Мы не победимы, если мы едины
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

сценарий внеклассного мероприятия ко Дню народного единства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_noyabrya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл

«Звениговская санаторная школа-интернат»

Мы непобедимы, если мы едины.

Ко Дню народного единства России.

(Информационно-познавательный час для учащихся средних классов).

Материал подготовили:

Моисеева Л.Л., воспитатель высшей категории

                                                       Трифонова О.А., учитель истории            

Звенигово, 2013г.

Задачи:

  1. Способствовать формированию понимания значения Дня народного единства для России.  Уважительное отношение
  2. Развивать любознательность к традициям и обычаям своей страны.
  3. Воспитывать к традициям и обычаям своей страны.

Форма  проведения:  исторический экскурс.

Подготовительная работа:

  1. Подготовка презентации по теме информационно-познавательного часа.
  2. Выставка репродукций картин русских художников.
  3. Подбор музыкального сопровождения.

2 слайд.

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!

В жизни россиян появился новый государственный праздник. Он посвящен единству России. Давайте подумаем, что это значит – «единство».

(Ответы учащихся: быть вместе, быть заодно, делить радость и горе, поддерживать друг друга и т.д.)

Можно сказать, что тогда, когда народ един в своих решениях, можно достичь успеха и процветания.

-Каким образом люди могут выражать свое единство в тех или иных вопросах жизни государства?

(Высказывать общую точку зрения и понимания. Голосовать на выборах, принимая решение сообща. Защищать свою Родину в трудную минуту, в минуту жизненных испытаний.)

Сейчас мы попытаемся вспомнить те минуты российской истории, когда вся страна в едином порыве: дети, мужчины, женщины – вставали на защиту своей страны.

3 слайд.  Многие из вас без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед собором Василия Блаженного на Красной площади. Это памятник Минину и Пожарскому. Он посвящен нижегородцам Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период Смутного времени на Руси, в конце XVI-начале XVII века. Памятник Минину и Пожарскому – самый первый в Москве!

4 слайд.  Вначале его планировали установить в Нижнем Новгороде – в городе, где было собрано ополчение, «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество свое и воспламенил тем соревнование своих сограждан».

В один из осенних дней 1611 года жители большого торгового города  Нижнего Новгорода по призыву набата собрались на рыночной площади. Здесь им зачитали полученную из Москвы грамоту, в которой говорилось о страданиях русского народа, о бесчинствах и насилиях иноземных захватчиков – поляков и шведов, вторгшихся в страну. Москва просила о помощи и призывала к борьбе. Нижегородцы с состраданием отнеслись к известию. Кузьма Минин с паперти церкви Рождества  Иоанна  Предтечи около Нижегородского кремля.

5 слайд.  «Если захотим помочь Московскому государству, не пожалеем ничего, дворы свои продадим, жен и детей заложим, чтобы спасти Отечество! Дело великое, но мы совершим его».  Городской совет из представителей всех слоев населения руководил сбором средств и призывом ратных людей. Казначеем и распорядителем всех средств  стал Кузьма Минин - земский староста.

6 слайд.  Нужно было избрать военного предводителя будущего ополчения. Начальником земского ополчения был приглашен один из лучших военачальников того времени, известный своей храбростью и честностью «стольник воевода», князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

7 слайд.  Начался набор ратных людей в ополчение. Из Нижнего Новгорода по городам рассылались грамоты с призывом помочь «очищению Московского государства». Из разных мест спешили в Нижний Новгород добровольцы: служивые и посадские люди, крестьяне, стрельцы, казаки. Вместе с русскими в ополчении участвовали татары, марийцы, чуваши и другие народы Поволжья.

В январе 1612 году Минин и Пожарский повели свою рать не сразу к Москве, а сначала вверх по Волге к Костроме, а затем в Ярославль. Там к ним присоединились местные ополченцы. Земское ополчение оставалось в Ярославле около 4 месяцев.

В это время польский король Сигизмунд, осуществивший интервенцию, собирал новые силы. На выручку сидевшему в Кремле польскому гарнизону двинулось 12-тысячное войско с опытным предводителем гетманом Ходкевичем.

8-9 слайды.  Основное сражение произошло 24 августа. Ходкевич решил пробиваться к Кремлю через Замоскворечье. Туда же переместил часть своего войска и Пожарский. На рассвете конница Ходкевича стремительно обрушилась на отряды ополченцев. Пошла в наступление и вражеская пехота.  Русские ополченцы стойко и самоотверженно отбивали атаки врага. Сражение продолжалось около 15 часов. Силы ополчения были на исходе. И тут Минин совершил воинский подвиг: взяв у Пожарского несколько сотен всадников, он переправился с ними через Москву – реку. В лагере врага началась паника. Русские захватили обоз, пушки, знамена. Ходкевич бежал, «браду свою кусая зубами, царапая лицо ногтями…»

10 слайд.  Все дни осады и боев в русском стане находилась икона Казанской Божией Матери, вселяя в воинов веру в победу.

11 слайд.  22 октября приступом был взят Китай-город, а через несколько дней, не выдержав голода, вражеский гарнизон, окруженный со всех сторон, сдал кремль. Москва была освобождена. Народы России, тесно сплотившиеся для борьбы с врагом, спасли свою землю. Правы были польские интервенты, когда говорили о том, что Россия умеет объединяться.

12 слайд. «Зная, что бедствие было попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери. И молитва была услышана.

13 слайд.  Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено 4 ноября 1649 года указом царя Алексея Михайловича. И до наших времен эта икона особо почитается русским православным народом.

(Пауза.)

 Были в нашей истории в разные века страшные времена: война 1812 года, Великая Отечественная война. И во все времена русские люди в борьбе с врагом были едины. Именно подвиг ополченцев показал всем, кто хочет завоевать Россию, что сделать это невозможно никогда, ни в какие времена.  С 2005 года  4 ноября в России отмечается государственный праздник – День народного единства. Это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

А теперь наступило время викторины.

14 слайд.  Викторина.

  1. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
  2. Кому принадлежат слова: «Если захотим помочь Московскому государству, не пожалеем ничего, дворы свои продадим, жен и детей заложим, чтобы спасти Отечество!»
  3. В каком году и кем впервые было установлено празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября?
  4. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
  5. Где установлен первый памятник Минину и Пожарскому?

15 слайд.  Россия!
Зарождалось это слово
В звучании разбуженных мечей,
В холстах голубоглазого Рублева
И в тишине предгрозовых ночей.
На поле боя вызревали росы,
На пепелищах
Пели топоры.
Мы все прощали.
Мы - великороссы
Всегда великодушны и добры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий информационного часа по истории России «Мы непобедимы, если мы едины».

С 4 ноября 2005 года в нашей стране отмечается День народного единства в ознаменование освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году. Его празднование имеет почти 300-летнюю традицию и ...

Презентация по разъяснению и пропаганде Послания Президента Казахстана Н. А. Назарбаева «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 года

Предлагаемый материал можно  применить на уроках истории Казахстана, обществознания, на  классных часах в старших классах, внеклассных мероприятиях (круглые столы, в работе информационно-про...

Классный час на тему: «КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПОСЛАНИЮ ПРЕЗЕДЕНТА КАЗАХСТАНА НАЗАРБАЕВА Н.А. ОТ 17 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА  "КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ - 2050: ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ, ЕДИНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, ЕДИНОЕ БУДУЩЕЕ"....

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Классный час на тему "Всемирное зло победимо"

Классный час на тему "Всемирное зло победимо"...

Тренинг "Если мы едины, мы не победимы"

Цель: Формирование представлений о дружбе. Задачи:Углублять и уточнять представления о Родине – России.Расширять знания о государственных праздниках: это праздник патриотизма, взаимопомощи ...