Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся
статья на тему
Проектная деятельность учащихся в урочное и внеурочное время по истории - есть один из эффективных способов развития познавательных интересов,
самостоятельному и критическому мышлению обучающихся, умению детей сотрудничать и работать в команде.
В ходе работы над проектом развиваются УУД. Для развития познавательного интереса проектирование предполагает различные методические приемы: дискуссии,
ролевые и деловые игры, моделирование и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_proektnaya_deyatelnost.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся
Сегодня проектная технология прочно вошла в жизнь школы.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
Как отмечает Е.С. Полат, проектный метод позволяет:
- научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Таким образом, проектирование предполагает особые методические приёмы в работе преподавателя, широкое использование дискуссий, ролевых и деловых игр, моделирования. Всё это подразумевает перенесение акцента с пассивных на интерактивные методы преподавания, предполагает изменение системы работы преподавателя.
Проектная деятельность школьников начинается уже в курсе «История и культура родного края».
Особый акцент делаю на том, что имеет непосредственное значение для каждого обучающегося. В данном случае – это проект «Генеалогическое древо».
При прохождении темы «Жилища, народов населяющих п.Ачинеры» возни -кает проблема- сохранение уникальной культуры быта как калмыцкого , так и русского народов.
Цель проекта - создание уголков калмыцкого и русского быта ( калмыцкая кибитка, русская изба, домашняя утварь и т.д.) в школьном музее.
В 9-11 классах считаю перспективной проектную и исследовательскую деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Реализуя проект, учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности (умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности и др.)
За определённое время (от одного урока до 2-3-х месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую либо иную задачи. За последнее время реализованы несколько учебных проектов с использованием интерактивной доски. Среди них «Революция и судьба русской культуры», «Культура в эпоху перемен» и другие.
При организации проектной деятельности учащихся широко применяю технологию работы в группах.
Для развития самостоятельности и творческой активности учеников при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе я использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого. Такие уроки провожу при изучении однородного исторического материала, например, по теме «Политические партии в России в начале XX века», «Боевые действия на восточном фронте в ходе Первой мировой войны (1914г., 1915 г., 1916г.)». Так изучаем вопросы культуры, группы исследуют отдельные её направления: литературу, живопись, скульптуру и т.п. заранее готовлю листы с заданиями для каждой группы, которые затем выполняют эти задания (на уроке, вне его) с помощью компьютерного учебника и готовят выступление по результатам проделанной работы
В 10 классе в учебной игре «Устный диафильм» (в форме презентации) обучающимся предлагается представить себя авторами диафильма и по ходу рассказа учителя составить его план, записав содержание или название картинок для его кадров. Пример, по теме «Движение народников» учитель готовит сюжетно-образный рассказ. О самой игре учитель сообщает на уроке: «Представьте, что каждому из вас необходимо создать диафильм под названием «Хождение в народ». Я сейчас постараюсь рассказать, как это происходило, а вам нужно, внимательно слушая мой рассказ, составить перечень кадров, то есть либо записать название картинок, которые вы помещаете в кадрах, либо текст, который вы собираетесь под ними записать. Суть в том, чтобы потом вы могли бы по вашим записям восстановить и рассказать, как вы видите каждый кадр вашего диафильма».
Применение проектного подхода имеет особое значение в изучении культурно-исторического материала. Учебный проект для ученика- способ создать нечто интересное самостоятельно, попробовать свои силы, проявить знания и умения и показать публично достигнутый результат. Данный способ применим к изучению повседневной культуры общества, так как позволяет реконструировать на исторической основе проявление бытовой и ментально-нравственной сфер общества.
Тема: Приметы и суеверия в жизни русских и калмыков.(10 кл)
Проблема- сохранение суеверности российского человека.
Цель – выявить и раскрыть все языческие суеверия, которые были связаны с одеждой, вещами и повседневным бытом. Убедить доверять не приметам, а своему интеллекту.
Надо признать, что таким образом проводить изучение всего учебного курса невозможно. Оптимальным может быть включение отдельных проектных действий на уроке, а затем полноценное использование проектирования во внеклассной работе.
В текущем учебном году проектная деятельность полностью была посвящена теме 70-й годовщине Великой Победы.
В школе реализуется проект по созданию веб-сайта «Мы помним, мы гордимся!». Для этого наметили основные страницы, распределили между учащимися задания по наполнению той или иной страницы, а общей объединяющей работой будет создание главной страницы.
Обучающитеся 5-6 классов работают над проектом «Великая Отечественная война в истории моей семьи».
Конечный продукт проекта - альбом, включающий детские творческие работы: сочинения, рисунки, фоторассказы о своих родственниках, прошедших Великую Отечественную войну.
Список литературы
1.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – Москва. 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках обществознаниякак способ развития познавательного интереса учащихся
Обобщения опыта учителя обществознания МОУ «СОШ №4»Волковой Е.В....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...
Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"
Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...
Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций».
Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций»....
Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся
Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности. Одной из приоритетных задач современного образования является создание не...
Доклад: "Проектная деятельность во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихся"
Проектная деятельность во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихсяА.О. ВласоваЮ.Ю. ТюринаМуниципальное образовательное учреждение«Тираспольская средняя школа №11&r...