урок-суд над В.И.Лениным
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Урок-суд над В.И. Лениным»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- Рассмотреть личность Ленина с разных точек зрения
- Изучить историческую ситуацию в России 20-х годов
- Показать взаимосвязь времен и эпох, воспитание коммуникативных качеств, нравственного и эстетического восприятия
Задачи:
- Усвоение новых знаний о стране, расширение кругозора учащихся;
- Формирование умений работы с дополнительной литературой, историческими источниками;
Оборудование:
- Портреты В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, И.В. Сталина, А.Ф. Керенского, Ф.Е. Каплан.
- Видеопроектор
План урока:
- Организационный момент.
- Заседание суда истории
- Рефлексия
Заседание суда истории.
Обвинитель: Сегодня мы собрались чтобы подвергнуть суду истории, пожалуй , одного из самых ярких политических деятелей в истории России- Владимира Ильича Ленина. Встаньте подсудимый. Вы обвиняетесь в разрушении великой империи, уничтожении векового уклада русского государства, массовой эмиграции интеллигенции, искоренению целых классов русского народа. Признаете ли вы себя виновным?
Подсудимый: Нет, не признаю. Я и мои товарищи не разрушили, а построили великую державу, в которой нет места угнетению бедных богатыми. В СССР все люди равны не смотря на свое происхождение. Поэтому я не признаю себя виновным.
Защитник: Лично я не понимаю, почему мы сегодня обвиняем товарища Ленина? Владимир Ильич является одним из тех, русских политических деятелей о ком не нужно рассказывать. Достаточно просто назвать его фамилию. В течении 70 лет он был символом нашего государства. Даже сегодня молодые люди могут не знать кто такой Николай II, Родзянко или Чапаев, но о Ленине слышали все. В доказательство я хочу пригласить человека , который был правой рукой Владимира Ильича в года гражданской войны, основателя Красной армии- Льва Давидовича Троцкого.
Троцкий: Мы познакомились с подсудимым в 1902 году в Лондоне во время моей первой эмиграции. Да, Владимир Ильич, не без моего участия, разрушил Российскую империю. Но это же было ужасное государство, в котором 80 % населения не могли заниматься тем, чем хотели. В годы гражданской войны была создана Красная армия. Помещики и буржуазия перестали угнетать рабочий класс. Конечно, не обошлось без перегибов таких, как политика военного коммунизма, но в целом Ленин дал верное направление для развития государства.
Защитник: Если я вас правильно понял, Вы не считаете Владимира Ильича преступником?
Троцкий: Совершенно верно.
Обвинитель: Я в свою очередь хочу пригласить человека, который считает, что у России был другой путь развития нежели чем социализм- Александр Федорович Керенский.
Керенский: Да, я уверен, что диктатура пролетариата, навязанная нашей стране Лениным и его сообщниками, повергла ее в ужас гражданской войны и разруху военного коммунизма. На мой взгляд, приоритетной формой правления в России может быть только республика, при многопартийной системе, разумеется. Сращивание государственного и партийного аппарата не может привести ни к чему хорошему. Большевики во главе с подсудимым захватив власть в октябре 1917 года, сорвали заседания единственного легального органа власти- учредительного собрания. Поэтому я считаю, Ленин виновен в инкриминируемых ему преступлениях.
Защитник: Позвольте мне вызвать еще одного свидетеля зашиты. Этот человек сменил Ленина во главе и партии, и государства, он долгие годы руководил страной, он возвел имя Ленина в ранг национальных героев. Это Иосиф Виссарионович Сталин.
Сталин: Товарищи, мы с вами сегодня судим не Ленина, а все то хорошее, что принесла октябрьская революция и советская власть. Когда большевики брали власть в октябре 17-го года, страна уже была расколота. Ее раздирали внутренние противоречия, кроме того большая часть ее была занята неприятелем. Ленин сумел объединить вокруг себя единомышленников и взять власть в свои руки. Первые годы были особенно тяжелыми для молодого советского государства, но партия большевиков взяла правильный курс на построение коммунистического общества. Я не считаю Ленина виновным, напротив во всех свих последующих начинаниях я ориентировался на «Дело Ленина».
Обвинитель: Не все в нашем зале столь же высокого мнения о подсудимом. Я прошу дать слово человеку, который во многом повлиял на жизнь Ленина- Фанни Ефимовна Каплан.
Каплан: 30 августа 1918 года на заводе Михельсона, где состоялся митинг рабочих. Каплан стреляла в Ленина. Это было сделано по предложению социалистов-революционеров. Я исполнила свой долг с доблестью и помру с доблестью. Я крайне отрицательно отнеслась к Октябрьской революции, стояла за созыв Учредительного собрания. Решение о покушении на Ленина приняла в Симферополе в феврале 1918 (после роспуска Учредительного собрания); считаю Ленина предателем революции и уверена, что его действия «удаляют идею социализма на десятки лет»; покушение совершила «от себя лично», а не по поручению какой-либо партии. Я застрелила Ленина, потому что я считаю его предателем. Из-за того, что он долго живет, наступление социализма откладывается на десятилетия.
Обвинитель: Вы услышали много различных точек зрения. На мой взгляд, обвинение было наиболее убедительно. Владимир Ильич Ленин, личность безусловно яркая, неоднозначная. Богиня фемида- богиня правосудия- всегда с завязанными глазами и весами в руке. Если на чашу этих весов положить все поступки подсудимого , то ,по моему мнению, перевесит чаша с преступлениями.
Ведущий: подсудимый, вам предоставляется последнее слово.
Ленин: Моя политическая философия ориентирована радикальное переустройство общества, ликвидирующее всякое угнетение, социальное неравенство. Средством такого переустройства должна была быть революция. Я рассматриваю революцию как следствие в первую очередь объективных процессов, указывая, что она не делается по заказу или по желанию революционеров. Я внимательно изучал жизнь разных слоёв населения, стараясь выявить изменения настроений классов и групп, соотношение их сил и т. д. На этой основе делались выводы о классовых союзах, о лозунгах дня и возможных практических действиях.
Я не считаю и не признаю себя виновным.
Ведущий: Сегодня в нашем зале нет судьи. Рассудит нас только история.
Историческая справка:
Влади́мир Ильи́ч Улья́нов (псевдоним Ле́нин; 22 апреля 1870, Симбирск — 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) — российский и советский политический и государственный деятель мирового масштаба, революционер, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства. Марксист, публицист, основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Третьего (Коммунистического) интернационала, основатель СССР. Сфера основных политико-публицистических работ — материалистическая философия, теория и практика осуществления социалистической революции, построения социализма и коммунизма, политэкономия социализма.
Лев Дави́дович Тро́цкий (Лейба Давидович Бронштейн) — деятель международного коммунистического движения, теоретик марксизма, идеолог одного из его течений — троцкизма. Один из организаторов Октябрьской революции 1917 г. и один из создателей Красной армии. Один из основателей и идеологов Коминтерна, член Исполкома Коминтерна. В советском правительстве — нарком по иностранным делам; в 1918—1925 — нарком по военным и морским делам и председатель Революционного военного совета РСФСР, затем СССР. С 1923 г. — лидер внутрипартийной левой оппозиции.
Алекса́ндр Фёдорович Ке́ренский - 22 апреля 1881, Симбирск, Российская империя — 11 июня 1970, Нью-Йорк, США) — российский политический и общественный деятель; министр, затем министр-председатель Временного правительства (1917), один из лидеров российского политического масонства.
Ио́сиф Виссарио́нович Ста́лин (настоящая фамилия — Джугашви́ли) — российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель. На протяжении четверти века, с конца 1920-х — начала 1930-х годов и до самой своей смерти, Сталин руководил Советским государством. Он взял курс на форсированную индустриализацию и сплошную коллективизацию сельского хозяйства для осуществления грандиозного модернизационного проекта — перехода в кратчайшие сроки от традиционного аграрного общества к индустриальному.
Фа́нни Ефи́мовна Капла́н (Фейга Хаимовна Ройтблат, 10 февраля 1890, Волынская губерния — 3 сентября 1918, Москва) — участница российского революционного движения, известная, главным образом, как исполнитель покушения на жизнь Ленина. В различных источниках упоминается под именами Фанни, Фаня, Дора и Фейга, отчествами Ефимовна, Хаимовна и Файвеловна, фамилиями Каплан, Ройд, Ройтблат и Ройдман.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От Ленина до Путина
Презентация содержит хронологию и краткую характеристику руководителей Советского государства и новой России. Будет полезна при проведении уроков предэкзаменационного повторения и подготовке к ЕГЭ по ...
Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии
Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...
"Ленин и современность"
Что знаем мы, современные пятнадцатилетние школьники, о Владимире Ильиче Ленине? Совсем немного я узнал о Ленине только в 9 классе, когда очень бегло проходили истори...
"Ленин и современность"
С именем Ленина связана целая историческая эпоха. Но помнят об этом сегодня только взрослые. Книжки про Ильича уже не выпускают, в октябрята учеников младших классов не принимают, а соответственно и н...
Поле чудес Тема: «Владимир Ильич Ленин – наш земляк»
В.И. Ленин...
Оформление площади им.Ленина к Всероссийскому празднику День защиты детей.
Рисунок на асфальте. Тема: "Сладости"( торты, конфеты и т.д.)...
Отчёт о публичной презентации профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1 им.В.И.Ленина» г.Ульяновска.
Представлен отчёт о педагогической деятельности учителя....