таких организаций?
1.6. Выступление корреспондента № 5 «Независимость профсоюзов»:
Так как моя статья посвящена этому вопросу разрешите мне ответить? Спасибо.
Конечно, профсоюзы от года к году сжимаются. В середине 60-х годов, в СССР насчитывалось 140 миллионов членов профсоюза, в 2004 году в России их стало около 30 миллионов. И причины не только в распаде СССР, но и в закрытии крупных предприятий, в России образовались транснациональные корпорации, где профсоюзы практически запрещены и т.д.
Но, тем не менее, я могу сказать, что профсоюзы остаются самой массовой общественной организацией трудящихся. Они имеют хорошую законодательную основу для своей деятельности (Конституция РФ, Закон «О правах и гарантиях профессиональных союзов», Трудовой кодекс, Закон «О разрешении коллективных трудовых споров», законодательство о социальном партнерстве, охране труда и т.д.).
Они являются единственным посредником между работодателем и работником, представляя его интересы и отстаивая его права.
В 1993 году профсоюзы приняли участие в работе Конституционного собрания и отстояли в проекте Конституции РФ (статья 7) концепцию государственного устройства России как социального государства.
Как уже сказали, ежегодно между Московской Федерацией профсоюзов, Правительством Москвы и работодателями заключается Московское трехстороннее соглашение. В этом документе определяются обязательства сторон по решению социально-экономических задач, созданию необходимых социальных условий жизни москвичей и поддержанию ее уровня, повышение уровня оплаты труда и реальных доходов трудящихся.
Добрая традиция проведения детских новогодних праздников в Кремле, организации детского отдыха характеризуют деятельность профсоюза.
Наш интернат участвовал в традиционных массовых спортивных соревнованиях по лыжным гонкам «Московская лыжня».
В Трудовом кодексе РФ от 2002 года независимости профсоюзной посвящена статья 5:
- профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, им не подотчетны и не подконтрольны;
- запрещается вмешательство органов государственной власти в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.
1.7. Выступление корреспондента № 6:
Уважаемы коллеги, но мы должны понимать и то, что Москва представляет собой наиболее развитый, широкий и привлекательный рынок труда в современной России. Здесь производится около 20% ВВП, обеспечивается 21% оборота рыночной торговли, оказывается 25% общего для России объема платных услуг населению.
Продолжение образования в вузе является для нас процессом интеграции в квалификационную и профессиональную структуру рынка труда. Почему мы хотим продолжить свое образование? Мы хотим получить интересную работу и возможность реализовать свои способности.
Но есть и другая сторона этой медали. Многие выпускники устраиваются на работу сразу после школы из-за необходимости заработка ради существования, что позволяет отнести их к малообеспеченным или даже к нуждающимся группам. Часто мы игнорируем тенденции развития рынка труда. Сейчас очень много специалистов экономического и юридического профиля. Соответственно, устроиться с такой профессией сложно. Рынок труда перенасыщен подобными специалистами, но многие выпускники продолжают получать соответственное образование. Отсюда проблемы в трудоустройстве.
Анализ ответов учащихся позволяет спрогнозировать, что в ближайшей перспективе городское хозяйство Москвы будет испытывать потребность в медиках, строителях, педагогах, социальных работниках. Мало кто из нас планирует получить специальность в этих областях. Также, трудно устроиться на работу из-за нежелания работодателей принимать работника, не имеющего профессионального образования или стажа. Все это необходимо учитывать.
1.8. Выступление учащегося № 7:
Именно поэтому молодежь должна знать, что существует молодежный рынок труда. Многие из нас уже в следующем году будут искать себе работу:
во-первых: для того, что бы получать дополнительный заработок;
во-вторых: чтобы приобрести необходимый опыт работы для дальнейшего трудоустройства.
Нам, людям с ограниченными возможностями, как никому нужна помощь в решении этих вопросов. И я могу сказать, что в целях содействия занятости выпускников учебных заведений высшего профессионального образования, Министерство образования и науки РФ, совместно с Федеральным агентством по образованию, проводит работу по созданию центров содействия занятости для указанной категории граждан.
Так вот, профсоюзные студенческие организации являются активными участниками создания служб занятости в вузах и организаторами ярмарок вакансий. Главную задачу в этой работе студенческие профсоюзы видят в помощи студентам в:
- обеспечении их временной занятости;
- поддержке поиска работы по будущей специальности;
- предоставлении возможности получения дополнительного заработка.
Одним из важных элементов в организации временной занятости студентов для профсоюзных организаций является формирование летних и круглогодичных студенческих стройотрядов, участие в реализации городских программ благоустройства («Мой двор», «Мой подъезд» и т.д.), в общественных работах в городе.
Вопрос главного редактора:
- Скажите коллеги, так за что именно борются профсоюзы?
1.9. Выступление корреспондента № 7: «За что борются профсоюзы?»
На мой взгляд, в современных условиях профсоюзы являются важным элементом производственных отношений, проводником развития трудового права с позиции интересов работников наемного труда, а также одним из признанных элементов гражданского общества.
Как и прежде, лишь с учетом новых социально-экономических реалий, профсоюзы борются за:
- экономику, обеспечивающую достойную жизнь всем на базе достойного труда;
- достойную заработную плату и эффективную занятость;
- развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг;
- безопасное рабочее место;
- соблюдение трудовых прав работников, уважение их интересов;
- развитие социального партнерства как действенного инструмента формирования условий эффективного труда;
- увеличение МРОТа.
1.10. Выступление корреспондента № 8:
Уважаемые коллеги, хочу напомнить, что 23 сентября Владимир Путин на съезде правящей партии пообещал, что в ближайшие годы средний уровень зарплаты в стране вырастет с 23 до 32 тысяч рублей. Вместе с тем минимальный размер оплаты труда в России составляет всего лишь 4611 рублей – это один из самых низких показателей МРОТ в рейтинге европейских государств. Но ведь МРОТ – это не «пособие по бедности», а нижняя планка вознаграждения за труд в нормальных условиях. Это то, что нам гарантировано Конституцией, статьей 37, пунктом 3. Какова же позиция профсоюзов в этом очень дискуссионном, но простом вопросе? Я хочу вам привести выступление заместителя председателя ФНПР Нины Кузьминой.
- Планка МРОТ не может быть ниже минимального потребительского бюджета, - заявила Нина Кузьмина. – Поэтому первое, что нужно сделать, - одним махом преодолеть планку пусть даже простого прожиточного минимума. По расчетам Минфина, для этого потребуется 61,4 млрд. рублей. Много ли это? По сравнению со стоимостью суперпроектов – это сущие копейки.
Следующий шаг, по словам зампреда ФНПР, - это оперативный и объективный пересчет потребительской корзины. Потому что из ее расчета складывается прожиточный минимум, на основе которого рассчитываются социальные пособия. Это вопрос выбора приоритета. Так как целенаправленная политика искусственного сдерживания роста зарплаты, которая проводится 20 лет, ни к чему хорошему не привела.
Выступление спецкора:
Коллеги, а давайте на фактах проследим работу профсоюза в нашей школе. Елена Николаевна Алмаева является председателем профессионального комитета в нашем интернате. Елена Николаевна к вам вопрос:
- Скажите, что сделал профсоюз для учителей нашей школы за последнее время?
2. Подведение итогов урока.
2.1 Вопросы для обсуждения и проверки усвоения материала:
- Женщины в среднем получают меньшую зарплату, чем мужчины. Чем это можно объяснить? Справедливо ли это?
- Какими измерителями можно измерить качество достойного труда?
- Скажите, ребята, вам понравился наш урок? В чем сильные и слабые стороны урока?
- Интересно, кто из вас, когда будет работать, обязательно вступит в профсоюз и почему?
Выступление корреспондента № 8:
О профсоюзе с юмором
Тиха Варфоломеевская ночь
И звезды светят, словно шарик в лузе
Французские – Виньен, Ронсар и проч.-
Поэты не любили профсоюзы.
Вот почему и не умели жить.
Католики не любят гугенотов.
Да и за что их, в общем-то, любить?
Не в профсоюзе и не платят взносов.
Отсюда ряд существенных вопросов:
Им в профсоюзе мир бы не был горек.
И из спины бы не торчал топорик.
Учитель:
Ребята, закончить наш урок я хотела бы притчей об ослике. Однажды, осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: “Как же его оттуда вытащить?”
Тогда хозяин ослика рассудил так: “Осел мой – старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец, все равно – почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения”.
Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Ослик сразу же понял к чему идет дело, и начал издавать страшный визг. Но его не слышали. И вдруг он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.
Он был изумлен от того, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, ко всеобщему изумлению, ослик показался наверху – и выпрыгнул из колодца!
…Ребята, в жизни вам будет трудно, вам придется столкнуться со многими проблемами, но жизнь прекрасна, это главная ваша ценность. Мне бы очень хотелось, что бы вы, не боялись трудностей, а старались их решать. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхните его и поднимайтесь наверх, только так вы сможете выбраться из колодца.
Каждая из возникающих проблем – это как камень для перехода на ручье. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца.
Спасибо за урок!
2.2. Выставление оценок.
2.3. Домашнее задание.
Приложение № 1
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Принята Генеральной Ассамблеей ООН
10 декабря 1948 года
(Извлечения)
СТАТЬЯ 4
Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех видах.
СТАТЬЯ 23
- Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
- Каждый человек, без какой либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
- Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
- Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.
СТАТЬЯ 24
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
СТАТЬЯ 25
- Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независимым от него обстоятельствам.
Приложение № 2
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
Статья 1
Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Статья 6
1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 32
1. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
2. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности:
a) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;
b) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;
c) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи.
Предварительный просмотр:
ПРОФСОЮЗ
ДОСТОЙНАЯ
ОПЛАТА
ТРУДА
ДОСТОЙНЫЙ ТРУД
(безопасность, соблюдение
трудовых прав, занятость)
СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАТИИ
УВАЖЕНИЕ,
СТАТУС РАБОТНИКА
МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК
ТРУДА
ТРУДОВОЙ
ДОГОВОР
ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ
САМОСТОЯТЕЛЬ-
НОСТЬ
НЕЗАВИСИМОСТЬ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА
Предварительный просмотр:
«Пока профсоюзы едины – они непобедимы!»
«Требуем достойного будущего нашим детям!»
«Сильные профсоюзы – справедливое общество!»
«Да здравствует профсоюзная солидарность!»
«Доходам россиян – реальный рост!»
«Пенсии на уровень не ниже 40% от заработка!»
«Достойная жизнь людям с ограниченными возможностями!»
Предварительный просмотр:
Профсоюзы – это добровольные общественные объединения граждан, объединяющие трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуры, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить определенную работу, а работник обязуется выполнять предусмотренную этим соглашением трудовую функцию.
Трудовое право – это отрасль права,
которая регулирует комплекс
общественных отношений,
связанных с применением труда и связанных
с ним отношений.
Труд – это осознанная, энергозатратная общепризнанная целесообразной
деятельность человека,
требующая приложения усилий
и осуществления работы.
С помощью труда человек видоизменяет предметы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.
Качество жизни – это социально-экономическая категория, представляющая обобщение понятия «уровень жизни»;
включает в себя уровень потребления материальных благ, удовлетворение духовных, образовательных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия среды, окружающей человека, морально-психологический климат, душевный комфорт.
Минимальный размер
оплаты труда (МРОТ) – это законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, установления размеров пособия по временной нетрудоспособности.
Работник – это физическое лицо,
вступившее в трудовые отношения с работодателем. Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста 16-ти лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста.
Работодатель – это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях ,предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (ст.20 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ).
Потребительская корзина – это
набор товаров услуг,
необходимых для удовлетворения
первоочередных потребностей человека, обеспечения здоровья и жизнедеятельности.
Прожиточный минимум – это
стоимостная оценка
потребительской корзины,
а также обязательные платежи и сборы.
Функции профсоюзов:
- организационная
- защитная
- представительская
- контрольная
- информационная
- регуляция социально-трудовых отношений
«Каждый имеет право на объединение,
включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.
Свобода деятельности общественных объединений гарантируется».
Пункт первый статьи 30
Конституции Российской Федерации
«Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов».
Часть первая пункта первого статьи 2 Федерального Закона
“О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности”
"Основными целями Профсоюза являются:
- представительство и защита индивидуальных и коллективных социальных, трудовых, профессиональных прав и интересов членов Профсоюза, направленные на повышение уровня жизни членов Профсоюза;
- реализация прав Профсоюза и его организаций на представительство в коллегиальных органах управления организациями системы образования;
- повышение качества жизни членов Профсоюза".
Статья 3
"Устава Профессионального союза работников народного
образования и науки Российской Федерации"
"Профсоюз в своей деятельности независим от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетен и не подконтролен. Взаимоотношения с ними Профсоюз строит на основе равноправия, социального партнерства и взаимодействия, а также на основе коллективных договоров, соглашений, диалога и сотрудничества в интересах своих членов".
Пункт 5 статьи 1
"Устава Профессионального союза работников народного образования
и науки Российской Федерации"
Я считаю…
На мой взгляд…
Я думаю, что…
Я уверен в том, что…
Достойный труд
в 21 веке.
За что борются профсоюзы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс по географии "Великие открытия и путешествия 20 века. Загадки природы и необычные явления"
Основные вопросы курса: Поиски Северного полюса, изучение Арктики, открытие Южного полюса, штурм горных вершин и пр....
Разработка открытого урока по чтению в 5 классе Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд»
Самоанализ урока Чтения в 5 классе, проведенного Монгуш Миланой Николаевной Тема урока: Священное (великое) слово Труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Тасп...
Достойный труд в XXI веке. Роль профсоюзов в борьбе за достойные условия труда на примере Англии, Латвии и России.
Материалы профсоюзного урока....
"Здесь дьявол с Богом борются..." (Ф.М. Достоевский): тема борьбы за душу человека в повести Н.В. Гоголя "Вий"
урок литератукры в10 классе...
Открытый урок профессионально-трудового обучения (штукатурно-малярное дело) "Охрана труда" для обучающихся с ОВЗ в 7 классе. На тему: "Организация охраны труда на уроке отделочных работ".
Тема урока: Организация охраны труда на уроке отделочных работ.Цели занятия:1. Образовательная:проверка знаний и навыков по охране труда;проконтролировать степень усвоения материалов;2. Воспитательные...
презентация к интеллектуальной игре на тему "Открытия и изобретения 21 века"
В презентации представлены вопросы тестового характера и ответы к ним по теме "Открытия и изобретения 21 века". Игра расчитана на учащихся 5-8 классов....