Ассирия - "железное царсто"
план-конспект урока (история, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок 18. «Железное» царство Ассирии.
Цели урока по линиям развития:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.
Научить объяснять, как Ассирии удалось стать мировой державой Западной Азии, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину.
Линия 3. Историческое мышление.
Из фактов истории Ассирийской державы научить объяснять причины и последствия образования и гибели мировой державы.
Линия 4. Нравственное самоопределение.
При оценке такого исторического явления, как переход к железному веку, научить выявлять нравственные и гуманистические ценности человеческого общества.
Создать условия, при которых каждый ученик высказал бы собственную оценку по проблеме: «Переход к железному веку – благо или зло для человечества?».
Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.
Научить определять и объяснять свои оценки исторического наследства Ассирийской державы в развитии человеческой цивилизации.
Основной минимум содержания: начало железного века в Западной Азии около X века до н.э. и проблема нравственных ценностей. VIII–VII вв. до н.э. – великая Ассирийская держава. Завоевания Ассирии.
План урока:
I. Проблема урока: почему разные народы проклинали ассирийцев?
Почему ассирийцы создали ненавистное людям государство?
II. Поиск решения проблемы:
1. Хозяйственная деятельность ассирийцев и их достижения.
Примерный вывод по проблеме: достижением ассирийцев считается освоение обработки железа и применение его для изготовления различных изделий. Однако ассирийцы в большей степени использовали железо для оружия, с помощью которого завоёвывали и разрушали соседние государства. За это народы возненавидели воинствующих ассирийцев.
2. Завоевания Ассирии. Отношения к покорённым народам.
Примерный вывод по проблеме: с помощью профессиональной, хорошо
обученной армии ассирийцы завоевали большую часть Западной Азии,
подчинив своей власти многие народы. Жестокое отношение ассирийцев
к покорённым народам вызывало у людей ненависть и презрение.
3. Причины гибели мировой державы.
Примерный вывод по проблеме: восстания покорённых народов, хозяйственное ослабление Ассирии, наличие железного оружия у соседних народов, объединение сил покорённых народов привели к гибели могущественного государства – Ассирии.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. | – Давайте с вами узнаем, чему так удивился Антошка, когда услышал рассказ Археолога об Ассирии. – Открываем с. 90. Читаем диалог главных героев. – Благодаря кому были распространены железные изделия в эпоху Древнего мира? 3 – Что можно сделать из железа? – Какое мнение высказал Антошка, когда понял, что железной лопатой работать легче и удобнее? 3 Фиксируем на доске 1-й факт: Люди должны быть благодарны ассирийцам за то, что они распространили по цивилизованному миру железные изделия. – Какие факты привёл Археолог? 3 Фиксирует на доске 2-й факт: Столица Ассирии Ниневия – «город крови и логовище львов». – Сравните два факта, какое наблюдаем противоречие? 1 – Сформулируйте проблему урока. 1 Фиксирует проблему урока на доске: Почему разные народы проклинали ассирийцев? Почему ассирийцы создали ненавистное людям государство? | – Именно ассирийцы распространили по цивилизованному миру железные изделия. – Орудия труда, например лопату, совок, машину, оружие. – Наверное, люди должны быть благодарны той стране, откуда пришло умение делать железо. – Люди ненавидели ассирийцев и называли столицу Ассирийского царства Ниневию «городом крови и логовом льва». Выявляют противоречие. По-разному формулируют главный вопрос урока, записывая его в тетрадь. 1 | Регулятивные УУД 1. Определять цель – проблему. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность. 4. Работать по плану. 5. Оценивать степень и способы достижения цели. Познавательные УУД 1. Выделять причинно-следственные связи. 2. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения. 3. Выделять главное. 4. Находить в разных источниках достоверную информацию. 5. Определять понятия. 6. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. 7. Делать выводы Личностные УУД 1. Оценивать себя с позиции гражданина России. 2. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий. |
II. Версии. | – Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы? 2 Фиксирует версии на доске: 1) покорили многие народы; 2) были жестоки с людьми. | – Использовали железо для изготовления оружия, чтобы вести захватнические войны. – Много убивали людей, были жестокими к завоёванным народам. 2 | |
III. Актуализация знаний. | – Выполните задания из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 90. 2 3 5 При проверке применяем алгоритм cамооценки. 5 ТОУУ | Работают во фронтальном диалоге. | |
IV. Планирование деятельности. | – Что нам надо узнать для решения проблемы урока? 3 – Рассмотрите иллюстрации на с. 91–92. Что мы можем из них узнать? – Давайте с вами кратко сформулируем пункты нашего плана действий. 3 Фиксирует план действий на доске: Надо узнать: 1. Хозяйственная деятельность ассирийцев и их достижения. 2. Завоевания Ассирии. Отношения к покорённым народам. 3. Причины гибели мировой державы. | – Чем занимались ассирийцы, чего достигли, какое у них было оружие, с кем воевали. Могут сказать, что надо проанализировать хозяйственную деятельность, завоевательные походы, отношения с завоёванными народами. 3 | |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | – Прочитайте п. 1 (с. 90–91). 6 – Составьте список отраслей хозяйства жителей Ассирии. Отметьте их достижения в хозяйственной деятельности. 3 По ходу ответов учеников фиксируем на доске ключевые слова: Хозяйственная деятельность ассирийцев: – земледелие (виноград, ячмень); – скотоводство (разведение овец); – ремесло; – торговля с соседними народами (торговые пути вдоль Тигра). – Выделите из этих отраслей ту, благодаря которой ассирийцы разбогатели. 3 Подчёркиваем в списке слово торговля. Достижения: секреты обработки железа. – Что было открыто к X в. до н.э. в Малой Азии и как это повлияло на жизнь людей? 6 – В каких целях ассирийцы использовали железо? 6 – Как вы думаете, почему ассирийцы именно так решили его использовать? К чему это привело? 1 – Итак, мы с вами выяснили, что к XI–X в. до н.э. ассирийцы узнали секреты обра-ботки железа, из кото-рого можно было изго-тавливать крепкие орудия труда, но жите-ли Ассирии исполь-зовали железо для изго-товления оружия, с помощью которого завоёвывали торговые пути Западной Азии, а также осаждали города соседних стран, разру-шая их до основания и убивая местных жителей. – Давайте с вами попробуем расположить исторические факты в их логической последовательности и на основе этого сделать предварительный вывод по проблеме. 2 7 Записываем на доске логическую цепочку фактов: XI–X вв. до н.э. – узнали секреты обработки железа —железное оружие —завоевание торговых путей — разрушение соседних городов. | – К X веку в Малой Азии научились делать железные орудия, которые позволяли легко и быстро обрабатывать землю. – Для изготовления оружия (наконечники для стрел, мечи). – Взять под свой контроль торговые пути Западной Азии. – Защита своих городов от семитов- кочевников. Могут сказать, что, узнав секреты обработки железа, ассирийцы стали использовать этот сплав не столько в хозяйстве, сколько для изготовления оружия, с помощью которого они завоевали торговые пути и разрушили города соседних народов, тем самым принося людям несчастья и страдания. | |
– Что позволило ассирийцам создать мировую державу? Прочитайте текст на с. 92–94. Найдите ключевые слова, которые помогут вам справиться с заданием. 3 6 – Приготовьтесь отвечать, используя алгоритм выполнения продуктивного задания (см. урок 6). – Давайте проверим, что у вас получилось. ТОУУ Алгоритм cамооценки. – Как ассирийцы относились к завоёванным народам? 3 | В течение 3 минут индивидуально, самостоятельно работают с текстом учебника. – Я считаю, что ассирийцам удалось создать мировую державу благодаря профессиональной, хорошо обученной армии, хорошим дорогам, по которым можно было быстро передвигаться. Столица Ассирии город Ниневия была хорошо защищена от нападе-ния врагов крепостной стеной с 15 воротами. В каждом завоёванном государстве у ассирий-цев были свои разведчики и шпионы, которые вовремя предупреждали о начинающихся восстаниях. – Непокорных жителей убивали. Переселяли целые народы на пустующие земли. Могли вывезти из города статую бога-покровителя. | ||
– Откройте с. 50, по хронологической таблице узнайте, что обозначает дата 612 г. до н.э. – Как вы думаете, почему могущественная Ассирия погибла? 1 – Проверьте себя по тексту учебника (с. 93–94). – Составьте список причин гибели Ниневии. 1 – Кто хочет поделиться своими мыслями? Фиксируем на доске: Причины гибели Ниневии: – восстания покорённых народов; – хозяйственное ослабление Ассирии; – наличие железного оружия у соседних народов; – объединение сил покорённых народов. | – Это дата обозначает время разрушения столицы Ассирии – Ниневии. Высказывают свои мнения. Индивидуально, самостоятельно работают с текстом учебника. Выполняют задание в тетради. Один из учеников зачитывает список причин гибели Ниневии. | ||
VI. Выражение решения проблемы. | – Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 7 | Предполагаемый вывод по проблеме: 7 – Разные народы проклинали ассирийцев за их жестокость, за то, что они, завоевав соседние города, убивали местных жителей и подчинили своей власти целые народы. | |
VII. Применение нового знания. | – Как вы думаете, какие достижения и уроки оставила нам в наследство Ассирийская держава? 1 2 – Как вы думаете, переход к железному веку – это благо или зло для человечества? 2 | Могут сказать, что ассирийцы распространили по всему цивилизованному миру железные изделия. В Ниневии была собрана огромная библиотека из 30 тыс. глиняных табличек, на которых были записаны важнейшие исторические события. Однако на примере Ассирии мы видим, что не может долго существовать государство, пусть даже хорошо развитое, если оно создано на принципах уничтожения и порабощения других людей. Предлагают разные варианты ответов. Принимается любое мнение, главное, чтобы оно было аргументированным. | |
VIII. Домашнее задание. | – Ребята, что у меня в руках? Показываем Библию. – Как вы думаете, почему эта книга так называется? – Прочитайте дома § 15 и проверьте свои предположения. Вы узнаете, откуда произошло это название. – А чтобы лучше понять то, о чём пойдёт речь на следующем уроке, вам необходимо ответить на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 95. | Записывают д/з. |
© ООО «Баласс», 2012 Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ассирия
методическая разработка урока...
Ассирия
Презентация к уроку. Используется при объяснении нового материала....
сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!"
сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!".Работа интересна тем,что в неё вошли авторские работы учащихся:стихи,рассказы о родн...
8 класс. МХК. «АССИРО-ВАВИЛОНСКАЯ КУЛЬТУРА»
«АССИРО-ВАВИЛОНСКАЯ КУЛЬТУРА»•В развитии ассиро-вавилонской культуры доминирует не культовая, а светская линия. Это проявилось в строительстве великолепных городов с роскошными храмами и дворцами, укр...
Презентация "Победители Ассирии"
Презентация к уроку истории древнего мира в 5 классе "Победители Ассирии"...
Устный журнал по профилактике детского травматизма на железной дороге на тему "Безопасное поведение на железной дороге. «Правила соблюдать – беду миновать!".
В начале каждого учебного года мы, педагоги совместно с сотрудниками железной дороги проводим встречи с воспитанниками по профилактике детского травматизма на железной дороге. Для этого проводятся инс...
Конспект занятия по профилактике безопасного поведения на железной дороге «Правила безопасного поведения на железной дороге»
Конспект занятия по профилактике безопасного поведения на железной дороге «Правила безопасного поведения на железной дороге»...