урок-суд над В.И.Лениным
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Конспект урока по истории в 9 класе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sud_nad_leninym.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Урок-суд над В.И. Лениным»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • Рассмотреть личность Ленина с разных точек зрения
  • Изучить историческую ситуацию в России 20-х годов
  • Показать взаимосвязь времен и эпох, воспитание коммуникативных качеств, нравственного и эстетического    восприятия

Задачи:

  • Усвоение  новых знаний о стране, расширение кругозора учащихся;
  • Формирование умений работы с дополнительной литературой, историческими источниками;

Оборудование:

  • Портреты В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, И.В. Сталина, А.Ф. Керенского, Ф.Е. Каплан.
  • Видеопроектор

План урока:

  • Организационный момент.
  • Заседание суда истории
  • Рефлексия

Заседание суда истории.

Обвинитель: Сегодня мы собрались чтобы подвергнуть суду истории, пожалуй , одного из самых ярких политических деятелей в истории России- Владимира Ильича Ленина. Встаньте подсудимый.  Вы обвиняетесь в разрушении великой империи, уничтожении векового уклада русского государства, массовой эмиграции интеллигенции, искоренению целых классов русского народа. Признаете ли вы себя виновным?

Подсудимый:  Нет, не признаю. Я и мои товарищи не разрушили, а построили великую державу, в которой нет места угнетению бедных богатыми. В СССР все люди равны не смотря на свое происхождение. Поэтому я не признаю себя виновным.

Защитник:  Лично я не понимаю, почему мы сегодня обвиняем товарища Ленина? Владимир Ильич является одним из тех, русских политических деятелей о ком не нужно рассказывать. Достаточно просто назвать его фамилию. В течении 70 лет он был символом нашего государства. Даже сегодня молодые люди могут не знать кто такой Николай II, Родзянко или Чапаев, но о Ленине слышали все. В доказательство я хочу пригласить человека , который был правой рукой Владимира Ильича в года гражданской войны, основателя Красной армии- Льва Давидовича Троцкого.

Троцкий: Мы познакомились с подсудимым в 1902 году в Лондоне во время моей первой эмиграции.  Да, Владимир Ильич, не без моего участия,  разрушил Российскую империю. Но это же было ужасное государство, в котором  80 % населения не могли заниматься тем, чем хотели. В годы гражданской войны была создана Красная армия. Помещики и буржуазия перестали угнетать рабочий класс. Конечно, не обошлось без перегибов таких, как политика военного коммунизма, но в целом Ленин дал верное направление для развития государства.

Защитник: Если я вас правильно понял, Вы не считаете Владимира Ильича преступником?

Троцкий: Совершенно верно.

Обвинитель: Я в свою очередь хочу пригласить человека, который считает, что у России был другой путь развития нежели чем социализм- Александр Федорович Керенский.

Керенский: Да, я уверен, что диктатура пролетариата, навязанная нашей стране Лениным и его сообщниками, повергла ее в ужас гражданской войны и разруху военного коммунизма. На мой взгляд, приоритетной формой правления в России может быть только республика, при многопартийной системе, разумеется. Сращивание государственного и партийного аппарата не может привести ни к чему хорошему. Большевики во главе с подсудимым захватив власть в октябре 1917 года, сорвали заседания единственного легального органа власти- учредительного собрания. Поэтому я считаю, Ленин виновен в инкриминируемых ему преступлениях.

Защитник: Позвольте мне вызвать еще одного свидетеля зашиты. Этот человек сменил Ленина во главе и партии, и государства, он долгие годы руководил страной, он возвел имя Ленина в ранг национальных героев. Это Иосиф Виссарионович Сталин.

Сталин: Товарищи, мы с вами сегодня судим не Ленина, а все то хорошее, что принесла октябрьская революция и советская власть. Когда большевики брали власть в октябре 17-го года, страна уже была расколота. Ее раздирали внутренние противоречия, кроме того большая часть ее была занята неприятелем. Ленин сумел объединить вокруг себя  единомышленников и взять власть в свои руки. Первые годы были особенно тяжелыми для молодого советского государства, но партия большевиков взяла правильный курс на построение коммунистического общества. Я не считаю Ленина виновным, напротив во всех свих последующих начинаниях я ориентировался на «Дело Ленина».

Обвинитель: Не все в нашем зале столь же высокого мнения о подсудимом. Я прошу дать слово человеку, который во многом повлиял на жизнь Ленина- Фанни Ефимовна Каплан.

Каплан: 30 августа 1918 года на заводе Михельсона, где состоялся митинг рабочих. Каплан стреляла в Ленина. Это было сделано по предложению социалистов-революционеров. Я исполнила свой долг с доблестью и помру с доблестью. Я  крайне отрицательно отнеслась к Октябрьской революции, стояла  за созыв Учредительного собрания. Решение о покушении на Ленина приняла в Симферополе в феврале 1918 (после роспуска Учредительного собрания); считаю Ленина предателем революции и уверена, что его действия «удаляют идею социализма на десятки лет»; покушение совершила «от себя лично», а не по поручению какой-либо партии.  Я застрелила Ленина, потому что я считаю его предателем. Из-за того, что он долго живет, наступление социализма откладывается на десятилетия.

Обвинитель: Вы услышали много различных точек зрения. На мой взгляд, обвинение было наиболее убедительно. Владимир Ильич Ленин, личность безусловно яркая, неоднозначная. Богиня фемида- богиня правосудия- всегда с завязанными глазами и весами в руке. Если на чашу этих весов положить все поступки подсудимого , то ,по моему мнению, перевесит чаша с преступлениями.

Ведущий:  подсудимый, вам предоставляется последнее слово.

Ленин:  Моя политическая философия  ориентирована радикальное переустройство общества, ликвидирующее всякое угнетение, социальное неравенство. Средством такого переустройства должна была быть революция. Я рассматриваю  революцию как следствие в первую очередь объективных процессов, указывая, что она не делается по заказу или по желанию революционеров.  Я  внимательно изучал жизнь разных слоёв населения, стараясь выявить изменения настроений классов и групп, соотношение их сил и т. д. На этой основе делались выводы о классовых союзах, о лозунгах дня и возможных практических действиях.

Я не считаю  и не признаю себя виновным.

Ведущий:  Сегодня в нашем зале нет судьи. Рассудит нас только история.

Историческая справка:

Влади́мир Ильи́ч Улья́нов (псевдоним Ле́нин; 22 апреля 1870, Симбирск — 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) — российский и советский политический и государственный деятель мирового масштаба, революционер, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства. Марксист, публицист, основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Третьего (Коммунистического) интернационала, основатель СССР. Сфера основных политико-публицистических работ — материалистическая философия, теория и практика осуществления социалистической революции, построения социализма и коммунизма, политэкономия социализма.

Лев Дави́дович Тро́цкий (Лейба Давидович Бронштейн) — деятель международного коммунистического движения, теоретик марксизма, идеолог одного из его течений — троцкизма. Один из организаторов Октябрьской революции 1917 г. и один из создателей Красной армии. Один из основателей и идеологов Коминтерна, член Исполкома Коминтерна. В советском правительстве — нарком по иностранным делам; в 1918—1925 — нарком по военным и морским делам и председатель Революционного военного совета РСФСР, затем СССР. С 1923 г. — лидер внутрипартийной левой оппозиции.

Алекса́ндр Фёдорович Ке́ренский - 22 апреля 1881, Симбирск, Российская империя — 11 июня 1970, Нью-Йорк, США) — российский политический и общественный деятель; министр, затем министр-председатель Временного правительства (1917), один из лидеров российского политического масонства.

Ио́сиф Виссарио́нович Ста́лин (настоящая фамилия — Джугашви́ли) — российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель. На протяжении четверти века, с конца 1920-х — начала 1930-х годов и до самой своей смерти, Сталин  руководил Советским государством.  Он взял курс на форсированную индустриализацию и сплошную коллективизацию сельского хозяйства для осуществления грандиозного модернизационного проекта — перехода в кратчайшие сроки от традиционного аграрного общества к индустриальному.

Фа́нни Ефи́мовна Капла́н (Фейга Хаимовна Ройтблат, 10 февраля 1890, Волынская губерния — 3 сентября 1918, Москва) — участница российского революционного движения, известная, главным образом, как исполнитель покушения на жизнь Ленина. В различных источниках упоминается под именами Фанни, Фаня, Дора и Фейга, отчествами Ефимовна, Хаимовна и Файвеловна, фамилиями Каплан, Ройд, Ройтблат и Ройдман.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От Ленина до Путина

Презентация содержит хронологию и краткую характеристику руководителей Советского государства и новой России. Будет полезна при проведении уроков предэкзаменационного повторения и подготовке к ЕГЭ по ...

Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...

"Ленин и современность"

Что знаем  мы,  современные пятнадцатилетние школьники, о Владимире Ильиче Ленине? Совсем немного я  узнал о Ленине только в 9 классе, когда  очень бегло проходили истори...

"Ленин и современность"

С именем Ленина связана целая историческая эпоха. Но помнят об этом сегодня только взрослые. Книжки про Ильича уже не выпускают, в октябрята учеников младших классов не принимают, а соответственно и н...

Оформление площади им.Ленина к Всероссийскому празднику День защиты детей.

Рисунок на асфальте. Тема: "Сладости"( торты, конфеты и т.д.)...