Повторительно – обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей».
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

систематизация и контроль качества знаний по теме; развивать коммуникативные способности учащихся – умение отстаивать свое мнение, вести диалог; формировать уважительное отношение к отечественной истории,  к истории своей малой родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_pervobytnykh_lyudey.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно – обобщающий урок по

теме:  «Жизнь первобытных людей».

Цель: систематизация и контроль качества знаний по теме; развивать коммуникативные способности учащихся – умение отстаивать свое мнение, вести диалог; формировать уважительное отношение к отечественной истории,  к истории своей малой родины.

Оборудование: карта мира, схема путешествия на доске. «Разминка», «Расскажи», «Путешествие », «Найди ошибки»,  «Проверь себя», «Впиши слово».

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Объявление темы и задачи урока

Несколько уроков подряд мы  изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой, говорили об археологических находках на территории нашего поселка. Этот период ученые называют первобытностью. А чем этот период отличается от современности?  Чем люди первобытности отличались от нас с вами?

  • Каковы черты первобытности или первобытного общества? (учащиеся должны сформулировать своими словами отличительные черты первобытного общества)
  1. Путешествие по станциям

На доске схема путешествия:

  1.  Разминка
  • Как ученые называют «науку лопаты»? (Археология)
  • Назовите главные занятия первобытного человека. (Собирательство, охота, рыболовство)
  • Из каких занятий произошли земледелие и скотоводство? ( Из собирательства и охоты)
  • Чем родовая община отличается от соседской? ( родовая община основана на родственных связях, а соседская – это прежде всего отдельный дом, обособленное хозяйство.)
  • Назовите древнейшие  орудия труда человека. (Дубина, палка – копалка, заостренный камень)
  1. Расскажи. ( Два ученика готовят  развернутые ответы. Им  дается время на подготовку.)
  • Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?
  • Почему появилось неравенство?
  1. Путешествие.  (Пока двое учеников готовятся к ответу, класс отправляется в путешествие по миру, где проверяются знания карты)
  • Покажите материк, где найдены кости орудия труда древнейших людей. (Африка)
  • Покажите предполагаемую область прародины человечества. (Восточная Африка)
  • Покажите древнейший район земледелия. (Западная Азия)
  1. Найди ошибки

Один ученик был большим фантазером. Он написал сочинение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно.

«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперед челюстями они напоминали обезьян.

Три женщины устроили состязание — чей сноп будет больше. Победила самая юная — ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.

— Нечестно! — заметил руководитель родовой общины, высокий парень, следивший за работой.— У тебя серп железный, а у них-то медные.

Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было — в те времена они еще не стали домашними животными. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного — они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной».   (В этом сочинении не менее пяти исторических ошибок. Найдите и опишите их.)

  1. Проверь себя. Что обозначают эти слова и выражения:  история, исторический источник,  Всеобщая история,  орудия труда, религия, искусство, родовая община, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство.
  2. Впиши слово.
  • Земледелие и скотоводство возникли в Западной ________более

___________лет назад.

  • Первым домашним животным была___________. Потом люди приручили и одомашнили других животных, например:____________.
  1.   Сделай вывод. (вернуться к началу урока, сделать вывод и записать его тетрадь)
  • Каковы черты первобытности? ( Первобытность – это такой порядок жизни людей, при котором: а) люди жили небольшими коллективами и все были равны; б) имели общее имущество; в) совместно трудились.)
  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: самостоятельно прочитать «Счет лет в истории».

Литература:

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» 5классМ. «Просвещение» 2010г.
  2. О.В. Арсланова, К.А. Соловьев «Поурочные разработки по истории Древнего мира» 5класс М. «Вако» 2007г.
  3. Н.И.Дорожкина «Современный урок истории» М.»Вако» 2009г.
  4. Атлас по истории Древнего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка обобщающего урока по теме" Жизнь на Земле"

Обобщающий урок по природоведению в 5классе по теме "Жизнь на Земле"...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей".

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" в виде маршрутного путешествия по станциям....

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе по теме "Жизнь первобытных людей"

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе (А.А.Вигасин) по теме "Жизнь первобытных людей" проводится с целью обобщения и систематизации материала по данной теме. Урок проводится в виде игры, класс дели...

Обобщающий урок по теме: «Жизнь на Земле».

Презентация к  уроку  по теме: «Жизнь на Земле». природоведение 5 класс...

Разработка обобщающего урока на тему "Жизнь на Земле", 5 класс

Разработка обобщающего урока с презентацией на тему "Жизнь на Земле" к учебнику "Природоведение" 5 класс, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина...

Конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Человек среди людей"

Вашему вниманию предоставляется подробный конспект со всеми инструкциями и заданиями повторительно-обобщающего урока по теме "Человек среди людей". Урок проводится в игровой форме, где учащиеся выполн...